Как автор использует прием контраста описывая природные явления?

12 ответов на вопрос “Как автор использует прием контраста описывая природные явления?”

  1. Shokirov Ответить

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
    Отдел образования Ленинского района
    МБОУ Гимназия № 161
    Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»
    Исполнитель: Тюрина Ирина,
    ученица 9 «Б» класса
    Руководитель: Тяпугина Вера Александровна,
    учитель русского языка и литературы
    Екатеринбург
    Содержание
    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ
    .1 «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе
    2.2 Союз природы и человека
    2.3 Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…»
    ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ
    ВВЕДЕНИЕ
    Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской культуры. « «Слово о полку Игореве» -это одно из первых дошедших до нас лиро-эпических произведений, уникальное по своему поэтическому уровню. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие». [9]
    Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к «Слову и полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более и более глубоким.
    «Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством – теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в радости по поводу возвращении Игоря, и в широкой картине русской природы. Неоценима культурная ценность этого произведения: ведь без знания прошлого своего народа у нас нет будущего, а история все время повторяется, и основная идея произведения, как мне кажется, актуальна всегда. Эта идея – в призыве к прекращению междоусобиц, к единению великого народа.
    Свой призыв к объединению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.
    Читая «Слово …», понимаешь, что люди XII века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие – срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины природы. Природа играет прямую, а не косвенную роль в произведении, она событийна, она жива – описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования и развития сюжета.
    Для современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом древнерусском произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п. Однако вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она и заслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.
    Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве».
    Задачи:
    ·изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;
    ·познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;
    ·найти в тексте описания природы или её явлений;
    ·проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;
    ·определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.
    Гипотеза: пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.
    Объект исследования: «Слово о полку Игореве».
    Предмет исследования: роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве» и взаимодействие природы и человека.
    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:
    ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.
    Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.
    В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.
    В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).
    Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова) [6]
    В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда – различное качество пейзажа в различных литературных стилях
    Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.
    1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.
    . Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.
    3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.
    2.3 Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении
    пейзаж художественный слово древнерусский
    Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.
    Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
    На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
    Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».
    В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».
    Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
    «…Волки грозно воют по оврагам,
    Орлы клекотом на кости зверей воют,
    Лисицы брешут на червленые щиты.»
    Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
    «Тогда по русской земле
    редко пахари кричали,
    но часто вороны граяли,
    трупы между собой разделяя.
    А галки свою речь говорили –
    хотели лететь на кормление – уедие.»
    А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:
    Соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают
    Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

  2. Ludinnapa Ответить

    Литературный троп
    Пример
    Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.
    Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов – метафора человеческого одиночества)
    Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
    Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
    Она была – живой костер из снега и вина (А.А. Блок)
    Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
    Метонимия – это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.
    Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
    Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
    Синекдоха – это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.
    И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
    По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
    Эпитет – это художественное определение, образное и эмоциональное.
    Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
    Крылатые качели (Ю. Энтин)
    Гипербола – это художественное преувеличение.
    Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их – не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)
    Литота – это художественное преуменьшение, умаление.
    Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
    Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.
    O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
    Море – смеялось. (М. Горький)
    Ирония – это использование слова в противоположном значении.
    Просто обожаю работать в выходные!
    Ну спасибо, удружил!
    Сарказм – это злая ирония, издевательская насмешка.
    Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
    Эвфемизм – это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.
    Женщина легкого поведения (проститутка)
    Припудрить носик (сходить в туалет)
    Дисфемизм – это замена слова или выражения вульгарным синонимом.
    Отбросить коньки (умереть)
    Дать в репу (ударить по голове)
    Бухать (пить алкоголь)
    Каламбур – это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.
    Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
    Перифраз – это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.
    голубая планета (Земля)
    царь зверей (лев)
    творец Макбета (Шекспир)

  3. Gholar Ответить

    Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;??????. Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
    усиление эмоционального воздействия. Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *