Как декларация определяет роль государства по отношению к культуре?

13 ответов на вопрос “Как декларация определяет роль государства по отношению к культуре?”

  1. tonystarck Ответить

    Статья 7
    Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
    Статья 8
    Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
    Статья 9
    Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
    Статья 10
    Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
    Статья 11
    На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
    Статья 12
    Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
    а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
    б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
    в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
    26. Озаглавьте каждую из приведенных статей Декларации
    27.Как Декларация определяет роль государства по отношению к культуре? Объясните значение словосочетания «культурная преемственность». Какому институту культурной преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание?
    28. Как Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников истории и культуры в период вооружённых конфликтов? Обоснуйте правомерность этого определения подобных действий.
    29.Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций РФ по воспитанию уважения граждан к отечественной истории и культуре.
    30. Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.
    31. В Декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.

  2. nbveh001 Ответить

    Статья 7 культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. любые действия, ведущие к уничтожению памятников и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества. статья 8 культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. статья 9 государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и развития общества. статья 10 государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. статья 11 на государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее , традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры. статья 12 как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: а) рассматривать в качестве приоритетной сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности; б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира; в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; 26. озаглавьте каждую из статей декларации 27.как декларация определяет роль государства по отношению к культуре? объясните значение словосочетания «культурная преемственность». какому институту культурной преемственности, согласно декларации, государство должно уделять особое внимание? 28. как декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников и культуры в период вооружённых конфликтов? обоснуйте правомерность этого определения подобных действий. 29.используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций рф по воспитанию уважения граждан к отечественной и культуре. 30. декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества. 31. в декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.

  3. Adressate Ответить

    Комментарий:
    регулируют поведение человека в обществе, воспитывают его – социальные нормы: правовые, религиозные, моральные и т. д.
    84. Извлечения из Декларации прав культуры
    Статья 7
    Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
    Статья 8
    Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории…
    Статья 10
    Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
    Статья 11
    На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, её истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, её вкладе в сокровищницу мировой культуры.
    Статья 12
    Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
    а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
    б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
    в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований
    1. В Декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.
    2. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций РФ по воспитанию уважения граждан к отечественной истории и культуре.
    3. Как Декларация определяет роль государства по отношению к культуре? Объясните значение словосочетания «культурная преемственность». Какому институту культурной преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание?

  4. Diogen1364 Ответить

    Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года

    A. Декларация о культуре мира

    Генеральная Ассамблея,
    ссылаясь на Устав Организации Объединенных Наций, в том числе на воплощенные в нем цели и принципы,
    ссылаясь также на Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, который гласит, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»,
    ссылаясь далее на Всеобщую декларацию прав человека1 и другие соответствующие международные документы системы Организации Объединенных Наций,
    признавая, что мир — это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и урегулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества,
    признавая также, что с окончанием «холодной войны» расширились возможности для укрепления культуры мира,
    выражая глубокую озабоченность в связи с сохранением и распространением насилия и конфликтов в различных частях мира,
    признавая необходимость ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, поле, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе,
    ссылаясь на свою резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года, в которой она провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира, и на свою резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года, в которой она провозгласила период 2001–2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты,
    признавая ту важную роль, которую Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры продолжает играть в деле распространения культуры мира,
    торжественно провозглашает настоящую Декларацию о культуре мира, с тем чтобы правительства, международные организации и гражданское общество могли руководствоваться в своей деятельности ее положениями в целях распространения и укрепления культуры мира в новом тысячелетии:

    Статья 1

    Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:
    a) уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;
    b) полном уважении принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся к внутренней юрисдикции любого государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом;
    c) полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;
    d) приверженности мирному урегулированию конфликтов;
    e) усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
    f) уважении и поощрении права на развитие;
    g) уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и мужчин;
    h) уважении и поощрении права каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;
    i) приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами;
    и поощряемых благоприятной национальной и международной средой, способствующей миру.

    Статья 2

    Прогресс в области более полного становления культуры мира проявляется в ценностных установках, мировоззренческих взглядах, типах поведения и образах жизни, которые способствуют распространению идеалов мира среди отдельных людей, групп и народов.

    Статья 3

    Более полное становление культуры мира неразрывно связано с:
    a) поощрением мирного урегулирования конфликтов, взаимного уважения и понимания и международного сотрудничества;
    b) соблюдением международных обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций и международному праву;
    c) поощрением демократии, развития и всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод;
    d) предоставлением людям на всех уровнях возможности развивать навыки диалога, переговоров, формирования консенсуса и мирного урегулирования разногласий;
    e) укреплением демократических институтов и обеспечением полного участия в процессе развития;
    f) искоренением нищеты и неграмотности и уменьшением неравенства в странах и между ними;
    g) поощрением устойчивого экономического и социального развития;
    h) ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин на основе расширения их прав и возможностей и равной представленности на всех уровнях принятия решений;
    i) обеспечением уважения и поощрения и защиты прав детей;
    j) обеспечением свободного потока информации на всех уровнях и облегчением доступа к ней;
    k) повышением прозрачности и подотчетности в сфере управления;
    l) ликвидацией всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
    m) продвижением идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и культурами, в том числе по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
    n) полным осуществлением права всех народов, в том числе народов, находящихся под колониальным или иными формами иностранного господства или иностранной оккупации, на самоопределение, воплощенного в Уставе Организации Объединенных Наций и закрепленного в Международных пактах о правах человека2, а также в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, содержащейся в резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года.

    Статья 4

    Образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира. В этом контексте особое значение имеет образование в области прав человека.

    Статья 5

    Правительствам отводится важнейшая роль в деле распространения и укрепления культуры мира.

    Статья 6

    В дело более полного становления культуры мира необходимо в полной мере вовлечь гражданское общество.

    Статья 7

    Распространению культуры мира способствует просветительская и информационная роль средств массовой информации.

    Статья 8

    Ключевая роль в распространении культуры мира принадлежит родителям, педагогам, политическим деятелям, журналистам, религиозным органам и группам, представителям интеллигенции, лицам, занимающимся научной, философской, а также творческой и художественной деятельностью, работникам здравоохранения и гуманитарной сферы, социальным работникам, управляющим различного уровня, а также неправительственным организациям.

    Статья 9

    Определяющую роль в деле распространения и укрепления культуры мира во всем мире должна продолжать играть Организация Объединенных Наций.

    B. Программа действий в области культуры мира

    Генеральная Ассамблея,
    принимая во внимание Декларацию о культуре мира, принятую 13 сентября 1999 года,
    ссылаясь на свою резолюцию 52/15 от 20 ноября 1997 года, в которой она провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира, и на свою резолюцию 53/25 от 10 ноября 1998 года, в которой она провозгласила период 2001–2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты,
    принимает следующую Программу действий в области культуры мира:

    A. Цели, стратегии и основные участники

    1. Программа действий должна служить основой проведения Международного года культуры мира и Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
    2. Государствам-членам предлагается принимать меры по содействию становлению культуры мира на национальном уровне, а также на региональном и международном уровнях.
    3. Следует привлекать гражданское общество к участию на местном, региональном и национальном уровнях, с тем чтобы расширить круг мероприятий в области культуры мира.
    4. Системе Организации Объединенных Наций следует укреплять предпринимаемые ею усилия по содействию становлению культуры мира.
    5. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры должна и впредь играть важную роль и вносить существенный вклад в содействие становлению культуры мира.
    6. Следует поощрять и укреплять отношения партнерства между различными участниками, указанными в Декларации, в интересах глобального движения в поддержку культуры мира.
    7. Становлению культуры мира мог бы способствовать организованный по инициативе самих участников обмен информацией в этой области.
    8. Эффективное осуществление Программы действий требует мобилизации ресурсов, включая финансовые ресурсы, заинтересованными правительствами, организациями и частными лицами.

    B. Активизация мероприятий, осуществляемых всеми соответствующими участниками на национальном, региональном и международном уровнях

    9. Мероприятия по содействию становлению культуры мира посредством образования:
    a) активизировать национальные усилия и международное сотрудничество в области пропаганды целей образования для всех в интересах обеспечения развития человеческого потенциала и социально-экономического развития и содействия становлению культуры мира;
    b) обеспечивать просвещение детей, начиная с раннего возраста, в вопросах ценностных установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни, с тем чтобы они могли разрешать любые споры мирным путем и в духе уважения человеческого достоинства и терпимости и недискриминации;
    c) вовлекать детей в мероприятия, прививающие им ценностные установки и идеалы культуры мира;
    d) обеспечивать равный доступ женщин, особенно девочек, к образованию;
    e) поощрять пересмотр учебных планов, включая учебники, с учетом положений Декларации и Комплексных рамок действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии3, принятых в 1995 году, причем Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры должна по просьбе соответствующих участников оказывать техническую помощь в этой области;
    f) поощрять и поддерживать усилия, предпринимаемые участниками, указанными в Декларации, в частности Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которые направлены на формирование ценностных установок и навыков, способствующих становлению культуры мира, в том числе в областях образования и подготовки кадров в вопросах содействия развитию диалога и формированию консенсуса;
    g) укреплять деятельность, ведущуюся соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, которая направлена на подготовку кадров и образование, в соответствующих случаях, в областях предупреждения конфликтов и регулирования кризисов, мирного урегулирования споров, а также постконфликтного миростроительства;
    h) активизировать проведение в жизнь инициатив по содействию становлению культуры мира, предпринимаемых высшими учебными заведениями в различных регионах мира, включая Университет Организации Объединенных Наций, Университет мира и проект сотрудничества между университетами и Программу создания кафедр Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
    10. Мероприятия по содействию устойчивому экономическому и социальному развитию:
    a) проводить на основе соответствующих стратегий и согласованных целевых показателей всеобъемлющие мероприятия для искоренения нищеты посредством национальных и международных усилий, в том числе в рамках международного сотрудничества;
    b) укреплять национальный потенциал в области осуществления политики и программ, нацеленных на уменьшение экономического и социального неравенства в рамках отдельных стран, посредством, в частности, международного сотрудничества;
    c) содействовать выработке действенных и справедливых решений стоящих перед развивающимися странами проблем внешней задолженности и обслуживания долга, которые были бы ориентированы на процесс развития и носили долгосрочный характер, посредством, в частности, облегчения бремени задолженности;
    d) активизировать на всех уровнях мероприятия по осуществлению национальных стратегий обеспечения устойчивой продовольственной безопасности, включая разработку мероприятий по мобилизации и обеспечению оптимального распределения и задействования ресурсов из всех источников, включая международное сотрудничество, как, например, ресурсов, поступающих по линии облегчения бремени задолженности;
    e) осуществлять дополнительные мероприятия для обеспечения представительного характера процесса развития и полного вовлечения всех участников в осуществление проектов в области развития;
    f) сделать учет гендерной проблематики и расширение прав и возможностей женщин и девочек неотъемлемой частью процесса развития;
    g) включить в стратегии развития специальные меры, ориентированные на удовлетворение потребностей женщин и детей, а также групп с особыми потребностями;
    h) укреплять — посредством оказываемой в постконфликтных ситуациях помощи в целях развития — процессы восстановления, реинтеграции и примирения, в которые были бы вовлечены все участники конфликтов;
    i) включить развитие потенциала в рамки стратегий и проектов в области развития для обеспечения экологической устойчивости, включая сохранение и восстановление базы природных ресурсов;
    j) устранять препятствия на пути осуществления права народов на самоопределение, в том числе народов, находящихся под колониальным или иными формами чужеземного господства или иностранной оккупации, которые отрицательно сказываются на их социально-экономическом развитии.
    11. Мероприятия, направленные на поощрение уважения всех прав человека:
    a) полное осуществление положений Венской декларации и Программы действий4;
    b) содействие разработке национальных планов действий в области поощрения и защиты всех прав человека;
    c) укрепление национальных институтов и потенциала в области прав человека, в том числе на основе национальных институтов, занимающихся вопросами прав человека;
    d) реализация и осуществление права на развитие, закрепленного в Декларации о праве на развитие5 и Венской декларации и Программе действий;
    e) достижение целей Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–2004 годы)6;
    f) распространение и пропаганда Всеобщей декларации прав человека на всех уровнях;
    g) дальнейшее оказание поддержки деятельности Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по выполнению ее или его мандата, закрепленного в резолюции 48/141 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, а также обязанностей, изложенных в последующих резолюциях и решениях.
    12. Мероприятия по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами:
    a) интеграция гендерной проблематики в осуществление всех соответствующих международных документов;
    b) дальнейшее осуществление международных документов, предусматривающих содействие достижению равенства между женщинами и мужчинами;
    c) осуществление Пекинской платформы действий7, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, на основе изыскания адекватных ресурсов и мобилизации политической воли посредством, в частности, разработки и осуществления национальных планов действий;
    d) содействие достижению равенства между женщинами и мужчинами в экономической и социальной областях и в области принятия политических решений;
    e) дальнейшая активизация усилий соответствующих органов системы Организации Объединенных Наций по ликвидации всех форм дискриминации и насилия в отношении женщин;
    f) оказание содействия и помощи женщинам, ставшим жертвами любых проявлений насилия, в том числе насилия в семье, на рабочем месте и в ходе вооруженных конфликтов.
    13. Мероприятия по укреплению демократического участия:
    a) укрепление всей совокупности мероприятий, нацеленных на пропаганду демократических принципов и методов;
    b) уделение особого внимания демократическим принципам и методам на всех уровнях формального, неформального и неофициального образования;
    c) создание и укрепление национальных институтов и процессов, способствующих развитию демократических процессов и обеспечивающих их устойчивость, посредством, в частности, профессиональной подготовки и развития потенциала государственных служащих;
    d) укрепление демократического участия посредством, в частности, оказания по просьбе заинтересованных государств и на основе соответствующих руководящих принципов Организации Объединенных Наций помощи в проведении выборов;
    e) борьба с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, а также с производством, оборотом и потреблением запрещенных наркотических средств и отмыванием денег, которые подрывают демократические процессы и препятствуют более полному становлению культуры мира.
    14. Мероприятия по содействию взаимопониманию, терпимости и солидарности:
    a) осуществлять Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости8 (1995 год);
    b) содействовать проведению мероприятий в рамках Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций в 2001 году;
    c) продолжать изучение практикуемых местным и коренным населением методов и традиционных способов урегулирования споров и поощрения терпимости в целях извлечения из них соответствующих уроков;
    d) оказывать поддержку мероприятиям, направленным на углубление понимания, повышение терпимости и укрепление солидарности в рамках всего общества, в частности в отношении уязвимых групп;
    e) оказывать дальнейшую поддержку достижению целей Международного десятилетия коренных народов мира;
    f) поддерживать мероприятия, направленные на повышение терпимости по отношению к беженцам и перемещенным лицам, и укрепление солидарности с ними с учетом задачи их добровольного возвращения и социальной интеграции;
    g) поддерживать мероприятия, направленные на повышение терпимости по отношению к мигрантам и укрепление солидарности с ними;
    h) пропагандировать углубление понимания, повышение терпимости и расширение сотрудничества между всеми народами посредством, в частности, надлежащего использования новых технологий и распространения информации;
    i) поддерживать мероприятия, направленные на углубление понимания, повышение терпимости, укрепление солидарности и расширение сотрудничества между народами, а также в странах и между ними.
    15. Мероприятия по оказанию поддержки коммуникации и свободному распространению информации и знаний на основе широкого участия:
    a) поддерживать важную роль средств массовой информации в содействии становлению культуры мира;
    b) обеспечивать свободу прессы и свободу информации и коммуникации;
    c) эффективно использовать средства массовой информации для пропаганды и распространения информации о культуре мира с привлечением, при необходимости, Организации Объединенных Наций и соответствующих региональных, национальных и местных механизмов;
    d) содействовать развитию средств массовой коммуникации, которые позволяют общинам заявлять о своих потребностях и участвовать в процессе принятия решений;
    e) принимать меры по решению проблемы насилия в средствах массовой информации, включая новые коммуникационные технологии, в частности Интернет;
    f) активизировать усилия по содействию обмену информацией о новых информационных технологиях, включая Интернет.
    16. Мероприятия по содействию укреплению международного мира и безопасности:
    a) содействовать всеобщему и полному разоружению под строгим и эффективным международным контролем с учетом приоритетов, установленных Организацией Объединенных Наций в области разоружения;
    b) при необходимости извлекать уроки, способствующие становлению культуры мира, из деятельности по «военной конверсии» на примере некоторых стран мира;
    c) подчеркнуть недопустимость приобретения территории военными средствами и необходимость стремиться к установлению справедливого и прочного мира во всех регионах мира;
    d) содействовать осуществлению мер укрепления доверия и усилий по мирному урегулированию путем переговоров;
    e) принимать меры по пресечению незаконного производства и оборота стрелкового оружия и легких вооружений;
    f) оказывать на национальном, региональном и международном уровнях поддержку инициативам по решению конкретных проблем, возникающих в постконфликтных ситуациях, таких, как проблемы демобилизации, реинтеграции бывших комбатантов в общество, а также беженцев и перемещенных лиц, программ сбора оружия, обмена информацией и укрепления доверия;
    g) не поощрять принятие и воздерживаться от принятия любых не соответствующих международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций односторонних мер, которые препятствуют полному достижению населением затронутых стран, в частности женщинами и детьми, социально-экономического развития, подрывают их благосостояние, порождают препятствия на пути к полной реализации их прав человека, включая право каждого человека на уровень жизни, адекватный его здоровью и благосостоянию, и право на продовольствие, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, подтвердив в то же время, что продовольствие и лекарства не должны использоваться в качестве рычага политического давления;
    h) воздерживаться от военного, политического, экономического и любых иных форм принуждения в нарушение норм международного права и Устава, которые направлены против политической независимости или территориальной целостности любого государства;
    i) рекомендовать уделять должное внимание вопросу гуманитарного воздействия санкций, в частности на положение женщин и детей, в целях сведения к минимуму гуманитарных последствий санкций;
    j) поощрять более активное вовлечение женщин в предотвращение и разрешение конфликтов, и в частности в деятельность по содействию становлению культуры мира в постконфликтных ситуациях;
    k) поощрять осуществление в конфликтных ситуациях инициатив, таких, как «дни спокойствия», для проведения кампаний иммунизации и распределения лекарств, «коридоры мира» для обеспечения доставки гуманитарных грузов и «мирные прибежища» в знак признания центральной роли учреждений системы здравоохранения и медицинских заведений, таких, как больницы и клиники;
    l) поощрять — когда это целесообразно — обучение соответствующих сотрудников Организации Объединенных Наций, надлежащих региональных организаций и государств-членов по их просьбе методам выявления причин, предупреждения и урегулирования конфликтов.
    1 Резолюция 217 А (III)
    2 Резолюция 2200 A (XXI), приложение.
    3 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Акты Генеральной конференции, двадцать восьмая сессия, Париж, 25 октября — 16 ноября 1995 года, том 1: Резолюции, резолюция 5.4, приложения.
    4 A/CONF.157/24 (Part I), глава III.
    5 Резолюция 41/128, приложение.
    6 См. A/49/261–E/1994/110/Add.1, приложение.
    7 Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Пекин, 4–15 сентября 1995 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под №R.96.IV.13), глава I, приложение II.
    8 A/51/201, приложение I.

  5. Paper Tiger Ответить

    Сфера деятельности комитетов по корпоративной ответственности
    В подавляющем большинстве опрошенных нами компаний (94%) имеется специальный комитет по корпоративной ответственности, который подчиняется непосредственно совету директоров и проводит заседания не реже одного раза в квартал. В состав совета директоров 71% компаний входит руководитель, курирующий вопросы корпоративной ответственности и снижения вредного воздействия на окружающую среду. В 96% компаний работе комитета помогает группа сотрудников, отвечающих за реализацию политики или отдельных направлений корпоративной ответственности
    Сфера деятельности комитетов по корпоративной ответственности
    Как показывает наше исследование, обычно круг обязанностей комитета по корпоративной ответственности включает следующие направления:
    • Согласование и утверждение стратегии в области корпоративной ответственности
    • Оценка деятельности в сфере корпоративной ответственности в соответствии с установленными ключевыми показателями эффективности (КПЭ)
    • Анализ возникающих рисков и средств управления ими
    • Информирование совета директоров об основных вопросах в области корпоративной ответственности.
    Выделили три разных вида комитетов по корпоративной ответственности:
    • Более половины опрошенных компаний (58%) учредили специальные комитеты по корпоративной ответственности, в которые включены представители различных департаментов. В 13 компаниях из указанной группы (72%) в состав комитетов по корпоративной ответственности входят представители совета директоров, правления, а также структурных подразделений — в основном начальники отделов.
    • Почти треть компаний (29%) учредили комитеты по корпоративной ответственности в составе исключительно членов советов директоров и правления, в некоторых случаях при поддержке независимых экспертов.
    • Только в двух опрошенных компаниях (6% выборки) созданы независимые комиссии, состоящие из представителей заинтересованных сторон.
    Несмотря на то что комитеты по корпоративной ответственности имеют разную организационную структуру и подотчетны различным органам управления, результаты исследования подтверждают: комитеты по ксо рассматриваются как одна из руководящих структур, занимающихся разработкой стратегических инициатив в данной области.
    Роль государства в управлении социальнокультурной сферой предполагает использование ряда рычагов:
    Законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов.
    Собственность (учредительство) — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы.

  6. Nike199019 Ответить

    Выделяют следующие роли, которые может играть государство по отношению к культуре и искусству:
    «Помощник» – когда власть концентрируется на поддержании и развитии разнообразия профессионального и любительского творчества, способствуя развитию культурной деятельности в целом, а не отдельных направлений и стилей. Примером реализации подобной политики выступают сегодня США;
    «Патрон» – когда государство концентрируется на развитии и обеспечении стандартов профессионального творчества и культурной деятельности. Подобная политическая практика представлена сегодня в Великобритании;
    «Архитектор» – когда поддержка культуры и искусства со стороны власти выступает частью программы повышения благосостояния общества в целом. В основе реализации подобной политики лежат общественные стандарты, а не стандарты профессионального творчества. Сама поддержка находит свое выражение в долгосрочном государственном финансировании. Подобная политика проводится сегодня во Франции;
    «Инженер» – политика, при реализации которой в руках государства находятся средства осуществления любой культурной деятельности, поддержка культуры и искусства осуществляется с целью достижения определенных политических целей. Подобная практика существовала в бывшем СССР.

  7. ShhLover Ответить

    Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
    Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
    Социальная ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя:
    · имущественную ответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за их собственность;
    · перед потребителями и клиентами – ответственность за качество товаров и услуг;
    · перед работниками – ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда;
    · перед населением – за охрану и восстановление окружающей среды;
    · перед государством – за соблюдение законов, включая уплату налогов;
    Гранты: направления и правовые основы их использования.
    система грантов (федеральных, региональных и муниципальных)
    Гранты получают, как отдельные студенты учителя и преподаватели, так и учебные заведения в целом. Получения Гранта происходит на конкурсной основе.
    Федеральные Гранты выделяются в рамках реализации национальной программы образования. Кроме государственных Грантов, Гранты выделяются и
    корпорациями, например, выделяются тем студентам, которые учатся на специальности, в развитии которой заинтересован бизнес.
    Фонд Владимира Потанина. Гранты и стипендии своих специальностей выплачивает попечительский совет российского государственного университета нефти и газа им Губкина. Российский союз промышленников и предпринимателей в 2006 году начал проект “рабочие нового поколения”. Он направлен на подготовку молодых рабочих, переобучение преподавателей и администраторов системы НПО, СПО.
    Благотворительный фонд Потанина реализует федеральную стипендиальную программу (за 8 лет в ней участвовало около 10 000 человек). Это по сути благотворительная программа.
    Фонд династия (основатель Д Зимин занимается поддержкой ученых аспирантов и студентов старших курсов в области физики.
    Фонд им. Д. Лихачева направлен на поддержку специалистов в области культуры, филологии в России
    В России государство также участвует в выделении Грантов на развитие науки.
    Для выделения Гранта оформляется заявка, в которой четко указывается предыдущие научные достижения, их публикации, направление их исследования и конкретный результат, который будет получен
    Все Гранты выдаются на определенный срок, в течение которого составляются промежуточные и окончательный отсчет.
    Кроме этих фондов собственные Гранты начали выплачивать: министерство образования и науки (молодым ученым) и правительство РФ в целом. Постепенной внедрение грантовых программ создает почву, для развития науки образования и подключения к этому процессу более широкого слоя грантополучателей
    Направления внешней КСО
    1. Поддержка образования и науки
    2. Поддержка культуры и здравоохранения
    1) Образование:
    Организации головы вкладывать социальные инвестиции в образования и науку, так как ожидают отдачи от них в виде повышения эффективности деятельности организации. Для поддержки образования широко используется система грантов (федеральных, региональных и муниципальных)
    Гранты получают, как отдельные студенты учителя и преподаватели, так и учебные заведения в целом. Получения Гранта происходит на конкурсной основе.
    Наука:
    Система Грантов в области науки довольно широко распространена в США, которая является лидером в области негосударственной поддержки науки образования культуры (около 50000 благотворительных фондов). Например, Гейтс, Форд, Корнели, и тд.
    В России государство также участвует в выделении Грантов на развитие науки.
    Два крупнейших государственных фонда, которые занимаются выделением грантов на развитие науки: РФФИ и РГНФ. другие фонды: Фонд поддержки малых финансовых предприятий в научной технической сфере.
    2) Предоставление бесплатной медицинской помощи сотрудникам и членам их семей.
    Периодическими мероприятиями (диспансеризация, профилактический осмотр, вакцинация) направленные на охрану и восстановление здоровья своих работников.
    Санаторно-курортное и восстановительное лечение
    Методы крупных российских и западных компаний по развитию здорового образа жизни:
    Спортивные соревнования между командами курящих и некурящих сотрудников
    Запрет на курение в офисе и на прилегающей территории
    Удержание небольшой части заработной платы или премии
    Спонсорство и корпоративная благотворительность.
    Содействие охране окружающей среды.
    Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.
    Готовность участвовать в кризисных ситуациях.
    Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
    Основные роли государства по отношению к культуре и искусству.
    А) “Помощник” – когда государство всё своё внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными, а роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде всего законодательной и налоговой политикой.
    Б) “Патрон” – когда государство концентрирует внимание том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем “помощник”.
    В) “Архитектор” – когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается в долгосрочном прямом государственном финансировании.
    Г) “Инженер” – когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам.
    Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов. Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве

  8. DGoX Ответить

    Статья 7
    Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
    Статья 8
    Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
    Статья 9
    Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
    Статья 10
    Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
    Статья 11
    На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
    Статья 12
    Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
    а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
    б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
    в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
    26. Озаглавьте каждую из приведенных статей Декларации
    27.Как Декларация определяет роль государства по отношению к культуре? Объясните значение словосочетания «культурная преемственность». Какому институту культурной преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание?
    28. Как Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников истории и культуры в период вооружённых конфликтов? Обоснуйте правомерность этого определения подобных действий.
    29.Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций РФ по воспитанию уважения граждан к отечественной истории и культуре.
    30. Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.
    31. В Декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.

  9. Alexey_37 Ответить

    В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.
    Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространяемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на “молодые таланты”. В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% – кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.
    Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно. Так, во многих странах не взимается плата за пользование общественными библиотеками. В отдельных странах (например, в Великобритании, России, США) – за вход в определенные государственные музеи. Практикуется применение льготных цен для разных групп потребителей.
    Некоторые государства с рыночной экономикой регулируют распределение доходов негосударственных организаций культуры. Например, в Венгрии частные телекомпании должны направлять 6% доходов от рекламы на создание телефильмов, причем 30% из них должны быть сняты независимыми от телекомпании производителями. Это регулирование преследует цели поддержки развития национальной культуры, творческого многообразия, а также противодействия монополизации телевещания.
    Некоторые страны активно осуществляют меры антимонопольного регулирования деятельности отдельных видов средств массовой информации. Например, в США регулируется степень концентрации на рынке телевещания. Каждая отдельная телевещательная компания может иметь в своей собственности передающие станции, охватывающие вещанием не более 35% населения страны.
    Масштабы выполнения государством функций регулирования, финансирования, производства культурных благ различаются в применении к разным областям сферы культуры, разным странам и разным периодам времени. Для иллюстрации приведем типологию моделей систем массовой информации, характеризующихся разной степенью участия государства в их деятельности. Можно выделить пять таких моделей*:
    ■ либеральная;
    ■ разрешительная;
    ■ патерналистская;
    ■ контролируемая;
    ■ смешанная.
    * Media Economics: Theory and Practice / Ed. by A. Alexander, J. Owers, R. Carveth. 2nd ed. Mahwah, N. J.; L.: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. P. 239–240.
    Либеральная модель характеризуется наличием исключительно частных производителей массовой информации и государственных гарантий свободы слова. Примером такой системы является американская пресса. Разрешительная модель предполагает, что медиакомпании являются частными, а государство осуществляет ограниченные меры регулирования их деятельности, направляющие ее в общественных интересах. Примером может служить американское радио- и телевещание. Патерналистская модель: средства массовой информации находятся в государственной собственности и финансируются государством, но управление ими осуществляют квазигосударственные агентства, которые защищены законом от вмешательства государства. Такую модель воплощает британская государственная вещательная компания “Би-Би-Си”. Контролируемая модель: государство владеет средствами массовой информации, финансирует их и административно управляет их деятельностью. Такими были средства массовой информации в Советском Союзе. Наконец, смешанные модели предполагают сочетание государственных и частных медиапроизводителей. Деятельность первых финансируется и управляется государством, либо только финансируется, а управляется квазигосударственными агентствами. Деятельность вторых ограниченно регулируется государством. Смешанная модель характерна для организации радио- и телевещания во многих странах.

  10. Valer@ Ответить

    ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ Преамбула
    Генеральная конференция ЮНЕСКО,
    рассматривая культуру как главный источник гуманизации человеческой истории,
    считая, что культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечест-ва,
    понимая, что диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявле-ние духовной уникальности каждого из них,
    полагая, что сохранение и развитие культуры каждого народа должно стать делом всего мирового сообщества,
    осознавая, что культура является основой социального и экономического развития на-родов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека,
    учитывая, что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопо-ниманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов ХХ столетия,
    рассматривая культурное развитие и культурную солидарность в совокупности с эко-номической и политической интеграцией современного мирового сообщества как залог толерантности, взаимопонимания и демократии, условие предотвращения войн и насилия,
    исходя из того, что реализация ценностей демократического устройства жизни и прав человека в значительной мере определяется уровнем культурного развития общества,
    принимая во внимание, что утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации,
    констатируя, что в условиях ускорения цивилизационных процессов под угрозой ока-зывается целостность культур различных народов мира,
    выражая озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и культур-ному развитию человечества в целом,
    полагая, что продуманная и целенаправленная политика государства в области культу-ры способна обеспечить сохранение и гармоничное развитие культуры каждого народа, наладить взаимодействие и продуктивный диалог между нациями,
    осознавая необходимость выработки национальных и международных мер по защите культуры,
    исходя из международных актов, затрагивающих вопросы культуры, в первую очередь статьи 27 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что “каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусст-вом, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами”, преамбулы Устава ЮНЕСКО, утверждающего, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справед-ливости, свободы и мира…
    провозглашает настоящую Декларацию прав культуры: Статья 1
    В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманиза-ции общества… Статья 2
    Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала лич-ности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здо-ровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилиза-ции. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла. Статья 3
    Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникаль-ности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры. Статья 4
    Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов. Статья 5
    Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к куль-турным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего че-ловечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономи-ческие и таможенные барьеры. Статья 6
    Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего чело-вечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и ме-жэтнических конфликтов, насилия и войн. Статья 7
    Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества. Статья 8
    Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридиче-ские и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Статья 9
    Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического раз-вития общества. Статья 10
    Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческо-го достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Статья 11
    На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечест-венной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям националь-ного самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духов-ном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры. Статья 12
    Как гарант сохранения и развития культурного наследия, государство обязано:
    а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния на-ции и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
    б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному на-следию своего народа, к культуре других народов мира;
    в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
    г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации… Статья 13
    Как субъект права, государство обязано:
    а) обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и прини-мать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и госу-дарственных норм в области культуры;
    б) создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного твор-чества и профессиональной деятельности в сфере культуры…
    д) не допускать ущемления права граждан пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого;
    е) обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном язы-ке представителям национальных меньшинств в местах их компактного проживания. Статья 14
    Как субъект власти, государство обязано:
    а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую пред-посылку и критерий выработки моделей общественных преобразований…
    в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации;
    г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре;
    д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культу-ры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности нацио-нальных культур, так и культурному развитию человечества в целом…
    л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и ин-формировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здо-ровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов. Статья 15
    Как субъект международного права, государство обязано:
    а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных цен-ностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности… Статья 16
    Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Гене-ральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действую-щая на основе положения, выработанного Исполнительным советом. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ
    (вариант) Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, по-ведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д.
    Живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями и т.д. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности, в которую входят как произведения и явления первого разряда, так и второстепенного свойства, кро-ме обычаев и навыков, явно вредных для окружающих.
    Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как от-дельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное суще-ствование их лишается смысла. 1. ПРАВА КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА
    Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, ле-жит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культу-ры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государ-ства в творческую жизнь.
    Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны го-сударства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.
    На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информи-рующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культур-ным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого, проживающего на любой территории.
    Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества произведений культуры.
    “Самоокупаемая” культура является такой культурой, которая оказывается матери-ально и духовно полезной в целом, воздействует положительно на общество, поднимая его нравственность и умственный потенциал людей. II. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА СОХРАННОСТЬ
    Культура всех стран любого уровня, если только она является подлинной культурой, а не псевдокультурой (что в случае необходимости устанавливается экспертами ЮНЕ-СКО), имеет право на сохранность, строго инспектируемую как местными организациями, так и единым для всех стран высшим учреждением при ЮНЕСКО. Этот орган со своим независимым штатом инспекторов, своими юридическими полномочиями по единым для всех стран статьям, сможет привлекать к судебной ответственности виновников наруше-ний сохранности (уничтожения или искажения) произведений культуры или нанесения различного рода ущерба для учреждений культуры и ее положения в обществе.
    Учитывая, что культура больше всего терпит ущерб от военных действий, мы вновь подтверждаем полную правомочность “Конвенции о защите культурных ценностей в слу-чае вооруженного конфликта” от 14 мая 1954 г. и настаиваем на неукоснительном соблю-дении ее требований всеми государствами, в том числе и вновь образованными.
    Ввиду того, что памятникам культуры очень часто наносится ущерб при реставраци-онных работах, в дополнение к существующим правилам (в частности, так называемой “Венецианской хартии”) считать необходимым постоянные совещания по основным во-просам реставрации и международные консультации реставраторов, особенно если памят-ник создан не в той стране, где он находится в настоящее время.
    К реставрации особо значительных памятников (список которых должен быть серь-езно расширен по сравнению с существующими) необходимо допускать лишь реставрато-ров, имеющих международные дипломы высшей категории, выданные соответствующей организацией при ЮНЕСКО.
    Ансамбли памятников культуры, созданные как единое целое (алтари, деисусы, дип-тихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки и коллекции, представляющие собой эсте-тическое или историческое целое и имеющие общечеловеческое значение), не должны разъединяться при продажах и различных перемещениях.
    Исторические города (список которых необходимо значительно расширить и утвер-дить ЮНЕСКО) должны иметь право на сохранение не только своего центра, но также ок-раин и окрестностей, которые зачастую представляют собой историческую ценность (для России это: Петербург с его окраинами, дворцовыми городами и селениями; Новгород с окружающими его монастырями и церквами; Москва с подмосковными усадьбами и т. п.).
    Охраняемый исторический облик наиболее ценных городов определяется планиров-кой, высотой (не выше, скажем, Зимнего дворца в Петербурге) зданий, их средними габа-ритами, окраской фасадов, допустимостью того или иного стиля в городе и т. п.
    Исторический облик наиболее ценных исторических городов определяется понятием “облик города”, согласно с введенными в свое время в науку определениями в работах И. М. Гревса и Н. П. Анциферова.
    Понятие ценного ландшафта определяется не только историческими событиями, произошедшими на этих местах (в России — битвы: Полтавская, Куликовская, Бородин-ская, Сталинградская, Курская, Севастопольская оборона), но и памятью художнической (Плес на Волге, связанный с именем Левитана, гора св. Виктории, памятная работами Се-занна и т. п.). III. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА ДОСТУПНОСТЬ
    Доступ к ознакомлению и изучению произведений культуры должен быть открыт для каждого человека (кроме, разумеется, потенциальных злоумышленников, вопрос о ко-торых должен быть рассмотрен соответствующими комиссиями).
    Открытость (“гласность”) произведений должна касаться как находящихся в госу-дарственном, так и в частном владении. Невозможность обозрения тех или иных книг, ак-варелей, рисунков и пр. должна решаться компетентными комиссиями, и сами решения эти не должны быть тайными.
    Все произведения культуры должны быть доступны для бесплатного обозрения в на-значаемые владельцами дни не реже двух раз в год. Особый статус для обозрения предос-тавляется учащимся, пенсионерам, ученым.
    Особо ценным собраниям необходимы полные каталоги. Финансовая поддержка в их составлении и печатании осуществляется государством или благотворителями (с соответ-ствующим сокращением налогов для последних).
    Под полными каталогами разумеются научные описания произведений, находящихся как в экспозиции, так и в запасниках. Сведения о малых собраниях или отдельных произ-ведениях, хранящихся в частных руках, могут печататься в прессе (научной или популяр-ной).
    Произведения культуры (археологические, живописные, прикладного искусства и т. д.) должны иметь стабильное местопребывание и только по особым причинам, исключи-тельно культурного характера, могут менять его; причины должны быть рассмотрены в ЮНЕСКО.
    Вместе с тем необходимо усилить права жертвователей произведений культуры. Их воля относительно местонахождения пожертвованных предметов, имеющих общечелове-ческую ценность, должна полностью выполняться прижизненно и посмертно, о чем в слу-чае прижизненного пожертвования необходима полная договоренность между прежним и новым хранителями.
    В случае невозможности выполнения условий жертвователя (или в некоторых случа-ях продавца) разрешение на перемену условия хранения общечеловеческих ценностей должно выдаваться ЮНЕСКО.
    Настоящая “Декларация прав культуры” является сугубо предварительной. Государ-ства, принявшие положение данной Декларации, обязуются организовать учреждение при ЮНЕСКО, которое выработает окончательный текст, создав действенные меры по охране и доступности культуры, и станет в дальнейшем пристально следить по общим для всех государств правилам и законам за выполнением всех прав культуры.
    Д. Лихачев ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ БЫЛА ПРИНЯТА НА УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ КОНГРЕССА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (Москва. 10—11 декабря 1997 г.) РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ КУЛЬТУРЫ Съезд признает Декларацию прав культуры, разработанную академиком Д. С. Лихачевым, важнейшим документом конца ХХ в., призванным стать основой для сохранения и развития культуры в Российской Федерации и в мире в начале нового тыся-челетия.
    Съезд обращается к Президенту России Б. Н. Ельцину с предложением ввести в дей-ствие на территории Российской Федерации Декларацию прав культуры.
    Съезд просит Президента России внести от имени Российской Федерации в ООН Декларацию прав культуры как документ международного значения и предложить этой представительной международной организации одобрить Декларацию и рекомендовать всем странам мира принять ее. Москва
    11 декабря 1997 г.
    Неисполненное завещание академика Лихачева Дмитрий Лихачев – академик, выдающийся исследователь древнерусской литературы, общественный деятель, радевший за нашу страну и культуру. В общественном созна-нии ученый живет в виде штампов: “совесть нации”, “нравственный идеал”, “последний российский интеллигент”… Неожиданный ракурс видения личности Лихачева открывает весьма лаконичный и на первый взгляд простой документ – Указ президента РФ В.В. Пу-тина о праздновании 100-летия академика Лихачева. Стране предлагается отметить вы-дающийся вклад Дмитрия Сергеевича “в развитие гуманитарных наук, культуры и образования”.
    Оборачиваясь в прошлое с позиций современного знания, можно сказать, что рядом с Лихачевым-филологом в конце минувшего столетия встала фигура Лихачева-культуро-лога, не менее значительная и не менее масштабная. Академик Лихачев – выдающийся, великий культуролог ХХ века.
    “Декларация прав культуры” – своего рода вершина жизненного пути великого петер-буржца. По сути это научное и нравственное завещание Дмитрия Сергеевича.
    В 1993 году Д.С. Лихачев был избран почетным доктором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. С этого момента началось его активное со-трудничество с нашим коллективом, продолжавшееся до ухода Дмитрия Сергеевича из жизни. Летом 1995 года академик познакомил меня со своей идеей Декларации. По мысли Лихачева, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. В связи с этим логичным представлялось выйти в международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени города, являющегося уникальным феноменом мировой культуры. (Как известно, Санкт-Петербург – единственный го-род России, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.)
    Вскоре Дмитрий Сергеевич подготовил, выражаясь его словами, “проект проекта”. Первыми с ним познакомились педагоги и студенты СПбГУП. Но Декларация обращена к международному сообществу, а субъектом международного права выступает государство. Поэтому наш университет предложил создать городскую комиссию по доработке Декларации, с тем чтобы правительство Санкт-Петербурга передало одобренный им вариант проекта на рассмотрение президенту России и далее – в ЮНЕСКО. Анатолий Собчак нас поддержал. В состав комиссии, возглавляемой мэром города, вошли крупные общественные деятели, ученые, просветители, хранители культуры, деятели литературы и искусства: О.В. Басилашвили, Я.А. Гордин, Д.А. Гранин, В.В. Знаменов, М.С. Каган, А.А. Мыльни-ков, М.Б. Пиотровский, В.Е. Триодин и др. Сам же текст шлифовался и оттачивался груп-пой ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В результате общими усилиями под научным руководством Д.С. Лихачева был подготовлен итоговый документ, представляемый на суд читателя.
    Научное и нравственное значение Декларации трудно переоценить. По существу в документе сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, дальнейшего развития человечества. Вне культуры бытие народов и государств лишается смысла. Право на культуру по существу поставлено в один ряд с правом на жизнь.
    В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, ориентированной на разви-тие созидательных начал в человеке и обществе. И это понятно: ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает экспансию антигуманных ценностей массовой куль-туры.
    Документ не только обогащает теоретическую мысль. Он имеет и практическое зна-чение. На уровне государств его принятие должно привести к изменению национального законодательства каждой страны, способствовать полноценному развитию национальных культур. На уровне мирового сообщества – это шаг на пути интеграции мирового культурного процесса. С общечеловеческих позиций – это обогащение коллективного разума. Наконец, на индивидуальном уровне – это, если вспомнить Священное Писание, формирова-ние человека по образу и подобию Божиему.
    …В 1996 году Анатолий Собчак покинул свой пост, и мы лишились административ-ной поддержки. Новому правительству города требовалось время, чтобы войти в курс де-ла. Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение общественности, но на этом ее продвижение застопорилось. Наше обращение в администрацию президента РФ Б.Н. Ельцина встретило полное равнодушие начальства к данному начинанию, а чиновники из МИДа прямо указали нам на неумест-ность Декларации. Оказалось, что в тот момент по поручению ЮНЕСКО некий документ на аналогичную тему разрабатывал один из швейцарских институтов. Документ этот был неизмеримо более мелким по масштабу, но российские чиновники не хотели “переходить дорогу” швейцарским ученым и дипломатам. В результате продвижение отечественной Декларации задержалось на десять лет.
    Повышенное внимание государства и общества к научному наследию Дмитрия Сер-геевича в юбилейный лихачевский год дает нам новый шанс популяризировать этот про-ект. Каждый, кто внимательно прочтет Декларацию, убедится, что в этом документе вы-дающийся ученый формулирует, быть может, главное свое открытие: смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре. Вот ответ Дмитрия Лихачева на вопрос, волнующий каждого мыслящего человека во все времена, в любые эпохи! Интересно, что в Декларации Д.С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации – как процес-са, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами челове-чества. И здесь тоже есть о чем поразмышлять читателю.
    Мне думается, долг нашего поколения – приложить все усилия к тому, чтобы замеча-тельные идеи Дмитрия Сергеевича Лихачева воплотились в принятой ЮНЕСКО “Декла-рации прав культуры” – “Петербургской декларации”. Александр Запесоцкий СПРАВКА ИЗВЕСТИЙ
    А.С. Запесоцкий – ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсою-зов, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Акаде-мии образования, заслуженный деятель науки России, заслуженный артист России, автор около 400 научных работ по гуманитарным проблемам, почетный доктор Линнского университета (Флорида, США), почетный доктор Американского университета в Дублине (Ирландия). газ. «Известия», 20:31 23.05.06
    Источник:
    http://likhachev.lfond.spb.ru/

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *