Для чего добывают полезные ископаемые 3 класс?

15 ответов на вопрос “Для чего добывают полезные ископаемые 3 класс?”

  1. AXYLA Ответить


    Нефть (слайд9).
    Исследование. Показ
    учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
    Каменный уголь.
    Исследовать по плану (слайд11).
    План изучения свойств каменного угля.

    1. Рассмотрите образец каменного угля.
    Определить его цвет. Имеет ли блеск?
    2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
    поверхности или тонет?

    3. Проведите ногтем по породе.
    Если остался след – то порода мягкая;
    Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
    Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
    4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
    Докажите! Найдите способ доказательства.
    5. Где используют и на основании какого
    свойства?
    – Сравните эти два полезных ископаемых,
    используя таблицу.

    План изучения свойств гранита (слайд12).

    1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
    Определите, какого цвета и из чего состоит?
    Подумайте, на какой фрукт похож и почему
    называется гранит?
    2. Определите легче или тяжелее воды?
    3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
    оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
    4. Убедитесь в особой прочности гранита.
    Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
    след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
    Вывод по таблице о граните.
    – Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

    Физминутка (слайд13).

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали и дальше пошли.
    По дорожке, по дорожке
    Прыгаем на левой ножке
    И по это же дорожке
    Прыгаем на правой ножке.
    По дорожке побежим, до лужайки добежим.
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем как зайки.
    Стоп! Немножко отдохнем!
    И опять работать мы пойдем!”

    – Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
    узнать.
    – Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
    мы теперь можем узнать? (где используют и как
    добывают)

    5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
    Конверт №2.
    (см. в конце статьи)
    – Как вы думаете, кто такие геологи?
    – Сейчас каждая группа будет геологами –
    разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
    через несколько минут расскажите нам о способах
    добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
    учебник и конверт №2.
    У каждой геологической группы свое задание.
    Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
    геологи только что вернулись с экспедиции….”
    В
    помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
    информация. Используйте ее.
    Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
    14).

    Геологи –
    люди, занимающиеся изучением и
    поиском полезных ископаемых.

    Месторождения –
    места, где в глубинах земли и
    на её поверхности залегают полезные ископаемые.

    Карьер –
    это открытый котлован.

    Шахты –
    это глубокие колодцы.
    (Дети читают приготовленные сообщения)
    (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

    – Теперь по вашим рассказам составим небольшую
    схему – “паучок” (слайд 23).
    Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
    где он их использует?

    Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
    изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
    о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

    6 этап
    . Бережное использование.
    Может ли наша экономика обойтись без
    природных богатств?

    Полезные ископаемые – это источник нашей
    жизни.
    – Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
    ископаемые с нашей Земли?
    – Что же должен делать человек, чтобы по-
    хозяйски использовать богатства подземных
    кладовых?

    7 этап. Вывод (слайд 28,29).

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
    Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
    охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
    бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
    к подземным богатствам, которые не возможно
    восстановить. А как мы с вами будем бережно
    использовать эти богатства?

    8 этап. Рефлексия (слайд 30).
    Какие задачи ставили в начале урока?
    – Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
    поставленной задачей?
    -Что помогло нам в работе?
    – Какие открытия для себя сделали?

    9этап. Оценивание работы.

    Оценка в группе.

    1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

    – Поднимите руку те, кому захотелось после урока
    узнать больше о полезных ископаемых и
    подготовить сообщение.
    – Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
    предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
    ископаемом Новосибирской области.
    – Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
    предлагаю приготовить сообщение о любом
    полезном ископаемом.

    Приложение к уроку. Конверты.

    Задание группе 1.Каменный уголь.
    Уголь называют каменным, потому что он твердый
    и его долгое время считали камнем. А на самом деле
    уголь образовался из древних растений. Но вот
    пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
    двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
    закрытым – добыча в шахтах.

    Карьер –
    это открытый котлован.

    Шахта –
    это глубокий колодец.

    Уголь – одно из самых необходимых полезных
    ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
    другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
    выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
    готовят духи и разные пахучие сиропы.
    Задание группе 2
    .Нефть.

    Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
    ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
    образовалась. Многие утверждают, что за сотни
    миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
    водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
    нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
    Более тысячи веществ изготавливают из этой
    маслянистой коричневатой жидкости. Например,
    чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
    для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
    фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
    дома и делать машины.
    Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
    установки и бурят глубокие скважины.

    Задание группе 3.
    Железная руда.
    С давних пор человек ищет месторождения РУД,
    содержащих различные металлы. Из руд чёрных
    металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
    цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
    Как правило, изделия изготавливают не из чистых
    металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
    металлических предметов: ножницы, ложки,
    кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
    автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
    Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
    добытых в природе.

    Задание группе 4 .
    Строительные материалы.
    Песок, глина, известняк.

    Песок – это рыхлая порода, состоящая из
    мельчайших частиц. Это продукт разрушения
    твердых пород. Незаменим в стекольном
    производстве, строительстве дорог.
    Глина – это широко применяемый строительный
    материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
    красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
    образуется в результате выветривания различных
    горных пород. В воде она намокает, становится
    вязкой, пластичной.
    Известняк – залегает в земле громадными
    слоями. Обыкновенный камень белого или серого
    цвета. Из него иногда состоят целые горы.
    Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
    Белят стены. Используют при строительстве домов.

  2. SuperMetal Ответить

    Тема: «Полезные ископаемые»
    Учитель: Комарова Е. С.
    Класс: 3
    Программа «Школа России» учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс
    Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
    Задачи урока:
    Образовательная:
    Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
    Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
    Показать их важную роль в экономике страны.
    Развивающая задача:
    Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
    Развивать умения составлять таблицы.
    Воспитательная:
    Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
    Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
    Воспитывать толерантности.
    Тип урока: предметный
    Форма урока: урок-исследование.
    Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
    Методы: частично-поисковый, исследовательский.
    Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых.
    Дидактические материалы: презентация учителя, коробочки с образцами полезных ископаемых, карточка с планом  изучения свойств полезных ископаемых, исследовательские карты, удостоверение «Юный эколог», карточки с таблицами для задания «Верите ли вы…»,
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность
    обучающихся
    1 Оргмомент
    Долгожданный дан звонок (1 слайд)
    Начинается урок
    Всё ль у вас, друзья, в порядке?
    Есть учебники, тетрадки?
    Настроенье каково? (2 слайд)
    Значат, будем начинать
    Мир чудесный открывать
    Для себя и для друзей.
    К новым знаниям скорей!
    – ВО!
    2. Мотива-ция.
    – Посмотрите на нашу Землю.  (3 слайд)Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
    Какие хитрые секреты
    Таят обычные предметы.
    Блестят в солонке минералы!
    Снежинки – это же кристаллы!
    Фольга, скрывавшая конфету –
    Металл такой же, как в ракетах.
    – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?
    – Это и есть тема нашего урока. (3 слайд)
    – Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.
    Кто эти люди? (фото на 4слайде)
    – Верно.
    – о полезных ископаемых
    – геологи
    Целепола-гание.
    – Какие по данной теме поставим для себя вопросы?
    (5 слайд) На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и скажите вопросы.
    Какие…
    Где…
    Как…
    Как…
    – А ещё на уроке мы должны узнать, почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
    (6 слайд)
    – Для чего нам необходимо это знать?
    – Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (7 слайд)
    – Какие полезные ископаемые мы знаем?
    – Где находятся?     – Как  их люди используют в своей жизни? – Как их добывают?
    – в группах
    3. Реализация плана
    Мет. приём «Верите ли вы…»
    -Прежде, чем отправиться за полезными ископаемыми, геологам нужно проверить всё ли у нас готово (дневники для записей данных исследований, необходимая литература – учебники), а так же свои знания. (8 слайд)
    -У каждой группы исследователей на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» – если вы верите или «-» – если не верите.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    Верите ли вы, что…
    Природный газ извлекают из-под земли?
    Гранит используют, как топливо?
    Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?
    Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?
    Нефть добывают на поверхности земли?
    Песок бывает только жёлтый?
    Геологи используют в своей работе вездеходы?
    Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?
    Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?
    – А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания.
    4. Изучение нового материала.
    Физкульт-
    Минутка
    Мет. приём «Инсерт»
    -Давайте начнём наше исследование и узнаем что такое полезные ископаемые.(9 слайд)
    – полезные – значит… нужные, необходимые.
    – ископаемые – значит …их нужно доставать, извлекать.
    – Поработайте в группе и попробуйте дать определение «Полезные  ископаемые». В этой работе вам может помочь учебник, откройте его на странице 48, если вам потребуется подсказка.
    – Давайте проверим, что у вас получилось. Запишите это определение в свой дневник (тетрадь) на странице 25.
    (9 слайд)
    – Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы можем перейти к изучению полезных ископаемых.
    -На столах каждой группы стоят коробочки с образцами полезных ископаемых и лежат исследовательские карты.
    -Давайте рассмотрим карту. Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами.

    – Сейчас вы будете исследовать каждый образец по определённому плану  (он лежит на столах).
    План изучения:
    Рассмотри образец полезного ископаемого.
    Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
    -Полученные данные запишите  в свои дневники (тетради) в таблицу на странице26. Мы с вами будем заполнять пока только 1 и 2 столбик (названия и свойства полезных ископаемых).
    -1 группа запишет данные об известняке, граните и нефти.
    -2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле, глине.
    -Какие есть вопросы? На эту работу вам 10 минут.
    -Проверим, что у вас получилось в таблице и исследовательской карте (слайд).
    -Я вам расскажу о полезном ископаемом, которое несколько лет назад добывали в нашем посёлке. Это песок. Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до 5 сотых мм. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно больше всего в песке кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
    -Что нового вы узнали  о песке?
    – Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?
    -Верно. Вот сейчас мы с вами и узнаем, как их применяют. Для чего их добывают. Сейчас вы в группе читаете текст на стр. 49 по абзацам и карандашом отмечаете (подчёркиваете), о каких полезных ископаемых там говорится. Затем заносите данные о нужных вам полезных ископаемых в таблицу № 2 в 3 столбик – применение. 1 группа запишет данные об известняке, граните и нефти.
    -2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле, глине.
    -Если возникнут вопросы, поднимите руку. Работайте в группе, вместе обсуждайте и записывайте полученную информацию. На эту работу вам 5 минут. Если группа закончила – поднимите руки (вместе на локотке).
    -Проверьте, что вы записали в 3 столбик.(слайд)
    -Давайте отдохнём и выполним разминку.
    Мы геологами станем
    Да? – Да! (хлопок над головой)
    Будут все гордиться нами
    Да? – Да! (хлопок над головой)
    Что ждёт нас впереди?
    Высокая гора (показывают руками)
    Бурная рука (показывают руками)
    Её не обойдёшь (топают ногами)
    Её не проплывёшь (плывут)
    Её не пролетишь (крылья)
    Надо напрямик!
    Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!
    Да? – Да! (хлопок над головой)
    – А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.
    – Сейчас вы самостоятельно читаете текст на стр.50 и делаете пометы карандашом на полях учебника:
    «v»-  да, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.
    «+»- плюс, если то, что вы читаете, является для вас новым.
    «?»-если то, что вы читаете, непонятно, хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.  На эту работу вам даю 5 минут.
    -Для кого не было ничего нового?
    -Что было новое? Что узнали? Какие новые понятия встретились в тексте? Запишите новые слова в словарик «геолог», «месторождение».
    -Какие возникли вопросы?
    -Давайте выполним №5 в своих дневниках.
    -Что изображено на 1 рисунке? На2? На3?
    Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности  и используют в хозяйстве.
    – Чтобы знать, как их применяют.
    Работа в словарике
    Закрепление нового материала.
    Мет. приём «Верите ли вы…»
    -Вы, как настоящие исследователи, геологи сделали новые открытия и должны рассказать о них. Давайте проверим, что вы запомнили.
    «Лови ошибку» стр. 51-52.
    1. Какие известные тебе полезные ископаемые пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?
    2. Найди ошибки в следующих утверждениях:
    Большинство полезных ископаемых жидкие.
    Места, где хранятся добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.
    Теперь возьмите листочки с ответами «Верите ли вы, что…» и ответьте ещё раз на вопросы, записывая ответы в 3 строчке таблицы. По ходу обсуждаем и записываем ответы.
    Верите ли вы, что…
    Природный газ извлекают из-под земли?
    Гранит используют, как топливо?
    Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?
    Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?
    Нефть добывают на поверхности земли?
    Песок бывает только жёлтый?
    Геологи используют в своей работе вездеходы?
    Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?
    Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?
    -Сравните ваши ответы, которые вы дали в начале урока и в конце. Есть ли у вас ошибки? Какой вывод мы можем сделать?
    «Соедини стрелками». Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства (слайд):
    Гранит                     сыпучий, из крупинок
    Песок                       зернистый, прочный
    Каменный уголь     белый, твёрдый
    Известняк                 чёрный, хрупкий
    №3, 4 выполняем задания в тетради. Взаимопроверка по кругу.
    Твёрдые
    Где залегают
    +

    +



    +
    +
    +
    Узнали новое на уроке
    Итог урока
    -Какие вопросы ставили в начале урока?
    -Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
    -Почему полезные ископаемые необходимы человеку?
    -Что помогло нам в работе?
    -Какие открытия вы для себя сделали?
    -Поднимите руку, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение? Это задание в тетради №8.
    -Д/з для всех стр. 48-52 пересказать, ответить на вопросы, №6,7 в тетради.
    -Сегодня мы с вами попробовали быть геологами. Как вы думаете, нужны ли люди с такой профессией? Может кто-то из вас в будущем станет настоящим геологом, но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный эколог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому (вручение удостоверений).
    -Вам урок понравился? Покажите, какое у вас настроение на карточке.
    -Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу.

  3. Fenrilabar Ответить

    Нэлли Журавель
    Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»

    Тема: «Полезные ископаемые»

    Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:
    – названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;
    уметь:
    – составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.
    Задачи урока:
    -содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
    – поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
    – способствовать воспитанию толерантности.
    Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    – Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
    2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.
    – На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».
    – Кого из наземных жителей вы знаете?
    – А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.
    – Каких подземных жителей вы знаете?
    3. Изучение нового материала
    – Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.
    1. Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. (Мел)
    2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
    3. С буквой Т пирог он с кремом,
    С буквой Ф он кормит почву
    И отапливает домик. (Торф)
    – Как, одним словом назвать эти вещества?
    – В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.
    Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.
    – Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
    Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
    Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.
    Значит, можно сказать, что полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
    Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.
    – Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,
    и проверим наши предположения.
    – Наше предположение верно.
    – Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
    – Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение
    в хозяйственной деятельности человека».
    – В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек
    их применяет.
    – Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.
    – Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.
    – На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.
    – Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,
    их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге
    и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.
    В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.
    Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.
    R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь
    ПVNЕJLGС WQО К
    RГYЛ IИJН А
    SGLТFОWРQФ
    ГZVNР W АUI Н D И NZSТ
    (вывешиваются на доску)
    – Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много
    их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.
    – Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных
    на карте.
    Песок 18
    Нефть 5
    Торф 22
    Глина 23
    Гранит 1
    – Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные
    по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.
    Отчет групп
    – Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)
    «Это интересно»
    – В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.
    – Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем
    в следующей части нашего исследования.
    4. Закрепление изученного материала.
    – Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
    Все участвуют в работе.
    Все друг другу помогают.
    Споры решаются мирным путем.
    Когда один говорит, все внимательно слушают.
    (Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)
    – Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».
    – А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.
    – Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.
    – А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.
    – Существует три способа добычи полезных ископаемых:
    скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.
    шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.
    карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.
    – Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
    – Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
    – Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
    к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома
    вы продолжите работу по этой теме.
    5. Домашнее задание.
    • Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.
    Дополнительно (по желанию учащихся)
    • Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.
    • Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»
    6. Подведение итогов.
    – А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности
    на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.
    1 2 3 4 5
    Тест
    1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
    у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль
    2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
    а) нефть, песок с) нефть, торф
    3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
    а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ
    4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
    а) строители е) геологи в) шахтеры
    5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?
    н) о песке х) о торфе ш) о глине
    – Какое слово получилось? УСПЕХ
    Дополнительное игровое задание «Узнай меня»
    1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
    Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
    на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.
    Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)
    2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)
    3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)
    4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)
    5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)
    6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)
    7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
    6. Рефлексия.
    – В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите
    и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

  4. Mugis Ответить

    Природный газ – это смесь нескольких
    газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных
    органических пород Чистый природный газ не имеет цвета и запаха.
    Нефть — горючая маслянистая жидкость,
    красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается
    и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть,
    имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли;
    одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
    Железная руда представляет собой
    минеральное образование природного характера, которое имеет в своем
    составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого
    достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо
    есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно
    те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом,
    что позволяют промышленную добычу металлического железа. Используют
    для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых
    ресурсов для изготовления стали.
    Гранит (итал. granito, — зерно)
    —Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень
    широко распространены в континентальной земной коре.
    Торф – горючее полезное ископаемое;
    образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному
    разложению в условиях болот.
    Каменный уголь. Уголь был первым
    из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь
    — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения
    остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство
    залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов
    лет тому назад.
    Известняк — осадочная горная порода
    органического, происхождения. В малых количествах растворяется в
    воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также
    на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник
    газа для минеральных вод.
    Глина — представляет собой смесь
    минеральных материалов, являющихся продуктами распада различных
    горных пород. Это камень, потертый временем и внешним влиянием до
    состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Глина является
    основой гончарного, кирпичного производства. Глина есть повсюду.
    Геологи
    – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
    Месторождения –
    места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные
    ископаемые.
    Карьер – это открытый
    котлован с полезными ископаемыми.
    Шахты – это глубокие
    колодцы в которых добывают полезные ископаемые..
    Нефть – из неё делают
    бензин
    Газ – с его помощью
    готовяд обед
    Глина – из неё делают
    кирпичи
    Руда – из неё выплавляют
    сталь
    Песок – с ним играют
    дети
    Гранит – из него
    делают памятники.
    Торф – его добывают
    в болотах
    Уголь – его добывают
    в шахтах
    Соль – её добавляют
    в суп
    Известняк – из него
    делают известь
    Полезные ископаемые
    являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять.
    Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны.
    Нужно правильно и бережно их использовать.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *