К каким жанрам относятся приведенные в учебнике народные песни?

9 ответов на вопрос “К каким жанрам относятся приведенные в учебнике народные песни?”

  1. Melon Ответить

    Народная песня это музыкально-поэтическое произведение, которое сегодня очень распространенное и популярное в народной музыке. Народная песня является одной из самых старинных форм музыкально-словесного творчества. Песенное творчество отражает национальный характер народа, отношения общества друг к другу, к природе, ко всему миру.
    В народной песне превосходит строфическая и куплетная форма, с припевом, рефреном или композиционно выделенными запевом.

    Виды народных песен:

    1. Любовные песни. Раскрывают чувства девушки и парня, чаще всего отражают события, которые происходят из-за забвенной или неразделенной любви.
    2. Семейные песни. Сочиняются, как правило, трагические песни, которые построены на конфликте отношений между мужем и женой, братом и сестрой, сыном и отцом и т.д.
    3. Солдатские, казацкие, рекрутские песни. Тематика может быть самой разной — прощание родителей с сыном, проводы рекрута в армию, несение службы.
    4. Трудовые песни. Характеризуют различные виды работ, описывают типы инструментария, оборудования и т.д.
    5. Тюремные, арестантские песни. Заключались, как правило, заключенными, которые сочиняли песни о своей виновности, зачастую считая себя безвинно осужденными.
    6. Календарные песни. Отнесены к конкретным датам календаря или времени года.
    7. Юмористические и шуточные песни. Содержат чаще всего шутливое и забавное содержание.
    8. Обрядовые песни, содержат обычно жанры свадебных или календарных песен.

    Жанры народных песен

    Игровые песни — чаще всего это песни-действия.
    Корильные песни. Задание таких песен в том, чтобы представить в смешном виде участников обрядового действия.
    Обрядовое назначение величальных песен.
    Ритуальные песни. В центре произведения идет обряд, исполняются они хором.
    Заклинательные песни. Исполнялись в свадебных и календарных обрядах, давали силу, здоровье и богатство человеку.

  2. Malaron Ответить


    Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

    История развития народной песни и музыки

    Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

    Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
    В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.
    Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
    В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

    Жанры русских народных песен


    Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:
    Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
    Обрядово-календарные – масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
    Обрядово-семейные – свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
    Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
    Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

    Герои русских народных песен


    В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
    Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
    Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
    Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
    Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
    Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
    Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
    Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
    Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

  3. MrGefest Ответить

    – Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило, совершаемых коллективно или в специально оборудованном месте на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.. В песнях представлены разные виды рабочего инструментария, инвентаря и оборудования.
    – Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца.
    – Полоняночные, темничные, тюремные, арестантские песни объединены общей тематикой неволи. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужденными. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решетку — как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д.
    – Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым содержанием.
    – Обрядовые песни — одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира.
    – Календарные песни. Приурочены к определенным датам календаря или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Центральная тема в календарном песенном творчестве — земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда.
    Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора — подблюдные песни — повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это что заклинается.
    – Свадебные песни. Исполнялись свадебные песни по ходу свадебной игры. Это было своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы составляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье.
    Жанры:
    В круг календарных и свадебных песен входили: ритуальные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями заклинательные, игровые, корильные песни. А также к календарным относятся подблюдные песни-гадания.
    – Ритуальные песни. Основная примета поэтического содержания ритуальных песен — отсутствие в них изображения человека. В центре внимания песен — обряд. Именно поэтому в них нет ни описаний природы, ни картин быта. Ритуальные песни исполнялись хором.
    – От ритуальных песен отличаются заклинательные. С их помощью заклинались магические силы природы, способные дать человеку богатство, здоровье и счастье. Заклинательные песни исполнялись в календарных и свадебных обрядах. Они выражали то, что крестьянин считал важным в своей жизни.
    – Обрядовое назначение величальных песен — в величании, прославлении участников ритуала. В центре внимания величальных песен человек.
    Делятся на песни-описания создавать идеализированные образы и песни-повествования изображение действий участников обряда и окружающей их обстановки.
    – Корильные песни. Цель исполнения корильных песен в том, чтобы высмеять участников обрядового действия, отругать за скупость, нежелание наградить певцов. В корильных песнях осмеянию подвергались жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы. Как и в величальных, в центре внимания корильных песен — человек, носитель пороков, или мифологическое существо например, Масленица.
    – Игровые песни — это, прежде всего песни-действия.
    ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.
    Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
    Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент.
    Потешки — это забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т.д. П. называются и песенки — приговорки, организующие эти забавы.
    Прибауткой принято означать смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей.

  4. Makazahn Ответить

    большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразиеммузыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном.
    4. Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе
    военных песнопений. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен
    многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой,
    определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца.
    5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Песни, в которых изображены важные
    события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.
    Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение
    реальные события прошлых лет.
    Место песни в жизни народа.  Русский народ отличается редкой

  5. Grozragore Ответить

    Филологические
    науки / 8. Родной язык и литература
    Боева Н.И.
    филиал ФГБОУ ВО «Уфимский
    государственный нефтяной технический университет» в г. Стерлитамаке

    Общая
    характеристика русских народных

    лирических
    песен

     TC “§
    1. Общая характеристика русских народных лирических песен” \f C \l
    “2”

    Фольклор
    – это особая область словесного искусства. Он, как и литература, обращается к
    слову как к главному средству создания художественного образа [1]. В нем
    отразилась и отражается
    вся совокупность психолого-педагогических и религиозно-магических воззрений,
    этических и эстетических идеалов этноса, его поэтический и музыкальный талант,
    артистизм, история семейно-брачных отношений, народный юмор и богатое
    словотворчество [2]. Лирическая песня тесно связана с жизнью народа, которая
    повлияла на ее историческое развитие.
    Песня  – музыкально-поэтический вид искусства.
    Народная песня – один из древнейших поэтических жанров [3].
    Проблема классификации
    русских народных песен встала перед составителями первых сборников в XVIII веке. Вопрос этот действительно
    сложный, так как «устная форма бытования и следы древнего синкретизма привели к
    тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного
    типа: лиро-эпических, лирико-драматических и лирико-хореографических» [4]. Вместе
    с тем двоякая природа песни, как произведения одновременно и словесного и
    музыкального искусства, еще более усложняет вопросы ее изучения, в том числе и
    вопрос классификации [5].
    Наиболее ранней является
    народная классификация на песни колядные, троицкие,
    свадебные, хороводные и плясовые. Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан выделяют такие песни, как любовные и семейные,
    шуточные и сатирические, плясовые, разбойничьи, солдатские, бурлацкие, ямщицкие
    и чумацкие [4].
    При классификации русских
    народных песен Н.П. Колпакова исходит из того,
    что «общественная функция всех русских традиционных крестьянских бытовых песен
    сводится к следующему: 1) песня заклинает природу, судьбу, предметы видимого
    или невидимого мира; 2) песня переосмысляет явления трудовой действительности и
    служит для игры; 3) песня величает человека-труженика за его трудовые и личные
    качества; 4) песня служит для выражения эмоционального отношения человека к
    окружающему миру, т.е. передает чувства радости, горя, гнева, обиды,
    негодования, шутливый или сатирический взгляд на отдельные явления
    действительности» [5]. Таким образом, крестьянский песенный репертуар
    распадается на четыре основных жанра.
    Первый жанр состоит из
    нескольких типов песен-заклинаний: 1) аграрно-календарных, 2) некоторых свадебных,
    3) некоторых подблюдных, т.е. из песен, составляющих часть этнографических
    комплексов календарных праздников и обряда свадьбы [5].
    Ко второму жанру
    Н.П. Колпакова относит песни игровые,
    освобожденные от песен лирических, величальных и других, примкнувших к игровым
    на их историческом пути в результате совместного бытования в том или ином
    этнографическом комплексе какой-либо определенной местности.
    Третий жанр включает
    песни величальные, который подразделяется на несколько типов величаний: 1)
    календарные, 2) игровые, 3) некоторые свадебные и подблюдные, т.е. на песни,
    составляющие часть этнографических комплексов календарных праздников,
    молодежных «игрищ», посиделок и свадьбы.
    Четвертый жанр – песни
    лирические: 1) песни лирические частые (с выделением из них группы песен
    сатирических), 2) песни лирические протяжные со всем многообразием их тематики,
    т.е. песни любовные, семейные, рекрутские и т.п.
    Таким образом, все
    народные бытовые песни Н.П. Колпакова разделяет
    на обрядовые и внеобрядовые. Такой же точки зрения придерживается и
    И.Е. Карпухин.
    С обрядами связан был
    своеобразный и богатый песенный фольклор, который подразделяется на календарный
    (связан с временами года и сельскохозяйственными работами) и семейно-бытовой,
    т.е. с рождением ребенка, его крещением, женитьбой (замужеством) и со смертью
    [6].
    В необрядовых
    лирических песнях выделяются песни на бытовые (любовные, семейные, шуточные,
    плясовые и хороводные), социальные темы (разбойничьи, тюремные, рекрутские,
    солдатские, о крепостной неволе) и песни, рассказывающие о крестьянах, которые
    уходили, отвлекаясь от сельскохозяйственных работ, на заработки (ямщицкие,
    бурлацкие, чумацкие, сплавщиков леса и т.п.) [6]. С.Г. Лазутин
    всю народную лирику делит на три группы: 1) обрядовые песни; 2) хороводно-игровые
    песни и 3) голосовые песни.
    К обрядовым он относит
    песни календарные и семейно-бытовые. В календарную поэзию включает колядки,
    подблюдные и масленичные песни, егорьевские,
    семицкие, купальские и жнивные песни. Семейно-бытовые
    обрядовые песни исследователь делит на свадебные песни (плачи невесты, общелирические песни, величания и корильные песни),
    похоронные и рекрутские  причитания.
    Говоря об игровых,
    хороводных и плясовых песнях, С.Г. Лазутин отмечает
    их яркую специфику. В большую группу необрядовых
    голосовых песен он включает такие жанры, как протяжные и частые песни,
    песни-баллады, песни-рассказы, песни-жалобы, песни-юморески, мещанский романс,
    песни-сатиры и песни-гимны. Оригинальным жанром народной песенной лирики
    является частушка, получившая большое развитие за последнее столетие [7].
    Жанры русской народной
    лирики получали разное развитие в различных исторических эпохах. Одни из них
    являются очень древними (жанры календарной обрядовой поэзии), другие возникли и
    развивались в XV–XVII веках (необрядовые протяжные песни), третьи
    оформились в XVIII –первой половине  XIX
    века (рабочие песни-рассказы и песни-жалобы), четвертые оформились во
    второй половине XIX – начале XX века (частушки, песни-сатиры­ и песни-гимны), пятые возникли
    лишь в советское время (героическая баллада, различные жанры песенных переделок­­)
    [7].
    Протяжные лирические
    песни – самый разработанный и самый распространенный жанр народной лирики.  Они «отражают общественный уклад и
    внутрисемейный быт старой русской деревни разных эпох». К ним относятся «песни
    с обобщенной тематикой социальных и личных эмоций с раздумьями социального
    характера: песни старого крестьянского быта, рекрутские, солдатские,
    «молодецкие» песни социального протеста» [5].
    При определении
    особенностей содержания народных лирических песен следует иметь в виду то, что
    это лирический род поэзии, который по принципам художественного освоения
    действительности существенно отличается от эпического рода поэзии. Если в эпосе
    главное место занимают отражаемые в образах явления и факты действительности,
    то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к
    различным жизненным явлениям и фактам, передача тех мыслей, чувств и
    настроений, которые они вызывают [8].
    Протяжные лирические
    песни представлены преимущественно крестьянскими песнями, которые отражали
    обстановку народной жизни эпохи феодализма [4]. Хотя «бытовая жизнь крестьян
    проявлялась прежде всего в их труде, различного вида полевых и домашних
    работах», но «целиком этой теме не посвящена ни одна песня». Труд в
    крестьянских лирических песнях нередко составляет как бы фон, на котором
    разрабатываются те или иные темы, рисуются различные образы [7].
    В основе языка
    традиционных протяжных песен – живая разговорная речь народа. Очень часто
    лирические песни используют эпитеты. В отличие от былин и исторических песен,
    где функция эпитетов главным образом описательно-выразительная, в лирических
    песнях их функции преимущественно эмоционально выразительные [7].
    Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан особое место
    уделяют композиции и метафоре, так как приемы и средства, используемые в
    протяжных песнях, пытались «выразить внутреннее состояние лирического героя
    через внешние формы» [4].
    Естественно, русская
    народная песня в Башкортостане, регионе, включающем множество национальностей,
    вмещает в себя и этнографические особенности.
    По Карпухину, это проявляется не только в заимствовании, но и в
    переводах, объеме, структуре песен. Кроме сокращения текста, в процессе
    перевода-редактирования заменяются имена героев, географические названия и даже
    вводятся национальные образы [6].
    Таким образом, лирические
    необрядовые песни в данной республике представляют
    собой сложный материал, вмещающий обширную символику.
    Литература:
    Карпухин И.Е. Русское устное
    народное творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.:
    Высшая школа, 2005. – С. 280.
    Карпухин И.Е. Фольклор русских
    Башкортостана: Программа курса: Для студентов 4-го курса по специальности
    «032900 – Русский язык и литература» /
    Под общ. ред. В.А. Беглова. –
    Стерлитамак. гос. пед.
    ин-т, 2003. – С. 24.
    Тимофеев Л.Н. Словарь
    литературоведческих терминов. Ред. сост.: Л.Н. Тимофеев и
    С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – С. 509.
    Зуева Т.В., Кирдан
    Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд. –
    М.: Флинта: Наука, 2003. –  С. 400.
    Колпакова Н.П. Русская народная бытовая
    песня. – М.; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1962. – С. 284.
    Карпухин
    И.Е. Зоренька вечерняя: Сборник песен / Сост., вступ. ст., комментарии и
    общ. ред. И.Е. Карпухина; сост и муз. ред. И.Н.
    Васильева. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. – С. 129.
    Лазутин С.Г. Русские народные
    лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец.
    «Рус. яз. и лит.» – М.: Высш. шк., 1990. – С. 240.
    http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/pred.html
    – С.Г. Лазутин.
    Поэтика русского фольклора.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *