Двойная запись в бухгалтерском учете что это такое?

16 ответов на вопрос “Двойная запись в бухгалтерском учете что это такое?”

  1. IceOneBro Ответить

    Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Так сказано в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». А в чем заключается сущность метода двойной записи? Расскажем об этом в нашем материале.

    Двойная запись: ее сущность и значение

    Что такое двойная запись в бухучете? Двойная запись – это способ ведения бухгалтерского учета, который лежит в основе формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах.
    Метод двойной записи в бухгалтерском учете означает, что все хозяйственные операции отражаются на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Способ или метод двойной записи также часто именуется принципом двойной записи в бухгалтерском учете, подчеркивая тем самым основополагающую роль двойной записи в системе бухгалтерского учета.
    А сущность метода двойной записи заключается в отражении любой операции в бухгалтерском учете одновременно по дебету и кредиту счетов. При этом в зависимости от типа счета (активный, пассивный или активно-пассивный) по дебету или кредиту счета может отражаться увеличение или уменьшение того или иного объекта учета.

    Суть двойной записи в примерах

    Понятие и значение двойной записи хорошо видны на примерах.
    Так, снятие наличных денежных средств из банка в кассу отражается исходя из сущности двойной записи бухгалтерской проводкой:
    Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 51 «Расчетные счета»
    Оба счета 50 и 51 – активные, соответственно, по дебету счета 50 отражается увеличение денежных средств в кассе, а по кредиту счета 51 – уменьшение средств на расчетном счете. Величина активов организации не меняется, меняется лишь структура активов (безналичные деньги стали наличными).
    Двойная запись обеспечивает взаимную связь между счетами. А по сути также двойная запись обеспечивает взаимосвязь между имуществом организации и источником его формирования. К примеру, внесение наличных денежных средств в качестве вклада в уставный капитал отражается:
    Дебет счета 50 – Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
    Счет 75 – активно-пассивный, при этом в данном случае его кредитование означает не увеличение кредиторской задолженности организации перед учредителями, а уменьшение дебиторской задолженности по вкладам в уставный капитал. Ведь указанной проводке предшествовала запись вида:
    Дебет счета 75 – Кредит счета 80 «Уставный капитал»
    Например, приобретение товаров отражается проводкой:
    Дебет счета 41 «Товары» — Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
    Счет 41 – активный, его дебетование означает увеличение актива (в данном случае товаров). Счет 60 – активно-пассивный, кредит этого счета в данном случае показывает увеличение кредиторской задолженности организации по оплате поставленного товара.
    Одновременное отражение операций по дебету и кредиту счетов обеспечивает равенство остатка (сальдо) дебета и кредита всех задействованных счетов организации на отчетную дату в оборотно-сальдовой ведомости. А следовательно, и гарантирует тождество в балансе: Актив = Пассив.
    Таким образом, сказанное выше подтверждает, что в основе бухгалтерского учета – двойная запись, и ее значение сложно переоценить.

  2. Dogul Ответить

    В соответствии с нормами закона № 402-ФЗ, принцип двойной записи в бухгалтерском учете должен применяться повсеместно. Исключений для данного правила не предусмотрено. То есть все экономические субъекты при организации и ведении бухгалтерского учета обязаны использовать данный принцип.
    Сущность двойной записи заключается в том, что каждая операция должна быть отражена по дебету и по кредиту одновременно на двух счетах бухучета. Причем внесение проводок осуществляется с учетом признака счета (активный, пассивный, активно-пассивный). То есть по дебету счета может отражаться не только увеличение, но и уменьшение, и по кредиту — наоборот.

    Примеры

    Рассмотрим ключевую сущность данного принципа на конкретных примерах.
    Операция: «Денежные средства организации сняты с расчетного счета и внесены в кассу для осуществления наличных расчетов».
    Дебет 50 Кредит 51.
    Сч. 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» являются активными. То есть по дебету активных бухсчетов отражается увеличение, а по кредиту, соответственно, уменьшение. Следовательно, на расчетном счете средств стало меньше — отражаем движение по кредиту, а увеличение наличности в кассе — по дебету. Однако общая величина активов предприятия не изменилась, скорректирована структура активов (увеличение наличных, уменьшение безналичных средств).
    Как видим, двойная запись обеспечивает взаимосвязь между синтетическими счетами бухгалтерского учета. А по сути, данный принцип показывает прямую связь между имуществом, активами, обязательствами учреждения и источниками их формирования.

  3. КеТрИн Не ВажНо Ответить

    Чтобы детально разобраться с понятиями, следует сделать небольшой экскурс в основы бухгалтерского учета. Понятия дебета и кредита тесно связаны с активными и пассивными счетами баланса. Поэтому разберемся сначала с этими терминами.
    Бухгалтерский учет ведется на каждом предприятии и необходим для отражения движений по счетам. Последние подразделяются на три вида:
    активные;
    пассивные;
    активно-пассивные.
    На активных счетах учитываются те суммы, которые находятся в распоряжении организации. Они подразделяются по видам. Согласно Плану счетов выделяют несколько кодов: от 01 («Основные средства») до 97 («Расходы будущих периодов»).
    Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с активными счетами:
    они имеют только дебетовое сальдо на начало или конец периода;
    по кредиту фиксируются транзакции по расходу активов, а по дебету – по приходу.
    в активной части баланса отображается сальдо. Оно означает наличие актива в денежном эквиваленте.
    чтобы вычислить конечный остаток за период, следует отнять от суммы сальдо начального и дебетовых оборотов кредитовые обороты.
    Пассивные счета объединяют источники возникновения сумм, учтенных по активу. Отметим следующие нюансы, связанные с ними:
    в кредите проводки обозначают рост источников, а в дебете – их уменьшение (напомним, что по активным счетам все происходит наоборот);
    сальдо может быть только кредитовым (в отличие от активных счетов);
    чтобы узнать остатки на конец периода следует вычислить сумму сальдо начального и кредитовых оборотов и из нее вычесть обороты по дебету.

    Счета бывают также активно-пассивными. Если по активному счету отображаются средства организации, а по пассивному – их источники, то счет активно-пассивный может быть указан в двух противоположных балансовых строках. В зависимости от результатов деятельности компании они могут содержать и остатки, которые указываются лишь с одной стороны.

    Для правильной записи следует отдельно анализировать каждую ситуацию. Например, если суммы относят к пассиву, то движение по счету происходит как по пассивному счету, и наоборот. Приведем примеры активно-пассивных счетов:
    расчеты с субъектами, которые могут являться как дебиторами, так и кредиторами;
    нераспределенная прибыль или убыток;
    финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования.
    Помимо рассмотренных выше счетов выделяют также и субсчета. Они являются промежуточными звеньями между счетами аналитическими и синтетическими. Они помогают сгруппировать показатели.

    Двойная запись в бухгалтерском учете

    Это еще один важный термин, который пригодится для понимания сущности дебета и кредита. Этот метод является способом бухгалтерского учета, находящимся в основе формирования информации об учтенных объектах.
    В балансе любой организации одна и та же сумма отражается по дебету одного счета, но и по кредиту другого. В этом случае счета взаимодействуют друг с другом, или корреспондируют. Это называется корреспонденцией счетов.
    Отметим, что любая транзакция отражается на основе первичных документов. Они подтверждают эту операцию. Двойная запись позволяет заинтересованным лицам понять источники возникновения денежных средств и их распределение.
    В итоге в балансе актив всегда должен быть равен пассиву. Это показывает точность бухгалтерских проводок.
    Видео — поясняет что такое двойная запись в бухгалтерском учете:

    Бухгалтерский баланс

    Для лучшего понимания дебета и кредита обратимся к бухгалтерскому балансу организации. Это основополагающая форма отчетности любого предприятия или банка. В нем в денежном эквиваленте отображаются средства компании на конкретную дату. При этом к балансу подготавливают и другие формы отчетности, разъясняющие и поясняющие его данные. В балансе сначала отражаются активные операции, потом – пассивные.

    Существуют строгие стандарты заполнения статей баланса. В качестве источников информации выступают бухгалтерские счета. В каждом из них есть две части: дебет и кредит. У каждого бухгалтерского счета имеется начальный остаток, или сальдо. Впоследствии оно уменьшается или увеличивается. В любой момент можно установить конечное сальдо. Для этого к первоначальному остатку следует приплюсовать сумму увеличения. А из полученного остатка вычесть сумму уменьшения.
    Одним из главных правил бухгалтерского учета является то, что любые сведения должны быть документально подкреплены. Поэтому в баланс информация заносится, основываясь на данных соответствующих отчетов.

  4. Goltirn Ответить

    Правило и принципы

    Учет осуществляется сплошной, из-за чего все операции подлежат документированию. Каждый отдельно взятый регистр документа включает в себя дебет и кредит счета (далее — Д и К).
    Вне зависимости от разновидности операции, она подлежит корректировке одновременно по Д и К. Благодаря этому можно говорить о достижении равенства актива и пассива компании.
    Принцип документирования принят во всех мировых компаниях и утвержден международными стандартами бухгалтерии.

    Проводки

    Типовые разновидности операций, которые подлежат отображению по рассматриваемому принципу, имеют вид:
    Дебет 08 Кредит 60
    Операция по ОС компании
    Дебет 07 Кредит 60
    Покупка ОС и сопровождающего оборудования
    Дебет 19 Кредит 60
    Отображение НДС в пределах полученного основного фонда
    Дебет 62 Кредит 91
    Реализация объекта из ОС
    Дебет 91 Кредит 01
    Отображается списание первоначальной цены в период выбытия
    Дебет 91 Кредит 99
    Отображается доход, полученный по результатам коммерческой деятельности
    Дебет 99 Кредит 91
    Отображение понесенных убытков
    Дебет 10 Кредит 60
    Отображается проведение операции по покупку материалов с целью осуществления коммерческой деятельности
    Указанные проводки наиболее часто встречаются в результате деятельности компании.

    Система счетов

    Сведения об имуществе отображаются в активах предприятия:
    финансовый капитал;
    основные фонды;
    материальные запасы;
    нематериальные активы;
    долгосрочные инвестиции;
    дебиторская задолженность.
    Пассивы – отображение каналов получения имущества и прочего актива компании:
    кредиторская задолженность;
    сформированный уставной капитал и иные фонды;
    нераспределенный доход;
    имеющиеся обязательства по налогообложению.
    В зависимости от конкретной ситуации формируется соответствующий счет.

    Использование в отчетности

    Двойная запись отображается бухгалтерским балансом, включающим в себя актив и пассив.
    Каждая отдельно взятая строка баланса содержит сведения относительно группы имущества либо же обязательств.

    Основные проблемы

    Бухгалтерская документация – официальное письменное свидетельство относительно факта совершения конкретной операции. В данном случае подтверждается достоверность имеющихся данных.
    В случае отсутствия первичной документации либо неверного их составления можно говорить о высокой вероятности возникновения проблем не только с контролирующими государственными органами, но и с наемным штатом сотрудников, поставщиками, заказчиками и так далее.
    Из этого следует, что двойная запись, выражающаяся в качестве принципа двойственного отображения по счетам, как ключевой прием бухгалтерского учета требует к себе своевременного подтверждения законности первичной документации.
    Факт их сбалансированности считается официальным подтверждением верного ведения бухгалтерского учета.
    Кроме того, ошибками считают использование неверных сумм на корреспондирующих счетах и неправильное применение самих счетов.

    Выявление ошибок учета и способы их устранения

    Наиболее распространенные варианты исправления ошибок заключаются в следующем:
    Корректирующий метод
    Может быть использован в случае, когда выявленные ошибки не затрагивают корреспонденцию счета либо была обнаружена своевременно — до периода закрытия учетных регистров.
    Ошибочные данные должны быть зачеркнуты чертой таким образом, чтобы с легкостью можно прочитать информацию.
    В обязательном порядке должна быть поставлена отметка “Исправлено” с дополнительным проставлением подписей уполномоченных лиц
    Использование «красного сторно»
    В случае выявления ошибки до момента закрытия месяца в учетных регистрах, использование этого метода является оптимальным вариантом.
    Метод несет за собой необходимость в формировании соответствующей бухгалтерской справки.
    Вариант использования дополнительной бухгалтерской записи
    Может быть использован в том случае, если корреспонденция счетов не была нарушена, а речь идет только о занижении размера операции.
    В данной ситуации корректировка осуществляется с помощью формирования дополнительной записи с аналогичной корреспонденцией на разницу между достоверными данными и указанной в бухучете.
    При использовании этого варианта также возникает необходимость в составлении соответствующей бухгалтерской справки.
    В зависимости от конкретной ситуации используется один из указанных вариантов исправления ошибок.

  5. WAWJAVOH Ответить

    Как таковая сущность двойной записи в бухгалтерском отчете представляет собой запись всех операций, что совершает юридическое лицо, одновременно на двух счетах. Однако стоит отметить, что на первом счету создается проводка по дебету или кредиту.
    Значения двойной записи изменяются в зависимости от типа депозита. В совокупности их три: пассивный, активно-пассивный или активный. Происходит этот процесс посредством изменения одной части, что автоматически провоцирует изменения в другой (увеличение или уменьшение значений).
    Применение в организации такого принципа представляет собой фундамент грамотного контроля баланса. В том случае если отсутствуют равные значения по дебету и кредиту, включая при этом остатки и оборот, то это свидетельствует либо об ошибке в деятельности компании, либо в работе бухгалтерии.

    Принцип двойной записи

    Определить принцип работы двойного учета не менее важно, чем уяснить его сущность. Любой регистр имеет в своем составе два элемента: дебет и кредит. Основной же здесь выступает то, что в любой момент можно спровоцировать уравнение, которое впоследствии приведет к равенству активов и пассивов. Касательно них:
    Активы — это основные первичные фонды юридического лица, все финансовые средства (в наличном или безналичном виде), активы, что не являются материальными, дебиторские задолженности и финансовые вложения.
    Пассивы — представляют собой уставной капитал, а также созданные резервы, долги по кредитам и прибыль или убыток.
    Каждый из них обладает собственной проводкой, что производит в них изменения, но сохраняет баланс.
    Проводка двойной записи — это запись, касательно произведенного или произошедшего изменения состояния учитываемых ею объектов.
    Повышение активов напрямую влияет на показатели в дебете. Вследствие этого повышаются пассивы в кредите. Подобный процесс в полной мере действует согласно закону сохранения. Этот закон представляет собой следующее: размер дебета всегда равен его кредиту. Подобное обеспечивает нулевое сальдо.
    Именно дополнительная двойная отчетность предоставляет возможность отследить все активы и пассивы компании. После составления такого отчета он подтверждается первичными документами, регистрами. Затем создается контировка счетов, что заверяется бухгалтером. Сама суть такой операции — полное понимание того откуда были образованы финансы, откуда получены, куда отправлены и какой результат был достигнут компанией в ходе деятельности использования этих ресурсов.

  6. Sadi Ответить

    Французская школа видела в учете один из элементов науки, касающейся управления единичным предприятием. Жаком Савари было предложено произвести разделение всех счетов и регистров на синтетические и аналитические. Именно благодаря нему произошло возникновение двухступенчатой системы регистрации учетных данных.
    Превращение учета из набора догм и правил в инструмент для исследования хоздейятельности предприятия произошло в период с XVI по XIX века благодаря непрерывному совершенствованию методологии учета.

    Основы метода

    Внесение записи по любой хозоперации производится исключительно на базе первичных документов, которые служат для нее подтверждением.
    Благодаря двойной записи удается получить полное представление относительно:
    того, откуда произошло поступление неких средств и куда впоследствии они выбыли;
    того, какие операции повлияли на изменение данных средств;
    того, какие источники обеспечивают их формирование;
    того, какие финрезультаты характеризуют производственную деятельность.
    С экономической точки зрения смысл двойной записи заключается в отражении двойственного характера принадлежащего компании имущества, в связи с чем рассмотрение ее в балансе производится со стороны актива баланса, в котором прописывается состав и размещение, и пассива, где находятся источники формирования. Общий итог записей актива идентичен пассиву.
    Перед тем, как будет записана любая операция на корреспондирующих счетах, предварительно обязательно выполняется бухгалтерская проверка документов. В организации бухучета, а также обеспечении его реальности и достоверности ключевое значение принадлежит правильности корреспонденции счетов, так как на первом месте всегда стоит правдивость отражения хозопераций на счетах.
    Любой бухгалтерский документ является письменным свидетельством факта совершения либо права на совершение хозоперации и выступает в качестве доказательства того, что она является достоверной. В случае отсутствия каких-то первичных документов или их неправильного оформления серьезно усложняется деятельность организации во всех аспектах.
    В этой связи двойная запись как принцип двойственности отражения на счетах и базовый прием бухучета в обязательном порядке должна подтверждаться соответствующими первичными документами.
    Суть системы двойной записи

    Классификация и их применение

    В основе классификации счетов бухучета лежит экономическое содержание, а также структура и назначение. В первом случае группируются объекты бухгалтерского наблюдения. Что это такое легко понять исходя из следующего определения: экономическое содержание учитываемой на счете информации указывает непосредственно на объект, отражать который и призван конкретный счет.
    По данному признаку выделяют счета, ориентированные на учет:
    Имущества
    В производственной сфере и сфере обращения.
    Формирующих имущество источников
    Собственных и привлеченных.
    Хозпроцессов и их результатов
    Производственного процесса, финрезультатов и процесса обращения.
    Данный вариант разделения помогает определить все подлежащие учету счета, выявить общие и различающиеся моменты в методике отображения информации и получения показателей, требуемых для контроля за тратой средств, имущественной сохранностью, реализацией производственно-хозяйственным и финансовым функционированием предприятия.
    При классификации в соответствии с назначением и структурой в бухучете счёт не связывается с непосредственно отражаемыми на нем экономическими показателями. Это разделение позволяет увидеть нюансы построения и назначения счетов в информсистеме бухучета.
    При группировке в соответствии с назначением и структурой удается выявить присущие строению разных счетов сходства и способы, при помощи которых в них получаются показатели оборотов и сальдо.
    Данная классификация предполагает выделение следующих групп счетов:
    основные;
    регулирующие;
    операционные;
    финансово-результатные;
    забалансовые.
    Основные — счета, которые служат для учета и контроля наличия имущества у предприятия и его движения, а также источников, способствующих его образованию.
    Они делятся на:
    Материальные
    Учитывают наличие и движение в соответствии с видами матценностей и денежных средств.
    Фондовые
    Их использование ориентировано на учет личных источников, способствующих имущественному формированию.
    Счета учета
    Находят отражение расчетные отношения компании с разного рода контрагентами.
    Регулирующие — счета, ведение которых направлено на уточнение оценки объектов, которые учитываются на основных счетах.
    Эта группа делится на:
    Дополнительные
    Предполагающие уточнение стоимости объектов за счет складывания суммы регулятива с учетной стоимостью объектов.
    Контрарные
    Действительная стоимость находится методом вычитания из учетной стоимости размера регулятива.
    Контрарно-дополнительные
    Сочетаются признаки двух предшествующих.
    Операционные — счета, позволяющие учитывать и контролировать хозпроцессы.
    Они бывают таких видов:
    Распределительные
    Контролируют некоторые расходы в обороте средств и обеспечивают правильность их распределения между отдельными учетными объектами.
    Калькуляционные
    Позволяют выявлять реальную себестоимость купленных матценностей, произведенной продукции, реализованных работ с услугами.
    Сопоставляющие
    Нацеленные на выявление итогов хоздеятельности.
    Финансово-результатные — счета, применение которых направлено на определение финального результата деятельности компании.
    Забалансовые — счета, на которые производится учет того имущества, которое не включается в балансовые счета. Ключевой особенностью данных счетов является тот факт, что они ведутся без применения метода двойной записи.
    В связи со значительным количеством задействуемых в учете объектов бухгалтерского наблюдения счетов требуется их систематизация, за счет которой достигается единая методология учета на разных предприятиях. С этой целью устанавливается специальный план счетов бухучета.

    Детали двойной записи в бухгалтерском учете

    Двойная запись в бухгалтерском учете служит для отражения всех хозопераций на счетах бухучета. Чтобы понять, как выглядит способ двойной записи, требуется четко осознавать факт двойственности характера хозопераций.
    За счет двойной записи бухучет приобретает системный характер, кроме того, благодаря этому формируется взаимосвязь между счетами, вследствие чего из них получается единая система.
    Данный метод позволяет производить проверку экономического содержания хозопераций и то, насколько правомерным является их осуществление. Все суммы находят отражение по дебету и кредиту различных счетов, вследствие чего общий дебет всех счетов при заполнении, если соблюдены все правила, равняется суммарному кредиту.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *