Что такое вторая сигнальная система в чем ее отличие от первой?

10 ответов на вопрос “Что такое вторая сигнальная система в чем ее отличие от первой?”

  1. Жемчуг Ответить

    Смотреть что такое “Вторая сигнальная система” в других словарях:

    Вторая сигнальная система — Вторая сигнальная система  специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы  ощущений, представлений, относящихся к окружающему … Википедия
    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Большой Энциклопедический словарь
    вторая сигнальная система — см. сигнальные системы. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — качественно особая форма высшей нервной деятельности, свойственная только человеку, система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых). Понятие, предложенное И. П. Павловым в 1932 для определения принципиальных различий в работе головного … Биологический энциклопедический словарь
    вторая сигнальная система — Система реакций человека, создающаяся не только органами чувств, но и мозгом, перерабатывающим данные органов чувств, превращая их в сигналы второго порядка, которые становятся данными человеческого сознания. Вторая сигнальная система существует… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    Вторая Сигнальная Система — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных,… … Психологический словарь
    вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Энциклопедический словарь
    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — В Павловском подходе стимулы или сигналы разделяются на две области: те, которые непосредственно определяются физическими событиями (первая сигнальная система), и те, которые порождаются внутри организма (вторая сигнальная система). Павлов… … Толковый словарь по психологии
    Вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    вторая сигнальная система — По учению И. П. Павлова, вторую сигнальную систему составляют слова, выступающие в качестве сигналов первых сигналов (таковыми являются впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды). Вторая сигнальная система является… … Словарь лингвистических терминов

  2. tele Ответить

    Человек, как и животные, рождается только с безусловными рефлексами. В процесс роста и развития и у человека и у животных происходит формирование условных рефлексов 1-й сигнальной системы. У человека процесс развития ВНД на этом не заканчивается и на базе 1-й сигнальной системы формируются условные рефлексы 2-й сигнальной системы. Они начинают формироваться, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающий мир. Условные рефлексы у него на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Следовательно, поведение человека складывается из безусловных рефлексов, условных рефлексов 1-й сигнальной системы и условных рефлексов 2-й сигнальной системы.
    В физиологических условиях 2-я сигнальная система несколько притормаживает активность 1-й сигнальной системы. С появлением 2-й сигнальной системы возникает новая форма нервной деятельности – отвлечение и обобщение множества сигналов, поступающих в мозг. Это обусловливает высокую степень адаптации человека к окружающей среде. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающем мире.
    Характерными чертами условных рефлексов 2-й сигнальной системы являются:
    1) распространение сигнального значения слов на все смежные, похожие факты и явления, т.е. всё более широкое обобщение понятий и отвлечение от конкретных частностей (человек идёт, поезд тоже идёт, часы идут, дождь идёт и т.п.);
    2) одномоментность формирования и перестройки временных нервных связей. Например, можно объяснить приезжему, как найти нужный ему дом, и человек, никогда не бывший в этом городе, прямо придет к месту назначения Животное же, чтобы найти правильный путь в лабиринте, сделает множество проб и ошибок.
    3) Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, если у человека выработать условный рефлекс вставания на звук звонка, а затем вместо включения звонка сказать слово «звонок», то человек встанет. Или же, если словами описывать вид и вкус любимого человеком кушанья, то у человека начнет выделяться слюна.
    4) Чем более абстрактно и отвлеченно понятие, выраженное словом, тем слабее связь этого словесного сигнала с конкретным сигналом 1-й сигнальной системы.
    5) Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям рефлексов второй сигнальной системы по сравнению с первой.
    Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении избирательной иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между сенсорными зонами коры больших полушарий, воспринимающими стимулы и нервными структурами, обозначающими эти стимулы словами. Между двумя сигнальными системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки к сигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением.
    В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит через несколько стадий. Первоначально условные рефлексы ребенка реализуются на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями. Во втором полугодии ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются условные связи «словесный раздражитель – непосредственная реакция». К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок уже начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отдельные звуки для обозначения предметов, происходящих событий, а также своего состояния.
    Позже ребенок начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5–2 лет часто одним словом обозначается не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Лишь позже происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия, чувства. Появляется новый тип связей: непосредственный раздражитель – словесная реакция.
    На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепи и строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500–700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связей: словесный раздражитель – словесная реакция.
    С развитием речи у ребенка в возрасте 2–3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3–4 лет вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы.

  3. KoMMi_TV Ответить

    Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.
    Человеку, в отличие от животных, свойственна еще и вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигнал сигналов»). Например, действия человека будут одинаковыми на слово «пожар» и действительно наблюдаемый (зрительное раздражение) им пожар. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом. Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут определенную информацию о предмете или явлении. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение. Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель. Например, на словосочетание «утюг горячий», человек отдернет от него руку. У собаки тоже можно выработать условный рефлекс на слово, но оно ею воспринимается как определенное звукосочетание, без понимания смысла.
    Словесная сигнализация у человека сделала возможным отвлеченное и обобщенное восприятие явлений, находящих свое выражение в понятиях, суждениях и умозаключениях. Например, слово «деревья» обобщает многочисленные породы деревьев и отвлекает от конкретных признаков дерева каждой породы. Способность к обобщению и отвлечению служат основой мышления человека. Благодаря отвлеченному логическому мышлению, человек познает окружающий мир и его законы. Способность к мышлению используется человеком в его практической деятельности, когда он ставит определенные цели, намечает пути реализации и достигает их. В ходе исторического развития человечества, благодаря мышлению, накоплены огромные знания о внешнем мире.
    Таким образом, благодаря первой сигнальной системе, достигается конкретно чувственное восприятие окружающего мира и состояния самого организма. Развитие второй сигнальной системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений. Эти две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением.

  4. Racoh Ответить

    Смотреть что такое “ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА” в других словарях:

    Вторая сигнальная система — Вторая сигнальная система  специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы  ощущений, представлений, относящихся к окружающему … Википедия
    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Большой Энциклопедический словарь
    вторая сигнальная система — см. сигнальные системы. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    вторая сигнальная система — Система реакций человека, создающаяся не только органами чувств, но и мозгом, перерабатывающим данные органов чувств, превращая их в сигналы второго порядка, которые становятся данными человеческого сознания. Вторая сигнальная система существует… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    Вторая Сигнальная Система — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных,… … Психологический словарь
    вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Энциклопедический словарь
    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — В Павловском подходе стимулы или сигналы разделяются на две области: те, которые непосредственно определяются физическими событиями (первая сигнальная система), и те, которые порождаются внутри организма (вторая сигнальная система). Павлов… … Толковый словарь по психологии
    Вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    вторая сигнальная система — По учению И. П. Павлова, вторую сигнальную систему составляют слова, выступающие в качестве сигналов первых сигналов (таковыми являются впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды). Вторая сигнальная система является… … Словарь лингвистических терминов
    Вторая сигнальная система —         свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения… … Большая советская энциклопедия

  5. DK_Pon4ik Ответить

    Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире» [1; 421].
    Объединённые в особые знаковые системы – языки – слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.
    Язык реализуется и осуществляется в речи – процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи [1].
    Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.
    Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.
    Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.
    нервный рефлекс сознание человек
    Заключение
    Особенностью высшей нервной деятельности человека является параллельное существование двух сигнальных систем: «У человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия» [1; 418].
    Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.
    Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.
    Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.
    У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:
    1) мыслительный;
    2) художественный;
    3) средний (смешанный).
    К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.
    Особенностью ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – основная функция человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. С помощью трёх присущих ему особенностей – сознания, мышления и речи – он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.
    Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.
    Вопрос 11.
    МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
    Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Межполушарная асимметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Этим и объясняется, что первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного — центра Брока и сенсорного — центра Вернике в левом полушарии). Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей — регуляторов моторной сферы организма — в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. В общем виде можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием — к художественному.
    По данным современной нейро- и психофизиологии, левое полушарие большого мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое — на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. В этом проявляется важнейшая форма функциональной асимметрии мозга — асимметрия психической деятельности. Повреждения, дисфункция левой височной области коры приводят обычно к существенным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают обычно очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия.
    Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Отмечены определенные различия и в типах мыслительных операций (умозаключений) у людей с доминированием правого или левого полушария (В. Л. Бианки). В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Некоторые различия межполушарной асимметрии при зрительном восприятии приведены в табл. 15.1.
    В исследованиях установлены феноменологические особенности межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования определенного навыка. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствованию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает определенное участие в образовании условного рефлекса. При этом благодаря активации тормозных влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимулируется образование условно-рефлекторной связи; в случае закрепления рефлекса доминирующее полушарие мозга тормозит проявления условно-рефлекторной памяти (Г. А. Кураев).
    Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоотношений базируется на принципах симметрии и доминанты (рис. 15.9). В проекционных зонах коры преимущественно реализуется принцип гомотопичности, а в ассоциативных — гетеротопичности (В. Л. Бианки). Главная роль транскаллозальных коммуникаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных — в регуляции уровня возбудимости симметричных областей. Гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния как бы выписывают свой асимметрический узор. В формировании внутрицентрального взаимодействия симметричных зон мозга важную роль играют процессы цитохимической дифференцировки, модулирующие сенсорную информацию. Рост и развитие нервных волокон в мозге, а их объединение в цепи находятся под генетическим контролем с использованием сложных химических кодов (Сперри).
    Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие
    Передача межполушарных влияний осуществляется главным образом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракаллозальные пути. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации, а левое — индуктивную (в правом полушарии доминируют процессы синтеза, а в левом — процессы анализа). В общем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к следующей последовательности аналитико-синтетической деятельности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.
    Как образно подчеркивает В. Л. Бианки, левое полушарие обладает «законодательной властью, а правое — исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их выполнение.
    В основе различных видов психической деятельности лежит, таким образом, системная организация психических функций, включающая в себя взаимодействие различных инстанций соотношения человека (его внутренней, “психической”, среды) и окружающей среды, а также взаимодействие различных участков коры головного мозга, что подтверждается исследованиями видных российских психофизиологов И. Павлова, В. Бехтерева, П. Орбели, П. Анохина и др. К трем главным инстанциям взаимодействия человека с окружающей средой относятся следующие сигнальные системы1:
    o инстинкты (от лат. instinctus – побуждение) – форма психической деятельности, тип поведения, который противопоставляется сознательному поведению, выражающемуся в целенаправленной организации и саморегуляции деятельности (т. е. воли). У высших животных, включая человека, первая инстанция для сложных соотношений живой системы и окружающей среды есть ближайшая к полушариям подкорка с ее сложными безусловными рефлексами, вызываемыми немногими безусловными, т. е. с рождения действующими, внешними агентами;
    o первая сигнальная система, рождается в больших полушариях головного мозга. С помощью условной связи возникает новый принцип деятельности: сигнализация немногих безусловных агентов бесчисленной массой других анализируемых и синтезируемых агентов, позволяющих очень хорошо ориентироваться в среде;
    o вторая сигнальная система – сигнализация словом, речью – формируется в лобных долях мозга человека. Этим вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов – принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.
    Психофизиологической основой преобладания той или иной сигнальной системы выступает деятельность правого и левого полушарий, коры и подкорки мозга человека. Правое полушарие более ответственно за продуктивность образов и эмоций (первая сигнальная система), левое – за восприятие и интерпретацию слов (вторая сигнальная система).
    Таким образом, три главных инстанции соотношения человека с окружающей средой представляют собой три своеобразные ступени восхождения от бессознательного через подсознательное к сознанию. Бессознательное, таким образом, обозначает особую психическую область, где сосредоточиваются влечения, стремления, побуждения, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Подсознательное (или предсознательное) – это особая пограничная область между бессознательным и сознанием, последнее из которых представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком окружающего мира и собственного бытия. Наиболее полное развитие такой подход к психике человека получил в психоаналитической психологии 3. Фрейда.
    Таким образом, психология различает два основных психических образования –
    психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) и психические свойства, выражающиеся в направленности личности, ее способностях и стиле поведения, обусловленном соответствующим темпераментом и характером. При этом психические процессы отображают динамическую сторону психической деятельности, а психические свойства – ее статическую сторону. Кроме того, в психике человека различают области сознательного и бессознательного.
    Каждый из психических процессов отображается в психических свойствах личности, к которым относятся качества ума (познавательная сфера), воли (волевая сфера) и чувств (эмоциональная сфера), закрепившиеся в темпераменте, характере и способностях человека. При этом каждый психический процесс протекает как бы между двумя крайними полюсами (интуицией и интеллектом, эмоциями и ощущениями, волей и инстинктами), т. е. представлен как в сознательной (рациональной), так и в бессознательной (иррациональной) областях.
    Направленность как психическое свойство может отображать различные психические процессы, что выражается в преимущественной направленности либо на познание, либо на общение (эмоциональная сфера), либо на деятельность (регулятивная, волевая сфера). Темперамент выражает основные психические процессы в трех основных характеристиках – активность, эмоциональность, особенности моторики, что соответственно отражается на характере и стиле поведения в целом. Способности также отображают индивидуально-психологические особенности протекания основных психических процессов, выражающихся в трех типах общих способностей – художественных (преобладание эмоциональной сферы – первой сигнальной системы), мыслительных (преобладание познавательной сферы – второй сигнальной системы) и смешанных (преобладание регулятивной, волевой сферы – равное представительство сигнальных систем). Взаимоотношение психических процессов и психических свойств показано на рис. 3.2.

    Рис. 3.2. Взаимоотношение психических процессов и психических свойств в структуре личности
    Однако кроме выделенных психических процессов и свойств существуют и другие фундаментальные категории – так называемые начала, определяющие психологическую и философскую сущность человека. К этим началам с глубокой древности относят четыре категории – Дух, Душу, Разум и Тело1. При этом Дух (интуиция) как иррациональное начало противостоит рациональному Разуму (интеллект), а Душа (эмоции, чувства) как идеальное начало – материальному Телу (ощущения, сенсорика). Таким образом, иррациональное и идеальное противостоят рациональному и материальному, что соответствует разнонаправленным ориентациям человека либо на духовный, внутренний мир, либо на окружающий, в основе своей материальный мир, а своеобразным “водоразделом” между ними являются воля и иррациональные инстинкты (рис. 3.3).

    Рис. 3.3. Взаимоотношение сознания и бессознательного, функций левого и правого полушарий головного мозга, а также основных психических процессов и свойств: 1, 2, 3 – сфера соответственно эмоциональная, волевая и познавательная
    Итак, единство и борьба противоположностей (сознательного – бессознательного, идеального – материального, интровертированного – экстравертированного, динамического – статического) создают многообразие и уникальность структуры личности, которая, являясь микрокосмом, соотносится с макрокосмом – социальной средой, что позволяет провести условную аналогию между психическими и социальными сферами, между психическими свойствами и социальными конструктами.
    Следуя этому принципу аналогии, можно заметить, как преобладание в социальном целом (состоящем из множества индивидов, личностей) той или иной сферы (познавательной, эмоциональной, волевой) приводит к смене исторических эпох и времен (например, господства идеализма или материализма), доминированию определенного вида социальной деятельности (духовной, политической, экономической) и соответствующего сословия, являющихся социальными основами каждого отдельно взятого общества.
    При таком психологическом подходе к социальной истории теории исторического круговорота предстают как отображение последовательной смены социальных сфер (основных видов социальной деятельности), в чередовании господствующих сословий – четырех основ общества, а теории социального прогресса – как отображение последовательной смены ведущих сигнальных систем, инстанций взаимоотношения социума и окружающего мира, выражающееся в восхождении от бессознательного к сознанию.
    Вопрос 12.
    СОН – это специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности. Цикличность присуща многим природным явлениям. Цикличность лежит в основе нашего существования, упорядоченного ритмичной сменой дня и ночи, времен года, работы и отдыха. На уровне организма цикличность представлена биологическими ритмами, в первую очередь, так называемыми циркадными ритмами, обусловленными вращением Земли вокруг своей оси.
    Длительное время господствовало представление о том, что во время сна, когда в течение нескольких часов в организме идут процессы восстановления, наблюдается общее снижение активности тела и мозга. Такое понимание соответствовало особенностям сонного поведения, когда человек или животное, приняв удобную позу, многие часы находилось без движения, а также регистрируемой при этом электроэнцефалограмме, в которой появлялись медленные волны.
    Но сон – это не просто углубление и распространение торможения. Это сложный процесс, имеющий свои стадии, каждая из которых сама по себе уникальна. Различие между ними не может быть описано количественно. При этом мозг во время сна характеризуется высоким уровнем активности и в некотором смысле даже более высоким, чем при спокойном бодрствовании.
    2. Виды сна. Стадии сна
    Сон называют монофазным, когда период бодрствования и сна приурочен к суточной смене дня и ночи. Ежесуточный сон взрослого человека, как правило, является монофазным, иногда дифазным (дважды в сутки), у маленького ребенка наблюдается полифазный тип сна, когда чередование сна и бодрствования происходит несколько раз в сутки.
    В природе наблюдается также сезонный сон (спячка животных), обусловленный неблагоприятными для организма условиями среды: холод, засуха и т.д. Все перечисленные виды сна можно условно определить как естественные или природно-обусловленные.
    Наряду с этим существуют следующие «неестественные» виды сна: наркотический, гипнотический и патологический. Наркотический сон может быть вызван химическими воздействиями, а также электронаркозом.
    Гипнотический сон может быть вызван гипногенным действием обстановки и (или) специальными воздействиями человека (гипнотизера)
    Патологический сон возникает при гипоксии мозга, мозговой травме, наличии опухолей в больших полушариях или поражении некоторых участков ствола мозга. Сюда же относится и летаргический сон. К явлениям патологического сна следует отнести также и снохождение (сомнамбулизм).
    У людей сон ритмичен и имеет правильную циклическую организацию. В течение сна различают пять стадий: четыре стадии медленноволнового сна и одна стадия быстрого. Иногда говорят, что сон состоит из двух фаз: фазы медленного (ортодоксального) сна и фазы быстрого (парадоксального) сна.
    Первая стадия является переходной от состояния бодрствования ко сну. Она сопровождается уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных колебаний различной частоты. В поведении эта стадия соответствует периоду дремоты.
    Вторая стадия, занимающая чуть меньше половины всего ночного сна, получила название стадии «сонных веретен», так как наиболее яркой ее чертой является наличие в ЭЭГ веретенообразной ритмической активности с частотой колебания 12-20 Гц.
    Третья стадия характеризуется всеми чертами второй стадии, к которым добавляется наличие в ЭЭГ медленных дельта-колебаний с частотой 2 Гц и менее.
    Четвертая стадия характеризуется преобладанием в ЭЭГ медленных дельта-колебаний с частотой 2 Гц и менее. Третью и четвертую стадии обычно объединяют под названием дельта-сна.
    Пятая стадия сна. Пятая стадия сна имеет ряд названий: стадия «быстрых движений глаз» или сокращенно БДГ, REM-сон (от англ., rapid eyes movements), «быстрый сон», «парадоксальный сон».
    3. Стадия парадоксального сна и сновидения
    В некоторых отношениях, в том числе по характеру электроэнцефалограммы, сон с БДГ больше напоминает состояние бодрствования, чем состояние сна. Ряд других показателей физиологической активности тоже сходен с аналогичными показателями, характерными для бодрствования: учащение и нерегулярность ритма сердца и дыхания, подъем кровяного давления. Глаза совершают быстрые движения туда и обратно, как будто спящий человек за чем-то следит. В то же время БДГ-сон – это очень глубокий сон, при котором большая часть крупных мышц тела практически парализована. И все-таки именно во время этой фазы человек видит во сне яркие картины. Когда исследователи будили людей в середине этой фазы, почти все испытуемые говорили, что видели сны, и могли подробно передать их содержание. При пробуждении во время других фаз сна люди сообщали о сновидениях лишь в 20% случаев.
    Парадоксальный сон характерен для более высокоразвитого мозга – сон с БДГ, по-видимому, существует у всех млекопитающих. Тогда как у рептилий не находят «быстрой» стадии, но у птиц изредка наблюдаются очень непродолжительные эпизоды, напоминающие сон с БДГ. Возможно, чем сложнее мозг, тем большее место занимает БДГ-стадия.
    Медленный и парадоксальный сон в равной степени необходимы организму. Так, если будить человека каждый раз при наступлении парадоксального сна, тенденция впадать в парадоксальный сон станет нарастать. Через несколько дней человек будет переходить от бодрствования к парадоксальному сну без промежуточной фазы обычного сна.
    Парадоксальный сон запускается из четко очерченного центра, расположенного в задней части мозга, в области варолиева моста и продолговатого мозга. Во время этой стадии сна клетки мозга чрезвычайно активны, но процесс передачи информации от органов чувств в мозговые центры, а также от них в мышечную систему блокирован. Считается, что парадоксальный сон облегчает долговременное хранение информации и ее считывание.
    4. Физиологические теории сна и сновидений
    В начале1950-х годов работы, проведенные итальянским физиологом Моруцци и американским физиологом Мэгуном, показали, что наиболее важной зоной является внутренняя область варолиева моста и ствола мозга. Согласно анатомическим данным, волокна от этой области идут вверх к ядрам таламуса, имеющим связи с корой. Существование таких связей означает, что ретикулярная формация моста и ствола могла бы эффективно воздействовать на кору больших полушарий. Электростимуляция ретикулярной формации моста действительно возбуждает в коре активность, регистрируемую электроэнцефалограммой. С другой стороны, повреждения моста ведут у животных к необратимому переходу в коматозное состояние.
    Теории сна. Первые идеи о происхождении сна представляют в основном исторический интерес. Так, в соответствии с гемодинамической теорией сон возникает в результате застоя крови в мозгу при горизонтальном положении тела. По другой версии сон – результат гипоксии мозга и в то же время его отдых. Согласно гистологической теории сон наступает в результате нарушения связей между нервными клетками и их отростками, возникающего из-за длительного возбуждения нервной системы.
    Химическая теория. По этой теории во время бодрствования в клетках тела накапливаются легко окисляющиеся продукты, в результате возникает дефицит кислорода, и человек засыпает. Но химическая теория не может ответить на ряд вопросов. Например, почему ежедневное отравление продуктами усталости не приносит организму никакого вреда? Что происходит с этими веществами при бессоннице? Почему новорожденный младенец практически все время спит?
    Сон как торможение. Согласно И.П. Павлову, сон и внутреннее торможение по своей физико-химической природе являются единым процессом. Сон, развивающийся под влиянием тормозных условных раздражителей, И.П. Павлов назвал активным, противопоставляя ему пассивный сон, возникающий в случае прекращения или резкого ограничения притока афферентных импульсов в кору больших полушарий.
    Современные представления о природе сна. В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального значения сна и отдельных его стадий можно свести к трем основным подходам:
    1. энергетическому или компенсаторно-восстановительному;
    2. информационному;
    3. психодинамическому.
    Согласно первому во сне происходит восстановление энергии, затраченной во время бодрствования. Особенная роль при этом отводится дельта-сну, увеличение продолжительности которого следует за физическим и умственным напряжением.
    Информационный подход исходит из того, что сон – это результат уменьшения сенсорного притока к ретикулярной формации. Последнее влечет за собой включение тормозных структур.
    Согласно гипотезе И.Н. Пигарева (1994) мозг во сне продолжает выполнять привычную для него деятельность по переработке информации. При этом те структуры мозга, которые в бодрствующем состоянии обрабатывают информацию, поступающую от органов чувств, во сне настраиваются на восприятие и обработку информации, идущей от внутренних органов.
    Психодинамический подход иллюстрирует теория А.М. Вейна (1991), согласно которой существует иерархически построенная, целостная мозговая система, регулирующая циклы сна и бодрствования. В нее входят: ретику

  6. PoFFiGiStKa Ответить

    Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.
    Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.
    Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.
    Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.
    Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.
    Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

  7. Nikita Ответить

    3. Вторая и первая отображаются друг в друге. Если уже создано рефлекторное действие на звук звонка, то слово «звонок», написанное или произнесенное, вызовет ту же реакцию. Таким образом, все, что относится у человека непосредственно к первой, будет связано и со второй посредством слова, так как сигнал запечатлевается еще и словесно. То же самое происходит, когда реакция выработана непосредственно на слово – она повторяется на относящихся к нему явлениях.
    4. Отвлеченные понятия вызывают тем меньшую по интенсивности реакцию, чем дальше они находятся от конкретных раздражителей. Так, Коган приводит эксперимент, в котором у ребенка выработался рефлекс (выделение слюны) на название конкретной птицы (7 капель). Обобщение «птицы» дало 10, а дальнейшие обобщения значительно снижали интенсивность реакции.
    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ?
    Рекомендуем: Внутренняя и внешняя речь
    5. Рефлексы второй системы подвержены внешнему воздействию и более склонны к высокой утомляемости, что объясняется их молодостью. У школьников яркий двигательный рефлекс на звонок сохранялся на протяжении всего дня, а на слово «звонок» реакция снижалась к концу дня. Примерами высокой чувствительности являются состояния алкогольного опьянения: сначала начинаются проблемы с разумными суждениями, и только затем рефлексы первой системы дают сбой.

    Типология

    Когда существуют две системы, существует и перекос в их работе. Баланс встречается редко. Относительно двух сигнальных систем все работает точно так же. Особенности человека, связанные с объемом использования той или другой из них, определяет тип высшей нервной деятельности.
    Рекомендуем: Что такое психолингвистика как наука?
    Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:
    Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
    Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

  8. childofs1n Ответить

    У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая.Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант.
    Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.
    Вторая сигнальная система это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.
    Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.
    Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.
    Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.
    Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения – восприятию.
    У животных тоже имеется язык – это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.
    Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.
    Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.
    Начальный период (возраст 1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной активностью.
    Второй период (возраст 2 года – 7 лет) – это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.
    Третий период (возраст 7 – 11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.
    Четвертый, завершающий, период (возраст 11 – 17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности.

  9. Akikus Ответить

    Вторая сигнальная система – понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных, то им было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первной сигнальной системы, мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку.
    Вторая сигнальная система — присущая только человеку система условно-рефлекторных связей. Формируется в высших отделах центральной нервной системы и работает на основе первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система активизируется при воздействии речевых раздражителей. Вторая сигнальная система — это качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие выдвинуто И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Человек обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах.
    Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции. Согласно наиболее распространенной версии — в процессе общественного труда. Однако наиболее распространенная версия при внимательном рассмотрении выглядит весьма неправдоподобно. Альтернативная версия возникновения второй сигнальной системы описана в трудах Бориса Поршнева. Первая и вторая сигнальные система — различные уровни единой высшей нервной деятельности. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми (оказания влияния, воздействия на других людей), то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами.
    С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения — образование понятий, представлений.
    В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.

  10. insect on the planet Ответить

    Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.
    Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П.Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.
    Согласно И.П.Павлову, у людей су­ществуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных), и вто­рая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Причем лишь не­значительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
    Единственная сигнальная система у животных и первая у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов. Это “то, что мы имеем в себе впечатление, ощущение и представление от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое” (Павлов И.П. Полн. собр. соч. 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 345).
    Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая воз­никла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. “Слово сделало нас людьми”, – писал И.П.Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира. Вторая сигнальная система представ­ляет новый принцип сигнализации. Она сделала возможным от­влечение и обобщение огромного количества сигналов первой сиг­нальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями (“сигналами сигналов”) и отражает действитель­ность в обобщенном и символьном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы.
    Слово, обозначающее предмет, не является результатом про­стой ассоциации по типу “слово – предмет”. Связи слова с пред­метом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), принципиально отличается от них тем, что в немотражаются не конкретные, а наиболее существен­ные свойства предметов и явлений. Поэтому оно и обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действитель­ности. Эта функция слова со всей очевидностью обнаруживает себя при исследовании глухонемоты. А.Р.Лурия считает, что глухоне­мой, который не обучен речи, неспособен абстрагировать каче­ство или действие от реального предмета. Он не может формиро­вать отвлеченные понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлеченным признакам.
    Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации. Она использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней связанные реакции человека, например мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции, обобщен­ные образы, возникающие на основе абстрактных понятий, и т.п.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *