Что такое зона севера какие проблемы связаны с ее освоением?

14 ответов на вопрос “Что такое зона севера какие проблемы связаны с ее освоением?”

  1. sibylin3 Ответить

    Анды
    Байкал
    Великие катастрофы в истории Земли
    Великие памятники природы
    Водопады
    Выдающиеся отечественные географы, путешественники и мореплаватели
    География Мирового океана
    Горы и ущелья Индигирки
    Дальний Восток
    Из истории изучения природы Средней Азии
    История открытия и исследования Антарктиды
    История открытия и исследования Европы
    Кавказ
    Катастрофы: неистовая Земля
    Крайний север: проблемы охраны природы
    Ландшафтные исследования горных и предгорных территорий
    Ландшафты в науке и практике
    Методика полевых физико-географических исследований
    Морское дно
    О чем спорят географы
    Общее землеведение
    Остров Врангеля
    Очерки философии наук о Земле
    По следам блуждающих рек
    По странам восточной Африки
    Полевая практика по физической географии
    Практические занятия по ландшафтоведению
    Природа Волынской области
    Природа Закарпатской области
    Природа Ивано-Франковской области
    Природа Львовской области
    Природа Одесской области. Ресурсы, их рациональное использование и охрана
    Природа Ровенской области
    Природа Северной Америки
    Природа Тернопольской области
    Природа Хмельницкой области
    Природа Черновицкой области
    Происхождение гор и материков
    Пустыня как она есть
    Север: природа и человек
    Тропический океан
    Тундра и ее богатства
    Урал и Новая Земля
    Учение о геосистемах
    Физико-географическое районирование: Учебник пособие для студентов
    Физическая география Украинской ССР
    Физическая география материков
    Физическая география материков часть 2
    Хибины
    Черное море
    Японское море

  2. ua4frr Ответить

    Зона Севера занимает около 70 % территории России, но в ней проживает 8 % населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся полностью или частично 28 субъектов Российской Федерации. Значение Севера для экономики России, прежде всего, определяется сырьевым потенциалом. Здесь добывается 72 % всей нефти и газового конденсата, 93 % естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37 % деловой древесины, производятся основная часть цветных, редких металлов и золота и многие важные виды продукции, обеспечивающие в целом до 60 % экспорта страны. Север дает 15 – 20 % суммарного ВВП и является в целом устойчивым донором федерального бюджета. В геополитическом и геоэкономическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна, а порты Арктики и Северный морской путь открывают России прямые выходы на важнейшие мировые рынки.
    Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфор­табельности жизнедеятельности, условиям хозяйствования, и по этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию. По производству ВВП на душу населения самый северный пояс субъектов федерации от Ненецкого до Чукотского автономного округа занимает по стране первые места. По величине денежных доходов на душу населения (даже с поправкой на прожиточный минимум) Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа находятся на втором и третьем местах, а Мурманская область и Красноярский край превышают средний уровень по России. Однако ряд регионов имеют слаборазвитую экономику и неблагоприятную социально-экономическую динамику, например, Эвенкийский, Таймырский (без Норильска) и Корякский автономные округа.
    В целом общий (усредненный) диагноз экономики и социальной сферы российского Севера является нечетким и противоречивым. Север благодаря своему сырьевому потенциалу, играет позитивную роль в выживании российской экономики и создании предпосылок для выхода страны из экономического кризиса, но бедственное положение значительной части Севера, нуждающейся в финансовой поддержке государства, усугубляет трудности возрождения российской экономики.
    Главными чертами экономики и жизни на Севере, делающими регион проблемным, являются такие, как: неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, большая удаленность от экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни и экологическая уязвимость и др.. Эти негативные факторы Севера настолько существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип. Феномен процветающих и благополучных северных регионов объясняется не тем, что в них в меньшей степени действуют негативные северные факторы, а наличием противостоящих сильных конкурентных преимуществ: высокоэф­фективных и уникальных природных ресурсов (минеральных, энергетических, биологических) и выгодного географического положения, особенно наличия незамерзающих морских гаваней. Если эти конкурентные преимущества перевешивают негативные факторы, то соответствующие регионы не попадают в группу проблемных, которые по определению не могут поддерживать саморазвитие на основе собственных ресурсов.
    Все северные регионы России объединяет болезненность перехода от планово-административной экономики к рыночной. Прежняя экономическая система имела здесь наиболее законченные формы государственного и ведомственного администрирования, а монопо­лизированная и узкоотраслевая экономика не обладала способностью к саморегулированию. Ликвидация централизованного снабжения нарушила регулярность завоза необходимой продукции из других регионов, а  из-за либерализации цен и тарифов и коммерциализации кредитной системы предприятия и организации большинства отраслей  попали в тяжелое финансовое положение. Инфля­ционный шок начала 1992 г. практически уничтожил оборотные средства предприятий, необходимые для сезонных закупок, и денежные сбережения жителей Севера, и вместе с этим уничтожил главный фактор, компенсирую­щий проживание в дискомфортных условиях.
    Наиболее острой проблемой выживания Севера стало обеспечение завоза необходимой продукции, в первую очередь, продовольствия и топлива. Эта проблема не может быть решена только на основе рыночного саморегулирования, так как получатели продукции на Севере не имеют финансовых ресурсов для оплаты сезонного завоза, а товаропроизводителям из южных регионов поставки на Север невыгодны из-за несвоевременной их оплаты и высокого риска. Объединяющей весь Север экономической и гуманитарной проблемой является обеспечение жизнедеятельности коренных народов, общая численность которых составляет около 180 тыс. чел. Данная проблема заметно обострилась в условиях кризиса и распространения рыночных принципов хозяйствования. С целью смягчения процесса адаптации населения и экономики Севера к новым условиям государство применяет ряд специальных антикризисных и стабилизационных мер.

  3. Bam1098 Ответить

    Особенности и перспективные направления политики развития российского Севера
    Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает широкую систему государственной поддержки.
    Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.
    Сложившаяся система господдержки пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.
    Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:
    – реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;
    – расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;
    – регулирование состава населения и рынков труда;
    – реформирование существующей системы северных гарантий;
    – создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;
    – совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.
    Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, ценовой политики. Условия внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой – новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.
    Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.
    Миграционная политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам.
    Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.
    При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.
    Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.
    Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.
    Сохраняется важнейшая обязанность государства защитить самых уязвимых представителей коренных малочисленных народов, сохранить систему медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, систему дошкольного, общего образования и подготовки национальных кадров. Безусловно приоритетной является поддержка традиционного жизнеобеспечения исчезающих этносов – юкагиров, энцев, сроков, орочей, негидальцев, алеутов, нганасан, чуванцев, тофаларов, саамов.
    Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север должна осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта РФ. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.
    Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике – Северный морской путь.
    Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично – в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

  4. emotionaless Ответить

    Зона Севера занимает 70% территории России, 8% населения страны, примерно 28 субъектов Российской Федерации.
    Значение Севера для экономики России:
    1. Огромный сырьевой потенциал – добывается 72% всей нефти и газового конденсата, 93% естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37% деловой древесины, производятся осн часть цветных, редких металлов и золота и многие другие.
    2. Север – это плацдарм м/днародного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Порты Арктики и Северный морской путь открывают России прямые выходы на важнейшие мировые рынки.
    Регионы, относимые к Северу очень неоднородны по эк-кому и соц-му развитию. Так, по производству ВРП на душу населения самый северный пояс субъектов федерации от Ненецкого до Чукотского а. о. занимает первые места в стране. В то же время ряд северных регионов имеют слаборазвитую эк-ку и неблагоприятную соц-эк динамику (Корякский а.о.), а по некоторым индикаторам — другие северные субъекты федерации.
    Проблемы Севера:
    • Обеспечение завоза необходимой продукции (продовольствия и топлива).
    • Обеспечение жизнедеятельности коренных народов, общая численность кот-ых составляет около 180 тыс. чел.
    Способы гос регулир-я -ряд спец антикризисных и стабилизационных мер:
    1. ФЗ “Об основах гос регулирования соц-эк разви­тия Севера РФ”:
    • создание для населения необходимых жизненных условий,
    • создание для отраслей хозяйства льготного режима развития для обеспечения гос-ых потребностей в производимой ими продукции,
    • ограничение промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов;
    • сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера;
    • опти­мизация численности населения Севера.
    2. З-н “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, рабо­тающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. Цель — гарантировать уровень жизни местного населения, компенсирующий дискомфортные региональные условия, пре­дотвратить стихийный отток населения, создать стимулы и гарантии для работающих на Севере вахтовым методом.
    Особенности Европейского и Азиатского Севера.Большинство сев-ых субъектов РФ имеют признаки проблемных регионов:
    Проблемы регионов европейского Севера – нараста­ние безработицы и значительный отток населения (особенно из Мурм области, Коми, Ненецкого а.о.).
    • Падение спроса и конкурентоспособности, особенно из-за увеличения транспортных тарифов и стоимости энергоресурсов. Все указанные северные регионы Сибири и Дальнего Востока (за исключением Красноярского края) сильно отстают от среднероссийского уровня по реальным доходам населения.
    Перспективы проблемных регионов Севера. Необходим комплекс мероприятий: орг-ция регулярного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов; предотвра­щение стихийного оттока населения; выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов. Перспективы северной эк-ки связаны с освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Сев Лед-го океана.

  5. Sanneck Ответить

    Под этим понятием подразумевают зону, составляющую порядка 70% всей территории России. Однако, несмотря на масштабы, здесь проживает очень мало людей, что обусловлено непростыми климатическими условиями. Исходя из географического положения, различают Крайний, Средний и Ближний Север. Но есть еще одна классификация территорий, относительно комфортности проживания:
    экстремальные — абсолютно не подходят для нормальной жизни, более того, даже представляют для нее угрозу;
    дискомфортные — 3/4 года условия здесь сложные, однако в целом деятельность допускается;
    гипокомфортные — хоть условия здесь и непростые, но постоянное проживание вполне возможно.

    Экономико-политический обзор Зоны Севера

    В экономическом и политическом плане, несмотря на все сложности климата, эти территории имеют огромное значение. В основном, это связано с колоссальными запасами полезных ископаемых:
    70% — всех запасов нефти;
    94% — газовых месторождений;
    около 100% добычи алмазов;
    огромные запасы древесины, черных, редких и цветных металлов.
    В политическом плане это стратегический плацдарм, обеспечивающий прямой выход на порты Арктики. Однако, ввиду крайне сложного климата, развитие потенциала становится сверх сложной задачей.
    Что касается населения, то здесь, как я уже упоминал, проживает очень мало людей, едва ли наберется и 10 млн. Среди них большинство составляют вновь прибывшие, а старожилы и коренное население находятся в меньшинстве. Характерными чертами населения можно считать молодость среднего возраста с преобладанием мужчин.
    Это обусловлено притоком новой рабочей силы и очень высокой смертностью. Думаю, я не смог бы поехать на Север даже за очень большие деньги, пусть и ненадолго. Просто я терпеть не могу холод. 🙁

  6. z9z9z9 Ответить

    6.2. Особенности и перспективные направления политики развития российского севера. Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает широкую систему государственной поддержки. Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.
    Сложившаяся система господдержки пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.
    Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:
    реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;
    расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;
    регулирование состава населения и рынков труда;
    реформирование существующей системы северных гарантий;
    создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;
    совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.
    Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, ценовой политики. Условия внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой – новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.
    Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.
    Миграционная политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам. Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.
    При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.
    Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.
    Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.
    Сохраняется важнейшая обязанность государства защитить самых уязвимых представителей коренных малочисленных народов, сохранить систему медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, систему дошкольного, общего образования и подготовки национальных кадров. Безусловно приоритетной является поддержка традиционного жизнеобеспечения исчезающих этносов – юкагиров, энцев, сроков, орочей, негидальцев, алеутов, нганасан, чуванцев, тофаларов, саамов.
    Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север должна осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта РФ. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.
    Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично – в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *