И тогда епископ корсунский с попами крестили владимира в каком веке?

15 ответов на вопрос “И тогда епископ корсунский с попами крестили владимира в каком веке?”

  1. Sazilkree Ответить

    Отвергнутое сватовство ни в одном древнерусском тексте, кроме Особого жития, не является причиной похода на Корсунь. В представлении людей XI в. война и не нуждалась в дополнительных объяснениях. Князь был обязан ходить в походы, чтобы содержать свою дружину. Если поход был неудачным, то летописец пускался в рассуждения, а стоило ли его предпринимать. Если же все складывалось успешно, то и никаких сомнений в его необходимости не возникало. Единственная сложность с реальными обстоятельствами Корсунской войны была в том, что недавно крестившийся князь захватил христианский город, к тому же принадлежавший его союзнику. Но эта проблема, как видно из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и ПрЖ, была успешно решена. Походу была придана благочестивая мотивировка: князь хотел привести на Русь учителей христианства для народа.
    В Корсунской легенде князь был еще язычником, и ни в каких дополнительных объяснениях его действия не нуждались. Нарушение логики возникает исключительно в летописи, где рассказ о походе помещен в середину пространного рассказа о крещении Руси. А.М. Ранчин указывает, что интерпретация похода на Корсунь как завоевания веры принадлежит исследователям, а не летописцу.663
    Корсунская легенда сама по себе очень последовательна: князь отправляется на очередную войну, захватывает греческий город и, преисполнившись гордости, посылает со сватовством к греческим царям. Ему отвечают согласием с единственным условием: он должен креститься.
    Исторической основой Корсунской легенды были захват города и пышная свадьба Владимира и Анны. Судя по разноречивым указаниям на разные храмы как на место крещения князя, предание о том, что Владимир принял христианство именно в Корсуне, появилось в Крыму. В конце XI в. клир Десятинной церкви успешно пропагандировал его в Киеве. Тогда же были внесены изменения в рассказ о варягах-христианах. Вопреки действительности утверждалось, что Десятинная была построена на месте их двора. Реальные варяги, конечно, не могли жить посреди могильника (см.: Гл. 2. 3). Почему монах Печерского монастыря, составлявший Начальный свод в 1091 г., так доверял клиру Десятинной церкви, не известно.
    Большинство исследователей считают, что Владимир хотел вынудить императоров отдать ему обещанную невесту. Д. Л. Талис предположил, что второй целью похода было уничтожение Херсонеса как города, через который византийцы натравливали печенегов на Русь. А. Поппе считает, что русский князь, уже женатый на Анне, подчинил восставший Херсонес своему шурину. А. В. Гадло полагал, что целью Владимира был захват Южного Крыма.664
    Эта точка зрения, как мы увидим дальше, лучше всего согласуется с действительностью.
    Всем этим исследованиям присуща одна общая точка зрения – Херсон был полностью разорен Владимиром. С. А. Беляев на основании собственных многолетних раскопок в Западном районе города и детального анализа археологических открытий прошлого и современности пришел к выводу, что Херсонес не был разрушен. В конце X в. происходит замена больших базилик на маленькие храмы-часовни. На какое-то время запустел только Западный район Херсонеса, но это не было связано с тотальными пожарами или какими-то другими военными событиями. С войной можно связать лишь несколько общих могил и невостребованные клады. При этом сам С. А. Беляев убежден, что Владимир крестился в Корсуне. В пользу правильности такой точки зрения, по его мнению, свидетельствует не только то, что город не был разрушен, но и заново исследованная им «базилика на холме». Она была возведена на месте прежней из материалов, полученных от ее разборки. Базилика стояла на естественном холме, но от нее в направлении к «Западной базилике» шла обширная площадка, покрытая нивелировочной засыпкой толщиной ок. 1 м. Это соответствует сообщению летописи о строительстве князем храма «на гор?, иже ссыпаше среди града, крадуще приспу».665
    Непрерывная городская жизнь продолжалась в Херсонесе вплоть до конца XIV в.666
    Это очень важные выводы, но они не противоречат предположению о захвате города князем-христианином. Строительство св. Владимиром храма в городе не обязательно было связано с его крещением. В разных летописях и житиях он назван по-разному. В Начальном своде и Лаврентьевско-Троицкой редакции «Повести временных лет» он остается безымянным. Во всех списках Ипатьевской редакции «Повести временных лет» церковь посвящена Иоанну Предтече, а в ЖВ – св. Василию. Либо уверенности в том, как назывался на самом деле храм, не было, либо Владимир построил их несколько. В связи с этим можно высказать предположение, что сейсмическая волна октябрьского землетрясения 989 г. дошла и до Крыма. Следов таких катастрофических последствий, как в Константинополе, не видно, но часть крупных построек могла прийти в аварийное состояние. В качестве архонта св. Владимир мог принять участие в работах по разборке старых храмов и возведению новых.
    Захват Херсонеса очень хорошо вписывается в общую направленность военно-политической деятельности св. Владимира во второй половине 980-х гг. С одной стороны, это было продолжение Волжско-Каспийского направления его отца. Владимир сначала пошел на вятичей, бывших данников хазар, когда-то покоренных Святославом. Затем он двинулся на Волжскую Болгарию. Цель этих действий была одна – обеспечить бесперебойную торговлю по Балтийско-Волжскому пути. В то время устье Волги фактически контролировал ширван-шах Мухаммед, который помог разгромленным во времена Святослава хазарам вернуться на прежнее место. Болгары-мусульмане были его единоверцами, и это могло способствовать сложению совершенно нежелательного для Руси альянса. Победа над Волжской Болгарией и заключенный с ней мир способствовали дальнейшим успехам св. Владимира. В следующем году он ходил на хазар, и ему удалось опять поставить под контроль устье Волги. Святослав во время своего похода на Северный Кавказ на ясов и касогов захватил и Таманский полуостров.667
    Если Тмуторокань был во времена Ярополка потерян, то Владимиру пришлось возвращать и этот город. В результате одержанных побед ему удалось полностью установить контроль над всеми ответвлениями Волжского пути (см.: Гл. 2. 4).
    Объем восточной торговли неуклонно падал не только из-за военно-политических обстоятельств на Балтийско-Волжском пути, но и в силу внутреннего положения в странах Арабского халифата. Фактически он распался на ряд самостоятельных владений, которые сами продолжали дробиться. Успехи византийских императоров в войнах с арабами и возвращение ими целого ряда территорий было как раз обусловлено этими процессами. К концу 980-х гг. на грани развала была Среднеазиатская держава Саманидов, из которой поступал основной объем серебряных дирхемов.668
    В этих обстоятельствах все больше увеличивалось значение торговых связей с Византией.
    В VIII в. все крымские владения Византии, побережье Меотиды (Азовского моря), Таманский полуостров и Зихия к югу от него были под властью хазарского каганата. Херсонес, видимо, никогда не подчинялся хазарам. В 830 г. каган обратился к императору Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости на Дону, того самого Саркела (Белой Вежи), который был впоследствии захвачен Святославом. Тогда же была основана Херсонская фема в Крыму, которую еще называли Климаты.669
    В нее входило и Готское княжество со столицей в Доросе (Мангуп). Готская епархия, как и Херсонская, существовала с IV в., и обе сохранялись даже под властью хазар. Восточный Крым, видимо, оставался в составе каганата вплоть до походов Святослава, когда князю, судя по всему, удалось захватить Боспор (хазарский Керц, русский Корчев). Но во времена Иоанна Цимисхия в Боспоре уже упоминается стратиг Империи.670
    На Крымской стороне Керченского пролива утвердилась Византия.
    Херсонская фема была объектом интересов русских князей уже в первой половине X в. В договоре Игоря с греками 944 г. есть статья «О Корсуньсц?и стран?». Она содержит запрет русским князьям под каким-либо предлогом воевать на территории фемы. В обмен императоры обещают князю военную помощь: «Аще просить вой от насъ князь рускый, дамы ему, елико будеть треб?, и да воюеть». В договоре не сказано, против кого эта помощь оказывается, но ясно, что это могли быть какие-то общие враги, вероятнее всего, хазары.
    Поход на Херсонскую фему был логическим завершением военных кампаний св. Владимира на Юге. Херсонес был не просто центром византийских владений на северном берегу Черного моря. Это был ключевой пункт, который контролировал плавание вдоль всего побережья. Недаром в Южной бухте восточнее развалин Херсонеса в XVIII в. был основан Севастополь, база русского флота. Захват Таманского полуострова был важным достижением, но он не давал контроля над Черным морем.
    Точная хронология походов Владимира до крещения отсутствует. В Начальном своде и «Повести временных лет» война с Болгарией датирована 985 г. Тогда хазарский поход относится к 986 г. Вероятно, поход на Херсонес планировался тогда же. Крещение Владимира и союз с императорами отложили его, но не изменили намерений князя. То, что Анна не приехала вплоть до весны 989 г., не могло быть предлогом для войны с Империей. Ясно, что в разгар боевых действий с сомнительным исходом было невозможно требовать отправки невесты. Либо Владимир решил округлить свои владения, пока позиции императоров не укрепились, либо передача Херсонеса Руси входила в соглашение с Византией. Императоры были в безнадежном положении и могли пойти даже на такую уступку.
    Зная особенности византийской внешней политики и дипломатии, можно предположить, что, согласившись на передачу города, Василий тем не менее предупредил Херсонес о надвигавшейся опасности. Учитывая наличие в городе по крайней мере двух «приятелей» русского князя, можно не сомневаться, что и св. Владимир своевременно узнал о подготовке к осаде. Такое предположение может показаться излишней модернизацией событий, но посмотрим, что писали об организации разведывательной службы в те же годы в самой Империи. «Доместику и пограничным стратигам разрешается иметь катаскопов (соглядатаев. –
    Н.М.
    ) не только среди болгар, но и среди других пограничных народов, обитающих в землях печенегов, и турок (венгров. –
    Н. М.
    )у и росов, чтобы ничто из замышляемого ими не оставалось нам неизвестным. Иногда пленные, захваченные вместе с женами и детьми, принесут больше пользы, чем иные из катаскопов. Связав их обещанием стратигов предоставить им свободу вместе с женами и детьми, их следует направить на разведку, и когда они возвратятся после изучения всего того, что касается их соотечественников, они расскажут только правду».671
    Поневоле возникает вопрос, не был ли и Анастас связан с русским князем с помощью мер, практиковавшихся его соотечественниками.
    Если св. Владимир был христианином и собирался присоединить Корсунь к своим владениям, то у него не было никаких оснований разрушать город. Наоборот, он был заинтересован в том, чтобы показать себя милостивым правителем. К сожалению, мы никогда не узнаем, что именно он передал императорам Василию и Константину через своих послов. В результате переговоров какое-то одинаково приемлемое для Руси и Восточной Римской империи соглашение было достигнуто. Судя по тому, что о захвате города сообщает только непосредственный современник события, а последующие хронисты об этом молчат, мир сочли ненарушенным. Багрянородная невеста Владимира отправилась в Херсонес.
    Если город был взят в конце июля, то в том же году могла прибыть в Тавриду и Анна. В скорейшем заключении брака теперь были заинтересованы обе стороны. Для Владимира это был вопрос престижа, для императоров опять насущная необходимость. Они не могли отнять у Владимира Херсонес силой. Но после того, как он стал их шурином, можно было представить дело так, что он стал архонтом Херсонеса, полностью подчинявшимся Империи. Похожая ситуация видна на примере уже упоминавшегося Давида Багратуни. В грузинских и армянских источниках он именуется царем Тао-Кларджети (Тайка), а в византийских он титулуется исключительно придворным византийским титулом куропалата.
    А. А. Шахматов и М. Д. Приселков полагали, что предатель Анастас стал епископом Киевским. Однако он назван так только в Чудовской (3-й) Распространенной редакции ЖВ и в позднем Московском житии начала XVII в.672
    А. Поппе показал бездоказательность предположения М. Д. Приселкова о подчинении Русской церкви при Владимире Охридской (Болгарской) патриархии или Херсонской архиепископии. Митрополия была основана вскоре после крещения Руси, и на нее был переведен из армянской Севасты митрополит Феофилакт.673
    Польский ученый полагает, что это произошло в 989 г., но более вероятным представляется, что это было после 995 г.674
    В Грамоте о десятине, данной Киевской церкви Богородицы в этом году (текст сохранился в составе Церковного устава Владимира), не упоминаются ни современный Владимиру Константинопольский патриарх, ни Киевский митрополит. Вместо этого сказано об учреждении Русской епископии при патриархе Фотии (867 г.).675
    Текст Устава сохранился только в редакции не раньше конца XII в. Редактор сделал Фотия современником Владимира, а в качестве русского митрополита в разных списках называются то Михаил, то Леон (см.: Гл. 4. 1). Молчание грамоты, данной Десятинной церкви, о современном св. Владимиру Константинопольском патриархе соответствует реальности. Патриарший престол в 995 г. был вакантным: Николай Хрисовергумер в 991 г., а его преемник Сисиний был поставлен только в 996 г. Видимо, и Киевского митрополита тогда еще не было. Не упоминает о нем и летописная статья об освящении Десятинной церкви.
    В течение 989–996 гг. Русская церковь должна была как-то управляться. Предположение об участии в управлении Херсонского архиепископа выдвигалось давно. Полемизируя с этой точкой зрения, А. Поппе отмечает, что согласно нотациям Константинопольского патриархата Херсонский архиепископ никогда не имел подчиненных ему суффраганов.676
    Однако из писем патриарха Николая Мистика (901–907, 912–925) видно, что этой архиепископии придавались и миссионерские обязанности.677
    Одной из официальных мотивировок похода на Корсунь была необходимость привести на Русь учителей для народа. Владимир вполне мог настаивать на включении Корсуня в состав своих владений именно как центра христианского просвещения Руси.
    В летописях под 988 г. говорится, что св. Владимир вывез из Корсуня иконы, священные сосуды и мощи святых, в том числе св. Климента, папы римского, и его ученика св. Фива. В Новгородской 1 летописи младшего извода под 989 г. сказано, что Владимир привел на Русь митрополита, не названного по имени, и епископов. Именно из херсонитов был первый новгородский владыка, Иоаким Корсунянин.
    Согласно перечню епископов, помещенному перед основным текстом Новгородской 1 летописи по Комиссионному списку, Иоаким пробыл им 42 года. В Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи смерть Иоакима датирована 1030 г. Из перечня известно, что какое-то время кафедра оставалась незанятой, а вместо епископа был его ученик Ефрем, учитель новгородских детей, один из которых и стал летописцем.678
    Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в один год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/ 990 и 1030/1031 гг.
    Херсонский архиепископ не мог иметь суффраганов, но Иоаким не обязательно им был. На первых порах он мог действовать как миссийный епископ на севере Руси. Херсонский архиепископ тогда занимался просвещением Киевской земли и прилегавших к ней территорий. Судя по всему, Анну сопровождал к Владимиру митрополит Феодор Ефесский, но он не остался на Руси, а вернулся в свою епархию.679
    Летописец сообщает, что Владимир отдал Корсунь «в вено» за Анну в том же году, когда женился. «Память и похвала» Иакова Мниха и ПрЖ вообще не упоминают о судьбе города после крещения. Летописный рассказ, а за ним и ЖВ сообщают, что князь вывез из города многочисленные трофеи. Это были не только священные предметы, но и памятники античной скульптуры. В статье 988 г. упомянуты «м?дяне 2 капищи и 4 кон?м?дяны, иже и нын?стоять за святою Богородицею, яко иже нев?дуще мнять я мраморяны суща». Церковь Богородицы была заложена в 991 г. после засыпки старого городского рва и сноса валов и курганных насыпей.680
    Владимир мог вывезти скульптуры сразу, но мог сделать это гораздо позже, уже тогда, когда план нового Киева был ясен хотя бы в общих чертах.
    На первых порах императорам пришлось согласиться с притязаниями Владимира на Корсунь, но продержаться там ему удалось очень недолго. Надписи и печати Херсонеса вообще не отражают этого периода.681
    А. В. Гадло, полагавший, что князь не собирался отдавать Корсунь, не объясняет, почему же он все-таки с ним расстался. Для этого должны были быть очень серьезные причины.
    Константин Багрянородный подробно объясняет, как следует использовать против Руси печенегов.682
    В «Повесть временных лет» летописец вставил два предания о войнах с печенегами, которых не было в НС. Это рассказы о поединке юноши-кожемяки с печенежским богатырем (992) и о том, как осажденные белгородцы обманули степняков (997). В этих рассказах все кончается торжеством Руси, но сохранилось и другое, подлинное, а не легендарное известие. Это запись о поставлении церкви св. Спаса в Василеве в память спасения князя. Она помещена уже в НС после рассказа об освящении Десятинной церкви. Св. Владимир проиграл печенегам бой под городом, бежал и был вынужден спрятаться под мостом, чтобы не попасть в плен. Это произошло в день Преображения Господня, в честь чего и был построен храм. Рассказ помещен под 996 г. после сообщения об учреждении десятины для церкви Богородицы с весьма приблизительным хронологическим указанием «по сихъ же». Сведения о даровании десятины церкви Спаса есть в грамоте Десятинной церкви, читающейся в Уставе Владимира.683
    Следовательно, это реальное событие, произошедшее вскоре после 995 г. Эти разрозненные свидетельства говорят, что обстановка в печенежских степях резко обострилась. На какое-то время сообщение Киева с Крымом по Днепру могло вообще прерваться.
    В начале 990-х гг. произошло и другое событие, которое резко ухудшило положение Руси. Эмир Хорезма Маммун Ибн Мухаммед освободился от власти Саманидов и стал независимым правителем. Очень скоро он помог хазарам вернуться в низовья Волги с условием принятия ими ислама.684
    Теперь возникла прямая угроза русским владениям на Нижнем Дону и на Таманском полуострове. Это был второй выход в Черное море: по Волге и через волок на Дон, а оттуда в Азовское море. О традиционной важности этого маршрута свидетельствует именование Дона «рекой славян», а Керченского пролива «Русской рекой» несколькими поколениями арабских географов.685
    Если бы хазарам с помощью Хорезма удалось вернуть Тмуторокань, то все выходы в Черное море оказались бы блокированы. В этой ситуации логично было полностью примириться с Византией, чтобы противостоять хазарам и мусульманам Хорезма. Очевидно, в середине 990-х гг. Владимир вернул Херсонес под власть Империи, хотя юридически, как уже говорилось, он никогда и не считался вышедшим из ее состава.
    В заключение следует сказать несколько слов о возможности связать с событиями X в. рассказ о походе новгородского князя Бравлина на Сурож (Судак) из Жития св. Стефана Сурожского. Впервые его отождествил с походом св. Владимира на Корсунь А.А. Куник.686
    Это предположение продолжают поддерживать некоторые современные исследователи, хотя его раскритиковал первый публикатор текста В. Г. Васильевский.687
    Епископ Стефан Сугдейский (Сурожский) был защитником иконопочитания во времена императора Льва III Исавра (717–740) и его сына Константина V Копронима (740–775), женатого на дочери хазарского кагана.
    Житие св. Стефана сохранилось в греческой краткой редакции и двух пространных: русской и армянской.688
    В русское житие были сделаны вставки из славянского перевода жития св. Иоанна Златоуста, написанного Георгием Александрийским. Заимствования были сделаны также из жития митрополита Петра Московского, сочинения митрополита Киприана. Следовательно, появление русской редакции можно датировать началом XV в.689
    Тем интереснее, что ряд эпизодов и подробностей, отсутствующих в кратком греческом житии, есть в пространном армянском, появившемся не позже 1240-х гг. Судя по различиям, переводы делались с разных видов пространного греческого жития, составленного в Сугдее.690
    До полного исследования армянского текста можно делать только предварительные выводы.
    Из сопоставления русской и армянской редакций получается, что св. Стефан скончался около 767 г. Вопреки мнению В. Г. Васильевского, в VII Вселенском соборе 787 г., вероятно, участвовал другой епископ Стефан Сугдейский. Св. Стефану, родившемуся около 697 г., тогда было бы 90 лет, что противоречит указанию армянского жития, согласно которому святой умер в Сугдее в семидесятилетием возрасте.691
    Эти двадцать лет разницы важны, так как нашествие князя Бравлина было при непосредственном преемнике св. Стефана епископе Филарете. Таким образом, оно датируется не началом IX в., как полагал В. Г. Васильевский, а 770-ми или первой половиной 780-х гг. В рассказе о посмертных чудесах святого в армянской редакции нашествие каких-то врагов тоже упоминается, но текст в этом месте сильно испорчен.692
    Еще В. Г. Васильевский предположил, что в греческом тексте упоминались «скифы» или «тавроскифы». Так византийские авторы часто называли русь, что было хорошо известно русским книжникам. Во введении в «Повесть временных лет» сказано, что уличей и тиверцев, живших по Днестру, греки называли «Великая Скифь». Новгород мог появиться в тексте из-за буквального перевода названия таврического города Неаполя Скифского. Князь Бравлин был язычником, который «поплени от Корсуня до Корчева» и наконец захватил Сурож. Он хотел ограбить раку святого, и тут свершилось второе посмертное чудо: Бравлин был жестоко им наказан. Припадок эпилепсии агиограф описывает с большим знанием дела: «И в томъ час?разбол?ся, обратися лицо его назадъ, и лежа, п?ны точаше». Раскаявшись, языческий князь принял христианство и исцелился.693
    В. Г. Васильевский предположил, что на Сугдею напали какие-то черноморские или днепровские русы, которых он отождествлял с готскими племенами. По мнению исследователя, их следует отличать от крымских готов, исповедовавших христианство.694
    Скифами греки называли всех «северных варваров». Агиограф мог назвать так любых врагов, даже хазар, но их нападение маловероятно только потому, что Сугдея тоже была под властью каганата. Характерно, что хотя в житии рассказывается о том, как Стефан крестил язычников, там ни разу не употреблен этникон «хазары». В армянской версии, правда, говорится, что Ирина, жена византийского императора Константина Копронима, была дочерью хазарского царя Вирхора. Но уже в русской редакции она названа «Феодора, керченского царя, дщи». Керчь (Боспор) действительно была под властью хазар, но императрица была дочерью самого кагана, а не местного правителя.695
    Так как далее в обоих житиях сказано, что она лично знала св. Стефана, то переименование хазарского царя в керченского произошло в одной из греческих редакций, а не в русском переводе.
    В русском житии говорится об исцелении «царици корсунскиа». В одном списке (РГБ, ОР, ф. 173 (МДА) № 90) она названа Анной, в двух других (РГБ, ОР, ф. 256 (Рум), №№ 434 и 435) просто «царицей» или «иной царицей».696
    По дороге из Корсуня в Керчь она заболела на Черной Воде (р. Карасу) и исцелилась по молитве к св. Стефану. Это рассказ помещен после описания нападения на Сурож и крещения врагов.
    Существенно, что русскому переводчику не пришло в голову отождествить Бравлина и некую царицу со св. Владимиром и его багрянородной супругой. Вполне вероятно, что в греческом оригинале на предания о войне конца VIII в. наложились воспоминания о войнах св. Владимира. Но этого слишком мало, чтобы житие св. Стефана Сурожского могло считаться источником по истории похода Руси на Корсунь.

  2. IJOXE Ответить

    Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
    К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
    Доклад посланников содержал такие сведения:
    мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
    католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
    православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
    Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
    Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные причины:
    огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
    давние торговые и дипломатические контакты;
    могущество Византийской империи.

    Крещение князя Владимира

    Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 988 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь.
    “Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
    Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *