Что значит как древний скиф на каменную бабу?

4 ответов на вопрос “Что значит как древний скиф на каменную бабу?”

  1. Drelandis Ответить

    «Каменные бабы» вдохновляли не только историков и искусствоведов…
    Стоит с улыбкою подвижной,
    Забытая неведомым отцом,
    И на груди ее булыжной
    Блестит роса серебряным сосцом.
    Источник
    Половецкая красавица. Подарок истории.
    Каменные бабы Донбасса

    Каменные бабы в коллекции Днепропетровского исторического музея. Коллекция древних каменных изваяний, или «каменных баб», как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине — 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.

    В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI — IV вв. до н.э.
    Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи — 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием — «бабы», (от тюркского «вава» — предок, дед).

    Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол — антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.
    Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это — запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
    В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра — грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

    Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
    Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, «скифского Адама» — Таргитая.
    Но все же «тон задают», как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII — первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

    Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак — Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.

    В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского «палван» — богатырь, атлет), балбалы («бал-бал» — камень с надписью).
    Д.И.Яворницкий в статье «Каменные бабы», опубликованной в «Историческом вестнике» в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как «мамай», «марьины камни».
    Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: «Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни».

    Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.
    Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.
    Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния «курганских народов», посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.

    Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.
    Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.

    Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения — аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.

    Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, — 150 лет!
    Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй.
    Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 — 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.

    Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона — лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь.
    Л. Н. Чурилова,
    старший научный сотрудник
    Днепропетровского исторического музея
    1999 г.
    источник
    продолжение
    .

  2. Tautaxe Ответить


    Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны – исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

    Скифские скульптуры, как правило, датируются 6-3 столетием до н. э. ареал их распространения довольно значительный – от Румынии до прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно – художественном отношении они выполнены примитивно.

    По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов – скифов, “Скифского Адама” – таргитая.

    На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три – четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит – на левой стороне, кинжал или меч – в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

    Например, половецкие статуи изображают как женщин, так и мужчин – воинов в сидящей и стоящей позе. Обязательным атрибутом каждой статуи является чаша со священным напитком в руках, прижатая к животу. На статуях тщательно изображены со всеми деталями прическа, одежда, украшения и оружие. Священный характер половецких баб не подлежит сомнению. Они стояли группами по две – три и больше на курганах и возвышенностях, которые служили капищами.
    На ФОТО.
    Каменные бабы из коллекции днепропетровского исторического музея.
    Коллекция древних каменных изваяний, или “Каменных баб”, как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине – 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.
    В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н. э. ), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее – натальевское и керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI – IV вв. До н. э.
    Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи – 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием – “Бабы”, (от тюркского “вава” – предок, дед.
    Керносовское изваяние, или керносовский идол.
    Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является керносовское изваяние, или керносовский идол – антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н. э. . оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.
    Лишь в том случае, если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это – запечатленное в камне изображение протоарийского божества – создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
    Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
    Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов – скифов, “Скифского Адама” – таргитая.

  3. NightRidersYT Ответить


    Каменные бабы в коллекции Днепропетровского исторического музея. Коллекция древних каменных изваяний, или “каменных баб”, как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине – 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.

    В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее – Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI – IV вв. до н.э.
    Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи – 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием – “бабы”, (от тюркского “вава” – предок, дед).

    Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол – антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.
    Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это – запечатленное в камне изображение протоарийского божества – создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
    В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра – грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

    Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
    Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, “скифского Адама” – Таргитая.
    Но все же “тон задают”, как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII – первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

    Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто – в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев – приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак – Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.

    В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний – бабы, болваны (от иранского “палван” – богатырь, атлет), балбалы (“бал-бал” – камень с надписью).
    Д.И.Яворницкий в статье “Каменные бабы”, опубликованной в “Историческом вестнике” в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как “мамай”, “марьины камни”.
    Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: “Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни”.

    Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи – в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.
    Очень выразительны лики статуй – все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.
    Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния “курганских народов”, посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.

    Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.
    Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.

    Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения – аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.

    Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, – 150 лет!
    Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею – 13 половецких статуй.
    Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 – 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.

    Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона – лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь.
    Л. Н. Чурилова,
    старший научный сотрудник
    Днепропетровского исторического музея
    1999 г.

    Похожие статьи:

    Боги, духи и существа > Мифы древних славян
    Фольклористика > Кто же такой Домовой
    История > Следы Словена и Руса
    Фольклористика > Русский север. Гиперборея
    Археология > Идол из уральских болот старше Ноева ковчега

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *