Что такое существенный недостаток технически сложного товара?

18 ответов на вопрос “Что такое существенный недостаток технически сложного товара?”

  1. ЛюБиМа Им ОдНиМ Ответить

    Необходимо уделить особое внимание этому понятию.
    Существенность недостатка имеет значение в отношении технически сложных товаров.
    Однако, потребитель не всегда может самостоятельно установить данный «диагноз», а ведь для предъявления претензии необходимо четко понимать, что товар имеет существенный недостаток.
    Само понятие содержится в преамбуле Закона о защите прав потребителей, и определяется как:
    Неустранимый недостаток
    Недостаток, для устранения которого необходимо понести несоразмерные расходы или затраты времени
    Неоднократно выявляющийся недостаток
    Недостаток, проявляющийся вновь после его устранения
    Разъяснение по этому вопросу также дал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей».
    Так, под неустранимостью недостатка товара подразумевается невозможность привести товар в соответствие с условиями договора или закона путем проведения мероприятий по устранению дефекта. Иными словами, товар не подлежит ремонту.
    Как правило, это выход из строя дорогостоящей детали, без которой функционирование товара невозможно, или производственные дефекты, которые невозможно устранить в путем ремонта (неустранимый дефект лакокрасочного покрытия автомобиля, поломка материнской платы ноутбука и др.).
    Когда стоимость ремонта вещи приближается к ее полной стоимости, либо вообще ее превышает, то в этом случае можно говорить о несоразмерности расходов на устранение недостатка товара. Кроме того, эти расходы могут превысить выгоду от использования вещи, которую потребитель мог бы получить, что также говорит о несоразмерности данных расходов.
    Данный критерий всегда определяет суд исходя из особенностей, цены и иных свойств товара.
    Юрист по правам потребителей в СПб Тел.+7 (812) 989-47-47 (Круглосуточно)Бесплатная консультация по телефонуНесоразмерные затраты времени – это когда на ремонтные работы затрачивается больше времени, чем стороны оговорили письменным соглашением, при том, что это время не может составлять более 45 дней. Если же письменного соглашения относительно данных сроков нет, то нужно исходить из того, сколько времени обычно требуется для устранения недостатка такого рода товаров.
    Неоднократное выявление недостатка следует отличать от проявляющегося вновь после мероприятий по его устранению.
    В первом случае речь идет о случаях, когда в товаре более одного раза обнаруживаются разные неисправности, и каждый из них делает вещь непригодной к использованию по назначению, или эксплуатация вещи недопустима в целях безопасности.
    И не обязательно должны иметь место серьезные поломки, это могут быть и мелкие неисправности. К примеру, смартфон, который периодически самопроизвольно выключается, теряет сеть, или у него залипает кнопка, при неоднократном проявлении хотя бы двух из перечисленных поломок можно вернуть в магазин. Либо автомобиль, в котором периодически проявляются поломки в системе обеспечения торможения, проблемы со светотехникой и приборами освещения, неисправности группы очистки ветрового стекла, вообще запрещается эксплуатировать. И хотя подобные неисправности не являются критическими и подлежат ремонту в условиях ремонтной мастерской, тем не менее, при их неоднократном проявлении можно смело ставить вопрос о возврате автомобиля, его замене с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо требовать безвозмездного устранения неисправности и др.
    Критерий проявления недостатка вновь после его устранения вполне понятен. Достаточно одного ремонта и проявления той же неисправности повторно, чтобы говорить о существенности недостатка товара, и обратиться к продавцу или изготовителю с одним из определённых законом требований.

    Как определить существенный недостаток


    В отношении таких критериев, как неоднократность выявления или повторное проявление недостатка после ремонта, а также несоразмерности временных или финансовых затрат на исправление поломки, можно разобраться самостоятельно и сделать вывод о наличии существенного недостатка.
    Так, величину расходов, необходимых для устранения неисправности можно узнать из выставленного счета на ремонт, и сопоставить со стоимостью товара. Также налицо наличие такого недостатка, если товар находится в ремонте более 45 дней.
    Но при этом необходимо помнить, что обязательно нужно сохранять акты выполненных работ, счета, заказ-наряды и любые иные документы, подтверждающие проведение гарантийного ремонта товара, его продолжительность, количество ремонтов, характер ремонтируемых неисправностей.
    Что касается неустранимости недостатка товара, то не всегда возможно самостоятельно определить данный фактор, а ведь претензию продавцу нужно четко мотивировать.
    Для безусловного определения данного критерия потребуются специальные познания эксперта.
    Первый вариант: предъявить претензию продавцу (изготовителю) со ссылкой на выявленную неисправность. Продавец должен принять товар и по общим правилам провести проверку его качества, а при необходимости, провести за свой счет экспертизу товара, поставив на разрешение эксперту вопросы относительно наличия заявленного недостатка, причины его возникновения, и возможности устранения неисправности. При проведении экспертизы покупатель может присутствовать, фиксировать ход исследования на аудио-видео носители, задавать вопросы эксперту. В случае несогласия с результатами можно будет оспорить ее в суде уже в рамках рассмотрения иска о защите прав потребителя.
    Важно знать:
    Если вы решили сдать товар продавцу для проверки качества, требуйте от продавца составления акта приема-передачи товара, в котором должно быть описание вещи, в каком состоянии находятся все детали, какие видимые повреждения имеют место и т.д.
    Если после проведения проверки качества (при котором покупатель также может присутствовать) продавец заявил о намерении провести экспертизу качества товара, требуйте опечатать товар при вас, и заверить пломбу подписью и печатью организации. В противном случае можно столкнуться с недобросовестностью продавца, к примеру, в ваше отсутствие могут произвести вмешательство в детали товара, для того, чтобы эксперт установил неисправность, которая возникла ввиду неправильной эксплуатации, т.е. якобы по вине самого потребителя.
    Второй вариант: самостоятельно обратиться в экспертную организацию для проведения независимой экспертизы качества товара. В этом случае экспертное заключение нужно будет приложить к претензии.
    Мы по возможности подробно изложили, на что необходимо обратить внимание при определении существенного недостатка товара, однако на практике потребительские дела, по которым необходимо доказывать этот фактор, достаточно сложны, требуют тщательной подготовки, грамотного подхода.
    Поэтому, прежде чем обратиться с претензией к продавцу, или инициировать иск, убедительно рекомендуем обратиться к профессиональным юристам для получения подробной консультации, либо доверить им сопровождение дела. Ведь опыт ведения таких дел, которого, как правило, нет у обычного потребителя, имеет огромное значение, и наполовину является залогом успеха в суде.
    Наши юристы имеют весьма внушительный опыт по всему спектру потребительских споров, успешно выигрывают дела в суде, также часто способствуют разрешению спора на стадии досудебного урегулирования.

  2. edge_of_dream Ответить

    Потребителю не нужно точно устанавливать существенность дефекта технически сложного товара. Достаточно заявить о существенном недостатке, а уж правда это или нет забота продавца.
    Если товар неоднократно ломался или из строя вышла главная и дорогостоящая составная часть, например, материнская плата у ноутбука, компрессор у кондиционера, устройство помола бобов у кофемолки, то существенность неисправности налицо.
    В других случаях необходимо ориентироваться на личный жизненный опыт, элементарные знания и т.п. Допустим, у холодильника сломалась дверная ручка, у автомобиля генератор, у компьютера клавиатура, то конечно, это будет простой недостаток качества товара.
    При любых сомнениях достаточно просто обратиться к продавцу с проблемой и заявить о желании распорядиться дальнейшей судьбой товара. Продавец сам проведет проверку и сообщит о результатах.
    С этой проверкой можно не согласиться. Тогда продавец обязан провести за свой счет независимую экспертизу товара. При ней, как и при проверке товара, покупатель вправе присутствовать.
    Результаты экспертизы выражают наиболее авторитетное мнение об характере поломки. Но и в этом случае собственник товара может несогласиться и в судебном порядке оспорить заключение.

    Способы реализации правомочий потребителя

    При поломке владельцу вещи не следует медлить с претензией к продавцу. Так как, пропустив 15 дневной срок с момента покупки, покупатель лишается возможности широкого перечня требований к продавцу. И даже если 15 дневной срок упущен,  всё равно не стоит медлить. Ведь срок предъявления претензий ограничивается гарантийным сроком на товар. Когда гарантийный срок закончился, то доказывать причину поломки должен потребитель (что не так легко и затратно).
    Важные диалоги с продавцом следует вести в письменной форме. Самое главное – требование потребителя оформить заявлением, в котором должно быть:
    кому адресовано заявление;
    кто заявитель;
    описание товара;
    какая поломка обнаружена;
    сведения о гарантийном сроке;
    какое выдвигается требование потребителя;
    дата обращения и дата предоставления товара на проверку качества.
    Если продавец забирает товар на проверку, то он должен быть опечатан в присутствии покупателя. При этом на пломбах хозяин товара ставит свою подпись. Это убережет от несанкционированного доступа к внутренностям товара. К таким фальсификациям – имитация поломки в связи с несоблюдением правил эксплуатации может прибегнуть нечестный продавец. То есть попытается переложить вину на потребителя.
    При передаче товара нужно требовать от продавца составление акта о приемке товара. В акте детально описывается состояние товара на момент передачи.
    Если в удовлетворении требований отказано, необходимо также в письменном виде требовать пояснения отказа.
    В случае предоставлении пояснений, с которыми нельзя согласиться, следует требовать проведение независимой экспертизы с правом участия при ее проведении.
    Владелец товара вправе присутствовать при всех действиях эксперта, задавать вопросы относительно недостатка товара, знакомиться с составляемыми документами.
    При отрицательном заключении экспертизы покупатель волен решать вопрос через суд. В иске описываются основные события: покупка товара, предъявление претензии, приводятся доводы о несогласии с заключением экспертизы и выдвигаются требования к продавцу. На этом этапе желательно обратиться за помощь к квалифицированному специалисту (юристу/адвокату). Потому что нужно знать тонкости судебного процесса, составления процессуальных документов  и законодательства о защите прав потребителей.
    Есть еще один способ защиты своих прав. После подачи заявления продавцу и получения отказа сразу обратиться в комитет по защите прав потребителей. Такое обращение бесплатное, есть гарантия, что Вашим вопросом будут заниматься профессионалы и шанс выигрыша.

    Часто задаваемые вопросы потребителей

    Можно ли перед обращением к продавцу самому провести независимую экспертизу качества товара?

    Да, законом это не запрещено. Однако это не всегда является рациональным. Во-первых, срок обращения с требованием начинается течь с момента обращения к продавцу, а не к эксперту. Во-вторых, заключение экспертизы не является обязательным для продавца, поэтому процедура проверки товара и назначение экспертизы со стороны продавца окажется неизбежной. В-третьих, продавцы не всегда занимают агрессивную позицию и при первоначальном обращении к продавцу требования могут быть удовлетворены в добровольно порядке, и тогда расходы на проведение экспертизы остаются за потребителем.

    Предъявление требований о существенных недостатках сложно технического товара может производится только к продавцу?

    Нет, возможно предъявление отдельных требований и к изготовителю, сервисному центру, импортеру. От изготовителя, авторизованного сервисного центра, импортера можно требовать безвозмездного ремонта; компенсации ремонта, произведенного третьим лицом или потребителем; замена на такой же товар или возврат уплаченных денег. Требование можно предъявить одновременно все указанным субъектам, однако требование должно быть единым.

    Если товар тяжелый и габаритный, как предъявлять требование продавцу?

    Сначала необходимо написать заявление о недостатке и предоставить продавцу. Если товар габаритный или весит более 5 килограмм, то обязательства по доставке товара для проверки, проведения независимой экспертизы возлагаются на продавца за его счет и его силами. По факту передачи товара составляет отдельный акт с указанием действительной даты передачи. Если по требованию потребителя будет произведен ремонт товара, то возврат товара потребителю также производится за счет продавца.
    Прежде чем задавать вопрос юристу, пожалуйста, прочтите вопросы читателей, возможно, подобный случай уже рассматривался и есть подробный ответ, в таком случае специалист Вам не ответит.

  3. nekbaxt Ответить

    Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара следует понимать:
    неустранимый недостаток товара – недостаток, который не может быть устранён посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
    недостаток товара, который не может быть устранён без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
    В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
    недостаток товара, который не может быть устранён без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определён, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
    недостаток товара, выявленный неоднократно, – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
    недостаток, который проявляется вновь после его устранения, – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
    Понятие «существенный недостаток товара» очень важно для защиты нарушенных прав при продаже технически – сложных товаров ненадлежащего качества.

  4. Fabio Ответить

    Технически сложный товар — это аппарат, состоящий из совокупности частей, деталей, взаимодействующих в рамках единой внутренне упорядоченной системы. Вещи, относящиеся к указанной категории, выделяются усложненным устройством и механизмом работы.
    Объединять их в рамках одной юридической категории позволяет наличие общих свойств, основными из которых являются:
    использование источников энергии для функционирования;
    необходимость соблюдения мер безопасности при эксплуатации;
    производство с использованием высоких технологий;
    сочетание в них нескольких функций.
    Большая часть технически сложных товаров выполняет привычные пользовательские функции и встречается в повседневной жизни практически повсеместно. Перечень таких устройств утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.
    Впервые законодатель составил подобный перечень в 2004 году, и он состоял всего из 8 конкретных наименований. С развитием науки и техники он постепенно расширяется, актуальный вариант включает в себя 14 групп товаров. При этом в нем имеются как конкретные наименования, так и указание на характеристики, которыми должен обладать товар для того, чтобы признаваться технически сложным. Подробно о том, что относится к товарам такого рода и как производится возврат денег за них, рассказано в другой нашей статье. В еще одном нашем материале можно узнать о сроке проверки качества технически сложного товара.

    Список технически сложных товаров

    Список включает в себя следующие категории:
    Транспортные средства для передвижения по дорогам общего пользования (легковые машины, мотоциклы) с двигателями внутреннего сгорания (далее — ДВС) или электрическими моторами.
    Летательные аппараты с ДВС или электромоторами (самолеты, вертолеты).
    Агрегаты для сельскохозяйственного использования с ДВС или электромоторами (тракторы, мотокультиваторы, электрооборудование).
    Специализированные транспортные средства для передвижения по снегу с ДВС или электромоторами (снегоходы).
    Водные транспортные средства с ДВС или электромоторами (яхты, катера, суда различного назначения).
    Беспроводное и навигационное оборудование с двумя и более функциями и сенсорным экраном (смартфоны, планшеты, спутниковые системы).
    Компьютерные системы (стационарные и портативные компьютеры, ноутбуки).
    Типографическое оборудование (принтеры, МФУ).
    Цифровое оборудование с блоком управления (игровые приставки, спутниковое оборудование).
    Устройства вывода визуальной информации (телевизоры, мониторы, проекторы).
    Оптическое и цифровое оборудование для фиксации визуальной информации (фото- и видеокамеры, кинематографическая аппаратура, их комплектующие).
    Бытовая техника с питанием от электричества (холодильники, стиральные машины, кухонные плиты, кондиционеры, бытовое оборудование с микропроцессорами).
    Часы (механические, электронные, многофункциональные).
    Электрифицированное оборудование (шуруповерты, перфораторы, электропилы, фрезеры, промышленные инструменты).

    Что считается существенным недостатком технически сложного товара?

    В отношении обычных товаров, в которых выявлен недостаток, потребитель имеет право заявить требование о возврате или обмене в течение гарантийного срока (по общему правилу), в отношении же технически сложных — только в течение 15 дней с момента покупки. Однако обнаружение существенного недостатка технически сложного товара – это ситуация, которая дает потребителю право обратиться с указанными требованиями к продавцу и после истечения указанного срока — вплоть до окончания гарантии, согласно абз. 3 п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — ЗоЗПП).
    Что является существенным недостатком технически сложного товара, поможет понять анализ преамбулы ЗоЗПП и п. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 (далее — постановление № 17).
    Исходя из позиций законодателя и высшей судебной инстанции его следует определять как неисправность, устранить которую невозможно или бессмысленно. Рассмотрим далее подробно несколько возможных ситуаций.

  5. Best Play Ответить

    Добрый день!
    Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 20.12.2016:
    Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества закреплены в ст. 503 ГК РФ, п. 3 которой установлено, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.
    В соответствии с п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
    В число технически сложных товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924, входят легковые автомобили.
    Статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
    Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
    По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных данным законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 1).
    В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6).
    Частью 1 ст. 79 ГПК РФ предусмотрено, что в случае возникновения в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
    Проведение экспертизы может быть поручено судебно- экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
    По данному делу определением суда была назначена автотехническая экспертиза.
    Согласно заключению экспертов судебно-экспертного учреждения на капоте, переднем и заднем бампере, раме передней левой двери, раме передней правой двери, двери багажного отделения, заднем крыле, задней правой двери, крыше кузова автомобиля, принадлежащего истцу, имеются повреждения лакокрасочного покрытия на указанных участках различной степени выраженности.
    Причиной образования указанных повреждений является скрытый производственный дефект (слабое лакокрасочное покрытие), проявившийся в процессе эксплуатации автомобиля при механическом воздействии мелких твердых частиц, отлетающих от дорожного покрытия.
    Твердость лакокрасочного покрытия автомобиля в указанных местах является низкой, нарушает допустимые требования международных и государственных стандартов и отраслевых нормативно- технических документов.
    Показатель твердости лакокрасочного покрытия ниже допустимых значений является производственным дефектом.
    Кроме того, имеет место низкая твердость и отсутствие слоя грунта на переднем и заднем бамперах автомобиля. Устранение выявленных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля возможно только путем замены кузова автомобиля, решить вопрос о стоимости устранения имеющихся повреждений не представляется возможным в связи с тем, что для указанных автомобилей не предусмотрена поставка запасных частей кузова в окрашенном металле.
    Выводы эксперта совпадают с заключением центра экспертизы автомобилей, представленным истцом при обращении с иском в суд.
    Данные выводы эксперты судебно-экспертного учреждения подтвердили при их допросе в судебном заседании суда первой инстанции.
    Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, дал оценку всем доказательствам в их совокупности и пришел к выводу о том, что недостаток приобретенного истцом автомобиля является существенным, поскольку полное его устранение возможно только путем замены кузова.
    Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что недостатки автомобиля являются устранимыми, поскольку окраска автомобиля в условиях ремонтной мастерской возможна в принципе.
    При этом суд апелляционной инстанции указал, что неустранимость недостатка экспертами не обоснована.
    Между тем под существенным недостатком товара (работы, услуги) согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другой подобный недостаток.
    В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что неустранимый недостаток товара (работы, услуги) – это недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
    Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.
    Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что наличие принципиальной возможности устранения недостатка само по себе не означает, что такой недостаток не является существенным. К существенным недостаткам закон относит также и те, устранение которых требует несоразмерных расходов или несоразмерных затрат времени.
    В п. 28 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 231, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
    Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, пп. 5 и 6 ст. 19, пп. 4, 5 и 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
    Как установил суд по данному делу, дефект окраски автомобиля выявился в период гарантийного срока. Из заключения судебных экспертов, а также из досудебного заключения специалистов следует, что для устранения дефекта требуется замена всего кузова на кузов с надлежащей заводской грунтовкой и окраской.
    Кроме того, экспертами указано, что поставка запчастей в виде окрашенного заводским способом кузова для данной модели не предусмотрена.
    В силу приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязанность доказать обстоятельства, освобождающие продавца от ответственности, в том числе то, что дефект является непроизводственным, либо то, что он является устранимым без несоразмерных расходов и затрат времени, лежит на продавце. Суд апелляционной инстанции без указания мотивов и без оценки доказательств отверг выводы экспертов о том, что восстановление надлежащей заводской грунтовки и окраски автомобиля путем его окраски в ремонтной мастерской невозможно, привести автомобиль в надлежащее состояние возможно только путем замены кузова.
    Доказательств, опровергающих выводы эксперта и подтверждающих устранимость дефекта окраски без несоразмерных расходов и несоразмерных затрат времени, продавцом не представлено.
    Обязательно помогу Вам. Обращайтесь.

  6. Nuazar Ответить

    Как мы определили выше, существенные недостатки технически сложного товара имеют исключительно важное значение в аспекте реализации потребителями прав на обмен или возврат изделий с изъянами. То есть если технически сложный товар обладает именно существенными недостатками, только это может быть основным поводом для его возврата или обмена.
    Эксперты отмечают, что законодательство РФ, регулирующее критерии отнесения того или иного товара к технически сложным, заметно эволюционирует с течением времени. В чем это выражается?
    Так, например, некоторые эксперты отмечают, что перечень технически сложных товаров, фиксируемый в правовых актах, как правило, увеличивается с течением времени. Более того, издаются нормы, в соответствии с которыми выявляются различные подтипы технически сложных товаров. Изменения в правовых актах обусловлены главным образом тем, что российский потребитель постепенно осваивает все новые виды приборов. Если, например, в Постановлении Правительства РФ от 13.05.1997 г. к технически сложным товарам относились автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, то в аналогичного типа правовом акте, принятом в 10.11.2011 г., перечень соответствующих изделий значительно увеличился.

    Как определить существенность недостатка

    Изучим аспект, отражающий, как определяются существенные недостатки товара. То есть нам необходимо выявить критерии, в соответствии с которыми тот или иной изъян квалифицируется именно как существенный. Как мы уже отметили выше, особо важное значение фактор отнесения недостатка к указанному типу имеет в тех случаях, когда товар принадлежит к категории технически сложных. В данном аспекте мы в очередной раз убедимся, что релевантное законодательство не стоит на месте (о том, что для него свойственны эволюционные изменения, мы сказали выше).

    Российские юристы выделяют три исторические группы критериев, согласно которым осуществляется определение существенного недостатка товара. Рассмотрим их.
    Собственно, одну из таковых мы привели в начале статьи. В соответствии с отмеченным нами определением, существенный недостаток товара — это прежде всего неустранимый изъян, или же тот, который требует несоразмерных с рыночной стоимостью изделия вложений, или же проявляет себя неоднократно даже после ремонта. Вместе с тем, данная формулировка появилась в законодательстве не сразу.
    В одной из первых редакций Закона «О защите прав потребителей» давалось несколько иное определение существенному недостатку товара. Под таковым явлением понимались изъяны, которые предполагали невозможность использование вещи согласно целевому назначению, либо такие, вследствие которых покупатель лишается возможности задействовать изделие так, как планировал при заключении договора.
    Другая версия положений, в соответствии с которой недостаток товара квалифицировался как существенный, появилась в законодательстве в 1999 году. Формулировки, как отмечают некоторые эксперты, стали более узкими. Так, в той части закона, которая поясняла, что является существенным недостатком товара, было сказано, что под таковым нужно понимать изъян, устраняемый только в силу больших затрат по времени. В свою очередь, современное определение существенного недостатка товара, приведенное нами в начале статьи, появилось в 2004 году.
    В среде российских юристов распространена точка зрения, в соответствии с которой под существенным недостатком правомерно понимать изъян, который проявляет себя сразу же после проведения ремонта в определенной функциональной области купленного в магазине изделия. То есть, полагают эксперты, нет необходимости вести статистику проявления поломок — если вещь перестала работать после первого ремонта, то это — явный показатель того, что она имеет существенные недостатки. Вместе с тем, есть юристы, которые не разделяют этой точки зрения. По их мнению, данное явление нельзя считать в достаточной мере частым. Столь невысокая статистическая значимость подобных случаев позволяет выделять их в отдельную категорию прецедентов, однако использовать подобные явления как один из ключевых критериев существенного недостатка товара не вполне целесообразно.

    Определение существенных недостатков: позиция судов

    Некоторые эксперты считают, что текущие критерии, релевантные рассматриваемому термину, далеки от идеала. Поэтому исследование проблематики такого явления, как существенный недостаток товара, определение термина — это задачи, которые могут решаться на уровне Пленумов Верховного Суда РФ. Так, к примеру, в Постановлении ВС РФ от 12.06.2012 г. содержится разъяснение, касающееся специфики различных видов существенных недостатков товаров. В документе были отражены критерии, касающиеся неустранимых изъянов, тех, которые требуют больших расходов, тех, которые устраняются по факту значительных затрат по времени, тех, что проявляют себя вновь после ремонта и т. д.

    Таким образом, в российской правовой практике важнейшую роль играют не только положения федерального законодательства, но также и позиция судебных органов. Многие эксперты полагают, что текущий спектр мнений, особенно на уровне ВС РФ, предопределяет значительный уклон формулировок в пользу потребителя. Так, например, в одной из трактовок Верховного Суда под существенным недостатком может пониматься изъян, проявляющийся многократно.
    Данное положение, считают юристы, может трактоваться в аспекте одновременного применения к нескольким, независимым друг от друга, недостаткам товара, делающим его комфортное пользование невозможным. Как результат — товары могут возвращаться в магазины чаще (соответственно, судебных споров будет больше). Это может предопределять некоторый дисбаланс в отношении принципа соразмерности требований истца к ответчику, соблюдение которого – важнейшее условие стабильного функционирования правовой системы.

    Вернуть или обменять товар: судебная практика

    Мы определили, что права российских потребителей в отношении покупки некачественного, имеющего существенные недостатки, товара в достаточной мере защищены законом. Однако как обстоят дела с правоприменительной и судебной практикой? Мнения различных экспертов касательно данной области правоотношений очень несхожи. Некоторые юристы отмечают, что в среде российских ритейлеров и производителей товаров постепенно растет уровень правовой культуры.
    То есть если покупатель приносит изделие, которое явно неработоспособно, то, как правило, продавец без лишних вопросов выполняет все, что предписывает закон. Однако есть ритейлеры, которые могут, например, воспротивиться желанию покупателя обменять или сдать вещь, заявив о том, что изделие некорректным образом эксплуатировалось — что и предопределило обнаружение существенного недостатка товара. Результат подобных разногласий — обращение в суд. Какова специфика судебной практики в сфере защиты прав потребителей, если речь идет о замене или возврате товаров с существенными недостатками?

    Основной фактор, влияющие на решение суда: существенный недостаток товара должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Другое важное обстоятельство — специалисты, к которым обращаются истец и ответчик, должны определить, возник ли изъян вследствие некачественной сборки изделия или же появился в силу некорректной эксплуатации товара. Проводится товароведческая экспертиза. Таким образом, судебная практика отражает, как считают многие юристы, в достаточной мере нейтральный подход судей к рассмотрению дел. Нет однозначного тренда в принятии решений в пользу истцов или же ответчиков. И это несмотря на то, что в законодательстве, как полагают эксперты, присутствует заметный уклон в пользу потребителя.

    Многое, конечно же, решает экспертиза, призванная выявить, как именно образовался существенный недостаток товара. Закон о защите прав потребителей, таким образом, несмотря на ощутимый уклон в пользу покупателя, предполагает проведение достаточно сложных и в ряде случаев затратных процедур, связанных с определением стороны, ответственной за появление изъяна у товара.

    Необходимо соблюдение баланса интересов

    Многие юристы полагают, что правовое регулирование отношений покупателя и продавца (поставщика услуг) должно, с одной стороны, соответствовать такому критерию, как восстановление прав потребителей, с другой — защищать также и поставщика от чрезмерных обременений. Таким образом, возврат товара, существенный недостаток в котором был обнаружен, должен осуществляться, как мы уже отметили выше, на основе значимого в любой правовой системе, в том числе и в российской, принципа соразмерности.
    То есть требование покупателя должно удовлетворяться, но только в том случае, если оно соразмерно зафиксированному правонарушению. Собственно, роль товароведческой экспертизы, как полагают многие эксперты, во многом связана с необходимостью определения требуемого баланса в аспекте соразмерности требований покупателя и нарушений закона, регулирующего права потребителя, допущенных продавцом или поставщиком услуг.

  7. Bloodsmith Ответить

    В свою очередь «существенный недостаток товара» предполагает наличие в товаре каких-либо негативных свойств, препятствующих его эксплуатации в принципе. Основными чертами существенного недостатка товара являются:
    невозможность устранения недостатка без несоразмерных расходов, при этом расходы на устранение такого недостатка приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена покупателем (потребителем) от его использования;
    невозможность устранения недостатка без несоразмерной затраты времени, при этом время, затрачиваемое на устранение такого недостатка, должно превышать установленный соглашением сторон в письменной форме срок и ограниченный 45 днями, а если такой срок соглашением сторон не определен,
    время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
    неоднократность выявленного недостатка, а именно совокупность различных недостатков всего товара, выявленных более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора, либо условиям и требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцу и/или описанию товара при продаже товара по образцу и/или по описанию. Под недостатком, который проявляется вновь после его устранения, понимается недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению (ремонту товара).
    неустранимость недостатка, при этом недостаток, не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в состояние, соответствующее обязательным требованиям, предусмотренными законом, или условиями договора или требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцом и/или описанием при продаже товара по образцу и/или по описанию.
    источник: http://www.pr-standart.ru/individuals/syshestvennij-nedostatok-tovara/

    Обнаружение недостатков технически сложных товаров

    При обнаружении в ходе эксплуатации недостатков купленного техни­чески сложного товара потребитель в период гарантийного срока имеете право, как и в ранее рассмотренных случаях, предъявить продавцу (изготовителю) требования, установленные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».
    Наиболее часто эти требования предъявляются как раз в отношении технически сложных товаров. Если в течение гарантийного срока (для товаров длительного пользо­вания) потребитель обнаружил недостатки, то он вправе потребовать безвозмезд­ного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом.

  8. Snatcher Ответить

    Добрый день. существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
    Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
    По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
    обнаружение существенного недостатка товара;
    нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
    невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
    Термин «существенный недостаток» в законе только одно, поэтому все критерии его определения касаются и технически сложных товаров.

  9. Мальвина Ответить

    Добрый день! В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
    под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:
    а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
    б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, — недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
    Таким образом, если есть что-то из вышеперечисленного, то недостаток существенный
    2. Подлежит ли обязательной замене технически сложный товар ненадлежащего качества?
    ЕкатеринаСогласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»
    В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
    1. обнаружение существенного недостатка товара;
    2. нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
    3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
    Таким образом, требования о замене подлежат удовлетворению, если есть один из случаев, указаных выше
    3. Когда технически сложный товар является товаром ненадлежащего качества?
    Екатерина
    В силу ч.1,2 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»
    1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
    2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.Таким образом, е сли товар не соовтетствует договору или обычным требованиям (скажем, плита слабо греет) — можно говрить, что товар не надлежащего качества

  10. Dj SamiRus Ответить

    Доброе утро, Алексей!
    А кто Вам сказал, что смартфон – это технически сложный товар (заголовок форума)?
    ЦИТИРУЮ.
    Утвержден
    постановлением Правительства Российской Федерации
    от 10 ноября 2011 г. № 924
    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
    1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
    3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
    5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
    7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
    8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
    9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
    10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
    11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
    12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

  11. Ironskin Ответить

    Мы уже писали о том, что такое технически сложный товар, и перечне ТСТ. Теперь разберёмся с правами потребителей, желающих обменять технически сложный товар, а также поговорим о существенных недостатках технически сложного товара.
    Если Вы обнаружили неполадку в технически сложном товаре в течение 15 дней с момента покупки, то Вы можете предъявить одно из следующих требований:
    возврат денег за товар;
    обмен на аналогичный товар;
    обмен на другой товар с перерасчётом;
    снижение стоимости товара;
    бесплатный ремонт;
    компенсация за уже осуществлённый ремонт.
    Если прошло уже более 15 дней, то все вышеперечисленные требования могут быть предъявлены лишь в том случае, если был обнаружен существенный недостаток. В противном случае (если недостаток несущественный) покупатель может потребовать только бесплатный ремонт или компенсацию за осуществлённый ремонт.

    Существенный недостаток товара.

    Существенный недостаток технически сложного товара – это поломка, которая не позволяет эксплуатировать технически сложный товар вообще или на очень продолжительный период времени.
    Формулировка из Закона о защите прав потребителей: существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
    Примеры существенных недостатков ТСТ: отсутствие возможности ремонта, многократные поломки, поломки, аналогичные тем, что были уже устранены, несоразмерность стоимости и времени ремонта.
    Покупатель имеет право заявить о существенном недостатке без доказательств, разбирательства по поводу существенности недостатка и его наличия в целом ложатся на продавца. Стоит тут, правда, понимать, что если: в ноутбуке вышла из строя видеокарта, то это существенный недостаток, а если сломалась клавиатура на стационарном компьютере – это не существенный недостаток.
    Покупатель может при любых сомнениях обратиться к продавцу товара и заявить о неполадке. Проверку продавец проведёт сам и сообщит покупателю о полученных результатах. Покупатель может не согласиться с данной проверкой и потребовать провести независимую экспертизу товара за счёт продавца, при которой обе стороны имеют право присутствовать.
    Независимая экспертиза считается более достоверной при дальнейших разбирательствах, но и её покупатель может оспорить в судебном порядке.

    Технически сложные товары надлежащего качества, не подлежащие возврату.

    По данным на 2016 год перечень технически сложных товаров надлежащего качества, не подлежащих к возврату выглядит следующим образом:
    Электромузыкальные инструменты.
    Бытовая вычислительная и множительная техника.
    Электробытовые машины и приборы.
    Электронные игрушки.
    Станки металлорежущие и бытовые деревообрабатывающие.
    Бытовая радиоэлектронная аппаратура.
    Кино- и фотоаппаратура.
    Факсимильная аппаратура и телефонные аппараты.
    Бытовое газовое оборудование и устройства.
    Часы с двумя и более функциями.

    Как действовать?

    Если Вы обнаружили неполадку, то необходимо сразу обращаться с претензией к продавцу товара. Если прошло менее 15 дней с момента покупки, то у покупателя больше прав (об этом Вы можете прочитать выше). Даже если с момента покупки прошло более 15 дней медлить всё равно не стоит, ведь есть ещё и гарантийный срок на товар, по истечении которого оплачивать экспертизы придётся покупателю.
    Всё общение с продавцом должно проходить в письменной форме. Это касается в основном претензии и требований, оформленных в заявление, в котором следует указывать следующие данные: адресат заявления, заявитель, полное название товара, обнаруженный дефект/неполадка/поломка, информация о гарантийном сроке, требования покупателя, дата обращения и предоставления товара.
    Важно также потребовать, чтобы товар был опечатан при покупателе и на пломбах была поставлена подпись покупателя. Так можно избежать мошенничества со стороны продавца (вскрытие и имитация поломки по вине потребителя).
    Следует также потребовать продавца составить акт о приёме технически сложного товара, в котором он опишет состояние товара на момент передачи его продавцу. Если продавец отказывается составлять такой акт, необходимо в письменном виде потребовать от продавца причину отказа. Если Вы не согласны с причиной отказа, то можете потребовать проведение независимой экспертизы с правом Вашего присутствия. Покупатель вправе задавать эксперту вопросы касательно недостатка товара. Если заключение экспертизы покупатель посчитает неудовлетворительным, он в праве обратиться в суд. В данном случае лучше воспользоваться услугами юриста.
    Также, если Вам отказали в Ваших правах, Вы можете обратиться в Ваш муниципальный Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. В таком случае Вашим запросом бесплатно могут заняться профессионалы. Будьте готовы использовать именно этот способ, так как правила компаний зачастую расходятся с законодательством РФ, и продавцы даже при желании помочь могут Вам отказать. Роспотребназдор, в свою очередь, карает компании за нарушение законодательства в отношении потребителей.

  12. Fanat1k Ответить

    При приобретении технически сложных товаров имеются определенные тонкости в реализации прав потребителей на обмен и возврат данных товаров. Для начала потребителю необходимо знать, какие товары являются технически сложными. Перечень данных товаром утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». К ним относятся:
    1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
    2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
    3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
    4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
    5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
    6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
    7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
    8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
    9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
    10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
    11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
    12 Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
    При покупке вышеуказанных товаров необходимо знать, что у потребителя есть право в течение 15 дневного срока с момента передачи данных товаров и при обнаружении в них недостатков:
    потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
    потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
    потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
    отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
    При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
    Потребитель должен будет возвратить данный некачественный товар продавцу. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
    Во многих случаях продавец не желает производить возврат уплаченной суммы за технически сложный товар ненадлежащего качества или производить замену некачественного товара на новый товар (например: часто, не взирая на наличие недостатков, встречается ответ продавца о том, что сотовый телефон является технически сложным товаром и возврату или обмену не подлежит). Тем самым, продавец вводит потребителя в заблуждение. Продавец мотивирует отказ в удовлетворении этих требований тем, что сотовый телефон возврату или обмену не подлежит, поскольку является технически сложным и будет производиться только ремонт. Утверждение продавца не основано на действующем законодательстве, т.к. от товара ненадлежащего качества можно отказаться, а равно потребовать замены его на аналогичный товар надлежащего качества независимо от того, что это за товар. Поэтому потребителю необходимо четко знать, что технически сложные товары, в случае наличия в них любых недостатков можно вернуть или обменять в течение 15 дней с момента получения товара от продавца, как было уже выше указано. Лучше всего при возникновении ситуаций подобного рода обращаться с письменным требованием к продавцу. Это будет являться установлением юридического факта предъявленных требований, и обманывать продавцу уже будет затруднительно. Продавец обязан будет удовлетворить требования потребителя. Если продавец не удовлетворит в добровольном порядке требования потребителя, то потребитель вправе обратиться в суд.
    Потребитель при обнаружении недостатков в товаре вправе обменять данный товар на аналогичный или потребовать возврата денежных средств за товар и по истечению 15 дней. Однако для реализации этих прав необходимо наличие ходя бы одного из нижеприведенных оснований:
    А) обнаружен существенный недостаток товара (например: повторная поломка одной и той же детали);
    Б) нарушен установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара (срок ремонта не может превышать более 45 дней)
    В) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. (Если при первом обращении к продавцу для ремонта товара срок ремонта составил 45 дней, то при повторном обращении, срок ремонта не будет имеет значения.)
    Таким образом, если есть наличие хотя бы одного из вышеуказанных условий потребитель вправе требовать возврата или замены товара. Необходимо так же выдвинуть предъявить требование продавцу письменно.
    Все вышеуказанные требования (п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей») можно предъявлять к продавцу в течение гарантийного срока на товар, а если имеются существенные недостатки в течение срока службы товара. Данные сроки исчисляются с момента передачи товара продавцу, о чем говорит в ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей».
    Закон РФ «О защите прав потребителей» в п.2 ст.20 также предусматривает обязанность продавца предоставить на основании заявления покупателя в трехдневный срок на период ремонта или замены товара длительного пользования аналогичный товар, обладающей такими же основными потребительскими свойствами. Кроме следующих товаров:
    1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
    2. Мебель
    3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)
    4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)
    5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

    БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Свободы, д. 89, каб. 126. (тел. 25-42-45), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62

  13. MrMine Ответить

    Основой нормативного регулирования отношений Покупателя и Продавца является закон «О защите прав потребителей».
    Каждый потребитель знает, что при обнаружении в приобретенном товаре какого-то изъяна, если быть точнее, недостатка, он имеет право предъявить определенный круг требований к продавцу. Для определения вида предъявляемых требований, необходимо учитывать следующее.
    Законодатель разделяет два таких понятия как «недостаток товара» и «существенный недостаток товара», имеющих большое значение при выборе порядка и способа защиты своих прав покупателем (потребителем), в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
    Например, согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель (потребитель) вправе потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи технически сложного товара либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены по истечении 15 дней с момента его приобретения только в случае наличия в таком товаре «существенного недостатка».
    Таким образом, наличие несущественного (простого) недостатка в технически сложном товаре дает покупателю (потребителю) меньшее количество способов защиты своих прав (требование о соразмерном уменьшении покупной цены; требование о незамедлительном и безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление), чем наличие существенного недостатка.
    Согласно рассматриваемому закону, под недостатком товара понимается  несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям к такому товару, либо целям, для которых товар такого рода обычно используется либо целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, либо   товар, не соответствующий образцу и (или) описанию
    Существенный же недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
    Таким образом, «недостатком товара» является не только наличие в нем каких-либо дефектов (во внешнем виде, функциональном плане, и т.д.), но и иные признаки, свойства и характеристики товара, не позволяющие его использоваться в том объеме и для тех целей, для которых данный товар приобретен или обычно приобретается.
    Например, такими недостатками могут быть:
    — визуальные признаки (нарушение рисунка, изображения, расплывание краски и т.д.) в случае, когда визуальный внешний вид товара имеет значение для его эксплуатации;
    — наличие каких-либо элементов, выступов, лишних деталей (когда наличие таких деталей препятствует, усложняет, либо делает невозможным использование товара по его прямому назначению, либо портит его внешний вид, если внешний вид имеет значение для эксплуатации товара);
    — иные свойства товара, который хотя внешне предназначен для определенного использования и обычно используется для этого, но в силу наличия в нем таких свойств использоваться по назначению не может (например, одежда или элемент одежды, позиционируемые продавцом как такой объект, но фактически имеющие декоративный характер (кошелек без кармашков, шляпа, не приспособленная для носки, и т.д.);
    В свою очередь «существенный недостаток товара» предполагает наличие в товаре каких-либо негативных свойств, препятствующих его эксплуатации в принципе.
    Основными чертами существенного недостатка товара являются:
    — невозможность устранения недостатка без несоразмерных расходов, при этом расходы на устранение такого недостатка приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена покупателем (потребителем) от его использования;
    — невозможность устранения недостатка без несоразмерной затраты времени, при этом время, затрачиваемое на устранение такого недостатка, должно превышать установленный соглашением сторон в письменной форме срок и ограниченный 45 днями, а если такой срок соглашением сторон не определен,
    — время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
    — неоднократность выявленного недостатка, а именно совокупность различных недостатков всего товара, выявленных более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора, либо условиям и требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцу и/или описанию товара при продаже товара по образцу и/или по описанию.
    Под недостатком, который проявляется вновь после его устранения, понимается недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению (ремонту товара).
    — неустранимость недостатка, при этом недостаток, не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в состояние, соответствующее обязательным требованиям, предусмотренными законом, или условиями договора или требованиям, обычно предъявляемым к такому товару, приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность покупателем (потребителем) при заключении договора, или образцом и/или описанием при продаже товара по образцу и/или по описанию.
    В случае несогласия Продавца товара в части доводов покупателя (потребителя) о наличии в товаре существенного недостатка (обычно Продавцом квалифицируются подобные недостатки как «простые»), как правило, назначается и проводится экспертиза товара, подтверждающая или опровергающая доводы покупателя (потребителя) о существенности недостатка товара.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *