Как называется стилистическая фигура заключающаяся в резком?

14 ответов на вопрос “Как называется стилистическая фигура заключающаяся в резком?”

  1. Mamka_Admina Ответить

    АнтанакласисСтилистическая фигура, повторение того же слова в другом смысле (напр., «этот человек не человек») 12 букв
    Гипербола(риторика) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит» 9 букв
    ГипербатонСтилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов и в разделении переставленных слов вставными словами 10 букв
    АллюзияСтилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи 7 букв
    АнтиметаболаСтилистическая фигура, где во второй части высказывания употребляются те же слова, но в других грамматических формах: «мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть» 12 букв
    АнтитезаСтилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом 8 букв
    СимплокаСтилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины, например, «Во поле берёза стояла / Во поле кудрявая стояла» 8 букв
    ГистерологияСтилистическая ошибка, когда последующее действие ставится после предыдущего («он вошел и открыл дверь») 12 букв
    КатахрезаТроп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями 9 букв
    ЗвездаФигура 6 букв

  2. Dagdalis Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
    На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.— И за дело!— Выжига какая-нибудь.— Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.— Тем промышляют, почтенный, тем промышляют…Но в ту минуту, как он стоял у перил и все еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он взял и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к (1)________, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на (2)_________ так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и (3)_____________ забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все… Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его… Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

  3. Aralhala Ответить

    Опубликовано 29.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
    >> < <
    РУСКИИЙ ЯЗЫК. СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ.
    10. Какое утверждение неверное?
    а) Историзмы — слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы и понятия.
    б) Неологизмы — слова, служащие для обозначения нового явления в жизни человека.
    в) Термины — слова, используемые узким кругом лиц, объединённых общностью интересов, занятий и т. д.
    г) Диалектизмы — слова, сфера употребления которых ограничена определённой территорией.
    12. В каком варианте ответа неверно указано лексическое значение фразеологизма?
    а) Злоба дня — то, что особенно интересно и важно в данный момент.
    б) Шито белыми нитками — что-то неискусно скрыто.
    в) Кануть в лету — бесследно исчезнуть.
    г) Земля обетованная — сильно заселённое место.
    13. В каком ряду содержится лишний фразеологизм?
    а) во весь дух, что есть мочи, сломя голову, во всю прыть
    б) на край света, на все четыре стороны, галопом по европам, за тридевять земель
    в) считать ворон, бить баклуши, лежать на боку, валять дурака
    г) раз-два, и обчёлся, с гулькин нос, кот наплакал, по пальцам пересчитать
    15. Как называется выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н. Некрасов)?
    а) метонимия
    б) гипербола
    в) литота
    г) антитеза
    16. Как называется троп, приписывающий свойства и признаки одушевлённых предметов неодушевлённым: Локомотив свистит, шипит, пыхтит, сопит… (А. Чехов)?
    а) метафора
    б) метонимия
    в) олицетворение
    г) гипербола
    17. Как называется стилистическая фигура, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом?
    Ты богат, я очень беден;
    Ты прозаик, я поэт;
    Ты румян, как маков цвет,
    Я, как смерть, и тощ и бледен.
    (А. Пушкин)
    а) антитеза
    б) оксюморон
    в) перифраз
    г) каламбур
    18. Укажите троп, который использован А. Блоком в данном фрагменте.
    Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    а) перифраза
    б) гиперфраза
    в) эпитет
    г) синекдоха

  4. Mavenis Ответить

    Художественные средства выразительности
    1.АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква) , повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха:
    “Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой” (А. С. Пушкин) .
    2.АНАФОРА, или ЕДИНОНАЧАТИЕ, — распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.) : Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид.. .(А. Пушкин)
    3.АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    4 ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:
    «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин)
    5.МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) , которое таким образом его замещает:
    «Ты пьешь волшебный яд желаний» (А. Пушкин)
    6.МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета (явления) вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними:
    «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! » (И. А. Крылов) ;
    7.ОКСЮМОРОН – (греч. oxymoron, буквально – остроумно-глупое) , стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое, например “грустная радость”.
    8.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных: ручей напевал весеннюю песню.
    9.СИНЕКДОХА – выявление целого (большего) через его часть (меньшее) . Существенным отличием синекдохи является количественный признак соотношения того, с чего переносят наименование, и того, на что переносят:
    «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? » (Н. В. Гоголь)
    — здесь совмещены значения «человек с бородой» , «бородач» («мужик» ) и «борода» ;
    10.ЭПИТЕТ – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету:
    золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

  5. DK_Pon4ik Ответить

    Программные статьи «эстетической критики» были написаны
    (*ответ*) А. Дружининым
    В. Боткиным
    П. Анненковым
    Ап.А. Григорьевым
    Произведение Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по своему жанру
    (*ответ*) поэма-эпопея
    очерк
    повесть
    стихотворение
    роман в стихах
    Произведение Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по своему жанру является _.
    (*ответ*) поэмой-эпопеей
    Произведениями А.А. Фета являются
    (*ответ*) «Шепот, робкое дыханье…»
    (*ответ*) «Это утро, радость эта…»
    «Цицерон»
    «Silentium»
    Произведениями Н.А. Некрасова являются
    (*ответ*) «Кому на Руси жить хорошо»
    (*ответ*) «Мороз, красный Нос»
    «Цицерон»
    «Silentium»
    Произведениями Ф.И. Тютчева являются
    (*ответ*) «Цицерон»
    (*ответ*) «Silentium»
    «Кому на Руси жить хорошо»
    «Мороз, красный Нос»
    Разновидность метафоры; уподобление неодушевленных предметов, явлений природы живому существу, называется
    (*ответ*) олицетворением
    антитезой
    эпитетом
    метонимией
    Разновидность метафоры; уподобление неодушевленных предметов, явлений природы живому существу, называется _
    (*ответ*) олицетворением
    С биографией Н. А. Некрасова не связан тот факт, что
    (*ответ*) Из-за разлада родителей и ранней смерти матери детские годы провел в имении бабушки Тарханы
    Вопреки воле отца, предлагавшего для сына военную карьеру, поступил на филологический факультет Петербургского университета
    С 1847 года – главный редактор журнала “Современник”
    В соавторстве с гражданской женой, А.Панаевой, написал социально-авантюрные романы “Три стороны света”, “Мертвое озеро”
    Сборник стихотворений Фета, вышедший после длительного перерыва в 1883 г. и в течение последующих лет продолжившийся еще четырьмя сборниками под тем же названием, последний из которых увидел свет уже после смерти поэта, назывался
    (*ответ*) «Вечерние огни»
    «Поэт-музыкант»
    «Мечты и звуки»
    «Рыцарь на час»
    Совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» русский писатель
    (*ответ*) И.А.Гончаров
    А.С.Грибоедов
    Ф.И.Тютчев
    И.С.Тургенев
    Н.С.Лесков
    Способность выражать и художественно воплощать общенародные интересы, взгляды, пристрастия, настроения, воспроизводить народную психологию, оценивать события с точки зрения народа; писать о народе, для народа и с позиции народа, называется _
    (*ответ*) народность
    Средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности называется _
    (*ответ*) портрет
    Средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему, называется _
    (*ответ*) эпитетом
    Статью “Что такое обломовщина” написал
    (*ответ*) Н.А. Добролюбов
    Д.И. Писарев
    Н.Г. Чернышевский
    В.Г. Белинский
    Стилистическая фигура (оборот), основанная на резком противопоставлении понятий, образов, картин и т.д., называется
    (*ответ*) антитезой
    метафорой
    эпитетом
    олицетворением

  6. Ragecrusher Ответить

    ИЗОКОЛОН Стилистическая фигура, заключающаяся в полном синтаксическом параллелизме соседних предложений («Внимает он привычным ухом свист, Марает он единым духом лист»).
    ИНВЕРСИЯ Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение (см. гипербатон и хиазм.
    ИРОНИЯ Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.
    КАТАХРЕЗА Семантически неоправданное сочетание слов, ошибочное или намеренное, («каленой метлой» как объединение двух выражений: «каленым железом» и «новая метла»).
    ЛИТОТА Троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).
    МЕТАФОРА Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).
    МЕТОНИМИЯ Замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала», или «съесть тарелку» вместо «съесть содержимое тарелки»).
    МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) Такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал»).
    ОКСЮМОРОН (оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов («живой труп», «жар холодных числ»).
    ПАРАЛЛЕЛИЗМ Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут»).
    ПАРОНОМАЗИЯ (парономасия) Стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов («Леса — лысы, Леса обезлосели, Леса обезлисели», «он не глух, а глуп»).
    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»).
    ПЛЕОНАЗМ Стилистический прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву»
    СИМПЛОКА Фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла», «И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу»).
    СИНЕКДОХА Вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал», «очаг» вместо «дом», «инструмент» — для обозначения конкретного топора, молотка и т. п.).
    СОЛЕЦИЗМ Неправильный языковой оборот, не нарушающий смысла высказывания («Сколько время?»).
    ХИАЗМ Вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).
    ЭКЛЕКТИЗМ Механическое соединение разнородных, часто противоположных стилевых элементов («Хорошо сказано, добавить нечего»).
    ЭЛЛИПС Пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации («Не тут-то [было]. Море не горит»).
    ЭПИТЕТ Украшение, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
    ЭПИФОРА Противоположна анафоре: повторение конечных частей смежных отрезков речи. Вид эпифоры — рифма («Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!»).
    ЭВФЕМИЗМ Смягчение (словечки типа “блин” вместо “бл%дь”).

  7. Спиридон Ответить

    Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.
    Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире – тесно связанные друг с другом.
    У К.М. Симонова в одном из стихотворений читаем: «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко». В первом и втором случаях слово зал означает людей, в третьем – «помещение». Следовательно, здесь название помещения используется для названия тех, кто в нем находится. Примерами метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод, колхоз для обозначения людей.
    Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».
    Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»; «переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж волнуется», «Варшава приняла решение» и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина – украинский народ.
    Синекдоха – троп, сущность которого заключается в том, что называется часть всего целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое – вместо части, множественное число – вместо единственного.
    Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М. А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:
    Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.
    Хорошее имя Иван!
    Сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»).
    Так, А; В. Луначарский, выступая на I Всесоюзном съезде учителей, говорил об органической связи всех ступеней образования, о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:
    Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.
    В данном примере наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).
    Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется другим. С помощью сравнения говорящий выделят, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Все это приводит к лучшему усвоению и запоминаю сказанного, что очень важно для слушающего. Когда читается книга, статья, то непонятное место можно перечитать, вернуться к нему еще раз. Когда же слушается выступление, то, как правило, только после его окончания можно попросить пояснить то, что оказалось непонятным.
    Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения – в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют. П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде» пишет:
    Чем больше различия в предметах сравнений, тем неожиданнее черты сходства, тем лучше сравнение.
    Оригинально, например, показал роль факторов в науке И. П. Павлов, обращаясь к молодым ученым:
    Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты.
    Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух.
    Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» – пустые потуги.
    Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не остаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
    Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые .штампы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: «храбрый как лев»; «трусливый как заяц»; «отражались как в зеркале»; «проходят красной нитью» и др.
    Эпитеты – художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А. Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:
    Ярко красочный изумруд, тогустой, почти темный, прорезанный трещинами, тосверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии;ярко-золотистый «хризолит» Урала, тотпрекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница, и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии. Целая гамма тонов связываетслабо зеленоватые илисиневатые бериллы сгустозелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных» (подчеркнуто нами. – Авт.).
    Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, исторического деятеля, писателя, поэта.
    Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности. Полезным в этом отношении может оказаться совет А. П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:
    …читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу.
    Законченной и общепринятой теории эпитета пока не существует. Нет и единого понимания содержания термина эпитет. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов:общеязыковые(постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег);народнопоэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, чистое поле, серый волк);индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А. П. Чехов), голубая радость (А. Куприн), чурбанное равнодушие (Д. Писарев).
    Большую помощь в подборе свежих эпитетов и удачном их использовании может оказать «Словарь эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича, Е. П. Хабло. Для наглядности приведем материалы из словарной статьи к слову авторитет, опуская приведенные там примеры употребления эпитетов в художественных произведениях.
    Авторитет. При положительной оценке. Безграничный, большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исключительный, незыблемый, непоколебимый, неограниченный, неопровержимый, неоспоримый, непогрешимый, непреклонный, непререкаемый, общепризнанный, огромный, оправданный, признанный, прочный, святой (устар.), солидный, устойчивый, хороший.
    При отрицательной оценке. Грошовый (разг.), дешевый (разг.), дутый (разг.), липовый (простореч.), невысокий, неоправданный, подмоченный (разг.), подорванный, пошатнувшийся, сомнительный, шаткий.
    Редкие эпитеты. Голый, докторальный, огненный.
    Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют такжеприемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры:антитеза, инверсия, повтор и др.
    Начиная с античных времен, ораторы вводили в свою речь эти фигуры. Например, Марк Туллий Цицерон произнес несколько речей против Луция Сергия Катилины, патриция по происхождению, возглавившего заговор для насильственного захвата власти. Обращаясь к квиритам (так в Древнем Риме официально назывались полноправные римские граждане), Цицерон сказал:
    …На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь – доблесть, там – преступление; здесь – непоколебимость, там – неистовство; здесь – честное имя, там – позор; здесь – сдержанность, там – распущенность; словом, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадежностью.
    В речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь – наглость, стыдливость – разврат, верность – обман, доблесть – преступление, непоколебимость – неистовство, честное имя – позор, сдержанность –распущенность и т. п. Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие представления о названных предметах и событиях. Такой прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, называетсяантитезой. Как говорил П. Сергеич:
    …главные достоинства этой фигуры заключаются в том, что обе части антитезы взаимно освещают одна другую; мысль выигрывает в силе; при этом мысль выражается в сжатой форме, и это также увеличивает ее выразительность.
    Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища»; «Велик телом, да мал делом», «Труд всегда дает, а лень только берет»; «На голове густо, да в голове пусто». Для сравнения двух явлений в пословицах используют антонимы – слова с противоположным значением: мужественный – малодушный, велик – мал, труд – лень, густо – пусто. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических, поэтических произведений. Антитеза – действенное средство речевой выразительности и в публичной речи.
    Ценное средство выразительности в выступлении –инверсия,т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в действительность, а в действительность, постоянно развивающуюся, в действительность, вечно новую и необычную.
    Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.
    Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания.
    Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, какповторы. Формы повтора бывают самые разнообразные. Начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называетсяанафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие. Вот как этот прием использовал Л. И. Леонов в докладе, посвященном 150-летию со дня рождения А. С. Грибоедова:
    Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации, Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою…
    Писатель трижды повторил сочетание есть книги в одинаковых синтаксических конструкциях и тем самым подготовил слушателей к мысли, что произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в сердцах русских людей.
    Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Повторяясь, они выполняют экспрессивную функцию. Вот отрывок из лекции А. Е. Ферсмана «Камень в культуре будущего». Неоднократно повторяя вопросительную частицу разве, ученый усиливает интонационный колорит речи, создает особый эмоциональный настрой:
    И когда мы попытаемся так охарактеризовать грядущее техники, то невольно угадываешь ту роль, которую сыграет в нем наш драгоценный камень.
    Разве он не отвечает больше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо тверже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?
    …Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения?
    Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышает далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?
    Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них.
    В устной речи повторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Подобная стилистическая фигура называется эпифорой. Приведем примерэпифоры из статьи В. Г. Белинского.
    Для таких поэтов всего невыгоднее являться в переходные эпохи развития обществ; но истинная гибель их таланта заключается в ложном убеждении, что для поэта довольно чувства… Это особенно вредно для поэтов нашего времени: теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант… Наука, живая, современная наука, сделалась теперь пестуном искусства, и без нее – немощно вдохновение, бессилен талант!..
    В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.
    Один из таких приемов –вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины.
    Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход – один из наиболее доступных ораторских приемов. Доказательством этого служит лекция «Холодный свет», прочитанная крупнейшим мастером популяризации научных знаний С. И. Вавиловым:
    Возникает вопрос, а почему же спиртовое пламя, в которое введена столовая соль, светится ярким желтым светом, несмотря на то, что его температура почти такая же, как температура спички? Причина в том, что пламя не абсолютно черное для любых цветов. Только желтый цвет поглощается им в большей степени, поэтому лишь в этой желтой части спектра спиртовое пламя и ведет себя как теплый излучатель со свойствами черного тела.
    Как объясняет новая физика удивительные свойства «холодного света»? Громадные успехи, полученные наукой в понимании строения атомов и молекул, а также о природе света, дали возмож-ностьхотя бы в общих чертах понять и объяснить люминесценцию.
    Как объясняется, наконец, тушение «холодного света», которое мы видим на опыте? Причины в различных случаях существенно различные…
    Действенность этого приема особенно ощутима, если соответствующую часть выступления произнести без вопросительных предложений.
    Вопросно-ответный ход используется не только для придания речи выразительности и эмоциональности, но и применяется как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему.
    Оживляют лекцию и предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он или соглашается или спорит. Эти реплики также вносят в монолог элементы диалога. Так, известный русский историк В. О. Ключевский в лекции «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица» дважды использовал этот прием. Процитируем данные места его лекции:
    Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показаться себе самим и • другим даже лучше, чем мы на самом деле. Вы скажете: это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить ваше внимание на два очень симпатичных побуждения.
    А посмотрите, как она (боярыня Федосья Прокофьевна Морозова), оставшись молодой вдовой, в «смирном образе», по-нашему в трауре, выезжала из дома: ее сажали в дорогую карету, украшенную серебром и мозаикой, в шесть или двенадцать лошадей, с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек со сто, а при особенно торжественном поезде с двести и с триста, оберегая честь и здоровье своей государыни-матушки. Царица ассирийская, да и только, скажете вы, – раба суеверного и тщеславного пышного века. Хорошо.
    В отрывках В. О. Ключевский мнение аудитории выделяет словами вы скажете, а затем формулирует свое отношение к этому: Так, совершенно так. Хорошо.
    Приемы диалогизации монолога, характерные для ораторской речи, получили распространение в публицистике, художественной литературе.
    Проанализируем с этой целью отрывок из статьи А. Аграновского «С чего начинается качество»:
    Плохо, когда автор не предвидит вопросов, которые возникают у читателей… Я, например, знаю наперед один вопрос, который уже застрял в головах у теперешних моих читателей, которые практику газетной работы знают не хуже меня. Вопрос такой: а сколько же времени ты потратил, уважаемый автор, на эту самую статью о качестве?
    Надо отвечать, поскольку в заметках, обращенных к собратьям по перу, тон возможен только один, деловой и откровенный. Так вот, писал я пять дней и материал собирал десять дней. Всего, выходит, больше двух недель. А это еще, учтите, без выездов из Москвы. А, скажем, статья «Техника без опасности» (о новых тракторах, охране труда и прочем) потребовала у меня трех командировок: в Белоруссию, на Кубань и на Украину. Готов согласиться с теми, кто скажет, что это «непозволительная роскошь».
    И все равно остаюсь в убеждении, что проблемную публицистическую статью надо писать всерьез.
    Да, я знаю, заедает текучка, и надо «гнать строки», выдавать в номер заметки, репортажи, зарисовки – все так: я эту школу прошел…
    Во всяком случае,количество и в нашем деле не должно вредить качеству, не так ли?
    Журналист от лица читателей задает себе вопрос (сколько же времени ты потратил, уважаемый автор, на эту самую статью о качестве?) и отвечает на него.
    Далее идет предполагаемая реплика читателей (это «непозволительная роскошь») и ответ журналиста (готов согласиться… и все равно остаюсь в убеждении). Последующий текст (Да, я знаю, заедает текучка, и надо «гнать строки»… все так…) вмещает в себя и сомнение читателей, и мнение самого автора. Абзац заканчивается вопросом, адресованным уже читателям (не так ли?). В целом стиль статьи приобретает черты разговорности, непринужденности.
    Помимо вопросно-ответного приема нередко применяют так называемый эмоциональный илириторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории – эффективный прием.
    Произнесенный оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое значение имеет риторический вопрос в заключительной части лекции А. Е. Ферсмана «Зеленые камни России»:
    Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной связи между глубокими законами распределения химических элементов в земной коре и распространением в ней ее неживых цветов – драгоценного камня?!
    Слава русского зеленого камня коренится в глубоких законах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зеленого самоцвета.
    Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку.
    Однако не все вопросы, встречающиеся в выступлениях, относятся к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т. е. отграничивать одну часть выступления от другой. В этом случае вопрос соответствует плану изложения и определяет содержание последующей части выступления. Именно так построил одну из своих радиобесед о воспитании А. С. Макаренко, который, по мнению исследователей, умел говорить с родителями и на языке научных понятий, и на языке художественных образов. Рассматривая проблемы родительского авторитета, он с помощью вопросов выделил ряд моментов: «Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?»; «В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет ?»

  8. Мямлик Ответить

    усиление
    укрепление, интенсификация, увеличение, умножение, приумножение, интенсивность, углубление, обострение, усугубление; наращивание, форсирование, активация, устрожение, наращение, эскалация, крепчание, нарастание, подогрев, аугментация, удвоение, утроение, рост, удесятерение, расширение, утраивание, повышение, педалирование, подогревание, предусиление, ужесточение, приращение, прогрессирование, крещендо, кресчендо, удваивание. Ant. ослабление, расшатывание, уменьшение, сокращение
    Словарь русских синонимов.
    усиление
    увеличение, нарастание, рост; интенсификация (книжн.)
    / чувства, состояния: углубление, обострение
    // неприятного чувства, состояния: усугубление
    Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011.
    усиление
    сущ.
    1.
    • увеличение
    • умножение
    • приумножение
    2.
    • углубление
    • обострение
    • усугублениеэ
    Поэтические приёмы – Усиление или градация
    При использовании этого выразительного средства автор располагает тезисы, аргументы свои мысли и т. д. по мере увеличения их важности или убедительности. Подобное последовательное изложение позволяет многократно увеличить значимость излагаемой поэтом мысли.
    ГРАДАЦИЯ – ( лат. gradatio – постепенное возвышение) стилистичекская фигура, заключающаяся в последовательном н а г н е т а н и и или, наоборот, о с л а б л е н и и сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительныхсредств художественной речи.
    Различаются два вида градации – климакс (подъём) и антиклимакс (спуск).
    Рассмотрим КЛИМАКС (греч. – лестница) – один из видов градации, стилистическая фигура, предполагающая расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения.
    Общеизвестен древний климакс Цезаря: “Пришёл, увидел, победил! “. Эта фигура очень популярна в русской поэзии.
    Примеры климакса:
    И м ы с л и в голове волнуютя в отваге,
    И р и ф м ы лёгкие навстречу им бегут,
    И п а л ь ц ы просятся к перу, п е р о к бумаге,
    Минута – и с т и х и свободно потекут.
    ( А. С. Пушкин )
    Н е ж а л е ю, н е з о в у, н е п л а ч у ,
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    ( С. Есенин )
    Потрясающим представлен КЛИМАКС как приём строфической композиции стихотворения у Ф. Тютчева:
    В о с т о к б е л е л… Ладья катилась,
    Ветрило весело звучало!
    Как опрокинутое небо,
    Над ними море трепетало.
    В о с т о к а л е л… Она молилась,
    С кудрей откинув покрывало;
    Дышала на устах молитва,
    Во взорах небо ликовало…
    В о с т о к п ы л а л …Она склонилась,
    Блестящая поникла выя
    И по младенческим ланитам
    Струились капли огневые…
    Очень редки случаи совмещения обоих видов градации ( К. и А/к.) в одной строфе.
    В одном четверостишии Б. Пастернака – первые три стиха ( мы называем – строка) содержат ряды восходящей градации (климакс), а последний стих – ряд нисходящей градации (антиклимакс):
    Не волнуйся, не плачь, не труди
    Сил иссякших, и сердца не мучай.
    Ты жива, ты во мне, ты в груди,
    Как опора, как друг и как случай.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *