Как без динамометрического ключа определить момент затяжки?

15 ответов на вопрос “Как без динамометрического ключа определить момент затяжки?”

  1. Tos29X Ответить

    Головка блока постоянно должна испытывать силу сжатия, которая задаётся определённым моментом затяжки резьбового крепления. Для того чтобы сила сжатия была равномерно распределена по поверхностям стыка головки с блоком цилиндров предусмотрено большое количество стяжных болтов или шпилек с гайками. Равномерность прижатия ГБЦ к блоку цилиндров обеспечивается определённой схемой порядка затяжки резьбовых соединений. Для уплотнения стыка используется прокладка головки блока, сделанная из особого материала, устойчивого к высокой температуре. При затяжке крепления головки она даёт усадку в тысячные доли миллиметра, что обеспечивает надёжную герметизацию стыка.

    Соблюдения правильного порядка затяжки болтов ГБК гарантирует правильность её прижатия к блоку цилиндров

    Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

    Если затяжка резьбовых соединений головки блока ведётся с превышением усилия от номинального, то сила растяжения, которая воздействует на болт или шпильку, начнёт разрушать резьбу в блоке или вытягивать тело крепёжного элемента. Наступает так называемый момент текучести, когда при дальнейшем увеличении силы затяжки сила прижатия начнёт уменьшаться. Итог: быстрое прогорание прокладки в месте наихудшего сжатия.
    Если же резьба в отверстиях блока будет сильно повреждена, то она уже не сможет обеспечить необходимое прижатие головки при правильном моменте затяжки. Её потребуется восстанавливать, а это дополнительные затраты. Опытные ремонтники мотористы на практике чувствуют предельную силу затяжки, которую может выдержать резьбовое соединение. Они никогда не допустят дефектов от перетяжки болтов или гаек.

    Работа динамометрическим ключом

    Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

    Если крепление головки выполняется с минимальным усилием, то это приведёт к слабому прижатию её к поверхности блока цилиндров. Между прокладкой и прилегающими к ней плоскостями блока и головки образуются микроскопические зазоры, которые обязательно приведут к прогоранию уплотняющего материала.

    Проверка плосткости головки блока специальной линейкой
    Недостаточная затяжка болтов крепления не обеспечивает нормального прилегания головки, что может вызвать коробление её стыковой поверхности.

    Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

    Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:
    неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
    срыв ниток резьбы;
    механическое разрушение тела болта;
    проворачивание граней у гайки или головки болта;
    разрушение гравёрных шайб.
    Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров. Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.

    Какое усилие нужно прикладывать

    Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.
    По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:
    Нерегулируемые с постоянным моментом затяжки. Они применяются для затяжки ГБЦ на конвейерах при сборке двигателей. Их достоинства — высокая надёжность.
    Регулируемые на предельный момент затяжки. Это так называемые трещотки с возможностью установки определённого момента затяжки. При достижении этого усилия трещотка срабатывает, и дальнейшее закручивание становится невозможным. Трещоточная насадка часто оснащается реверсом. В этом случае ей можно не только закручивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещоткой комплектуются многие наборы головок.
    Со шкалой и стрелкой. Таким ключом можно вести затяжку резьбовых соединений с разными усилиями. Главные условия: нужно много свободного места и возможность удобного наблюдения за шкалой. Входит в набор инструментов слесарей-мотористов.
    Цифровая индикация в компактном приборе, измеряющем приложенное усилие. Очень точный, надёжный, удобный в работе инструмент. С его помощью можно затягивать болты крепления головки блока с точностью до сотых долей Нм непосредственно на двигателе автомобиля.
    Комбинация выставляемого усилия затяжки с контролем по цифровой или стрелочной индикации. Такие ключи защищают резьбу от прикладывания чрезмерного усилия затяжки, одновременно позволяя контролировать величину момента с помощью прибора индикации.

    Фотогалерея: виды динамометрических ключей

    Общие правила затяжки креплений головки блока

    У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:
    Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
    Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
    Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
    Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
    Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
    В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
    Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
    Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.

  2. Tamerlan5230 Ответить

    Ранее этот вопрос был затронут Дмитрием Ермаковым, но думаю полезно будет для всех, кто хочет “затягивать гайки по мануалу”.
    Сам ключ в наипростейшем китайском исполнении стоит от 700 грн, что не вселяет желания его резко покупать, учитывая что нужен он нам один раз в пару лет так сказать.
    В принципе, при наличии большого опыта кручения гаек и умении перевести в уме Ньютоно-метры в “усилие на руку”, можно обходится без него, хотя понятно что погрешность будет в пару. ньютоно-метров, но сейчас поговорим о том, как все-таки “закрутить по феншую”.
    Итак речь идет о регулировке зазора клапанов.
    Контргайки там закручиваются с усилием 14Нм. Делим на 10 и получаем 1,4кгсм (килограм-сила-метр).
    Это означает, что максимальное рекомендуемое усилие при затягивании гайки должно быть равно силе, с которой действует груз весом в 1,4 кг. подвешенный к ключу длиной 1 метр, причем не просто висящим там, а действующим перпендикулярно в ключу!
    Понятно, что искать метровый ключ, крайне неблагодарное занятие, но есть выход!
    Общая формула:
    М=0.1*F*L. где
    L-длина плеча (в см.),
    M-момент силы,
    F- сила воздействия (вес в кг)
    Т.е. нам нужен ключ на 10 (например рожковый-рожковый, но удобней все-таки рожковый-накидной), обычный кантер (электронный или механический не важно)
    Начали (см. рисунок в HD-качестве):
    1. Отмеряли линейкой длину ключа, согласно рисунка.
    2. По формуле посчитали F (в нашем случае=вес в кг.) F=M/(0.1*L).
    Пример: у меня был ключ рожковый-накидной и длина его согласно рисунка получилась 12,3см.
    Подставив в формулу я получил: F=14/(0.1*12,3)=11,38H, т.е. 11.4кг.
    3. Вешаем кантер на сторону, где ключ у нас накидной (крючок кантера не будет соскальзывать, вот почему такой ключ немного удобней чем рожковый с обеих сторон ) .Тянем за кантер и смотрим на шкалу, чтобы не превысить наши xx кг., посчитанные ранее по формуле…
    P.S. Не забываем перед всеми этими манипуляциями, взвесить на кантере 1л. пластик. бутылку воды и убеждаемся что он показывает ровно 1 кг (с погрешностью +-30 грамм.).
    P.P.S. Для тех, кто физику не доучил в школе и считает что это возможно неточная наука и надо все-таки идти и покупать ключ за 800 грн, поскольку этот метод может быт неточным! Почему неточным? Да вот может и все тут! )))
    Я специально, ради интереса, откручивал контргайку клапана, также этим способом. Так вот гайка резко “сорвалась” в сторону откручивания, только при достижении кантером усилия в 11,7кг.
    А это как мы понимаем, означает, что поскольку она была закручена тем таки динамометрическим ключем (на заводе, или уже у дилера в Украине), то конечно же усилием в 14Нм. Не сошлось в нашем случае (в идеале должно бы при усилии в 11,4кг. открутиться) как раз из-за небольой погрешности метода, поскольку тянуть идеально под углом 90 градусов не получится, также точность измерения длины L и погрешность кантера, играют свою роль. Но итоговая погрешность (в моем случае 0,3-0,4Нм) вполне вписывается в начальное наше условие: “закрутить как в мануале написано, без динамометрического ключа “.

  3. aremmm Ответить

    Также стоит обратить внимание на размер квадрата торцевой головки, поскольку именно от него зависит то, какие гайки и болты вы сможете затягивать при помощи ключа.

    Выбор диапазона рабочего усилия

    Достаточно важным моментом является выбор усилия в определенном рабочем диапазоне. Среди существующих моделей имеется несколько самых распространенных диапазонов усилия, в зависимости от размера квадрата для торцевых головок.
    От 0,5 до 2,5 килограмм, при квадрате 1/4;
    От 1,9 до 11 килограмм, при квадрате 3/8;
    От 4,2 до 21 килограмма, при квадрате 1/2;
    От 7 до 35 килограмм, при квадрате 1/2;
    От 8 до 40 килограмм, при квадрате 3/4;
    От 10 до 70 килограмм, при квадрате 3/4;
    От 14 до 98 килограмм, при квадрате 1.
    При выборе динамометрического ключа для вашего автомобиля лучше будет, если все необходимые для вас нагрузки, находились в пределах рабочего диапазона. И естественно очень важно, чтобы размер квадрата подходил для ваших задач.

    Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

    Как уже было сказано, динамометрические ключи используются для затяжки резьбовых соединений с определенным усилием. В основном все они предназначены для затягивания по часовой стрелке, хотя встречаются и модели, предназначенные для затягивания против часовой стрелки. Также имеются ключи, у которых можно переключать присоединительный квадрат на разные стороны для того, чтобы ими можно было пользоваться в обе стороны.
    Важно помнить о том, что динамометрический ключ не рекомендуется использовать в качестве обычного воротка, поскольку это серьезно увеличит износ предмета. Кроме того, достаточно важно откручивать ручку в нулевое положение после работы. Ведь если оставить её в сжатом положении – это приведет к ухудшению точности выставления усилия затяжки.

    Использование щелчковых динамометрических ключей

    Как уже было сказано, предельные динамометрические ключи обладают лучшим сочетанием стоимости и точности устанавливаемого усилия. Именно поэтому, они пользуются наибольшей популярностью.
    Естественно для того, чтобы использовать этот инструмент по назначению, необходимо уметь правильно выставлять оптимальное усилие. Для этого нужно выполнить следующие действия:
    Отпустить стопорную гайку;
    Установить необходимую нагрузку на шкале при помощи вращающейся рукоятки;
    Зафиксировать положение при помощи стопорной гайки.
    После того, как вы совершите все эти действия, динамометрический ключ будет готов к работе. При достижении выставленной нагрузки будет раздаваться характерный щелчок.

    Использование электронных динамометрических ключей


    Как уже было сказано, главным преимуществом электронных ключей является возможность максимально точно настроить усилие, с точностью до десятой, а порой и сотой доли Ньютона. Это можно сделать, как и при помощи кнопок на контрольной панели с жидкокристаллическим дисплеем, так и подключив инструмент к компьютеру при помощи специального кабеля. Достаточно полезной функцией является возможность сохранять настройки в пресеты, и просто переключать их. Это позволяет серьезно сэкономить время настройки.
    Кроме того, у электронных ключей существуют функции сохранения и распечатки данных затяжки, а также другой информации необходимой для работы.

    Использование стрелочных динамометрических ключей

    Поскольку стрелочные ключи не имеют ограничителя усилия, то при их использовании необходимо соблюдать крайнюю осторожность. Ведь если приложенные вами силы будет слишком велики, то можно не только сорвать резьбу, но и повредить инструмент.

    Во время затягивания при помощи стрелочного ключа, стрелка остается неподвижной, но при этом смещается сама шкала, демонстрируя приложенное усилие.

    Профилактика динамометрических ключей

    Как и любой механический инструмент, от которого требуется высокая точность, динамометрический ключ должен время от времени проходить профилактический осмотр и калибровку. В идеале, точность динамометрических ключей должна проверяться через каждые десять тысяч применений, либо один раз в год.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *