Как назывался учрежденный в 1810 г законосовещательный орган государственной власти?

4 ответов на вопрос “Как назывался учрежденный в 1810 г законосовещательный орган государственной власти?”

  1. Best Play Ответить

    «Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева (см. схему 18, текст). Проект составлен в 1818 г. Предполагалось введение дуалистической монархии. Парламент (Государственный сейм) обладал номинальными полномочиями и состоял из двух палат: Палата земских послов (нижняя) формировалась из представителей местных сеймов, Сенат (верхняя) – назначался императором. Государственный совет продолжал играть роль координатора всех видов власти. В проекте впервые поставлен вопрос о государственном устройстве Империи, оно предполагалось на федералистских началах (несколько губерний объединялись в наместничества с двухпалатными сеймами). Более четко, чем у Сперанского, и в традициях Деклараций прав и свобод человека и гражданина второй половины XVIII в. сформулированы права и свободы подданных – этому посвящена отдельная глава проекта. Проект не был реализован.
    В первой половине XIX в. прошли реформы государственного аппарата (см. схему 16).
    Глава государства. Носил титул Император Всероссийский. В 1797 г. утверждено Учреждение об императорской фамилии, упорядочившее вопросы престолонаследия (только по прямой мужской линии), правового положения и режима имущества императорской семьи и ее членов. Таким образом, принцип завещательного преемства, установленный в 1722 г., вновь заменен принципом единонаследия и первородства.
    Центральный государственный аппарат.В 1810 г. учрежден Государственный совет – высший законосовещательный орган. Члены Государственного совета назначались императором. Совет состоял из четырех департаментов: законов; военных дел; гражданских и духовных дел; государственной экономии. Позднее к ним прибавились департаменты по делам Царства Польского; наук, промышленности и торговли и т.д. В структуре Совета также находились комиссия по составлению законов, через которую Совет осуществлял право законодательной инициативы (до 1826 г.), комиссия прошений. При Государственном совете образовывалась Государственная канцелярия под руководством Государственного секретаря. Для каждого департамента было свое отделение Канцелярии во главе со статс-секретарем. В Канцелярии сосредотачивалась вся оперативная работа. Формально возглавлял Государственный совет император, но чаще всего он делегировал это полномочие одному из высокопоставленных чиновников. Законопроекты обсуждались Государственным советом, по ним формулировалось «мнение», которое затем утверждалось императором или учитывалось им. Первоначально император подчинялся мнению большинства, но с 1842 г. мог утвердить мнение и меньшинства, либо принять свое решение. Была реформирована и система исполнительной власти. Еще при Павле I часть упраздненных Екатериной II коллегий восстанавливалась, но под единоначальным руководством – их возглавили директора или министры. В 1802 г. была введена министерская система управления. Министерство состояло из департаментов, отделений и столов; возглавлялось министром, при котором состояли совет и канцелярия. К министерствам приравнивались главные управления. По должности министры и главноуправляющие были членами Государственного совета. Систему министерств возглавлял Комитет министров, заключения которого получали силу только после утверждения императором. В связи с проведенными реформами был преобразован Правительствующий Сенат (указ 1802 г. «О восстановлении прав Сената»). Он выполнял роль верховного суда и «хранилища законов», отвечавшего за учет и опубликование нормативных актов, мог докладывать императору о несовершенстве действующих законов, осуществлял контроль над местными органами власти. Генерал-прокурор, сохранив свои полномочия, стал совмещать должность с должностью министра юстиции. Большое значение в системе государственного аппарата принимает Собственная Его Императорского Величества канцелярия, преобразованная из Кабинета Его Величества в 1812 г. Вначале она выполняет технические функции, но при Николае I ее роль возрастает, канцелярия разделяется на отделения, их начальники приравниваются к министрам. В 1826 г. комиссия по составлению законов выведена из состава Государственного совета и преобразована во II отделение императорской канцелярии. Постепенно в канцелярию перемещается центр политического руководства, здесь вырабатываются основные политические решения. Таким образом, система исполнительной власти носила дуалистический характер (министры и личная канцелярия императора).
    Местное управление.С введением министерств власть губернаторов уменьшилась, они стали находиться в двойном подчинении – императору (через министерства) и Сенату. В 1837 г. принят Наказ губернаторам, определивший их полномочия, структуру аппарата. Губернское правление состояло из 2-3 советников, они же руководили отделениями, состоявшими из асессоров. При правлении находились: канцелярия, архив, типография, губернский архитектор, землемер. Все чиновники правления назначались Сенатом по представлению соответствующего министра. Должности вице-губернатора и председателя Казенной палаты были разделены. Вице-губернатор назначался императором, председатель Казенной палаты – министром внутренних дел по согласованию с министром финансов. Губернатор имел право собирать чрезвычайный орган – Общее присутствие, состоявшее из губернского правления, Казенной палаты, палат уголовного и гражданского суда, губернского прокурора. Управление уезда также было реформировано в 1837 г. (Положение о земской полиции): нижний земский суд реорганизовывался в земский суд, менялся его состав. Уезд делился на станы, куда губернатором назначались становые приставы. Городское управление находилось так же, как и в уезде, в руках полиции. Павел I отменил Жалованную грамоту городам и соответственно всю систему городского управления. В 1798-1801 гг. в городах учреждаются ратгаузы во главе с президентом – бюрократические исполнительные органы по городским делам при губернаторе. Однако они тоже вскоре были упразднены. В 1821-1846 гг. шла работа по реформе городского управления, в результате была разработана новая модель: городской голова, общая городская дума, распорядительная городская дума, для каждого разряда горожан – отдельная управа. Эти органы были введены в нескольких крупных городах только в начале 1860-х гг. По реформе Киселева право самоуправления получили государственные крестьяне.
    Судебная система. Основывалась на положениях губернской реформы 1775 г. Общее управление судебной системой, личным составом судов стало осуществлять министерство юстиции. В это же ведомство была передана и прокуратура (министр юстиции – генерал-прокурор). С 1808 г. в крупных торговых городах создаются коммерческие суды. Увеличилось вмешательство губернаторов в судебную деятельность: они утверждали решения палат гражданского и уголовного суда, могли приостанавливать судебное разбирательство.
    В XVIII – первой половине XIX в. в результате военно-дипломатической активности Российская империя значительно расширила свою территорию. К России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Курляндия, Белоруссия, Западная Украина, Крым, Польша, Грузия, Финляндия, многие азербайджанские ханства, Казахстан, Бессарабия и т.д. Большинство присоединенных территорий находилось с Россией в отношениях вассалитета, с элементами и протектората, а некоторые имели особый статус. Постепенно шел процесс инкорпорации национальных окраин в состав империи.
    Польша. После трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией (в 1772, 1793 и 1795 гг.) территория Белоруссии и часть Литвы оказались в составе Российской империи. В 1772-1801 гг. там были образованы несколько инкорпорированных губерний. По решению Венского конгресса 1814-1815 гг. Россия получила часть Варшавского герцогства. Эта территория вошла в состав империи под именем Царства Польского. В 1815 г. Царству Польскому была дарована императором Александром I Конституционная хартия, по которой выборный Сейм получал законодательную власть. Император становился наследственным главой Царства, управление от его имени осуществляли наместник, Государственный совет (совещательный орган), Административный совет (министерства). Россия и Царство Польское вели единую внешнюю политику, Царство сохраняло свою армию. Таким образом, Польша оказалась в отношениях унии (польские исследователи считают, что личной унии) с Россией. Однако после Польского восстания 1830-1831 гг. Конституционная хартия в 1832 г. была отменена и заменена Органическим статутом: Сейм упразднялся, а Царство Польское было инкорпорировано в состав империи.
    Финляндия.После войны со Швецией по Фридрихсгамскому мирному договору 1809 г. к России отошли Финляндия и Аландские острова. Будучи частью Швеции, Финляндия не имела собственной государственности. В России она получила статус Великого княжества, российский император одновременно являлся Великим князем Финляндским, был главой исполнительной власти. Органами власти были Сейм (парламент с законодательными функциями), избранный Сеймом Сенат (высший исполнительный и судебный орган) во главе с генерал-губернатором, министр статс-секретарь (официальный посредник между Сенатом и императором). Финляндия сохраняла свою судебную систему, систему права, имела особый таможенный статус. Отношения с Россией строились на основе личной унии.
    Вопросы для контроля
    Вопрос N 1
    Высший законосовещательный орган в России в XIX в.
    Начало формы
    Сенат
    Государственный совет
    Государственная канцелярия
    Комитет министров
    Вопрос N 2

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *