Как научить ребенка выговаривать букву л в домашних условиях?

12 ответов на вопрос “Как научить ребенка выговаривать букву л в домашних условиях?”

  1. Евгений Тихий Ответить

    Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
    Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
    Виды нарушений произношенияМногие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
    Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
    «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
    Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
    Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
    Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

    Правильная артикуляция звука Л

    Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
    Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
    Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
    Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.В таком порядке надо проводить занятия
    Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

    Постановка произношения твердого звука Л

    Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
    Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
    Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
    Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
    Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.Упражнения на произношение звука Л
    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

  2. my peace I Ответить

    Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:
    Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
    Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
    Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л. И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

    Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте перед зеркалом и отработайте свою артикуляцию произношения звука Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

    Переходим к практике

    Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день.
    Лошадка на прогулке. Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.
    Лошадка на разведке – работа язычком без звука. Выполнять, как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.
    Легкий ветерок. Для этого упражнения приготовьте маленький кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его. Теперь выдыхаем, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый комочек с разной силой.
    Вежливая обезьянка. Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.
    Вкусная сгущенка. При ознакомлении с этим заданием можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) вкусную массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.
    Пароход. Поиграйте с ребенком в увлекательную забаву. Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв губки. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

    Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а тренинги проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

    Отрабатываем произношение

    После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.
    Тематические статьи:
    Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет
    Развитие речи ребенка в 1,5 года
    У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.
    Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение  и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

    Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

  3. Kelas Ответить

    Если врач исключил патологические дефекты, то продолжайте совместные занятия  логопеда и  ребенка, ведь наша цель – научить ребенка правильно говорить букву «Л». И чем быстрее вы начнете заниматься с малышом, тем меньше проблем у него будет в школе, да и сверстники не будут шутить над искаженным звуком.

    Одним из методов научить правильной постановке звука «Л» является предварительная артикуляционная гимнастика. Занятие проходит в среднем 15-20 минут в 2 этапа:
    развитие речевого дыхания. Представьте, что на ладошке находиться перышко, на которое нужно подуть так, чтобы перышко улетело. Проделайте такое упражнение 7-8 раз;
    развитие мышц языка. Малышу необходимо приоткрыть ротик, высунуть язычок, сомкнуть свои губы и пропеть «ыыыыы». Попробуйте с ребенком «поцокать», как лошадка. Для этого во рту кончиком языка дотроньтесь до неба и резко щелкните.
    Теперь, когда вы провели с ребенком артикуляционную гимнастику, приступайте к самим упражнениям, которые смогут научить произносить звук «Л».

    7 упражнений для правильного произношения буквы «Л»

    Быстро научить ребенка говорить букву «Л» помогут несложные упражнения:
    «Качельки». Откройте рот, попробуйте улыбнуться, нужно вытянуть вперед язычок. Совершайте движения языком вверх и вниз, затем вправо и влево.
    «Заборчик». Необходимо сомкнуть зубки и открыть губы, делайте так 12 раз.
    «Иголочка». Откройте рот, максимально вытяните язычок вперед. Удерживайте язык в таком положении 10 секунд.
    «Грибочек». Нужно приоткрыть рот и улыбнуться. Прижмите широкую часть языка к небу. Следите, чтобы боковые края языка были плотно прижаты и не двигались. Научиться этому несложно.
    «Маляр». Откройте рот, кончиком языка проводите по всей поверхности неба. Будет немного щекотно, ребенок будет смеяться, а это хороший положительный настрой.
    «Медок». Приоткрыть рот, кончиком языка попробуйте облизать сначала верхнюю губу, совершая движения то вправо, то влево, затем проделайте тоже самое с нижней частью губы. Представьте, что вы слизываете вкусный мед. А можно и не представлять, а немного намазать ребенку на губы. И вкусно, и полезно.
    «Горка». Откройте рот, кончик языка нужно упереть в нижние зубы, а середину языка прижать к небу всей поверхностью. Зафиксируйте такое упражнение в течение 10 секунд.
    Если маленький ученик научился выговаривать звук «Л», то смело переходите к произношениям слогов, затем к словам. Начните строить целые предложения, например, «Лиса лапу мыла в молоке». Проговаривайте стихи и скороговорки. Это нужно делать каждый день. Занятия с малышом лучше проводить в форме игры. Наберитесь терпением и временем, ведь только комплексный подход может принести  положительный результат.

    В повседневной суетливой жизни мы никогда не задумываемся, что уметь говорить – это возможность изложить свои мысли так, чтобы люди понимали друг друга. Научиться правильно говорить без каких-либо дефектов речи, произносить четко звуки – это то, что помогает нам быть успешными, строить карьеру, сохранять свою самооценку на высоком уровне и быть в себе уверенными. Только родители с детства помогут своему ребенку достичь в жизни хороших  результатов. Будьте внимательны к своим детям, ведь детство такое недолгое.

  4. ___{ХулИ}ГанкА___ Ответить

    Лучше , конечно, обратиться к логопеду, но можно попробовать исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Проводить ее нужно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки.
    1 Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка.
    2 Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания – это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие.
    3 Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л» перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л» – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
    • «Лошадка» – всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
    • «Лошадка едет тихо» – это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
    • «Дует ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
    • «Вкусное варенье». Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
    • «Пароход гудит». Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
    4 Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.

  5. The DemrusDit Ответить

    Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
    • «Лошадка – всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
    • «Лошадка едет тихо – это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
    • «Дует ветерок . Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
    • «Вкусное варенье . Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
    • «Пароход гудит . Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

  6. Naris Ответить

    Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
    Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
    Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

    Учим ребенка выговаривать звуки

    Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
    Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

    Упражнения для произношения звуков

    Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
    1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
    «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
    «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
    В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
    «В лесу темно,
    Все спят давно.
    Одна сова не спит,
    На суку она сидит».
    2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
    3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
    4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
    «Милый мишка,
    Славный мишка,
    Весь из плюша
    Сшит наш мишка».
    5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
    6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
    7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
    «Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
    «Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
    «Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
    Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
    Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
    На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
    Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
    Всех скороговорок не перескороговоришь.

    Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

    Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
    Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

    Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

    Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *