Иван грозный как выглядел на самом деле?

24 ответов на вопрос “Иван грозный как выглядел на самом деле?”

  1. nimoki Ответить

    Учитывая масштаб личности Грозного, воспоминания очевидцев на удивление малочисленны и скудны.
    «Красив собою», – характеризовал молодого еще 27-летнего Ивана венецианский посол Марко Фоскарино.
    «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые все наблюдают самым тщательным образом, – отзывался о 45-47-летнем российском государе посол Священной Римской империи Даниил Принц. – Челюсть, выдающаяся вперед, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой».
    «Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, – говорилось о Грозном на закате его дней, – плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты».
    В те времена в России художникам запрещалось изображать монархов при их жизни, поэтому ни одного портрета, запечатлевшего Иоанна IV «с натуры», до нас дойти не могло.
    «Парсуны», написанные в XVII–XVIII веках, в том числе те, что хранятся в угличском, александровском, вологодском музеях и Национальном музее в Копенгагене, вряд ли дают убедительное представление о внешности царя.
    К прижизненным изображениям Грозного причисляются серебряная копейка, изготовленная в Новгороде после 1554 года, и недавно обнаруженный оттиск гравюры на обложке первопечатного «Апостола» Ивана Федорова.
    Величина портрета, отчеканенного на новгородской монете, составляет, не считая головного убора, всего лишь 2 мм, однако анализ с помощью компьютера доказал почти полное совпадение черт лица всадника с копьем, со скульптурным изображением работы Герасимова, о котором речь еще впереди.
    Рельеф на обложке «Апостола» был восстановлен методом мультиспектральной съемки, и ученые увидели лицо с глазами навыкате и массивным крючковатым носом, также напоминающее герасимовский портрет.

    Экспертиза Герасимова

    В 1963 году в ходе реставрации Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта гробница Ивана Васильевича. Судя по извлеченным останкам, царь действительно мог считаться современниками высоким мужчиной, хотя по меркам XXI века рост его достигал всего лишь средней величины – 179–180 см. Вес Грозного в конце жизни равнялся примерно 85–90 кг.
    Известный антрополог, археолог и скульптор М. М. Герасимов исследовал останки разработанным им методом и на основании экспертизы создал бюст Грозного. В настоящее время большинство специалистов полагают, что облик царя, запечатленный на этом скульптурном изображении, соответствует истинной внешности Грозного.
    Герасимов заключил, что по антропологическим параметрам Иоанн был ближе всего к динарскому типу, характерному для западных славян. Это объясняется тем, что в родословной Грозного по материнской линии есть поляки, белорусы и сербы. Но высокие круглые глазные орбиты и крупный, хотя и тонкий, с резким выступом нос больше подходили к средиземноморскому типу. Эти черты Иван Васильевич, вероятно, унаследовал от бабки по отцу Софьи Палеолог, в девичестве византийской принцессы.
    Впоследствии Герасимов писал, что не намеренно придал лицу Грозного «то отталкивающее выражение, которое оставляет столь тягостное впечатление».
    Однако изображение действительно получилось весьма выразительным: брезгливо сжатые губы, мрачный напряженный взгляд, тяжело нависающий над бровями огромный лоб. Перед нами состарившийся прежде времени человек, изнуренный моральными и физическими страданиями – предполагается, что Иоанн страдал от заболеваний позвоночника и венерических болезней. Его лицо полно боли, злобы и недоверия и отмечено печатью порока.
    На эмоциональное восприятие влияет и заметная асимметрия лица. Левый глаз Грозного согласно бюсту Герасимова был значительно больше правого.
    Для изображения волос, бороды и усов, элементов одеяния царя Герасимов воспользовался упомянутой выше «копенгагенской парсуной».

  2. Balladolas Ответить

    Главное, что известно о внешности Петра Алексеевича, – это его исполинский рост. Установлено, что в высоту последний царь всея Руси имел 2 метра и 3 сантиметра. При этом он не был крупным. Пётр носил 39-й размер обуви и 48-й размер одежды!
    Вот как его описывал в 1717 году знаменитый французский мемуарист Сен-Симон: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».
    Иначе императора представлял себе художник Валентин Серов, долго изучавший портреты Петра и мемуары его современников. Мастер портрета писал о правителе: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дёргающейся головой… Страшный человек». Есть версия, что дёргающееся лицо – это следствие пережитого в детстве стресса от стрелецкого бунта.
    Считается также, что первый российский император не был особо прихотлив в одежде и уходе за собой. Заграничные гости нередко писали о том, что бывали удивлены грязными ногтями правителя или его виднеющимися из-под парика отросшими волосами.

  3. FaInA_TV Ответить

    В 1963 году в ходе реставрации Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта гробница Ивана Васильевича. Судя по извлеченным останкам, царь действительно мог считаться современниками высоким мужчиной, хотя по меркам XXI века рост его достигал всего лишь средней величины — 179–180 см. Вес Грозного в конце жизни равнялся примерно 85–90 кг. Известный антрополог, археолог и скульптор Герасимов исследовал останки разработанным им методом и на основании экспертизы создал бюст Грозного. В настоящее время большинство специалистов полагают, что облик царя, запечатленный на этом скульптурном изображении, соответствует истинной внешности Грозного. Герасимов заключил, что по антропологическим параметрам Иоанн был ближе всего к динарскому типу, характерному для западных славян. Это объясняется тем, что в родословной Грозного по материнской линии есть поляки, белорусы и сербы. Но высокие круглые глазные орбиты и крупный, хотя и тонкий, с резким выступом нос больше подходили к средиземноморскому типу. Эти черты Иван Васильевич, вероятно, унаследовал от бабки по отцу Софьи Палеолог, в девичестве византийской принцессы. Впоследствии Герасимов писал, что не намеренно придал лицу Грозного «то отталкивающее выражение, которое оставляет столь тягостное впечатление». Однако изображение действительно получилось весьма выразительным: брезгливо сжатые губы, мрачный напряженный взгляд, тяжело нависающий над бровями огромный лоб. Перед нами состарившийся прежде времени человек, изнуренный моральными и физическими страданиями — предполагается, что Иоанн страдал от заболеваний позвоночника и венерических болезней. Его лицо полно боли, злобы и недоверия и отмечено печатью порока. На эмоциональное восприятие влияет и заметная асимметрия лица. Левый глаз Грозного согласно бюсту Герасимова был значительно больше правого. Для изображения волос, бороды и усов, элементов одеяния царя Герасимов воспользовался упомянутой выше «копенгагенской парсуной».

  4. Shaktikus Ответить

    Впоследствии Герасимов писал, что не намеренно придал лицу Грозного «то отталкивающее выражение, которое оставляет столь тягостное впечатление». Однако изображение действительно получилось весьма выразительным: брезгливо сжатые губы, мрачный напряженный взгляд, тяжело нависающий над бровями огромный лоб.
    Перед нами состарившийся прежде времени человек, изнуренный моральными и физическими страданиями – предполагается, что Иоанн страдал от заболеваний позвоночника и венерических болезней. Его лицо полно боли, злобы и недоверия и отмечено печатью порока.
    На эмоциональное восприятие влияет и заметная асимметрия лица. Левый глаз Грозного согласно бюсту Герасимова был значительно больше правого. Для изображения волос, бороды и усов, элементов одеяния царя Герасимов воспользовался упомянутой выше «копенгагенской парсуной».

    Мнение академика Галушкина

    Для полноты картины следует привести суждения академика Ю. А. Галушкина, который подвергает сомнению достоверность методов Герасимова.
    Академик обращает внимание на то, что лицо на созданном Герасимовым скульптурном портрете не соответствует антропологическим данным его же экспертизы. «Исторический» портрет, по словам Галушкина, был сделан по слепку с черепа, выдержанного в растворе, который размягчил кости и деформировал пропорции, поэтому ничего «исторического» в скульптуре нет. Галушкин не исключает возможности того, что такой образ Грозного мог быть представлен публике по заказу, хотя гипотетических заказчиков не называет.
    К тому же, как утверждает академик, реконструкция Герасимова сама по себе не могла дать достоверных результатов. Галушкин ссылается на данные закрытого исследования, для которого умерших пациентов больниц – в большинстве своем бездомных и не имевших родственников – захоронили в земле и эксгумировали спустя некоторое время, достаточное для исчезновения мягких тканей.
    Затем черепа, не объясняя их происхождение, передали Герасимову и его ученикам. Точное сходство реконструированных портретов с прижизненными фотографиями наблюдалось только в трех случаях из десяти. Отдаленное – в четырех. Еще три портрета являли собой едва ли не полную противоположность внешности покойных.
    Галушкин считает, что восстановление истинного облика Иоанна IV – дело будущего и что изучены и даже найдены далеко не все исторические документы, которые могут пролить свет на данный вопрос.

  5. corsair Ответить


    Ну вот, кажется, мы с вами разобрались, что реконструкция внешности царя вполне достоверна и подтверждается другими источниками.
    Костные наросты превратили Ивана Грозного в глубокого инвалида, неспособного передвигаться без чужой помощи уже, как минимум, за 5-6 лет до его смерти в 1584 году. Именно с этой точки зрения вызывает сомнение версия убийства им сына Ивана в 1581 году. Но тогда от чего умер его сын? А вот это весьма интересно.
    В свое время его мать Елена Глинская отстранила от власти его опекунов стала править от имени младенца Ивана IV сама. Красивая, умная, властная женщина – первая единоличная правительница Руси со времен княгини Ольги. И вдруг она умирает в 30 лет, оставив своего малолетнего сына сиротой. В случайность ее смерти верится с трудом. Однако, в ее останках обнаружено количество свинца и ртути превышающее все разумные пределы. Казалось бы, налицо прямые доказательства отравления ее боярами, ненавидящими иноземку (литвинку) у власти. Однако, далеко не все историки согласны с этим – с их точки зрения все это объясняется неумеренным употреблением ядовитой косметики на основе соединений свинца и даже ртути.
    Но вот беда, сторонники “ядовитой косметики” не могут объяснить многократное превышение нормы концентрации тяжелых металлов в останках сына царя Ивана! Похоже он стал жертвой отравления заговорщиков как и его бабушка.
    С грозным царем было сложнее, став инвалидом, Грозный вовсе не утратил своего живого ума и природной подозрительности. Много реальных и мнимых недругов были им уничтожены на основании лишь его личных впечатлений и домыслов. Заговорщиком надо было быть крайне осторожным.
    Анализы останков Ивана IV дали практически те же показатели содерждания ртути, свинца и мышьяка как и у его сына. Богатырское здоровье царя помогло ему продержаться дольше чем сыну, но и его конец был неизбежен. Кто именно и как травил царя и его наследников неизвестно, но если следовать принципу “кому это выгодно”….
    А может нам не стоит стоит следовать этому принципу?
    Мне кажется, мы и так знаем имя отравителя царя и его сына. Его имя…
    Иоанн Васильевич Грозный!
    Да, именно сам царь отравил себя и своего сына, как ни страшно и нелепо это звучит.
    Глупейшее убеждение, что к ядам можно привыкнуть, принимая их малыми дозами. В те времена это было весьма распространенное заблуждение. Вот так страх перед отравлением свел в могилу великого царя и сгубил сына его же собственными руками, надежней чем удар посоха в висок.
    Можно ли считать эту версию однозначно доказанной? Увы, нет. Это всего лишь одно из возможных объяснений, но вполне имеющее право на жизнь.
    На этом мы закончим сегодня наш рассказ об останках и облике царя Ивана Грозного.
    Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV

  6. Mr_Miner Ответить

    Для полноты картины следует привести суждения академика Ю. А. Галушкина, который подвергает сомнению достоверность методов Герасимова.
    Академик обращает внимание на то, что лицо на созданном Герасимовым скульптурном портрете не соответствует антропологическим данным его же экспертизы. «Исторический» портрет, по словам Галушкина, был сделан по слепку с черепа, выдержанного в растворе, который размягчил кости и деформировал пропорции, поэтому ничего «исторического» в скульптуре нет. Галушкин не исключает возможности того, что такой образ Грозного мог быть представлен публике по заказу, хотя гипотетических заказчиков не называет.
    К тому же, как утверждает академик, реконструкция Герасимова сама по себе не могла дать достоверных результатов. Галушкин ссылается на данные закрытого исследования, для которого умерших пациентов больниц – в большинстве своем бездомных и не имевших родственников – захоронили в земле и эксгумировали спустя некоторое время, достаточное для исчезновения мягких тканей.
    Затем черепа, не объясняя их происхождение, передали Герасимову и его ученикам. Точное сходство реконструированных портретов с прижизненными фотографиями наблюдалось только в трех случаях из десяти. Отдаленное – в четырех. Еще три портрета являли собой едва ли не полную противоположность внешности покойных.
    Галушкин считает, что восстановление истинного облика Иоанна IV – дело будущего и что изучены и даже найдены далеко не все исторические документы, которые могут пролить свет на данный вопрос.
    Так, на полях старинных книг, хранящихся «в местах, о которых почему-то никто не говорит», академик обнаружил несколько миниатюрных портретов царя, которые прежде не исследовались специалистами. А недавно в Норвегии нашлась еще одна «парсуна». На ней у Грозного «огромный лоб, маленький нос и доброе выражение лица».

  7. eye_of_dark Ответить

    Многим ,наверное , интересно знать ,как выглядел Иван Грозный и русские царицы. Вот восстановленные портреты некоторых из них
    Софья Палеолог, бабушка Ивана Грозного

    Мать Ивана Грозного Елена Глинская

    Первая ,любимая,жена Ивана Грозного Анастасия Захарьина-Юрьева

    Третья жена Ивана Грозного “царская невеста” Марфа Собакина ,умершая сразу после свадьбы

    Кремлевские жены страдали от вредной косметики и остеохондроза Эксперты-криминалисты – химики и биологи – в костной ткани и волосах цариц обнаружили значительные накопления вредных веществ. Это неудивительно. Лекарства в те времена были крайне опасными: их делали на основе ртути, мышьяка, свинца. В качестве косметики выступали те же краски, которыми писали иконы и фрески: свинцовые белила, киноварь (это на две трети ртуть, на треть – сера). В свинцовые белила для яркости добавляли еще и барий. Иностранцы, посещавшие Москву в XVII веке, писали, что женщины тут раскрашены как куклы, хотя обладают природной красотой и могли бы не злоупотреблять косметикой. Скорее всего, из-за этого у кремлевских жен были большие проблемы со здоровьем. Да и с психикой – вредные вещества воздействовали и на нервную систему. Оказалось, что дамы страдали заболеваниями позвоночника, в частности остеохондрозом. Они часами выстаивали на церковных службах в неотапливаемых храмах – отсюда и болезни. Ирина Годунова, жена царя Федора Иоанновича и сестра Бориса Годунова, страдала серьезным заболеванием костного аппарата, возможно, даже наследственным. А у матери Ивана Грозного Елены Глинской антрополог Денис Пижемский обнаружил шесть поясничных позвонков вместо пяти положенных – явная аномалия. Зато с зубами у великих княгинь и цариц был полный порядок. Жили обитательницы Кремля XIV-XVIII веков недолго.
    И мужья их, похороненные в Архангельском соборе, умирали молодыми – в возрасте от 20 до 40. Из долгожителей разве что Иван III, доживший до 65, да Иван Калита, который умер в 50 с небольшим. Возможно, князья и цари жили недолго оттого, что нагрузки тогда были потяжелее нынешних: Дмитрий Донской, не доживший до 40 лет, с десятилетнего возраста участвовал в военных походах. Любимых женщин Ивана Грозного отравили Кремлевским женам порой “помогали” умирать. Мать Ивана Грозного Елена Глинская была отравлена. В ходе исследования это было доказано с помощью спектрального и химического анализа костных останков и волос. Об отравлении Глинской, правда, и раньше догадывались. Ее – регентшу при малолетнем сыне Иване, в девичестве литовскую княжну – ненавидела старая московская знать. Зато теперь Елена Глинская вне подозрений. В исторической литературе тиражировалась версия, что своих сыновей, Ивана и Юрия, эта молодая женщина родила не от мужа, великого князя Василия III, а от любовника. Сегодня доказано, что Иван – сын Василия и Глинская чиста перед мужем. Великую княгиню “реабилитировал” эксперт-криминалист, специалист в области антропологической реконструкции Сергей Никитин. Реконструированный им портрет Софьи Палеолог, матери великого князя Василия III, не оставляет сомнений, что царь Иван IV Грозный – ее кровный внук. Сергей Никитин исследовал их черепа методом теневого фотоналожения и пришел к выводу, что такие совпадения в строении черепа могут быть только у очень близких родственников. Первая, горячо любимая жена Ивана Грозного Анастасия Романова-Захарьина ушла из жизни в 27 лет. Но вовсе не от того, что ее организм истощился от частых родов (она успела родить шестерых детей), как прежде считали многие историки, а от солей ртути. Как и третья жена, Марфа Собакина – победительница первого на Руси “конкурса красоты”. По царскому указу со всей страны свезли 1,5 тысячи претенденток, каждая прошла строгое медицинское обследование. С “финалистками” царь знакомился лично и выбрал Марфу. Но перед свадьбой красавица начала болеть, а через две недели после свадьбы умерла. Очень похоже, что Марфа Собакина была отравлена теми, кто надеялся свою дочку пропихнуть в царицы. Останки Собакиной, как и Глинской, и Романовой, проверили на наличие ртути в опасной концентрации. Но в случае с Марфой анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому анализу
    И на закуску восстановленный портрет жены Дмитрия Донского и сестры Бориса Годунова Ирины (жена среднего сына Ивана Грозного Федора Ионновича)
    Евдокия Дмитриевна,жена Дмитрия Донского

    Царица Ирина Годунова

    Воссоздать портреты остальных цариц было невозможно из-за того ,что кости черепов разрушились.

  8. Твоя любовь Ответить

    Для полноты картины следует привести суждения академика Ю. А. Галушкина, который подвергает сомнению достоверность методов Герасимова.
    Академик обращает внимание на то, что лицо на созданном Герасимовым скульптурном портрете не соответствует антропологическим данным его же экспертизы. «Исторический» портрет, по словам Галушкина, был сделан по слепку с черепа, выдержанного в растворе, который размягчил кости и деформировал пропорции, поэтому ничего «исторического» в скульптуре нет. Галушкин не исключает возможности того, что такой образ Грозного мог быть представлен публике по заказу, хотя гипотетических заказчиков не называет.
    К тому же, как утверждает академик, реконструкция Герасимова сама по себе не могла дать достоверных результатов. Галушкин ссылается на данные закрытого исследования, для которого умерших пациентов больниц – в большинстве своем бездомных и не имевших родственников – захоронили в земле и эксгумировали спустя некоторое время, достаточное для исчезновения мягких тканей. Затем черепа, не объясняя их происхождение, передали Герасимову и его ученикам. Точное сходство реконструированных портретов с прижизненными фотографиями наблюдалось только в трех случаях из десяти. Отдаленное – в четырех. Еще три портрета являли собой едва ли не полную противоположность внешности покойных.
    Галушкин считает, что восстановление истинного облика Иоанна IV – дело будущего и что изучены и даже найдены далеко не все исторические документы, которые могут пролить свет на данный вопрос.
    Так, на полях старинных книг, хранящихся «в местах, о которых почему-то никто не говорит», академик обнаружил несколько миниатюрных портретов царя, которые прежде не исследовались специалистами. А недавно в Норвегии нашлась еще одна «парсуна». На ней у Грозного «огромный лоб, маленький нос и доброе выражение лица».

  9. Malazar Ответить

    Судя по остаткам одежды, царь был одет весьма скромно. Это объясняется тем, что за недолго до смерти он принял постриг в монашество, что позволяло ему избежать наказания за прошлые мирские грехи после смерти.
    Но вот сам скелет удивил антропологов – он был весьма противоречив. С одной стороны у царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст.
    А с другой, перед нами глубокий инвалид – по свидетельству Герасимова, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) – как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.
    При этом антрополог отметил необычно высокий рост царя для своего времени – 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости Иван Грозный отличался физической силой и статью – широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:
    «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».
    Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему я это так особо отмечаю? Дело в том, что в историографии о причинах “неадекватного” поведения царя выдвигается именно эта причина. Мол, в молодости царь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И именно эта запущенная болезнь, а точнее лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.
    Как мы можем узнать насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику царя? Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.
    Увы, в случае с нашим царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как например, вот этот конца XVI века:

  10. Quotetouch Ответить

    0

    Как «Одесская Клеопатра» Каролина Собаньская стала музой Пушкина и предала декабристов 15.08.2019, 17:35

    15 фантастических фильмов, создатели которых сумели предсказать будущее 15.08.2019, 16:05

    Не мультикультурные страны: точно не Япония, не Франция и не Польша 15.08.2019, 13:30

    Ария счастья Монсеррат Кабалье и Бернабе Марти: Служебный роман длиною в целую жизнь 15.08.2019, 12:00

    5 самых странных музеев Амстердама 15.08.2019, 10:30

    Музы Виктора Цоя: Кому легендарный музыкант посвящал свои песни 15.08.2019, 09:00

    Что обозначали бабочки на картинах всемирно известных художников 14.08.2019, 22:21

    Не так страшен король ужасов, как о нём говорят: 13 занимательных фактов о Стивене Кинге 14.08.2019, 21:06
    +1

    Математика на службе живописи: Уникальные картины из разноцветных нитей Ани Абакумовой 14.08.2019, 18:02

    Обучение по-африкански: Почему архитекторы придумали для детей Малави школу из соломы 14.08.2019, 16:32

  11. Dolas Ответить

    Кто это? Профессиональный борец в отставке? Точно нет.

    Дело в том то, что вы видите, это реконструкция внешнего вида одного из ключевых героев русской истории.
    Не будем тянуть “кота за хвост” – это великий князь и государь всея Руси царь Иоанн Васильевич Грозный!
    Реконструкция его лица была сделана в 60-х годах XX века великим русским антропологом М. Герасимовым.

    Просто вы увидели неожиданно для себя реконструкцию внешнего вида без столь привычных всем нам волос и бороды. Обратите внимание на могучую стать грозного царя.

    Как-то это очень сильно отличается от образов, навязанных нам, – полубезумный доходяга с горящим взором.
    Иван Грозный Эйзенштейна, 1945 года

    Картина Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” (Иван Грозный убивает сына)

    фрагмент картины крупным планом

    Сегодня я расскажу вам об исследовании гробницы царя Ивана Грозного, и мы попробуем выяснить, как на самом деле мог выглядеть Иван Грозный. Кроме того, нас с вами, конечно же, интересует причина смерти еще не старого царя – ему было всего 53 года, когда он ушел из этой жизни.
    Вскрытие гробниц царя Ивана IV Грозного и его сына Феодора, а также князя Скопина-Шуйского было проведено в Архангельском соборе в мае 1963 года.
    Интерьер Архангельского собора в Кремле

    Гробница царя и его сыновей в соборе (на самом деле сами реальные гробницы находятся под ними в подвале собора)

    При изучении гробницы царя, обнаружился небольшой пролом в известняковой плите, покрывающей саркофаг. На краях пролома сохранились следы копоти от светильника, использованного горе-грабителями. Скорей всего, они пробили наспех дыру в гробнице в надежде добыть сокровища.
    Вот тут он обломились по полной – царь был похоронен в простом монашеском одеянии без каких-либо драгоценностей. Вероятно, гробница была потревожена в XIX веке людьми, проводившими ремонт в склепе. Мародеры лишь сдвинули кости левой ступни царя, поднять плиту они все же не рискнули.

    Вот так выглядели останки царя в саркофаге. Голова повернута влево, правая рука как будто поднята в благославляющем жесте. У головы – небольшой кубок синего венецианского стекла, вероятнее всего, из под миро (ароматическое церковное масло).

    Судя по остаткам одежды, царь был одет весьма скромно. Это объясняется тем, что за недолго до смерти он принял постриг в монашество, что позволяло ему избежать наказания за прошлые мирские грехи после смерти.
    Но вот сам скелет удивил антропологов – он был весьма противоречив. С одной стороны у царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст.
    А с другой, перед нами глубокий инвалид – по свидетельству Герасимова, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) – как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.
    При этом антрополог отметил необычно высокий рост царя для своего времени – 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости Иван Грозный отличался физической силой и статью – широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:
    «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».
    Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему я это так особо отмечаю? Дело в том, что в историографии о причинах “неадекватного” поведения царя выдвигается именно эта причина. Мол, в молодости царь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И именно эта запущенная болезнь, а точнее лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.
    Как мы можем узнать насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику царя? Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.
    Увы, в случае с нашим царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как например, вот этот конца XVI века:

    А вот его отец Василий III (изображение с иконы), вторая половина XVI века:

    Налицо как и фамильное сходство, так и сходство с реконструкцией. Но… эти изображения сделаны хоть современниками, но все же после смерти царей. Насколько им можно доверять?
    На самом деле существует одно точно прижизненное изображение Ивана Грозного. И стало о нем известно лишь в мае 2017 года.
    “Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах”.

    “В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.
    В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела.
    Однако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия”.
    Цитаты из источника:
    Вот собственно и само изображение:


    Узнаваемый большой нос с горбинкой, борода, высокие заметные скулы. Да, и в этом изображении сходство с реконструкцией определенно просматривается.
    А вот это реконструкция внешнего облика матери Ивана Грозного – царицы Елены Глинской

    Как видите особого сходства не просматривается.
    А теперь посмотрите на бабку нашего Ивана Грозного жену Ивана III византийскую принцессу Софью Палеолог.

    Вот это да! Сходство – просто невероятное.
    Все домыслы, что Елена Глинская нагуляла Ивана на стороне разбиваются об это удивительное фамильное сходство.
    Это практически одно лицо – только женский вариант, более грацильный (изящный).

    Сравнение в профиль
    Ну вот, кажется, мы с вами разобрались, что реконструкция внешности царя вполне достоверна и подтверждается другими источниками.
    На этом мы закончим сегодня наш рассказ об останках и облике царя Ивана Грозного.

    Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV
    Автор –  ЛысыйКамрад (он же L_Kamrad)

  12. Musyako Ответить


    Иоанн IV, последний российский правитель из рода Рюриковичей и первый, получивший титул царя, – одна из самых зловещих и одновременно самых мифологизированных фигур отечественной истории. Предметом дискуссии до сих пор остается даже внешний облик Ивана Грозного.
    Свидетельства современников, прижизненные изображения и «парсуны»
    Учитывая масштаб личности Грозного, воспоминания очевидцев на удивление малочисленны и скудны.
    «Красив собою», – характеризовал молодого еще 27-летнего Ивана венецианский посол Марко Фоскарино.
    «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые все наблюдают самым тщательным образом, – отзывался о 45-47-летнем российском государе посол Священной Римской империи Даниил Принц. – Челюсть, выдающаяся вперед, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой».
    «Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, – говорилось о Грозном на закате его дней, – плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты».
    В те времена в России художникам запрещалось изображать монархов при их жизни, поэтому ни одного портрета, запечатлевшего Иоанна IV «с натуры», до нас дойти не могло.
    «Парсуны», написанные в XVII–XVIII веках, в том числе те, что хранятся в угличском, александровском, вологодском музеях и Национальном музее в Копенгагене, вряд ли дают убедительное представление о внешности царя.
    К прижизненным изображениям Грозного причисляются серебряная копейка, изготовленная в Новгороде после 1554 года, и недавно обнаруженный оттиск гравюры на обложке первопечатного «Апостола» Ивана Федорова.
    Величина портрета, отчеканенного на новгородской монете, составляет, не считая головного убора, всего лишь 2 мм, однако анализ с помощью компьютера доказал почти полное совпадение черт лица всадника с копьем, со скульптурным изображением работы Герасимова, о котором речь еще впереди.
    Рельеф на обложке «Апостола» был восстановлен методом мультиспектральной съемки, и ученые увидели лицо с глазами навыкате и массивным крючковатым носом, также напоминающее герасимовский портрет.
    Экспертиза Герасимова
    В 1963 году в ходе реставрации Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта гробница Ивана Васильевича. Судя по извлеченным останкам, царь действительно мог считаться современниками высоким мужчиной, хотя по меркам XXI века рост его достигал всего лишь средней величины – 179–180 см. Вес Грозного в конце жизни равнялся примерно 85–90 кг.
    Известный антрополог, археолог и скульптор М. М. Герасимов исследовал останки разработанным им методом и на основании экспертизы создал бюст Грозного. В настоящее время большинство специалистов полагают, что облик царя, запечатленный на этом скульптурном изображении, соответствует истинной внешности Грозного.
    Герасимов заключил, что по антропологическим параметрам Иоанн был ближе всего к динарскому типу, характерному для западных славян. Это объясняется тем, что в родословной Грозного по материнской линии есть поляки, белорусы и сербы. Но высокие круглые глазные орбиты и крупный, хотя и тонкий, с резким выступом нос больше подходили к средиземноморскому типу. Эти черты Иван Васильевич, вероятно, унаследовал от бабки по отцу Софьи Палеолог, в девичестве византийской принцессы.
    Впоследствии Герасимов писал, что не намеренно придал лицу Грозного «то отталкивающее выражение, которое оставляет столь тягостное впечатление».
    Однако изображение действительно получилось весьма выразительным: брезгливо сжатые губы, мрачный напряженный взгляд, тяжело нависающий над бровями огромный лоб. Перед нами состарившийся прежде времени человек, изнуренный моральными и физическими страданиями – предполагается, что Иоанн страдал от заболеваний позвоночника и венерических болезней. Его лицо полно боли, злобы и недоверия и отмечено печатью порока.
    На эмоциональное восприятие влияет и заметная асимметрия лица. Левый глаз Грозного согласно бюсту Герасимова был значительно больше правого.
    Для изображения волос, бороды и усов, элементов одеяния царя Герасимов воспользовался упомянутой выше «копенгагенской парсуной».
    Мнение академика Галушкина
    Для полноты картины следует привести суждения академика Ю. А. Галушкина, который подвергает сомнению достоверность методов Герасимова.
    Академик обращает внимание на то, что лицо на созданном Герасимовым скульптурном портрете не соответствует антропологическим данным его же экспертизы. «Исторический» портрет, по словам Галушкина, был сделан по слепку с черепа, выдержанного в растворе, который размягчил кости и деформировал пропорции, поэтому ничего «исторического» в скульптуре нет. Галушкин не исключает возможности того, что такой образ Грозного мог быть представлен публике по заказу, хотя гипотетических заказчиков не называет.
    К тому же, как утверждает академик, реконструкция Герасимова сама по себе не могла дать достоверных результатов. Галушкин ссылается на данные закрытого исследования, для которого умерших пациентов больниц – в большинстве своем бездомных и не имевших родственников – захоронили в земле и эксгумировали спустя некоторое время, достаточное для исчезновения мягких тканей. Затем черепа, не объясняя их происхождение, передали Герасимову и его ученикам. Точное сходство реконструированных портретов с прижизненными фотографиями наблюдалось только в трех случаях из десяти. Отдаленное – в четырех. Еще три портрета являли собой едва ли не полную противоположность внешности покойных.
    Галушкин считает, что восстановление истинного облика Иоанна IV – дело будущего и что изучены и даже найдены далеко не все исторические документы, которые могут пролить свет на данный вопрос.
    Так, на полях старинных книг, хранящихся «в местах, о которых почему-то никто не говорит», академик обнаружил несколько миниатюрных портретов царя, которые прежде не исследовались специалистами. А недавно в Норвегии нашлась еще одна «парсуна». На ней у Грозного «огромный лоб, маленький нос и доброе выражение лица».

  13. Tv1ster Ответить

    Стали известны результаты исследований уникальных средневековых рукописей и старопечатных книг из фондов Государственного исторического музея, которые совместно проводят научные сотрудники Музея и Института космических исследований Российской Академии наук. Используя специальные методы исследований, им удалось восстановить прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного Апостола 1564 года.

    [Дальше…]

    Узнаваемый большой нос с горбинкой, борода, высокие заметные скулы. Да, и в этом изображении сходство с реконструкцией Михаила Герасимова определенно просматривается.
    Сенсационная демонстрация визуализированного портрета Ивана Грозного состоялась на XIX Международном фестивале музеев «Интермузей», который проходил в российской столице с 25 по 29 в ЦВЗ «Манеж». В рамках презентации специалисты также представили публике восстановленный древний глаголический текст кирилло-мефодиевской эпохи X—XI вв.

    Прижизненный портрет Ивана Грозного, по всей видимости, был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова, внутри медальона в виде двуглавого орла. Со временем тисненый рельеф практически исчез. Так, в XIX веке он был виден лишь в общих чертах, о чем свидетельствуют зарисовки того времени. Нынче портрет Ивана Грозного можно увидеть лишь после проведенных специальных исследований. Метод мультиспектральной съёмки, который применили в ИКИ РАН, подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн и под разными углами освещения.

    Полученный набор кадров, выполненных с «шагом» световой волны в 40 нанометров, обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов. В результате такого исследования можно в буквальном смысле слова «увидеть невидимое»: исчезнувший портрет царя, стертый или угасший архаичный текст, осыпавшуюся от времени миниатюру.
    А началось сотрудничество Государственного исторического музея и Института космических исследований с исследования 7 листов из древней глаголической рукописи, которые были вплетены в качестве вставки с новым содержанием в сербскую рукопись XIV в. Нижний смытый текст выполнен мелкой круглой глаголицей, вероятно, в X—XI вв. в Болгарии и содержит канон на Рождество Христово. Если учесть, что ныне сохранилось менее двух десятков раннеславянских глаголических памятников, полное прочтение палимпсеста станет событием мирового масштаба. Смотрите интервью со специалистами ГИМ и ИКИ РАН, посвященное этим открытиям.

    На фото — пример обработанного (слева) и исходного изображений, полученный при мультиспектральной съёмке фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Работы по мониторингу ансамбля монастыря, которые включали и работу со всемирно известными фресками Дионисия начала XVI века, проводились в 2016 году. Они позволили выявить тексты в росписях алтарной части монастыря, считавшиеся утраченными.
    Прижизненных изображений царя Ивана IV Васильевича (1530 — 1584), прозванного Грозным, не сохранилось — именно поэтому работа Музея и РАН по восстановлению облика Ивана Грозного так интересна и важна. Одно из наиболее ранних изображений царской особы — парсуна, датируемая концом XVI — началом XVII века, — хранится в собрании Национального музея Дании в Копенгагене.

    В советское время, в связи с архитектурно-реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля, возникла необходимость произвести вскрытие четырех гробниц. Подлежали вскрытию захоронения Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора и погребение Скопина-Шуйского. В мае 1963 года эти работы были осуществлены. Кроме обычной документации процесса работы, был снят хроникальный фильм.

    Интерьер Архангельского собора

    Гробница царя и его сыновей в соборе (на самом деле сами реальные гробницы находятся под ними в подвале собора)
    При изучении гробницы царя, обнаружился небольшой пролом в известняковой плите, покрывающей саркофаг. На краях пролома сохранились следы копоти от светильника, использованного горе-грабителями. Скорей всего, они пробили наспех дыру в гробнице в надежде добыть сокровища. Вот тут он обломились по полной — царь был похоронен в простом монашеском одеянии без каких-либо драгоценностей. Вероятно, гробница была потревожена в XIX веке людьми, проводившими ремонт в склепе. Мародеры лишь сдвинули кости левой ступни царя, поднять плиту они все же не рискнули.


    Вот так выглядели останки царя в саркофаге. Голова повернута влево, правая рука как будто поднята в благославляющем жесте. У головы — небольшой кубок синего венецианского стекла, вероятнее всего, из под миро (ароматическое церковное масло).
    Судя по остаткам одежды, царь был одет весьма скромно. Это объясняется тем, что за недолго до смерти он принял постриг в монашество, что позволяло ему избежать наказания за прошлые мирские грехи после смерти.
    Но вот сам скелет удивил антропологов — он был весьма противоречив. С одной стороны у царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст. А с другой, перед нами глубокий инвалид — по свидетельству антрополога Михаила Герасимова, принимавшего участие в работах, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) — как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.
    При этом антрополог отметил необычно высокий рост царя для своего времени — 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости Иван Грозный отличался физической силой и статью — широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:
    «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».
    Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему я это так особо отмечаю? Дело в том, что в историографии о причинах «неадекватного» поведения царя выдвигается именно эта причина. Мол, в молодости царь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И именно эта запущенная болезнь, а точнее лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.
    Михаил Герасимов провел реконструкцию облика Ивана Грозного по остаткам черепа покойного. вот каким предстал царь после скульптурных работ:

    Реконструкция лица Ивана Грозного была сделана в 60-х годах XX века великим русским антропологом М. Герасимовым.

    Михаил Герасимов. Реконструкция портрета Ивана Грозного (начальный этап).

    Михаил Герасимов. Скульптурный портрет Ивана Грозного.
    Вот каким предстал царь после скульптурных работ:

    Обратим внимание на могучую стать грозного царя.Как-то это очень сильно отличается от образов, навязанных нам, — полубезумный доходяга с горящим взором.
    Как справедливо отметил Михаил Герасимов в своей статье «Документальный портрет Ивана Грозного» (1965), «наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». И действительно: изображения этой царской особы создавались мастерами на основании немногочисленных описаний, оставшихся в документах того времени.
    Как мы можем узнать насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику царя?
    Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.
    Увы, в случае с нашим царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как, например, приведенное выше изображение конца 16 века из собрания Национального музея Дании в Копенгагене.
    А вот его отец Василий III (изображение с иконы), вторая половина XVI века:

    Василий III
    Налицо как и фамильное сходство, так и сходство с реконструкцией. Но… эти изображения сделаны хоть современниками, но все же после смерти царей.
    А вот это реконструкция внешнего облика матери Ивана Грозного — царицы Елены Глинской:

    Елена Глинская
    Как видите особого сходства не просматривается.
    А теперь посмотрите на бабку нашего Ивана Грозного жену Ивана III византийскую принцессу Софью Палеолог:

    Софья Палеолог
    Вот это да! Сходство — просто невероятное. Все домыслы, что Елена Глинская нагуляла Ивана на стороне разбиваются об это удивительное фамильное сходство.
    Это практически одно лицо — только женский вариант, более грацильный (изящный).
    Сравнение в профиль:

    Ну вот, кажется, мы с вами разобрались, что реконструкция внешности царя вполне достоверна и подтверждается другими источниками.
    Костные наросты превратили Ивана Грозного в глубокого инвалида, неспособного передвигаться без чужой помощи уже, как минимум, за 5-6 лет до его смерти в 1584 году. Именно с этой точки зрения вызывает сомнение версия убийства им сына Ивана в 1581 году.

    Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV
    Предлагаю вам посмотреть на галерею портретов Ивана Грозного и оценить различные художественные интерпретации.

    Вячеслав Григорьевич Шварц.Иоанн Грозный у тела убитого сына. 1864, 71?89 см

    Царь Иоанн IV (Грозный). Парсуна. Начало XVIII века. Собрание Государственного Исторического музея.

    Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. 1885, 199.5?254 см

    Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Фрагмент.1885

    Портрет царя Ивана Грозного. XVIII век.

    Виктор Михайлович Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897, 247?132 см

    Борис Михайлович Кустодиев. Выход царя Ивана Грозного. 1900, 81?66.5 см

    Марк Матвеевич Антокольский. Царь Иоанн Васильевич Грозный. 1875, 71.5?52 см

    Длугач М. Иван Грозный.Режисер С.Эйзенштейн.1945. Плакат

    Илья Глазунов. «Иван Грозный» (фрагмент). 1974. Частное собрание.
    Использованы материалы:
    http://mirnastroenee.ru/

  14. Dougul Ответить

    В 1963 г. известный антрополог М.М. Герасимов, изучив царские останки, реконструировал облик царя. Государь всея Руси был, оказывается, широкоплеч и высок (под 180 см), а под конец жизни он располнел и имел внушительный вес – не менее 85-90 кг.
    А теперь сравним сведения посла Даниила Принца фон Бухау, который посетил русский двор в 1576 и 1578 гг.: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза , которые у него постоянно бегают, наблюдают все тщательным образом. Борода у него рыжая с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой».
    Английский дипломат Джером Горсей, живший в России с перерывами в 1573-1591 гг. и заправлявший делами Московской компании, таким запомнил русского государя: «Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос – настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам и по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства…»
    Герасимов писал, что по своему расовому типу русский царь Иван Грозный объединяет признаки средиземноморского типа и черты, присущие западным славянам. Первые он мог унаследовать через отца – от бабушки-гречанки Софьи Палеолог; вторые – от матери, Елены Глинской, у которой в роду были поляки, литовцы, а также сербы (по линии матери).
    Жены Ивана Грозного
    Анастасия Романовна Захаркина-Юрьева, первая жена Ивана Грозного, была похоронена в усыпальнице Вознесенского собора Московского Кремля. Когда ее гробницу вскрыли, а останки тела направили на судебно-медицинскую экспертизу, выяснилось, что в ее останках содержание ртути зашкаливает, других же ядов нет. Очень похоже на то, что царицу отравили солями ртути. До экспертизы считалось, что царицу истощили частые роды (в семье родилось 6 детей).
    А был ли мотив? 3 февраля 1547 года Иван IV женился на Анастасии, чем вызвал, мягко говоря, недоумение знати. Дело в том, что царь взял в жены представительницу незнатного рода. Князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил царя в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился». Смерть 25-летней Анастасии 7 августа 1560 года стала причиной опал и казней многих придворных, поскольку царь подозревал, что стал вдовцом отнюдь не по воле Божьей.
    Иван Грозный сильно переживал смерть супруги. По сообщениям летописцев, от горя и слез он еле держался на ногах, «от великого стенания и от жалости сердца». Несмотря на великое горе, государь вскоре принял решение вновь жениться. И 21 августа 1561 года царицей Московской и всея Руси стала Кученей, дочь кабардинского князя Темрюка. Она приняла православие и имя Мария. Но… увы и ах! В 1569 году русский царь вновь овдовел: Мария Темрюковна заболела и умерла в Александровской слободе.
    Новой женой Ивана Грозного стала Марфа Собакина, но этот брак продлился меньше года. О красоте Марфы ходили легенды, а государь выбрал ее на «конкурсе невест» (кастинге, говоря современным языком). Со всей страны ко двору на смотрины съехались незамужние дочери бояр и дворян. Марфу царь выбрал из 1500 невест, и было ему на тот момент чуть больше сорока.
    Предполагают, что смерть Марфы, не была естественной: заболела она еще до свадьбы. Ее останки эксперты-криминалисты проверяли на ртуть и на мышьяк, но эти яды не обнаружили, а другие яды за 400 лет могли и «раствориться». Но свадьба все-таки состоялась 28 октября 1571 года, а скончалась Марфа Собакина 14 ноября того же года. Похоронена она была рядом с Марией Темрюковной.
    Источник: “Филькина грамота”

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *