Как называется память с помощью которой мы запоминаем лица людей?

19 ответов на вопрос “Как называется память с помощью которой мы запоминаем лица людей?”

  1. IceOneBro Ответить

    Память
    Восприятие
    Ощущение
    Мышление
    Сознание
    Инстинкт
    Рефлекс
    13. . Верно ли утверждение:
    Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. ____________________
    14. Вставьте пропущенное слово:
    Для ощущений характерно отражение отдельных _____________ свойств предметов и явлений объективного мира.
    15. Какие рецепторы отвечают за ощущения мышечного тонуса:
    Интероцепторы
    Проприоцепторы
    Экстероцепторы
    16. Что из приведенного не является видом ощущений:
    Слух
    Зрение
    Голос
    Вкус
    Обоняние
    Осязание
    17. Вставьте пропущенное слово:
    Восприятие – форма целостного отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
    Как называется форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении человеком своего опыта.
    _________________
    19. Выбрать правильный ответ:
    Память – это та часть психической жизни, которая выталкивается на поверхность сознания, результата игры бессознательного.
    Изолированный индивид не обладает памятью, так как он в ней не нуждается.
    Физиологические основы памяти – образование, сохранение и актуализация нервных связей в коре головного мозга.
    20. Что из перечисленного можно отнести к памяти:
    Мечта
    Узнавание
    Цель
    Творчество
    Предвидение
    Воспроизведение
    Грезы
    Сохранение
    Иллюзии
    Припоминание
    Воображение
    Запоминание
    21. Верно ли утверждение:
    Человеческая память в принципе безгранична. ___________
    Какая память задействована при запоминании стихотворения?
    ______________________________
    Выбрать правильный ответ.
    В какой памяти хранится информация 10-летней давности?
    Кратковременной
    Долговременной
    Оперативной
    Промежуточной
    24. Как называется память, с помощью которой мы запоминаем лица людей? __________________________
    25. Что из приведенного является видами памяти:
    Теоретическая
    Осязательная
    Зрительная
    Поведенческая
    Оперативная
    Меланхолическая
    Образная
    Этическая
    Мыслительная
    Логическая
    Двигательная
    Практическая
    Эмоциональная
    26. Что такое память. Выбрать правильный ответ:
    Ответная реакция
    Рефлекс
    Психический процесс

  2. Виолетта Ответить

    Задумайтесь: ведь совершенно очевидно, что мы пытаемся вспомнить имя человека только после того, как узнали его в лицо.
    Обратная ситуация – когда мы помним только имя, но не лицо – встречается нам гораздо реже. Мы попросту не осознаем насколько часто проходим мимо людей, которых по идее должны были бы узнать по внешнему виду.
    Поэтому для чистоты эксперимента ученые разработали “честный тест”, расположив на игровом поле лица, а напротив них – имена.
    Участникам выделяли определенное время на то, чтобы запомнить и то и другое, а затем вперемежку демонстрировали случайные лица и имена, спрашивая, было ли каждое из них в изначальной подборке.
    Таким образом, к обеим способностям узнавания были предъявлены одинаковые требования.

    Интуитивное восприятие

    Результаты эксперимента оказались для его участников весьма неожиданными: имена они последовательно запоминали значительно лучше, чем лица.
    “Судя по нашему исследованию, хотя многие люди считают, что плохо запоминают имена, на самом деле, скорее всего, лица они запоминают ещё хуже”, – утверждает профессор психологии Йоркского университета Роб Дженкинс.
    Наши представления о человеческом разуме неверны
    Помнить все: благо и беда людей, которые ничего не забывают
    Раскрыт секрет хорошей памяти?
    “Наш жизненный опыт в этой области приводит нас к ложному выводу по поводу того, как работает наш мозг. Но если мы уберем двойные стандарты, которые сами же предъявляем к собственной памяти, мы увидим совершенно другую картину”, – продолжает он.

    Реальная оценка

    Чтобы сделать выводы эксперимента еще более убедительными, ученые провели второй, более сложный тест.
    Теперь участникам показывали уже разные фотографии одних и тех же лиц (одно на изначальном поле для запоминания, другое – в ходе последующего опроса). Имена также изменили визуально – они были написаны разным шрифтом и оформлены в разном стиле.
    Это было сделано для того, чтобы максимально приблизить тест к реальности, ведь в обычной жизни лица людей в каждой ситуации выглядят немного по-разному – меняется освещение, прическа, макияж или другие детали.
    В среднем участники эксперимента правильно узнавали примерно 73% показанных лиц, если изображение было идентичным, и 64% – если оно отличалось.
    Визуальное оформление имен имело куда меньший эффект на запоминание: если имя было написано тем же шрифтом и в том же стиле, что и в начальной выборке, его узнавали в 85% случаев, если начертание отличалось – в 83%. Но в любом случае имена запоминались лучше.
    В третьей версии теста участникам демонстрировали знаменитостей (в том числе и тех, кого они не знали) – и только в этом случае узнаваемость лиц и имен почти сравнялись.
    Однако ни в одном из вариантов никто испытуемых не продемонстрировал способность запоминать лица лучше, чем имена.
    “В повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с ситуацией, когда нам знакомо лицо человека, но мы не можем вспомнить его имя. И наша естественная реакция – сделать вывод, что имена запоминаются сложнее. Однако никакого убедительного научного объяснения этому феномену найти не удавалось. И наше исследование показывает, почему: потому что это представление неверно изначально”, – заключает профессор Дженкинс.
    Примечание: статья основана на публикации на сайте Йоркского университета

  3. Anastasia_vines Ответить

    Способность запоминать лица людей, встречающихся с нами, очень различна у отдельных
    людей. Для многих нужно видеться с человеком несколько, раз, чтобы узнать его по
    наружности. Некоторые слишком легко забывают хорошо знакомое лицо, хотя не видели
    его каких-нибудь два-три года. С другой стороны, многие узнают лица людей, встречавшихся
    им, и однажды полученное впечатление, кажется, остается навсегда, подвергаясь частым
    оживлениям. Такая способность особенно сильно развита у полицейских сыщиков, у содержателей
    гостиниц и пр., т.е. лиц, занятие которых заставляет их встречаться со многими людьми
    и в интересах которых помнить и узнавать тех, с кем они встречаются. Это ценный
    дар, потому что новый знакомый будет к вам очень расположен, если вы быстро узнаете
    его. И наоборот, неспособность узнавать людей может быть принята ими за обиду и
    даже заставить их относиться к вам с нерасположением.
    Недостаток развития этой способности показывает, что человек не особенно энергично
    пользовался той частью своего ума, которая замечает внешность и наружность тех,
    с кем ему приходилось сталкиваться.
    Подобные люди могут лишь смотреть на других, но не видеть их. Встречающиеся им
    лица не интересуют их, а они сами не уделяют им должного внимания. Правило, что
    если слабый интерес, то слабое и внимание и если слабое внимание, то слабая и память,
    всецело приложимо здесь. Человек, желающий развить в себе эту способность, должен
    начать с изучения лиц, интересоваться ими и относиться к ним с вниманием. Таким
    образом вся наблюдательность будет сосредоточена на внешности и наружности людей,
    и вскоре будет заметен большой успех. Можно было бы предложить таким людям изучение
    какого-нибудь элементарного сочинения по физиогномике, что усилит в них интерес
    к изучению лиц, способствующий улучшению памяти в этом направлении.
    Для развития наблюдательности в отношении лиц (конечно, если вы интересуетесь
    этим) вам следовало бы изучать лицо каждого встречающегося вам человека, примечая
    общую форму головы и лица, а также носа, рта, подбородка, лба и в то же время постоянно
    думая: «я узнаю вас, когда вновь увижу». Такая мысль побудит волю приобрести ясное
    и отчетливое впечатление.
    Приобретение интереса к этому, а также внимательное изучение человеческого лица
    вознаградит всякого за потраченный труд и время, тем более потому, что с упражнением
    памяти вы получите такие же знания по физиогномике, особенно, если займетесь изучением
    элементарного руководства по этому предмету.
    Мало людей, которые могли бы вполне ясно вспомнить отсутствующего приятеля, и
    попытка их описать наружность последнего, будто бы близкого знакомого, является
    тем забавнее. Попытайтесь проделать это сами, и вы удивитесь, как мало в самом деле
    вы можете припомнить, хотя при встрече и узнаете его скоро. Опишите на память, если
    можете, глаза, нос, рот вашего наилучшего друга.
    Взгляните на первого встречного человека и заметьте, высок или низок у него лоб,
    узок или широк; каковы его брови, прямые или дугообразные и какого цвета; какой
    у него нос — орлиный, римский, греческий, курносый; мал ли его рот или велик; хороши
    или плохи его зубы, велики или мелки они; есть ли у него борода или усы, длинные
    или короткие волосы и пр. Поступайте так при виде всякого лица, примечайте подробности,
    как будто вам нужно составить о нем доклад и ваша карьера зависит от полного и правильного
    отчета. Изученное так лицо человека не забывается. Несколько подобных упражнений
    очень полезны для развития недостающей всем способности. Вы начнете различать черты
    лица и, понятно, воспринимать их, потому что заинтересовались этим. Пробудившийся
    интерес даст и ясное впечатление, а последнее поведет и к более легкому припоминанию.
    Затем упражняйтесь в вызывании в уме лиц встречавшихся вам людей, рисуя их в
    воображении. Усвоив искусство воспроизводить мысленный образ встречаемых вами лиц,
    вам будет легко узнать человека даже после значительного промежутка времени. Повторное
    же оживление мысленного изображения равнозначно встречам с данным лицом. Вы, наверно,
    замечали, как легко вспомнить и нарисовать мысленное изображение фотографии или
    портрета и как трудно вызвать в уме то же лицо, как оно есть в действительности.
    Однако все дело в привычке, и после нескольких упражнений вам так же легко будет
    припомнить живое лицо, как и его портрет.
    Я слышал про одного «быстро набрасывающего» художника; он разбил на разряды всевозможные
    формы носа, глаз, рта, подбородка, бровей, форму лица и пр., и каждый такой разряд
    отметил определенной цифрой. Он быстро осматривал лицо позирующего перед ним для
    уяснения себе выражения и общего облика, быстро отмечая также в своем уме разряд
    каждой черты: форма лица — 4; глаза — 8; брови — 2; нос — 3; рот — 4; подбородок
    — 7 и т.д. Изучая лица, вы невольно и быстро будете их разбивать на разряды, что
    поможет вам стать хорошим физиономистом и увеличит интерес и удовольствие от задачи.
    Выше нами уже были указаны некоторые примеры удивительной памяти на лица.
    В итоге мы скажем, что способность замечать и помнить лица может развиваться
    как всякие другие способности и что тайна этого развития заключается в следующем;
    интересуйтесь лицами, изучайте их, внимание последует за интересом, а память за
    вниманием.
    Разделы:Скорочтение – как читать быстрее |
    Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения |
    Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
    Угол зрения – возможность научиться читать зиг-загом |
    Концентрация внимания – отключение посторонних шумов
    Медикаментозные усилители – как повысить концентрирующую способность мозга |
    Запоминание – Как читать, запоминать и не забывать |
    Курс скорочтения – для самых занятых |
    Статьи |
    Книги и программы для скачивания |
    Иностранный язык |
    Развитие памяти |
    Набор текстов десятью пальцами |
    Медикаментозное улучшение мозгов |
    Обратная связь

  4. DeZZireD Ответить

    Здравствуйте, Анна.
    Плохая память может быть из-за органических заболеваний нервной системы и других. Как вариант, бывает плохая память у людей со звуковым вектором, даже если есть еще и анальный, и зрительный. Это связано с особенностями восприятия в звуковом векторе. Звуковой вектор доминантный, и если в нем есть привычка, либо стресс, или же как последствие травм в детстве есть интроверсия, то есть сосредоточение на своих состояниях – то может быть плохая память на лица, имена и даже события. В таких условиях восприятия зрительный вектор не может фотографически запоминать, потому что внимание человека не направлено на лица, имена, и т.д. Такие звуковики живут на автопилоте как бы, запоминая только необходимую информацию снаружи, выполняя необходимые действия, а все остальное время находятся в себе. Могут думать о чем-то, “проваливаться” в себя. При этом, целенаправленно сосредотачиваясь на учебном материале, они его запоминают отлично (хвала анально-зрительной связке!). Либо даже долговременная память на только эмоционально значимые события сохраняется, и людей, с кем связано что-то значимое, осмысливаемое. То есть произвольного сосредоточения наружу нет, либо недостаточно. Хотя особенности психики для отличной памяти (анальный, зрительный) есть. Чтобы поправить дело, такому человеку надо заняться звуковым вектором, пройти тренинг. Потому что эти симптомы говорят за то, что могут быть и другие не очень хорошие состояния в звуковом векторе. Депрессии, как вариант.
    Скрытая или маскированная депрессия. Крик Души в ультразвуке летучей мыши http://www.yburlan.ru/biblioteka/vnutrennee-sostoyanie

  5. Grojinn Ответить

    Мгновенная;
    кратковременная;
    оперативная;
    долговременная.
    1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.
    2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.
    Как тренировать кратковременную память?
    Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени.
    Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.
    3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.
    4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.

    Как мы воспринимаем и запоминаем?

    По способу запоминания память делится на:
    образную: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную, осязательную;
    моторная;
    эмоциональную;
    логическую.
    1. Образная память. Практически нет людей, которые одинаково хорошо запоминали бы на слух, по вкусу, визуально и по запаху.
    Тренировать образную память легче, чем кажется. Если человек плохо запоминает на слух, то ему всего лишь нужно регулярно слушать аудиокниги, учить стихотворения в аудио или запоминать последовательность разных звуков. Развить зрительную память можно с помощью рисунков: запоминать последовательность картинок, смотреть несколько секунд на карточку и через минуту вспоминать, что вы увидели.
    2. Моторная память. Почему ребенок после первого шага не забывает, как ходить? За это отвечает моторная память, с помощью которой все тело человека помнит, как нужно ходить, как печатать на клавиатуре и т. д.
    После тяжелой травмы человек с потерей памяти забывает родственников, даже свое имя, но если дать ему ручку — вспомнит подпись. С помощью моторной памяти люди учатся ходить заново, ездить на велосипеде спустя 20 лет и т. д.
    Развивать моторную память помогут все те же регулярные тренировки. Даже фитнес — и тот нуждается в повторении. Когда человек раз за разом выполняет двигательные упражнения, то со временем они получаются на автомате. Именно поэтому, осваивая новый вид спорта, первое время мы постоянно следим за техникой, а потом уже расслабляемся, т. к. тело воспроизводит движения на автомате.
    3. Эмоциональная память. Этот вид памяти тесно связан с психологией. Все комплексы и привычки в поведении могут сопровождать человека всю жизнь из-за эмоций, которые он испытал в первый раз.
    4. Логическая память. Человек запоминает информацию блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше купить мясо и т. д.
    Этот вид памяти с возрастом слабеет больше других. То есть человек после первого похода может не запомнить точный маршрут, сколько стоит мясо и пр.
    P.S. Для преподавателей, врачей, продавцов и представителей др. профессий, где запоминать нужно много, со слабой логической памятью никак. С ее помощью новая информация связывается со старой и быстрее усваивается. Студентам и школьникам, у которых страдает логическая память, тяжелее учиться, т. к. новый материал ложится мертвым грузом.
    Кроме возраста на логическую память влияет и питание, и ритм жизни, и вид работы, и даже болезни и стресс. Поэтому после 30 лет врачи рекомендуют тренировать память.
    Подробнее о том, что влияет на запомианние и как тренировать память, узнайте в следующей статье..

  6. Miki_Maus Ответить

    Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо – значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.
    Есть несколько видов ассоциаций:
    – по смежности: восприятие или мысль об одном пред-мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей-ствий, например);
    – по сходству: образы предметов, явлений или мысли оних вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, на-пример, шум волн уподобляется говору людей;
    – по контрасту: ассоциируются резко различные явле-ния – шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.
    В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, проти-воположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов – Чернов.
    В процессе запоминания и воспроизведения исключи-тельно важную роль играют смысловые связи: причина – следствие, целое – его часть, общее – частное.
    Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память.
    В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
    В научной психологии проблема памяти является «ро-весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память – сложнейший психический процесс, поэтому, не-смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

    Виды памяти

    Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.
    Все виды памяти можно условно разделить на три груп-пы:
    1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).
    Соответственно этому различают: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;
    2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
    3) как долго сохраняется запомненное.
    Это кратковременная, долговременная и оперативная память.
    Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
    Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:
    Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.
    К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе-режитом несчастье, – у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
    Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим усло-вием его духовного развития.
    Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

    Образная память.

    Этот вид памяти связан с нашими орга-нами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образнойпамяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все-гда является преобладающим.
    Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.
    Непроизвольная память не предполагает специальнойцели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле-вых усилий. Непроизвольная память – неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.
    Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

    Кратковременная и долговременная память.

    Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
    Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.
    В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит примерно так:
    I
    II
    III
    Двигательная
    I Непроизвольная
    Кратковременная
    Эмоциональная 1 Произвольная
    Оперативная
    Образная
    Долговременная
    Смысловая
    Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоащаются, взаимодействуют между собой.

    Процессы памяти

    Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.
    Память начинается с запоминания. Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос-произведения.
    Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна-меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель – запомнить материал.
    Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом назакреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
    Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового – понимание.
    И механическое и смысловое запоминание имеют боль-шое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях – запомнить номер дома, телефона и т.п. – основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.
    Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
    Заучивание зависит:
    а) от характера деятельности, от про-цессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели – запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;
    б) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок.
    Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.
    Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.
    Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана Миронова»:
    «…И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка” про-изошла необычная история…
    Не помню, кто – Наркоминдел или Внешторг – просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что-бы понять, как это было трудно.
    И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов” достигло наивысшего напряжения, – в редакции появился Миронов.
    – Вы это бросьте, – сказал он. – Так у вас ни черта не выйдет.
    Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим”. Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ”, команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход „Муравьев-Апостол”, теперь переименован в „Анатоль”. Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль – Мейль – Канада”. В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе.
    Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя-ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно…»
    Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания – механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.
    В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:
    Группировка – деление материала на группы по ка-ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план – совокупность опорных пунктов; классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.
    Структурирование материала – установление вза-имного расположения частей, составляющих целое.
    Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах.
    Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.
    Мнемические приемы – определенные приемы или способы запоминания.
    Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.
    Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр. Например, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).
    Ассоциации установление связей по сходству, смежности или противоположности.
    Повторение сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.
    Воспроизведение – существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непро-извольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).
    Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.
    Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила.
    Все здесь напоминает мне былое…
    А.С. Пушкин. «Русалка»
    Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.
    При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го-ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово-рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.
    Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.
    Припоминание – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, – то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.
    Припоминая, человек пользуется различными приемами:
    1) намеренное использование ассоциаций – мы воспро-изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред-ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);
    2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека – Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович – дума-ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.
    Припоминание – сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.
    Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность – умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо-димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос-производится именно то, что нужно.
    К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор-мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.
    Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
    В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, – процесс избирательный, имеющий свои закономерности.
    Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо-минание о походе – трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.
    Благодаря забыванию человек расчищает место для но-вых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».
    В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное на-пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког-да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник.
    Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы – повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.
    Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после-дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на-чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.
    Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не-редко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро.
    Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен-ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.
    Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:
    1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит,
    2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,
    3) раздвоения личности – после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.
    Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.
    1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:
    Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.
    Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?
    Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть,
    И вертеть, смотреть, держать,
    И зависеть и дышать,
    -ишь, -ит, -ат, -ят писать.
    Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди-ану:
    Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
    Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.
    Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве-селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
    2. Ряд мнемических приемов используется при запоми-нании дат рождения известных людей или знаменатель-ных событий. Например, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю. Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).
    3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения – палочки или колбочки, можно за-помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

    Качества памяти

    Что такое хорошая и плохая память?
    Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать-ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется – сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.
    Хорошая память – это способности быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить.
    Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по-беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».
    Итак, качества памяти:
    1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с други-ми качествами;
    2) прочность сохранения;
    3) точность памяти – отсутствие искажений, пропусков существенного;
    4) готовность памяти – умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.
    Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.

    Представление

    Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-ставлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.
    Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление – наглядный характер. Представление – это образ предмета, понятие – мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь – это не одно и то же. Например, тысячеугольник – понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия – зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.
    Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).
    Вес мне видится Павловск холмистый. Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда.
    А. Ахматова
    Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос-производятся только отдельные черты.
    Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис-ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов – слуховые, у художников – зрительные, у дегустаторов – обонятельные и пр.
    Представления – это результат переработки и обобще-ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко-вых представлений.
    Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что пред-ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим – образ восприятия, дерево представляем – образ более тусклый, более неопределенный и неточный.
    Представление – это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред-ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку – Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.
    Представлять – это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление – более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.
    Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему -либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»
    В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.
    Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно.

  7. BrookLin Ответить

    Что способствует запоминанию.
    Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено в детстве или в течение жизни. Пожилые люди поражают нас способностью вспоминать прошлые события. Однако на самом деле это может быть связано лишь с тем, что о таких событиях они рассказывали или слышали много раз. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что они рассказывают, – это, как правило, какие-то достопримечательные события, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом.
    Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.
    Мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки и даже вспом­нить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов мы легче запоминаем аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Как показала Зейгарник мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.
    Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров – как в лекциях, так и в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.
    http://www.medpsy.ru/meds/meds255.php

  8. Felhalv Ответить

    Тренировка
    памяти
    >

    Как запоминать лица и имена
    Запоминание лиц
    Запоминать лица нам, как правило, приходится вместе с именами их
    обладателей или какой-нибудь минимальной информацией о них.
    Необходимость в запоминании отдельно лиц появляется довольно
    редко, чаще всего — это запоминание людей очереди, когда вам
    надо из нее отлучиться, все остальные ситуации необходимости
    запоминания лиц людей без информации о них, скорее, можно
    отнести к специфике некоторых профессий (дежурный на вахте,
    охранник и т.п.).
    Однако умение запоминать лица без какой-то ни было информации о
    них может пригодиться каждому. Например, если вы стали невольным
    свидетелем преступления или несчастного случая (хотя и это уже
    можно назвать информацией). В любом случае, прежде чем перейти к
    примерам запоминания лиц (и вместе с именами, и без них)
    познакомьтесь с некоторыми характеристиками лиц, на
    которые можно (нужно) обращать внимание при знакомстве с каждым
    новым человеком.
    Естественно, список этих характеристик очень большой, и в
    реальной ситуации в зависимости от количества времени вы сможете
    обратить внимание только на часть характеристик, на те из них,
    которые больше всего бросаются в глаза, то есть на отличительные
    особенности лица. Однако для более успешного запоминания этих
    особенностей нужно знать параметры, по которым описывается та
    или иная часть лица, а также варианты отдельных черт.
    Конечно, в ниже приведенном списке (или схеме описания)
    содержатся далеко не все характеристики особенностей лиц,
    поэтому вы можете добавить к ним и другие. Даже если вы не
    собираетесь вплотную заниматься развитием памяти на лица,
    подробное изучение этого списка поможет вам стать более
    внимательным к особенностям человеческих лиц, что уже само по
    себе повлечет более успешное их запоминание.
    Итак, вот этот список:
    Голова
    Прежде чем перейти к характеристикам отдельных черт лица,
    посмотрите, какой бывает голова человека в целом.
    По размеру:

    По форме:

    А также в целом, по общему впечатлению голова может быть:

    Волосы
    Волосы не самый лучший ориентир для запоминания человека,
    потому, что это как раз то, что легче всего изменить в своем
    облике — покрасить, подстричь, сделать хвостик, одеть парик в
    конце концов. И проделать изменения подобного рода человек может
    в любой момент.
    Часто изменение прически меняет человека до неузнаваемости, что
    еще раз подтверждает необходимость более внимательного отношения
    к другим характеристикам внешности человека. Однако умение
    охарактеризовать волосы человека, конечно, тоже вам пригодится.
    Только, наверное, не надо придавать запоминанию волос
    первостепенную роль (как это часто делается), особенно, если вы
    запоминаете внешность женщины.
    Общее впечатление:

    По длине:

    По густоте:

    Другие характеристики:

    Цвет:

    Лоб

    Брови

    Ресницы

    Глаза
    Глаза — это очень важная характеристика внешности человека. Если
    научиться хорошо дифференцировать и запоминать глаза, то этого
    может быть уже (почти) достаточно, для того, чтобы узнать
    человека. Недаром первое, что пытаются скрыть преступники и
    всякие секретные агенты, — это свои глаза.
    В каждых глазах, а скорее, во взгляде есть что-то совершенно
    неповторимо неуловимое, зависящее, наверное, больше от личности
    человека. Поэтому, несмотря на достаточно большой список
    возможных параметров описания глаз, его может оказаться
    абсолютно не достаточно. Часто для точной характеристики и/или
    запоминания важнее уловить что-то особенное и неповторимое в
    глазах и взгляде.
    И все же глаза могут иметь следующие характеристики:

    После описания параметров анализа глаз, так и просится список
    взглядов (добрый, мягкий, твердый, орлиный, злой, хитрый … и
    т.д.), но я опасаюсь, что он может занять не один десяток
    страниц и превратиться на самом деле в список черт личности,
    поэтому оставляю это увлекательное и небесполезное занятие на
    ваше усмотрение.
    Нос

    Ноздри носа могут быть:

    Скулы

    Уши
    Как правило, люди не часто обращают внимание на строение ушей, а
    они, между прочим, могут стать весьма и весьма характерным
    признаком, поскольку бывают очень и очень различными. Конечно, у
    некоторых людей они закрыты волосами, но таких людей все-таки
    меньшинство. Итак, уши бывают:

    Рот и губы

    Подбородок

    Щёки

    Кожа лица
    а) идеально гладкая, слегка морщинистая или морщинистая,
    б) с крупными или с незаметными порами,
    в) излишне сухая (шелушащаяся), нормальная или жирная (блеск),
    г) светлая или смуглая, красноватая, бледная, румянец,
    д) с оспинами, шрамами, прыщами.
    Дополнительные характеристики

    Человек может носить ОЧКИ, при этом они могут быть
    разнообразной формы: круглые, квадратные, прямоугольные,
    трапециевидные, необычной формы. Оправа может быть пластмассовой
    или металлической (белый или желтый металл). Очки могут быть с
    тонированными стеклами. Оправы могут быть разных цветов.

    Кроме этого женщины (а иногда и мужчины) могут носить в ушах (и
    не только в ушах) серёжки. Серёжки могут быть крупными,
    средними, маленькими, с камнями и без, из белого или желтого
    металла, пластмассовыми, деревянными, экзотическими. Их может
    быть по одной в каждом ухе и по несколько, сережка может быть
    только в одном ухе.

    Мужчины могут носить усы, бакенбарды, бороду различной
    формы. Вы с успехом можете использовать их при запоминании лиц,
    но не забывайте, что все эти дополнительные характеристики
    человек может изменить в любой момент.
    *** Упражнение 43.
    Перед вами несколько фотографий людей. Постарайтесь описать
    каждого человека в соответствии с приведенным выше списком
    характеристик. Упражнение лучше выполнять письменно, пользуясь
    при описании теми же формулировками, что и в списке. Это
    упражнение направлено не на собственно развитие памяти, а на
    развитие способности более четко замечать черты лица, на их
    проговаривание, что естественно влечет за собой и лучшее их
    запоминание в сочетании с другими методами.
    Характеристики лица человека, изображенного на первой
    фотографии, вы можете записывать, глядя непосредственно в план
    (список характеристик). При описании второго человека старайтесь
    припоминать параметры анализа черт лица самостоятельно, лишь
    изредка заглядывая в план (можно изменять последовательность
    описания, но главное в каждом пункте указать все параметры) и
    сверяясь с ним.
    Третье же лицо постарайтесь охарактеризовать как можно
    подробнее, не заглядывая в план. Затем посмотрите, какие
    характеристики лица вы забыли описать (например, описали толщину
    бровей, но забыли указать форму и т.п.) Потренируйтесь еще,
    используя фотографии своих знакомых.

    *** Упражнение 44.
    В этом упражнении вам надо постараться не ~ только описывать
    лица, глядя на фотографию, но и попробовать повторить отмеченные
    характеристики лиц спустя некоторое время. Перед вами две
    фотографии. Опишите устно или запишите характеристики лиц людей,
    изображенных на них. Затем отвлекитесь, сделайте небольшой
    перерыв и, больше не возвращаясь к фотографиям и своим записям,
    запишите все, что вы помните о лицах этих людей.

    Смогли ли вы назвать самые отличительные особенности этих лиц?
    Помогли бы запомненные вами характеристики узнать этих людей в
    будущем? Смог бы кто-то другой узнать этих людей (по
    отдельности) среди других, если бы воспользовался вашим
    последним описанием?
    *** Упражнение 45.
    Перед вами фотография мужчины. Посмотрите на нее в течение 2—3
    минут, пытаясь провести за это время анализ его лица согласно
    схеме. Затем закройте фотографию листом бумаги и постарайтесь
    ответить на следующие вопросы (вопросы читайте уже после того,
    как фотография будет закрыта): Пометьте галочкой правильные
    утверждения. У мужчины были

  9. Nalmelace Ответить

    Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
    Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
    Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

    Зрительная память

    Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.
    Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

    Слуховая память

    Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

    Двигательная память

    Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.
    Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. Подробнее об этом виде памяти Вы можете прочитать здесь:
    Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.
    Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

    Словесно-логическая память

    Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.
    Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.
    Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.
    Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

    Эмоциональная память

    Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.
    Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.
    Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

    Функции эмоциональной памяти:

    •   Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.
    •   Формирование эмоционального интеллекта.
    •   Влияние на развитие личности и её творческих способностей.
    Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.
    Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

     Долговременная, кратковременная и оперативная память

    По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.
    Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.
    Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

     Непроизвольная память и произвольная память

    По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.
    Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.
    Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.
    Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.
    Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:
    По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.
    •   При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.
    •   При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.
    Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.
    Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

    Особенности произвольной памяти:

    •   Наличие намерения  сохранить информацию в памяти.
    •   Приложение определенных усилий для запоминания информации.
    •   Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.
    •   Организованное повторение с целью лучшего запоминания.
    Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.
    Развивать память можно с помощью специальных упражнений. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .
    Желаем Вам успехов в саморазвитии!
    Фото: Nova
     

  10. Starsmasher Ответить

    Критерий
    Виды памяти
    Сенсорная модальность
    зрительная (образная, визуальная),
    моторная (двигательная, кинестетическая),
    звуковая (аудиальная),
    вкусовая,
    обонятельная,
    болевая,
    эйдетическая
    Содержание
    образная,
    моторная,
    эмоциональная,
    социальная,
    пространственная
    Организация запоминания
    эпизодическая,
    семантическая,
    автобиографическая,
    процедурная
    Время хранения
    ультракратковременная,
    кратковременная,
    долговременная
    Физиологические принципы
    долговременная,
    кратковременная
    Наличие цели
    произвольная,
    непроизвольная
    Наличие средств
    опосредованная,
    неопосредованная
    Уровень развития
    моторная,
    эмоциональная,
    образная,
    словесно-логическая

    Зрительная (образная, визуальная) память

    Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.
    В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.
    Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.
    В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.
    Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

    Моторная (двигательная, кинетическая) память

    Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.
    Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

    Звуковая (аудиальная) память

    Гуляя по лесу, мы слышим голоса щебечущих птиц, кваканье лягушек из маленького болотца. Когда мы вспоминаем лесные прогулки, то будто бы слышим шелест листьев и пение птиц.
    В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.
    Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

    Вкусовая память

    Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.
    Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

  11. Agamardred Ответить

    Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
    Память – основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
    Амнезия – отсутствие памяти.
    Основные процессы памяти:  заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

    Виды памяти

    1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой  без
    специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
    2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с
    помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
    1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена  многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
    2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
    а) Механическое дословное многократное повторение работает  механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
    б) Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти.
    в) Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
    г) Мнемотехнические  приемы  запоминания  (специальные приемы для облегчения запоминания).
    Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
    Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться,  чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.
    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)
    Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо  деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.
    Промежуточная память – в течении нескольких часов  хранится,  накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации,  накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.  По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
    Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью- кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания,  т. к. в эти дни максимальны потери от забывания,  лучше так:  в первый день – 2-3  повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий – седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее,  чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
    3абывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

    Формы воспроизведения

    узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта,
    воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
    припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных  задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
    реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
    эйдетизм  – образная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания специальные приемы для облегчения запоминания. 1 Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д,) и т.п.
    На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), создание и формирование энграмм – веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы). Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память,  идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. “Короткие”  цепочки из аминокислот – пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память. Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций – дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными
    факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами – электрическими и акустическими. Все это говорит о реальной возможности управления памятью с помощью   “мобильных средств”. Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *