Где изобрели шахматы в какой стране 2 класс?

13 ответов на вопрос “Где изобрели шахматы в какой стране 2 класс?”

  1. Miraron Ответить

    Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

    Спорная версия

    Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.
    Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.
    Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

    Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).
    Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).
    Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

    Древние игры на досках

    Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:
    5 на 5;
    7 на 7;
    9 на 9.
    Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.
    Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

    Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.
    Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

    Известная чатуранга

    Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:
    доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
    фигурки внешне схожи с шахматными;
    всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
    король и конь ходят одинаково.
    Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

    Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.
    Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.
    Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:
    гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
    гонки для 4 игроков;
    шахматы для 4 игроков;
    шахматы для двоих.
    Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.
    Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.
    Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

    Дальнейшее движение игры по миру

    Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

    Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:
    2 игрока;
    2 комплекта фигур;
    отказ от костей;
    очередность совершения хода;
    1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
    победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).
    Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:
    арабы – шатрандж;
    персы – шатранг;
    буряты – шатар;
    монголы – хиаштар;
    таджики – шахмат.

    Проникновение шахмат на восток

    В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.
    Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

    Основные изменения:
    ходить теперь можно на более короткое расстояние;
    отсутствие рокировки;
    фигуры расположены в пунктах;
    отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
    отсутствия взятия фигуры на проходе;
    конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
    добавлена фигура – пушка.
    Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

    Тайский и камбоджийский вариант

    Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.
    Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.
    Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:
    доска 9 на 9 клеток;
    расположение фигур на полях;
    превращение фигур по достижении горизонтали;
    пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
    фигуры одноцветные;
    начальная расстановка и ходы напоминают макрук.
    Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

    Малайзия и Бирма

    Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.
    Итак, основные особенности бирманских шахмат:
    Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
    Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
    Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
    Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
    Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
    Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.
    Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.
    Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.
    Характеристики игры:
    Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
    На некоторых есть диагональные разметки.
    Фигуры расположены в клетках.
    Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
    Зеркальная начальная расстановка фигурок.
    Особое правило превращения пешки в фигуру.
    Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

    Шахматы на Руси

    К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.
    Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

    Церковь против игры

    Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.
    Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.
    Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

    Особый вид «сумасшедших» шахмат

    Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.
    Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.
    Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

    Долгий путь шахмат

    Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:
    дебют (отдельная часть – гамбит);
    миттельшпиль;
    эндшпиль.
    Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.
    Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

    Шахматы как вид спорта

    Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

    После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.
    В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.
    Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

  2. Swordbringer Ответить

    Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.
    Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.
    Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

    Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).
    Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).
    Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

    Древние игры на досках

    Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:
    5 на 5;
    7 на 7;
    9 на 9.
    Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.
    Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

    Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.
    Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

    Известная чатуранга

    Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:
    доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
    фигурки внешне схожи с шахматными;
    всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
    король и конь ходят одинаково.
    Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

    Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.
    Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.
    Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:
    гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
    гонки для 4 игроков;
    шахматы для 4 игроков;
    шахматы для двоих.
    Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.
    Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.
    Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

    Дальнейшее движение игры по миру

    Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

    Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:
    2 игрока;
    2 комплекта фигур;
    отказ от костей;
    очередность совершения хода;
    1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
    победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).
    Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:
    арабы – шатрандж;
    персы – шатранг;
    буряты – шатар;
    монголы – хиаштар;
    таджики – шахмат.

    Проникновение шахмат на восток

    В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.
    Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

    Основные изменения:
    ходить теперь можно на более короткое расстояние;
    отсутствие рокировки;
    фигуры расположены в пунктах;
    отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
    отсутствия взятия фигуры на проходе;
    конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
    добавлена фигура – пушка.
    Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

    Тайский и камбоджийский вариант

    Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.
    Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.
    Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:
    доска 9 на 9 клеток;
    расположение фигур на полях;
    превращение фигур по достижении горизонтали;
    пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
    фигуры одноцветные;
    начальная расстановка и ходы напоминают макрук.
    Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

    Малайзия и Бирма

    Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.
    Итак, основные особенности бирманских шахмат:
    Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
    Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
    Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
    Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
    Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
    Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.
    Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.
    Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.
    Характеристики игры:
    Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
    На некоторых есть диагональные разметки.
    Фигуры расположены в клетках.
    Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
    Зеркальная начальная расстановка фигурок.
    Особое правило превращения пешки в фигуру.
    Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

    Шахматы на Руси

    К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.
    Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

    Церковь против игры

    Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.
    Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.
    Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

    Особый вид «сумасшедших» шахмат

    Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.
    Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.
    Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

    Долгий путь шахмат

    Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:
    дебют (отдельная часть – гамбит);
    миттельшпиль;
    эндшпиль.
    Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.
    Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

    Шахматы как вид спорта

    Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

    После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.
    В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.
    Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

  3. неуловимая Ответить

    Первая версия

    Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.
    Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.
    (Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

    Вторая версия

    Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.
    Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

    Как шахматы распространялись

    Из Индии игра попала на запад и на восток. Были обнаружены персидские летописи, в которых рассказывается, как народ Индии преподнёс подарок в виде шахмат персидскому царю в шестом веке. Далее, игра дошла до стран Юго-Восточной Азии, где также претерпевала свои изменения. В восьмом века игра стала известна в завоёванной арабами Испании.
    На Руси шахматы появились также в восьмом веке. Сначала об игре узнали на Кавказе от персов, а затем и во всём государстве.
    Только в пятнадцатом веке шахматы приобрели тот вид, который известен нам сейчас. Но всё равно, в некоторых местах остались свои причудливые правила.
    Если вдруг вам что-то не понравилось в данной статье или вы нашли ошибку, обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

  4. Mr_BeriMir Ответить

    История №3 “Чатуранга”

    Шахматные историки считают, что прародительницей современных шахмат является древнеиндийская игра чатуранга.
    Слово “чатуранга” означает “войско, состоящее из 4-х частей”: пехота, конница, слоны и колесницы.
    Доска чатуранги, как и современных шахмат, поделена на 64 клетки. В каждом углу размещаются 4 пешки (пехота), 1 конь (конница), 1 слон, 1 ладья (колесница) и 1 король (полководец). Играют четыре человека, двое на двое, у каждого – войско своего цвета (черное, красное, желтое, зеленое).

    Цель игры – уничтожение всех сил противника. Но! Движение фигур в чатуранге определялось бросанием игральных костей.
    Считается, что чатуранга возникла в Индии во 2-4 веках н.э. Из Индии она распространилась в другие страны Востока.
    Со временем в чатуранге изменилось количество войск, при этом количество фигур осталось прежним – вместо четырех войск по 8 фигур в каждом стало два войска по 16 фигур.
    Т.е. две армии слились в одну. В каждой армии получилось по два полководца, один из которых и превратился в ферзя (советника). Изменились и правила игры. Короля (шаха) теперь стало нельзя убивать, а можно только устраивать ему ловушки. Еще одно важное изменение – из игры убрали бросание костей.
    Такая обновленная версия получила название “шатранг”.
    Обратите внимание на фото Чатуранги. Там эта игра названа “Чатранг”. Даже из названий видно, что это одна и та же игра: Чатуранга – Чатранг – Шатранг.

    Легенда №4 “Рассказ о шатранге”

    Еще одна интересная легенда, имеющая отношение к истории шахмат.
    В ней говорится, что индийский царь однажды отправил шаху Ирана с караваном верблюдов шатранг (как мы уже знаем, шатранг – это первоначальный вариант шахмат), чтобы тот разгадал сущность игры. К шатрангу прилагалось письмо на шелке, в котором говорилось, что если шах раскроет тайну этой прекрасной игры, то он превзойдет всех мудрецов, и индийский царь в таком случае пришлет любую подать, которую запросит иранский шах. А если в Иране не найдется такого мудреца, который бы смог разгадать тайну шахмат, то тогда, наоборот, вы будьте добры платить нам подать и присылать ее в Индию, ибо наше знание опережает ваше. Потому что царь славен знаниями, а не сокровищами!
    При этом индийский посол дал шаху одну подсказку, что в этой игре все образы фигур и пути их передвижений взяты от войны, от правил ведения сражения.
    Шах попросил время на разгадывание этой игры семь дней.

    Денно и нощно шах со своими мудрецами пытались разгадать смысл игры – где какая фигура должна стоять и как передвигаться. Но безрезультатно. И тут вызвался один товарищ, визирь по имени Бузургмихр, который сказал, что он видит, каков должен быть исход партии, т.е. что должно получиться на выходе, но как добраться до этого исхода, пока не ясно, но он постарается это понять.
    И шах с радостью и облегчением передал ему шахматную доску с фигурами и отправил думать. “Вся надежда на тебя, – сказал шах. – Не подведи державу”.
    Бузургмихр уставился на доску и стал думать думу. И ведь придумал!
    В назначенный день созвал шах всех своих приближенных – и индийского посла, конечно же. Уселся визирь перед доской и стал расставлять фигуры. Индийский посол смотрел на это дело во все глаза, и взгляд его все больше и больше опечаливался, потому как все фигуры оказались расставлены правильно.
    В первом ряду стояли пехотинцы, за ними в центре прятался шах, рядышком с которым стоял мудрейший дастур, указывающий самые правильные пути в сражении. Помните наставника из Легенды №1? Здесь в роли наставника выступает дастур – это тот же мобед (священник в зороастризме), только более высокого ранга (да-да, эти – тоже зороастрийцы). Ну и дальше по списку – слоны, кони, птицы Рух.
    Все застыли в изумлении. Как ему удалось разгадать правильную расстановку фигур, ведь он их в глаза никогда не видел?..
    В награду за то, что визирь не подвел-таки державу, шах щедро одарил его драгоценными каменьями и подарил коня.
    А визирь Бузургмихр так увлекся интеллектуальными играми, что ушел к себе домой, закрылся там, погрузился в размышления – и изобрел нарды.
    И что же сделал иранский шах? Правильно! Он отправил эти нарды в Индию. С таким же караваном верблюдов, с каким прибыли сюда из Индии шахматы, и со словами, что в Индии много мудрых браминов, и пусть они попытаются раскрыть смысл игры в нарды.
    И… о, горе моей любимой Индии!.. Тайну новой игры там раскрыть не смогли. И по уговору, да и в знак преклонения перед человеческой мыслью, индийский раджа погрузил на этих верблюдов золото, одежды, жемчуга и драгоценные камни – и отправил в Иран. Тут и сказочке конец.

    Родина шахмат или Где изобрели шахматы

    Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат – Индия. Однозначно!
    Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад – в страны Арабского халифата, и на Восток – в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же – главной фигуре противника объявлялся мат.
    Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно – никакого конкретного автора у этой игры нет.
    “Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов” – в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

  5. Твоя любовь Ответить

    Шахматы были изобретены в Индии примерно в V—VI столетиях. Интересная история связана с этим событием. Один брамин в качестве благодарности за свою игру попросил у раджи положить на каждую клетку шахматной доски столько зерна, чтобы оно равнялось числу, равному в два раза больше, чем на предыдущей клетке. Раджа согласился, не подумав о том, что такого количества зерна просто физически не существует.
    Первым прародителем шахмат являлась игра чатуранга:
    Играли четыре человека по парам.
    Не было ферзя (королевы) и только по 4 пешки, одному королю, коне, ладье и слоне. На доске было сразу 4 короля: два белых и два черных.
    Располагались фигуры совершенно по-другому и ходили тоже.
    На передвижения фигур влияли игральные кости.
    Далее шахматы проникли на арабскую территорию, где получили свои преобразования и новое название ? шатрандж. После игра распространялась в Таиланде, на территории Руси, в Европе. Именно в Европе принесенная восточными завоевателями игра приобрела современный вид и правила.

    Шахматы в России

    В России существует единственный в мире город шахмат. На самом деле, это район российского города Элиста, находящегося в Республике Калмыкия. Построен был этот район специально к проведению 33-й шахматной олимпиады 1998 года.
    На данный момент он даже приобрел особый статус, имеет свое управление. Лично я, узнав о таком городе, сразу вспомнил книгу «Игра в бисер». Там тоже было подобное место, которое имело свою структуру и правительство.
    Российская история шахмат насчитывает огромное количество великих шахматистов:
    Михаил Ботвинник. Образовал целую школу шахмат, которая вырастила мировых чемпионов.
    Анатолий Карпов. К слову, Ботвинник не верил в успех Карпова.
    Гарри Каспаров. Ушел в политику, но вернулся в этом году в большие шахматы. На мое субъективное мнение, единственный шахматист мирового уровня, который упустил так много побед, выигрывая по ходу встречи.
    Владимир Крамник.
    Сергей Карякин. Попал в книгу рекордов Гиннесса, став самым молодым гроссмейстером в возрасте 12 лет.
    Всем советую освоить эту игру, которая помогает думать логически, выстраивать стратегии и развивает дальновидность мышления.

  6. Andromagamand Ответить

    Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
    За обедом раджа вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
    – Повелитель, – был ответ, – приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
    раджа нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
    Вечером, отходя ко сну, раджа еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
    – Повелитель, – ответили ему,– математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
    – Почему медлят с этим делом? – гневно воскликнул раджа. – Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю.
    Утром радже доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. раджа приказал ввести его.
    – Прежде чем скажешь о твоем деле, – объявил Шерам,– я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
    – Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час,– ответил старик.– Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…
    – Как бы велико оно ни было, – надменно перебил раджа, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана…
    – Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца.
    – Назови же мне это чудовищное число, – сказал он в раздумье.
    – Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!..

    Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, – но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться терпеливым подсчетом.
    Начав с единицы, нужно сложить числа: 1, 2, 4, 8 и т. д. Иначе эту сумму можно записать так:
    1 + 2 + 4 + 8 + . . . = 20 + 21 + 22 + 23 + . . . + 263.
    Последнее слагаемое показывает, сколько причиталось изобретателю за 64-ю клетку доски.
    Упростим полученную сумму исходя из следующих соображений. Обозначим
    S = 20 + 21 + 22 + 23 + . . . + 263,
    тогда
    2S = 2 · (20 + 21 + 22 + 23 + . . . + 263) = 21 + 22 + 23 + 24 + . . . + 264
    и
    S = 2S – S = (21 + 22 + 23 + 24 + . . . + 264) – (20 + 21 + 22 + 23 + . . . + 263) = = 264 – 20 = 264 – 1.
    Необходимое число зёрен
    S = 264 – 1.
    Значит, подсчет сводится лишь к перемножению 64 двоек! (А уж единицу потом вычесть сумеем).
    S = 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 ·· 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 ·· 2 · 2 · 2 · 2 – 1.
    Для облегчения выкладок разделим 64 множителя на 6 групп по 10 двоек в каждой и одну последнюю группу из 4 двоек. Произведение 10 двоек, как легко убедиться, равно 1 024, а 4 двоек – 16. Значит, искомый результат равен
    S = 1 024 · 1 024 · 1 024 · 1 024 · 1 024 · 1 024 · 16 – 1.
    Так как
    1024 · 1024 = 1 048 576,
    то
    S = 1 048 576 · 1 048 576 · 1 048 576 · 16 – 1.
    Проявим терпение и аккуратность в подсчётах и получим: S = 18 446 744 073 709 551 615.
    Это количество зерна примерно в 1800 раз превышает мировой урожай пшеницы за год (в 2008 – 2009 аграрном году урожай составил 686 млн тонн), то есть превышает весь урожай пшеницы, собранный за всю историю человечества.
    В единицах массы: если принять, что одно зёрнышко пшеницы имеет массу 0,065 грамма, тогда общая масса пшеницы на шахматной доске составит около 1,200 триллионов тонн: 18 446 744 073 709 551 615 · 0,065 гр = 1 199 038 364 791 120 854, 975 гр = 1 199 038 364 791, 120 т.
    Если массу пшеницы перевести в объем (1 м3 пшеницы весит около 760 кг), то получится приблизительно 1500 км3, что эквивалентно амбару с размерами 10 км х 10 км х 15 км. Это больше всего объёма горы Эверест.
    Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. Но он легко мог бы, будь он силен в математике, освободиться от столь обременительного долга. Для этого нужно было лишь предложить Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу.
    В самом деле: если бы Сета, принявшись за счет, вел его непрерывно день и ночь, отсчитывая по зерну в секунду, он в первые сутки отсчитал бы всего 86 400 зерен. Чтобы отсчитать миллион зерен, понадобилось бы не менее 10 суток неустанного счета. Один кубический метр пшеницы он отсчитал бы примерно за полгода. И осталось бы отсчитать ещё 1 499 999 999 999 м3. Вы видите, что, посвятив счету даже весь остаток своей жизни, Сета получил бы лишь ничтожную часть потребованной им награды.

  7. Gavisida Ответить


    В данном видео рассказывается о истории возникновения шахмат, а также о чемпионах мира по шахматам.
    История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.
    Шахматы (от персидского – шах мат – властитель умер) – игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.
    Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры “чутуранга”, в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.
    Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку – 1 зерно, на вторую клетку – 2 зерна, на третью клетку – 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.
    Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы, не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.

  8. Не КиСнИ,в КоНтАкТе ЗаВиСнИ Ответить

    Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

    Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.
    Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.
    Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

    Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC
    Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

    Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.
    В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.
    Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля – он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

    Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

    Советская шахматная школа

    С 1927 по 2006 годы титул чемпиона мира принадлежал шахматистам России и Советского Союза (с двумя исключениями). Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник последовательно становились чемпионами мира до начала XXI века. Стиль этих шахматистов был самым разным: от позиционной игры Карпова, Петросяна, Смыслова и Крамника до яростных атак Таля и динамических концепций Алехина и Каспарова – каждый может найти в их творчестве что-то на свой вкус!
    Михаил Ботвинник стал шестым чемпионом мира, выиграв матч-турнир на первенство мира в 1948 году. Впервые розыгрыш титула проходил под эгидой ФИДЕ, Международной федерации шахмат. Также в первый и последний раз в истории чемпион мира определялся не в матче, а турнире с участием пятерых шахматистов (в отсутствие действующего чемпиона). Ботвинник оставался чемпионом мира с 1948 по 1963 годы (дважды за это время расставшись с титулом на год).

    Михаил Ботвинник, шестой чемпион мира. Фотография: Harry Pot/Dutch National Archives, CC
    Ботвинник был известен своей железной логикой и умением менять свой стиль как хамелеон, пытаясь найти слабости в игре своего соперника. Он проиграл матч Василию Смыслову в 1957 году, но по действовавшим тогда правилам через год состоялся матч-реванш, где Ботвиннику удалось вернуть себе титул. В 1960 году Ботвинник уступил Михаилу Талю, и вновь через год победил в матч-реванше. Эпоха Ботвинника завершилась лишь в 1963 году, когда его победил Тигран Петросян, а ФИДЕ отменила право на матч-реванш.
    Ботвинник признается самым выдающимся тренером всех времен, способствовавшим становлению трех будущих чемпионов мира: Карпова, Каспарова и Крамника – беспрецедентное достижение! Он также считается пионером разработки шахматных программ и отцом компьютерных шахмат.
    Петросян играл в оборонительном стиле, но его любимым приемом была позиционная жертва качества. В 1966 году он отстоял титул в матче с Борисом Спасским, но через три года Спасский снова стал претендентом, победил Петросяна и поднялся на шахматный трон. Еще через три года Спасский уступил в знаменитом матче Роберту Фишеру.

    Бобби Фишер и Макс Эйве в 1972 году. Фотография Берта Верхоффа/Национальный архив Нидерландов, CC
    Роберт Фишер был одним из самых загадочных шахматистов всех времен, единственным, кто во второй половине XX века сумел превзойти советских шахматистов. С 1970 по 1972 года ему не было равных. В 1971 году он победил Марка Тайманова в четвертьфинальном матче претендентов, выиграв шесть партий без поражений или ничьих. Через несколько месяцев та же участь ждала и Бента Ларсена. Никто ни до, ни после не расправлялся с современниками в подобном стиле.
    В 1972 году матч Фишера и Спасского привлек внимание всего мира, включая даже тех, кто ничего не знал о шахматах. Матч был не просто самым широко обсуждавшимся шахматным соревнованием в истории, но и частью геополитического противостояния США и Советского Союза: не только в Холодной войне, но и на шахматных полях.
    Фишер заставил своих болельщиков понервничать: он допустил зевок в первой партии, погнавшись за пешкой в простой позиции, а потом отказался играть вторую из-за помех в игровом зале. Из-за этого на старте матча на большинство из 24 партий Спасский получил фору в два очка, но Фишер вскоре не только догнал, но и перегнал противника, закончив борьбу со счетом 12.5-8.5. В матче было сыграно немало памятных партий, но особенно выделяется шестая. Даже Спасский присоединился к аплодисментам, гремевшим в зрительном зале:

  9. Long Ответить

    Величественная поступь короля
    Король — это монарх; в Индии он раджа, в Персии — шах, во Франции — король. Король — самая главная фигура на доске, хотя бы потому, что его потеря означает проигрыш партии. Тот факт, что король является самой важной фигурой, не означает, что это самая сильная фигура. Он не может перепрыгивать через другие фигуры (как это делает конь), и не может быть принесен в жертву.
    Король всегда ходил точно так же, как он ходит сегодня, за исключением рокировки — перестановки король-ладья, — которая была введена примерно в XIII веке. Король может перемешаться на одну клетку в любом направлении, будь то по горизонтали, вертикали или диагонали, как вперед, так и назад.
    Рождение ферзя
    В индийской игре чатуранга, существовавшей более 1400 лет тому назад, ферзь был самой слабой фигурой, диапазон действия которой распространялся на ближайшие четыре клетки по диагонали от поля, на котором он располагался. В то время эта фигура называлась мантри, что в переводе означает советник короля. Когда игра проникла в Персию, то мантри превратился в ферязь (что означает мудрец). В Европе это название нигде не переводилось дословно. С самого начала фигура называлась госпожа (в английском языке Lady, в испанском — Dama). Европейцы считали, что для короля вполне естественно иметь супругу, и поэтому во многих странах госпожа стала называться королевой.
    Примерно в 1475 году сфера действия ферзя расширилась, превратив его в самую сильную фигуру на доске. Итальянцы описывали ее эпитетом furioso, а новую игру определяли словами scacchi alia rabioso (бешеные шахматы), что не имеет ничего общего с душевным состоянием шахматистов!
    Совместно с объединенными силами слона и ладьи ферзь может контролировать впечатляющее число полей. За один ход ферзь может пойти на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.
    Ладья — не крепость
    Вплоть до XV века, когда ферзь стал самой сильной фигурой, бал на доске правила ладья. Эта фигура была настолько важна, что атаковавший ее игрок должен был предупреждать противника словами “Шах ладье”.
    Хотя сила ладьи не менялась на протяжении всей истории шах¬мат, ее название подвергалось различным изменениям. Ее изначальное название было ратха (что на санскрите значит колесница), а в Европу она попала под арабским названием рукх. Итальянцы использовали созвучное слово рокко, что означает башня. Так как рокко — это маленькая башня, то западные европейцы пошли двумя путями: они стали или использовать перевод слова башня на их язык {tour по-французски), или использовали слово, созвучное итальянскому рокко {Rook по-английски). Таким образом, несмотря на то, что колесница чуть-чуть и напоминает башню на колесах, современное английское название (Rook) произошло в результате случайного сходства звучания арабского и итальянского слов и связи между башнями и королями.
    Ладья — одна из самых сильных шахматных фигур. Она может передвигаться на одно и более полей по горизонтали и вертикали. Как и большинство других фигур, она не умеет перепрыгивать через вражеские или свои фигуры, но может двигаться вперед, назад и вбок. По диагонали она не ходит.
    В старинных индийских шахматах ладья имела вид колесницы — по аналогии с боевой единицей, которая на огромной скорости прорывает шеренги противника.
    Слон, бегун и епископ
    Предшественником современной фигуры, которую в Англии называют епископ (Bishop), слона был фил или аль-фил (что означает слон). Эта фигура была значительно слабее ее нынешнего аналога, так как могла перепрыгивать только через одно поле по диагонали.
    Европейцам, которые никогда не видели слонов, было трудно найти место этому животному при дворе короля. Со временем эту фигуру стали называть в Италии alfiere (что значит знаменосец), в Германии Laufer (что значит бегун). Во Франции стилизованное изображение слона из индийских шахмат было принято за колпак придворного шута, поэтому фигура стала называться Fou (что значит шут). В Англии фигура напоминала головной убор епископа, что хорошо вписывалось в тогдашнюю структуру власти: король, королева и церковь.
    Слон считается фигурой, по силе примерно равной коню, хотя многие пишущие о шахматах авторы отдают небольшое преимущество слону. К концу XV века слон утратил умение прыгать через поле, зато приобрел способность на перемещения по диагонали на любое расстояние и в любом направлении. Так же, как ладья, король и ферзь, слон не может перепрыгивать через фигуры.
    Слабостью слона является то, что его передвижение на протяжении всей партии ограничено полями одного цвета. Это ограничение вредит его эффективности, но два слона, действуя в связке, могут рассечь позицию противника как ножницами. Их команда очень сильна.
    Конь
    Конь не менялся в течение 1400 лет, менялись только его формы, а его передвижения по доске остаются такими же, как в момент изобретения шахмат. Конем эту фигуру называли персы, индусы и арабы, и так как его легко распознавали европейцы, то во многих странах за ним сохранилось это название. В других странах, включая Англию и Францию, конь получил всадника и превратился в рыцаря, став в один ряд с королем, королевой и епископом.
    Из всех фигур у коня самый необычный способ передвижения. Он идет две клетки по вертикали, затем одну по горизонтали, или две клетки по горизонтали и одну по вертикали. В итоге получается необычный Г-образный маршрут. Конь может двигаться назад, и он является единственной фигурой, которой разрешено перепрыгивать через других воинов.
    Скромная пешка
    Пешки — самые слабые участники сражения. Они прокладывают дорогу для более сильных фигур и часто жертвуют собой ради славы своей армии. Оригинальное название пешки на санскрите — падати. Сравнив это слово с латинским словом, обозначающим ногу, pedis, становится ясно, почему пешку часто сравнивают с солдатом-пехотинцем. Действительно, арабское название пешки байдак означает именно это.
    С самых первых дней существования шахмат у пешек один и тот же основной способ передвижения: на одно поле вперед за один ход. Это единственная фигура, которая не может двигаться назад, а также единственная, берущая фигуру соперника отличным от своего движения способом. Пешка производит взятие, перемещаясь на одно поле по диагонали. Поместив свою пешку или фигуру непосредственно перед вражеской пешкой, можно парализовать вторую.
    Когда в эпоху Возрождения шахматы сделались более динамичными, пешки получили два новых дополнительных движения. Первое — взятие на проходе: если пешка ещё не сделала ни одного хода в партии, то теперь у нее имеется возможность пойти на одно или два поля вперед. Но брать на два поля по диагонали она не может.
    Превращение пешки: второе изменение имеет значительно более глубокое значение. Пешка может казаться незначительной, но теперь она далеко не бессильна! Как гусеница, пешка мечтает о метаморфозе. Для этого ей только нужно не спеша пройти доску до 8-й горизонтали (до 1-й для черных) и она тут же превращается в фигуру того же цвета. Она может стать ферзем (обычный выбор), конем, слоном или ладьей; она не может превратиться в короля или остаться пешкой. Теоретически можно иметь на доске девять ферзей одновременно, если все ваши восемь пешек достигнут последней горизонтали! Изначально пешка могла превратиться только в слугу (первоначальная слабая разновидность ферзя). После огромного увеличения силы ферзя провод пешки стал одним из ключевых элементов стратегии во многих партиях.
    Из книги “Шахматный учебник беспроигрышной игры”. Автор Сейраван Яссер.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *