Что такое святилище у древних людей 5 класс?

9 ответов на вопрос “Что такое святилище у древних людей 5 класс?”

  1. Blademoon Ответить

    Смотреть что такое “СВЯТИЛИЩЕ” в других словарях:

    святилище — См … Словарь синонимов
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, святилища, ср. (книжн.). 1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.). 2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком нибудь ученом учреждении).… … Толковый словарь Ушакова
    СВЯТИЛИЩЕ — место отправления культов в первобытной религии пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д … Большой Энциклопедический словарь
    Святилище — см. Скиния см. Храм … Библейская энциклопедия Брокгауза
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    Святилище — место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
    святилище — святилище, род. мн. святилищ (не рекомендуется святилищей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    Святилище — У этого термина существуют и другие значения, см. Санктуарий. Святилище  священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.… … Википедия
    Святилище — (культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др … Уральская историческая энциклопедия
    Святилище — или святое святых отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась… … Словарь библейских имен

  2. Saithith Ответить

    Смотреть что такое “СВЯТИЛИЩЕ” в других словарях:

    святилище — См … Словарь синонимов
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, святилища, ср. (книжн.). 1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.). 2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком нибудь ученом учреждении).… … Толковый словарь Ушакова
    Святилище — см. Скиния см. Храм … Библейская энциклопедия Брокгауза
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    Святилище — место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
    святилище — святилище, род. мн. святилищ (не рекомендуется святилищей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    Святилище — У этого термина существуют и другие значения, см. Санктуарий. Святилище  священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.… … Википедия
    Святилище — (культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др … Уральская историческая энциклопедия
    Святилище — или святое святых отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась… … Словарь библейских имен
    СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова… … Энциклопедия Кольера

  3. Dionysus Ответить

    Места, специально предназначенные для совершения неоднократных ритуальных действий, в археологии чаще всего принято называть «святилищами». Впрочем, этот термин «сопровождается» целым рядом разнообразных синонимов — капище, сакральный объект, культовый объект, ритуальный комплекс, жертвенник, почитаемое место и т. д. Это терминологическое многообразие отражает отсутствие в распоряжении археологов четких материальных признаков подобных памятников. Когда речь идет об остатках сакральных сооружений, связанных с религиозной традицией, сопровождающейся подробными описаниями таких объектов или существующей в современном обществе, интерпретация подобного памятника чаще всего не вызывает принципиальных сложностей — он оказывается «узнаваемым».
    [adsense]
    Так, например, в ходе выявления оснований каменных православных церквей ХIII-XIV вв. при раскопках в Довмонтовом городе Пскова проблема их интерпретации в качестве храмов (в отличие от располагавшихся поблизости гражданских строений того же времени) отсутствовала в принципе. Отдельным направлением исследования этих зданий стала их атрибуция — дело в том, что в письменных источниках, сообщающих о строительстве в Довмонтовом городе каменных храмов, в большинстве случаев отсутствуют точные указания их местонахождения. Культовый же характер этих построек был очевиден с учетом их характерной планировки, в девяти из десяти раскопанных церквей были обнаружены современные им фрагменты храмовой фресковой живописи и т. д.
    Совсем другое дело — выявление святилища доисторической (дописьменной) эпохи, связанного с несуществующей сегодня религиозной традицией. Каким оно было? Как должны выглядеть археологизированные материальные остатки такого объекта?
    По справедливому замечанию В.Н. Седых (2000: 16), в археологии «в качестве признаков культовых объектов… называют различные, часто единичные, не сочетающиеся с другими, а то и прямо противоположные по сути признаки…» Стоит добавить, что, как правило, такие признаки оказываются методически необоснованными. Так, в работе, посвященной славянским языческим святилищам, И.П. Русанова и Б.А. Тимошук полагают, что «для подтверждения культового значения памятников необходимо выявить их определенные признаки, отражающие закономерности в расположении, конструкции, планировке, характерные для большинства культовых мест и святилищ». Однако, подобные признаки, предлагаемые самими И.П. Русановой и Б.А Тимощуком, вряд ли можно назвать правомерными: например, в качестве таковых отмечаются «сохранение остатков жертвоприношений», «длительное употребление огня на одном и том же месте» и т. п. Но что следует считать остатками именно жертвоприношений, а не, скажем, бытовых отходов? Кости животных? Но их наличие, как и следы «длительного употребления огня», может быть обусловлено исключительно бытовыми причинами.
    Недоумение вызывает следующее утверждение исследователей: «В особый вид выделяются почитаемые места и объекты естественного происхождения, в создании которых участие человека было минимальным. Это камни, лишь иногда искусственно подработанные, деревья, источники, рощи, горы, которые часто входят в состав больших культовых комплексов» (Русанова, Тимошук 1993: 9). Однако, каким образом в таких случаях археолог может определить сакральный статус конкретной рощи или горы в древности И.П. Русанова и Б. А. Тимошук не объясняют.
    В самом общем виде мы можем рассматривать святилище как объект (или пространство), в котором (с точки зрения носителей данной религиозной традиции) проявляется действие неких сверхъестественных, сакральных сил. Это — то самое «проявление священного», которое Мирча Элиаде называл греческим термином «иерофания». Именно иерофания и определяет необходимость совершения тех или иных ритуальных действий в данном месте. Однако, доступные для археологов материальные признаки такого объекта и связанных с ним ритуалов могут быть зафиксированы далеко не всегда. «Священный камень остается камнем; внешне (точнее, с мирской точки зрения) он ничем не отличается от других камней. Зато для тех, для кого в этом камне проявляется священное, напротив, его непосредственная, данная в ощущениях реальность преобразуется в реальность сверхъестественную» (Элиаде 1994: 18).
    Попытки определить и перечислить материальные признаки святилищ как археологических памятников вряд ли когда-либо увенчаются успехом — технические приемы обозначения или оформления сакрального пространства характеризуются чрезвычайным разнообразием. Ирония В.Г. Чайлда (1956: 276), отмечавшего, что характеристика археологами предметов в качестве ритуальных представляет собой «научное выражение того, что мы не знаем, для чего они предназначались», по сей день оказывается вполне уместной. Однако, так или иначе археологи обнаруживают и исследуют некоторые подобные объекты.
    Один из известных археологам видов культовых объектов уже был упомянут в предыдущей главе; я имею в виду костища — скопления костей животных, являющихся, по всей видимости, остатками жертвоприношений. Выше мы останавливались на примере Гляденовского костища, датируемого II в. до н. э. — III в. н. э. Но подобные объекты известны и среди памятников других эпох. Так, к позднему палеолиту относится Амвросиевское костище, исследованное раскопками в Приазовье (Борисковский 1953: 328-352, 445). Здесь было выявлено скопление костей 983 особей зубров (мощностью до 1 м), среди которых достаточно часто обнаруживались обработанные кремни и костяные орудия. Костище располагалось на дне естественного оврага. В скоплении были зафиксированы все кости скелета, но анатомические группы костей встречались редко, а целых скелетов не было вовсе.
    Судя по тому, что памятник содержал целые и не раздробленные кости зубров, костяные наконечники копий и кремневые орудия (а не отщепы и осколки кремня) у нас нет оснований интерпретировать его в качестве некоего аналога «кухонной кучи» — скопления отбросов обитателей стоянки, расположенной поблизости. Известна также точка зрения, согласно которой Амвросиевское костище не имеет отношения к сакральным объектам и является «уникальным памятником облавной охоты на стадных степных животных» (Рогачев, Анивович 1984: 178) — предполагается, что памятник следует рассматривать ««как место гибели стада зубров, загнанного сюда в результате коллективной облавы. При этом в хозяйстве было использовано линь некоторое количество туш, лежавших сверху». Однако, размеры овражка слишком малы для подобного охотничьего мероприятия — если на участок площадью 200 кв. м загнать около 1000 зубров, то на 1 кв. м должны были бы наждаться 5 зубров.
    Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой «амвросиевское костище было местом, куда жившие поблизости палеолитические охотники складывали все кости убиваемых ими на охоте зубров, веря, что таким путем они обеспечат возрождение последних и удачную охоту на них в будущем. У этого культового скопления можно было совершать обряды охотничьей магии, кидать в него копья и камни» (Борисковский, Праслов 1964: 24). Подобная интерпретация подкрепляется многочисленными этнографическими материалами, зафиксированными у аборигенных народов Сибири и Дальнего Востока. Так, например, «айны на медвежьем празднике строго следили за тем, чтобы все гости съеденного медведя были собраны и унесены в лес на определенное место — одно и то же из года в год, чтобы ни одна из гостей не завалялась где-нибудь…» (Борисковский 1953:350).

  4. Mariri Ответить

    Смотреть что такое “Святилище” в других словарях:

    святилище — См … Словарь синонимов
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, святилища, ср. (книжн.). 1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.). 2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком нибудь ученом учреждении).… … Толковый словарь Ушакова
    СВЯТИЛИЩЕ — место отправления культов в первобытной религии пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д … Большой Энциклопедический словарь
    Святилище — см. Скиния см. Храм … Библейская энциклопедия Брокгауза
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    Святилище — место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
    святилище — святилище, род. мн. святилищ (не рекомендуется святилищей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    Святилище — У этого термина существуют и другие значения, см. Санктуарий. Святилище  священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.… … Википедия
    Святилище — (культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др … Уральская историческая энциклопедия
    Святилище — или святое святых отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась… … Словарь библейских имен
    СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова… … Энциклопедия Кольера

  5. BlackLife Ответить

    Забытые боги… Каменные идолы, гигантские жертвенники, деревянные статуи и причудливые сооружения. Когда-то люди верили им, жили ими. А потом забыли, бросили. Пески времени засыпали истины, религии, и самих людей… Только их следы, оставленные навечно на каменных телах земли возвращаются к нам, то тут, то там выглядывая из недр древней истории.
    Древние святилища — особенно интересная тема, что может поведать нам впечатляющие, а иногда и просто невероятные вещи про нашу историю. Больше всего тайн знает камней, которое хранит информацию дольше всего. Много культовых комплексов строились именно в горах. Потому что горы всегда считались нашими предками святыми местами, где живут боги.
    По следам святилищ ученые понемногу воссоздают картины древних украинских цивилизаций, культур и культов. И много мест на этих картинах так и остается навечно покрытыми тайной древности. Никогда нами не разгаданной.


    А еще здесь был захоронен 12-летний юноша. Его «могила» было обозначено грядой разноцветных камней, выложенных в форме змеи. Кем был этот загадочный мальчик, похоронен в сакральном месте — археологи ответить не могут. И для них понятно, что святилище было местом, где хоронили только людей из клана жрецов.
    2. Девич-гора
    Первые века нашей эры
    Находится вблизи поселка Триполье на Киевщине.



    Гора пирамидальной формы была святилищем женской покровительницы богини Даны.
    По легенде, женщины, которые должны родить, приходили сюда и просили у богов благословения. На таинственных холмах Девич-горы запрещалось находиться мужчинам, а также любому чужаку. Таким грозила смерть. Тайна оплодотворения свято оберегалась.
    На территории археологи нашли 9 углублений, в которых стояли 9 цветочных горшков с 9 видами трав. Число, вероятно, символизировало девять месяцев беременности (но это только догадки современных исследователей). То есть, жертвенник состоял именно из девяти частей и имел он форму печи.
    Какие именно магические действа там проводили женщины — неразгаданная тайна.
    А еще известно, что когда-то отсюда в вечную дорогу отправляли своих умерших наши предки.
    И, как говорят ученые, место Девич-горы наделено положительной энергетикой. И сейчас эту бывшую святыню считают одним из сильнейших «мест женской силы».
    3. Святилище Ґовда
    Между X и XII веками.
    Расположено небольшое святилище, имеет треугольную форму, на отвесной круче над Збручем среди лесов.


    Культ какого бога или богини был главным на святилище Ґовда — неизвестно. И святилище является одним из самых таинственных. Говорят, здесь жили колдуны—волхвы, а позже проводили свои учения казаки—характерники.

    Интересной находкой на территории Ґовди есть старый колодец.
    У колодца, которая имела культовое значение, находили многочисленные останки животных. Археологи узнали, что в 12 веке кирниця была засыпана. Спустя над ней в овальном углублении разжигали огонь, а в насыпи вала сделали хлебную печь.
    И на самом деле по древним верованиям эта сухая колодец всегда служила своєріднимвходом в мир Нави. Само святилище Ґовда символизировало Неизвестный мир (Нави).
    4. Звенигородский храм идола с четырьмя капищами
    Вероятно X — XIV века
    Расположено Звенигородское святилище на юг от села Крутилов (Тернопольская область), на правом берегу реки Збруч.


    От других подобных сакральных мест оно отличается огромными размерами и особенно сложным построением. Известно, что именно святилище Звенигородсимволізує мир Яви. Четыре его капища — это четыре фазы солнца в году.
    Здесь было найдено много интересного: дома жрецов, жертвенные камеры, жертвенные колодцы. Очень ценным оказался храм с каменным Кумиром. Сам идол был высотой почти 2 метра и лежал поперек храма, перед которым были многочисленные предметы, использованные в жертвоприношениях: рассыпанные зерна, ножницы, серпы…
    На территории древней святыни текут целебные источники, которые находятся неподалеку от места, известного для местных как такое, куда постоянно бьют молнии. Древние люди считали такие места священными: пеплом деревьев, обозначенных «небесной стрелой» лечили тело, а разбитым ею камнями освящали. На территории Звенигорода расположена и окутана легендами Пещера отшельника.
    5. Карпатское поселение солнцепоклонников.
    Примерно V — i тыс. к н.е.
    Найденное святилище Лысина Космацкая было в горах неподалеку от карпатского села Космач.


    И самым интересным является астрономический характер святилища. Он аналогичен известному Стоунхенджу. То есть, если в Стоунгенджу основные линии (азимуты) выложены из камней, а в Космаче на продолжении линий туннеля и жертвенной ямы расположены природные образования — вершины гор. На Лысине Космацькой хорошо сохранившиеся артефакты солнечного и зодиакального типов календарей.
    Неподалеку сакральной горы найдено еще одно — Тернешорское святилище, связанное с предыдущим. Известно, что здесь поклонялись культу Женщины-матери. Среди наиболее интересных местных находок — статуя женщины, каменный диск, фаллический камень.

  6. dsdds Ответить

    Какое из чисел 1 2 3 является корнем уравнения x +3+x=9-x
    Помогите решить задачу В треугольнике ABC , медиана АN продолжена за точку М , до точки D на расстоянии равном АМ , так что AN=MD , доказать что ABCD параллелограмм
    На альбоме листа нарисовать круг.45% этого круга закрасьте красным цветом 20% круга синим цветом а оставшуюся часть жёлтым цветом.Какая часть круга закрашена жёлтым цветом?
    2, 5;10,запиши выражения и вычисли их значения
    Увасабленне што гэта такое?
    Прочитайте текст и определите его тип. Придумайте и запи­ шите заглавие. Чтение этим..логических словарей русского языка — дело не только интересное и увл.жательное, но и поле з­ ное.
    Прежде всего этим..логические словари ра.жрывают тайны происх..ждения слов, особенно слов древних, ко­ торые уже утратили свою образность и прозрач(?)ность формы. Например, кто сейчас помн..т, что современное русское слово лебедь, как и слово лебеда, во..ходит к латинскому albus, что значит «белый», что словонегодяй произошло от существовавшего когда-то слова годяй (что значит «годный», «го­ дящийся») и перв..начально обозначало человека, не годящегося к военной службе?
    Но очень важно и другое: этимологи­ ческие словари помогают разобраться в правописании слов и, значит, лучше ус­ воить орфографию. Читая этимологичес­ кие словари русского языка, можно, например, узнать, что в корне слова вос­ питатель букваи пишется потому, что это слово образовано от древнего глаго­ лапитати, что значило «кормить» (воспитатель кормил, вскармливал уче­ ника), а в словеплемянник гласнаяе объясняется связью со словомплемя.
    (По О. Володиной)
    Выполните задания.
    1. Подумайте, в каком предло­нении текста выражена его главная мысль. Запишите это предложение.
    2. Выпишите из текста сложные слова, укажите, каким способом они образованы.
    3. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.
    4. Опираясь на текст и используя другие материалы параграфа, расскажите о том, для чего нужны этимологические словари.
    Как решить задачу купили 400 цветов 80 тюльпанов нарциссов в 3 раза больше чем тюльпанов пионов в 6 раз меньше нарциссов а остальные розы сколько получится букетов роз если в каждом букете должно быть 5 роз
    Патріотичні мотиви у творчості тараса шевченка твір
    Кратко изложить данный текст If you do not use arms or for some time, they become weak, when you start them again, then slowly become strong again. Everybody knows this, and n obody would think of guestioning this fact. Yet there are many people who do not seem to know, that memory works in the same way. When someone says that he has a good memory, he really means that he keeps his memory in practice by exercising it regularly, either consciously or unconsciously. When someone else says that his memory is poor, he really means that he does not give it enough opportunity to become strong. The position is exactly the same as that two people, one of whom exercises his arms and legs by playing tennis, while the other sits in a chair or motor-car all day.
    If a friend complains that his arms are weak, we know that it is his own fault. But if he tells us that he has a poor memory, many of us think that his parents are to blame, or that he is just unlucky, all of us realize that it is just his own fault. Not all of us can become extremely strong or clever, but all of us can, if we have ordinary bodies and brains, improve our strength and our memory by the same means -practice.
    Have you ever noticed that people who cannot read or write usually have better memories that those who can? Of course, because those who cannot read or write have to remember things: they cannot write them down in a little notebook. They have to remember dates, times and prices, names, songs and stories, so their memory is the whole time being exercised.
    So if you want a good memory learn from those who cannot read, practice remembering.
    Расстояние между двумя городами по реке 90 км катер по течению прошёл за 5 часов после остановки катер отправтлся обратно и прошёл 84 км за 6 часов какова

  7. child of wisdom Ответить

    Смотреть что такое “Святилище” в других словарях:

    святилище — См … Словарь синонимов
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, святилища, ср. (книжн.). 1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.). 2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком нибудь ученом учреждении).… … Толковый словарь Ушакова
    СВЯТИЛИЩЕ — место отправления культов в первобытной религии пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д … Большой Энциклопедический словарь
    Святилище — см. Скиния см. Храм … Библейская энциклопедия Брокгауза
    СВЯТИЛИЩЕ — СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    Святилище — место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
    святилище — святилище, род. мн. святилищ (не рекомендуется святилищей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    Святилище — У этого термина существуют и другие значения, см. Санктуарий. Святилище  священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.… … Википедия
    Святилище — или святое святых отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась… … Словарь библейских имен
    СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова… … Энциклопедия Кольера

  8. Mazuzil Ответить

    В истории Древнего Мира много проблем. Но не все они осознаются историками. К тому же не все осознанные проблемы оцениваются как актуальные, то есть не все они, по мнению специалистов, требуют незамедлительных исследовательских усилий. Одна из таких потерянных проблем — это древние святилища. Никто сейчас доподлинно не знает что такое древнее святилище. Определение термина слишком свободно: «святилище — место отправления культов в первобытной религии, обычно считается так же местом пребывания божества. То же, что храм».
    Множество известных и, как кажется историкам, понятных памятников давно исследованы и классифицированы, они легко опознаются и называются. Памятники могут быть названы стоянками, поселениями (селищами, городищами), и разного рода могильниками (грунтовые, с надмогильными сооружениями, склепы, поля погребальных урн и прочее).
    Однако довольно часто среди понятных сооружений и вещей встречаются объекты, не имеющие понятного смысла. Примеры многочисленны: насыпи без погребений, ямы, канавы, каменные выкладки, менгиры, стелы, ряды, кольца и иные группы камней, и прочее, и иное. Именно эти предметы называются историками ритуальными объектами (без указания ритуала, в котором они используются) или элементами святилищ. Там, где таких объектов много, или где они доминируют над понятными вещами, возникает представление о древнем святилище. Святилище это, образно выражаясь, отходы стандартной работы историков-археологов. Это то, что непонятно. Что с научной точки зрения бессмысленно.
    В последнее время лишними объектами на памятниках древней истории стали интересоваться археоастрономы и астроархеологи. Благо, такие астрономы и такие археологи, наконец, появились и в нашей стране. И всюду они находят древние обсерватории. Очень много обсерваторий. Слишком много. Представления о древних святилищах и древних обсерваториях стали сближаться. Непонятые изгои ортодоксальной науки ощутили взаимное влечение.

    Вездесущие «обсерватории» и арийские каршвары

    Слишком часто археоастрономы в полевых исследованиях обнаруживают обсерваторные азимуты. В большинстве случаев эти азимуты не имеют технологического оборудования (рабочих мест наблюдателей, ближних или (и) дальних визиров) и археологически достоверных следов пользования этими азимутами с целью наблюдения в древние времена. Обычно памятники, содержащие обсерваторные азимуты, имеют небольшие размеры, и это сводит на нет технологические возможности наблюдения — слишком короткая база, то есть слишком короткое расстояние между наблюдателем и ближним визиром. Сплошь и рядом на видимой линии горизонта «обсерваторий» нет объектов, которые могут играть роль дальних визиров. Изредка сам видимый горизонт очень близок к наблюдателю, и это исключает качественную обсервацию. Но азимуты измерены и рассчитаны правильно! Азимуты есть, а обсерваторий нет! Типичная ситуация в отечественной астроархеологии.
    Этот загадочный феномен, давно обнаруженный астроархеологами, компрометирует молодую науку в глазах солидной исторической и, вообще, гуманитарной общественности. Такое неприятное явление приходится объяснять техническими ошибками и случайными совпадениями. Но проку от этого тоже мало.
    Проблема возникла в самом начале, то есть в момент рождения археоастрономии, и в самом её сердце — в Англии. Тогда, как, впрочем, и сейчас, общая и солидарная оценка гуманитарной общественности по поводу умственных способностей предков была чрезвычайно низкой. Признание возможности наблюдений за восходами и заходами светил представлялись европейским гуманистам и интеллектуалам высочайшим комплементом древним «троглодитам». В такой обстановке бессмысленно выяснять, зачем древним людям нужна пригоризонтная обсерватория. Сама по себе она уже признаётся высшим достижением ума диких предков. Образованная же публика, имеющая нулевое представление о любой астрономии, воображает древние обсерватории, подобные современным научным учреждениям.
    Основное заблуждение современных исследователей на этот счёт состоит как раз во мнении, будто бы обсерватории нужны для практических целей. И, прежде всего, для ведения календаря. Теперь, после блестящих исследований Ларичева В.Е., легко понять, что древние люди великолепно владели разнообразным арсеналом календарей, и умели точно рассчитывать значимые для них астрономические события, не прибегая к громоздким и капризным обсерваторным инструментам. Так зачем же древним людям были нужны редкие полноценные обсерватории (есть и такие!), и многочисленные, но неразвитые обсерваторные азимуты? Научное гуманитарное мировоззрение не знает ответа на этот простой вопрос.
    Ответ помогает найти новая естественнонаучная дисциплина, которую сейчас можно громоздко и неуклюже назвать «астроархеология духовной культуры». Она оперирует новой исследовательской технологией, которая открывает новые источники исторической информации, и позволяет дешифрировать все известные мифы. Описание результатов таких исследований представляет собой очень сложный текст, который по объёму многократно превосходит сам миф. Результаты удаётся изложить пока только в формате больших монографий. Сейчас же достаточно сообщить лишь короткие выводы, иллюстрирующие тему древних обсерваторий.
    Абсолютный хронограф, содержащийся и обнаруживаемый в сюжетах множества (и, даже, большинства!) мифов, указывает на палеолит (от эпохи граветта до мезолита). Удалось восстановить и общие черты космологии людей того времени — она названа «ледяным космосом палеолита». Главным объектом космологии и главной ценностью Вселенной в палеолите признавалось, несомненно, Солнце. Древние «жрецы» постоянно и внимательно следили за поведением дневного светила, им важно было знать его точное местоположение среди звёзд в годовом движении. Наблюдение Солнца возможно практически только вблизи линии горизонта — для этого и создаются пригоризонтные обсерватории. Вспомогательное значение имеет так же наблюдение в утренней и вечерней зоре — наблюдение гелиакических состояний звёзд. Гелиакические восходы Сириуса, хорошо известные историкам, благодаря культуре Древнего Египта, восходят к древним практикам неолита и, вполне возможно, даже палеолита. Но и это — лишь часть богатого наследия эпохи камня в области астрономии и космологии. Так что, пригоризонтные обсерватории были всегда, когда были люди, и пользовались ими люди не только в календарных целях.
    Особое отношение древних людей к линии горизонта обусловлено так же и тем, что именно там находились «звёздные врата» — путь человеческой души на небо. Душа, в отличие от тела, была, в представлении людей палеолита, двумерна и довольно тяжела (летать душа не умела), а потому, чтобы попасть на небо, легко и естественно преодолевала линию горизонта. Живое трёхмерное тело сделать этого не может никогда.
    Солнце признавалось источником тепла, света, жизни, времени, пространства и порядка в мире. Оно же сотворило и линию горизонта. Древние люди жили в ориентированном мире. Ориентировка — это определение своего местоположения по отношению к востоку (orientalis — восточный), то есть к восходу, а позже — ко всем сторонам света. И эти стороны неслучайно назывались «сторонами света»! Солнечного света! С самого начала, с палеолита, стороны света определялись по обсерваторным азимутам. Описание таких сторон света полностью сохранилось в иранском священном тексте «Бундахишн», а намёки и фрагменты древнего способа ориентации остались в культуре древних греков и индусов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *