Как называется процесс адаптации индивида к жизни в обществе?

19 ответов на вопрос “Как называется процесс адаптации индивида к жизни в обществе?”

  1. 1Nigretos Ответить

    Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
    Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
    Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.
    Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.

  2. DroidMisha Ответить

    Определение 1
    Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.
    От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.
    Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов. Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом. Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами.
    Замечание 1
    Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

  3. stranger19792 Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  4. gasik952 Ответить

    Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.
    Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации, т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.
    Социальные статусы и роли личности
    Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой теории личности, описывающей её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.
    Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом.
    Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, политических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).
    Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный ─ значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребёнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).
    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль – это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
    Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Совокупность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором» (по определению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту. Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли.
    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
    В структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
    2) предписание (требования), связанные с данным поведением;
    3) оценка выполнения предписанной роли;
    4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.
    Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, многие моральные нормы поведения).
    Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.
    Социальное поведение личности
    C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных – только к природной, а у человека — и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.
    Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям — природным или социальным,— а перестраивает, преобразует их. Соответственно, такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения (хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления), а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения, при всей его возможной активности и оригинальности, цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.
    Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий — будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,— как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.
    Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.
    Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным нормам. Отклонение от них называется девиацией. Позитивная или негативная реакция общества на поведение индивида влияет на характер последующих действий и поступков человека, которые закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).
    В свою очередь, реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне: его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.
    Лекция 6. Социальная структура общества
    1. Понятие социальной структуры общества
    2. Социальная стратификация
    3. Социальная мобильность

  5. velican Ответить

    Министерство Образования Республики Беларусь
    Учреждение Образования Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
    Социально-педагогический факультет
    Кафедра социально-медицинских дисциплин
    Курсовая работа
    Тема: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде
    Брест 2009
    Введение
    Актуальность курсовой работы. Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем.
    Включение адаптации в круг важных проблем определяется как реальными требованиями жизни, так и логикой развития научных знаний. Современная социальная наука, активно и масштабно включившаяся в решение актуальных для общества задач, сталкивается с необходимостью осмысления изменений поведения человека. Раскрытие механизмов адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения.
    Сегодня разобраться в сущности адаптации, увидеть ее уникальность среди других способов существования человека довольно сложно. Трудности возникают, прежде всего, в связи с отсутствием общих ориентиров для описания и объяснения адаптационных процессов.
    Преимущественная ориентация на признаки окружающей среды привела к появлению социальной, профессиональной, климатической, школьной, вузовской и т.п. адаптации. Ориентация на уровень человеческой организации − к социально-психологической, психической, психофизиологической, физиологической адаптации. Рассмотрение ряда концептуальных положений, а также длительный опыт изучения возможностей жизнедеятельности человека в разных средовых условиях убеждает в том, что достаточно надежный ориентир для объяснения адаптационных процессов содержится в личности человека. Во всей ее сложной организации свойств и качеств, во всем многообразии ее взаимодействия с окружающей реальностью, в ее соотнесенности с конкретным историческим периодом развития общества заключен основной внутренний регулятор адаптации в изменяющихся социальных, культурных, предметно-технологических и природных условиях.
    Цель курсовой работызаключается в том, чтобы изучить поведение личности как субъекта адаптации при взаимодействии с окружающей средой.
    Объект − процесс адаптации индивида.
    Предмет изменяющаяся окружающая среда.
    В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
    1. Обобщить представления об адаптации как уникальной форме взаимодействия человека с изменяющейся окружающей средой.
    2. Раскрыть содержание понятия «среда».
    3. Выявить стратегию социальной адаптации, обеспечивающую жизнеспособность в изменяющихся условиях существования.
    1. Социальная адаптация как механизм социализации личности
    Понятие “адаптация” (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания − биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.
    В литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова.
    В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [2, с.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.
    Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.
    Особенности изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек [4].
    При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.
    Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
    В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.
    Социальная адаптация – это:
    – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
    – результат этого процесса [3].
    Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
    · адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
    · адекватная система отношений и общения с окружающими;
    · способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
    · изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [12].
    Содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
    В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
    Адаптация социальная – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей).
    А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации – перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение [8, с. 341].
    Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. [4, с. 22].
    Социальная деятельность – ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:
    – нужда индивида,
    – потребности,
    – мотивы принятия решения,
    – реализация и подведение итогов,
    – её оценка.
    Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов.

  6. Djonik0034 Ответить

    Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
    Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
    Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
    Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
    Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. 1
    Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
    Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
    В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
    первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
    вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становлениеличностичеловека.
    Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
    В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
    Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
    Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
    Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д.
    Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

    Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
    Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
    Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
    Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
    Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
    В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
    биологическая наследственность;
    физическое окружение;
    культура, социальное окружение;
    групповой опыт;
    индивидуальный опыт.
    Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
    Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения – десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
    Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества – свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.
    Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.
    Социализация – сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться какличность.. 2

  7. IEGRES96 Ответить

    Адаптация средней тяжести характеризуется более медленно протекающей нормализацией эмоционального состояния малыша. Ребенок может в первый месяц перенести заболевание, которое будет длиться до 10 дней и не вызовет никаких осложнений.
    Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением (временами может длиться несколько месяцев). Она может проходить в двух вариациях: либо будут случаться частые рецидивы заболеваний, которые нередко протекают с осложнениями, такими как отиты, бронхиты и т.п., либо будут наблюдаться стойкие нарушения поведенческих реакций, граничащих с предневрозным состоянием.
    Проведенные исследования обнаружили, что такие малыши в старшем возрасте оказываются на учете в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.
    Если социальная адаптация детей и подростков, протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому первостепенной задачей родителей и воспитателей является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления малыша в дошкольное или школьное заведение. Ведь в дальнейшем трудности адаптации остро станут перед детьми и в пубертатном периоде. С целью облегчения прохождения адаптации и помощи детям, испытывающим трудности в ходе адаптации, сегодня разработана программа социальной адаптации, содержащая в себе объем, формы и порядок осуществления мероприятий, целенаправленных на преодоление сложных жизненных ситуаций подростками.
    Трудность адаптации может быть обусловлена следующими факторами: состоянием здоровья малыша, уровнем его развития, возрастом, обстоятельствами социального и биологического анамнеза, уровнем тренированности адаптационного потенциала. Более тяжело переносится разлука с родителями и изменения в условиях жизни в возрасте от 11 месяцев и до полутора лет. От получения психического стресса в этом возрасте довольно трудно уберечь малыша. В старшем возрастном периоде периодическая разлука с родителями постепенно утрачивает свое стрессовое воздействие.
    К биологическим причинам относят токсикозы и перенесенные заболевания женщиной во время беременности, родовые осложнения, заболевания малыша до трех месяцев жизни. Постоянные болезни детей до прихода в дошкольное заведение также влияют на степень сложности адаптации. Также существенным значением обладают неблагоприятные влияния социальной сферы. Они появляются после рождения крохи и обнаруживаются в не обеспечении малышу правильного режима, соответствующего его возрасту. Несоблюдение режима ведет к быстрой утомляемости малышей, задержке развития психики, торможению процессов формирования навыков и личностных качеств, соответствующих возрасту.
    Адаптационный потенциал не формируется сам по себе. Данная способность требует определенной тренировки, усложняющейся в процессе взросления, но превышающей возможностей конкретного возрастного периода. Формирование этого качества в норме происходит параллельно с социализацией малышей и развитием их психики. Ребенка нужно ставить в условия, при которых ему будет необходимо менять устоявшееся поведение, даже если принято решение не отдавать его в дошкольное заведение.
    Социальный адаптационный процесс в школьной среде также характеризуется своими особенностями. Особенно сложным считается первый год школьного обучения. Это связано с видоизменением места ребенка в системе социальных взаимоотношений, со сменой всего его жизненного уклада, с возрастанием психоэмоциональной нагрузки. Беззаботное времяпровождение в виде игр сменяется учебной деятельностью, которая требует от детей напряженной умственной работы, активизации внимания, концентрации и практически неподвижного положения тела на уроках. Школьные уроки, увлечение детей просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, шахматами, иностранным языком ведут к снижению двигательной активности детей практически в два раза в сравнении с детсадовским периодом. Наряду с этим потребность в движении у них остается высокой.
    Ребенку в школе приходится устанавливать межличностные контакты с одноклассниками и учительским составом, следовать требованиям школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, диктуемые учебной работой. Далеко не все малыши могут быть готовы к этому. Психологи утверждают, что многим первоклассникам-шестилеткам довольно трудно социально адаптироваться. Причиной этого является несформированность личности, которая будет способна подчиняться режиму учреждения, усваивать нормы поведения, выполнять школьные обязанности. Поэтому многие ученые считают, что для адекватной социальной адаптации в школьной сфере, необходимо отдавать детей в школу не раньше, чем они достигнут возраста семи лет. В течение года, который отделяет шестилеток от семилеток, у ребенка вырабатывается произвольная регуляция собственного поведения, ориентировка на социальные предписания и требования.
    Часто дети-первоклассники с собой берут в школу любимые игрушки. Это не стоит запрещать. Нужно лишь объяснить детям, что играть ими можно только лишь на перемене. Ведь малыш, беря с собой игрушку, ощущает себя защищенным.
    Поступление в школу является очень серьезным шагом для детей. Это своеобразный переход от беззаботного и веселого детства к периоду, где главным будет чувство ответственности. Облегчить такой переход помогает процесс адаптации к школьному обучению и обязанностям.
    Итак, социальная адаптация детей и подростков связана, главным образом, с их рождением, когда они окунаются в социум и адаптируются в нем. Следующими важными периодами адаптации являются поступление в дошкольное заведение и учебное учреждение.

    Проблемы социальной адаптации

    Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.
    В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.
    Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.
    Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.
    С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.
    Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.
    Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

    Социальная адаптация инвалидов

    Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.
    Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.
    Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

    Диагностика социальной адаптации

    Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.
    Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.
    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

  8. alex_white.zp Ответить

    Последствия подавляющего воздействия коллективной психики всегда разные, вплоть от банального снижения адаптации (потому — как большая часть собственной психической энергии при негативном отношении со стороны коллективной психики тратится на защиту, самосохранение, вследствие чего психического потенциала на успешную социальную адаптацию может не доставать), вплоть до неврозов (невроз в данном случае может сформироваться в первую очередь из — за повышенной тревожности и заострённости на конфликте с установками коллективной психики), суицидов (суицид в данном случае часто обоснован тотальным чувством вины по отношению к установкам коллективной психики, тотальным чувством чуждости установкам коллективной психике с которой индивид из — за своих особенностей сжиться не может), психозов (психоз в данном случае может быть следствием нежелания человека осознавать конфликт с коллективной психикой, в данном случае человек долго игнорирует конфликт, не обращает на него внимания, пока не наступает момент, когда эмоциональные последствия конфликта сдерживать больше нельзя и вся гамма мощных аффектов сбивает с ног человека, и он погружается в мир разрушительных аффектов).

  9. letum8658 Ответить

    Первичная социализация

    Первичная социализация личности начинается с момента онтогенеза и заканчивается приблизительно после пубертатного возраста. Это самый основной этап становления. Именно в этом возрасте индивид способен принять огромное количество информации, обработать и сделать какие-то приобретенные навыки инстинктивными. То есть, зная с ранних лет, что поступок загрязнения окружающей среды не отвечает нормам поведения в обществе, дошкольник по истечении времени обучения будет выкидывать мусор в урну самостоятельно, даже не задумываясь, что может быть как-то по-другому.

    Вторичная или повторная социализация

    Вторичная социализация личности – это формирование новых навыков и знаний человека, при этом устраняя предыдущие. Индивид пытается разорвать связь с прошлым, приобретая другой, не менее ценный опыт. Это происходит в тот момент, когда человек чувствует надобность изменения жизненных установок. Ресоциализация длится на протяжении всей жизни.

    Перманентная социализация

    Со знанием основ перманентной социализации человек с легкостью адаптируется к любому обществу. Очень редко бывают случаи, когда индивид не пользуется навыками перманентной социализации по причине ее ненадобности. Ведь на протяжении жизни могут поменяться место жительства, город, страна, место работы, соответственно, и круг общения. Именно перманентный процесс поможет человеку быстрее и легче адаптироваться к новым людям, новым правилам, нормам и законам.

    Этапы социализации личности по А.В. Петровскому

  10. Fedek33 Ответить

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
    (лат. adaptare – приспособлять) – процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа) , и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.
    Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
    В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
    1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
    2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
    3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
    4) ассимиляция, т.е.
    полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
    Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.
    Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
    В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.
    Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих – в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.
    Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
    В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
    Вся сложность процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.
    В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
    Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
    С.А. на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.
    Социально-психологическая адаптация – процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.
    Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли . Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм .
    Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст.
    Я.В. Леверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич

  11. htbr Ответить

    а) деструктивная реактивность – рассогласование функций и процессов за счет гипер- и гипо-эффектов физиологических, когнитивных и регуляторных параметров, которые по интенсивности неадекватны ситуации;
    б) стабилизация – устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимально энергетические траты организма;
    в) функциональная регрессия – чрезмерная реактивность отдельных психофизиологических функций и процессов, снижение продуктивности интеллектуальной деятельности, сужение диапазона приспособительных форм поведения;
    г) перестройка структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт;
    3) социальная адаптация, в том числе социально-психологическая,
    4) учебная, профессиональная.
    Попытаемся проанализировать понятие социальной адаптации. Оно содержит в себе значительные возможности активизации человеческого фактора, которые используются пока еще недостаточно эффективно. Нельзя не согласиться с мнением социологов, которые трактуют адаптацию как процесс вхождения субъекта в новую для него социальную среду. Согласование интересов между личностью и средой осуществляется при помощи установления их взаимодействия.
    Социальная адаптация – это категория, «работающая» на различных уровнях социальной общности: от человечества в целом до личности, «рассматривающая» их как самоорганизующиеся социальные системы различного уровня. А коль это так, то мы можем говорить об общем механизме социальной адаптации и о том, что этот процесс является управляемым. Важной стороной такого механизма, его основным элементом является активная трудовая деятельность людей.
    Отдельные ученые связывают социальную адаптацию с процессом и результатом взаимодействия отдельной личности, или группы лиц с кардинально меняющейся социальной средой, в ходе
    которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Но необходимо учитывать желает ли личность, чтобы с ней происходили перемены и в какой степени они подконтрольны ей. Ведь одно дело, когда адаптационные трудности возникают вследствие свободного выбора, например, профессии, места работы, учебного заведения, о котором давно мечтал индивид. И совсем другое дело, когда изменение обстоятельств инициируется другими людьми, например, родителями и может не отвечать потребностям индивида. При этом необходимо выявить какова степень вынужденного и добровольного в процессе социальной адаптации.
    Адаптация – это сложный социально-психологический механизм социализации личности, включающий, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивацион-ной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления и состояния. В настоящее время их изучение имеет большое практическое значение.
    Если говорить о содержании социально-психологической адаптации, то она включает:
    – социальный статус;
    – профессиональное самоопределение;
    – сформированность социально значимых способностей, качеств;
    – положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющий личность статус;
    – характерологические особенности и качества личности;
    – возможность проявления индивидуальности.
    По результату можно выделить: прогрессивный тип и регрессивный.
    По уровню активности личности:
    – активную адаптацию;
    – пассивную (конформную) социальную адаптацию;
    – неадаптивное поведение.
    На наш взгляд, адаптация в социологическом понимании есть приобщение личности к определенным видам деятельности, которые организованы в данной социальной среде. Другими словами, адаптация представляет собой усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды) в которой она находится. В основе такого процесса лежит адаптивная потребность, состоящая из информационной и контактно – экстравертной потребности через поиск и селекцию информации, и установление в социальной системе положительных связей. Задача адаптироваться к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого [2].
    Попытаемся преломить определение социальной адаптации к студентам, поступающим в учебное заведение. Адаптация студента к условиям ВУЗа является одной из наиболее важных и значимых проблем. Успешная адаптация является залогом дальнейшего развития студента как личности и его становления как будущего специалиста.
    Степень адаптации первокурсников определяется множеством факторов: индивидуально-психологическими особенностями личности, деловыми качествами, ценностными ориентациями, состоянием здоровья, социальным окружением, обстановкой в семье.
    Поступление в учебное заведение для каждой личности является новым этапом в жизни. Первый год обучения для студентов является самым сложным. Первокурсники сталкиваются с множеством трудностей. Прежде всего, это сложившийся стереотип, с которым личность приходит в учебное заведение. Процесс адаптации невозможен без изменения старого стереотипа и формирования нового. Еще одна сложность заключается в совершенно новой для них организации учебного процесса, новых формах и методах обучения, объемах учебного материала, который подлежит усвоению, отсутствии навыков организации самостоятельной работы, новых условиях проживания, неумении правильно организовать время [1]. Взаимоотношения в коллективе, который может быть разновозрастным и разным по социальному статусу, тоже осложняют процесс адаптации. При вхождении личности в новый коллектив, она приобретает новый социальный статус студента, который, в свою очередь, требует выработки новых способов поведения.
    Нельзя не учитывать мотивационную сторону поступления индивида в ВУЗ. Например, основным мотивом студента при поступлении в вуз была возможность заниматься в секции картингистов. Однако обязательное условие приема в секцию – хорошая успеваемость, овладение профессиональными навыками, активная общественная деятельность, что в свою очередь и вызвало ответственное отношение к учебе и избранной профессии. В итоге данный студент быстро адаптировался к учебно-
    му заведению. В то же время нет гарантии, что доминирующая роль данной сферы деятельности не изменится с течением времени, так как подросткам свойственно увлекаться и часто менять свои увлечения.
    Далеко не у всех студентов в период адаптации к учебному заведению формируются позитивные учебные мотивы – профессиональные, социальные, познавательные. У многих преобладают внешние мотивы, что отрицательно сказывается на эффективности учебной деятельности: тормозится формирование целостной структуры целей, вследствие чего отсутствует систематическая работа в течение полугодия, самостоятельная постановка учебных целей [3]. В итоге знания усваиваются формально, поверхностно. Для того чтобы процесс адаптации действительно стал успешным, необходимо целенаправленное формирование позитивных учебных мотивов.

  12. Xena85 Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Содержание

    Введение
    1. Место социальной адаптации в процессе социализации личности
    2. Сущность социальной адаптации
    3. Составляющие и направленность социальной адаптации личности
    Заключение
    Список литературы
    Введение

    В социологии как науке важное место уделяется проблеме включения человека в систему социальных связей, складывающуюся в обществе. Такое включение охватывается понятием социализации. Традиционно считается, что термин социализация введен в науку Э.Дюркгеймом, который применил его для того, чтобы обозначить предмет «науки о воспитании» – специального раздела дюркгеймовской социологии и отделить его от предмета собственно науки педагогики. В дальнейшем проблема социализации личности поднималась в трудах таких исследователей, как М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.
    В рамках современных научных исследований социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта.
    Социализация как широкое, многоаспектное понятие охватывает собой сложный и разнонаправленный процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей через усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности.
    При рассмотрении структуры процесса личностной социализации обычно выделяют две его фазы:
    социальную адаптацию;
    интериоризацию.
    Идея социальной адаптации личности затрагивалась в работах ряда видных социологов (Дж. Г. Мид, Т. Парсонс) и психологов (Л.С. Выготский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, Л. Филипс).
    Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
    Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
    Цель данной работы – рассмотреть социальную адаптацию как часть процесса социализации личности.
    1. Место социальной адаптации в процессе социализации личности

    Термин «адаптация» (от лат. – приспособляю) был введен в научный обиход во второй половине XVIII в. X. Аубертом для обозначения повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности (световая и темновая адаптация). В дальнейшем он стал употребляться для обозначения одного из фундаментальных свойств всего живого – способности живых организмов изменять свою физическую и функциональную организацию, а также формы поведения (у животных) в соответствии с особенностями окружающей среды обитания.
    Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Другими словами, социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
    Социальная адаптация прежде всего подразумевает под собой приспособление человека к новым для него условиям жизни и функционирования, к ключевым ролям, нормам поведения и т.д.
    Социальная адаптация может принимать разные формы: индивидуально-личностные, микрогрупповые, макрогрупповые (национально-этнические, институциональные и т.п.) и мегагрупповые (международные, межгосударственные, межнациональные и др.). Поэтому в науке выделяют различные виды социальной адаптации в зависимости от социального субъекта:
    адаптацию личности,
    адаптацию социальных групп (молодежь, безработные, военные, инвалиды и т.д.),
    адаптацию социальных институтов – например, образования, семьи и т.д.
    В последние годы в отечественной науке к вопросам социальной адаптации ученые обращаются очень активно, и причина тому – трансформационные процессы, протекающие в российском обществе и существенно меняющие социальную (социально-экономическую, социально-демографическую, социокультурную и т.п.) среду существования людей. За последние десятилетия заметно выросло число исследований по вопросам социальной адаптации различных групп людей к новым условиям социальной жизнедеятельности, и, прежде всего – к формирующимся рыночным отношениям.
    2. Сущность социальной адаптации

    Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 1960-х годов, при этом сам термин трактовался различными авторами неодинаково. В частности, долгое время в науке адаптация рассматривалась сугубо как биологическое явление, и при разговоре о социальной адаптации нередко осуществлялся перенос свойств и признаков биоадаптации на адаптацию социальную. Однако в последнее время все чаще говорится о том, что сводить социальную адаптацию исключительно к естественно-природным механизмам и функциям некорректно. В частности, М.В. Ромм полагает, что «механическое сведение биологической и социальной адаптации к общему знаменателю означает лишь непродуктивный перенос способов, приемов и закономерностей, характерных для биоадаптации, на высшие уровни адаптивных процессов в обществе».
    В силу особого содержания социальной адаптации в последние годы отечественные ученые заняты поиском адекватного научного определения данного понятия. К настоящему моменту сложилось несколько его трактовок, при этом авторы употребляют термин «социальная адаптация» с различными смысловыми оттенками.
    Так, В.Н. Волков считает, что социальная адаптация – это совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, целостность и смысл.
    Н. Никитиной социальная адаптация рассматривается как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений.
    С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек».
    И.А. Милославова при рассмотрении этого феномена указывает прежде всего на объективно-субъективный характер процесса социальной адаптации (вводит термины приспособление и приспосабливание) и подчеркивает, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни.
    Резюмируя многие трактовки понятия «социальная адаптация», В.Г. Асеев считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения этому явлению, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость социально-адаптационного процесса, в связи, с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения.
    Также подводя итог научным дискуссиям о социальной адаптации, М. Ромм акцентирует внимание на том, что при любой позиции социальная адаптация должна анализироваться как явление, нуждающееся в комплексном рассмотрении.
    социальный адаптация равновесие уровень
    3. Составляющие и направленность социальной адаптации личности

    Для российской научной литературы характерно убеждение, что адаптация личности – это момент или часть процесса социализации (Б.Д. Парыгин, Л.Л. Шпак, И.А. Милославова, Л.М. Растова, Л.К. Синцова и др.), что социальная адаптация реализуется в ходе социализации и что, наконец, именно социализация имеет определяющее влияние на характер, специфические особенности протекания и результативность социальной адаптации человека. Таким образом, социальная адаптация и социализация личности являются тесно взаимосвязанными понятиями.
    С другой стороны, между ними нельзя ставить знак равенства. Как указывает М. Ромм, социализация – это процесс непрерывный (инкретный), идущий с момента рождения до смерти, а социальная адаптация – процесс прерывистый (дискретный), связанный с новыми обстоятельствами жизнедеятельности человека. Прежде чем индивид включается в процесс адаптации к изменившейся социальной ситуации, порождающей новые нормы и ценности, необходимо, чтобы он приобщился к также претерпевающим изменения группам и социальным институтам в процессе социализации. В связи с этим социальная адаптация, по мысли М. Ромма, служит логическим итогом глобального процесса социализации, в то время как социализация представляет собой этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в последующем той или иной социальной роли. Социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде.
    Механизм действия социальной адаптации основан на приведении структуры сознания и поведения, свойственных личности человека, в состояние равновесия с внешней социальной средой. Основой такого равновесия выступает осознание и принятие человеком определенной системы норм, моделей поведения, ролей и т.п.
    Равновесие между отдельными личностями и социумом имеет не статический, а динамический характер, и поиск такого равновесия осуществляется почти постоянно. Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса социальной адаптации является поддержание состояния гомеостаза общества (применительно к обществу гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды социального организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности социума как системы).
    Необходимость в социальной адаптации личности появляется в тех случаях, когда между человеком и окружающей его социальной средой возникают противоречия. Противоречия обычно появляются из-за произошедших изменений в социальной среде, негативно или позитивно влияющих на жизнедеятельность личности, или из-за сдвигов во внутреннем мире и сознании человека.
    С точки зрения содержания, процесс адаптации может быть проанализирован по двум направлениям. С одной стороны, можно говорить об адаптации как психологическом процессе, а с другой – как о процессе образовательном. В первом случае в процессе адаптации происходит включение человека в социальный коллектив как полноправного члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей, усвоения ценностных установок, моделей поведения, норм общежития данного коллектива. Во втором случае в ходе адаптации происходит приобретение человеком дополнительных знаний и умений, овладение им соответствующими операциями и приспособление к новым условиям жизни в конкретной структуре социума.
    Социальная адаптация как процесс проходит несколько стадий.
    На начальной стадии субъект информирован о правилах поведения в социальной среде, но не признает эти правила, придерживаясь других ценностных норм. На этом этапе происходит познание человеком окружающей среды и ее трансформаций.
    На второй стадии человек как субъект социальных отношений и социальная среда находятся в состоянии взаимной терпимости.
    На стадии аккомодации происходит признание субъектом основных ценностей социальной среды при сохранении признания ценностей некоторых социальных сфер.
    Последняя стадия – стадия ассимиляции. Она завершает установление полного соответствия ценностных систем среды и личности.
    Ларионова С.А. выделяет несколько наличных (достигнутых) уровней социальной адаптации:
    «эффективная адаптация» – характеризуется высокой степенью адаптированности;
    «неполная адаптация», «неустойчивая адаптация» – характеризуемтся снижением степени адаптированности в определенных социальных ситуациях;
    «дезадаптация» – это нарушение социальной адаптации.
    Социальная адаптация может идти двумя основными путями:
    через преобразование внешней для личности среды;
    через преобразование его внутренней среды.
    Нередко выбор пути социальной адаптации зависит от субъективных качеств личности. Так, напористые, уверенные в себе, сильные личности склонны проходит социальную адаптацию через преобразование и подчинение внешней среды своим запросам и потребностям. Они выбирают преобразующий тип социальной деятельности и играют активную роль в процессе социальной адаптации.
    С другой стороны, нередко бывает так, что человек оказывается вынужденным подчиниться изменениями в социальной среде и принять их. В этом случае процесс адаптации обычно направляется вовнутрь, нацеливается на преобразование внутреннего мира (ценностей, установок, норм и т.п.) личности. В этом случае социальная адаптация принимает форму самоадаптации.
    Психологи и специалисты по социологии обычно рассматривают адаптацию с двояко – как процесс и как результат. Как процесс, адаптация представляет собой последовательность стадий вхождения человека в социальный коллектив, а как результат – итоговое состояние человека, включившегося в жизнедеятельность социального организма. Социальная адаптация как результат выражается в состоянии адаптированности человека к новым факторам социальной среды. Замечено, что чем активнее сам человек регулирует процесс взаимодействия с социальной средой, тем проще проходит адаптация и тем выраженные оказываются признаки адаптированности личности. Однако не всегда успешность социальной адаптации зависит только от человека, нередко огромное влияние имеет и сама социальная среда, в частности то, насколько она подвижна и подвержена изменениям.
    Показателями высокой социальной адаптации человека в обществе служат:
    высокий социальный статус индивида в новой для него социальной среде;
    его психическая удовлетворенность новыми условиями социального бытия.
    Свидетельством низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную группу, обычно – с более низким социальным статусом; аномия, отклоняющееся (девиантное) поведение.
    Заключение

    Итак, одним из важнейших элементов процесса социализации личности в обществе является социальная адаптация. Как было показано в работе, этот термин неоднозначный и по-разному трактуется разными учеными. В целом социальной адаптацией называют интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
    Как было выявлено в работе, процесс социальной адаптации носит объективно-субъективный, благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни.
    Социальная адаптация личности в обществе может быть полной (эффективной), неполной (частичной) или может возникать явление социальной дезадаптации. Показателями высокой социальной адаптации человека в обществе служат высокий социальный статус индивида в новой для него социальной среде; его психическая удовлетворенность новыми условиями социального бытия.
    Список литературы

    1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001.
    2. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. М., 1970.
    3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.
    4. Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2001.
    5. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. М., 1994.
    6. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография/ С.А. Ларионова. Белгород, 2002.
    7. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. Л., 1979.
    8. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопросы теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). Вып. 3. М., 1980.
    9. Николаенко Е.В. Социальная психология. Часть 2: Программа курса и методические указания для студентов 2 курса дневного отделения специальности «Психология»/ Е.В. Николаенко. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2005.
    10. Никонов А.В. Социальная адаптация в условиях аномии общества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.философ.н. Волгоград, 1998.
    11. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. Автореф. монографии. Новосибирск, 2004.
    12. Свеницкий А.А. Понятие о производственной адаптации личности // Организационная психология. Хрестоматия. Спб., 2001.
    13. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
    14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
    15. Шибутани Т. Социальная психология: монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
    Размещено на Allbest.ru

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *