Глаголы какого вида используются в описании в повествовании?

10 ответов на вопрос “Глаголы какого вида используются в описании в повествовании?”

  1. Телохранитель Ангела Ответить

    Проблема повышения коммуникативной компетенции учащихся является актуальной в школьной практике. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка, осведомленность в правилах построения текста и отборе языковых средств. К области коммуникативной компетенции относится и вопрос употребления единиц языка в речи.
    Функциональный подход к изучению единиц языка раскрывает возможности грамматических форм в создании текста. В художественном тексте грамматические формы, помимо своего основного назначения – быть средством коммуникации, сообщения, несут дополнительную нагрузку, являясь художественным средством изображения действительности. Большие возможности в указанных аспектах имеет глагол. При изучении единиц языка на основе функционального подхода реализуется единство «формы – значения – функции», образующее теоретические основы научной концепции курса русского языка в школе.
    Соединение линий языка и речи происходит на “речевом фрагменте“ урока грамматики. “Речевым” мы называем фрагмент урока, содержание которого включает вопросы функционирования единиц языка в речи. Система “речевых фрагментов” вместе с уроками обучающего изложения и обеспечивает повышение коммуникативной компетенции учащихся благодаря знаниям школьников о текстообразующей и выразительно-изобразительной функциях глагольной формы и умениям сознательного употребления грамматических форм для реализации авторского замысла в тексте.
    “Речевые фрагменты” темы “Виды глаголов”.
    1 этап. Целевая установка этапа состоит во введении понятия “роль глаголов в тексте”, ознакомлении учащихся с функциями гла­голов совершенного и несовершенного вида: текстообразующей и изобразительно-выразительной.
    “Речевой фрагмент” N1. Введе­ние понятия “роль глагола в тексте”.
    “Речевой фрагмент” проводится после ознакомления учащихся с грамматическим материалом.
    – Какую роль выполняют глаголы совершенного и несовершенного вида в тексте? Для ответа на этот вопрос проведем наблюдения за глагольными формами в тексте.
    Прочитаем текст N1 (модель текста: повествование в прошедшем времени).
    Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами до­мой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим армяком, сбегал … за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать.
    (По И.С.Тургеневу )
    – Как можно озаглавить текст? (Герасим нашел Муму. Находка.)
    – Определите тип речи. (Повествование)
    – Подчеркните глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. (Поглядел, подхватил, сунул, пустился, вошел, уложил, прикрыл, сбегал, поставил.)
    – С помощью глаголов какого вида передается последователь­ность действий в рассказе? (Совершенного вида.)
    Вывод. Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте – повествовании.
    – Прочитаем текст N2 (модель текста: описание в прошедшем времени).
    Муму была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Она будила его по утрам, дергая за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к каморке.
    (По И.С.Тургеневу)
    – Как можно назвать текст? (Как вела себя Муму. Описание поведения Муму.)
    – Определите тип речи. (Описание.)
    – О каких действиях – единичных или повторяющихся – говорится в тексте? (Повторяющихся.)
    – Подчеркните глаголы, которые обозначают повторяющиеся действия. Определите их вид. (Будила, приводила, отправлялась, караулила, не подпускала – несовершенный вид)
    – Есть ли в тексте глаголы, которые обозначают постоянные признаки, свойства? Подчеркните в тексте эти глаголы и определите вид ( Была умна, ласкалась, любила – несовершенный вид)
    Вывод. Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся действия, постоянные свойства и используются в описании.
    При подведении итогов урока учащиеся говорят и о функционировании глагольных форм совершенного и несовершенного вида в тексте.
    “Речевой фрагмент” N2. Введение понятий “текстообразу­ющая функция глагола”, “изобразительно-выразительная функция гла­гола”.
    – Цель нашей работы над текстом – определить роль глаголов совершенного и несовершенного вида в построении текста, понять, как глагольные формы помогают автору выразить свою позицию.
    Мы продолжаем работать над текстом рассказа И.С. Тургенева “Муму”. Герасим нашел щенка в тине у берега, принес домой, выхо­дил, выкормил, и собака страстно привязалась к нему. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного хозяина.
    Прочитаем новый текст. Подумайте, как можно его озаглавить.
    Текст
    (модель текста: повествование в прошедшем времени + экспози­ция + описание в прошедшем времени)
    В один прекрасный летний день барыня расхаживала по гости­ной. Она смеялась и шутила. Со сладкой улыбкой барыня подошла к окну и в палисаднике увидела Муму.
    – Боже мой! – воскликнула барыня. – Да она премиленькая собачонка.
    Лакей принес Муму в гостиную. Она тоскливо оглядывалась и не трогалась с места. Степан поставил перед Муму блюдечко с молоком, но она даже не понюхала и все дрожала и озиралась по-прежнему.
    Барыня нагнулась, чтобы погладить ее, – Муму судорожно по­вернулась и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку.
    (По И.С.Тургеневу)
    – Составим модель схемы текста, для этого выберем глаголы, организующие развитие действия, расположим их цепочкой. Какие глаголы организуют сюжетную цепочку? (Глаголы совершенного вида) – Найдите глаголы несовершенного вида. Какую роль в тексте они выполняют? (Расхаживала, смеялась, шутила – глаголы экспозиции; оглядывалась, не трогалась, дрожала, озиралась – глаголы описания)
    – Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку – они строят текст-повествование, поэтому эту роль (функцию) глаголов совершенного вида называют текстообразующей. Глаголы несовершенного вида организуют экспозицию – они тоже выполняют текстообразующую функцию. Другие глаголы несовершенного вида описывают состояние Муму – они организуют фрагмент описания, значит, и они выполняют текстообразующую функцию.
    Модель схемы текста

    – Давайте обратим внимание на глаголы, которые создают образ Муму, и рассмотрим их в модели текста:

    На первый взгляд, собачка очень боится барыни, незнакомой обстановки гостиной. Автор описывает состояние Муму после каждого шага развития действия – наступления барыни и ее окружения, слов­но хочет показать нам процесс противостояния Муму барыне: когда все окружающие ловят каждое слово и пытаются угодить барыне, она, собачонка, ласковая ко всем дворовым, пытается противостоять на­сильственным действиям – оскалила зубы. Выходит, что эти глаголы не рядовые в тексте, они создают художественный образ. Эта функция глаголов в тексте называется изобразительно-выразительной. Поясним: изобразительные глаголы, то есть “рисующие” образные картины, образ; выразительные, то есть передающие с разной силой выразительности (экспрессии) те или иные мысли и эмоции, отношение автора к описываемому предмету, явлению, событию. Вот как глагольные формы помогают автору выразить свою позицию.
    Вывод. Глаголы совершенного вида, обозначая последовательные действия, выполняют текстообразующую функцию организации сюжета.
    Глаголы несовершенного вида, обозначая действия длительные, действия – описания предмета, тоже выполняют текстообразующую функцию – они организуют статические картины: экспозицию, фрагменты описания.
    Глаголы могут создавать в тексте художественный образ, реализуя авторскую оценку событий, героев, и выполнять изобразительно-выразительную функцию.
    2 этап – тренировочные упражнения. Целевая установка этого этапа – формирование умений опознавать глагольные формы совершенного и несовершенного вида в их текстообразующих и выразительно-изобразительной функциях в тексте, сравнивать по роли в создании текста; формирование коммуникативного умения обосновывать выбор автором языковых средств.
    “Речевой фрагмент” урока 3.
    – Цель нашей работы с текстом – определить, зачем употребляются автором глаголы совершенного и несовершенного вида, какую роль они выполняют в тексте сказки К. Паустовского “Стальное колечко”. Прослушайте текст, подумайте, как его можно озаглавить. (Встреча весны).
    Текст
    (модель текста: повествование в прошед­шем времени + описание прош. вр.)
    Только вечером Варюша сняла колечко со среднего пальца и на­дела на безымянный, чтобы случилась большущая радость.
    Встала она рано и вышла из избы. Тихая и теплая заря занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. На опушке остановилась, прислушалась: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, буд­то в нем сидел жук-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине.
    Варюша стояла, слушала. Ее глаза светились, на лице играла улыбка. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши. Навстречу ему заку­ковала кукушка. Девочка не знала, что мимо нее прошла весна.
    Варюша засмеялась громко, на весь лес.
    (По К.Паустовскому)
    – Назовите (подчеркните) глаголы, организующие развитие сюжета. Определите их вид.
    При ответе учащихся уточняется, в какой части текста эти глаголы употреблены:

  2. CrazyBoyTheNoob Ответить


    В описании человека могут использоваться глаголы различной семантики. Чаще всего это семантически недостаточные слова, указывающие на наличие, проявление или изменение признака (бывает, делается, становится, кажется, выглядит и др.), состояние (прекрасное не трогает; драпируются в чувства), производимое впечатление (нравятся). При характеристике человека могут употребляться и глаголы, обозначающие действия (говорит, носит, ходит и др.).
    В отличие от повествования использование глаголов в описании не связано с изображением событий, они обозначают обычные, типичные действия как постоянный признак лица. В этом случае характерно использование глаголов в форме настоящего времени с особым грамматическим значением.
    Время действия расширено или не локализовано – действие представлено как обычное, повторяющееся, способное происходить и в момент речи.
    “Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.
    Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами – иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии” (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
    Иногда описание действий может передавать характерную смену событий, действия следуют друг за другом, что сближает такое описание с повествованием. Такой тип речи можно рассматривать как разновидность динамического описания.
    “Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи” (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
    Характеристика может включать и элементы рассуждения (причинно-следственные отношения). Рема в таких предложениях является сложной, двухвершинной, актуальное членение носит ступенчатый характер (в составе ремы также можно видеть соотношение данного и нового).
    “Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою” (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
    В описательных текстах встречается статуальная доминанта. Средством ее выражения выступают слова категории состояния (холодно, светло, пасмурно, душно и др.), краткие прилагательные и причастия (молчалив, спокоен, виден, неподвижен, наполнен звуками и др.), безличные глаголы (темнеет, не спится и др.), абстрактные существительные (сон, темнота, сумерки и др.).
    Статуальная доминанта может выражаться при помощи глаголов, называющих состояние, проявление признака, пространственные отношения и другие свойства предметов, развивающиеся во времени. Обычно такие глаголы, как и глаголы-связки, в описании непосредственно наблюдаемого повествователем явления стоят в форме настоящего времени (наблюдатель и наблюдаемый объект существуют в одном времени).
    “Солнце только что скрылось, еще светло, но в жарком меркнущем воздухе, в синеватой неопределенности неба, над кипарисами Алупки, уже реют и дрожат чуть видные, как паутина, летучие мыши” (И.Бунин «Алупка»).
    “Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижимо, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну” (И.Бунин «Ночь»).
    Головкина С.Х., Смольников С.Н.
    Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

  3. Дерзкая Ответить

    В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно
    разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает
    отличительными признаками.
    По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
    повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
    описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
    рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
    Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php bugaga.net.ru
    Описание
    это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем
    перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
    описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
    волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
    его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
    и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
    или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
    проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
    описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в
    любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно
    полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.
    Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле
    разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и
    существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
    различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня —
    ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3
    см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим
    вкусом.

    2. Липовые
    яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на
    солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине
    чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как
    гремят семечки.

    (По В. Солоухину)
    Повествование
    — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
    последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
    следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
    является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
    Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
    Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным
    местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме
    прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность,
    одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени
    несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его
    длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы
    происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с
    частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать
    стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких
    жанрах, как воспоминания, письма.
    Пример повествования:
    Я стал гладить
    Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А
    ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он
    надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

    (Б. Житков)
    Рассуждение
    это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова:
    первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать
    или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
    аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Тезис должен быть четко доказуемым,
    четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве,
    чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также
    между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
    Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются
    вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким
    образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример
    рассуждения:
    Развитие
    значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).
    Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание,
    отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает
    вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
    Слова-термины, обозначающие
    отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка»,
    произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться,
    воткнуть (ткнуть).

    Во всех этих случаях исходное конкретное значение
    приобретает в языке более абстрактный смысл.
    Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.
    < Способы подчинительной связи в словосочетании Склонение количественных числительных >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  4. Samum Ответить

    При определении понятия можно использовать сравнение, контраст, пример-иллюстрацию
    (Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).
    Объяснение
    Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,
    Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.
    Характеристика
    Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).
    Смотрите нашу презентацию по этой теме:
    Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.
    Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

  5. Blondik Ответить

    Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.
    Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.
    Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы ( доказательства, доводы) , вывод (общий итог) .
    Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)
    Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др. , обозначающие время и место события.
    Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
    Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п. , обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др. , обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т. п. , нередко заключающие текст.
    Повествование может быть представлено серией назывных предложений
    Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 2 3 4 ).
    Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.
    Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.
    Описание может быть представлено серией назывных предложений.
    Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т. п. , может быть обозначена абзацным членением.
    После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему… , Это значит… , Это можно доказать (объяснить) так…
    В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственныхсвязях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т. п. ) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т. п.
    В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *