Если ты только для себя то зачем ты?

5 ответов на вопрос “Если ты только для себя то зачем ты?”

  1. C@LaH Ответить

    Окончил Московский медицинский институт. С 1966 по 1970 год работал врачом на острове Сахалин, а затем тридцать пять лет в Тульской областной больнице. Заслуженный врач РФ. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников.
    Публиковался в альманахах «Тула», «День тульской поэзии», в сборнике «Иван-озеро», в межрегиональном литературно-художественном и публицистическом журнале «Приокские зори». Основатель, составитель и главный редактор литературного альманаха «На крыльях Пегаса». Награжден медалью «100 лет со дня рождения Мусы Джалиля». Член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов
    Эдуард Павлович, во-первых, разрешите поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и творческих успехов. За Вашими плечами большая жизнь. Что более всего в ней запомнилось?
    — Спасибо за поздравление, за память обо мне, ведь прошло немало времени с того первого интервью. Моя память хранит, как мне кажется, много интересного, всего и не скажешь в коротком интервью. Но более всего мне помнится начало моей деятельности как врача в городе Углегорске Сахалинской области, куда я был направлен после окончания 1-го Московского мединститута в 1966 году. Правильно было бы сказать не «направлен», а прибыл по собственному желанию, т.к. природа острова Сахалин давно меня как туриста привлекала. Я добился направления. Помню свое первое дежурство в больнице, своего первого больного, которого удалось спасти. Кстати говоря, этот «сахалинский» период описан в моей автобиографической повести «Своя стезя», которая вышла с дополнительным тиражом в 200 экз. в 2012 году. В памяти остались события, которые нельзя забыть,— это присвоение звания «Заслуженный врач РФ» и вручение билета члена Союза писателей России. Ну и, конечно, моя первая книга стихов « Мне по душе невиданный простор».
    Вы всю жизнь служили медицине и литературе. А вставал ли когда вопрос: Быть или не быть? То есть, служить или не служить? И довольны ли Вы тем, что сделали как в медицине, так и в литературе?
    — Просто работать за деньги легко человека научить — в институтах можно подготовить достаточно грамотных специалистов, будь то учитель, инженер или врач. Для того и существуют в обществе, государстве высшие учебные заведения. Но мне думается, что становятся лучшими те, кто нашел себя в каком — либо деле, т.е. пошел учиться по велению души и сердца, одним словом, по призванию. Правда, известно немало случаев, когда человек окончил один институт или даже два, становится в жизни совсем другим специалистом в прямом смысле этого слова. Я это объясняю тем, что природа человека берет свое, и это я называю счастьем, когда человек с гордостью говорит, что это дело — «мое». А на вторую часть вопроса я ответил выше.
    В прошлом нашем с Вами интервью Вы говорили, цитирую: — Мое глубокое убеждение, что недалеко то время, когда люди будут страдать от накопленного богатства. Быть богатым станет не модным. И тогда на первое место опять выйдет духовное развитие личности. Сейчас духовность оттеснена. Думаю, временно. Она опять восторжествует. Вот тогда и появятся новые отечественные гиганты мысли и слова. Прошло пять лет, изменилось ли Ваше мнение по этому вопросу?
    — Наоборот, еще более укрепилось. Вы посмотрите, в какое время мы живем. И в каком обществе. В обществе потребления. Это означает, что на первом месте еда и одежда, а духовное развитие — не обязательно. Откуда берутся бездушные люди, становится понятным. Еще когда Максим Горький говорил: «Если ты не за себя, то кто за тебя?…» Этим самым он подчеркивал, что личность должна быть самостоятельной. Но далее он продолжал: «Но если ты только за себя, то зачем ты?». А этим он подчеркивал социальную значимость личности, которая, понятно, не должна быть эгоистом, а должна вмещать в себя сопереживание, сострадание, сочувствие и т.д., т.е. личность — это когда человек одухотворенный. Отсюда слова — оценки: душевный человек, добрый человек, душа-человек.
    Вы не один год являетесь заместителем руководителя литературного объединения «Пегас». В 2016 году, кстати, в Год литературы, тульские писатели лишились своего здания — Дома творчества на Каминского, в котором Вы не один год проводили занятия с пегасовцами. Как сегодня обстоят дела, занятия проводятся?
    — Более 3 мес. назад из писательской организации было направлено письмо министру культуры Тульской области с просьбой предложить помещение для дальнейшего существования областного литературного объединения «Пегас» при писательской организации. До сих пор никакого ответа не получено. Я думаю, что не случайно министерство культуры и образования было переименовано в министерство культуры и туризма. Дело в том, что все усилия это министерство тратит на развитие туризма. Дело нужное, но зачем же культуру забывать. Кстати говоря, слово «культура» первоначально означало «воспитание», но потом трансформировалось в «образование». Так зачем же о нем забывать. Разве работа министерства заключается только в том, чтобы разъезжать по районам области и вручать почетные грамоты и благодарственные письма? Постепенное вымывание духовности и культуры — это прямой путь к вырождению нации и государства. Тот факт, что писательская организация и областное литературное объединение «Пегас» при ней лишились Дома творчества да еще в Год литературы, говорит о том, что министерству на все наплевать. Иначе сказать нельзя.
    Недавно вышел очередной номер альманаха «Пегас». Вы его бессменный руководитель и составитель. Но ведь эта работа отнимает много времени, за которое Вы, может быть, написали бы новую повесть или прекрасные стихи. Вам времени не жалко?
    — Жалко, конечно. Я все никак не начну вторую книгу повести «Своя стезя». Первая книга была, проще говоря, про медицину, а вторая — по моему замыслу — про литературу. Судьба распорядилась так, что я существовал в одной ипостаси (врач), а сейчас существую в другой — как писатель. Однако наш альманах «На крыльях «Пегаса» и «Пегасик» как приложение к нему — тоже интересная работа для меня как главного редактора. Ведь через меня проходят рукописи 35—40 авторов каждого номера. Я читаю их тексты, иногда правлю их с согласия автора. Эта работа мне многое дает. Подход дифференцированный — кому-то надо помочь, кого-то покритиковать. Как правило, мы находим консенсус. Ведь главная задача этих изданий — популяризация творчества членов областного литературного объединения «Пегас» при тульской писательской организации.
    В наше сегодняшнее коммерческое время каждый желающий может за свой счет издать книги, а затем требовать приема в Союз писателей. Не кажется ли Вам, что сегодня в литературе торжество тех, кто хочет быть писателем, а не тех, кто может?
    — В наше время можно напечатать за свой счет сколько угодно и чего угодно. Все-таки я глубоко верю, что правда всегда побеждает ложь. Правда, на это уходит иногда много времени, но как иначе. Правдой, верой жив человек. Как говорит русская пословица, «Шила в мешке не утаишь». Рано или поздно (вот, что значит фактор времени!) становится известно, кто есть кто. Так называемые «успешные» писатели, чьи книги выходят тиражом 40—50 тысяч экземпляров, все это — пена, которую унесет ветер или она сама канет в Лету. Все-таки классика есть классика, а все эти «фэнтези» не что иное, как забавное чтиво, но не литература. Задача истиной литературы — воспитывать (а в последующем и подпитывать) в человеке чувства добра и справедливости, наполнять душу светлыми мыслями, оптимизмом, верой в светлое будущее. В Союз писателей приходят люди добровольно, по зову души и сердца, кто считает это делом всей своей жизни, люди безусловно творческие, в ком зажглась искра Божия. Вот они и являются движущей силой, а «временщики» или становятся графоманами, или «исписываются».
    Сейчас в литературных СМИ часто поднимается вопрос о смене руководителя Союза писателей России. Многие тульские писатели говорят, что сегодня и в Туле назрела такая же необходимость. Кто сегодня, на Ваш взгляд, должен возглавить писательское сообщество — гений слова, человек с писательским именем, или человек, скажем так, в литературе малоталантливый, но закулисный вдохновитель и организатор литературного процесса?
    — Безусловно, ротация кадров — это естественный процесс. Не надо только ломать через колено. Что касается нашей писательской организации, то откровенно скажу, что если бы не Пахомов Виктор Федорович, писатель широко известный в России, то наша организация давно бы самораспустилась в период с лихих девяностых до наших дней. Несмотря на трудности, Пахомов В. Ф. сумел не только сохранить писательскую организацию, но и преумножить ее работоспособность. За 20 с лишним лет было написано много новых книг поэтами и прозаиками, проводились встречи писателей со студентами, военнослужащими, были выезды в районы области для встреч с читателями и т.д., т.п. И все это в критическое для страны время и на общественных началах. Я хорошо помню, что для того, чтобы поощрить меня за активную работу в писательской организации мне приходилось самому покупать бланк Почетной грамоты, из собственных средств оплачивался телефон — таково было безденежье организации. А нужного внимания со стороны администрации области как не было, так и нет до сего времени. В этой связи хочется повториться, что даже в Год литературы писатели лишились своего Дома творчества. Спрашивается: «За что?». На мой взгляд, в нашей стране идет ползучий процесс вымывания духовности, расползается деятельность так называемой «мягкой силы». Наше гражданское общество еще не созрело. Если к этому добавить то время, в котором мы живем, то получается, что нынче в «моде» преуспевающие. Есть действительно преуспевающие, но они любят свою родину, и ими гордится она. А есть люди, которым хочется «порулить». Как правило, все они администраторы с билетом члена Союза писателей в кармане. Во времена Толстого, Тургенева и других не было никаких союзов писателей. Но были гении от матушки — природы. И они стали классикой, примером для подражания. А сейчас все хотят руководить, стать чиновниками. Именно чинуши не дают свободно дышать в России. Руководителем организации писателей должен быть человек с литературным именем и большим опытом общения с писателями. Его задача — передать накопленный опыт молодым писателям, подготовить достойную замену себе. Он должен определить кандидата на руководителя и предложить его писательской организации, но ни в коем случае не навязывание сверху. Все решает собрание — высший руководящий орган. Это и есть настоящая ротация, так сохраняется преемственность, так сохраняется писательская организация.
    В одном из интервью Вы говорили: — Какое время, такие и песни. Сегодня одни ругают наше время, а другие восхваляют. Вы с кем — с первыми или вторыми?
    — Мне думается, что наше время это своеобразный переходный период. Фифти-фифти: много позитива и не меньше негатива. Идет атака на классический добротный консерватизм по всем фронтам литературы и искусства. Хочется чего-то новенького, а чего — никто определенно не знает. Пробуются какие-то варианты, которые, оказывается, не годятся, тогда выдвигаются новые и т.д. Это какой-то период экспериментов, который отодвигает здоровый консерватизм все дальше и дальше от человека. К чему приведет этот переходный период, никто не может сказать. На мой взгляд, мы опять вернемся к классике, жаль только потерянного времени. Во главе угла деятельности писателя всегда был человек с его сильными сторонами и слабостями. Сильных людей восхваляют, слабых поддерживают. Это так всегда было на Руси. Но если человека еще обижает и власть, особенно на местах, то писатель становится на сторону обиженного, но это нельзя назвать противостоянием. В демократическом обществе справедливая, здоровая критика должна приветствоваться, поддерживаться, а иначе как быть в гуще народа, для чего тогда Народный фронт.
    Над чем сейчас работаете?
    — В моих планах в этом году издать альбом песен с нотами на мои стихи под названием «От сердца к сердцу – 2», выпустить очередной диск песен на мои стихи и, наконец, написать несколько глав второй книги повести «Своя стезя».
    Чтобы Вы, Эдуард Павлович, пожелали молодому поколению?
    — Молодым везде у нас дорога. Только надо правильно выбрать дорогу, свою стезю. Пусть каждый идет своей дорогой, не забывая при этом слова А. М. Горького, повторюсь: «Если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?»
    Геннадий Маркин,
    член Союза писателей России,
    г. Щекино

  2. Nuadallador Ответить

    Известный журналист Александр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о Второй мировой войне. Лента еще не вышла в широкий прокат, но уже наделала много шума и обещает быть скандальной. Автор обратился к теме, которая НИ РАЗУ не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители расправлялись с евреями.
    О событиях тех дней рассказывают очевидцы, которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении…
    – Саша, как возникла идея фильма?
    – Это произошло довольно просто, как и все в этой жизни. Я начал готовить совсем другой проект, причем и интересный для меня, и необычный, и даже коммерчески привлекательный. Но внезапно вышел на тему партизанского движения в годы войны. Все оказалось далеко не так однозначно, как нам говорили в советские времена. С другой стороны, антифашистов, патриотов нынче стали красить тоже однобоко. Свобода слова там, где к ней не готовы, это и свобода глупости и поверхностности…
    Я и раньше слышал о еврейских партизанских отрядах. И вдруг эта тема всплыла. Оказалось, что она совершенно не изучена, более того — всегда замалчивалась. Даже на Западе более чем за полвека о еврейских партизанах никто ничего не снял. И написано очень мало. Все только вселенский плач о Холокосте! В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказалось, что и еврейский истеблишмент почему-то “предпочитает” говорить только о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе. У меня возник вопрос: “Почему?”
    Со временем этих “почему” становилось все больше, и я начал работать. Сначала только в Беларуси. Искал ответы на вопросы: как еврейские партизанские отряды появились, как выжили в Холокосте, почему именно в Беларуси таких отрядов было подавляющее большинство, в каких условиях они создавались, с какими трудностями сталкивались?
    Но потом понял, что еврейские партизаны здесь — это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало…
    – Поэтому фильм назван “Изгои”?
    – Название пришло уже в ходе работы над материалами. Я вдруг увидел — на основании того, что услышал и собрал, — совсем другой подход к этой теме.
    Во время войны евреи на самом деле неожиданно для себя оказались одни — один на один со смертью и несправедливостью.
    Пришла война и нацисты. И одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отворачивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и во всех смертных грехах. Третьи — спокойно забирали их имущество и вселялись в их дома. Четвертые — сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны и депортировали. Или поступали как болгары, которые своих евреев — пятьдесят тысяч человек — Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупировали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев “преподнесли” немцам. И так далее…
    В итоге — миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Беларуси погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трех миллионов. А сегодня — где-то шесть тысяч.
    Те евреи, кому повезло выжить, кто был в подполье или ушел в партизаны, там тоже нередко оказывались одиноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврейских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто — это засланные агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, Польше, странах Балтии — просто кошмар. Я, например, и раньше встречал информацию о то, что, скажем, в Польше евреев не любили. Это не новость. Но то, что в Литве и Беларуси еврейские партизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польских партизан, — меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы на такие факты не клюнул…
    Или, например, я впервые узнал, что из всех стран Восточной Европы, только в Беларуси немцы не смогли поднять местное население на еврейские погромы и потому начали уничтожение сами. При помощи завезенных сюда карателей из соседних стран. Я не знал, например, и то, что, когда немецких евреев вывезли в Минск (и в Ригу), то у них было свое гетто в гетто, своя проходная, паек, своя полиция. Хотя уничтожали всех одинаково. То есть Холокост, который обычно валят только на немцев, — “заслуга” не отдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением Беларуси). Поэтому об этом стараются не говорить, поэтому антисемитизм жив и тлеет. До своего нового часа.
    – Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
    – Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говорится в фильме), что ” такого” не может быть. Оказалось, все может быть.
    Всю вину за геноцид свалили на немцев… Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увозили “на переселение”, в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их соседей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спать! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской.
    Евреи даже в партизанах нередко были изгоями, и принимало их только коммунистическое подполье. Пусть не без проблем, но все-таки советские партизаны их принимали. Кому это на Западе понравится?
    Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит, что большевизм — это интернациональный жидизм. И ведь не он один так считает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и есть новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать. И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил этого парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не так уж редко другие думают или говорят дома…
    А вообще я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомиться и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу изменить. Ну и что? Это не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая зараза под разными другими соусами ползает снова.
    – С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали ли какие-то препятствия?
    – Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии, ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только своими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало давить. ТВ-съемки — это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я аккуратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в небедный Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, — к совладельцу крупного латышского “Парекс Банка”. Даже не за финансированием, чтобы не напрягать, а за “содействием” — просил “прикрыть” хотя бы несколько поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу… В ту же Словакию, где я нашел последнего еще живого командира еврейского партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я предполагал. И я не успевал “пахать” на гонорары, чтобы вкладывать их в него. Великолепно ответил третий “корреспондент” по этому поводу — председатель совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский активист.
    – А где я буду в этом фильме?- спросил он.
    – А вы что, тоже были в партизанах?- спросил я.
    – Но если меня там не будет, то какой мне смысл? – логично объяснил он и отказался…
    И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они — вопреки. Вопреки деньгам, равнодушию “баблового быдла”, обывателю, мечущемуся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то не понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нескольких просмотров.
    – Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
    -Таких эпизодов много. Я просто влюбился в партизанку Фаню Бранцовскую из Литвы. Ее недавно дернули в литовскую прокуратуру, потому что ее отряд разгромил самооборону в деревне Конюкай (Конюхи). Эту самооборону вооружили немцы против партизан. Во время боя там погибли и мирные жители. Это, говоря сегодняшним языком, семьи полицаев. Так вот, нельзя было их трогать. Надо было, как немцы, селекцию устраивать. Партизанский геноцид получился.
    Меня очень резануло, как выживший в рижском гетто пожилой умный человек сказал искренне, что он всю жизнь себе не может простить, что не пошел со своей матерью на расстрел. В Риге в гетто сначала расстреляли всех женщин, стариков и детей, мужчин оставили работать.
    Люди почему-то были искренни перед камерой… Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников — партизан, засылаемых их Москвы, — особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские люди были напрочь лишены даже намека на антисемитизм. Или чистокровный еврей- разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, что был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает для Родины. Или командир словацкого еврейского отряда почти в триста человек рассказывал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была рота из евреев-ортодоксов….
    – Саша, где будет показан этот фильм? Сможет ли его посмотреть белорусский зритель? Не предлагали ли вы его, например, Белорусскому телевидению?
    – Русскоязычное ТВ сегодня, по-моему, как и в прежние времена, живет политико-историческими мифами и скармливает эти мифы зрителю. Много передергивания или подтасовок под ту или иную концепцию. И то, что эти концепции и представления не едины, как раньше, не помогает, а только создает мешанину в голове у неподготовленного человека. Выхваченные или подобранные факты и фактики вроде что-то говорят, и вроде все солидно, но все равно — о мифах. Я не делал этот фильм под заказ. Я рассказал о том, что узнал. А поскольку малоизвестных фактов было много, я их не нанизывал на какую-то концепцию “за” или ” против”. Просто попытался понять через Холокост, коллаборационизм и партизан, – что тогда происходило и с евреями, и с их соседями.
    В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в Украине. Многое — о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагнетать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжевать, потому что на Западе на самом деле не так много знают о той войне. И в этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже о самом факте существования еврейских партизан.
    Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим детям. Сделал — как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился, пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме себя самого. Есть древняя еврейская истина: “Если не ты за себя, то кто же? Но если ты только для себя, то зачем ты?” Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьезный стимул, чтобы жить и уважать себя?
    Ольга ГРИНЕВИЦКАЯ

  3. Sterndragon Ответить

    Окончил Московский медицинский институт. С 1966 по 1970 год работал врачом на острове Сахалин, а затем тридцать пять лет в Тульской областной больнице. Заслуженный врач РФ. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников.
    Публиковался в альманахах «Тула», «День тульской поэзии», в сборнике «Иван-озеро», в межрегиональном литературно-художественном и публицистическом журнале «Приокские зори». Основатель, составитель и главный редактор литературного альманаха «На крыльях Пегаса». Награжден медалью «100 лет со дня рождения Мусы Джалиля». Член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов
    — Эдуард Павлович, во-первых, разрешите поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и творческих успехов. За Вашими плечами большая жизнь. Что более всего в ней запомнилось?
    — Спасибо за поздравление, за память обо мне, ведь прошло немало времени с того первого интервью. Моя память хранит, как мне кажется, много интересного, всего и не скажешь в коротком интервью. Но более всего мне помнится начало моей деятельности как врача в городе Углегорске Сахалинской области, куда я был направлен после окончания 1-го Московского мединститута в 1966 году. Правильно было бы сказать не «направлен», а прибыл по собственному желанию, т.к. природа острова Сахалин давно меня как туриста привлекала. Я добился направления. Помню свое первое дежурство в больнице, своего первого больного, которого удалось спасти. Кстати говоря, этот «сахалинский» период описан в моей автобиографической повести «Своя стезя», которая вышла с дополнительным тиражом в 200 экз. в 2012 году. В памяти остались события, которые нельзя забыть,— это присвоение звания «Заслуженный врач РФ» и вручение билета члена Союза писателей России. Ну и, конечно, моя первая книга стихов « Мне по душе невиданный простор».
    — Вы всю жизнь служили медицине и литературе. А вставал ли когда вопрос: Быть или не быть? То есть, служить или не служить? И довольны ли Вы тем, что сделали как в медицине, так и в литературе?
    — Просто работать за деньги легко человека научить — в институтах можно подготовить достаточно грамотных специалистов, будь то учитель, инженер или врач. Для того и существуют в обществе, государстве высшие учебные заведения. Но мне думается, что становятся лучшими те, кто нашел себя в каком — либо деле, т.е. пошел учиться по велению души и сердца, одним словом, по призванию. Правда, известно немало случаев, когда человек окончил один институт или даже два, становится в жизни совсем другим специалистом в прямом смысле этого слова. Я это объясняю тем, что природа человека берет свое, и это я называю счастьем, когда человек с гордостью говорит, что это дело — «мое». А на вторую часть вопроса я ответил выше.
    — В прошлом нашем с Вами интервью Вы говорили, цитирую: — Мое глубокое убеждение, что недалеко то время, когда люди будут страдать от накопленного богатства. Быть богатым станет не модным. И тогда на первое место опять выйдет духовное развитие личности. Сейчас духовность оттеснена. Думаю, временно. Она опять восторжествует. Вот тогда и появятся новые отечественные гиганты мысли и слова. Прошло пять лет, изменилось ли Ваше мнение по этому вопросу?
    — Наоборот, еще более укрепилось. Вы посмотрите, в какое время мы живем. И в каком обществе. В обществе потребления. Это означает, что на первом месте еда и одежда, а духовное развитие — не обязательно. Откуда берутся бездушные люди, становится понятным. Еще когда Максим Горький говорил: «Если ты не за себя, то кто за тебя?…» Этим самым он подчеркивал, что личность должна быть самостоятельной. Но далее он продолжал: «Но если ты только за себя, то зачем ты?». А этим он подчеркивал социальную значимость личности, которая, понятно, не должна быть эгоистом, а должна вмещать в себя сопереживание, сострадание, сочувствие и т.д., т.е. личность — это когда человек одухотворенный. Отсюда слова — оценки: душевный человек, добрый человек, душа-человек.
    — Вы не один год являетесь заместителем руководителя литературного объединения «Пегас». В 2016 году, кстати, в Год литературы, тульские писатели лишились своего здания — Дома творчества на Каминского, в котором Вы не один год проводили занятия с пегасовцами. Как сегодня обстоят дела, занятия проводятся?
    — Более 3 мес. назад из писательской организации было направлено письмо министру культуры Тульской области с просьбой предложить помещение для дальнейшего существования областного литературного объединения «Пегас» при писательской организации. До сих пор никакого ответа не получено. Я думаю, что не случайно министерство культуры и образования было переименовано в министерство культуры и туризма. Дело в том, что все усилия это министерство тратит на развитие туризма. Дело нужное, но зачем же культуру забывать. Кстати говоря, слово «культура» первоначально означало «воспитание», но потом трансформировалось в «образование». Так зачем же о нем забывать. Разве работа министерства заключается только в том, чтобы разъезжать по районам области и вручать почетные грамоты и благодарственные письма? Постепенное вымывание духовности и культуры — это прямой путь к вырождению нации и государства. Тот факт, что писательская организация и областное литературное объединение «Пегас» при ней лишились Дома творчества да еще в Год литературы, говорит о том, что министерству на все наплевать. Иначе сказать нельзя.
    — Недавно вышел очередной номер альманаха «Пегас». Вы его бессменный руководитель и составитель. Но ведь эта работа отнимает много времени, за которое Вы, может быть, написали бы новую повесть или прекрасные стихи. Вам времени не жалко?
    — Жалко, конечно. Я все никак не начну вторую книгу повести «Своя стезя». Первая книга была, проще говоря, про медицину, а вторая — по моему замыслу — про литературу. Судьба распорядилась так, что я существовал в одной ипостаси (врач), а сейчас существую в другой — как писатель. Однако наш альманах «На крыльях «Пегаса» и «Пегасик» как приложение к нему — тоже интересная работа для меня как главного редактора. Ведь через меня проходят рукописи 35—40 авторов каждого номера. Я читаю их тексты, иногда правлю их с согласия автора. Эта работа мне многое дает. Подход дифференцированный — кому-то надо помочь, кого-то покритиковать. Как правило, мы находим консенсус. Ведь главная задача этих изданий — популяризация творчества членов областного литературного объединения «Пегас» при тульской писательской организации.
    — В наше сегодняшнее коммерческое время каждый желающий может за свой счет издать книги, а затем требовать приема в Союз писателей. Не кажется ли Вам, что сегодня в литературе торжество тех, кто хочет быть писателем, а не тех, кто может?
    — В наше время можно напечатать за свой счет сколько угодно и чего угодно. Все-таки я глубоко верю, что правда всегда побеждает ложь. Правда, на это уходит иногда много времени, но как иначе. Правдой, верой жив человек. Как говорит русская пословица, «Шила в мешке не утаишь». Рано или поздно (вот, что значит фактор времени!) становится известно, кто есть кто. Так называемые «успешные» писатели, чьи книги выходят тиражом 40—50 тысяч экземпляров, все это — пена, которую унесет ветер или она сама канет в Лету. Все-таки классика есть классика, а все эти «фэнтези» не что иное, как забавное чтиво, но не литература. Задача истиной литературы — воспитывать (а в последующем и подпитывать) в человеке чувства добра и справедливости, наполнять душу светлыми мыслями, оптимизмом, верой в светлое будущее. В Союз писателей приходят люди добровольно, по зову души и сердца, кто считает это делом всей своей жизни, люди безусловно творческие, в ком зажглась искра Божия. Вот они и являются движущей силой, а «временщики» или становятся графоманами, или «исписываются».
    — Сейчас в литературных СМИ часто поднимается вопрос о смене руководителя Союза писателей России. Многие тульские писатели говорят, что сегодня и в Туле назрела такая же необходимость. Кто сегодня, на Ваш взгляд, должен возглавить писательское сообщество — гений слова, человек с писательским именем, или человек, скажем так, в литературе малоталантливый, но закулисный вдохновитель и организатор литературного процесса?
    — Безусловно, ротация кадров — это естественный процесс. Не надо только ломать через колено. Что касается нашей писательской организации, то откровенно скажу, что если бы не Пахомов Виктор Федорович, писатель широко известный в России, то наша организация давно бы самораспустилась в период с лихих девяностых до наших дней. Несмотря на трудности, Пахомов В. Ф. сумел не только сохранить писательскую организацию, но и преумножить ее работоспособность. За 20 с лишним лет было написано много новых книг поэтами и прозаиками, проводились встречи писателей со студентами, военнослужащими, были выезды в районы области для встреч с читателями и т.д., т.п. И все это в критическое для страны время и на общественных началах. Я хорошо помню, что для того, чтобы поощрить меня за активную работу в писательской организации мне приходилось самому покупать бланк Почетной грамоты, из собственных средств оплачивался телефон — таково было безденежье организации. А нужного внимания со стороны администрации области как не было, так и нет до сего времени. В этой связи хочется повториться, что даже в Год литературы писатели лишились своего Дома творчества. Спрашивается: «За что?». На мой взгляд, в нашей стране идет ползучий процесс вымывания духовности, расползается деятельность так называемой «мягкой силы». Наше гражданское общество еще не созрело. Если к этому добавить то время, в котором мы живем, то получается, что нынче в «моде» преуспевающие. Есть действительно преуспевающие, но они любят свою родину, и ими гордится она. А есть люди, которым хочется «порулить». Как правило, все они администраторы с билетом члена Союза писателей в кармане. Во времена Толстого, Тургенева и других не было никаких союзов писателей. Но были гении от матушки — природы. И они стали классикой, примером для подражания. А сейчас все хотят руководить, стать чиновниками. Именно чинуши не дают свободно дышать в России. Руководителем организации писателей должен быть человек с литературным именем и большим опытом общения с писателями. Его задача — передать накопленный опыт молодым писателям, подготовить достойную замену себе. Он должен определить кандидата на руководителя и предложить его писательской организации, но ни в коем случае не навязывание сверху. Все решает собрание — высший руководящий орган. Это и есть настоящая ротация, так сохраняется преемственность, так сохраняется писательская организация.
    — В одном из интервью Вы говорили: — Какое время, такие и песни. Сегодня одни ругают наше время, а другие восхваляют. Вы с кем — с первыми или вторыми?
    — Мне думается, что наше время это своеобразный переходный период. Фифти-фифти: много позитива и не меньше негатива. Идет атака на классический добротный консерватизм по всем фронтам литературы и искусства. Хочется чего-то новенького, а чего — никто определенно не знает. Пробуются какие-то варианты, которые, оказывается, не годятся, тогда выдвигаются новые и т.д. Это какой-то период экспериментов, который отодвигает здоровый консерватизм все дальше и дальше от человека. К чему приведет этот переходный период, никто не может сказать. На мой взгляд, мы опять вернемся к классике, жаль только потерянного времени. Во главе угла деятельности писателя всегда был человек с его сильными сторонами и слабостями. Сильных людей восхваляют, слабых поддерживают. Это так всегда было на Руси. Но если человека еще обижает и власть, особенно на местах, то писатель становится на сторону обиженного, но это нельзя назвать противостоянием. В демократическом обществе справедливая, здоровая критика должна приветствоваться, поддерживаться, а иначе как быть в гуще народа, для чего тогда Народный фронт.
    — Над чем сейчас работаете?
    — В моих планах в этом году издать альбом песен с нотами на мои стихи под названием «От сердца к сердцу – 2», выпустить очередной диск песен на мои стихи и, наконец, написать несколько глав второй книги повести «Своя стезя».
    — Чтобы Вы, Эдуард Павлович, пожелали молодому поколению?
    — Молодым везде у нас дорога. Только надо правильно выбрать дорогу, свою стезю. Пусть каждый идет своей дорогой, не забывая при этом слова А. М. Горького, повторюсь: «Если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?»
    Геннадий Маркин,
    член Союза писателей России,
    г. Щекино

  4. Arcanedefender Ответить

    Искажение истории, умолчания, сознательная ложь, безразличие…
    Тяжко смотреть и слушать, но знать надо.




    Известный журналист Александр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о Второй мировой войне. Лента еще не вышла в широкий прокат, но уже наделала много шума и обещает быть скандальной. Автор обратился к теме, которая ни разу не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители расправлялись с евреями. О событиях тех дней рассказывают очевидцы, которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении…
    – Саша , как возникла идея фильма?
    – Это произошло довольно просто, как и все в этой жизни. Я начал готовить совсем другой проект, причем и интересный для меня, и необычный, и даже коммерчески привлекательный. Но внезапно вышел на тему партизанского движения в годы войны. Все оказалось далеко не так однозначно, как нам говорили в советские времена. С другой стороны, антифашистов, патриотов нынче стали красить тоже однобоко. Свобода слова там, где к ней не готовы, это и свобода глупости и поверхностности… Я и раньше слышал о еврейских партизанских отрядах. И вдруг эта тема всплыла.
    Оказалось, что она совершенно не изучена, более того – всегда замалчивалась. Даже на Западе более чем за полвека о еврейских партизанах никто ничего не снял.
    И написано очень мало. Всё только вселенский плач о Холокосте!
    Изгои – 1 Часть
    Изгои – 2 Часть
    Изгои – 3 Часть
    Изгои – 4 Часть
    В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказалось, что и еврейский истеблишмент почему-то “предпочитает” говорить только о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе.
    У меня возник вопрос: “Почему?”
    Со временем этих “почему” становилось всё больше, и я начал работать.
    Сначала только в Беларусuи. Искал ответы на вопросы: как еврейские партизанские отряды появились, как выжили в Холокосте, почему именно в Беларусиu таких отрядов было подавляющее большинство, в каких условиях они создавались, с какими трудностями сталкивались? Но потом понял, что еврейские партизаны здесь – это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало

    Поэтому фильм назван “Изгои”?
    – Название пришло уже в ходе работы над материалами. Я вдруг увидел – на основании того, что услышал и собрал, – совсем другой подход к этой теме.
    Во время войны евреи на самом деле неожиданно для себя оказались одни – один на один со смертью и несправедливостью. Пришла война и нацисты. И одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отворачивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и во всех смертных грехах. Третьи – спокойно забирали их имущество и вселялись в их дома. Четвертые – сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны и депортировали. Или поступали, как болгары, которые своих евреев – пятьдесят тысяч человек – Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупировали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев “преподнесли” немцам. И так далее…
    В итоге – миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Беларусuи погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трех миллионов. А сегодня – где-то шесть тысяч. Те евреи, кому повезло выжить, кто был в подполье или ушел в партизаны, там тоже нередко оказывались одиноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврейских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто – это засланные агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, в Польше, в странах Балтии – просто кошмар!
    Я, например, и раньше встречал информацию о том, что, скажем, в Польше евреев не любили. Это не новость. Но то, что в Литве и Беларуси еврейские партизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польских партизан, – меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы на такие факты не клюнул… Или, например, я впервые узнал, что из всех стран Восточной Европы, только в Беларуси немцы не смогли поднять местное население на еврейские погромы и потому начали уничтожение сами. При помощи завезенных сюда карателей из соседних стран. Я не знал, например, и то, что, когда неmецких евреев вывезли в Минск (и в Ригу), то у них было свое гетто в гетто, своя проходная, паек, своя полиция. Хотя уничтожали всех одинаково.
    То есть Холокост, который обычно валят только на немцев, – “заслуга” не отдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением Беларуси). Поэтому об этом стараются не говорить, поэтому антисемитизм жив и тлеет. До своего нового часа.
    – Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
    – Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говорится в фильме), что ” такого” не может быть. Оказалось, все может быть. Всю вину за геноцид свалили на немцев…
    Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увозили “на переселение”, в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их соседей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спать! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской. Евреи даже в партизанах нередко были изгоями, и принимало их только коммунистическое подполье. Пусть не без проблем, но все-таки советские партизаны их принимали. Кому это на Западе понравится?
    Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит, что большевизм – это интернациональный жидизм. И ведь не он один так считает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и есть новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать.
    И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил этого парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не так уж редко другие думают или говорят дома…
    А вообще я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомиться и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу изменить. Ну и что? Это не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая зараза под разными другими соусами ползает снова.
    – С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали ли какие-то препятствия?
    – Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии , ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только своими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало дав ить. ТВ-съемки – это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я аккуратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в небедный Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, – к совладельцу крупного латышского “Парекс Банка”. Даже не за финансированием, чтобы не напрягать, а за “содействием” – просил “прикрыть” хотя бы несколь ко поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу…
    В ту же Словакию, где я нашел последнего еще живого командира еврейского партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я предполагал. И я не успевал “пахать” на гонорары, чтобы вкладывать их в него.
    Великолепно ответил третий “корреспондент” по этому поводу – председатель совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский активист.
    – А где я буду в этом фильме? – спросил он.
    – А вы что, тоже были в партизанах? – спросил я.
    – Но если меня там не будет, то какой мне смысл? – логично объяснил он и отказался… И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они – вопреки. Вопреки деньгам, равнодушию “баблового быдла”, обывателю, мечущемуся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то не понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нескольких просмотров.
    – Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
    – Таких эпизодов много. Я просто влюбился в партизанку Фаню Бранцовскую и з Литвы. Ее недавно дернули в литовскую прокуратуру, потому что ее отряд разгромил самооборону в деревне Конюкай (Конюхи). Эту самооборону вооружили немцы против партизан. Во время боя там погибли и мирные жители. Это, говоря сегодняшним языком, семьи полицаев. Так вот, нельзя было их трогать. Надо было, как немцы, селекцию устраивать. Партизанский геноцид получился.
    Меня очень резануло, как выживший в рижском гетто пожилой умный человек сказал искренне, что он всю жизнь себе не может простить, что не пошел со своей матерью на расстрел. В Риге в гетто сначала расстреляли всех женщин, стариков и детей, а мужчин оставляли работать.
    Люди почему-то были искренни перед камерой…
    Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников-партизан, засылаемых их Москвы, особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские люди были напрочь лишены даже намека на антисемитизм.
    Или чистокровный еврей-разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, что был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает для Родины.
    Или командир словацкого еврейского отряда почти в триста человек рассказывал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была рота из евреев-ортодоксов….
    – Саша , где будет показан этот фильм? Сможет ли его посмотреть белорусский зритель? Не предлагали ли вы его, например, Белорусскому телевидению?
    – Русскоязычное ТВ сегодня, по-моему, как и в прежние времена, живет политико-историческими мифами и скармливает эти мифы зрителю. Много передергивания или подтасовок под ту или иную концепцию. И то, что эти концепции и представления не едины, как раньше, не помогает, а только создает мешанину в голове у неподготовленного человека. Выхваченные или подобранные факты и фактики вроде что-то говорят, и вроде все солидно, но все равно – о мифах.
    Я не делал этот фильм под заказ. Я рассказал о том, что узнал. А поскольку малоизвестных фактов было много, я их не нанизывал на какую-то концепцию “за” или ” против”. Просто попытался понять через Холокост, коллаборационизм и партизан, – что тогда происходило и с евреями, и с их соседями.
    В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в Украине. Многое – о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагнетать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжевать, потому что на Западе на самом деле не так много знают о той войне. И в этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже о самом факте существования еврейских партизан.
    Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим детям. Сделал – как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился, пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме себя самого.
    Есть древняя еврейская истина: “Если не ты за себя, то кто же? Но если ты только для себя, то зачем ты?”
    Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьёзный стимул, чтобы жить и уважать себя?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *