Где снимался фильм маленькая вера в каком городе?

20 ответов на вопрос “Где снимался фильм маленькая вера в каком городе?”

  1. Grozragore Ответить

    На роль Веры пробовались Ирина Апексимова и Яна Поплавская, но она досталась Наталье Негоде. Главная мужская роль ушла к Андрею Соколову в тот момент, когда от неё отказался Сергей Колтаков. Людмила Зайцева и Юрий Назаров воплотили образы родителей Веры, но они им достались не сразу. Почему Людмила Зайцева отказывалась сниматься? Кого предлагали на роль отца Веры? Как в фильме появился Юрий Назаров? Смотрите в программе.
    Фильм было решено снимать в родном городе Пичула – Жданове (ныне Мариуполь), что на берегу Азовского моря. Учитывая провинциальный колорит и ситуацию в стране, некоторых сцен съёмочная группа откровенно боялась. Одной из них стал эпизод на танцплощадке, где нужно было снимать драку. За дело взялся опытный постановщик трюков Николай Сысоев, массовку набрали в городе. Понимая, что съёмки могут закончиться реальным побоищем, где достанется всем, призвали настоящих милиционеров. С нескольких дублей сцену сняли, никто не пострадал. Но именно тогда местные обратили внимание на вызывающий вид Андрея Соколова. А он, надо отметить, вёл себя как настоящий столичный актёр. И вот однажды последовал звонок из милиции, после которого главного героя забрали. За ношение холодного оружия актёру грозили уголовным делом, но коренному ждановцу Пичулу удалось договориться с милицией. Откуда у Соколова оказался нож? Какое впечатление произвёл город на съёмочную группу? Почему им не разрешали снимать в порту? Ответы – в программе.
    Легендарная постельная сцена для Натальи Негоды оказалась полной неожиданностью, ведь первоначально её не было в сценарии. Пичулу потребовалось семь часов, чтобы уговорить Негоду и Соколова сыграть этот эпизод. В результате режиссёр добился желаемого, сцена буквально взорвала все традиции советского кино и воспитанные ими мозги обывателей. Это был скандал на всю страну. О том, как снимали самый известный момент фильма, актёры и постановщики сами рассказывают в программе.
    Спустя годы Василий Пичул задумал снять продолжение “Маленькой Веры” и даже написал сценарий, но осуществить задуманное не успел. Через 27 лет после премьеры режиссёр, благодаря невероятному упорству и таланту которого картина появилась на свет, скоропостижно скончался. Почему Пичул выбрал для съёмок именно Жданов? Какая сцена далась оператору особенно тяжело? Как снимали эпизод с прыжком в воду героя Андрея Фомина и почему у него был всего один дубль? Почему Автандил Махарадзе сбежал с площадки? Какие отзывы получили актёры после фильма? Смотрите программу “Большое кино” с участием актёров: Людмилы Зайцевой, Юрия Назарова, Андрея Фомина, Александра Негребы, оператора Ефима Резникова, кинокритика Давида Шнейдерова, каскадёра Николая Сысоева.
    Мария Феоктистова

  2. Yozshurisar Ответить

    30 лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм режиссёра Василия Пичула «Маленькая Вера». В нём картинки непритязательного быта простой советской семьи чередовались со смелыми по тем временам постельными сценами. В сущности, это первая отечественная картина, где был показан половой акт. С тех пор мы немало перевидали куда более откровенных кинолент, но «Маленькая Вера» осталась на особом счету.
    Как это было
    В 1988 году люди шли смотреть на злоключения разбитной дочки шофёра и диспетчерши швейной фабрики с тем же ажиотажем, что и в магазины за дефицитом. Первая в советском кино постельная сцена (на целых полторы минуты!) сделала «Маленькую Веру» последним рекордсменом проката СССР: Фильм увидели 56 миллионов зрителей.
    Нешуточные страсти вокруг картины разгорелись ещё до её выхода на экран. Одна из причин – небывалая для отечественного кинематографа острота извечного конфликта между отцами и детьми. Журнал «Советский экран» писал: «Маленькая Вера» – фильм о молодёжи, но отнюдь не благостный, каких немало пересмотрено нами в прошлые годы, а жёсткий, даже жестокий. Картина выходит на новый, ошеломляющий уровень жизненной правды, и правда эта горькая».
    «Маленькая Вера» – фильм, ставший своего рода водоразделом между старым и новым российским кино. Самый громкий фильм эпохи перестройки и гласности вполне может считаться её манифестом, который не только никуда не зовёт, но наоборот, обнажает весь ужас трагического существования маленького человека. Фильм подкупает точностью реалий и реплик, объективной передачей атмосферы лихого перестроечного времени, без искусственного её нагнетания с единственной целью – вывалить на зрителя как можно больше «правды», то есть грязи. Авторы не пользовались методом «киношока», просто сделали честное кино о том, как всё было.
    Тем не менее «Маленькая Вера» шокировала непривыкшую к правде-матке публику своей откровенностью и тем, что позднее стали называть «чернухой». Режиссёру Василию Пичулу и сценаристу Марии Хмелик картина принесла скандальную славу, сместившую акценты не в лучшую сторону.
    «Маленькая Вера» стала дебютом для 27-летнего Василия Пичула. Причём дебютом достаточно неожиданным. Василий родился и вырос в том самом Мариуполе (тогда – город Жданов) и в том самом доме, где впоследствии «поселил» свою героиню. Однажды, за пару лет до начала съёмок, он привёз в этот дом невесту – знакомить с родителями. Невестой была Мария Хмелик, дочь московского драматурга, создателя «Ералаша» Александра Хмелика. Она ожидала увидеть респектабельную квартиру, но столкнулась с убогостью «хрущобы». В кухне сушилось бельё, прихожая была заставлена банками с огурцами.
    Свои впечатления студентка ВГИКа отразила в сценарии фильма о девушке из провинциального городка. Эту работу опубликовал альманах «Киносценарии», и почти сразу же в «Московской правде» появилась разгромная рецензия: Марию обвиняли в том, что она порочит советскую молодёжь.
    Чтобы помочь жене, Василий решил снять по её сценарию фильм. Правда, поначалу режиссёра не поддержали. Вряд ли сценарий был бы утверждён, если бы не содействие тестя Пичула, Александра Хмелика и его хорошей знакомой, режиссёра Татьяны Лиозновой, которая в то время возглавляла творческое объединение, где снималась «Маленькая Вера».
    Кинокамера в шкафу
    С главным героем Пичул определился быстро: увидел первокурсника Щукинского училища 26-летнего Андрея Соколова и понял – вылитый Сергей. А вот с исполнительницей роли Веры пришлось повозиться.
    Поначалу режиссёр видел в этом образе Яну Поплавскую. Актрисе безумно понравилась роль, она успешно прошла пробы. Но все знали Яну как Красную Шапочку – какая уж тут легкомысленная Вера. Отчаявшись переубедить худсовет, Пичул нашёл другую претендентку – Ирину Апексимову. Однако актриса в то время была утверждена в фильм Трегубовича «Башня». На всякий случай девушка посоветовалась со своим учителем Олегом Табаковым, и тот ответил: «Даже не сомневайся! Кто такой Пичул – неизвестно, а Трегубовича знают все». Апексимова отказалась от роли.
    Впрочем, собственную дочь Сашу в фильм «неизвестного Пичула» Табаков всё же пустил. Правда, сыграв подружку Веры, Александра Табакова пропала с экранов. Говорят, не смогла простить Олега Павловича, который как раз в то время разводился с её матерью, актрисой Людмилой Крыловой, ради молоденькой Марины Зудиной. Саша разорвала все отношения с отцом и навсегда ушла со сцены.
    Режиссёр уже был в отчаянии, когда ему рекомендовали 24-летнюю актрису ТЮЗа Наталью Негоду. После окончания школы-студии МХАТ Негода попала в Театр юного зрителя, где в основном играла зайчиков и поросят. Первая «человеческая» роль случилась у неё только в фильме Юрия Кары «Завтра была война». Василий Пичул вспоминает: «Я посмотрел на неё и пришел в ужас. То есть я увидел замечательную грудь, а всё, что она делала, мне дико не понравилось». К тому же поговаривали, что Негода не дружит с дисциплиной. Колебания Пичула пресекла его куратор Татьяна Лиознова: «Бери Негоду!» И она не ошиблась.
    Смуглянка с лучезарной улыбкой в исполнении Наташи и впрямь получилась очень органичной. Но эта органичность далась Негоде тяжело. Она отчего-то была убеждена, что любовь сыграть невозможно. Мол, чувство должно быть настоящим – лишь тогда его можно переносить на экран. Наташа, кажется, всерьёз рассчитывала на роман с Андреем Соколовым, но тот предпочёл ей другую девушку. В результате съёмки проходили в достаточно конфликтной обстановке.
    Легендарная сцена полового акта стала сюрпризом для актёров. Поначалу её вообще не было в сценарии. «Просто я, просмотрев уже отснятый материал, понял: не хватает чего-то такого, что полоснуло бы по сознанию зрителя, – вспоминал Пичул. – Собрал всех на пятиминутку. Через семь часов мы договорились до эротики».
    Преодолеть взаимную антипатию и советское воспитание, чтобы почти по-настоящему заняться любовью, да ещё и на глазах у всей съёмочной группы, Негоде и Соколову было очень тяжело. После нескольких неудачных дублей Наташа потребовала, чтобы за ними никто не подглядывал. «Это как?» – опешил Пичул. «Не знаю! Залезьте в шкаф и снимайте оттуда!» – почти прокричала актриса. В результате режиссёру и оператору и впрямь пришлось спрятаться и снимать страсти из шкафа-укрытия.
    В защиту потухшего очага
    Первоначально на роль отца Веры был утверждён грузинский актёр Автандил Махарадзе, ставший мировой знаменитостью после фильма «Покаяние». Но Махарадзе тяжело заболел, и Пичулу пришлось срочно искать замену. В результате родителей Веры сыграли известные мастера экрана Юрий Назаров и Людмила Зайцева. Причём сыграли с поразительной достоверностью. Для Юрия Назарова, человека интеллигентного и непьющего, привыкшего совсем к другим ролям, работа в «Маленькой Вере» стала настоящим испытанием.
    Да и Людмиле Зайцевой её роль сначала тоже не нравилась. Актриса рассказывала: «Скажу честно, когда я прочитала литературный сценарий, ощутила неприязнь. Я знала, что режиссёр – дебютант в игровом кино, как и автор сценария. И подумала: вот в кино пришли молодые, ничего ещё не испытавшие в жизни, но решившие «очернить» простых рабочих людей. Тем самым обратить на себя внимание».
    Актриса решила отказаться от съёмок в фильме. Но Василий Пичул всё же с ней встретился, и они около двух часов беседовали. Из этой встречи Зайцева вынесла главное – никто никого не стремился обличать. Авторы стремились лишь к одному: честно рассказать о главном институте нашей жизни, который многие, к глубокому сожалению, в последние десятилетия стали забывать, – о семье. Это не частная история, а наше общество в разрезе. Мы не привыкли видеть на экране жёсткую правду, касающуюся всех нас.
    Но все уговоры пошли прахом, когда Зайцева узнала, что её мужа будет играть Юрий Назаров. У них были сложные отношения. У Назарова случались романы с её подругами, и поэтому у Людмилы Васильевны сложилось о нём стойкое отрицательное мнение. Режиссёру стоило больших трудов снова уговорить актрису работать в картине.
    Для Зайцевой роль матери Веры была во многом необычной. Зрители потом задавали ей вопрос: «Зачем вы за это взялись?» Все почему-то считали, что её героиня отрицательная. Актриса же сочувствовала маме Веры, потому что в её образе видела и себя, и других женщин, которые лишены нормальной жизни и вынуждены довольствоваться её суррогатом. Один из критиков правильно заметил, что героиня Зайцевой из тех женщин, «которые инстинктивно защищают свой уже давно потухший очаг».
    Другая Вера
    Целое лето съёмочная группа провела в портовом Мариуполе: арбузы, огурцы, помидоры, море… «Мы купались, пили вино, загорали, – вспоминает Соколов. – А съёмки шли сами по себе, вроде как между прочим».
    Наталье Негоде нравилось работать с Пичулом: «Он режиссёр с потрясающей интуицией на настроение, на интонацию. Необыкновенно нежен с актёрами – я делала роль совершенно свободно».
    Кстати, в Мариуполе многие решили, что Василий Пичул в фильме отразил судьбу своей семьи (у него тоже есть младшая сестра) и этим её опозорил.
    Неожиданные проблемы возникли у режиссёра из-за того, что вместо намеченной по плану одной серии сняли две. Госкино эту лишнюю «единицу» студии не засчитал, а потому никто из съёмочной группы не получил оплаты за вторую серию, хотя часто работали даже без выходных. Наоборот, Пичулу выставили штраф за перерасход плёнки.
    В США «Маленькую Веру» рекламировали как первый советский эротический фильм. Интеллектуалы говорили Пичулу: раньше по вашим фильмам нельзя было догадаться, что у советской женщины есть грудь. Но тут же и добавляли: вот какое у вас теперь честное, свободное кино, это всё стало возможно благодаря политике Горбачёва. А многие видели в «Маленькой Вере» просто жизненную историю.
    Съёмки стоили вложенного в них труда. «Маленькую Веру» посмотрел каждый пятый житель СССР, фильм получил множество наград на международных фестивалях. Однако дальнейшая творческая судьба режиссёра фильма не выглядит особо успешной. После дебютного триумфа Василий Пичул, по большому счёту, так и не нашёл себя в игровом кино, а затем и вовсе ушёл на телевидение. Там занялся серийным производством «Кукол», «Старых песен о главном», клиповой подёнщиной, а в последние годы занимается ещё и неигровой публицистикой, выпустив несколько документальных фильмов о советских вождях. Но повторить успех «Веры» он так и не смог.
    Поговаривают, что сейчас режиссёр всерьёз задумывается о продолжении фильма. «Такой проект уже существует, называется «Следующая Вера», – говорит он. – По замыслу, фильм должен рассказывать о дочери той Веры. Новое поколение, новые выяснения отношений, новая жизнь. Я сейчас размышляю, хочу ли его снимать. Жанр предполагает определённый трагизм, и я не уверен, нужно ли мне пускать этот трагизм в личную жизнь».
    Успех повторить невозможно
    Для Андрея Соколова «Маленькая Вера» стала счастливым билетом судьбы. Начинающего актёра заметил режиссёр «Ленкома» Марк Захаров, который в те годы был озабочен идеей собрать в своём театре самых популярных актёров страны. Несколько лет Соколов перебивался на вторых ролях, но затем началась эпоха сериалов, и звезда Андрея вновь засверкала. Сегодня Соколова нередко можно увидеть на экранах телевизоров: он снялся в сериалах «Адвокат», «Бальзаковский возраст», «Близнецы». Однако того успеха, который принесла Соколову «Маленькая Вера», у него больше уже не было. Об этой своей работе актёр вспоминает с нескрываемой нежностью.
    В 1988 году Наталья Негода удостоилась «Ники» как лучшая актриса Советского Союза. Потом снялась для журнала «Плейбой», сыграла в фильме «В городе Сочи тёмные ночи». Но эпохальная обнажёнка стоила ей личного счастья: именно постельная сцена поставила окончательную точку в трёхлетнем романе Наташи с Михаилом Ефремовым. Пытаясь залечить душевные раны, Негода уехала в США. Уже в самолёте она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем, выпускником экономического факультета МГУ.
    Однако в Голливуде, на «Фабрике грез», к ней отнеслись несерьёзно – сняли лишь в двух картинах и в сериале «Закон и порядок». Её брак распался, детей у актрисы нет. Сегодня 47-летняя «Вера» живёт на две страны: в Лос-Анджелесе у неё дом, а в Москве – двухкомнатная квартира в районе Комсомольского проспекта.
    Современники «Маленькой Веры», «перестроечные» зрители, были глубоко убеждены, что ужасна не жизнь вообще, а только та, которой они жили в годы застоя. В таком случае сейчас фильм должен быть мало кому интересен, потому что почти за двадцать лет выросло новое поколение, не знакомое ни с застоем, ни с перестройкой. Однако картина не только не устарела и не потеряла актуальности, а как будто обрела второе дыхание: снова продаётся и покупается, смотрится и понимается теперь даже правильнее, чем тогда. По-настоящему талантливые вещи всегда выдерживают проверку временем.

  3. Sargas Ответить

    Повторю свой прошлогодний коммент:
    Ну, если отбросить пафосные фразы про “прорыв к свободе”, то о чём вообще фильм? Показывают обычную рабочую семью, в которой отец тянет всё на себе, но от убогости собственного мировосприятия единственным способом свободного времяпрепровождения у него являются алкогольные возлияния. Мать – простая, наивная и немного туповатая женщина, которая старается нивелировать запои отца и по мере сил воспитать детей (что получается весьма не очень). Старший сын – единственный положительный с натяжкой персонаж – имеет нормальную работу, должность и адекватное восприятие действительности. А вот сама Вера – образец тупости, наглости, нигилизма и хамства. Не уважает родителей, не хочет ни учиться ни работать ни нормально проводить время, тупо скачет по койкам и танцулькам. Цепляет “альфача-альфонса”, который открыто глумится над её родителями, живя при этом у них на шее. Ума у этой парочки хватает только на то, чтобы “залететь”. На мой взгляд, в фильме показаны два пути развития для тогдашней молодёжи в условиях советских социальных благ: 1 – можешь жить как человек, как старший брат, 2 – можешь превращаться в быдло, как Вера.
    Что касается развития сюжета, то если бы сняли вторую часть, то она была бы примерно такой по содержанию: отец умер в конце первого фильма, у семьи начались финансовые проблемы, так как зарплаты матери не хватает на всех, Вера не работает и не учится, валяется с пузом на диване и постепенно заплывает жиром. Альфач перестаёт интересоваться подурневшей женой и ходит на лево, да и денег его содержать нет, поэтому он просто уходит, бросая Веру с ребёнком на руках. Понимая, что мать, вера и ребёнок на зарплату матери не выживут, да и 90-е наступают, Вера превращается в типовую РСП – в поисках мужа-оленя, который стал бы содержать её и её высерка-личинку. Возможно, находит такого иванушку-дурочка, не ставит его ни во что, гуляя направо и налево, залетает ещё пару раз…. далее возможны варианты

  4. КоТ_ОбОрМоТ Ответить

    Вокруг «Маленькой Веры» нешуточные страсти разгорелись ещё до выхода картины на экран. Одна из причин — небывалая для отечественного кинематографа острота конфликта. Извечного конфликта между отцами и детьми. Журнал «Советский экран» писал: ««Маленькая Вера» — фильм о молодёжи, но отнюдь не благостный, каких немало пересмотрено нами в прошлые годы, а жёсткий, даже жестокий. Картина выходит на новый, ошеломляющий уровень жизненной правды, и правда эта горькая».
    Сценарий «Маленькая Вера», опубликованный до съёмок фильма, был назван на страницах «Московской правды» произведением, порочащим советскую молодёжь. Почему же дипломная работа недавней студентки ВГИКа Марии Хмелик оказалась вдруг в фокусе особого внимания уважаемой газеты? Одна из причин в том, что отец Маши — известный детский писатель Александр Хмелик в ту пору был главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, где запускалась в производство «Маленькая Вера».
    За Марию Хмелик вступился её учитель, старейший кинодраматург Евгений Габрилович: «Мы привыкли к такому киноискусству, где даже отрицательные, тревожные стороны жизни обильно политы сладким сиропом. А какова жизнь юношества не придуманная, а действительная? Только в последнее время стали появляться кинопроизведения, которые пытаются пробиться к этому малоисследованному предмету. К ним относится и сценарий совсем ещё молодой Марии Хмелик». Габрилович верил в свою ученицу, хотя и предсказывал споры по поводу будущего фильма. Ну а для начала оппоненты «Маленькой Веры» приклеили этой работе ярлык семейственности, поскольку режиссёр фильма Пичул был мужем Марии Хмелик.
    Василий Пичул родился и вырос в Мариуполе. Отец — заводской рабочий, мама трудилась на швейной фабрике. После окончания школы Пичул поступил во ВГИК. Марлен Хуциев принял его в свою мастерскую.
    Молодой режиссёр говорил: «Вообще, после ВГИКа уже ничего не страшно. Он готовит людей для работы в Советском Союзе — то есть в экстремальных условиях. Развивает в тебе стойкость, выживаемость». В 1980 году, во время Олимпиады, Пичул женился на Маше Хмелик — студентке сценарного факультета. Вместе они задумали сценарий фильма «Маленькая Вера».
    На первый взгляд, это банальная история. Вера — обычная портовая девчонка — шатается но городу в сомнительной компании, наведывается на танцплощадку, где городская молодёжь упорно, «стенка на стенку» выясняет отношения под вой милицейских сирен и лай овчарок. Так бы, наверное, все и продолжалось до утомительной бесконечности, если бы не случайная встреча. Полюбив красавца-студента, Вера привела его в дом, назвала мужем и разом преобразилась в заботливую, любящую женщину. Нам показывают жизнь самой обычной семьи. Отец Веры — шофёр. Мать работает на швейной фабрике. Сын стал врачом. Для отца «нормально» напиваться каждый вечер и рявкать на жену, заезженную работой и домом.

    Не найдя с новоявленным зятем общего языка, отец Веры во время одного из застолий пырнул парня ножом. В финале сценария маленькая Вера кончала жизнь самоубийством — её сломала, сломила ненависть, убившая любовь, а значит, и надежду. В фильме от внезапного сердечного приступа умирает отец Веры.
    Известный киновед Лев Аннинский писал:
    «Здесь оба поколения погрязли в полубессознательном прозябании и в совершенно бессознательном взаимном озлоблении.
    «Отцы» и «дети» нежданно-негаданно оказались в состоянии войны. И те и другие щедры на удары ниже пояса. Тут всё возможно, конфронтация поколений чревата любым трагическим исходом: может погибнуть представитель поколений «детей» — как в сценарии; а может — «отцов» — как в фильме. Оба финала в равной степени логичны».

    В главных ролях в «Маленькой Вере» снялись никому не известные молодые артисты Н. Негода и А. Соколов.
    Наталья Негода окончила Школу-студию МХАТа. После института пришла работать в Московский ТЮЗ. И работала — играла зверюшек. Почти ежедневно была занята в спектаклях.
    Андрей Соколов учился в Щукинском училище. Поступил он, как тогда считалось, в зрелом возрасте — в 24 года. Собственно, с «Маленькой Веры» и началась его успешная карьера артиста.

    Родителей Веры с поразительной достоверностью сыграли известные мастера экрана — Юрий Назаров и Людмила Зайцева.
    Актриса рассказывала: «Скажу честно, когда я прочитала литературный сценарий, я ощутила неприязнь. Я знала, что режиссёр — дебютант в игровом кино, как и автор сценария. И подумала, вот в кино пришли молодые, ничего ещё не испытавшие в жизни, но решившие „очернить“ простых, нормальных рабочих людей. Тем самым обратить на себя внимание. Я решила не участвовать в фильме. Но режиссёр Василий Пичул всё же со мной встретился, и мы около двух часов беседовали. Я из этой встречи вынесла главное — никто не стремился разоблачать или кого-то обличать. Авторы стремились лишь к одному — чётко и честно рассказать о главном институте нашей жизни, который мы, к глубокому сожалению, в последние десятилетия стали забывать, — о ячейке общества семье. Это не частная история, а наше общество в разрезе. Мы не привыкли на экране видеть жёсткую правду, касающуюся всех нас».
    Для Зайцевой роль матери Веры была во многом необычной. Многие зрители потом задавали ей вопрос: «Зачем вы за это взялись?» Все почему-то считали, что её героиня отрицательная. Актриса же сочувствовала маме Веры, потому что в её образе видела и себя, и других женщин, которые лишены естественной, нормальной жизни и вынуждены довольствоваться её суррогатом. Один из критиков правильно заметил, что героиня Зайцевой из тех женщин, «которые инстинктивно защищают свой уже давно потухший очаг»…

    Фильм снимали на родине Василия Пичула — в Мариуполе.
    Целое лето съёмочная группа провела в портовом городе: арбузы, огурцы, помидоры, море… «Мы купались, пили вино, загорали… — вспоминает Соколов. — А фильм шёл сам по себе, вроде как — между прочим».
    Наталье Негоде нравилось работать с Пичулом: «Он — режиссёр. С потрясающей интуицией на настроение, на интонацию. Необыкновенно нежен с актёрами — я работала роль совершенно свободно».
    Кстати, в Мариуполе многие решили, что Василий Пичул в фильме «отразил» судьбу своей семьи — у него ведь и младшая сестра есть — и этим её опозорил…
    Ещё до выхода «Маленькой Веры» в прокат прошёл слух: это первый советский эротический фильм. Шокировала же зрителей всего одна сцена с участием Негоды и Соколова, которая сейчас кажется невинной.
    Неожиданные проблемы возникли у Пичула из-за того, что вместо намеченной по плану одной серии сняли две. Госкино эту лишнюю «единицу» студии не засчитал, а потому никто из съёмочной группы не получил оплаты за вторую серию, хотя работали часто даже без выходных. Наоборот. Пичулу выставили штраф за перерасход плёнки.

    «Маленькая Вера» вышла на экраны страны в 1988 году и собрала за 12 месяцев проката 54 миллиона 900 тысяч зрителей. Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался возглас «Позор!» — и большая группа покинула зал. «Мне кажется, что „маленькая Вера“ — это не просто моя героиня, — рассуждает Негода. — Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».
    Фильм вызвал горячие и яростные споры, о нём много говорили и писали. Одних картина привлекала предельной объективностью, честностью нашей обыденной жизни. Другие возмущались по поводу изображения эротических сцен, обвиняли авторов в «очернительстве», считали, что лента способствует проникновению «разврата», «бездуховности», особенно по отношению к молодым.

    Людмила Зайцева отстаивала свою точку зрения: «Этот фильм — исповедь. Фильм о той жизни, которая рядом с нами. Он о нас с вами, о том, как общество смогло допустить, чтобы бездуховность расцвела таким махровым цветом, чтобы происходило омертвление нравственных категорий. Мне нравится позиция режиссёра, она не „разрушительная“. Воедино здесь соединяются любовь и сострадание. Мне очень грустно, что многие этого не понимают».
    Критики отметили, что в «Маленькой Вере» совершенно нет стилистических изысков, зато достигнуто редкое единство между сюжетом, манерой повествования, изобразительными решениями (оператор Е. Резников, художник В. Пастернак), игрой актёров, достигающих полного соответствия между ситуацией, жестом, репликой и интонацией.
    В США «Маленькую Веру» рекламировали как первый советский сексуальный боевик. Интеллектуалы говорили Пичулу: раньше по вашим фильмам нельзя было догадаться, что у советской женщины есть грудь. Но тут же и добавляли: вот какое у вас теперь честное, свободное кино, это всё стало возможно благодаря политике, благодаря Горбачёву. А многие видели в «Маленькой Вере» просто жизненную историю.

    А потом посыпались награды. «Маленькая Вера» получила специальный приз на кинофестивале в Монреале, премию ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма в Венеции, призы Н. Негоде за женскую роль на фестивале в Чикаго и на фестивале молодых актёров в Женеве, премию «Феликс-89» за сценарий, главный приз на кинофестивале дебютов в Анже…

    1988 году Негода удостоилась «Ники» как лучшая актриса Советского Союза. Потом она снялась для журнала «Плейбой», сыграла в фильме «В городе Сочи тёмные ночи», вышла замуж, стала домохозяйкой и поселилась в Америке…

    Интересные факты

    На фильм невозможно было попасть. Билеты на все сеансы раскупили за несколько дней. Чтобы посмотреть «Маленькую Веру», народ штурмом брал кинозалы — разбивал окна, срывал двери с петель.
    В числе возненавидевших картину был и Михаил Горбачев. Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче он рвал и метал, когда увидел на экране «непристойные вещи».
    «Веру» продали в 12 стран мира. Там она принесла баснословные прибыли и собрала огромное количество наград. Негода колесила с фильмом по миру и даже выступила соведущей на церемонии вручения «Оскара», а в мае 1989 первой из советских женщин снялась для «Плейбоя». Слоган «Из России — с любовью!» стал самым популярным на Западе.
    Четыре года Василий Пичул искал деньги, и неизвестно, как сложилась бы судьба «Маленькой Веры», если бы не поддержка режиссера-постановщика «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Татьяна Михайловна тогда была депутатом и делегатом перестроечных съездов. Где-то она замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом…
    Постельную сцену снимали всем составом. Негоду и Соколова окружили 25 человек: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел… Оператор говорил актерам, что надо делать, как двигаться. Кстати, обнаженка Негоде стоила личного счастья. Именно постельная сцена поставила точку в ее трехлетнем романе с Ефремовым-младшим.
    Василий Пичул решил снять продолжение некогда популярного фильма. По его задумке действие картины будет происходить в Москве и Америке. Главные герои — подросшие дети Негоды и Соколова. Актеры уже получили приглашение сыграть самих себя, но пока согласия на участие в этом проекте не дали. Наталья Негода живет в Лос-Анджелесе, она не снимается, ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается.

    Смотреть фильм «Маленькая Вера» онлайн

    Режиссер: Василий Пичул.
    Сценарист: Мария Хмелик.
    Оператор: Ефим Резников.
    Композитор: Владимир Матецкий.
    Художник: Владимир Пастернак.
    СССР, киностудия им.Горького, 1988г.
    Премьера: октябрь 1988г.
    Специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго в 1988 году и на фестивале молодых актёров в Женеве в 1989 году, премия «Феликс» за сценарий в 1989 году, главный приз на МКФ дебютов в Анже в 1990 году. Ника — 1989 год, 1- место. Венецианский кинофестиваль — 1989 год, 1- место. Европейская киноакадемия — 1989 год, 1- место.

  5. Mezil Ответить

    Первая ассоциация, что сразу приходит на ум при очередном просмотре Маленькой Веры-это реальность, которую мы имеем сейчас, но которая была написана Мариной Хмелик и снята Василием Пичулом 30 лет назад.
    1987-1988 гг. доживающая свой век советская реальность, когда старое было безвозвратно разрушено, а новое построить ещё только предстояло. Нет идеалов, ведь мы уже не строим коммунизм, диаметрально противоположно сместились ориентиры, моральные принципы умирают вместе со страной И что вы хотите увидеть в только что окончившей школу девушке, живущей в промышленном городке на берегу моря, воспитанную вечно работающей матерью и чаще всего пьяным отцом в условиях 1988 года? Что-то лучше? А было ли? Все фильмы того периода отличаются своеобразной грустью и невообразимой яркостью тогдашней молодежи, достаточно вспомнить Аварию-дочь мента и ещё с пару Другой вопрос, какой была яркость? Мы её расцениваем как отрицательную(в наше то время всё намного хуже), а тогда это было нормой.
    Обыденная жизнь. Всё течет, да только ничего не изменяется. Как тут не влюбиться в 18 то лет, как не погулять на полную катушку, как не поиграть с законом и с родителями? Молодая, бесшабашная Вера, да глуповата, да, слегка примитивна в своих желаниях, но позвольте, режиссёр четко обрисовывает нам пейзажи, в которых течёт её жизнь и где уж тут набраться высокоморальных ценностей в промышленном то городишке с мамой-оператором швейной фабрики и папой- водителем Камаза? Запросто пойти с красивым парнем после драки на дискотеке, наутро спросить Ты меня любишь-Ну естессна , а через неделю сказать Я беременна, но он же жениться не отказывается . И брат Виктор, выбившийся в люди и привыкший судить в провинции по московским взглядам, вроде как оплот правильности и урок, вот мол, потрудишься и всего добьёшся, да только так ли это? И Сергей, вдруг полюбивший эту девушку, да только не смирившийся с её тупыми родителями? Он то знает, что бывает по другому. И вся эта серость, в виде пьяного отца и усталой, больной матери, которая махнула на Веру рукой, только б вызов из училища пришёл, ведь быть телефонисткой лучше, чем горшки в садике мыть И даже поножовщина вещь вполне обычная. Ну не бывает при столкновении двух разных культур и поколений мягкого удара.
    Это жизнь. Жизнь как она есть. Неужто сейчас в провинции что-то изменилось? Где-нибудь в далёком городке на берегу безымянного моря кто-то влюбляется, кто-то дерется, кто-то пьёт, а кто-то пишет стихи, наподобие тех, что писала подруга Веры Беззащитный человек утопает в море, Хоть улыбка на лице, а какое горе Она, кстати и позу из йоги хорошую знала, Ха называется.
    Вообщем, фильм на года, на года вперед.
    Не могу не отметить игру актёров. Негода, Соколов, Назаров, Зайцева, Негреба, Табакова Нигде не слышал, что бы эти актёры перед съёмками наблюдали за жизнью обычных людей, но образы свои воплотили прекрасно.
    За замечательный фильм конца 80-х, за отлично переданную атмосферу, которая ощущается в нём до сих, за сюжет, который потряс тогда и смотрится актуальным сейчас:
    10 из 10

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *