Что такое средства массовой информации как они влияют на политическую?

10 ответов на вопрос “Что такое средства массовой информации как они влияют на политическую?”

  1. MoNCTRIk Ответить

    Роль СМИ в политической жизни государства

    массовая информация печать радио
    Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ в политической жизни государства.
    В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.[16]
    Особенно велика роль масс-медиа в демократическом государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, где важнейшие решения принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство – элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.
    Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического господства правящей литы. В индустриально развитых странах без доступа к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной оппозиции. В современном мире СМИ все в большей степени выступают не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом.

    Влияние СМИ на политическую жизнь общества

    Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся так типу менталитета и культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. Однако и здесь различные политические силы широко заменяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которая может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющие разум человека, СМИ могут оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта их способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей.
    Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.
    Воздействие СМИ на политику осуществляется не только непосредственно через политические коммуникации, обеспечивающие участников политической жизни необходимой информацией и делающие возможными любые целенаправленные коллективные действия больших групп людей, но и в результате формирования самих субъектов политики.
    Как свидетельствуют специалисты, современные источники информации влияют на психику людей, способы восприятия и осмысления ими политических событий, а также их нравственные ценности, общественные и политические установки.
    СМИ могут воздействовать на формирование политически значимых качеств граждан в прямо противоположных направлениях. В ряде стран мира они достаточно эффективно выполняют функции политического просвещения граждан, их объективного информирования о важнейших внутригосударственных международных событиях. Однако достаточно часто СМИ используются в целях закрепления политического господства привилегированных общественных классов и групп. Политические цели и итог такого рода деятельности СМИ-предотвращение массовых протестов против некомпетентных коррумпированных режимов, проводящих далекую от национальных интересов политику.
    Рассматривая влияние СМИ, можно выделить две его составляющие-информационно-коммуникационные технологии и профессиональные, редакционные методы. Первая составляющая включает маркетинговые (PR-деятельность, информационный лоббизм и т.д.) и немаркетинговые (пропаганда, манипуляция, агитация, дезинформация) технологии. Вторая – методы редактирования и издания материалов, профессиональные нормы медиа-компаний и субъективные характеристики сотрудников СМИ.
    Наиболее интересными для рассмотрения, по моему мнению, являются не маркетинговые технологии СМИ.
    Отход от применения технологии пропаганды в чистом виде и поворот к использованию различных методик убеждения с элементами пропаганды является одним их современных направлений эволюции технологий влияния.
    По мнению специалистов, существует четыре тенденции развития пропаганды в XXI в.:
    активизация сферы пропагандистских демонстраций;
    формирование политического информирования через СМИ;
    интенсификации способа пропагандистского информацирования;
    глобализация и универсализация пропаганды.
    Манипулятивные технологии дополняют другие методы воздействия и пересекаются с ними. Часто упоминаются следующие методы влияния на общество, используемые современными манипуляторами:
    управление информационными потоками;
    мифологическое манипулирование;
    психологические технологии;
    ценностно-эмоциональное манипулирование;
    применение механизма социального контроля;
    манипулирование рациональными, убеждающими аргументами.

  2. MoranPlay Ответить

    Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся так типу менталитета и культуры людей.
    Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды.
    Однако и здесь различные политические силы широко заменяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которая может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющие разум человека, СМИ могут оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта их способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей.
    Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх. Воздействие СМИ на политику осуществляется не только непосредственно через политические коммуникации, обеспечивающие участников политической жизни необходимой информацией и делающие возможными любые целенаправленные коллективные действия больших групп людей, но и в результате формирования самих субъектов политики.
    В наши дни можно говорить о «рекламизации и медиатизации политики», имея в виду подчинение политики внутренним законам средств массовой информации, законам рекламного бизнеса. Признаками подобного процесса являются:
    а) превращение политики в игру на публику (зрелищность, персонификация), ее стилизация в соответствии с требованиями драматургии (поддержание постоянного внимания, упрощение, сокращение);
    б) оперативность высказывания политиками своей точки зрения, диктуемая требованиями средств массовой информации («а то нас не успеют показать в сегодняшних новостях»);
    в) рассогласование между деятельностью политиков и их выступлениями в СМИ. Происходит все более широкое проникновение стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики.
    Подобный характер обращения с информацией отнюдь не безобиден: происходит навязывание аудитории чуждых и необдуманных (за ними нет работы мысли самого слушателя или читателя) мнений и представлений. В результате «средний» гражданин основывает свое мнение о политике на том образе, который создают ему средства массовой информации. Как свидетельствуют специалисты, современные источники информации влияют на психику людей, способы восприятия и осмысления ими политических событий, а также их нравственные ценности, общественные и политические установки. СМИ могут воздействовать на формирование политически значимых качеств граждан в прямо противоположных направлениях.
    В ряде стран мира они достаточно эффективно выполняют функции политического просвещения граждан, их объективного информирования о важнейших внутригосударственных международных событиях.
    Однако достаточно часто СМИ используются в целях закрепления политического господства привилегированных общественных классов и групп. Политические цели и итог такого рода деятельности СМИ – предотвращение массовых протестов против некомпетентных коррумпированных режимов, проводящих далекую от национальных интересов политику.
    Рассматривая влияние СМИ, можно выделить две его составляющие – информационно-коммуникационные технологии и профессиональные, редакционные методы. Первая составляющая включает маркетинговые (PR-деятельность, информационный лоббизм и т. д.) и не маркетинговые (пропаганда, манипуляция, агитация, дезинформация) технологии. Вторая – методы редактирования и издания материалов, профессиональные нормы медиа компаний и субъективные характеристики сотрудников СМИ.
    Наиболее интересными для рассмотрения, по моему мнению, являются не маркетинговые технологии СМИ.
    Отход от применения технологии пропаганды в чистом виде и поворот к использованию различных методик убеждения с элементами пропаганды является одним их современных направлений эволюции технологий влияния.
    По мнению специалистов существует четыре тенденции развития пропаганды в XX в.:
    – активизация сферы пропагандистских демонстраций;
    – формирование политического информирования через СМИ;
    – интенсификации способа пропагандистского информацирования;
    – глобализация и универсализация пропаганды.
    Манипулятивные технологии дополняют другие методы воздействия и пересекаются с ними. Часто упоминаются следующие методы влияния на общество, используемые современными манипуляторами:
    – управление информационными потоками;
    – мифологическое манипулирование;
    – психологические технологии;
    – ценностно-эмоциональное манипулирование;
    – применение механизма социального контроля;
    – манипулирование рациональными, убеждающими аргументами.

  3. Buzaron Ответить

    С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на не обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как “четвертая власть” наряду с законодательной, исполнительной и судебной [8]. Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти, а их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они властвуют над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом.
    На сегодняшний день, СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества.
    СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством “информационных войн”, многочисленных “выбросов компромата”, “сливов” и утечек информации, “заказных публикаций”, и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ [5]. Не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои амбициозные, личные устремления выше интересов общества.
    В России, СМИ являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностей демократических идеалов. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений [6]. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМИ: радио, телевидения, интернет, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.[10] Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.Свобода СМИ не должна быть оторвана от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности [2].
    Таким образом, в грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.[9] Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы.

  4. Windsinger Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Введение
    В настоящее время одно из главных мест в политических процессах России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).
    Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально – политические ценности. информация телевидение политический
    Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.

    1. Определение и функции СМИ
    Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звукозаписей и видеозаписей.
    СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.
    СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.
    Функции СМИ состоят в:
    · Информировании граждан;
    · Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
    · Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;
    · Мобилизации и формировании общественного мнения.

    2. Субъекты воздействия на СМИ
    Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.
    СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:
    · Политических партий;
    · Общественных организаций;
    · Отдельных политических группировок внутри правящей элиты;
    · Органов военного управления.
    Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

    3. Влияние СМИ на политику государства
    С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (наряду с законодательной властью, исполнительной и судебной).
    Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом.
    Сегодня невозможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду, каких – то оппозиционных групп.
    Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

    4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ
    4.1 Использование СМИ в ходе избирательных компаний
    Начнем с того момента, когда идет формирование органов власти, изменение их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах Запада, а теперь и в России, ни одни президентские или парламентские выборы не обходятся без самого широкого использования СМИ. Различные социально – политические, экономические, финансово – промышленные группировки, делая ставку на того или иного кандидата в президенты, депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают детальный план избирательной технологии.
    Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство – телевидение. Профессионалы – имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов, на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель – создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.
    Организаторов избирательных компаний, да и некоторых самих кандидатов не всегда беспокоит, есть ли материальные и иные средства для выполнения их предвыборных обещаний.
    Главное – создать у избирателей нужное представление о данном политике, завоевать их голоса. Денежных средств на рекламу, как правило, никто не жалеет. Сегодня значительная часть расходов на проведение избирательных кампаний составляют расходы на СМИ.
    Особое значение придается телевизионным дебатам между конкурирующими кандидатами на высшие должности. Они стали на Западе и в нашей стране инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым тщательнейшим образом, и не только в плане содержания их «разговорной» части, но прежде всего, готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике. Зрелищность, театральность нередко здесь доминируют над содержательностью.
    4.2 Выявление общественного мнения
    Но вот органы власти избраны. Они начинают управлять обществом. Во взаимодействии политики и СМИ открывается новое направление – СМИ доступными им методами изучают общественное мнение по отношению к новому персональному составу органов власти, рейтинг высших должностных лиц в государстве, в целом состояние политических отношений в обществе.
    Одним из главных методов выявления общественного мнения по тому или иному вопросу является опрос. Эта проблема может ставиться перед СМИ политическим руководством как «социальный» заказ, но предмет опроса может инициироваться и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой). Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявление позиций какой-то группы населения по проблемам политического характера, а также по вопросам экономики, социальной, культурно – духовной жизни. Они выявляют, какого мнения граждане придерживаются о том или ином политическом руководителе, какие конкретные вопросы жизни их волнуют и какие решения по ним люди ожидают.
    Результаты опросов общественного мнения, политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри – или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать отрицательную реакцию на них населения.
    4.3 Пропаганда
    И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют политика и СМИ. Это пропаганда через печать, телевидение, радио решений высшего политического руководства страны, разъяснение народу, что даст выполнение данных решений каждому гражданину или отдельным социальным группам. Особенно важной задачей СМИ является обоснование, раскрытие перед людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и услуги, «замораживание» на какой – то период заработной платы или пенсий и т. д.).

    5. Информационное манипулирование
    Общество должно отдавать себе отчет в том, что СМИ, особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы для контроля над действиями и мыслями людей. СМИ играют не последнюю роль в подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса.
    В обществе, еще не консолидированном мировоззренчески, идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и хорошо спланированные информационно – политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан.
    Информационное манипулирование человеком – это, прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального (без революций и контрреволюций) развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру, опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политического поведения.

    6. Компьютерные технологии и СМИ
    Всемирная сеть не идет ни в какое сравнение с радио, телевидением и газетами. Появились сетевое радио, сетевое телевидение и сетевые газеты. Само собой, они не вытесняют обычные масс-медиа, а лишь дополняют их. Ни одно из привычных средств массовой информации не может быть таким оперативным, ни одно из них не станет, как Internet, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни одно не бывает в распоряжении пользователя круглосуточно. Internet же одинаково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи.
    Развитие Internet часто сравнивают с развитием телевидения. В наши дни телевизор есть почти в любом доме. Точно так же, должно быть, вскоре практически каждый человек будет иметь выход в Internet. Трудно так сразу сказать, что может Internet и для чего эта всемирная сеть используется. Чуть ли не каждый день у Internet появляются новые возможности, возникают новые программы, которые делают сеть еще более эффективной. Фирмы самых разных стран мира работают над созданием нового программного обеспечения, чтобы сеть стала привлекательнее для пользователей и проще в обращении.
    Всемирная компьютерная сеть уже успела зарекомендовать себя как самое могущественное средство массовой информации. Этим она обязана прежде всего своей наиболее популярной гипертекстовой системе World Wide Web, Всемирной паутине. С помощью Internet можно передавать различные тексты, слушать радио, смотреть телепередачи, звонить по телефону, получать электронную почту, программное обеспечение и т.д. Сеть постоянно развивается. В самые ближайшие годы ее возможности значительно расширятся, а с теми задачами, которые мы только что перечислили, она научится справляться гораздо лучше. Ведь Internet пока еще дитя.
    Специалисты не сомневаются в том, что Internet коренным образом изменит нашу жизнь. Нужно только следить, чтобы во всемирной компьютерной сети не воцарился хаос. Из безбрежного моря обрушивающейся на нас информации надо учиться извлекать необходимые сведения.
    Сплошь и рядом Internet — точнее, его главная часть, Всемирная паутина — применяется как мощное средство рекламы. В рекламных целях сетью пользуются и коммерческие фирмы, и частные лица. Web-страницы пестрят фирменными знаками — логотипами, которые только и ждут, что вы по ним щелкнете. Для многих людей Internet – удобный способ быстро и без труда связаться с другим человеком или опять-таки с коммерческой фирмой. Благодаря всемирной сети мы можем отыскать в разных уголках земного шара тех, кто разделяет наши интересы и увлечения. Так что Internet – это не только мощное средство массовой информации, но и средство общения, коммуникации. Какие бы новые возможности ни появлялись у Internet, большинство пользователей прибегает к его услугам главным образом для того, чтобы найти здесь какие-либо необходимые материалы или пообщаться с другими людьми. В этом и заключаются две важнейшие функции Internet.

    Заключение
    В демократичных обществах, в том числе сегодня и в нашей стране, СМИ, в определенной степени свободные от государственного диктата, нередко подвергают критике некоторые меры правительства, снижающие материальный уровень жизни людей, ограничивающие их права и свободы.
    В этих действиях СМИ также просматривается политика – интересы определенных, оппозиционно настроенных политических сил, олигархических группировок, политических партий и движений, которые имеют доступ к СМИ, возможность влиять на содержание их материалов. Это происходит, как правило, через материально – экономические рычаги – финансирование некоторых СМИ, назначение высокой платы журналистам, редакторам и прочие меры. И как следствие, отдельные печатные издания, телеканалы и радиоканалы становятся оппозиционными по отношению к существующей власти.
    Таким образом, взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества. В деятельности СМИ открыта или завуалировано присутствует извне заданная политическая линия. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, которые служат «приводным ремнем» от неё к широким народным массам.

    Список использованной литературы
    1. Воробьёв К. А.Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2005.
    2. Каменец А. В., Онуфриенко Г. Ф., Шубаков А. Г. Политическая культура России: Учебное пособие для всех. М., 1997.
    3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1996г.
    Размещено на Allbest.ru

  5. love 4aek c limonom Ответить

    Главная
    Учебники – Политология
    Лекции (политология) – часть 4
    поиск по сайту правообладателям
    Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ
    Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ
    План.
    Введение………………………………………………………………………2
    1. Определение и функции СМИ……………………………………….3-7
    2. Субъекты воздействия на СМИ………………………………………8
    3. Влияние СМИ на политику государства……………………………9-13
    4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ……14
    a) Использование СМИ в ходе избирательной компании…….14-15
    b) Выявление общественного мнения………………………….15-16
    c) Пропаганда……………………………………………………16
    5. Информационное манипулирование……………………………….17
    6. Компьютерные технологии и СМИ…………………………………18-19
    Заключение…………………………………………………………………20
    Список использованной литературы……………………………………….21
    Введение.
    В настоящее время одно из главных мест в политических процессах России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).
    Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально – политические ценности.
    Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления
    1.
    Определение и функции СМИ.
    Средства массовой информации (СМИ) – один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
    Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50-х – начале 60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. Сенсационная победа на президентских выборах 1960 г. в США малоизвестного тогда сенатора Дж.Кеннеди над вице-президентом страны Р. Никсоном была сразу же зачислена в актив телевидения, транслировавшего серию дебатов между кандидатами. Учитывая эти и подобные факты, западные исследователи пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыванию их социальной базы, ослаблению партийной приверженности все большего числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение в формировании и широком распространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические партии, выступая в качестве основного механизма регулирования и реализации политического и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса. Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы.
    Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как великий арбитр четвертая ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что, по мнению иных политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Говорят что в 1966 г. после того, как известный по всей стране телекомментатор У.Кронкайт посетил Вьетнам и заявил, что война зашла в тупик, президент США Л.Джонсон сказал своим помощникам: “Если мы потеряли Кронкайта, то мы потеряли среднюю Америку”. По свидетельству одного журналиста, президент Франции Ш. де Голль спрашивал Дж.Кеннеди, как он умудряется править Америкой, не имея контроля над телевидением. Касаясь влияния испанских СМИ, президент издательского концерна ПРИСА Х. де Поланко как-то не без хвастовства заявил: “Две наиболее важные власти в Испании – это правительство и ПРИСА, а правительство назначаем мы, и оно будет править столько, сколько мы захотим”.
    Разумеется, во всех этих рассуждениях присутствует элемент преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, в отсутствие оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы Еще в начале 60-х годов канадский социолог М. Маклюэн, конечно, не без некоторого преувеличения, утверждал, что средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения каждая система массовой коммуникации имеет свои специфические особенности. Но все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи – церковь, школу, семью, политические партии и организации. Именно эта способность и используется, например, рекламным агентом, пытающимся убедить купить тот или иной товар, или политическим деятелем, политической партией и т.д. для мобилизации массовой поддержки своей программы.
    В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса – газеты и журналы- Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на происходящие в нем события.
    Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия. К началу и в период второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.
    Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. Началом “эры телевидения” в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США.
    В 70-х – 80-х годах телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и особенно голосования американских избирателей в США часто приводят телевизионные дебаты между Дж.Кеннеди и Р.Никсоном в 1960 г. Э.Роупер, который в тот период провел опрос среди избирателей, пришел к выводу, что именно эти теледебаты в значительной степени способствовали победе Кеннеди. По существующим данным, теледебаты в 1980 г. дали возможность Р.Рейгану не только ликвидировать 4 %-ный разрыв с Дж.Картером, но и на 5 % °опередить его. Немаловажную роль сыграли теледебаты между главными претендентами в последующих избирательных кампаниях между: Р.Рейганом и У.Мондейлом в 1984 г., Дж.Бушем и М.Дукакисом – в 1988 г., Дж.Бушем и Б.Клинтоном в 1992 г
    Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидата ми на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России.
    Утверждение М.Маклюэна, что “электронная деревня” стала реальностью, хотя и является преувеличением, но тем не менее телевидение в индустриально развитых странах в наши дни обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей..
    Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей.
    СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.
    СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.
    Функции СМИ состоят в:
    · Информировании граждан;
    · Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
    · Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;
    · Мобилизации и формировании общественного мнения.
    2. Субъекты воздействия на СМИ.
    Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.
    СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:
    · Политических партий;
    · Общественных организаций;
    · Отдельных политических группировок внутри правящей элиты;
    · Органов военного управления.
    Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.
    3. Влияние СМИ на политику государства.
    Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. Еще Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); “редактирование” (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию – политизация общества и политическое просвещение широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций “сторожевой собаки общественных интересов”, на то, чтобы быть “глазами и ушами общества”, предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти и т.д. Для оправдания такого имиджа, или такой претензии, СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так и с политической точки зрения.
    В большинстве индустриально развитых стран СМИ представляют собой частно-предпринимательский институт, отрасль экономики, в которой заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и “продаже” информации. В этом качестве функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах, затрагивая интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощй и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций – рекламодателей. Естественно, реклама, являясь одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием к их моральной и политической независимости. Однако делo нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редактору той или иной газеты или журнала свою волю. Крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизнеса со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны.
    Коммерческое начало, являющееся основой большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике. Примечательно, что в феврале 1988 г. впервые за семь лет пребывания у власти три ведущие телекомпании США отклонили просьбу Белого дома предоставить Р.Рейгану возможность выступить по их каналам. Официальные представители этих компаний в один голос заявили, что поскольку в президентской речи не будет содержаться ничего нового, то коммерческие интересы компаний не позволяют им тратить эфирное время впустую.
    В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве примеров можно назвать публикацию газетой “Нью-Йорк тайме” части так называемых документов Пентагона, разоблачение газетой “Вашингтон пост” Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний этого дела в Конгрессе, мобилизацию общественного мнения ведущими органами СМИ западных стран против грязной войны США во Вьетнаме и др. Можно упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в ухо-Де с политической арены президентов Л.Джонсона и Р.Никсона. Другими словами, общественное мнение, в той или иной форме Сраженное через СМИ, играет немаловажную роль в ограничении власти и конкретных действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих нарушений законности с их стороны. Следует отметить и то, что многие журналы и газеты, а также радиовещательные и радиотелевизионные станци например “Шпигель”, “Штерн”, “Тайм”, “Ньюсуик”, “Камбио-16”, “Панорама”, “Эуропео”, “Вашингтон пост”, “Лос-Анджелес таймс”‘ “Монд”, “Фигаро”, “Матен”, держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов. Разоблачительная, или “исследовательская” журналистика стала девизом многих изданий. В этом плане не являются исключением и российские СМИ.
    Многие из западных изданий задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы скандалы и аферы до общественности. Именно с подачи этих и подобных им “элитных” изданий стал достоянием гласности Уотергейтский скандал, приведший впервые в американской истории к отставке президента Р.Никсона в 1974 г. Парижский еженедельник “Канар аншене” в определенной степени способствовал поражению президента В.Жискар д’Эстена на выборах 1981 г., раздув “дело о бриллиантах”, которые ему якобы преподнес в подарок правитель Центральноафриканской Республики Бокасса. Германский журнал “Шпигель” 22 февраля 1977 г. опубликовал статью “Телефонное покушение на гражданина Т.”, где подробно описывался скандал, связанный с тайным проникновением сотрудников ведомства по охране конституции в дом инженера К.Траубе и установкой на его телефонах подслушивающих устройств. Вскоре после этого разоблачения министр внутренних дел ФРГ В.Майхофер, ответственный за эти действия, был вынужден подать в отставку. “Шпигель” и другие респектабельные журналы внесли значительную лепту в раскрытие “аферы Флика” – крупнейшего за всю послевоенную историю скандала, связанного с подкупом политических деятелей. Таких примеров можно привести множество.
    Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и после завершения пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ, как будет показано ниже, особенно отчетливо проявляется во время избирательных кампаний. Примером умелого и широкомасштабного использования иррациональных импульсов является нагнетание в США в начале 80-x годов с помощью СМИ “патриотизма” и откровенно нациолистических настроений в отношении Советского Союза. Завидную способность апеллировать к эмоционально-волевым, иррациональным импульсам продемонстрировали английские СМИ во время англо-аргентинской, или фолклендской, войны в 1982 г. Нагнетая в стране, казалось бы, уже канувшие в Лету имперские амбиции и притязания, а также антиаргентинские настроения, английская пресса, радио, телевидение убедили весь мир в том, что средний англичанин, несмотря на радикальное изменение положения Великобритании на мировой арене, остается восприимчив к заклинаниям духов “отцов” и душеприказчиков колониальной империи.С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.
    4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ по некоторым направлениям общественно – политической жизни.
    a)
    Использование СМИ в ходе избирательных компаний.
    Начнем с того момента, когда идет формирование органов власти, изменение их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах Запада, а теперь и в России, ни одни президентские или парламентские выборы не обходятся без самого широкого использования СМИ. Различные социально – политические, экономические, финансово – промышленные группировки, делая ставку на того или иного кандидата в президенты, депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают детальный план избирательной технологии. Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство – телевидение. Профессионалы – имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель – создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.
    Организаторов избирательных компаний, да и некоторых самих кандидатов не всегда беспокоит, есть ли материальные и иные средства для выполнения их предвыборных обещаний. Главное – создать у избирателей нужное представление о данном политике, завоевать их голоса. Денежных средств на рекламу, как правило, никто не жалеет. Сегодня значительная часть расходов на проведение избирательных кампаний составляют расходы на СМИ. Особое значение придается телевизионным дебатам между конкурирующими кандидатами на высшие должности. Они стали на Западе и в нашей стране инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым тщательнейшим образом, и не только в плане содержания их «разговорной» части, но прежде всего готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике. Зрелищность, театральность нередко здесь доминируют над содержательностью.
    b)
    Выявление общественного мнения.
    Но вот органы власти избраны. Они начинают управлять обществом. Во взаимодействии политики и СМИ открывается новое направление – СМИ доступными им методами изучают общественное мнение по отношению к новому персональному составу органов власти, рейтинг высших должностных лиц в государстве, в целом состояние политических отношений в обществе.
    Одним из главных методов выявления общественного мнения по тому или иному вопросу является опрос. Эта проблема может ставиться перед СМИ политическим руководством как «социальный» заказ, но предмет опроса может инициироваться и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой). Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявление позиций какой-то группы населения по проблемам политического характера, а также по вопросам экономики, социальной, культурно – духовной жизни. Они выявляют, какого мнения граждане придерживаются о том или ином политическом руководителе, какие конкретные вопросы жизни их волнуют и какие решения по ним люди ожидают.
    Результаты опросов общественного мнения политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри – или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать отрицательную реакцию на них населения.
    c)
    Пропаганда.
    И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют политика и СМИ. Это пропаганда через печать, телевидение, радио решений высшего политического руководства страны, разъяснение народу, что даст выполнение данных решений каждому гражданину или отдельным социальным группам. Особенно важной задачей СМИ является обоснование, раскрытие перед людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и услуги, «замораживание» на какой – то период заработной платы или пенсий и т. д.).
    5. Информационное манипулирование.
    Общество должно отдавать себе отчет в том, что СМИ, особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы для контроля над действиями и мыслями людей. СМИ играют не последнюю роль в подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса.
    В обществе, еще не консолидированном мировоззренчески, идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и хорошо спланированные информационно – политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан.
    Информационное манипулирование человеком – это прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального (без революций и контрреволюций) развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политического поведения.
    6. Компьютерные технологии и СМИ.
    Всемирная сеть не идет ни в ка­кое сравнение с радио, телевидени­ем и газетами. Появились сетевое радио, сетевое телевидение и сетевые газеты. Само собой, они не вытесняют обычныемасс-медиа, а лишь дополняют их. Ни одно из при­вычных средств массовой информа­ции не может быть таким оператив­ным, ни одно из них не станет, как Internet, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни од­но не бывает в распоряженииполь­зователя круглосуточно. Internet же одинаково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи.
    Развитие Internet часто сравни­вают с развитием телевидения. В на­ши дни телевизор есть почти в лю­бом доме. Точно так же, должно быть, вскоре практически каждый человек будет иметь выход в Internet. Трудно так сразу сказать, что может Internet и для чего эта всемирная сеть исполь­зуется. Чуть ли не каждый день у Internet появляются новые возможности, возникают новые программы, которые делают сеть еще более эффективной. Фирмы самых разных стран мира работают над созданием нового программного обеспечения, чтобы сеть стала при­влекательнее для пользователей и проще в обращении.
    Всемирная компьютер­ная сеть уже успела зарекомендовать себя как самое могущественное сред­ство массовой информации. Этим она обязана прежде всего своей наиболее популярнойгипертекстовой системе World Wide Web, Всемирной паути­не. С помощью Internet можно пере­давать различные тексты, слушать ра­дио, смотреть телепередачи, звонить по телефону,
    получать элек­тронную почту, программное обеспе­чение и т.д. Сеть постоянно развивает­ся. В самые ближайшие годы ее возможности значительно расширят­ся, а с теми задачами, которые мы только что перечислили, она научится справляться гораздо лучше. Ведь Internet пока еще дитя.
    Специалисты не сомневаются в том, что Internet коренным образом изменит нашу жизнь. Нужно только следить, чтобы во всемирной компью­терной сети не воцарился хаос. Из безбрежного моря обрушивающейся на нас информации надо учиться из­влекать необходимые сведения.
    Сплошь и рядом Internet — точнее, его главная часть, Всемирная паутина — применяется как мощное средство рекламы. В реклам­ных целях сетью пользуются и ком­мерческие фирмы, и частные лица. Web-страницы пестрят фирменными знаками — логотипами, которые толь­ко и ждут, что вы по ним щелкнете. Для многих людей Internet – удобный способ быстро и без труда связаться с другим человеком или опять-таки с коммерческой фирмой. Благодаря всемирной сети мы можем отыскать в разных уголках земного шара тех, кто разделяет наши интересы и увлече­ния. Так что Internet – это не только мощное средство массовой информа­ции, но и средство общения, комму­никации. Какие бы новые возможнос­ти ни появлялись у Internet, большинство пользователей прибега­ет к его услугам главным образом для того, чтобы найти здесь какие-либо необходимые материалы или пооб­щаться с другими людьми. В этом и за­ключаются две важнейшие функции Internet.
    Заключение.
    В демократических обществах, в том числе сегодня и в нашей стране, СМИ, в определенной степени свободные от государственного диктата, нередко подвергают критике некоторые меры правительства, снижающие материальный уровень жизни людей, ограничивающие их права и свободы. В этих действиях СМИ также просматривается политика – интересы определенных, оппозиционно настроенных политических сил, олигархических группировок, политических партий и движений, которые имеют доступ к СМИ, возможность влиять на содержание их материалов. Это происходит, как правило, через материально – экономические рычаги – финансирование некоторых СМИ, назначение высокой платы журналистам, редакторам и прочие меры. И как следствие, отдельные печатные издания, теле – и радиоканалы становятся оппозиционными по отношению к существующей власти.
    Таким образом, взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества. В деятельности СМИ открыта или завуалировано присутствует из вне заданная политическая линия. Политика же, в свою очередь, не может обходится без СМИ, которые служат «приводным ремнем» от неё к широким народным массам.
    Список использованной литературы.
    1. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1996г.
    2. Каменец А. В., Онуфриенко Г. Ф., Шубаков А. Г. Политическая культура России: Учебное пособие для всех. М., 1997

  6. my peace I Ответить

    СМИ обычно не освещают подробности политических, экономических, социальных программ, выдвигаемых как отдельными политиками, так и партиями, ограничиваясь лишь самыми общими замечаниями. При существующей во многих демократических странах практике публичных предвыборных дебатов их участники избегают излишне сложных дискуссий. Это связано не столько с сознательным стремлением утаить что-то от аудитории, сколько с психологическими законами восприятия информации. Люди, как правило, не склонны следить за логичностью и последовательностью аргументов. Они предпочитают краткость, внятность, образность высказываний. Большую роль играют личностные характеристики участников дебатов, их способность внушать аудитории доверие и симпатию. Особенности телевидения как визуального СМИ только укрепляют эти установки.
    Важной составляющей политической информации, транслируемой СМИ, является политическая реклама. Употребление подобного термина может вызывать неприятие, но тем не менее практика «продвижения» того или иного политика или партии часто подразумевает использование именно методов рекламы. Поэтому понятие «политическая реклама» достаточно широко употребляется, что вполне обосновано.
    Р. Харрис отмечает, что основными целями политической рекламы являются:
    ? узнавание имени кандидата;
    ? донесение до аудитории ключевых принципов его программы (в наиболее выгодном ключе);
    ? создание подходящего имиджа кандидата;
    ? донесение до аудитории позиции кандидата по наиболее значимым для общества проблемам;
    ш привлечение средств.
    Методы политической рекламы такие же, что используются в рекламе коммерческой. Это, по мнению Харриса, информационный, эмоциональный, патриотический методы, метод пробуждения страха, метод стимулирования чувства достижения, юмористический, рекомендательный.
    Информационный метод подразумевает донесение до аудитории информации о свойствах товара, а в случае политической рекламы — информации о кандидате, его целях и программе. Этот тип рекламы больше подходит для размещения в газетах и журналах, чем на телевидении.
    Эмоциональный метод более распространён. Он подразумевает обращение к эмоциональной составляющей установок аудитории. Реклама обращается к таким устойчивым ценностям, как дружба, семья, традиции и т.д. В политической рекламе может подчёркиваться, например, привязанность кандидата к своей семье, его высокие моральные качества, верность, надёжность, честность. Кандидат может представать как защитник слабых, борец за справедливость и т.д.
    Для политической рекламы особенно удобны патриотический метод и метод пробуждения страха. Патриотический uz- тод подразумевает обращение кандидата к чувству национальной гордости, воспоминаниям о великих событиях отечественной истории, попытки провести параллели между кандидатом и выдающимися политическими деятелями прошлого.
    Метод пробуждения страха основан на создании чувства тревоги и угрозы у аудитории. Ей рассказывают, какие негативные события могут произойти, если она не сделает «правильный выбор» — т.е. не поддержит определённого кандидата.
    Важной составляющей политической рекламы является негативная реклама. Негативная реклама подразумевает критику и даже дискредитацию политических оппонентов и составляет важнейший элемент политической борьбы. Однако этот вид рекламы может быть опасен, так как при переизбытке негативной информации о сопернике аудитория может «качнуться» в сторону тех, кто подвергается слишком активной и агрессивной критике. Харрис отмечает интересный и важный факт: исследования показали, что зрители воспринимают негативную политическую рекламу «менее благосклонно», чем позитивную, однако запоминают её лучше.
    Об эффекте политической рекламы Р. Харрис пишет следующее:
    «Несмотря на представление о том, что важнейшая цель политической рекламы — изменить установки избирателей, относительно мало политических рекламных клипов в действительности влияют на чьё-либо сознание так, что люди меняют свой выбор …Политическая реклама помогает кристаллизовать существующие установки и уточнить их. …Политическая реклама может подкрепить существующие установки для того, чтобы держать не очень уверенного избирателя «в кругу» сторонников. Такая установка подкрепляется, скорее всего, для того, чтобы она сработала в день выборов, и в качестве отпора попыткам противоположного кандидата изменить сложившееся положение. Политические стратеги всегда беспокоятся о слишком «мягкой» поддержке избирателей, которые склоняются к их кандидату, но не очень преданы ему. Многие рекламные клипы предназначены именно для таких людей. Порой политическая реклама может действительно отвращать избирателя от одного кандидата и притягивать к другому, но такие случаи редки и их количество не возросло с появлением телевидения. Разумеется, поскольку многие выборы решаются незначительным процентом голосов, такие случаи важны. Реакция на политическую рекламу может зависеть от связи, которую избиратель ощущает с кандидатом… Такая связь установок может основываться на объективном убеждении («мне нравится его экономическая программа») или субъективном эмоциональном критерии («я думаю, что он хороший»). Иногда эти два критерия могут противоречить друг другу, как в случае, когда есть объективная связь — соглашение с позицией кандидата по всем пунктам программы, но страстное неприятие на эмоциональном уровне. Ориентированная на имидж реклама может воздействовать иначе, чем ориентированная на программу»1.
    Политическую рекламу в СМИ можно рассматривать как одну из форм политической пропаганды. Политическая пропаганда возникла вместе с массовым политическим участием и формированием зависимости политиков от общественного мнения и общественной поддержки. О значимости политической пропаганды писали как многочисленные исследователи, так и политические деятели, использовавшие этот механизм для достижения своих целей.
    Г. Лассуэлл определял пропаганду как «управление коллективными аттитюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами». Пропаганда — инструмент политической борьбы и политического управления. Сама по себе она не может рассматриваться как «хорошая» или «плохая». Её целью является убеждение массы людей.
    Как полагал Лассуэлл, главным содержанием пропаганды является распространение политических мифов. Отечественный
    1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.-М., 2002.
    исследователь О.Л. Гнатюк, обобщая идеи Лассуэлла о пропаганде, пишет:
    «Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г. Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как «совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства». Политический миф — это не только «иррациональное», принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г. Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как «креденда» и «миранда», в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. «Креденда» (доверие) — это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. «Миранда» (мираж, сверхъестественное) — это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербапику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, «креденды» и «миранды» осуществляются политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика — т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика)»[1].
    Основные механизмы пропагандистского воздействия достаточно просты и многократно описаны в соответствующей литературе. В частности, Г. Блумер, американский социолог, исследовавший механизмы коллективного поведения, выделил ряд простейших правил, применяемых в пропаганде.
    Во-первых, чтобы внушить людям некую идею, необходимо привлечь к ней внимание.
    Во-вторых, объект пропаганды должен быть представлен в самом выгодном свете.
    В-третьих, образы, используемые пропагандистами, должны быть яркими и убедительными, а лозунги — короткими, простыми и доходчивыми.
    В-четвёртых, необходимо постоянно повторять основные лозунги.
    В-пятых, следует избегать споров с противниками, а твердить одно и то же.
    Эти простые приёмы весьма эффективны, когда направлены на массы людей, внимание которых легко рассеивается.
    Блумер выделяет три способа, благодаря которым пропаганда достигает своих целей. Первый способ подразумевает простую подтасовку фактов, манипулирование ими в своих целях. Второй способ — использование универсального противоречия между «своими» и «чужими» (ингруппами и аут- группами). Проще всего сплотить людей и заручиться их поддержкой, показывая им «врага», от которого происходят все беды. «Умение использовать эту модель «внутри группы/вне группы» является первейшим требованием, предъявляемым пропагандисту. Он должен стремиться заставить людей отождествить его взгляды с их внутригрупповыми установками, а противоположные — с их вне-групповыми установками. Именно наличие этого внутригруппового/внегруппового антуража и объясняет исключительную эффективность пропаганды во время войны»[2].
    И, наконец, следующий способ — это использование в пропагандистских целях тех установок и стереотипов, которыми люди уже обладают. Пропагандист предстаёт как «свой», «достойный доверия», если показывает, что думает так же, как и его аудитория. Секрет всех успешных пропагандистов — умение играть на чувствах и убеждениях людей.
    Пропаганда — неотъемлемый элемент политической борьбы. В демократических государствах, где существуют законодательно закреплённая свобода слова, многопартийность и политическая конкуренция, пропаганда всегда ограничивается контрпропагандой — пропагандой конкурирующих политических сил и комментариями разнообразных СМИ. Поэтому общество имеет возможность знакомиться с различными точками зрения.
    В авторитарных, и особенно тоталитарных, государствах пропагандистское воздействие со стороны государства не встречает никаких ограничений и может приводить к существенным деформациям в восприятии реальности. Ярким примером может служить тотальное воздействие нацистской пропаганды на немецкое общество во времена Третьего рейха.
    СМИ предоставляют для пропаганды широчайшие возможности, особенно если они монополизированы какой-то одной политической силой.
    Не следует рассматривать пропаганду как заведомо «вредный» вид деятельности. Путём пропаганды могут распространяться самые разные взгляды, и этот процесс не обязательно должен сопровождаться ложью и искажением фактов. Основное значение имеет факт постоянного, направленного информационного воздействия на аудиторию с’целью привить ей определённые взгляды. Пропагандировать можно не только политические доктрины, но, например, ценности здорового образа жизни и прочной семьи, ценности и достижения традиционной культуры. (В европейских странах сегодня, например, активно пропагандируется отказ от курения, что уже приносит ощутимые результаты.)
    Пропаганда, особенно пропаганда посредством СМИ, — это весьма действенный механизм воздействия на общественное мнение, который может использоваться по-разному.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *