Что такое вегетативное размножение растений 6 класс?

11 ответов на вопрос “Что такое вегетативное размножение растений 6 класс?”

  1. day TV Ответить

    Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение
    Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.
    Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).
    Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

    Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

    Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

    Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

    Вегетативное размножение

    Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

    Значение вегетативного размножения:
    Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
    Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
    Получение большого количества посадочного материала
    Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).
    Дополнительные материалы «Размножение растений»


    Это конспект по теме «Размножение растений». Выберите дальнейшие действия:
    Перейти к следующему конспекту: «Опыление. Оплодотворение»
    Вернуться к списку конспектов по Биологии.
    Проверить знания по Биологии за 6 класс.

  2. Vosar Ответить

    Растения в природе нередко размножаются листьями. Так, в сыроватых местах луга встречается растение сердечник луговой. Его сложные листья, соприкасаясь с влажной поверхностью почвы, образуют придаточные корни и почки. Отделившись после этого от материнской особи, они образуют из почек свои побеги и живут как новое растение. Листьями в природе размножаются, например, бегония, сансевьера, каланхоэ, сенполия. Начало развитию новых растений при вегетативном размножении всегда дают почки (пазушные или придаточные).
    Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега.
    Вегетативное размножение свойственно высшим и низшим растениям.
    У низших растений (водорослей) вегетативное размножение могут осуществлять отделившиеся кусочки слоевища или отдельные его клетки. Высшие растения (споровые и семенные) размножаются всеми вегетативными органами – корнями, побегом, а также его частями: стеблем, листьями, почками. У высших растений, особенно у цветковых, вегетативное размножение может сочетаться и чередоваться с половым размножением.
    Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например измениться размеры растения.
    При вегетативном размножении отделившиеся дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.
    Совокупность новых растений (особей), возникших вегетативным путем от одного материнского растения, называется клоном (от греч. клон – «отпрыск», «ветвь»). Образование клонов позволяет каждому растению иметь однородное потомство, повторять себя в своих потомках без изменения наследственных качеств. Клонированием создается возможность сохранить исходные свойства материнских растений в течение достаточно длительного времени. Только таким способом удается сохранить своеобразные особенности какого-либо сорта у культурных растений.
    В этом проявляется уникальность вегетативного размножения, а также его существенное отличие от полового.
    Вегетативное размножение цветковых растений
    Размножение надземными частями растения
    Размножение подземными частями растения
    Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

    Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

    Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

    Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

    Ползучими побегами (луговой чай, клюква, живучка)

    Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

    Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

    Клубнями (картофель, топинамбур)

    Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

    Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

    Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.
    Если прорастание семян почему-либо у вида затруднено и подавлено, растение переходит на вегетативное размножение.
    Вегетативное размножение у растений может осуществляться случайно отделившимися частями тела растения. Укоренение частей побегов, отдельных листьев, почек, кусочков корней и корневищ – это явление широко представлено в природе. Но у многих растений в процессе эволюции сформировались особые, специализированные части. К ним относятся: клубни, луковицы, столоны, усы, клубнелуковицы, корневища. Тому же служат и особые вегетативные части растения, называемые выводковыми почками.
    Выводковые почки возникают у растений на листьях (бриофиллюм, папоротник-асплениум) или в соцветии. Там они прорастают, образуя маленькую розеточку листьев с корнями, маленькую луковичку в пазухах листьев (лилии, лук, чеснок) или крохотный клубень в соцветии (горец живородящий, мятлик бульбоносный). Люди с давних пор очень широко используют вегетативное размножение растений в своем хозяйстве.

  3. ©k®eam41K Ответить


    Цель урока:
    создать условия для развития
    представлений о разных способах вегетативного
    размножения цветковых растений.

    Задачи:

    учить устанавливать причинно-следственные
    связи, пользуясь различными источниками
    информации;
    учить подбирать и группировать материал по
    теме;
    учить сотрудничать при решении учебных задач;
    учить выслушивать и объективно оценивать
    другого.

    Оборудование:

    Учебник Пасечник В.В. для 6-го класса “Биология.
    Растения. Грибы. Бактерии”, комнатные растения
    (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния,
    сансивиерия), Мультимедийная установка.

    ХОД УРОКА

    1. Вызов информации



    Учитель на фоне слайда №1 из презентации
    :
    В течение нескольких уроков мы изучали
    основные процессы жизнедеятельности организмов.
    Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в
    жизни организмов. Благодаря этому – каждое
    растение или животное оставляет после себя
    потомство, и этот процесс повторяется снова и
    снова. Преемственность организмов создает
    бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем
    живым организмам и создает бессмертие вида? (‘Ответ:
    размножение’
    ).
    На доске написаны некоторые понятия связанные
    с этим процессом. (Размножение, Половое,
    Бесполое, Один организм, Два организма,
    Идентичное потомство, Деление, Почкование,
    Спорообразование
    ). Используя их с помощью
    слайдов №1,2 мультимедийного приложения,
    составьте небольшой связный рассказ,
    обменяйтесь информацией в паре. (Ответы
    заслушиваются по цепочке).
    А теперь, чтобы
    каждый из вас мог проверить правильность ответа,
    давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 175 – 176.

    Учитель.
    Элодея канадская –
    Северо-Американское водное растение. Впервые
    появилось в Шотландии, в конце 19 века, сейчас
    встречается во всех водоемах Европы, кроме того,
    она уже перешагнула границы Азии. Что интересно:
    элодея – двудомное растение, (Какие растения
    называют двудомными?), в Европу попали только
    пестичные цветки. Но она обладает способностью
    очень быстро размножаться, заполняя весь водоем,
    затрудняет рыбную ловлю, а временами даже
    судоходство. Вследствие таких свойств элодея
    получила название “водяной чумы”. (Рассказ
    сопровождается демонстрацией презентации к
    уроку слайд №3).
    Ребята, тот из вас, кто был внимательным при
    составлении рассказа и чтении текста в учебнике,
    заметил, что одну из форм бесполого размножения я
    не написала. Назвав эту форм бесполого
    размножения, вы назовете тему нашего урока. (Ответ:
    вегетативное размножение слайд №4
    ).

    2. Осмысление (изучение нового материала)



    Учитель.
    Сегодня мы познакомимся с
    особенностями и разнообразием вегетативного
    размножения. Все необходимые записи мы будем
    вносить в тетрадь (слайд №5).

    Учитель.
    Почему форма размножения названа
    вегетативной? Назовите известные вам
    вегетативные органы? Какие побеги у растений вы
    знаете? Проверьте свои высказывания с помощью
    рисунков слайда №6 – 9) “Вегетативное
    размножение” мультимедийного приложения.
    В нашу тетрадь мы можем записать органы,
    участвующие в вегетативном размножении. Теперь
    давайте выясним, какие способы вегетативного
    размножения существуют. Каждый, работая
    самостоятельно с помощью рисунков или текста
    учебника на стр. 184 – 191, соотнесите способ
    размножения с органом растения и запишите
    название с примерами в кластер. Проверьте друг
    друга в паре и с помощью слайдов №11,12,13,14,15. (Ответы
    заслушиваются по цепочке, учитель постепенно
    высвечивает их на экране через мультимедийную
    установку заполняя тетрадь).

    Учитель.
    Почему же способы размножения так
    названы? Давайте попробуем объяснить их названия
    с помощью рисунков и текста учебника на стр. 184. ( Ответы
    заслушиваются и корректируются ).

    Рефлексия



    Учитель.
    А теперь, кто сидит за нечетными
    партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными
    партами. Получились минигруппы. У каждой, на
    столе есть определенное растение (хлорофитум,
    диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия).
    Работая сообща, в течение двух минут, решите,
    каким способом целесообразно размножать
    предложенное комнатное растение?
    Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что
    “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”
    (слайд №16).
    Проверим ваши решения с помощью подсказок,
    которые находятся в конвертах на столах
    микрогрупп. (Ответы исправляются и дополняются,
    способы вегетативного размножения и примеры
    растений записываются в тетрадь, учащиеся еще
    раз рассматривают рисунки мультимедийного
    приложения к учебнику со способами
    вегетативного размножения).


    Учитель.
    Ребята, мы познакомились с
    вегетативным размножением на примере какой
    (какого) отдела (группы) растений? (Ответ: отдел
    покрытосеменные растения
    ). При помощи чего еще
    могут размножаться цветковые растения? (Ответ:
    семенами
    ). А какую группу растений вы знаете,
    которая тоже размножается семенами? ( Ответ:
    отдел голосеменные растения
    ).
    Видели ли вы, как вегетативным путем
    размножаются эти растения? (Ответ: нет)
    Голосеменных – осталось около 900 видов, а сколько
    покрытосеменных? ( Ответ: около 250 000 видов).
    Почему? Каково же значение вегетативного
    размножения в жизни растений? (подсказка на
    экране из презентации к уроку, слайд № 17). А для
    человека? (слайд № 18). (Заслушивается полученная
    информация, корректируются ответы
    .)

    Домашнее задание

    (слайд №19):
    Пользуясь полученными знаниями на уроке,
    примените их на практике. С помощью любого
    способа вегетативного размножения, укорените
    новое растение, а полученные результаты
    принесите в школу к концу учебного года.
    Приложение 1
    Приложение 2

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *