Домашние молитвы староверов как правильно их читать?

13 ответов на вопрос “Домашние молитвы староверов как правильно их читать?”

  1. HappyGamer Ответить

    Перекрестись и читай:
    Царю? небе?сныи, Уте?шителю, Ду?ше и?стинныи, Иже везде? сы?и и вся исполня?я, Сокро?вище благи?х и жи?зни Пода?телю, прииди? и всели?ся в ны, и очи?сти ны от вся?кия скве?рны, и спаси?, Бла?же, душа? на?ша.
    Далее читается «Трисвятое и по Отче наш»
    Святы?и Бо?же, Святы?и Кре?пкии, Святы?и Безсме?ртныи, поми?луй нас (поклон, трижды).
    Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во? веки веко?м, ами?нь.
    Пресвята?я Тро?ице, поми?луй нас. Го?споди, очи?сти грехи? на?ша. Влады?ко, прости? беззако?ния на?ша. Святы?и, посети? и исцели? не?мощи на?ша. Имене Твоего? ра?ди.
    Го?споди, поми?луй (трижды).
    Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во? веки веко?м, ами?нь.
    О?тче на?ш, Иже еси? на? небесех. Да святи?тся и?мя Твое?. Да прии?дет царствие Твое?. Да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на? небеси и на земли?. Хлеб наш насу?щныи даждь нам днесь. И оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы оставля?ем должнико?м на?шим. И не введи? нас во искуше?ние, но изба?ви нас от лука?ваго.
    Го?споди Ису?се Христе?, Сы?не Бо?жии, поми?луй нас. Ами?нь.
    Го?споди поми?луй (12 раз).
    * От сна? воста?в, благодарю? Тя, Всесвята?я Тро?ице, я?ко мно?гия ра?ди бла?гости и долготерпе?ния, не прогне?вася на мя гре?шнаго и лени?ваго раба Твоего?, и не погуби?л еси? мене? со беззако?нии мои?ми, но человеколю?бствова. И в неча?янии лежа?ща воздви?же мя у?треневати и славосло?вити держа?ву Твою? непобеди?мую. И ны?не, Влады?ко, Бо?же Пресвяты?и, просвети? о?чи се?рдца моего? и отве?рзи ми устне? поуча?тися словесе?м Твои?м, и разуме?ти за?поведи Твоя?, и твори?ти во?лю Твою?, и пе?ти Тя во испове?дании серде?чнем. Воспева?ти же и сла?вити пречестно?е и великоле?пое и?мя Твое?, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и при?сно и во? веки веко?м, ами?нь.
     * Вечером молитва «От сна востав» не читается, а после 12 раз «Господи помилуй» читаем:
    Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во? веки веко?м, ами?нь.
    Далее как утром, так и вечером читай:
    Прииди?те, поклони?мся Царе?ви на?шему Бо?гу (поклон).
    Прииди?те, поклони?мся Христу?, Царе?ви и Бо?гу на?шему (поклон).
    Прииди?те, поклони?мся и припаде?м к Самому? Го?споду Ису?су Христу?, Царе?ви и Бо?гу на?шему (поклон).
    Псалом 50-ый:
    Поми?луй мя, Бо?же, по вели?цей ми?лости Твое?й. И по мно?жеству щедро?т Твои?х очи?сти беззако?ние мое?. Наипа?че омы?и мя от беззако?ния моего? и от греха? моего? очи?сти мя. Яко беззако?ние мое? аз зна?ю и грех мой предо мно?ю есть вы?ну. Тебе? еди?ному согреши?х и лука?вое пред Тобо?ю сотвори?х. Яко да оправди?шися в словесе?х Свои?х и победи?ши внегда? суди?ти. Се бо в беззако?ниих зача?т есмь, и во гресе?х роди? мя ма?ти моя?. Се бо и?стину возлюби?л еси?; безве?стная и та?йная прему?дрости Твоея? яви?л ми еси?. Окропи?ши мя иссо?пом, и очи?щуся. Омы?еши мя, и па?че сне?га убелю?ся. Cлу?xy моему? да?си ра?дость и весе?лие, возра?дуются ко?сти смире?нныя. Отврати? лице? Твое? от грех мои?х и вся беззако?ния моя? очи?сти. Се?рдце чи?сто сози?жди во мне, Бо?же, и дух прав обнови? во утро?бе мое?й. Не отве?рзи мене? от лица? Твоего? и Ду?ха Твоего? Свята?го не отыми? от мене?. Возда?ждь ми ра?дость спасе?ния Tвоего? и Ду?хом Влады?чным утверди? мя. Научу? беззако?нныя путе?м Твои?м, и нечести?вии к Тебе? обратя?тся. Изба?ви мя от кро?вий, Бо?же, Бо?же спасе?ния моего?; возра?дуется язы?к мой пра?вде Твое?й. Го?споди, устне? мои? отве?рзеши, и уста? моя? возвестя?т хвалу? Твою?. Яко а?ще бы восхоте?л же?ртвы, дал бых у?бо; всесожже?ния не благоволи?ши. Же?ртва Бо?гу — дух сокруше?н: се?рдце сокруше?нно и смире?нно Бог не уничижи?т. Ублажи?, Го?споди, благоволе?нием Твои?м Сио?на; и да сози?ждутся сте?ны Иеросали?мския. Тогда? благоволи?ши же?ртву пра?вды, возноше?ние и всесожига?емая. Тогда? возложа?т на олта?рь Твой тельца?.
    Далее, оградив себя кре?стным зна?мением, читай Символ веры:
    Ве?рую во еди?наго Бо?га Отца?, Вседержи?теля, Творца? не?бу и земли?, ви?димым же всем и неви?димым. И во еди?наго Го?спода, Иcу?ca Христа?, Сы?на Бо?жия, Единоро?днаго, И?же от Отца? рожде?ннаго пре?жде всех век. Све?та от Све?та, Бо?га и?стинна от? Бога и?стинна, рожде?на, а не сотворе?на, единосу?щна Отцу?, Им же вся бы?ша. Нас ра?ди челове?к, и на?шего ра?ди спасе?ния сше?дшаго с небе?с, и воплоти?вшагося от? Дyxa Свя?та и Мари?и Де?вы вочелове?чьшася. Распя?таго за ны при Понти?йстем Пила?те, страда?вша и погребе?нна. И воскре?сшаго в тре?тии день по писа?ниих. И возше?дшаго на небеса?, и седя?ща одесну?ю Отца?. И па?ки гряду?щаго со сла?вою суди?ти живы?м и ме?ртвым, Его? же ца?рствию несть конца?. И в Ду?ха Свята?го, Го?спода и?стиннаго и Животворя?щаго, Иже от Отца? исходя?щаго, Иже со Отце?м и Сы?ном спокланя?ема и ссла?вима, глаго?лавшаго проро?ки. И во еди?ну святу?ю собо?рную и апо?стольскую Це?рковь. Испове?дую еди?но Креще?ние во оставле?ние грехо?в. Ча?ю воскресе?ния ме?ртвым. И жи?зни бу?дущаго ве?ка. Ами?нь.
    Богоро?дице, Де?во, ра?дуйся, обра?дованная Мари?е, Госпо?дь с Тобо?ю, благослове?нна Ты в жена?х и благослове?н плод чре?ва Твоего?, я?ко родила? еси? Христа? Спа?са, Изба?вителя душа?м на?шим (трижды с поклонами).
    О всепе?тая Ма?ти, ро?ждьшая всех святы?х святе?йшее Сло?во, ны?нешнее приноше?ние прие?мши, от вся?кия напа?сти изба?ви всех и гряду?щия изми? му?ки, вопию?щия ти, аллилу?ия (трижды с поклонами земными).
    Непобеди?мая и боже?ственная сила Честна?го и Животворя?щаго Креста? Госпо?дня, не оста?ви мя гре?шнаго, упова?ющаго на тя? (поклон).
    Пресвята?я Влады?чице моя Богоро?дице, поми?луй мя, и спаси? мя, и помози? ми ны?не, в жи?зни сей, и во исхо?д души? моея?, и в бу?дущем ве?це (поклон).
    Вся? небе?сныя си?лы, святи?и а?нгели и арха?нгели, херуви?ми и серафи?ми, поми?луйте мя, и помоли?теся о мне гре?шнем ко Го?споду Бо?гу, и помози?те ми ны?не, в жи?зни сей, и во исхо?д души? моея?, и в бу?дущем ве?це (поклон).
    А?нгеле Христо?в, храни?телю мой святы?й, поми?луй мя и помоли?ся о мне гре?шнем ко Го?споду Бoгу, и помози? ми ны?не, в жи?зни сей, и во исхо?д души? моея?, и в бу?дущем ве?це (поклон).
    Святы?и вели?кии Иоа?нне, проро?че и Предоте?че Госпо?день, поми?луй мя, и помоли?ся о мне гре?шнем ко Го?споду Бо?гу, и помози? ми ны?не, в жи?зни сей, и во исхо?д души? моея?, и в бу?дущем ве?це (поклон).
    Святи?и сла?внии апо?столи, проро?цы и му?ченицы, святи?телие, преподо?бнии и пра?веднии и вси? святи?и, поми?луйте мя, и помоли?теся о мне гре?шнем ко Го?споду Бо?гу, и помози?те ми ны?не, в жи?зни сей, и во исхо?д души? моея?, и в бу?дущем ве?це (поклон).
    После молись по три раза с поклонами молитвы:
    Пресвята?я Тро?ице, Бо?же наш, сла?ва тебе?.
    Го?споди Ису?се Христе?, Сы?не Бо?жии, поми?луй мя гре?шнаго.
    Сла?ва, Го?споди, Кресту? Твоему? Честно?му.
    Пресвята?я Госпоже? Богоро?дице, спаси? мя, гре?шнаго раба? Твоего?.
    А?нгеле Христо?в, храни?телю мой святы?й, спаси? мя, гре?шнаго раба? Твоего?.
    Святи?и арха?нгели и а?нгели, моли?те Бо?га о мне? гре?шнем.
    Святы?и вели?кии Иоа?нне, проро?че и Предоте?че, Крести?телю Госпо?день, моли? Бо?га о мне гре?шнем.
    Святы?и сла?вныи проро?че Илие?, моли? Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и праотцы?, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и проро?цы, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и апо?столи, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и сла?внии апо?столи и евангели?сти: Матфе?е, Ма?рко, Луко? и Иоа?нне Богосло?ве, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и сла?внии верхо?внии апо?столи Пе?тре и Па?вле, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и вели?ции три?е святи?телие: Васи?лие Вели?кии, Григо?рие Богосло?ве и Иоа?нне Златоу?сте, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?телю Христо?в Нико?лае, моли? Бо?га о мне гре?шнем.
    Преподо?бне О?тче Се?ргие, моли? Бо?га о мне? гре?шнем.
    Преподо?бнии и богоно?снии отцы? на?ши, па?стырие и учи?телие вселе?нней, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    Святи?и вси, моли?те Бо?га о мне гре?шнем.
    После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь, а также епитимию. Потом молись о здравии родителей, родственников и близких.
    Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:
    Поко?й, Го?споди, душа? усо?пших раб твои?х (поклон, затем называй имена).
    И ели?ка в житии? сем я?ко челове?цы согреши?ша, ты же, я?ко Человеколю?бец Бог, прости? их и поми?луй (поклон).
    Ве?чныя му?ки изба?ви (поклон).
    Небе?сному ца?рствию прича?стники учини? (поклон).
    И душа?м на?шим поле?зное сотвори? (поклон).
    Заканчивая молитвы, говори:
    Го?споди, или сло?вом, или де?лом, или помышле?нием согреши?х во всей жи?зни мое?й, поми?луй мя и прости? мя, ми?лости Твоея? ра?ди (поклон земной).
    Все? упова?ние мое? к Тебе? возлага?ю, Ма?ти Бо?жия, сохрани? мя во Свое?м Си кро?ве (поклон земной).
    Упова?ние ми Бо?г, и прибе?жище мое? Христо?с, и покрови?тель ми есть Дух Святы?и (поклон земной).
    Досто?йно есть (всю молитву и поклон земной).
    Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху (поклон).
    И ны?не и при?сно и во? веки веко?м, ами?нь (поклон).
    Го?споди поми?луй, Го?споди поми?луй, Го?споди благослови? (поклон).
    Го?споди Ису?се Христе?, Сы?не Бо?жии, моли?тв ра?ди Пречи?стыя Твоея? Ма?тере и преподо?бных и богоно?сных оте?ц на?ших и все?х святы?х, поми?луй и спаси? мя гре?шнаго, я?ко благ и человеколю?бец, ами?нь.
    И, наклонившись до земли, читай:
    Осла?би, оста?ви, отпусти?, Бо?же, согреше?ния моя?, во?льная и нево?льная, я?же в сло?ве и в де?ле, и я?же в ве?дении и не в ве?дении, и я?же во уме? и в помышле?нии, я?же во? дни и в нощи?, вся? ми прости?, я?ко бла?г и человеколю?бец. Ами?нь.
    Вставши, читай молитву сию с поклонами:
    Ненави?дящих и оби?дящих нас прости?, Го?споди Человеколю?бче. Благотворя?щим бла?го сотвори?, бра?тиям и все?м сро?дником на?шим, и?же и уедини?вшимся, да?руй им вся?, я?же ко спасе?нию проше?ния, и живо?т ве?чныи (поклон).
    В боле?знех су?щия посети? и исцели?, в темни?цах су?щих свободи?, по вода?м пла?вающим прави?тель бу?ди и и?же в путе?х ше?ствующим испра?ви и поспеши? (поклон).
    Помяни?, Го?споди, и плене?нныя бра?тию на?шу, единове?рных правосла?вныя ве?ры, и изба?ви их вся?каго зла?го обстоя?ния (поклон).
    Поми?луй, Го?споди, да?вших нам ми?лостыню и запове?давших нам, недосто?йным, моли?тися о них, прости? их и поми?луй (поклон).
    Поми?луй, Го?споди, тружда?юшихся и служа?щих нам, ми?лующих и пита?ющих нас, и да?руй им вся?, я?же ко спасе?нию проше?ния, и живо?т ве?чныи (поклон).
    Помяни?, Го?споди, пре?жде отше?дшыя отцы? и бра?тию на?шу и всели? их, иде?же присеща?ет свет лица? Твоего? (поклон).
    Помяни?, Го?споди, и на?шу ху?дость и убо?жество и просвети? наш ум све?том ра?зума свята?го Ева?нгелия Твоего? и наста?ви нас на стезю? за?поведей Твои?х, моли?твами Пречи?стыя Твоея? Ма?тере и всех святы?х Твои?х, ами?нь (поклон).
    Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом. По окончании молитв возьми в руку свой крест и, ограждаясь им, говори:
    Го?споди Ису?се Христе?, Сы?не Бо?жии, благослови? и освяти?, и сохрани? мя си?лою Живоно?снаго Креста? Твоего?.
    После этого целуй крест. Вечером, перед сном читаем молитву Кресту (перекрестись):
    Да воскре?снет Бог, и разы?дутся врази? Его?, и да бежа?т от лица? Его? ненави?дящии Его?. Я?ко исчеза?ет дым, да исче?знут, я?ко та?ет воск от лица? огня?, та?ко да поги?бнут бе?си от лица? лю?бящих Бо?га и зна?менающихся кре?стным зна?мением, и да возвесели?мся реку?ще: ра?дуися Кре?сте Госпо?день, прогоня?я бе?си си?лою на тебе? пропя?таго Го?спода на?шего Ису?са Христа?, во а?д соше?дшаго и попра?вшаго си?лу дия?волю, и да?вшаго нам Крест Свой Честны?и на прогна?ние вся?каго супоста?та. О, пречестны?и и животворя?щий Кре?сте Госпо?день, помога?й ми с пресвято?ю госпоже?ю Богоро?дицею и со все?ми святы?ми небе?сными си?лами, всегда?, и ны?не и при?сно, и во? веки веко?м, ами?нь.

  2. Zulukora Ответить

    Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

    Символ веры

    Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».
    Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

  3. Anarallador Ответить

    После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».
    В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию
    Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.
    Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

    Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 6 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.
    Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран
    Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного князя Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

    Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.
    Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.
    Во время собраний единоверцы читают Священное Писание с толкованиями, жития святых, творения святых отцов, другую назидательную литературу.
    В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники.

    Те сокровища богослужебной жизни и приходского уклада, которые от времен Древней Руси до наших дней пронесли православные старообрядцы (единоверцы), являются общими для всей Русской Церкви. В абсолютно разных храмах и монастырях уже сегодня принимают отдельные элементы церковного благочестия. Кто-то ставит на клиросе знаменное пение, где-то в каноне расписывают храм, иные не используют электрического света за службой. Все инструменты, способствующие лучшему восприятию Бога, более глубокому соприкосновению с Ним, доступны желающим и для келейной молитвы.
    Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.

  4. Не_ГрУстИ_УлЫбниСь Ответить

    Прп. Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1440 года (по другим данным – 1439 года) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).
    Двадцати лет постригся в иночество в монастыре прп. Пафнутия Боровского и стал одним из самых верных и любимых его учеников. Именно его прп. Пафнутий назначил своим преемником на игуменство. Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Но ропот и несогласие некоторых братий вынудили прп. Иосифа покинуть Пафнутьев монастырь. В 1479 г. он основал под Волоколамском новую обитель, вскоре заслужившую добрую славу строгостью жизни, молитвенным подвигом и обильной милостыней бедным.
    Прп. Иосиф известен своей ревностью по обличению ереси жидовствующих, возникшей в 1471 г. в Новгороде. Он написал против еретиков знаменитую книгу “Просветитель” (1515), в которой показал себя глубоким знатоком богословия и святоотеческих писаний. Скончался в 1515 г. в возрасте 76 лет. “Русской звездой” называет прп. Иосифа церковная песнь. Его память празднуем 9 сентября (ст. ст.).
    Текст канона св.прп. Иосифу Волоцкому предоставлен наставником Невской Поморской общины о.Владимиром Шамариным, им же разработан шрифт, к публикации текст подготовлен совместными усилиями В.Н. Несмеяновой (Новгородская община Древлеправославной Поморской Церкви) и о. Александра Панкратова, настоятеля Новгородского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви.

  5. Нахарис Ответить

    На территории бывшего Советского Союза действует около 250 старообрядческих храмов, и первое, что стоит сделать — это поискать ближайший к своей местности. Бывают случаи, когда  долгое время люди не знают, что в их родном городе существует старообрядческая община. Для таковых мы запустили специальный раздел — «Храмы и общины старообрядчества».
    В разделе собраны адреса и телефоны многих общин, а воспользовавшись поиском по регионам можно с легкостью найти ближайшую к своему городу или поселку. В некоторых регионах нашей страны и крупных городах добраться до старообрядческого храма не представляет большого труда. В других, а таковых большинство, в старообрядческую церковь придется ехать за 100, 200, 500 и более километров.

    Когда старообрядческий храм далеко от дома

    В Балтии, Белоруссии, Поволжье, Казахстане и Сибири проживает существенное число старообрядцев и их потомков. Отсутствие храмов самым печальным образом влияет на церковную и духовную жизнь христиан. Замирает молитва, забываются традиции предков, кто-то от духовного голода начинает посещать храмы инославных конфессий, заполняет жизнь духовными суррогатами, погружается в суету и безверие.
    Между тем в истории старообрядчества было немало тяжелых периодов, когда в Церкви Христовой было немного храмов, а священство оскудевало числом. Однако даже в самых сложных условиях старообрядцы умели наладить молитвенную жизнь. Сегодня обустройство домашнего церковного быта для христиан, живущих на значительном удалении от храма, продолжает оставаться единственной возможностью возобновить связь с Церковью Христовой, найти силы противостоять искушениям века сего.

  6. MiFix Ответить

    Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою:“Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго”.
    Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” – “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.
    Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:
    Боже милостив буди мне грешному (поклон).
    Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон).
    Без числа согреших Господи помилуй, и прости мя грешнаго (поклон).
    Достойно есть, яко воистину блажити тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон всегда земной).
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
    И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
    Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
    Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и Человеколюбец, аминь (поклон земной, без крестного знамения).
    Эти молитвы называются “началом”, или приходными и исходными поклонами, потому что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила.
    После этого повтори молитву мытаря с поклонами (Боже милостив…, Создавый мя…, Без числа согреших…) и с благоговением начинай утренние молитвы:
    За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).
    Молясь утром, перекрестись и говори трижды:
    Слава Тебе Боже наш, слава Тебе Всяческих ради.
    После этого читай молитву святого Макария:
    Боже очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон). Но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон). Да не осужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь (поклон). Вечером “Слава Тебе Боже наш…” и молитва святого Макария не читаются.
    Далее, как утром, так и вечером, перекрестись и читай:
    Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душа наша.
    Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды с поклонами).
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
    Пресвятая Троице помилуй нас. Господи очисти грехи наша. Владыко прости беззакония наша. Святыи посети, и исцели немощи наша. имене Твоего ради.
    Господи помилуй (трижды).
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
    Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи, даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго.
    Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
    Господи помилуй (12 раз).
    Далее утром читай молитву:
    От сна восстав, благодарю тя Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения, не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща воздвиже мя, утреневати и славословити державу Твою непобедимую. И ныне Владыко Боже пресвятыи, просвети очи сердца моего. И отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
    После этого, как утром, так и вечером читай:
    Приидите поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
    Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
    Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
    Затем 50-й псалом (покаянный):
    Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих.
    Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити. Себо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся.
    Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
    Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
    Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и всесожигаемая.
    Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

    Символ веры
    Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец первого Вселенского Собора:
    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
    И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.
    Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
    Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.
    И воскресшаго в третии день по писаниих.
    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
    И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.

    Затем слова святых отец Второго Вселенского Собора:
    И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
    И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
    Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
    Чаю воскресение мертвым.
    И жизни будущаго века. Аминь.

    Затем молитвы Богородице:
    Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим(трижды с поклонами).
    О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия (трижды с поклонами).
    Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон).
    Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце(поклон).
    Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце(поклон).
    Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце(поклон).
    Святый великий Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце(поклон).
    Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце(поклон).
    После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы:
    Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
    Слава Господи, Кресту Твоему Честному.
    Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
    Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
    Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем.
    Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем.
    Святыи славный пророче Илие, моли Бога о мне грешнем.
    Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем.
    Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем.
    Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем.
    Святии славнии апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем.
    Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.
    Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем.
    Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем.
    Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем.
    Святии вси, молите Бога о мне грешнем.

    После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовнаго отца.
    Потом молись о здравии родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами:
    Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (назови имена, поклон)
    Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон),
    от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон).
    Прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон)
    И душам нашим полезная сотвори (поклон).
    Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:
    Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (назови их имена, поклон).
    И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон).
    Вечныя муки избави (поклон).
    Небесному царствию причастники учини (поклон).
    И душам нашим полезная сотвори (поклон).
    Заканчивая молитвы говори:
    Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй и прости мя, милости Твоея ради (поклон земной).
    Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове (поклон земной).
    Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи (поклон земной).
    Достойно есть… (всю молитву и поклон земной).
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
    И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
    Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
    Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец, аминь.
    И, наклонившись до земли, не крестясь, читай:
    Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.
    Вставши, читай молитву сию с поклонами:
    Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотоворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).
    В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущия свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).
    Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).
    Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).
    Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).
    Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).
    Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом.
    По окончании молитв, как утром, так и вечером, сотвори крестное знамение, а затем целуй свой крест, прежде оградив им себя с молитвою:
    Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.
    Вечером, перед сном, перекрестясь, читаем молитву Кресту:
    Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут,
    яко тает воск от лица огняако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменающихся крестным знамением, и да возвеселимся рекуще:
    радуися, Кресте Господень, прогоняя бесы силою на Тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и давшаго нам Крест Свой Честныи на прогнание всякаго супостата.
    О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с Пресвятою Госпожею Богородицею и со всеми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь.

  7. Якубович Ответить

    “Исуса Христа, сыне Божий, и приснодево Марие,
    мати наша и заступница.
    На небесех еси проживающи,на нас еси доглядающи,
    помогайте нам в тяготах наших.Поставил нас
    еси в мужа и жену,венцом сочетая,человеколюбче,
    и заповеда нам в горести и в радости жить друг
    с другом, аки ангелы небесныя Твоя на небеси живут,
    Тебя славят,меж собой же николико не ругаются
    и не поносятся словами поносными.
    Благодатию Твоей утешаемся,предстательством
    приснодево Марие услаждаемся,ангелов Твоих
    пением умиляемся.Даждь нам мир и покой
    во веки веком,даждь нам жисть длинную и верность
    голубиную,чтоб любовь была промеж нами
    и николико обиды и студы,и николико раздора
    и скверны.Смилостивися над чадами наша
    и подай им мир и покой во веки веком и продли
    их Леты до старости глубокой и не взыщи с них
    за неразумие их.Усмири сердце их и направи
    по пути истинному,не ложному,яко Господь
    еси душ наших.И даждь дому нашему мир
    и покой во веки веком.И огради нас от татей
    ночных,дневных,утренних и предвечерних,
    и от злога человека,и от глаза дурнога,
    и от мыслей тяжелых.Не приведи,Господи,
    в дом наш попасти молоньи небесной,
    ни огню земному.Спаси и сохрани, огради
    от печалей и напастей.Господи Исуса Христа,
    сыне Божий,Боже святый,помилуй нас и не дай
    загинути в скудели окаянной,но выведи к свету
    светом Своим неизреченным.Буде с нами
    во веки веком.Аминь.”

  8. NightRidersYT Ответить

    Начал — это последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают Богослужение в храме или дома. Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно. Это краткие молитвы, за которыми следует завершение — «отпу?ст». Первые три молитвы сопровождаются поклонами (в современной практике — поясными, кроме будних дней Великого поста).
    Поясной поклон
    Молитва, обращенная к Богородице, всегда оканчивается земным поклоном. И, наконец, славословие Святой Троице с тремя поклонами, обычно — поясными (кроме Великого поста). После отпу?ста полагается земной поклон без крестного знамения, обращенный к настоятелю храма, а в домашней молитве — мысленно, к своему духовному отцу. Таким образом, «начал» содержит 7 поклонов с крестным знамением, отчего и получил свое название. У современных старообрядцев-поморцев поклон после отпу?ста совершается с крестным знамением.
    Земной поклон
    История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала  был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.
    Приходные и исходные поклоны являются важной частью старообрядческого богослужения. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад. В новообрядчестве после реформ патриарха Никона приходные и исходные поклоны были отменены.
    Семипоклонный начал — самый краткий вариант домашней утренней и вечерней молитвы, необходимый минимум. Даже собираясь утром в храм на службу, старообрядцы полагают дома семипоклонный начал. Перед тем, как лечь спать, также принято молиться «начал», независимо от того, был ли человек за вечерней службой в храме, молился ли дома павечерницу или иные вечерние молитвы или не молился совсем.
    Текст молитв
    Значение молитвБоже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
    Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
    Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной). Боже, будь милостив ко мне, грешнику.
    Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня.
    Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.
    Примечание 1. Это молитва мытаря, о которой мы узнаем из евангельской притчи о мытаре и фарисее.
    Примечание 2. Женщина или девочка, молясь наедине, изменяет окончания мужского рода на женский:  «грешней», «грешную».
    Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице,
    присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего.
    Честнейшую Херувим и славнейшую воистину
    Серафим, без истления Бога Слова
    рождьшую, сущую Богородицу
    Тя величаем (поклон всегда земной).Нам, людям, всегда следует восхвалять
    и прославлять Тебя, Богородицу, родившую Бога,
    всегда блаженную и не имеющую порока, матерь
    Бога нашего, заслужившую даже большего почитания,
    чем Херувимы, и достойную
    большего прославления, чем Серафимы.
    Безболезненно родившую Сына Божия,
    истинную Богородицу, Тебя величаем.
    Примечание. Эта молитва в старообрядческих книгах называется «Достойно».
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).
    И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон поясной).
    Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон поясной).
    Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    теперь, всегда и вечно; воистину так! По множеству наших грехов, не имея, чем оправдаться пред Богом,
    мы должны только просить о помиловании, говоря: «Господи, помилуй», и прося Его благословения на лучшее и святое.
    Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения).
    Отпуст — так называется эта молитва. Мы обращаемся ко второму лицу Святой Троицы, к Господу нашему Исусу Христу (Исус означает Спаситель, а Христос — Помазанник). Это имя Сына Божия, Творца вселенной. Мы просим, чтобы ради молитв Пречистой Его Матери, Пресвятой Богородицы, и силой Честного Креста, дающего всем жизнь, и ради молитв Ангела-хранителя (Ангел — вестник Божий,
    Бесплотный дух, данный от Бога каждому человеку при таинстве Крещения для его охранения), а также ради молитв всех святых, Господь Исус Христос спас и помиловал нас грешных, потому что Он бесконечно добр и человеколюбив. И это воистину так!Если семипоклонным началом заканчивается молитва, то после «отпуста» совершается три поклона с молитвой мытаря «Боже, милостив…»
    Старообрядцы часто так и говорят: «Положи три поклона». В таком случае при поклонах читается только «Молитва мытаря», которая совершается при входе в храм, жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы. Перед выходом также нужно помолиться три поклона.

  9. Fegrel Ответить

    Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.
    Старообрядческий молитвенникЛюдям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву, «Отче наш», «Достойно есть», «Трисвятое». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге Молитвенник, изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.

    Немного о домашнем молитвенном уставе

    Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.
    Старообрядческий календарьВ случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.
    По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.

    Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев

    Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:
    Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.
    Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.
    ПсалтырьВторой по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.
    Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.
    Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.
    Часовник
    Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.
    Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.

    Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия

    Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.
    Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие и Библия (Острожского издания Ивана Федорова).
    Евангелие напрестольное и Библия Острожская

    Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?

    Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *