Как были решены основные вопросы послевоенного урегулирования в европе?

7 ответов на вопрос “Как были решены основные вопросы послевоенного урегулирования в европе?”

  1. Arami Ответить

    Первой большой и назревшей проблемой после войны, требовала немедленного решения, стало подписание мирных договоров с бывшими европейскими союзниками фашистской Германии – Италией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Финляндией. Основные положения будущих мирных договоров были намечены уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Однако уже в сентябре – октябре 1945 между государствам победительницами оказались серьезные противоречия, которые усугублялись в условиях формирования двух курсов в международной политике. СССР пытался, и довольно успешно, закрепить свое влияние в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Запад – не допустить этого. Исходя из принципов Атлантической хартии, Запад требовал предоставить народам этих стран право самостоятельно выбирать свой путь развития. Советский Союз стремился привязать эти страны к себе, превратить в трамплин дальнейшего продвижения социализма.
    Вопрос мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии решались на сессиях Совета Министров иностранных дел (СМИД) (осень 1945 – первая половина 1946) и на Парижской мирной конференции (29 июля – 16 октября 1946). В процессе выработки мирных статей обнаружились серьезные разногласия. США и Англия стремились рассматривать мирные договоры в тесной связи с внутренними изменениями в указанных странах (установление режима парламентской демократии и т.д.). Это касалось также состав правительств. Чтобы не допустить коммунистической диктатуры, Англия и США отстаивали принципы создания коалиционных правительств на многопартийной основе путем свободных выборов. Для контроля избирательного процесса, в частности в Болгарии и Румынии, предлагалось создание инспекционных групп. Советский Союз, верный политике коммунизации (под коммунизации следует понимать насаждения коммунистической диктатуры – леворадикального тоталитаризма), выступил за то, чтобы не связывать мирные договоры с внутриполитическим развитием стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Сторонам удалось прийти к компромиссу. Первые послевоенные годы характеризовались взаимными уступками. В результате в состав правительств Болгарии и Румынии вошли представители “других демократических групп”. Западные делегации, к сожалению, тогда еще не осознавали, что “уступка” со стороны коммунистических лидеров была вынужденным, временным маневром.
    С большим трудом решались также вопросы территориального порядка. Западные государства поддерживали территориальные претензии Греции в Болгарию и Албанию. Советский Союз поддерживал своих социалистических протеже. Острая борьба развернулась вокруг статуса города Триеста с прилегающей территорией. Советский Союз поддержал французский проект, и Триест стал свободной территорией под эгидой ООН (по соглашениям 1954. М. Триест отошел к Италии, а территория к востоку от него – к Югославии).
    Объектом острых столкновений стали итальянские колонии Сомали, Ливия, Эритрея. Англия хотела поставить их под свой контроль. США стремились разместить там свои военные базы. Франция склонялась к тому, чтобы оставить их Италии, но под контролем ООН. У Сталина появились свои “африканские планы”. На встрече министров иностранных дел Молотов с подачи Сталина заговорил о возникновении в Ливии национально-освободительного движения и необходимости оказания ему помощи со стороны Москвы. СССР, заявил Молотов, готов построить там военно-морскую базу, взять район под свой контроль. Представителю Великобритании Бевином от этих заявлений стало плохо, пришлось даже вызвать врача и сделать укол.
    Судьбу итальянских колоний был окончательно решен лишь в начале 50-х годов. Сомали – с 1950 p., Ливия – с 1951 г.. Провозглашены независимыми государствами, а Эритрея В 1952 году. Стала провинцией Эфиопии.
    Острые споры вызвали также экономические вопросы договора. США отстаивали пункт “о равных возможностях” и выплату репараций долларами, что объективно ориентировало указанные страны на экономические и торговые отношения с США, настаивали на полной компенсации национализированной собственности иностранных компаний. Советский Союз настаивал на компенсации 1/3 всей национализированной собственности. Здесь также был достигнут компромисс (сошлись на 2/3 всей стоимости).
    Бывшие союзники взвешенно, с учетом возможностей побежденных, подошли к определению сумм репарационных платежей. Италию обязали выплатить Югославии 125 млн. Долл., Греции – 105, СССР – 100, Эфиопии – 25, Албании – 5 млн. Долл. Румыния и Венгрия должны выплатить СССР по 300 млн. Долл. и тому подобное. Позже Советский Союз отказался от значительной части репараций из Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии.
    Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 p., 15 сентября того же года вступили в силу. Они зафиксировали определенные территориальные изменения. Северная Трансильвания передана Румынии, а границы Венгрии определены такими, какими они были на 1 января 1938 Южная Добруджа закреплена за Болгарией, согласно румынско-болгарским договором от 7 сентября
    г.. Итало-французскую границу изменился в пользу Франции, итало – югославский – в пользу Югославии. В Югославию отошли Истрия и часть Юлийских Краины. Додеканезских острова от Италии переданы Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января
    г.. Мирный договор с Финляндией подтверждал также принадлежность Советскому Союзу области Петсамо (Печенга) и передачу СССР в аренду сроком на 50 лет района Порккала-Удд для создания военно-морской базы. Италия теряла также свои права на бывшие колонии.
    Подписание мирных договоров с бывшими союзниками Германии следует рассматривать как важный шаг в политике европейского послевоенного урегулирования. Сама практика обсуждения и выработки компромиссным путем мирных договоров могла стать образцом для решения других европейских и мировых проблем. Однако в процессе роста конфронтации и углубление противоборства приобретенная практика весьма скоро была забыта. Однако мирные договоры стали положительным фактом послевоенной европейской политики. Они никоим образом не ущемили суверенитет целого ряда стран, а большинство проблем, связанных с мирным урегулированием, были решены в целом справедливо. Трудно упрекать западным государствам за то, что они не сумели отстоять демократическое развитие Румынии, Болгарии, Венгрии. В этом деликатном вопросе западные делегации на мирных переговорах исходили из того, что это внутреннее дело народов этих стран.

  2. Байконур Ответить

    Вслед
    за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией
    – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, – составившие систему международных
    соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление
    германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны,
    явилось источником новых конфликтов.
    Американский
    конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники
    Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги
    Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.
    Несмотря
    на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на
    мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков,
    заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они
    поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным
    правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские
    правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая
    политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и
    обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.
    Революционный
    процесс в Европе

    Следствием
    мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество
    людей в разных странах встали на путь борьбы за  изменение государственного и
    социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила
    революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был
    способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о
    мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики
    координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических
    партий.
    В
    западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов.
    Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими
    методами, без применения революционного насилия. Социалистические
    социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение –
    Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились
    крайне враждебные отношения.
    Ярким
    примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в
    Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана
    поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к
    восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся
    от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были
    недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления
    революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе
    1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве
    социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К.
    Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не
    угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика,
    просуществовавшая, однако, всего несколько недель.
    Летом
    1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии,
    установившую республиканский демократический строй. Она должна была
    стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых
    сил захватить власть не прекращались.
    Другой
    страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В
    октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне
    Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло
    правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился
    политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный
    договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях
    прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и
    коммунисты.
    21
    марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В
    стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в
    Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия,
    экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела
    бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся
    принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе
    1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая
    диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях
    Антанты.
    Новый
    революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие
    коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали
    восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей
    закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России
    революция так и не приобрела всемирного характера.
    В
    послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и
    Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные
    государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия,
    Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы,
    хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство,
    с 1929 г. получившее название Югославия.
    Процесс
    подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту
    национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые
    государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так
    случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии,
    с немцами в Чехословакии.
    Подведем итоги
    Заключенные
    в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах
    держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и
    игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых
    международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения.
    Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во
    многих странах. Не произошло.
    Использованная литература
    1.
    Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для
    10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

  3. Moradar Ответить

    Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел рас­кол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные от­ношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного раз­вития. Жестко ставился вопрос – коммунизм или капи­тализм, тоталитаризм или демократия. Однако в пер­вые Послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, опреде­ляемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.
    Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференцияхбыли определены основные линии политики держав- победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии – Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию былсоздан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, под готов ленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 r. (договор с Австрией был заключенПозднее, в 1955 г).
    Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и СОЮЗНЫЙ контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угро­жала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».
    Территория Германии была разделена на оккупаци­онные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобрита­нии и Франции. На четыре зоны был разделен и Бер­лин.
    Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политиче­скими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и деми­литаризация Германии, ликвидация ее военного произ­водства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропа­ганды; военные преступники должны были быть аресто­ваны и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованные интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных долж­ностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентра­лизации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности. будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.
    Таким образом, политика держав в отношении Герма­нии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.
    Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие деся­тилетия.
    В 1949г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Респуб­лика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое дейст­вие как оккупация, так и четырехсторонние договоренно­сти относительно Германии.
    Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся так­же вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договоренность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были запи­саны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора
    Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отно­шений было мирное урегулирование на Дальнем Восто­ке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главно­командующий этими войсками генерал Макартур осуще­ствлял фактически единоличное управление оккупацион­ной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 госу­дарств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
    Противоречия между СССР и США по вопросу послево­енного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересо­ванных стран, в том числе и Китайской Народной Рес­публики, которая образовалась в октябре 1949 г. в резуль­тате победы революции.
    В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась кон­ференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправ­кам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников СССР добивался четких формули­ровок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в’ военные союзы и пр. Од­нако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Поль­ша и Чехословакия отказались присоединиться к дого­вору.
    Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.
    Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключи­тельном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля’- 26 июня 1945 г.). В ее соз­дании первоначально участвовало 51 государство, все уча­стники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День OOH.
    В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание между­народного мира и безопасности, подавление актов агрес­сии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между на­циями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гу­манитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительст­венных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно дей­ствующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 по­стоянных членов (США, Россия, Великобритания, Фран­ция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в условиях по­слевоенного противоборства великих держав, был прин­цип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии ‘и поддержанию ми­ра (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пя­терки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин­ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции развития. Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окон­чания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества Стран антигитлеровской коалиции в послевоен­ные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США, в первые послевоенные годы им приходи­лось вести борьбу в рамках созданных международных ор­ганизаций и согласованных решений. Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проб­лем урегулирования особое место занимали Процессы над главными военными преступниками. На Нюрнберг­ском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных Войн, в военных преступлениях и преступлениях Против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной каз­ни, а остальных к различным Срокам тюремного заклю­чения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением Фашизма и нацизма ,мировым сообществом. Это было началом Процесса очищения Европы от фа­шизма. В Германии в первые послевоенные годы прошло свы­ше 2 млн процессов Над военными и нацистскими пре­ступниками, от них был Очищен административный аппа­рат, судебная система и система образования.
    В маленькой Бельгии после освобождения было от­крыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудни­честве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приго­воров.
    Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам, из них около тысячи – смертных. Главарь фашистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожиз­ненному заключению.
    В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел аре­стованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.
    Однако чистки в разных странах были не всегда после­довательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих по­стах в администрации, судах, системе образования.
    Немало военных преступников укрылось в странах Ла­тинской Америки. Однако при всем этом в Европе начал­ся процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.
    Начало «холодной войны» После Второй мировой вой­ны две великие державы, СССР и США, оказались самы­ми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух вели­ких держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две держа­вы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран – поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельно­сти. В результате в США появилось такое уродливое яв­ление, как «маккартизм. – преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре­жима. Две великие державы приняли на вооружение кон­цепции двух полюсного мира и жесткой конфронтации.
    Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг. Выступление Черчилля в США. Обычно в истори­ческих работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято счи­тать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присут­ствии американского президента г. Трумэна 5 марта1946г. в. университетском городке Фултон. Присутст­вие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значениеэтого события. Иначе зачем было лететь президенту в са­мый центр США, в заштатный городок слушать речь, с со­держанием которой он был заранее ознакомлен? Не былослучайным и то, что в это время в Канаде уже начался поддавлением США процесс против советских агентов. Вы­ступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «хо­лодной войны».Черчилль заявил, что «железный занавес» отделилВосточную Европу от европейской цивилизации и англо­саксонскому миру следует объединиться перед лицомкоммунистической угрозы.
    Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений со­юзников по послевоенным проблемам, особенно по вопро­сам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.
    Гонка вооружений была важнейшей сферой противо­стояния и потенциального конфликта двух великих дер­жав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и пер­вым актом «холодной войны», после которого началась гонка Вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».
    В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое Испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР – спустя год. США создали стратегические бом­бардировщики, а СССР – межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и проти­воракетные комплексы. Соревнование двух систем в раз­личных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало по­нятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количест­вом бомб можно было бы уничтожить земной шар не­сколько раз.
    Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования. двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».
    «План Маршалла. об оказании многомиллиардной по­мощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус­ тои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы зака­баления американским империализмом.
    В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможно­го возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР – Организация Варшавского Договора (ОВД)
    Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических бло­ков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.
    Другой важный признак «холодной войны» – это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы комму­нистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном за­вершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально­ экономические системы, проходила в Европе через терри­торию Германии по линии западных и восточной оккупа­ционных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.
    Хотя двум великим державам удалось избежать прямо­го военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты име­ли место, и главным среди них и наиболее опасным пере­растанием «холодной войны» В «горячую» была корей­ская война (1950-1953).
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
    1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.
    2. Каковы основные черты Ялтин­ско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коа­лиции?
    3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?
    4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объ­единенных Наций от предвоенной Лиги Наций?
    5. Каково значение Нюрн­бергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?
    6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?
    7. Какие противоречия раз­деляли две великие державы – СССР и США?
    8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?
    Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова
    Дисциплина: «Всемирная история»
    Тема № 19: «Восстановление экономики в Западных странах и модернизм»

  4. Tekelv Ответить

    Интересы СССР, США, Великобритании, Франции в Европе и мире после войны

    В Европе в 1945 г. вся политическая атмосфера была отмечена общим сдвигом влево. Самые широкие и с политической точки зрения активные народные массы, которые в эпоху первого мирового конфликта демонстрировали всевозрастающее отвращение к войне, в это время были вовлечены в борьбу, носившую в первую антифашистский характер. Первые после войны выборы в июле 1945 г. в Великобритании принесли успех лейбористам; консерваторы, предводительствуемые Черчиллем, были разгромлены, несмотря на то, что победа окружила их лидера ореолом. Программа новой правящей партии предусматривала национализацию важных секторов экономики. Аналогичные предложения выдвигались на Европейском континенте многими другими политическими силами. Установление государственной собственности на основные средства производства, что является фундаментальным положением социализма, не рассматривалось более как разрушение основ, а было требованием, пользовавшимся весьма широкой поддержкой.
    Еще более радикальные изменения происходили за пределами Европы. Западноевропейские воюющие державы были вынужденные значительной степени черпать материальные и людские ресурсы в своих колониях.Освобождение колониальных народов дополнило тот переворот в соотношении сил между ведущими державами, который явился результатом войны. Германия, Япония и Италия потерпели поражение и играли роль скорее объектов, а не субъектов важнейших международных решений. От довоенного могущества Франции, которая находилась среди стран-победительниц, осталась лишь тень. Несколько иначе обстояло дело с Англией, во всяком случае, внешне. Она вышла из войны как одна из крупнейших мировых держав. Однако этот статус во многом основывался на былой мощи; уже заметны были признаки той слабости экономики, которая вскоре не замедлила проявиться полностью и которая, наряду с потерей Англией ее колоний, вызвала в дальнейшем резкое уменьшение веса Англии в мировых делах. Принципиально новым явлением был взлет могущества СССР и его превращение в основное действующее лицо всей международной политики; этот феномен вызвал подлинный взрыв в сфере международных отношений, изменив роль и значение различных компонентов той сложной системы, какой был в довоенные времена мир капитализма.
    В силу прежде всего истории своего революционного рождения, к чему в новых условиях добивалась и победа над фашизмом, СССР обладал в 1945г. в мире колоссальным авторитетом. Советский народ прошел через 20 лет «социализма» в одной, единственной стране», почти через 30 лет изоляции. Старая ленинская партия была растерзана и перестроена по ней прошел паровой каток сталинских репрессий 30-х гг. Вся диалектика марксизма, ленинской мысли, самой социалистической действительности была сведена к нескольким аксиомам сталинской концепции. Вооруженные Силы СССР сократились к 1948 г. почти с 11,5 млн. до 2874 тыс. человек. Несмотря на возращение значительного числа солдат по домам, в СССР, особенно на Украине и в Белоруссии, встречались деревни, где не было ни одного взрослого мужчины.
    Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря – капиталистического и социалистического.
    Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов. Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя – СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются.
    Особенно с США, которые претендовали на мировое господство. После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии.

  5. IWYXYM Ответить

    Неотъемлемой частью послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединённых Наций на конференции в Сан-Франциско 25 апреля-26 июня 1945 г. В её утверждении участвовали все члены Антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Цели организации:
    – поддержание международного мира и безопасности;
    – подавление актов агрессии;
    – разрешение мирными средствами международных споров;
    – развитие дружественных отношений между нациями;
    – осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера;
    – поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии.
    Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности (5 постоянных членов: США, Россия, Великобритания, Китай, Франция), Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительственных организаций. Важным принципом в деятельности Совета является принцип единогласия 5 постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии и поддержанию мира.
    СССР и США приняли на вооружение теорию двухполюсного мира и стали на путь жёсткого противостояния. В результате противоборства в США появилось явление, получившее название маккартизм – преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такое явление было одним из черт тоталитарного режима.
    Влиятельный американский журналист назвал конфликты между СССР и США “холодной войной”. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики до конца 1980-х гг.
    Исходной датой начала “холодной войны” принято считать речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс в присутствии американского президента Г. Трумэна 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне. Черчилль заявил, что “железный занавес” отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англо-саксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
    2. Военно-политические блоки. Гонка вооружений.Гонкой вооружений принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
    Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, а другой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.
    Советское руководство практически полностью переориентировало командную экономику страны на гонку вооружений с масштабным развертыванием ракет Р-36 в 70-х, чем и добилось преимущества первого ракетно-ядерного удара. Но к концу 80-х гонка вооружений с Соединенными Штатами привела советскую экономику к катастрофе и, в конечном итоге, к распаду СССР.
    Хотя ракетно-ядерная гонка и могла привести к войне между СССР и США, она также стала колоссальным толчком для развития науки и новых технологий, в первую очередь компьютерных, а также аэрокосмических.
    Начало ее было связано с атомным оружием. В 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили: “Мы вас можем уничтожить, а вы нас – нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить: “Вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас – 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.
    Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге – их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР «прозевал» рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.
    Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.
    Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений.

  6. Kazit Ответить

    Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миро­любивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут, по мнению Организации, их выполнять.
    Организация Объединенных Наций имеет шесть главных орга­нов – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономи­ческий и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность по­зволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компе­тенцию международной организации.
    Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Это не законодательный орган, а междуна­родное собрание представителей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам – простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня оче­редной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.
    Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непо­стоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно пред­ставители всех его членов по очереди.
    Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассам­блеейна пять лет по рекомендации Совета Безопасности.
    Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения. Среди них – Международная организация труда, Про­довольственная и сельскохозяйственная организация. Просвети­тельная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Между­народный банк реконструкции и развития, Международный ва­лютный фонд и др.
    Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих госу­дарств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных от­ношений между государствами. Сама ООН и ее Устав не гарантиру­ют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласован­ные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Таймс» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, од­ним и только одним из проявлений которого является этот Устав». К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким це­лям, ради которых создавалась эта организация.
    В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отно­шении Германии эти страны взяли на себя.
    Политические принципы обращения с Германией, разработан­ные советской стороной, были сформулированы в проекте деклара­ции «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:
    3 нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;
    3 необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.
    Все основные принципы послевоенного урегулирования и ре­шения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Бер­линской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным переры­вом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглав­лялись: советская – И. В. Сталиным, американская – Г. Трумэном, английская – У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.
    На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В резуль­тате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делега­ции Англии.
    Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопро­сов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным орга­ном власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись деми­литаризация, денацификация и демократизация.
    Державы-победительницы в Потсдаме достигли договореннос­ти об искоренении германского милитаризма. Было предусмотре­но полное разоружение и ликвидация всей промышленности Гер­мании, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаган­да. Все нацистские законы отменялись.
    Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовав­шими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников.
    Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вто­рую мировую войну, союзные государства – СССР, США, Анг­лия и Франция – создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октяб­ря 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свобо­ды – Шпреер и Ширах; к 15 годам – Нойрат; к 10 годам – Дениц.
    СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное обо­рудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленно­го капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарацион­ных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помо­щи извне.
    Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том,чтобыбольшая часть подводных лодок Германии была потоплена.
    Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.
    Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет сле­дил за гуманным отношением к нему.
    Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иност­ранных дел (СМИД), который должен был также заняться про­блемой бывших итальянских колоний.
    Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отноше­ний в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали по­степенный отход от согласованной линии.
    9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конфе­ренцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский го­род Хиросима, а 9 августа – на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух япон­ских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».
    Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладав­шей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.
    2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капиту­ляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.
    Таким образом, две агрессивные державы – Япония на Даль­нем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе – потерпели полный крах.
    К подготовке мирных договоров с пятью побежденными стра­нами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгри­ей) Совет министров иностранных дел приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопро­сов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось по декабрь 1946 г. Советские предста­вители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежден­ных стран и экономическими статьями не нанести удар по жиз­ненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингенты достигали лишь такой численности, которая необходи­ма для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.
    Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлага­лось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюде­ния и обеспечения выполнения условий мирного договора.
    При подготовке мирных договоров важным был вопрос о гра­ницах. Границы европейских стран были определены еще при зак­лючении перемирий, а затем и одобрены Советом министров ино­странных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых реше­ний о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.
    Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Со­единенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот среди­земноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающи­ми территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводи­лись из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.
    В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.
    На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим постановлениям. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских орга­низаций и запрещении партий нацистского толка. Французские пред­ставители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мир­ные договоры. Окончательный их текст носил демократический ха­рактер и открывал путь для свободного демократического развития.
    Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и прин­ципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непо­сильное экономическое бремя, а так называемые равные возможно­сти позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.
    Западные державы, добиваясь получения для себя больших ре­параций, в то же время предпринимали энергичные действия, что­бы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу. В ка­честве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии.
    Советское правительство с самого начала предложило опреде­лить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составля­ло 1/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была сим­волической. СССР считал, что Италия, должна частично возмес­тить убытки и другим странам, включая США и Англию, в разме­ре от 1/5 до 1/25 части причиненного ею ущерба. Английский ми­нистр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме в 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижс­кой сессии СМИД удалось с большим трудом и советские претен­зии по репарациям были в итоге удовлетворены.
    Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Шта­тами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.
    Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам на­родов этих стран и позволяли им развиваться по демократическо­му пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различ­ные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась и позиция Советского Союза, напри­мер, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Европейские мир­ные договоры после второй мировой войны», являвшейся прило­жением к серии документов американской внешней политики.
    Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, являлись хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.
    Потсдамская конференция и заключение пяти мирных догово­ров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против аг­рессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *