Что такое swot анализ и для чего он нужен?

19 ответов на вопрос “Что такое swot анализ и для чего он нужен?”

  1. nFewfW Ответить

    Основная задача заключается в разработке бизнес-стратегии развития предприятия или объекта, удостоверившись в том, что были учтены все главные факторы – движущие силы для успешного роста. А также рассмотрены возможности внутри компании и внешние факторы.
    SWOT-анализ подходит для проектирования стратегии нового предприятия, фирмы, услуги, товара. Нередко алгоритм применяют и для самоанализа личностного, профессионального роста. Его также используют для конкурентной разведки в нише. Например, анализ помогает сегментировать имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у ЦА.
    Для любого бизнеса важно реально видеть те рычаги, которыми он может управлять – внутренние ресурсы компании, а также понимать факторы, находящиеся вне зоны воздействия – внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.
    SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики:
    S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.
    W (weaknesses) – слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад.
    O (opportunities) – возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;
    T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений.

    На три характеристики бизнес может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин – угроз для роста. Это – природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.
    Составляя SWOT-анализ, рекомендуется придерживаться следующих правил:
    Фокусировка на конкретном направлении бизнеса. Следует отбросить всё, что не относится напрямую к сфере деятельности компании.
    Выявление «своих» сильных и слабых сторон.
    Определение возможностей. Нужно ориентироваться на внутренние факторы, ими компания может управлять.
    SWOT-анализ предприятия проводит группа людей, чтобы получить объективные результаты. Доверьте работу маркетинговому отделу.
    Используйте точные формулировки характеристик, избегайте пространных, двусмысленных определений. Чем конкретнее цель, тем понятнее пути её достижения.

    Разновидности SWOT-анализа

    На практике используют три варианта:
    Экспресс – применяется повсеместно в бизнесе для выявления сильных сторон. Упор в этом виде делается на существующих преимуществах и возможностях улучшения внутренних факторов, которые будут успешно противостоять воздействию извне. Главный плюс, который дает экспресс-SWOT-анализ заключается в наглядности бизнес-характеристик.
    Сводный – оперирует основными показателями деятельности компании на конкретный момент времени и на будущий период. Он позволяет получить более точные количественные значения факторов стратегического анализа. Достоинство этого вида в незамедлительном переходе от исследований к разработке стратегии развития бизнеса. Недостаток – сложность проведения.
    Смешанный SWOT-анализ – это вариант, в котором используются характеристики экспресс и сводного типа. Алгоритм предполагает проведение как минимум трёх стратегических исследований. Количественная оценка не выполняется. Все данные сводятся в таблицу для перекрестного анализа. Плюс в глубине проработки.

    Преимущества и недостатки метода


    SWOT-анализ обладает следующими достоинствами:
    Определение силы и слабости бизнеса, выявление факторов роста и внешних угроз.
    Простота проведения и эффективность для любых форм коммерческой деятельности. Экспресс-анализ может провести любой предприниматель или группа сотрудников без помощи профессионалов.
    Выявление возможностей компании, которые влияют на работу с реальными проблемами бизнеса.
    Определение связей между недостатками и сильными сторонам в разрезе возможностей роста с учетом внешних рисков. Это одна из главных задач, которую решает SWOT-анализ – найти рычаги воздействия на недостатки и стать лучше.
    Не нужно собирать массивы информации для проведения расчетов. Довольно часто все данные уже под рукой, нужно их только систематизировать.
    Проектирование перспектив компании, предприятия.
    Количественный расчет факторов, вариантов эффективного развития с учетом всех реалий рынка. Сводный или смешанный алгоритм расчета позволяет глубоко проработать характеристики роста.
    Оценка рентабельности проекта в существующих реалиях.
    Укрепление конкурентных преимуществ, разведка ситуации на рынке.
    Оценка внутреннего потенциала компании, ресурсов предприятия, определение возможных проблем и разработка мероприятий по их нивелированию.
    Выявить угрозы, которые являются наиболее критичными в существующем положении, принять меры для эффективной защиты.
    К недостаткам относят:
    SWOT-анализ представляет собой аналитический инструмент, который не дает четких числовых показателей или руководств к действию. В первую очередь – это наглядная, структурированная информация. Качественную работу аналитиков никто не отменял.
    Отсутствует временная динамика. Если ситуация на рынке изменяется или происходят перемены внутри компании, то расчеты следует делать заново.
    СВОТ оперирует субъективными показателями, что усложняет работу.
    Перед любой фирмой стоит вопрос: делать расчет сильных и слабых стороны, рисков и возможностей или нет. Рекомендации такие.
    «ЗА» – существует необходимость быстро получить информацию о перспективах бизнеса не привязанную к изменениям во времени.
    «НЕТ» – необходимы данные о развитие проекта с учетом динамики рынка. В этом случае СВОТ – это пустая трата времени. Точной картины не получить из-за работы с примитивными характеристиками.

    Как делать SWOT-анализ?


    Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.
    Шаг 1. Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы – зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.
    Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:
    В чем сильны наши сотрудники?
    Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
    УТП нашего бренда?
    Почему нас выбирают покупатели, клиенты?
    Какие есть характеристики у продукции?
    Что мы делаем лучше других на рынке?
    Какие сферы мы освоили «на отлично», помимо основной деятельности?
    В чем мы слабы по сравнению с конкурентами?
    Что мешает внедрять инновации в работу, техническое оснащение?
    Какие есть недостатки маркетинга, рекламы, корпоративной среды?
    Что мешает развиваться по стратегическому плану?
    Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия – сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.
    Шаг 4. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
    Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
    Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
    Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.
    Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть закусочных быстрой еды в городе с населением 500 000 человек.
    Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).
    Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.
    Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.
    Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.
    Еще один пример

    Как использовать результаты?

    Выводы по SWOT-анализу делают на основе двух методик: быстрый просмотр и составление матрицы. Первый вариант занимает 20-30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах. Например, усилить конкретный продукт или услугу за счет имеющихся возможностей.
    Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам:
    S-O – линия силы, то есть изучаются сильные стороны и возможности для того, чтобы стать ещё лучше.
    W-O – линия улучшения. Как использовать возможности для нивелирования недостатков.
    S-T – линия защиты. Как преимущества защитят от неконтролируемых внешних факторов. Устоит ли компания под санкциями, при снижении спроса, повышении НДС и прочее.
    W-T – линия предупреждения. Какие мероприятия запустить, чтобы предупредить будущие риски.
    Часто эти два метода используют вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Следующим шагом выстраивают матрицу по стратегическим линиям.

    Резюме

    Мы изучили, что такое SWOT-анализ. Узнали, какие виды существуют, как его составлять и анализировать результаты. Что нужно запомнить? Этот алгоритм позволяет оценить положение компании на рынке и определить пути развития. Он не дает указаний что делать, но является стимулом для размышлений – как эффективно развивать проект в имеющейся ситуации.

  2. Faunos Ответить

    SWOT-анализ — простой и универсальный инструмент, который можно использовать в бизнесе и жизни. Его применяют отдельно или в совокупности с другими маркетинговыми инструментами. Поэтому он нашёл широкое применение в маркетинге и менеджменте. С его помощью любая компания или предприниматель может эффективно спланировать стратегию своей деятельности.
    SWOT-самоанализ — это определение приоритетов в личном или профессиональном развитии. Он помогает понять истинные цели в жизни, личных отношениях и работе.
    SWOT-анализ применяют в бизнесе, чтобы:
    Проанализировать конкурентов, получить информацию о них, дать оценку и структурировать её. Для этого могут быть задействованы модели Портера, PEST и другие маркетинговые инструменты.
    Спланировать каждый шаг для реализации бизнес-стратегии, её важных направлений и исполнителей.
    Провести конкурентную разведку. SWOT-анализ конкурентов позволяет определить их сильные и слабые стороны. Полученная информация поможет выстроить наиболее эффективную стратегию развития.
    Вывод: SWOT-анализ применяют в бизнесе и жизни для определения сильных и слабых сторон компании или человека. На основании полученной информации можно построить эффективную стратегию развития бизнеса, личностного или профессионального роста.
    В видео ниже SWOT-анализ рассматривается на примере личной и профессиональной жизни. Рекомендуется к просмотру.

    Основные факторы SWOT-анализа в таблицах

    В таблицах ниже отражены основные факторы SWOT-анализа применимые к бизнесу.

    Внутренняя среда

    Сильные стороны
    (Strengths)
    Слабые стороны
    (Weaknesses)
    1. Большой опыт в своей нише.
    2. Высокое качество реализуемой или производимой продукции.
    3. Популярность среди потребителей и целевой аудитории.
    4. Высокий уровень продаж.
    5. Монополист в своей отрасли.
    6. Наличие и применение инновационные технологии.
    7. Низкая себестоимость конечного продукта или товара.
    8. Высокий уровень удовлетворенности и доверия клиентов.
    9. Эффективные и отлаженные бизнес-процессы.
    10. Сплоченный коллектив
    11. Качественное производственное или иное оборудование.
    12. Широкий выбор товаров, услуг или продукции.
    13. Квалифицированный персонал.
    14. Грамотная и эффективная работа маркетингового отдела.
    15. Быстрая обработка заявок и обратная связь с клиентами.
    16. Широкие каналы дистрибуции (собственные торговые сети).
    1. Мало оборотных средств.
    2. Слабое формирование положительного имиджа продукта или компании.
    3. Недоверие к компании со стороны клиентов, поставщиков, партнёров.
    4. Отсутствие торговых сетей.
    5. Слабый маркетинг.
    6. Низкая сплочённость коллектива и постоянная текучка кадров.
    7. Отсутствие стратегии развития бизнеса.
    8. Проблемы внутри компании.
    9. Узкий ассортимент товара или отсутствие дополнительных услуг.
    10. Низкая квалификация и мотивация сотрудников.
    11. Торговая марка неизвестна или известно лишь в узких кругах.
    12. Нет гарантийного обслуживания.

    Внешняя среда

    Возможности
    (Opportunities)
    Угрозы
    (Threats)
    1. Выпуск новой продукции.
    2. Внедрение новых технологий
    3. Новые потребности целевой аудитории.
    4. Работа в смежных областях.
    5. Определение новой целевой аудитории.
    6. Запуск дополнительных услуг.
    7. Развитие спроса.
    8. Сотрудничество с бизнес-партнёрами.
    9. Использование новых каналов рекламы с ориентированием на ЦА.
    10. Формирование уникального торгового предложения.
    11. Лояльное отношение общественности.
    12. Господдержка.
    1. Новые продукты, способные заменить существующие.
    2. Рост количества конкурентов на рынке.
    3. Ненадёжные поставщики.
    4. Снижение спроса на товар.
    6. Новые государственные законы в ущерб бизнесу.
    7. Монополия.
    8. Увеличение и улучшение качества рекламных каналов и кампаний конкурентов.
    9. Сезонный или экономический спад.
    Все упомянутые факторы — общие. Но они демонстрируют те параметры, на которые надо обращать внимание при SWOT-анализе бизнеса.

    Важные правила проведения SWOT-анализа

    Есть 5 главных правил, о которых надо знать и про которые надо помнить в процессе SWOT-анализа.

    Правило 1

    Нельзя проводить анализ всего бизнеса. Данные будут обобщёнными и бесполезными для дальнейшей обработки. Фокусироваться нужно только на конкретной сфере или сегменте. Надо определить сильные и слабые стороны продукта или его линейки, возможности продвижения и риски.

    Правило 2

    Перед SWOT-анализом следует понять, что поддаётся контролю, а что нет. Сильные и слабые стороны подконтрольны компании, а возможности и угрозы — нет.

    Правило 3

    Слабые стороны должны определяться не с позиции компании, а с позиции клиента. Их надо определять в свете предложений прямых конкурентов. То есть, если качество продукта, лучше чем у конкурентов, то это сильная сторона. Все сильные стороны нужно выстраивать по степени их важности.

    Правило 4

    При SWOT-анализе сильные и слабые стороны должны определяться объективно. Вся полученная информация подкрепляться фактами и конкретными цифрами, полученными, например, при проведении маркетинговых исследований.

    Правило 5

    Следует использовать только точные формулировки и избегать двусмысленности или прострации. Это важно, так как в противном случае SWOT-анализ будет ослаблен, а его результаты неточными, что приведёт к неправильным действиям в дальнейшем, например, при разработке стратегии развития продукта.
    Стоит отметить ещё несколько правил:
    При проведении SWOT-анализа нужно быть реалистичным и непредвзятым.
    Такой анализ – это лишь аналитический маркетинговый инструмент для определения стратегии развития бизнеса и укрепления его позиций на рынке.
    Обязательно надо учитывать: сценарии развития, главные факторы успеха и прогнозы.
    Проблемные зоны нужно сопоставлять с нынешними делами, и с тем, каким хотелось бы видеть бизнес в будущем.
    Следует чётко понимать, на какие факторы можно повлиять, а на какие нет.
    Нужно помнить, что SWOT-анализ субъективен.
    Чтобы подкрепить полученную информацию, стоит привести пример SWOT-анализа.

    Выводы

    Таким образом, SWOT-анализ — это маркетинговый инструмент, который нужен для создания стратегии развития бизнеса, отдельно взятого товара или услуги. С его помощью легко определить слабые стороны компании, которые поддаются корректировке, а также возможности и угрозы. При проведении такого анализа надо помнить, что не на все факторы способен повлиять руководитель компании или владелец бизнеса.

  3. твоя киска Ответить

    Opportunities – Возможности

    Обычно данный раздел представляют, как матрицу, где по вертикали откладывают показатели, планируемые или прогнозируемые к достижению. Справа же вдоль каждой строки выписывают возможные направления развития или целевые показатели для новых достижений.
    ПРИМЕР 4: Допустим, в качестве первичных целевых показателей предприятие ставит себе достижение уровня выручки в $3 млн. в месяц. Это оптимистичный показатель, поэтому предусматриваются и более скромные значения: к примеру, $2 и $1 млн. в месяц. Если оптимистичный прогноз оправдывается, то компания может рассчитывать на получение дешевой банковской гарантии, исходя из демонстрируемого оборота по своему расчетному счету. А это в свою очередь, дает ей возможность участвовать (опять же, к примеру) в конкурсах на государственные подряды. Записываем этот результат в графу справа от «$3 млн. в месяц». Если оправдывается только прогноз с $2 млн., то для получения хороших условий по банковской гарантии потребуется создать депозит, для чего можно будет перекредитоваться в другом банке, увеличив, таким образом, свои обязательства и затраты. В графе справа пишем возможность участия в государственном тендере, но с гарантированно худшими результирующими финансовыми показателями. И т.д.

    Threats – Угрозы

    И наконец, раздел, который должен являться самым главным для отечественных предпринимателей. Здесь подойдет метод, который практиковал сэр Харрис (герой повести Джером К. Джерома «Трое в лодке») при подготовке к путешествию: выпиши все, что тебе требуется в быту, а затем вычеркни то, без чего сможешь обойтись. Так и здесь: перечислите письменно все возможные и невозможные угрозы, а затем… дайте оценку каждой из них. При этом вычеркивать ничего не нужно – поверьте, абсолютно все перечисленные угрозы реальны, просто, все они станут актуальны только в свое время.
    ВНИМАНИЕ! Самой страшной угрозой для российских предпринимателей является пресловутый внешний административный ресурс. То есть, возможности государственного аппарата, используемые для личного обогащения и в частных интересах.

    Какие бывают виды SWOT-анализа

    В зависимости от того, на анализ какой именно ситуации направлен анализ, выделяют следующие разновидности SWOT:
    исследование аспектов деятельности частной коммерческой компании;
    выявление эффективности функционирования государственных или некоммерческих организаций;
    выявление качества работы образовательных учреждений;
    анализ работы администрации целого региона или области;
    анализ отдельного проекта, рынка или отрасли;
    проведение оценки перспективности и конкурентоспособности некоего рыночного объекта (например, товара или бренда).
    И наконец, возможно даже проведение SWOT-анализа личности.

    Для чего нужен SWOT-анализ

    В целом, SWOT-анализ – это систематизированная и объективная демонстрация позитивных и негативных факторов, влияющих на состояние любого объекта (будь то предприятие, отрасль, целый регион или личность). Поэтому можно сравнить такой анализ с регулярным прохождением человеком медицинского обследования. Зачем он это делает? Очевидно, для того, чтобы на ранней стадии предотвратить возникновение различных заболеваний.
    Так и в случае с экономическим SWOT-анализом состояния дел на предприятии: он нужен для диагностики состояния и управленческих процессов в компании и своевременного принятия мер для предотвращения кризисных тенденций.

    Чем различаются PEST и SWOT анализы

    Если аббревиатура SWOT дает четкое понимание, на что именно направлен анализ, то PEST расшифровывается, как «Political; Economic; Social; Technological». Весьма трудно изначально точно сказать, что именно исследуется в данном случае.
    На самом деле, здесь тоже все логично. Просто в случае SWOT-анализа факторы, воздействующие на фирму, объединены по показателю их негативности или же наоборот, благоприятствования развитию бизнеса. А в случае PEST-анализа – по их функциональному профилю.
    Надо отметить, что PEST-анализ более субъективен, так как далеко не все факторы, воздействующие на экономику предприятия, попадают в данную классификацию.

    Как делать SWOT-анализ?

    Главной задачей анализа SWOT является получение корректной оценки факторов, воздействующих на бизнес. Поэтому крайне важно, чтобы графически данный анализ выглядел максимально наглядно. Результаты анализа принято заносить в матрицу.

    Как составить матрицу для SWOT-анализа:

    Такая матрица, состоящая из 4 граф, имеет следующий вид:
    Strengths | Weaknesses | Opportunities | Threats
    В каждую из граф последовательно выписываются все факторы, соответствующие данной категории (в столбик). Но самое интересное начинается потом. Чтобы сформировать последовательную, разумную политику в области дальнейшего развития анализируемого субъекта, требуется определить взаимосвязи отдельных факторов из разных категорий между собой. (Как правило, это делается при помощи стрелок).
    Благодаря этому выявляется фактор (или даже несколько), который (-ые) получает (-ют) объективную оценку «ключевого». То есть, при воздействии на который ситуация на предприятии меняется существенно. А далее составляется второй вариант матрицы, где стрелочки уже демонстрируют последовательность действий (при реализации стратегии) и степень их влияния на особенности развития компании.

    Резюме или что является результатом SWOT-анализа

    Результатом любого анализа является выработка планов действий на будущее с выявлением и обоснованием целевых показателей (в цифрах). И SWOT-анализ здесь не исключение. Среди десятков факторов, воздействующих на личность, регион или компанию, выявляется 1-3 главных, на которые и нужно обращать первостепенное внимание. Более того, именно воздействие на данные факторы и будет приводить к последующему качественному развитию субъекта анализа.

  4. Adorgas Ответить

    Жизнь требует от нас ежедневного принятия решений. В быту, бизнесе, в саморазвитии — везде. Многие из них определяют наше настоящее и будущее. От некоторых решений зависит судьба на годы, а то и десятилетия. Поэтому важно прямо сейчас научиться правильно анализировать происходящее.
    Многие успешные люди используют для этого специальную технологию — SWOT анализ, что это такое мы рассмотрим в данной статье. Я покажу вам, как произвести оценку текущего состояния любой среды, в том числе на примере предприятия (нового бизнеса, товара или услуги) и, конечно же, самоанализа личности.
    SWOT анализ должен уметь делать абсолютно каждый человек, который хочет быть успешным, здоровым и счастливым. Но, к сожалению, этой технологии не учат на уроках в школе. Пришла пора это исправить. Поехали!
    Содержание:
    SWOT анализ: что это такое простыми словами?
    Как подготовиться к SWOT — 6 основных правил
    Матрица SWOT анализа — секреты составления от Нео и Морфеуса.
    SWOT анализ предприятия для «чайников»
    SWOT анализ личности — как стать лучшей версией себя?

    SWOT анализ: что это такое простыми словами?


    Говоря простыми словами, SWOT анализ — это метод объективной оценки любой ситуации, среды или даже самого человека, базирующийся на аналитике 4 базовых параметров, а именно:
    Сильных сторон (Strengths);
    Слабых сторон (Weaknesses);
    Возможностей (Opportunities);
    Угроз (Threats).

    Какие бывают факторы анализа (внешние и внутренние)?

    Первые два параметра (сильные и слабые стороны) относят к категории внутренних факторов. Фактически это то, что мы имеем здесь и прямо сейчас, на конкретный момент времени. Эти параметры зависят от нас напрямую, мы оказываем на них непосредственное влияние.
    В свою очередь, возможности и угрозы — это своеобразные внешние факторы, которые могут случиться, а могут и не произойти. На них нам не удастся повлиять, однако под них можно подстроиться.
    Важно: использовать анализ SWOT можно для объективной оценки любого процесса или любой ситуации. Здесь неважно, решаете ли вы, куда вложить миллионы или с кем провести выходные. Суть аналитики останется неизменной.
    Этот подход применим для вывода на рынок стартапа, прогнозирования запуска товара или услуги, а также выбора стратегии саморазвития во всех сферах жизни: спорт, образование, карьера, личные отношения.

    Метод SWOT-анализа


    Перед тем, как приступить к проведению анализа и формированию SWOT матрицы, рекомендую ознакомиться с 7 подготовительными шагами к проведению этой аналитики.
    Обозначьте исследуемую область. Определитесь, в какой конкретной сфере будете проводить исследование.
    Сфокусируйтесь на чем-то одном, например, бизнесе или личном развитии. А если выбрали бизнес, то на каком-то конкретном сегменте (не распыляйтесь на все и сразу, иначе выводы будут размытыми).
    Четко разграничьте элементы SWOT. Важно, чтобы сильные стороны не пересекались со слабыми. Помните, что возможности и угрозы относятся к внешней среде, а потому вы никак не можете их контролировать. Однако можно менять подход и определенным образом подстраиваться под эти обстоятельства, чтобы достичь желаемого результата.
    Не будьте субъективны в процессе оценки. Возможно, вы считаете свой продукт уникальным, а потенциальные клиенты думают иначе. Или, к примеру, вы считаете свои черты характера достоинством, а ваши родственники воспринимают их как недостатки. Оценивайте ситуацию объективно.
    Привлекайте в исследование как можно больше людей. Одна голова хорошо, а много — еще лучше. При составлении SWOT анализа компании, вызовите сотрудников и совместно подумайте над важными вопросами. В случае с самоанализом личности — привлеките родных и друзей.
    Используйте конкретные формулировки. Например, спросите у сотрудников, что нужно делать, чтобы увеличить доход. 99% ответят вам, что нужно больше работать. И лишь только 1% скажет, какие действия и в какой момент времени они должны совершать. Это и есть конкретика.

    Матрица SWOT анализа: как составить?

    Многие пугаются при слове матрица. Спешу вас успокоить, на самом деле в этом нет ничего страшного.
    Говоря простыми словами, матрица SWOT анализа — это обычная таблица, состоящая из 4 клеток. В каждой из них прописано по одному базовому параметру, по которым и будет осуществляться анализ среды (ситуации, человека и пр.).
    Допустим перед вами стоит некоторая задача, которую нужно проанализировать и решить. Итак, чтобы составить таблицу SWOT, вам потребуется лист бумаги и карандаш. Разделите его на 4 части так, чтобы получилось 4 колонки и назовите каждую из них: сильные стороны, слабые стороны, а также потенциальные угрозы и возможности. Получится примерно так:

    Далее в каждую клетку мы будем вносить информацию. Для этого применяются специальные наводящие вопросы, примеры которых для каждой конкретной среды мы приведем чуть ниже.
    Важно! Запомните одно важное правило. Осуществляя SWOT анализ, пишите в таблицу сперва наиболее существенные факторы, а затем постепенно переходите к менее значимым.
    Иногда для объективной оценки ситуации может потребоваться помощь друзей, знакомых и сотрудников. Это позволит принимать максимально взвешенные и эффективные решения.

    SWOT анализ предприятия для новичков

    Допустим вы хотите проанализировать текущее состояние вашей компании и определить дальнейшее направление развития. Или же вы только собираетесь выйти на рынок со стартапом. В обоих случаях можно провести простой и понятный SWOT анализ предприятия.
    Будем считать, что вы начертили матрицу и готовы ее заполнять. Наверняка, вам сложно начать. Ведь около 90% предпринимателей сталкиваются с проблемами именно при определении сильных и слабых сторон своего бизнеса. Чтобы помочь вам объективно оценить ситуацию, я предоставлю перечень базовых вопросов для каждой категории. Итак, начнем.

    SWOT анализ: определяем сильные и слабые стороны компании

    Если вы точно знаете, в чем плюсы и минусы вашей организации, перечислите их самостоятельно. В противном случае воспользуйтесь наводящими вопросами, чтобы оценить текущее состояние бизнеса в нескольких направлениях.
    Если вы только собираетесь выходить на рынок, также подумайте над этими пунктами, как вы планируете их реализовать в будущем.
    Наличие УТП (Есть ли у вас уникальное торговое предложение, вы чем-то отличаетесь от конкурентов?);
    Матрица товаров или услуг (Есть ли у вас четкое понимание того, что вы предлагаете, сформирован ли ассортимент товаров или перечень услуг?);
    Команда и менеджмент (Вы ручаетесь за опыт и компетентность своих сотрудников, у вас есть стратегия управления персоналом?);
    Миссия компании и четкое понимание бизнес-процессов (Вы знаете, кто и за что отвечает в вашей компании, все ли сотрудники работают на благо единой цели?);
    Управление финансовыми потоками (Контролируете ли Вы движение финансовых потоков? У вас нет кассовых разрывов?).
    Работа отдела продаж (Эффективно ли работает Ваш отдел продаж? ).
    Маркетинг (Насколько хорошо организован маркетинг в вашей компании: воронка продаж, акции, допродажи, отстройка от конкурентов).
    Прочие особенности бизнеса, например, наличие издержек на производство.
    Здесь перечислены 7 основных направлений, по которым можно оценить сильные и слабые стороны компании в рамках SWOT. Если вы сможете охватить больше направлений, будет только лучше. Однако помните, что сперва мы указываем только самые значимые факторы.
    Итак, вы заполнили первые две клеточки, относящиеся ко внутренним факторам. Теперь пришло время оценить внешние факторы, такие как возможности и угрозы.

    SWOT анализ: возможности и риски (угрозы) для компании

    Итак, пришло время посмотреть правде в глаза. Что плохого может случиться с вашим бизнесом в будущем и как на это можно будет повлиять? Давайте рассмотрим 6 основных рисков, которые могут коснуться каждого.
    Рост или снижения спроса (Какие тенденции популярности продукта и роста рынка просматриваются?);
    Экономические и политические характеристики страны, в которой вы ведете бизнес (Что будет с экономикой через 5 или 10 лет: изменение ВВП, курс валют, принятие законов?);
    Конкуренция (Сколько сильных игроков на рынке сейчас и каков прогноз на будущее?);
    Изменения инфраструктуры (Какие изменения могут произойти в вашей сфере, как это отразится на прибыли?);
    Технологический бум. (Как развитие технологий скажется на актуальности вашего предложения и ведении бизнес-процессов в целом).
    Итак, если вы все правильно поняли и заполнили все клеточки, у вас должен получиться стратегический анализ SWOT. Покажу, как это выглядит на примере мегапопулярной компании McDonald’s, чтобы вам стало все ясно.

    SWOT анализ компании: подведение итогов

    Для оценки текущего состояния вашей компании и эффективного планирования стратегии ее развития, необходимо выполнить базовый, быстрый и результативный SWOT анализ.
    Для этого придется составить матрицу и заполнить 4 клеточки с различными факторами (как текущими внутренними, так и потенциальными внешними). Напоминаю, что к первым относятся текущие стороны предприятия (сильные и слабые, которые имеются в данный момент), а ко вторым — потенциальные угрозы и возможности, которые могут ожидать ваш бизнес с течением времени.
    Фактически все приведенные наводящие вопросы, необходимые для объективного заполнения клеток матрицы SWOT в рамках аналитики любого бизнеса, можно разделить на 8 основных направлений. Для улучшения восприятия приведу их в виде таблицы.

    SWOT анализ личности: пошаговая инструкция

    Хотите быть успешным во всех сферах жизни? Тогда никак не обойтись без SWOT анализа личности. Он позволит вам проанализировать себя в текущий момент времени, найти слабые стороны в любой области: здоровье, семья, карьера и пр., чтобы приложить необходимые точки усилий и достичь желаемого результата.

    SWOT самоанализ: как проводить?

    Для начала берем листок и ручку, чертим матрицу SWOT, включающую 4 клетки: сильные, слабые стороны, а также все потенциальные возможности и, конечно же, угрозы. Если вы пропустили начало статьи, вернитесь вверх, там подробнее написано о матрице SWOT.
    Затем последовательно заполняем каждый отсек. Для этого необходимо сесть в спокойном месте, чтобы ничего не отвлекало, и внимательно подумать над каждой категорией вопросов (приведенных ниже).
    Выделяем наиболее значимые и важные факты в основных сферах жизни.
    Анализируем результат и прилагаем усилия в тех точках, где это необходимо.

    SWOT анализ личности: сильные и слабые стороны

    Чтобы определить сильные стороны, подумайте, какие достоинства вы имеете, что вас есть такого, чего нет у других людей. Что вы можете делать лучше всех? Также поразмышляйте  над своими текущими навыками и образованием. Оцените ресурсы, к которым вы имеете доступ в текущий момент времени, и наличие связей с важными людьми. Спросите у друзей и знакомых, какие ваши сильные стороны они могут отметить. Определите свои ценности. Для чего вы живете, какую цель хотите достичь в будущем.
    В свою очередь, чтобы выделить слабые стороны, поразмыслите, при решении каких задач вы чувствуете себя неуверенно. Какой работы вы стараетесь избегать и почему? Поинтересуйтесь у близких и родных, какие черты характера они считают вашими слабостями. Подумайте, есть ли у вас вредные привычки, которые могут оказать негативное влияние на здоровье в будущем. Кроме того, оцените все факторы, которые не дают прогрессировать и тянут вас назад, возможно, это скрытые фобии.

    SWOT анализ личности: возможности и риски (угрозы)

    Напоминаю, что возможности — это внешние факторы, на которые мы не имеем возможности оказывать прямое влияние, но под которые мы можем подстроиться. Под возможностями можно рассматривать:
    Установление контактов с влиятельными людьми;
    Получение доступа к ценным ресурсам;
    Использование инновационных технологий в рамках саморазвития личности (обучающие онлайн-курсы и пр.);
    Мотивация к регулярным занятиям спортом для поддержания здоровья;
    Прочие факторы.
    Чтобы определить возможные угрозы, поразмышляйте над тем, какие негативные факторы могут вас окружать в будущем. Сюда же можно отнести коллег, которые с вами конкурируют в текущий момент времени. Как это может отразиться на вашей карьере? Возможные проблемы со здоровьем из-за сидячей работы. Или, к примеру, снижение вашей востребованности как специалиста в связи с развитием новых технологий. Подумайте, какие угрозы могут подстерегать вас в будущем.

    После того, как матрица будет готова, проанализируйте все факты и составьте стратегию действий для каждой сферы жизни. Рассмотрим пример стратегии:
    Здоровье (делать зарядку каждое утро, чтобы избежать проблем со спиной из-за сидячей работы в будущем);
    Карьера (каждый год проходит онлайн-курс повышения квалификации, чтобы быть востребованным);
    Семья (прогулка с семьей на выходных каждую неделю);
    И так далее.
    При этом важно сопоставлять все 4 категории факторов по методологии SWOT. Подумайте, как превратить текущие сильные стороны в возможности, а также каким образом можно устранить слабые стороны, чтобы они со временем не переросли в угрозы.
    Пример SWOT-анализа личности (художник):

    Подведем итог

    Из этой статьи вы узнали: SWOT анализ, что это такое простыми словами. По сути это методика, позволяющая дать краткую характеристику любому процессу в разрезе 4 основных критериев: слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.
    Мы научились с вами составлять матрицу SWOT, а также рассмотрели наводящие вопросы для проведения аналитики развития предприятия и саморазвития. Допустим, вы составили таблицу, поразмышляли и заполнили все поля. Теперь пришло время выработать стратегию и принять важные решения, которые повлияют на судьбу в будущем.
    Для это необходимо:
    Отсортировать все факторы в каждой категории матрицы по степени их значимости.
    Исключить все неважные и субъективные рассуждения;
    Разобрать, как использовать самые сильные стороны, чтобы минимизировать риск появления угроз и воспользоваться всеми возможностями;
    Оценить, насколько текущие слабости могут отрицательно сказаться на новых возможностях и спровоцировать появление угроз;
    Подумать, как сильные стороны способны помочь избавиться от слабых;
    Поразмышлять над тем, как снизить или исключить угрозы.
    Благодарю вас за то, что дочитали статью до конца!
    Если после полученной информации вы все же затрудняетесь провести SWOT анализ, обращайтесь ко мне лично. Пишите на почту или Вконтакте.
    Команда специалистов Digital-агентства Клиенты Здесь поможет составит стратегию развития для Вашей компании, используя свой многолетний опыт! До новых встреч!

  5. Voodoobar Ответить

    SWOT-анализ звучит как название какого-то страшного процесса учета. Но это не так. SWOT-анализ не предполагает сложных операций, но является очень полезным.
    Аббревиатура SWOT означает:
    S – Strengths (сильные стороны)
    W – Weaknesses (слабые стороны)
    O – Opportunities (возможности)
    T – Threats (угрозы)
    Это список того, что необходимо оценить в ходе анализа. SWOT-анализ заставляет вас подумать о будущем. Вы знаете, как работает ваш бизнес сегодня, но не представляете, что с ним будет завтра? SWOT-анализ позволит вам понять это и спланировать процесс развития.
    SWOT-анализ показывает сильные и слабые стороны вашего онлайн бизнеса, как с внутренней, так и с внешней точки зрения.
    Факторы SWOT
    Позитивные
    Негативные
    Внутренние
    Сильные стороны
    Слабые стороны
    Внешние
    Возможности
    Угрозы
    Сильные и слабые стороны — это внутренние факторы, а возможности и угрозы — внешние. Внутренние факторы касаются непосредственно вашего бизнеса, в то время как внешние — той среды, которая его окружает.
    Сильные и слабые стороны позволяют увидеть настоящее течение дел, тогда как возможности и угрозы сосредотачиваются на будущем. Что происходит и что может произойти.
    Сильные и слабые стороны в SWOT-анализе находятся под вашим контролем. Их можно изменить с течением времени.
    Например:
    культура компании
    репутация
    список клиентов
    география
    сотрудники
    партнерские отношения
    интеллектуальная собственность
    активы
    И наоборот, возможности и угрозы SWOT-анализа обычно находятся вне вашего контроля. Вы можете попробовать и спланировать их или повлиять на положительные изменения, но в конце концов это не зависит от вас.
    Например:
    регулирование
    поставщики
    конкуренты
    экономика
    размер рынка
    тенденции
    финансирование

    Для чего нужен SWOT-анализ?

    В любом онлайн бизнесе, как в новом, так и в старом, необходимо проводить SWOT-анализ.
    Если вы только начинаете бизнес, создаете интернет-магазин или еще находитесь на этапе планирования, SWOT-анализ даст вам конкурентное преимущество. Его выполнение позволит вам провести анализ безубыточности и увидеть более реалистичную картину всего процесса. И то и другое необходимо для того, чтобы получить финансирование.
    Существующие бизнесы должны ежегодно проводить SWOT-анализ. Это позволит вам поддерживать бесперебойную работу вашего бизнеса, предвидеть проблемы, работать над необходимыми изменениями или улучшениями и принимать более разумные решения в течение года. В принципе, ежегодный SWOT-анализ не позволит вам потерять связь с вашим бизнесом, клиентами и производством.

    Как сделать SWOT-анализ?

    Нет объективного способа измерить, насколько хорошо вы проводите SWOT-анализ. Это зависит от вашей способности замечать и вспоминать внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес. SWOT-анализ нужен не для того, чтобы делать точные предсказания, а для того, чтобы правильно планировать развитие бизнеса.

    Шаг 1. Собрать нужных людей

    Хотя важные бизнес-решения, как правило, должны приниматься учредителями и управляющими компании, SWOT-анализ предполагает участие максимального количества сотрудников. Наличие большего количества данных, даже от людей, которые не полностью понимают ваш бизнес, сделает ваше планирование еще более точным.
    Вы также обнаружите, что многие сотрудники могут высказать хорошие идеи и обладать полезными навыками. Даже ваши клиенты могут предоставить ценную информацию.

    Шаг 2. Провести мозговой штурм

    Как только вы соберете свою команду, организуйте сеанс «мозгового штурма» со всеми участниками. Вы можете либо перечислить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы вместе (для небольших команд) или попросить участников создать соответствующие списки по отдельности (для более крупных команд).
    Учитывайте все, что относится к каждой категории. На этом этапе не беспокойтесь о том, насколько важно каждое наблюдение. Идея состоит в том, чтобы ничего не пропустить. Просто напишите все это.

    Шаг 3. Заполнить пробелы

    Как только вы исчерпали все идеи и написали четыре больших списка, пришло время начать заполнять пробелы там, где требуется дополнительное объяснение. Это возможность для вас и вашей команды задавать вопросы, которые будут определять, насколько важен каждый элемент в списке.
    Попросите всех в группе выбрать три наиболее важные позиции в каждом из их списков. Скорее всего, появится образец, который покажет вам, на чем нужно сосредоточиться.
    Даже если вы работаете над анализом в одиночку, не беспокойтесь. В этом случае вы вовлечены во все части бизнеса, и должны иметь хорошее представление о том, что нужно учитывать.

    31 пример вопросов для проведения стратегического SWOT-анализа

    Независимо от того, работаете ли вы в одиночку или в группе, начало мозгового штурма может быть затруднительным. Следующие вопросы помогут вам двигаться вперед. Рекомендуем задать их себе, чтобы не пропустить важные факторы, которые необходимо учесть.

    Вопросы для выявления сильных сторон в SWOT-анализе

    Это позитивные внутренние факторы, влияющие на работу вашего бизнеса. Хотя их может быть сложно изменить, они должны находиться под вашим контролем:
    В чем мы хороши?
    Что мы делаем лучше, чем кто-либо еще?
    Каково наше конкурентное преимущество?
    Что делаем мы, чего не делает никто другой?
    Какие ресурсы имеются в нашем распоряжении?
    Каковы преимущества нашего онлайн бизнеса?
    Какие преимущества имеют наши сотрудники?
    Какие ценные активы имеет наша компания?
    Что в нас нравится нашим клиентам?

    Как определить слабые стороны при анализе

    Это негативные внутренние факторы, влияющие на работу вашего бизнеса. Хотя их может быть сложно изменить, они должны находиться под вашим контролем:
    Что мы делаем плохо?
    В чем наши конкуренты лучше нас?
    Какие жалобы возникают у наших клиентов?
    Каковы недостатки нашей команды?
    Что сдерживает нас?
    Каких ресурсов нам не хватает?
    Что мы можем улучшить?

    Примеры вопросов для анализа возможностей

    Это внешние факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес в позитивном ключе. Они могут быть в значительной степени вне вашего контроля, но вы можете использовать их:
    Какие потенциальные изменения в регулировании могут помочь нашему бизнесу?
    Являются ли тенденции рынка благоприятными для нас?
    Может ли нынешняя экономика повлиять на нас позитивным образом?
    Какие возможности мы еще не рассматривали?
    Какие новые возможности становятся доступными?
    Снижается ли стоимость наших товаров?
    Можем ли мы приобрести дополнительные ресурсы, которых нам не хватает?

    Вопросы для анализа угроз в SWOT-анализе

    Это внешние факторы, которые могут негативно повлиять на ваш бизнес. Они могут быть в значительной степени вне вашего контроля, но вы можете учитывать их, чтобы минимизировать ущерб:
    Кто является нашим конкурентом?
    Какие новые участники рынка могут угрожать нашему бизнесу?
    Уменьшается ли размер нашего рынка?
    Могут ли тенденции в отрасли негативно повлиять на наш бизнес?
    Увеличивается ли стоимость наших товаров?
    Достаточно ли нам предложений наших партнеров?
    Меняются ли правила, которые могут навредить нашему бизнесу?
    Является ли наш производитель надежным?

    Как эффективно использовать результаты SWOT-анализа

    Как владельцу бизнеса, вам постоянно необходимо решать, на что обращать свое внимание. Жесткие решения о распределении ресурсов неизбежны. Независимо от того, насколько вы успешны, вам всегда нужно выбирать, куда направлять свое внимание. SWOT-анализ поможет вам определить, на каких областях необходимо сосредоточить свою энергию и ресурсы.

    Шаг 4. Сократить списки

    Возьмите списки, составленные во время мозгового штурма. Теперь поработайте над сокращением этих списков, чтобы они могли поместиться в таблице на одной странице (как в примере ниже). Сокращайте списки на основании двух предположений: насколько важен фактор, и насколько он вероятен.
    Например, если вы получаете основную часть своего дохода с одного крупного клиента — это большая слабость, которая оставляет вас в уязвимом положении, даже если вы уверены, что этот клиент не уйдет от вас.
    Даже когда вы создали таблицу как в примере ниже, сохраните свои списки. Сейчас вы не собираетесь сосредотачиваться на тех факторах, которые не вошли в таблицу, но вы можете быть уверены, что не упустите ни одной важной проблемы, если ситуация изменится. То, что менее важно сейчас, может стать критическим в будущем, и вы должны знать об этой возможности. Вы всегда можете изменить список и вернуться к нему позже.

    Шаг 5. Создать стратегии

    Для каждого из факторов в вашем конечном списке создайте стратегию использования преимуществ и возможностей, а также для устранения слабых сторон и угроз. Эти первоначальные стратегии не должны быть особенно сложными или надежными, хотя вы можете впоследствии усовершенствовать их. Пока просто создайте план действий.
    Кроме того, имейте в виду, что разные факторы могут работать вместе, чтобы сбалансировать друг друга. Как вы можете использовать свои сильные стороны, чтобы устранить свои слабости? Как вы можете использовать возможности для нейтрализации угроз? Можете ли вы использовать свои сильные стороны, чтобы лучше использовать возможности? Есть ли у вас слабые стороны, которые могут помешать предотвратить угрозу?

    Пример таблицы SWOT-анализа

    Ниже представлен пример таблицы SWOT-анализа для интернет-магазина футболок. Хотя во время мозгового штурма выявилось множество других факторов, эти оказались наиболее важными.
    Сильные стороны:
    Местное производство позволяет быстро обрабатывать заказы
    Много постоянных клиентов, которые продвигают бизнес
    Хорошее ранжирование поисковыми системами, позволяющее получать бесплатный трафик
    Слабые стороны:
    Цены на футболки местного производства неконкурентоспособны
    Более высокие затраты означают меньшее количество вариантов материалов из-за складских расходов
    Клиенты не любят самостоятельно проводить измерения
    Возможности:
    Использование технологии для упрощения процесса измерения может увеличить количество продаж
    Новые платные рекламные каналы, такие как Instagram и Pinterest, могут быть эффективными
    В настоящее время покупка одежды в интернете — это тренд
    Угрозы:
    Несколько конкурентов в настоящее время подрывают цены
    Веб-сайт трудно использовать на мобильном устройстве, хотя мобильный трафик увеличивается
    Сильный доллар может снизить международные продажи
    Подумайте, какие стратегии может реализовать владелец бизнеса исходя из этой информации. Помните, что здесь нет правильного или неправильного ответа.
    Попробуйте в качестве домашнего задания с помощью SWOT-анализа определить, какой из трех рекламных инструментов больше подойдет для привлечения клиентов на старте: Яндекс.Директ, SEO-продвижение или таргетинг Вконтакте.

    6 примеров стратегий по SWOT-анализу

    Важнейшей частью SWOT-анализа является то, как вы используете полученную информацию. Вот шесть примеров задач (с потенциальными решениями), которые помогут вам начать думать стратегически.
    Пример 1: Ваша аренда приближается к концу срока действия, и вам необходимо пересмотреть условия. Поскольку соседний помещения подорожали, вы опасаетесь, что то же самое произойдет и с вашим.
    Стратегия в результате анализа: начните продавать в интернете, чтобы уменьшить занимаемое помещение.
    Пример 2: Вы полагаетесь на сырье, которое пользуется большим спросом, и цены быстро растут, поскольку оно становится более дефицитным.
    Стратегия: Примите участие в пятилетнем контракте, чтобы гарантировать поставку по более низкой цене.
    Пример 3: У вас есть избыток наличных денег.
    Стратегия: Отложите фиксированную сумму для чрезвычайных ситуаций и инвестируйте остальное в рост.
    Пример 4: Ваши сотрудники неэффективны.
    Стратегия: Наймите консультанта по рабочей культуре, который поможет вам разобраться в ситуации.
    Пример 5: Большая часть трафика вашего сайта поступает из поисковых систем. Если алгоритм изменится, и ваш сайт перестанет ранжироваться, вы можете потерять много новых клиентов. Вам нужно разнообразить свой трафик.
    Стратегия: Начните использовать другие источники трафика, такие как социальные сети или платная реклама.
    Пример 6: Весь ваш бизнес умещается в вашем ноутбуке, и, если он будет украден, вы все потеряете.
    Стратегия: Приобретите программу для автоматического ежедневного резервного копирования файлов.
    Работа с помощью SWOT-анализа на регулярной основе не позволит вам потерять связь со своим бизнесом, вашей командой и вашими клиентами. Что еще более важно, это поможет вам оставаться успешным на постоянно меняющемся рынке.
    Как только вы успеете подумать о самых важных вещах в своем списке, составьте план действий и приступайте к работе!

  6. Ferfasung Ответить

    Многолетний опыт работы нашей компании «Бизнес-Центр «Консалтинг» в проведении SWOT – анализа позволяет ответить на все Ваши вопросы.
    Начнем с того, что SWOT-анализ является одним из самых распространенных методов анализа в менеджменте и маркетинге. SWOT должен дать четкое представление о ситуации и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.
    SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
    В маркетинге он применяется в качестве инструмента разработки стратегии, как в целом маркетинга, так и по отдельным рынкам и группам продуктов. Возможно применение SWOT-анализа и для анализа конкурентов, т.е. проводится SWOT по каждому основному конкуренту.
    Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
    SWOT-анализ должен дать ответы на такие вопросы:
    использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?
    если Ваша компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
    являются ли слабости Вашей компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?
    какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
    какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
    какие угрозы должны, наиболее беспокоить и какие, стратегические действия Ваша компания должна предпринять для хорошей защиты?
    что в Вашей компании/продукте лучше/хуже, чем у конкурентов, и поможет достичь/не достичь поставленных целей
    какие изменение во внешней среде могут помочь/помешать Вашей компании/продукту достижение поставленных целей
    Хорошая стратегия должна учесть и увязать эти факторы.
    А на каком, уровне, применять SWOT и к каким задачам – это другой вопрос. Можно применить и для разработки стратегии предприятия, и для стратегии маркетинга, политики продвижения продукции, и разработки конкретной рекламной акции.
    SWOT – анализ очень полезная вещь, в аналитике и разработке рыночной стратегии компании/продукции.
    Вырезка из статьи «от Бизнес-Центр «Консалтинг»

  7. Fearlessflame Ответить

    SWOT анализ (перевод с англ. swot analysis) — один из самых эффективных инструментов в стратегическом менеджементе. Сущность свот анализа заключается в анализе внутренних и внешних факторов компании, оценке рисков и конкурентоспособности товара в отрасли.
    Оглавление:
    SWOT анализ. Определение
    Основные понятия в SWOT анализе
    Структура SWOT анализа
    Стандартный вид SWOT анализа

    Определение SWOT анализа

    Метод SWOT анализа — универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек. Существуют следующие виды SWOT анализа:
    SWOT анализ деятельности фирмы или производственного предприятия
    SWOT анализ деятельности государственной или некоммерческой организации
    SWOT анализ деятельности образовательного учреждения
    SWOT анализ определенной территории: страны, региона, района или города
    SWOT анализ отдельного проекта, отдела
    SWOT анализ определенного рынка или отрасли
    SWOT анализ конкурентоспособности бренда, товара, продукта или услуги
    SWOT анализ личности
    Часто компании проводят SWOT анализ не только своего товара, но и продукции конкурентов, так как данный инструмент очень наглядно систематизирует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации.
    Преимущества SWOT анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений.
    Результатом проведения SWOT анализа предприятия является план действий с указанием сроков выполнения, приоритетности выполнения и необходимых ресурсов на реализацию.
    Периодичность проведения SWOT анализа. Рекомендуется проводить SWOT анализа минимум 1 раз в год в рамках стратегического планирования и при формировании бюджетов. SWOT анализ очень часто является первым шагом бизнес-анализа при составлении маркетингового плана.

    Составляете SWOT анализ в первый раз?

    Воспользуйтесь нашим полным практическим руководством по SWOT анализу, которое ответит на все ваши вопросы и позволит составить SWOT анализ менее, чем за час.

    Видео-курс для начинающих

    Четыре подробные видео-лекции о методике SWOT анализа помогут вам составить свой собственный анализ «с нуля», даже если вы проводите его впервые.
    Часть первая: SWOT анализ, определение сильных и слабых сторон товара
    Смотреть видео-курс по SWOT анализу полностью.

    Элементы SWOT анализа

    Расшифровка аббревиатур SWOT анализа: Strengths, Weaknesses, Opportunities, T=Threats.

    S= Strengths

    Сильные стороны товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение в сравнении с конкурентами, другими словами те области, в которых товар компании чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов.
    Значение сильных сторон для компании в стратегическом планировании: за счет сильных сторон компания может увеличивать уровень продаж, прибыли и долю на рынке, сильные стороны обеспечивают выигрышное положение товара или услуги в сравнении с конкурентами. Сильные стороны необходимо постоянно укреплять, улучшать, использовать в общении с потребителем рынка.

    W=Weaknesses

    Слабые стороны или недостатки товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке, являются неконкурентоспособными на рынке.
    Значение слабых сторон для компании в стратегическом планировании: слабые стороны компании мешают росту продаж и прибыли, тянут компанию назад. За счет слабых сторон компания может потерять долю рынка в долгосрочной перспективе и утратить конкурентоспособность. Необходимо отслеживать области, в которых компания не достаточно сильна, улучшать их, разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на эффективность компании.

    O=Opportunities

    Возможности компании — благоприятные факторы внешней среды, которые могут влиять на рост бизнеса в будущем. Значение возможностей рынка для компании в стратегическом планировании: возможности рынка олицетворяют источники роста бизнеса. Возможности необходимо анализировать, оценивать и разрабатывать план мероприятий по их использованию с привлечением сильных сторон компании.

    T=Threats

    Угрозы компании — негативные факторы внешней среды, которые могут ослабить конкурентоспособность компании на рынке в будущем и привести к снижению продаж и потери доли рынка. Значение рыночных угроз для компании в стратегическом планировании: угрозы означают возможные риски компании в будущем. Каждая угроза должна быть оценена с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде, с точки зрения возможных потерь для компании. Против каждой угрозы должны быть предложены решения для их минимизации.

    Составление SWOT анализа

    Желательно придерживаться следующей последовательности действий при проведении SWOT анализа:

    Данная методика SWOT анализа позволяет максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании, спланировать работающую маркетинговую стратегии товара:
    Проводится анализ окружающей рыночной среды товара или услуги а разрезе внешних и внутренних факторов.
    На основе проведенного анализа формируются сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса.
    Полученные параметры вносятся в SWOT матрицу для удобства анализа
    На основе SWOT матрицы формируются выводы о необходимых действиях с указанием приоритетов выполнения и сроков.
    В процессе проведения SWOT анализа привлеките заинтересованных в принятии решения людей, экспертов в различных вопросах. Стороннее мнение позволит составить анализ более объективно.

    Вы знаете теорию и вам нужна только практика?

    Читайте наш готовый пример SWOT анализа предприятия с шаблоном в Excel.

    Стандартный вид таблицы SWOT анализа


    В таблице SWOT анализа желательно указывать факторы в порядке приоритетности .

    Другие статьи по SWOT анализу

    Как определить сильные и слабые стороны в SWOT анализе? С помощью нашей универсальной методики вы однозначно определите главные конкурентные преимущества товара компании и выявите ключевые недостатки продукта в сравнении с конкурентами. Более 15 групп факторов помогут составить исчерпывающий анализ товара.
    Как определить возможности и угрозы рынка в SWOT анализе? С помощью данной методики вы сможете составить ключевые драйверы роста для вашей компании и выявить самые важные угрозы для прибыльности бизнеса на 5 лет вперед.
    Матрица SWOT анализа. Статья рассказывает о том, как пользоваться SWOT матрицей, для чего она необходима и какие выводы помогает сделать на практике.
    SWOT анализ: как написать выводы за 30 минут. В статье приводится универсальный подход к анализу данных SWOT анализа и описывается 10 ключевых направлений для выводов по результату проведенных работ.
    Презентация SWOT анализа. Как наилучшим образом презентовать проделанную работу перед руководством и готовый шаблон презентации результатов SWOT вы найдете в этой статье.
    SWOT анализ на примере магазина. Готовый пример SWOT анализа, который может быть использован для любой точки розничной торговли.
    Пример SWOT анализа: сеть Wall-Mart — так выглядит укрупненный SWOT анализ, с помощью которого можно определить основные стратегические направления работ.
    История становления SWOT анализа. Статья рассказывает о самой первой модели SWOT анализа, которая называлась SOFT анализ, и о краткой эволюции метода.
    Твитнуть

  8. Alsasius Ответить

    Как делать SWOT-анализ? Схема действий такая:
    Определиться с местом, где будут проводиться исследования.
    Четко разделить все составляющие, разделяя сильные стороны и возможности.
    Не опираться только на свое мнение, выводы должны быть объективными.
    Привлечь к работе побольше людей, чтобы сформировалась существенная выборка. На ней тоже строится SWOT-анализ предприятия.
    Применять точные формулировки, представляющие не описания, а действия.

    SWOT-анализ – пример

    Исходя из анализа SWOT, формулируется вывод, как в будущем организация должна коммерчески развиваться. Представляются рекомендации по перераспределению ресурсов по секторам. Эти материалы становится базой для создания торговой и рекламной стратегий, предложений, каковые в дальнейшем будут проверяться и дорабатываться. SWOT-анализ предполагает изучение всех сторон, а оценивают их по одинаковым параметрам:
    особенности предложения;
    опыт служащих;
    изучение сотрудниками и руководством бизнес-процессов;
    допуск к финансам;
    хорошая организация продаж;
    логика рекламной политики;
    издержки в изготовлении.

    Как делать SWOT-анализ – попробуем разбить процесс по шагам:
    Изучение окружения. Главный вопрос: какие факторы влияют на бизнес?
    Анализ окружения. Серия вопросов должна быть направлена на выявление возможных угроз и рисков.
    SWOT-матрица. Собранная информация группируется по четырем сторонам.
    SWOT-стратегия. Вычисляются точки пересечения элементов, на них выстраивается основная стратегия.

    SWOT-анализ – актуальность

    Методика SWOT-анализа разработана с учетом всех выявленных факторов, которые непременно должны увязываться в выработанной стратегии. Применять результаты выгодно и для развития компании, и для удачных продаж, и для промоушена. Методика очень актуальная, сегодня большинство руководителей крупных фирм внедряют подобные наработки. SWOT-анализ должен представить полные ответы на такие вопросы:
    Пользуется ли компания сильными позициями?
    Возможные усиленные наработки?
    Слабые точки, нуждающиеся в исправлении?
    Полезные способности?
    Внешние изменения, помогающие достижению целей?

  9. Streych Ответить

    Многолетний опыт работы нашей компании «Бизнес-Центр «Консалтинг» в проведении SWOT – анализа позволяет ответить на все Ваши вопросы.
    Начнем с того, что SWOT-анализ является одним из самых распространенных методов анализа в менеджменте и маркетинге. SWOT должен дать четкое представление о ситуации и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.
    SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
    В маркетинге он применяется в качестве инструмента разработки стратегии, как в целом маркетинга, так и по отдельным рынкам и группам продуктов. Возможно применение SWOT-анализа и для анализа конкурентов, т.е. проводится SWOT по каждому основному конкуренту.
    Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
    SWOT-анализ должен дать ответы на такие вопросы:
    использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?
    если Ваша компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
    являются ли слабости Вашей компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?
    какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
    какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
    какие угрозы должны, наиболее беспокоить и какие, стратегические действия Ваша компания должна предпринять для хорошей защиты?
    что в Вашей компании/продукте лучше/хуже, чем у конкурентов, и поможет достичь/не достичь поставленных целей
    какие изменение во внешней среде могут помочь/помешать Вашей компании/продукту достижение поставленных целей
    Хорошая стратегия должна учесть и увязать эти факторы.
    А на каком, уровне, применять SWOT и к каким задачам – это другой вопрос. Можно применить и для разработки стратегии предприятия, и для стратегии маркетинга, политики продвижения продукции, и разработки конкретной рекламной акции.
    SWOT – анализ очень полезная вещь, в аналитике и разработке рыночной стратегии компании/продукции.
    Вырезка из статьи «от Бизнес-Центр «Консалтинг»

  10. Killora Ответить

    При определении угроз предпринимательской деятельности следует проанализировать внешние факторы, которые прямо или косвенно могут повлиять на показатели продаж. Увеличить их значения можно за счет грамотной организации. Угрозы можно ожидать со стороны конкурентов, которые более респектабельно позиционируют свои предложения.
    Для увеличения доходности компании необходимо побеспокоиться о расширении сферы ее влияния на новые рынки. Организатору бизнеса следует рассмотреть возможности поставок новых видов услуг и продукции, а также расширение их ассортиментного ряда.
    Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие проекта, может стать законодательное регулирование и применение ряда ограничений к деятельности.
    Отрицательное воздействие на бизнес окажет ослабление экономической ситуации в стране. Для нее характерен отказ потребителей от приобретения товаров и услуг, если они не относятся к категории предметов первой необходимости. Положительное влияние на развитие предпринимательства оказывают применяемые льготы и другие решения, принятые на государственном уровне для упрощения условий функционирования.

    Сведение данных

    Все полученные сведения необходимо оценивать комплексно. Для этого нужно все собранные данные структурировать в таблице. Она формируется в четырех квадратах, сформированных в виде двух столбцов и двух строк. В каждой ячейке перечисляются факторы, отнесенные к определенной категории анализа.
    К примеру, сильная позиция может быть обусловлена расширением ассортимента и освоением новых рынков сбыта, а также оперативная обработка запросов клиентов. Слабой стороной бизнеса является применяемая к результату труда высокая стоимостная политика, а также ограниченная целевая аудитория. Возможности связаны с дополнительными сервисами и предложением новых продуктов, а угрозы обусловлены копированием формата функционирования бизнеса у конкурентов без их видоизменения, а также снижение стоимости продукции.

    Выводы по результатам оценки

    Разобравшись, что такое SWOT-анализ, можно досконально оценить бизнес-проект. Чтобы сделать выводы по нему, следует понять, каково конкурентное преимущество предложения, ориентируясь на отображенные в сводной таблице преимущественные положения предпринимательской деятельности. Нужно разработать мероприятия по укреплению слабых позиций и по преобразованию угроз бизнесу в его преимущества. Такой подход способствует минимизации риска финансовых потерь в результате некомпетентно организованной деятельности. Выявленные преимущества следует преобразовать в очевидные, а угрозы постараться нейтрализовать. Предпринимателю нужно разработать мероприятия, ориентированные на сокрытие слабых сторон от потребителя.

  11. Darad Ответить

    Бизнес существует не в вакууме — для его развития нужно учитывать сильные стороны компании, риски и даже ситуацию в стране. Именно для этого предназначен SWOT-анализ: оценить со стороны возможности для роста и препятствия. Он поможет вам сделать продукт максимально полезным для клиентов и определить его конкурентные преимущества. Читайте, что такое SWOT-анализ, как его провести и что при этом учитывать.

    SWOT-анализ — это метод стратегического планирования. Он используется, чтобы помочь человеку или организации определить свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с конкуренцией или планированием проекта.
    Если говорить коротко, суть анализа в том, что человек или группа специалистов фиксируют все факторы, влияющие на бизнес и деятельность. Уже на их основе делаются выводы о перспективах развития компании или ситуации. SWOT-анализ — гибкий инструмент, поэтому подходит для оценки в совершенно разных сферах:
    экономике;
    управлении городами, регионами и даже странами;
    науке;
    государственных учреждениях и партиях и т. д.
    Впервые этот термин прозвучал в 1963 году на форуме по проблемам бизнес-политики. Поэтому мы опишем SWOT-анализ именно с точки зрения интересов компании.

    Матрица SWOT

    SWOT — это аббревиатура, которая состоит из следующих понятий:
    S (Strengths) — сильные стороны, характеристики бизнеса, которые выгодно отличают его на фоне конкурентов;
    W (Weaknesses) — слабые стороны, которые делает компанию уязвимой по отношению к другим игрокам;
    O (Opportunities) — возможности, элементы окружения, которые компания может использовать для развития;
    T (Threats) — угрозы, элементы окружения, которые могут нанести ущерб бизнесу.
    Эти составляющие делятся на факторы внешней и внутренней среды. В первом случае речь обычно о характеристиках бизнеса, на которые он может повлиять. Во-втором — о факторах, которые можно только обыграть или попытаться нейтрализовать.

    Проведение SWOT-анализа

    В основе SWOT-анализа лежит мозговой штурм, который должна провести ваша команда. Заранее предусмотрите несколько моментов, описанных ниже.
    SWOT-анализ не должен проводить один специалист — к этому лучше привлечь экспертов из всех подразделений компаний. Чем больше точек зрения на плюсы, минусы и окружающие факторы, тем объективней будет полученная картина.
    Каждый фактор, который вы включите в матрицу, должен подтверждаться данными и конкретными цифрами. Например, сильная сторона компании «оперативная техподдержка», должна подтверждаться цифрами о среднем времени реакции на запрос клиента.
    Не пытайтесь оценить «бизнес вообще». В этом случае анализ не покажет объективную картину. Лучше максимально конкретизировать, чего он будет касаться. Например, выхода на бразильский рынок в 2019 году или конкурентоспособности новой марки йогурта.
    Опирайтесь не на свое понимание ситуации, а на то, как положение дел видят потенциальные клиенты и партнеры. То, что вам кажется преимуществом, для них может быть незначительным. Для этого подготовьтесь заранее — например, проведите ряд глубинных интервью с клиентами или потребителями, которые выбрали ваших конкурентов. Это поможет увидеть ситуацию извне.
    Сфокусируйтесь на главном. Во время мозгового штурма вы можете вспомнить десятки преимуществ, угроз и возможностей. Расставьте их, исходя из важности, и включите в SWOT-анализ только самые значимые. Допустим, в вашей товарной линейке есть кроссовки фисташкового цвета, а у ваших конкурентов нет. Это конечно хорошо, но вряд ли будет конкурентным преимуществом. Если только на эту расцветку нет повальной моды в этом сезоне.
    Ниже мы разберем примеры для каждого показателя SWOT. Мы обозначим их очень обобщенно, но в настоящем анализе пункты должны звучать более конкретно и подкрепляться фактами и цифрами.

    Сильные стороны:

    опыт работы на рынке более N лет;
    высокая компетенция команды;
    лидер ниши, по версии рейтинга, данным статистики и т. д.;
    победитель нишевого конкурса;
    мощное современное оборудование;
    налаженная широкая сеть сбыта;
    товар обладает востребованными качествами, которых нет у конкурентов;
    конкурентная зарплата и система мотивации сотрудников;
    система обучения персонала;
    ценовое преимущество.

    Слабые стороны:

    устаревшее оборудование и его частые поломки;
    высокая стоимость продукции;
    нехватка персонала;
    недостаточное финансирование;
    слабая система мотивации сотрудников, по сравнению с конкурентами;
    текучка кадров;
    узкий ассортимент;
    низкое качество, которое отмечают покупатели: например, неприятный вкус, непрочная ткань, неустойчивая краска на изделии и т. д.;
    неудобные условия доставки, оплаты, отсутствие системы лояльности.

    Возможности:

    выгодные изменения в курсе валют;
    отсутствие сильных конкурентов;
    подешевение сырья;
    благоприятные обстоятельства для продвижения и пиара: приглашение для участия в конкурсе, рейтинге, конференции, спонсорство и т. д.;
    выгодное расположение производства или магазина;
    лояльный лидер мнений;
    изменение налогообложения в более выгодную для бизнеса сторону.

    Угрозы

    нестабильная политическая ситуация в стране;
    законы, ограничивающие вашу сферу бизнеса;
    появление сильного конкурента;
    инновации в продукте конкурента, которые «взорвали» рынок;
    демпинг конкурентов;
    ужесточение таможенного законодательства;
    подорожание сырья;
    пиратство, если речь о продукте интеллектуальной собственности.

    Составление и анализ матрицы

    После того, как зафиксировали все сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, вы получите заполненную таблицу. Вот очень упрощенный пример для обувной фабрики:

    Рассмотрим на этом примере, как двигаться дальше:
    Поле Сильные стороны и Возможности показывает, какие преимущества использовать, чтобы получить отдачу извне. Допустим, опытный технолог может разработать новую линейку спортивной обуви. Выступив в роли спонсора соревнований по бегу и раздав ее спортсменам, бренд получит рост узнаваемости.
    Поле Слабые стороны и Возможности показывает, за счет каких факторов внешней среды можно преодолеть свои слабости. Например, раз филиал открылся возле крупного поселка, именно там можно искать специалистов.
    Поле Сильные стороны и Угрозы показывает, как преимущества можно использовать для нейтрализации угроз извне. Если конкурент «берет» зарплатой, можно широко рекламировать хорошие условия для сотрудников. Например, делать упор, что в других компаниях работники тратят деньги на жилье, а здесь предоставляется общежитие.
    Поле Слабые стороны и Угрозы показывает, от чего нужно избавиться, чтобы минимизировать негативные факторы во внешней среде. Новый закон усложняет производство обуви из полиуретана. При этом дизайнер разрабатывает модели только под этот материал, да и то долго. Значит, все говорит в пользу того, чтобы найти нового специалиста.
    Оценка влияния факторов может проставлять в баллах и тогда матрица выглядит так:

    Источник: http://marketopedia.ru

    Swot-анализ фирмы: пример использования

    Коротко разберем описанные принципы на примере ОАО «Казанская кондитерская фабрика Заря» — целиком ее SWOT-анализ описан на портале Энциклопедия маркетинга. Анализ проводился для разработки маркетинговой стратегии.
    Среди сильных сторон фабрики: компетентное руководство, большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшая упаковка по некоторым видам продукции, гибкая ценовая политика, репутация лучше, чем у конкурентов.
    Слабые стороны: устаревшее оборудование, которое требует частого ремонта, много отходов, тесные производственные помещения, склад сырья находится удаленно.
    Возможности: расширение производства, выход на новые рынки, вертикальная интеграция — метод развития крупных предприятий, направленный на снижение издержек и выход на лидирующие позиции.
    Угрозы: вероятность появления других игроков на рынке, растущее конкурентное давление и давление на цены со стороны покупателей и поставщиков.
    В результате получается такая матрица SWOT:

    Решение

    Сильные стороны + возможности. Для выхода на новые рынки нужно использовать перспективные продукты. Компания должна расширить производство фирменной карамели и печенья, активно их продвигать среди потребителей. Также нужно сфокусироваться на новых ценовых сегментах. В этом плане компания занимает «атакующую» позицию.
    Сильные стороны + угрозы. Есть сильное конкурентное давление в сегменте тортов, конфет и т. д. Тут компания занимает «оборонительную» позицию. Для данной продукции применяется гибкая ценовая политика, делается ставка на репутацию и упаковку.
    Слабые стороны + возможности. Фабрика будет расширять производство для выхода на новые рынки. Модернизирует оборудование, что отразится и на уменьшении объемов отходов.
    Слабые стороны + угрозы. Компания сфокусируется на конкурентной борьбе, чтобы уменьшить эту угрозу. Проанализировав приоритеты, компания поняла, что давлению на цены можно уделить чуть меньше внимания.
    Возникли вопросы? Задавайте их в комментариях.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *