Как исправить почерк у ребенка 8 лет?

17 ответов на вопрос “Как исправить почерк у ребенка 8 лет?”

  1. baglan099kzdf Ответить

    Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.
    Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.
    В соответствии с этим существует три вида дисграфии:
    акустическая;
    моторная;
    оптическая.
    Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.
    Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.
    Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.
    Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.
    При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.
    Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:
    составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
    выложить шнурком, слепить из пластилина;
    составить букву из представленных элементов;
    показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
    дополнить недостающий элемент буквы;
    найти данную букву среди многих других;
    назвать предмет, похожий на эту букву.
    Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…
    Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.
    Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.
    При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.
    Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

  2. Moor4ik Ответить

    У многих детей есть проблемы с письмом от руки. Появляются они по нескольким причинам. Во-первых, сейчас есть возможность набирать текст и рисовать исключительно в электронных устройствах, а это создает иллюзию ненужности рукописных материалов и иллюстраций. Во-вторых, все больше детей испытывают сложности от врожденной дисграфии, и им нужно гораздо больше времени, чем предоставлено на уроках, чтобы научиться красиво и грамотно писать.
    Из-за плохого почерка у детей часто возникают неудобства и неприятные моменты в учебе: учитель может не принять небрежную работу на проверку, заставить переписывать ее раз за разом. Такие моменты негативно влияют на успеваемость ребенка, поэтому пускать на самотек отработку письма не стоит.
    К счастью, есть простое и изящное решение проблемы — исправить плохой почерк и искоренить неряшливость помогут занятия каллиграфией, то есть искусством красивого письма.

    О чем говорит плохой почерк ребенка?

    Плохо развита мелкая моторика.
    Здесь все просто и легко исправимо, нужно выполнять упражнения на мелкую моторику. Это и письменные упражнения, и завязывание шнурков, и перебирание мелких предметов.
    Ребенок пишет не той рукой, которой ему удобнее.
    С раннего возраста стоит следить за тем, какая рука у ребенка является ведущей. Впоследствии, если доминирует левая рука, не стоит переучивать ребенка и пытаться сделать его правшой, поскольку это качество закладывается природой. Бывает, что этот момент не отслеживается, и ребенок пишет не той рукой, что, конечно, приносит ему неудобства.
    Нарушены межполушарные связи.
    Некоторые дети действуют ассиметрично, поскольку оба их полушария мозга работают хорошо, но не скоординированно. В будущем такая мозговая активность будет ребенку только на руку, поскольку способности его возрастут в разы. А в начальной и средней школе ему нужно будет выполнять симметричные упражнения для рук.

    Все эти причины может сопровождать незаурядное мышление ребенка, нестандартный подход к письму, отказ придерживаться норм или нежелание следовать указаниям — это сложные, но часто многообещающие качества. С ними можно и нужно работать.

    Зачем заниматься каллиграфией

    Помимо основного назначения — красиво писать — каллиграфией стоит заниматься по нескольким причинам.
    1. Улучшить почерк
    Ребенок, пишущий неразборчиво и небрежно, на занятиях каллиграфией научится правильно держать в руке карандаш или ручку, отработает каждую букву алфавита и привыкнет правильно соединять их в письме. На курсах каллиграфии ощутимые результаты у детей наблюдаются через 2-3 месяца регулярных занятий. Их тетради становятся чище.
    2. Писать быстрее
    Часто ребенок не успевает записывать за учителем и из-за этого плохо справляется с изложениями и диктантами, часто теряет мысль при письменных ответах на вопросы, потому что не может быстро описать ее. Занятия каллиграфией тренируют не только качества, но и скорость письма. Это поможет ребенку справляться с письменными заданиями успешнее.

    3. Улучшить координацию движений и мелкую моторику
    Отработка письма от руки — отличная тренировка мелкой моторики. Ловкость рук и пальцев — одно из приобретенных качеств у детей, которые занимаются каллиграфией. На занятиях дети постоянно делают перерывы и разминают кисти и пальцы, улучшая кровообращение и повышая гибкость. Кроме того, это хорошая профилактика для суставов пальцев.
    4. Научиться сосредотачиваться
    Каллиграфия — это не просто умение красиво и быстро писать. Эта техника предполагает усидчивость и собранность, поэтому ребенок на занятиях тренирует еще и личностные качества. Как правило, дети очень заинтересованы в результатах, поэтому не отвлекаются и пишут, полностью погружаясь в процесс.
    5. Развить образное мышление
    Каллиграфические письмена — это искусство. В процессе его освоения ребенок проявляет фантазию и творческое мышление, учится переносить на бумагу задуманные образы.

    Каллиграфия полезна и детям без проблем с почерком

    Ровный почерк и базовое умение рисовать носят не только прикладной характер. Хорошо поставленная пишущая рука — это признак ясного ума, усидчивости, осознанности и собранности ребенка.
    Причины заниматься каллиграфией, названные выше, актуальны и для детей, у которых нет проблем с письменными заданиями. Многие школьники воспринимают занятия каллиграфией как отличное хобби, которое в будущем может преобразоваться в серьезное увлечение и стать подспорьем для многих профессий. Например, иллюстратора, дизайнера, архитектора.

    Как много нужно заниматься каллиграфией?

    Курсы каллиграфии предполагают 2-3 занятия в неделю, а также домашние задания. Оптимально заниматься по 15-20 минут в день, и это можно совмещать с выполнением школьных домашних заданий.
    Не стоит перетруждать ребенка и заставлять его постоянно заниматься отработкой письма. Слишком большие нагрузки на пишущую руку могут привести к болевым ощущениям, проблемам с координацией и просто нежеланию продолжать обучение.
    Регулярные интересные занятия каллиграфией помогут ребенку уверенно писать и рисовать, успевать на уроках и развивать творческие способности. Это искусство не требует больших вложений, но приносит ощутимые результаты и моральное удовлетворение и ребенку, и родителям.

  3. Vlad781 Ответить

    Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.
    У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

    Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

    Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.
    Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».
    Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей…расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.
    — Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал…
    Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.
    — Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!
    — Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу…
    — Не придумывай и быстро за уроки.
    Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.
    Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя
    Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.
    Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.
    Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.
    Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

    Причины проблем с почерком у детей

    Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?
    Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.
    Моторика рук

    Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.
    Дисграфия

    Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.
    Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

    Как улучшить почерк?

    Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут «Прописи для читающих детей» к «Букварю» Т. М. Андриановой.

    Создаем необходимые условия для улучшения почерка



    1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.
    2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.
    3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.
    4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.
    5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.
    6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.

    Упражнения на улучшение почерка

    Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.
    Упражнение 1. Играем в буквы
    Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.
    Что можно сделать в этом случае?
    Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».
    — Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?
    — Да я их и так всегда путаю…
    — И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить
    — Это что же за буквы такие?
    — Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?
    Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.
    Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».
    Упражнение 2. Закрепить в памяти
    Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?
    Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:
    — Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?
    — В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?
    — Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

    — Сколько букв «И» в слове «ириска»?
    — Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?
    Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.
    — Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.
    — Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!
    — Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!
    Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.
    — Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.
    — Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!
    Упражнение 3. Пятиминутка письма
    Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).
    Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.
    Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.
    Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.
    Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

  4. sergant1834 Ответить

    Как улучшить плохой почерк ребёнка: советы родителям

    Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!
    Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.
    Что делать, если почерк ребёнка не читается?
    Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

    Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.
    Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.
    На что конкретно надо обратить внимание:
    Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
    Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
    Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

    Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?
    Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.
    Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.
    Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.
    Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.
    Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.
    Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?
    Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.
    Сели прямо, ноги вместе,
    Под наклон возьмём тетрадь.
    Левая рука на месте (опираемся о край стола),
    Правая рука на месте (опираемся о край стола):
    Можно начинать писать!
    И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

    Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?
    Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

    Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.
    Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит
    Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

    Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.
    Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.
    Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.
    Какой именно должна быть ручка для школьника?
    Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.
    Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

    Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.
    А если ребенок уже привык держать ее неправильно?
    Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

    Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.
    Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.
    Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.
    Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

    Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.
    Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.
    Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.
    «Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.
    ПРАВИЛА ИГРЫ:
    Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.
    Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
    Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.
    Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
    Что нужно для такой игры в театр теней?
    Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

    «Бабочка»
    «Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

    «Лебедь или гусь»
    «Собачка»
    Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!
    Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…
    Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.
    Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.
    Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.
    Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.
    Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.
    Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
    Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.
    Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.
    Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх  страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.
    И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.
    Проявите терпение и у Вас всё получится.

  5. NIKITAARAIK Ответить

    1 . Неправильное положение тела: спины, рук и ног

    Если ребенок пишет криво, со слишком сильным наклоном или по диагонали, съезжая со строки, то посмотрите, как он сидит. Чтобы писать было удобно и тело не сильно уставало от сидения за письменным столом, нужно держать спину прямо, обе руки должны опираться на край стола, кисть прямая, ручка или карандаш — под углом в 45 градусов по отношению к тетради.
    Ребенок не обязан точно выполнять все требования в раз, потому что поза для письма у всех индивидуальна, но нужно как минимум следить за его осанкой, чтобы он не кривил спину слишком сильно.

    2. Недостаточно удобное рабочее место и письменные принадлежности

    Если стол слишком маленький или слишком большой, свет падает не с того угла, с какого нужно (а нужно, чтобы он падал со стороны левой руки, если ребенок пишет правой — и наоборот), стул неудобный и без спинки, а ручка слишком тонкая или толстая, то ребенку будет сложно писать красиво и правильно.
    Обеспечьте ему хорошее рабочее место и комфортные письменные принадлежности, и тогда прогресс будет заметен даже без дополнительных упражнений.

    3. Плохо развитая мелкая моторика

    Здесь помогут только упражнения на ее развитие. Если вы видите, что письмо дается ребенку тяжело само по себе и он пишет медленно, то попробуйте несколько раз в неделю, а лучше каждый день выполнять с ним простые упражнения на развитие мелкой моторики (о них мы поговорим чуть ниже).
    Есть и другие причины плохого почерка у ребенка, но они более индивидуальны.
    Теперь давайте посмотрим, какие упражнения можно выполнять вместе со школьником, чтобы улучшить его почерк и воодушевить его. Но прежде всего совет: как можно чаще хвалите ребенка и создайте дружелюбную атмосферу для занятий. Тогда ему будет легче и интереснее стараться писать хорошо.

    Упражнения, которые улучшают технику письма

    Упражнения на четкость письма (для этого либо найдите в интернете, либо купите прописи и образцы письменных знаков)

    Выводим волнистые линии, черточки и другие знаки. С этого проще всего начать. Пусть ребенок на разлинованной бумаге выводит волны разной длины и высоты. Задавайте ему разные задачи (показывайте разные линии и просите в точности копировать изображения). Для этого и прописи не нужны, только образцы.
    Пишем алфавит и соединяем буквы. Несколько раз в неделю просите ребенка писать весь алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Так он лучше запомнит, как пишется та или иная буква. Затем прописывайте сочетания букв с правильными соединениями. Это тоже нужно постоянно прописывать по несколько раз. Главное в этих тренировках — набить руку и сделать почерк более четким и понятным.
    Рисуем. Попросите ребенка нарисовать дом с множеством маленьких окон или мозаику — что угодно, где нужно прорисовывать мелкие детали. Это не только полезно для аккуратного почерка, но и очень интересно. Из мелких деталей при наличии фантазии можно создавать целые миры.
    Помимо обычных прописей, которые могут быстро наскучить, есть и более интересные занятия для улучшения почерка. Одно из самых красивых и интересных — каллиграфия. Занятия каллиграфией — это не только тренировка письма, но и творчество, увлечение, искусство. Посмотрите, каких успехов добиваются ребята на курсе каллиграфии в IQ007.

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    Лучше всего в этом помогает лепка: из пластилина, глины или соленого теста. Пусть ребенок лепит все, что ему захочется, но контролируйте процесс и просите добавить побольше мелких деталей.
    Перебираем крупы. Это отличный способ оживить пальчики ребенка — дайте ему несколько видов круп, смешанных в одной таре, и попросите отделить каждый вид. Это, кстати, развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость, послушность, умение сосредоточиться.
    Шнуровка. Попробуйте вместе с ребенком научиться завязывать морские узлы или шнуровать кеды разными интересными способами. Таких видео много на YouTube.
    Пазлы и мозаики. Купите большой пазл и собирайте его всей семьей. Отлично развивает и мелкую моторику, и мышление, и фантазию.
    Гимнастика для рук. Знакомый многим стишок «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» — это не только милое воспоминание об уроках в начальной школе, но и отличное упражнение для отдыха и разработки пальцев и кистей. На первую строчку нужно попеременно сжимать и разжимать пальцы. На вторую строчку — вращать кисти по кругу. И так несколько раз.

  6. vkishkin Ответить

    Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

    Почему у ребенка плохой почерк?

    Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
    серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
    ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
    у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
    правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
    во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.
    Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.
    Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android

    С чего начинается коррекция почерка?

    Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:
    если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
    если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
    обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
    отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.
    Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.
    Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

    Из чего обычно строится курс исправления почерка?

    После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.
    Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

    1. Нейропсихологическая коррекция

    Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

    2. Формирование правильной биомеханики письма

    На данном этапе корректируется:
    как ребенок сидит за рабочим столом,
    как держит ручку или карандаш,
    правильная ли у него осанка.
    Большое значение имеют:
    положение тетради,
    высота стула и стола,
    имеет ли рабочая рука опору.
    Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

    3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

    Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.
    Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.
    Читайте также: Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок

    Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

    1. Приучите ребенка держать спину

    Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

    2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

    Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

    3. Копируйте и переписывайте

    Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.
    Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

  7. Indus5 Ответить

    Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».
    Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает ребёнку в развитии пространственного восприятия.
    Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.
    Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.

    Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.
    Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное.

  8. aldsem Ответить

    Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

    – Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?
    – Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?
    С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.
    Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.
    – Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?
    – Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.
    Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.
    Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.
    Причина №3. Плохо развита мелкая моторика рук.
    Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.
    Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.
    Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.
    Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.
    Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.
    Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.
    Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.
    – Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?
    Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.
    Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.
    Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.
    Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.
    Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.
    В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.
    Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.
    Алеся Гришман.

  9. Jackyy Ответить

    3. Не торопитесь

    Нескольких упражнений недостаточно, чтобы научиться писать красиво и понятно. На постановку или коррекцию почерка вполне может уйти один-два года регулярных тренировок. Лишь в этом случае приобретённые навыки станут рефлексами, и вам не придётся прикладывать дополнительные усилия и вспоминать, как правильно писать ту или иную букву. Соответственно, не поможет спешка и во время самих занятий. Да, если войти в определённый ритм, то почерк действительно может стать немного понятнее, но больших успехов вы не добьётесь. Сперва постарайтесь сформировать базовые навыки, научиться правильно писать буквы и соединения, достичь некого автоматизма, и уже потом ускоряйтесь.

    4. Измените технику письма

    Эксперт по каллиграфии Лора Хупер в своих советах по улучшению почерка отмечает, что большинство людей при написании от руки активно используют пальцы. Фактически они не пишут буквы, а рисуют их. При этом приходится часто отрывать руку от бумаги, чтобы продолжить текст. Профессионалы не используют пальцы вообще. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, Хупер советует взять ручку и изобразить написание больших букв в воздухе (или вспомнить, как вы обычно пишете мелом на доске). Вы заметите, что в этом случае задействуются совсем другие мышцы, и именно они должны использоваться при обычном письме. Как только вы привыкнете, пальцы практически не будут управлять ручкой. Вы будете писать при помощи предплечья и немного использовать мышцы плеча, что позволит не только улучшить почерк, но и ускорить процесс написания.

    5. Практикуйтесь на простых формах

    Попрактикуйтесь в написании простых символов. Например, попробуйте исписать несколько страниц простыми вертикальными линиями, стараясь делать их одинаковой длины и сохранять параллельность. Потом повторите упражнение с горизонтальными линиями. Постепенно переходите к более сложным формам и изогнутым линиям, а также отдельным элементам букв. Фактически это та же самая работа в прописях, которую выполняют дети в начальной школе. С тем лишь отличием, что вы сами в состоянии оценить свой прогресс и установить нужный объём работы.

    6. Определите главные ошибки и работайте над ними

    Ситуации, когда плохо абсолютно всё, встречаются не так редко. Но все же в некоторых случаях достаточно усердно поработать над определёнными буквами и связками, чтобы почерк стал в разы понятнее. Определите, какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту. Лучше всего ошибки становятся заметны, когда вы оцените свежим взглядом исписанный разворот тетради. Обратите внимание, не становится ли ваш почерк хуже к концу занятия. Если это так, то это свидетельство усталости, и вам необходимо чаще делать перерывы.

    7. Воспользуйтесь помощью со стороны

    Если вы очень хотите исправить почерк, но самостоятельные упражнения не приносят желаемого результата или вам не хватает понимания, как и что именно нужно исправить, не бойтесь обратиться к специалистам. Есть множество курсов, где вы за сравнительно небольшое время получите необходимые знания, которые помогут в дальнейшем при самостоятельной работе. Важно лишь понять, так ли вам это нужно.
    Ну и, наконец, последний совет в виде бонуса. Не расстраивайтесь, если в результате упражнений ваш почерк всё равно остаётся далёк от идеального. Помните, что, например, хорошие врачи не перестают быть хорошими врачами, хотя про выписанные ими рецепты ходят анекдоты. В конце концов, как уже было сказано в самом начале, в современном мире плохой почерк — это, возможно, меньшая из проблем, о которой стоит переживать взрослому человеку.
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    Русский язык в школе: 10 вещей, которые бесят
    Монолог учительницы из неблагополучной провинциальной школы
    10 интересных профессий, которым учат в колледже

  10. paul-xxx Ответить

    Ольга Черномыс, Домашний Очаг
    О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких.

    Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.
    Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.
    Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.
    А для этого нужно, чтобы:
    буквы были одинаковой высоты и ширины;
    прямые линии были ровными;
    параллельные линии оставались параллельными;
    овалы были правильной формы.
    Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.
    К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.
    Ошибки обучения

    Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?
    Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:
    Слишком раннее начало
    Есть правило – чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.
    Обучение безотрывному (курсивному) письму
    Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.
    Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6–10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
    Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.
    Интенсивность школьной программы
    Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда – и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.
    Ручка или компьютер?

    Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.
    Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание – немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму – внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы – будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…
    Письмо – очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма .
    Примеры почерка и комментарии к ним

    Катя, 11 лет
    Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям – скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
    Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает – возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
    Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

    Алеша, 10 лет
    Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
    Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки – «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

    Миша, 10 лет
    Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
    И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

    Никита, 11 лет
    По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
    Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
    Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

    Дима, 12 лет
    Здесь есть почти все нарушения: и несформированность почерка, и резкое снижение работоспособности. Первая строчка написана еще более-менее понятно, а с каждой следующей понимать становится все труднее. Много поправок, и они говорят, скорее всего, и о гиперактивности ребенка и о нарушении внимания и сниженной работоспособности.
    Обратите внимание: каждое слово он начинает со сложных закорючек – в этот момент он еще думает, потому что пока не понимает, что он пишет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *