Как называется восстановление в правах репрессированных граждан?

10 ответов на вопрос “Как называется восстановление в правах репрессированных граждан?”

  1. Zaptahow Ответить

    Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы. Совет Министров СССР должен был внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.
    За годы власти Советов массовым репрессиям по политическим причинам были подвергнуты миллионы человек, причем точное количество пострадавших до сего времени не установлено. Только по сохранившимся документам в период с 1921 по 1953 годы были репрессированы свыше 4 миллионов человек, в том числе около 800 тысяч приговорены к высшей мере наказания. В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937–1938 гг., когда по 58?й статье (“контрреволюционные преступления”) было осуждено 1,3 миллиона человек, из них свыше половины расстреляно.
    Политическим репрессиям подвергались представители всех слоев населения, хотя наиболее тяжелый урон понесли идеологически “ненадежные” классы и социальные прослойки ? крестьянство, интеллигенция, духовенство.
    Процесс реабилитации лиц, незаконно подвергнутых репрессиям, начался после доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева “О культе личности и его последствиях”, сделанного на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года.
    В 1950?1960?х годах были реабилитированы более 500 тысяч человек. Во 2?й половине 1960?х годов процесс реабилитации де?факто был свернут и возобновлен только к 1990?м годам, с подписанием указа президента СССР от 13 августа 1990 года “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920?1950?х годов”.
    После распада СССР для завершения этих процедур при президенте Российской Федерации была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий.
    18 октября 1991 года был принят закон РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий”, который с поправками действует и сегодня. Целью Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение компенсации материального ущерба.
    30 октября 1991 года в России впервые отмечался День памяти жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  2. Bluecrusher Ответить

    Смотреть что такое “РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИИ” в других словарях:

    День памяти жертв политических репрессий — 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали узники мордовских и пермских лагерей. Политзаключенные объявили ее в знак протеста против… … Энциклопедия ньюсмейкеров
    Указ “О восстановлении прав жертв политических репрессий 1920-50 гг.” — Указ О восстановлении прав жертв политических репрессий 1920 50 гг. Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма (постановление не затрагивало лиц, пострадавших во время… … Энциклопедия ньюсмейкеров
    Реабилитация — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация (медицина). Реабилитация (юридическая), от лат. rehabilitate, восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица … Википедия
    РЕАБИЛИТАЦИЯ — (позднелат. rehabilitatio восстановление) восстановление в правах, восстановление репутации невинно пострадавших, совмещаемое с компенсацией понесенных ими материальных убытков и морального ущерба. По российскому праву Р. лица, которое… … Энциклопедический словарь экономики и права
    Репрессии — Запрос «Репрессия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Репрессии (лат. repressio  подавление, угнетение)  наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего… … Википедия
    Политические репрессии в России начались задолго до 37-го года — Этот день должен был бы быть днем всеобщего траура, потому что страна пережила национальную трагедию, отголоски которой ощутимы до сих пор. В мирное время люди лишались жизни или изымались из нее на длительный срок. Нравственные и физические… … Энциклопедия ньюсмейкеров
    Сталинские репрессии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
    Политические репрессии в Советской России — Газетное сообщение о красном терроре в Витебске. Красный террор массовые репрессии, проводившиеся большевиками в ходе Гражданской войны в России как против аристократии, офицерства, буржуазии, священников[1], деятелей оппозиционных партий, лиц… … Википедия
    Массовые репрессии — Запрос «Репрессия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Репрессии (лат. repressio) подавление политических противников в истории разных стран. Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»… … Википедия
    Паннвиц, Гельмут фон — Гельмут фон Паннвиц Д … Википедия

  3. MrRekor Ответить

    ?А.Г. ПЕТРОВ
    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ НЕОБОСНОВАННО РЕПРЕССИРОВАННЫХ ГРАЖДАН В СТРАНАХ СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    К середине 1980-х годов в СССР стал отчетливо проявляться кризис в экономической, социальной, национальной сферах и государственной системе. Это было вызвано тем, что негативные явления, накапливавшиеся десятилетиями, долгое время игнорировались, не находили своевременного решения. Стремясь сохранить целостность СССР, правительство приняло важные законодательные акты, направленные на решение межнациональных проблем. Однако, несмотря на это, парламенты союзных республик приняли декларации о суверенитете, т.е. полной экономической и политической самостоятельности этих республик. Именно в эти годы и в начале 1990-х годов во многих союзных республиках были приняты специальные законы о реабилитации жертв политических репрессий [1].
    Несмотря на единую цель и схожесть многих положений, законодательства о реабилитации жертв политических репрессий государств Прибалтики и стран-членов Содружества независимых государств «бывшего» СССР различались как по объему, так и по содержанию. По мнению исследователей [2], наиболее полное и законченное законодательство о реабилитации граждан было принято в Эстонии, Латвии и Литве. В этих республиках проявился единообразный подход к решению проблемы: сначала постановлением Совета Министров республики были отменены правительственные решения 1940-х годов о выселении на спец-поселения «кулаков и их семей» и конфискации имущества высланных, затем в законодательном порядке все высланные лица без пересмотра дел в индивидуальном порядке были объявлены реабилитированными. После чего правительством были изданы нормативные акты, разрешающие многочисленные вопросы, связанные с правовыми последствиями политической реабилитации, – о восстановлении трудового стажа, о пенсиях, о возвращении конфискованного имущества или его стоимости [3]. В других государствах «бывшего» СССР этот процесс был иным. Правовые акты, касающиеся политических репрессий граждан, не отменялись.
    В законы о реабилитации были введены понятия категорий граждан, которые могли быть реабилитированы. Данные субъекты права явились одним из системных элементов института реабилитации. Однако в законах различных государств круг реабилитируемых лиц определялся по-разному. Так, например, характерной особенностью регламентации вопроса в Прибалтике, Белоруссии, Казахстане [4] явилось расширение круга лиц, на которых распространилось право заявить требование о восстановлении прежнего состояния.
    В категорию реабилитируемых лиц включены все жертвы внесудебных массовых репрессий, в том числе подвергнутые ссылке, высылке, спецпоселению в административном порядке, граждане, незаконно осужденные за политические, государственные преступления и антисоветскую агитацию и пропаганду. Кроме того, в законы этих государств включены граждане, к которым по решению суда были неправомерно применены средства принуждения медицинского характера. Аналогичные положения содержатся в Законе Украинской ССР о реабилитации жертв политических репрессии на Украине, принятом 17 апреля 1991 г. [5].
    Вместе с тем в Декрете Государственного Совета Республики Грузия «О восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям
    в 1921-1924 гг. за участие в национально-освободительной борьбе Грузии» от 25 мая 1992 г. приведен менее подробный перечень реабилитируемых лиц. В этом законе записано: «Считать реабилитированными всех лиц, репрессированных за участие в национально-освободительной борьбе Грузии в 1921-1924 гг.» [6].
    Особый интерес представляет законодательство о реабилитации жертв политических репрессий Республики Молдова, в соответствии с которым признаются невиновными и подлежащими реабилитации следующие категории граждан: противники коллективизации, или так называемые бандиты, и их семьи; лица, обвиненные в сотрудничестве с «оккупационным буржуазно-помещичьим режимом»; осужденные или казненные за уклонение по политическим или религиозным мотивам от службы в рядах Красной (Советской) Армии; граждане Республики Молдова, репрессированные органами советского коммунистического режима за участие во второй мировой войне в рядах румынской армии; лица, осужденные за участие в публичных манифестациях, за провозглашение суверенитета и независимости Республики Молдова.
    По нашему мнению, включение перечисленной категории лиц в законодательство по реабилитации было вызвано сложной политической ситуацией в СССР, которая сложилась в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В эти годы многие союзные республики начали борьбу за суверенитет и независимость, выход из состава СССР. Республика Молдова не была исключением. Поэтому в Законе Республики Молдова «О реабилитации и уравнении в правах граждан Республики Молдова, участвовавших во Второй мировой войне» отмечено: «… Парламент Республики Молдова, стремясь к достижению подлинного гражданского согласия, принимает настоящий Закон …» [7].
    Таким образом, в странах-членах СНГ «бывшего» СССР наблюдается различный подход к определению категории лиц, подлежащих реабилитации. По нашему мнению, одной из причин такого различия являлись финансовое положение государства и отношение правительства этих стран к бывшему Советскому Союзу.
    В законах о реабилитации названных государств большое внимание уделялось категории нереабилитируемых лиц по тем или иным основаниям.
    Весьма обширен перечень граждан, исключенных из числа реабилитируемых в законах о реабилитации таких стран, как Украина, Белоруссия, Молдавия.
    В заявлении Президиума Верховного Совета Литовской Республики от 9 сентября 1991 г. говорится, что ни одно лицо, признанное виновным в участии в преступлениях геноцида евреев и других истреблениях безоружных людей, не может быть реабилитировано. Этот принцип и Закон соблюдались, поэтому было отклонено примерно 500 ходатайств о реабилитации [8].
    В отличие от вышеперечисленных республик в Законе Азербайджанской Республики «Об оправдании жертв политической репрессии» от 15 марта 1996 г. нет ссылки на лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества [9].
    Вместе с тем в ряде законов о реабилитации (Республик Грузия и Армения) отсутствует категория лиц, неподлежащая реабилитации [10]. Таким образом, идея отказа от выделения нереабилитируемых лиц в отдельную статью затрудняла применение данных законодательств, приводила к ошибкам. Все это затрагивало человеческие судьбы и нарушало права человека.
    На практике органы, занимающиеся реабилитацией, столкнулись с трудностями в определении категории нереабилитируемых лиц, что, в свою очередь, приводило к ошибкам в процессе реабилитации политических заключенных. В вышестоящие органы поступало множество жалоб от лиц, которым было отказано в реабилитации. Так, Л.В. Бойцова отмечает, что серьезная проблема возникла в связи с изъятием из числа лиц, подлежащих реабилитации, граждан, совершивших иные
    преступления. В соответствии с Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г., установившим ряд ограничений для субъектов реабилитации, в течение двух лет было отказано в возмещении ущерба 47 тыс. лицам: изменникам Родины, карателям периода Великой Отечественной войны, нацистским преступникам, участникам бандформирований, их пособникам, фальсификаторам уголовных дел, иным преступникам. Президиум Верховного Совета СССР в связи с этим предложил Верховному Совету Эстонии пересмотреть Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии, которым были реабилитированы все жертвы репрессий. На сессии Верховного Совета СССР это требование вызвало возражения депутата из Белоруссии Н.И. Игнатовича, отметившего, что эстонский Закон по времени предшествует союзному законодательству. Позднее Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР от 19 февраля 1990 г. из реабилитационного процесса были исключены граждане, виновные в убийстве, истязании гражданского населения или военнопленных, в шпионаже, диверсии, террористическом акте или разбое. Закон Латвии о реабилитации незаконно репрессированных лиц от 3 августа 1990 г. также сузил круг лиц, имеющих право на восстановление утраченного статуса: он не распространялся на репрессированных, которые в международно-правовом понимании были виновны в преступлениях против мира, человечества, преступлениях геноцида, военных преступлениях и уголовных преступлениях против нонкомба-тантов, а также лиц, виновных в фальсификации уголовных дел. Например, в 1989 г. в Латвии не реабилитировано 70 человек, являющихся пособниками гитлеровцев, совершивших разбои в послевоенные годы [11].
    В результате совершенствования законодательства сузился круг нереаби-литируемых лиц. Как правило, реабилитация не распространялась на репрессированных, которые в международно-правовом понимании были виновны в преступлениях против мира, человечества, преступлениях геноцида, военных и уголовных преступлениях, а также лиц, виновных в фальсификации уголовных дел.
    Как мы видим, в основу мотивов отказа в реабилитации положена идея о том, что льготами и компенсациями, предназначенными для жертв произвола государства, не должны пользоваться те лица, которые либо сами совершали преступления, либо были опорой режима, активно способствовали его укреплению.
    Одним из элементов института реабилитации является сам порядок реабилитации. Например, в Законе Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» [12] указано, что заявления о реабилитации подаются самими репрессированными, а равно любыми лицами или заинтересованными общественными объединениями по месту нахождения органа или должностного лица, принимавшего решение о применении репрессий в судебном порядке – в органы прокуратуры, в административном либо ином порядке – в органы внутренних дел или национальной безопасности.
    Заявитель имеет право обжаловать решения органов прокуратуры об отказе в выдаче справки о реабилитации либо о частичной реабилитации в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
    Таким образом, проведя анализ законодательства по реабилитации стран СНГ, можно сделать вывод, что процедура реабилитации жертв массовых политических репрессий в основном была одинаковой. В зависимости от характера рассматриваемого дела и вида применяемой меры принуждения решение о реабилитации принимали органы внутренних дел, прокуратура и суд. При несогласии с решением окончательное постановление выносил суд. Исходя из этого, мы можем определить общий порядок реабилитации в бывших союзных республиках СССР: дела, по которым граждане были необоснованно осуждены судами, раз-
    решались в судебных заседаниях, установленным законом порядком. Органы внутренних дел выносили решения о реабилитации лиц, к которым применялись ссылка, высылка, спецпоселение. Органы прокуратуры рассматривали заявления о реабилитации в отношении лиц, репрессированных в несудебном порядке по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОПТУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «троек», «двоек». По материалам проверки органы прокуратуры составляли заключения и выдавали справки о реабилитации. На основании этой справки органами социального обеспечения по месту жительства реабилитированного выплачивалась компенсация. Отрицательное заключение с отказом в реабилитации направлялось прокуратурой в суд для решения вопроса о восстановлении прав. Определение суда могло быть опротестовано прокурором или обжаловано в вышестоящем суде.
    В соответствии с принятыми законами началась реабилитация политических заключенных в бывших советских республиках СССР. В Белоруссии было реабилитировано более 220 тыс. человек, в Казахстане на 2002 г. – 305 тыс. человек (по официальным данным за 1921-1953 гг. репрессировано и погибли 2 100 тыс., через лагеря прошли более 1 млн) [13]. Данные по союзным республикам выглядят следующим образом: в РСФСР реабилитировано 534 573 человек, Украинской ССР – 154 754, Узбекской ССР – 11 878, Грузинской ССР – 11 486, Азербайджанской ССР – 5 607, Литовской ССР – 3 910, Молдавской ССР – 7 520, Латвийской ССР – 4 452, Киргизской ССР – 4 870, Таджикской ССР – 3 512, Армянской ССР – 4 029, Туркменской ССР – 6 063 и Эстонской ССР – 3 270 граждан [14].
    Литература и источники
    1. См.: Закон Эстонской ССР «О несудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 19401950-е гг.» от 7 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР.
    1988. № 50. Ст. 754; Постановление Совета Министров Эстонской ССР «О порядке возвращения имущества и возмещения ущерба лицам, пострадавшим в ходе массовых репрессий» от 20 февраля 1989 г. // Там же. 1989. № 10. Ст. 118; Указ Президиума Верховного Совета Эстонской ССР «О реабилитации лиц, репрессированных во внесудебном порядке и безосновательно осужденных» от 19 февраля 1990 г. // Там же. 1990. № 7. Ст. 85; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О внесении изменений и дополнении в Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР от 28.07.89 «О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления» от 8 января 1990 г.; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления» от 28 июля 1989 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской сСр.
    1989. № 7. Ст. 75; Постановление Совета Министров Литовской ССР «Об имущественных и личных неимущественных правах лиц, выселение которых признано незаконным и необоснованным и которые признаны реабилитированными» // Там же. 1989. № 1. Ст. 4; Закон Литовской Республики о восстановлении прав лиц, репрессированных за сопротивление оккупационным режимам // Эхо Литвы.
    1990. 5 мая; Постановление Правительства Литовской Республики «О возмещении материального ущерба лицам, отправленным в годы Второй мировой войны на принудительные работы незаконно выселенным в 1951-1952 гг. из одних местностей Литвы в другие» от 12 августа 1991 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1991. №26. Ст. 704; Постановление Президиума Верховного Совета Литовской Республики «О возвращении политзаключенных, ссыльных, а также членов их семей и обеспечении их квартирами и работой» от 25 сентября 1991 г. // Там же. № 28. Ст. 761; Положение «О порядке возврата имущества или возвращения его стоимости гражданам, выселение которых в административном порядке за пределы Латвийской ССР признано необоснованным» от 5 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1989. № 2. Ст. 45; Закон Латвийской Республики «О реабилитации незаконно репрессированных лиц» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 34. Ст. 591; Положение «О порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20-50-х гг.» от 21 декабря 1990 г. // Сов. Белоруссия. 1990. 28 дек.; Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-50-х гг. в Белорусской ССР» от 6 июня 1991 г. // Сов. Белоруссия. 1991. 2 июля; Закон рСфСр «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1990 г. // Рос. газ. 1991. 24 окт.
    2. Безлепкин Б.Т. Реабилитация необоснованно репрессированных граждан по делам прошлых лет // Советское государство и право. 1990. № 3. С. 80.

  4. Modiwyn Ответить

    Смотреть что такое “РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ” в других словарях:

    РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ — признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально государственных образований, сложившихся до их… … Юридическая энциклопедия
    РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ — по определению Закона РСФСР О реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 1991 г. признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного… … Юридический словарь
    Реабилитация репрессированных народов — означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально государственных образований, сложившихся … Словарь юридических понятий
    Реабилитация репрессированных народов — Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление… … Официальная терминология
    РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ — признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально государственных образований, сложившихся до их… … Энциклопедический словарь экономики и права
    реабилитация репрессированных народов — по определению Закона РСФСР О реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 1991 г. признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного… … Большой юридический словарь
    Реабилитация репрессированых народов — в РФ признание и осуществление права репрессированных народов: на восстановление территориальной целостности, существовавшей до насильственного перекраивания границ; на восстановление национально государственных образований, сложившихся до их… … Финансовый словарь
    РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ РЕАБИЛИТАЦИЯ — РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ … Юридическая энциклопедия
    РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ РЕАБИЛИТАЦИЯ — (см. РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права
    Закон “О реабилитации репрессированных народов” (1991) — Закон О реабилитации репрессированных народов принял 26 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР. В соответствии с законом репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  5. Vobzik Ответить

    Историк Павел Полян в своей работе “Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР” отмечает, что в СССР тотальной депортации (случаи, когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии и т. д.), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь – немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары – лишились при этом и своих национальных автономий.
    В той или иной мере депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, “кулаки” самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи?ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-“дашнаки”, турки, таджики и др.
    Проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти огульным обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки. Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. “О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав”.
    26 апреля 1991 г. Верховным Совета СССР был принят закон “О реабилитации репрессированных народов”, который определил виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права.
    Закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
    Реабилитация также предусматривала возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.
    В развитие закона “О реабилитации репрессированных народов” был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. “О реабилитации казачества”; постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. “О реабилитации российских корейцев”; постановление правительства РФ от 24 января 1992 г. “О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР”; Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 г. “О реабилитации российских финнов” и др.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *