Как называются объемные украшения на стенах церквей в тотьме?

18 ответов на вопрос “Как называются объемные украшения на стенах церквей в тотьме?”

  1. Snatcher Ответить

    Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».

    Тотьма. План города с достопримечательностями


    Краеведческий музей (XIX-XX вв.)
    Церковь Входа Господня в Иерусалим (1774—1794 гг.)
    Дом-музей Ивана Кускова (1765—1823 гг.)
    Церковь Успения (1755; 1800—1808 гг.)
    Спасо-Суморин монастырь (кон. XVIII в. – 1880 г.)
    Гостиница
    Церковь Рождества Христова (1745—1748, 1786—1793 гг.)
    Собор Богоявления (1863—1872 гг.)
    Церковь Троицы в Зеленской слободе (1768—1722, 1780—1788 гг.)
    Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг. – происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в., затем строительный бум постепенно сошел на нет.
    Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в. и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».
    Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.
    Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова). Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций. Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)
    В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.
    С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей. Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта.
    Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.
    Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу. Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)…
    Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим.
    Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.
    Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен.

  2. Фридом Ответить

    Продолжая делиться впечатлениями от недавней поездки по Вологодчине перехожу к ключевому этапу путешествия – городку Тотьма с его уникальной архитектурой.

    Основанный в 1137 году на берегу реки Сухона в 200-х верстах от Вологды город Тотьма, достиг наибольшего расцвета в XVII – XVIII веках и прославился прежде всего своими мореходами, которые внесли ощутимый вклад в освоение “Русской Америки”. Тотемскими купцами была вывезена пятая часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Столь прибыльное занятие позволило местным купцам во второй половине XVIII века выстроить богатые храмы в совершенно избыточном для небольшого города количестве. Напоминающие силуэты парусных кораблей тотемские храмы выполнены преимущественно в стиле барокко, причем настолько своеобразном и уникальном, что была выделена отдельная ветвь провинциального зодчества – “тотемское барокко” с его изюминкой – орнаментальным декором фасадов – картушами, или, как их называли в XVIII веке, «клеймами».
    Поставленные в наиболее выигрышных для обзора точках города эти стройные и нарядные здания превращают Тотьму в настоящую сокровищницу провинциального зодчества XVIII века.

    На приведенном выше фото начала XX века запечатлены расположенные в центральной части города комплексы храмов Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи (слева) и Рождества Христова с отдельностоящей колокольней (справа), причем последняя до наших дней не сохранилась.
    Однако, обо всем по-порядку: Христорождественская церковь построена в два этапа. В 1746 – 1748 годах возведен нижний, теплый храм, освященный в честь Рождества Христова, а в 1786 – 1793 годах – верхний, холодный, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.

    Нижний вытянутый в продольном направлении храм включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью, декор которых сочетает в себе скромные барочные формы с древнерусскими.

    Верхний храм представляет собой высокий двусветный четверик, к которому примыкают пятигранный алтарь с востока и короткая трапезная с крыльцом с запада. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой.

    Вход в верхний храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша.

    Нарастающая вертикальная устремленность храма прослеживается и в рисунке пышных картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами – равнонаправленные звездчатые и смотрящие ввысь над верхними окнами.

    Христорождественский храм после восстановления передан РПЦ и ныне является действующим, мы же перейдем к следующему, наиболее эффектному из местных храмов – Входоиерусалимскому.
    Примечателен он тем, что сооружен целиком в период расцвета тотемского барокко на средства братьев Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки» в 1774—1794 годах.

    Впечатляюще устремленное вверх монументальное здание представляет собой пятиглавый храм в два этажа с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней. Нижний теплый храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, холодный верхний – во имя Николая Чудотворца.

    Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
    Вертикальная устремленность храма наиболее заметна с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.

    Высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.

    Не обойдем вниманием роскошные картуши.

    В советское время в храме располагался винзавод, а колокольня была лишена своего верхнего яруса.

    Ныне в здании расположен музей мореходов, а на колокольне открыта смотровая площадка, с который открывается вид на соседнюю Христорождественскую церковь…

    …и окрестности, панорамы которых в нашем случае не очень удались по причине пасмурной погоды.

    Тем не менее, на вышеприведенном панорамном фото виднеются следующие образцы тотемского барокко: Успенская (слева) и Троицкая (справа).
    К ним-то мы и направимся: церковь Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе выстроена на берегу Сухоны в месте впадения в нее речки Песья Деньга, эффектно возвышаясь над поймой последней.

    Построена на средства купца Черепанова также в два этапа: в 1768—1772 годах была возведена нижняя церковь, а в 1780—1788 годах над ней надстроена верхняя. В нижнем теплом храме было престола: в честь Благовещения и иконы Казанской Божией Матери. В верхнем, холодном – один во имя Животворящей Троицы.

    В архитектурном плане это все та же трехчастная двухэтажная постройка с завершенным пятиглавием двусветным четвериком к которому примыкают пятигранный алтарь и прямоугольная трапезная. Индивидуальной ее особенностью является двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни.

    Первоначальный вид храма с колокольней можно увидеть на архивной фотографии в музее мореходов.

    Оставим доминирующий в западной части вытянутой вдоль Сухоны нынешней панорамы Тотьмы Троицкий храм и проследуем к восточной доминанте – Успенской церкви.

    Успенская церковь была сооружена в 1749—1755 годах, а в 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм, завершить который не удалось: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие.

    Высоченная колокольня особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. В наружном декоре колокольни сочетаются классические детали с местным барочным декором конца XVIII века, тогда как чисто классицитский декор основного объема прост и довольно зауряден.

    Ныне в храме располагается музей церковной старины, а на колокольне, по аналогии с Входоиерусалимской церковью – смотровая площадка.
    Любопытно сравнить один и тот же вид в начале века XX-ого, когда в городе было 17 каменных храмов:

    И в веке нашем, XXI-ом – количество храмов, как нетрудно заметить, существенно поубавилось (до 5-ти штук).

    С колокольни открываются виды на берега Сухоны, в солнечный день скорее всего довольно выразительные – вид на восток.

    И на запад с уже знакомой нам Троицкой церковью.

    А где-то внизу находится пологая полусфера деревянного купола основного объема.

    На этом наша прогулка по Тотьме заканчивается – впереди окрестности!
    P.S. В описательной части использованы материалы из книг:
    1. Д.А. Григоров “Тотьма и ее окрестности”
    2. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов “Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма”
    Спасибо за внимание!

  3. Steelseeker Ответить

    Город Тотьма находится на полпути из Вологды в Великий Устюг и относится к числу ценных с исторической точки зрения городов России и значимым культурным центром Русского Севера. Первое упоминание о посаде Тотьма датируется 1137 годом. Богатство города складывалось из торговли пушниной, солеварением и торговыми путями в Европу через Архангельск и Белое море. Однако, со временем, город утратил свои преимущества. Торговля с Европой переместилась в Петербург, солеварение — на Урал. А Тотьме осталась богатая история и хорошо сохранившаяся историческая застройка колоритного русского провинциального городка. Город сохранил планировку и большое число старинных зданий. В Тотьме находится множество важных исторических памятников, памятников гражданской и церковной архитектуры.
    Тотьма — это родина «русских Колумбов». Именно отсюда были снаряжены 20 экспедиций в Америку. В Тотьме родились И. Кусков, Н. Павлов, А. Титов, С. Черепанов, С. Шергин и другие землепроходцы XVIII века. Для освоения и изучения дальневосточного побережья Тихого океана и Америки использовались в основном галиоты. Один из галиотов, плававших в Аляску, так и назывался — «Тотьма».
    Большой интерес представляет собой архитектура Тотьмы. Большинство городских храмов построены в так называемом стиле «тотемского барокко». Церкви отличаются своей высотой, а их силуэты похожи на корабли. Фасады зданий украшают картуши.
    Из церквей и храмов самыми знаменитыми тотемскими достопримечательностями являются церковь Входа в Иерусалим, церковь Рождества Христова, церковь Успения, церковь Троицы в Зеленской слободе и церковь Воскресения в Варницах Богослужения проводятся только в двух храмах: церкви Рождества Христова и церкви Троицы в Зеленской слободе.
    Интерес также представляют деревянные дома и тротуары (так называемые «мостки»), сохранившиеся в Тотьме. Город также интересен большим числом смотровых площадок, открывающих вид на самые красивые исторические и архитектурные объекты.
    Тотьма — это город, обязательный для осмотра. В нём можно провести целый день. И если вы едете на машине из Вологды в Великий Устюг и не успели что-либо посмотреть, то будет удобно это сделать на обратном пути.
    По числу музеев на душу населения Тотьма занимает второе место в России после Суздаля! Надо учитывать, что по каким-то причинам все музеи закрыты в субботу, а большая их часть еще и в воскресенье. Музей «Открытое хранение фондов» в Спасо-Суморином монастыре — один из самых необычных музеев не только Тотьмы, но и России. В нём выставлено то, что обычно остается в запасниках музеев: множество старинной посуды, прялок, изразцов, мебели и других древних предметов. Расположен в настоятельском и братском корпусах монастыря. А тотемскому краеведческому музею в этом году исполнилось 100 лет!

  4. ))))) Ответить

    Тур в Вологодскую область «Серебряное ожерелье русского Севера» включает в себя обзорную экскурсию по Вологде и посещение двух замечательных городов: Тотьма и Великий Устюг. Из-за ремонта дорог мы попали в жуткую пробку на выезде из Питера, поэтому в Вологду приехали уже поздно. По городу мы прогулялись, но фотографировать в темноте не айс. Ограничусь одной фотографией, сделанной на телефон. Я в Вологде уже была раньше, особо ничего не изменилось:))

    Сегодня мой рассказ будет о городе  Тотьме.  Расстояния между городами в Вологодской области большие. От Вологды до Тотьмы примерно 200 км, чуть больше трёх часов езды на автобусе. Скажете ерунда? Возражу, не ерунда, когда в окне дремучий лес на сотни километров, да и покрытие дороги оставляет желать лучшего. Картинка в окне утомляет. Но зато, как радостно, наконец доехать!
    Тотьма — небольшой городок, но по количеству музеев на душу населения город занимает после Суздаля второе место в России. Тотемское музейное объединение включает в себя главное здание (Краеведческий музей) и 7 филиалов. Около Краеведческого музея мы и сделали остановку, приехав в город.  В наш план не входило посещение музея, но мы пока ждали местного экскурсовода, сунули свой нос в музей:))

    Краеведческий музей расположился  в помещении бывшего духовного училища и имеет три направления: природа, история и культура.

    Не знаю, что там в музее, но железная лестница впечатляет. Что-то подобное я видела в Смоленске в картинной галерее города.

    Печные дверки тоже хороши))

    Нас же ждёт большая обзорная экскурсия по городу. Начали мы её около церкви Входа Господня в Иерусалим. Ветер в тот день был штормовой. Поднимал клубы пыли и гонял по небу тучи, но разве этим испугаешь путешественников. Я когда увидела эту церковь, забыла про всё на свете. Красота — то какая!

    Церковь была возведена в 1794 году, ее строительство продолжалось на протяжении 17 лет. Первоначальные средства на ее постройку были выделены братьями Пановыми, местными жителями, разбогатевшими после освоения неизведанных на тот момент территорий — «Русской Америки». Кстати сказать, очень богатыми людьми.
    Входоиерусалимский храм имеет два этажа. Нижний ( зимний) храм освящен в честь Входа Иисуса Христа с Иерусалим, а верхний (летний) — в честь Николая Чудотворца, защитника путешествующих и странствующих.

    Церковь поражает своей изысканной красотой — подобно белоснежному паруснику она стремится в небеса. Да и своими формами церковь напоминает корабль.

    Храмы в Тотьме построены в особом стиле — в стиле тотемского барокко. Чем же этот стиль отличается от других? Дело в том, что Храмы богато декорированы картушами, своеобразными украшениями в виде щита или свитка, внутри которого изображены кресты, трилистники и другие фигуры.
    Главная отличительная черта тотемских храмов — картуши, или, как их называли местные мастера, клейма. Станислав Зайцев — историк и краевед  описывал их так:
    В отличие от обычных, рисованных или лепных, картуши на тотемских храмах являются частью кладки стены. Они значительно выступают своей плоскостью над её поверхностью и обрамлены лекальным кирпичом. На полях картушей — цветы и раковины, кресты и звезды… Задерживая собой скользящий свет северного солнца, они как бы вписывают храмы в кружево облаков. Они и сами как облака, разные на каждом храме, на каждом фасаде, на каждом ярусе. Сделанные не по штампу, живой рукой мастера, они словно оживают, если смотреть на них поочередно.
    С 1996 года в здании храма открыт музей мореходов. Со смотровой площадки на колокольне открывается вид на город. Сейчас на втором этаже ведутся службы. Если я правильно поняла, то музей скоро переедет.
    Интересно было посмотреть на реставрацию входных ворот в Храм. Особенно на реставрацию луковок. Жаль нам не дали времени зайти и всё рассмотреть поближе. Фотографию сделала из окна автобуса. Как только не приходиться изголяться, чтобы всё успеть:))

    Рядом ещё одна церковь Рождества Христова.

    Вроде город небольшой, народу немного, но обязательно найдутся желающие сфотографироваться на память:)) Из-за больших переездов между городами время рассчитано по минутам. Ждать, когда всё выйдут из кадра, порой нет времени.

    Эта церковь тоже украшена картушами. Здание церкви построено в 1755–1779 годах. К сожалению, история не сохранила имен строителей и заказчиков этого удивительного памятника архитектуры, выполненного в классическом тотемском барокко. Храм — двухэтажный. Нижний этаж освящен в честь Рождества Христова, а верхний, традиционно для тотемских мореплавателей и первооткрывателей, — в честь Святителя Николая. Церковь действующая.

    Тотьма — это город, сохранивший во времени свою первозданную непосредственность .  Мало где сейчас встретишь купеческие дома в оригинальном виде. В Тотьме они есть!
    Дом купцов Григория и Петра Пановых (середина XVIII века, одно из старейших зданий в Тотьме).

    Сейчас в городе идёт активная подготовка к реставрациям многих домов, и даже есть задумка сделать набережную. Неравнодушные люди подготовили несколько программ и выиграли гранты на реставрацию и облагораживание города.
    Здание администрация города Тотьмы, 1957 год.


    Памятный знак «Чёрная лиса» работы мастера  В.Фадеева.
    Милый и забавный памятник: на большом камне сидит черно-бурая алеутская лисичка. Несмотря на то, что животное водится только в Америке, такая же лиса изображена на гербе города Тотьма. В 18 веке тотемские мореходы и купцы прославились добычей алеутской лисы в торговых экспедициях. Именно поэтому Екатерина II, жаловавшая городу герб с символом американского животного, постановила: «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются».

    Бывшая гостиница купца Киренкова, конец XIX века. Гостиница несколько раз перестраивалась и меняла свой облик.

    Выгодное географическое положение обеспечивало процветание Тотьмы. Она стояла на важном торговом пути в Архангельск, единственный наш морской порт в XVI-XVII веках. Ежегодно по Сухоне мимо Тотьмы проходило от 500 до 1000 груженых товаром судов. В городе появились торговые представительства и дома иностранных купцов.
    На каждом шагу дома с лавками прошлых веков. Сейчас во многих из них магазины.


    Что не дом, то история. Только современные вывески, антенны и машины напоминают, что мы в 21 веке. Боевые действия Великой Отечественной войны не дошли до Вологодской области. Здесь был глубокий тыл,  поэтому так хорошо сохранились многие здания и храмы.

    Памятник всем российским землепроходцам и мореходам (2005г.).

    Памятник установлен в самом центре Тотьмы, на главной Торговой площади. На гранитной колонне находится земное полушарие, а на нем ладья в виде двух рук, держащих символ России — двуглавого орла. Парус лодки украшен видами тотемских храмов. Памятник олицетворяет мужество и бесстрашие русских, и, в частности, тотемских путешественников, отправлявшихся в сторону Америки и Тихого океана для покорения новых земель и прославления Российского государства.

    Вдали виднеется плакат. Подходим поближе.

    Переходим через дорогу к ещё одному памятнику. Ленин, пожалуй, самая популярная личность в плане памятников.
    Памятник В. И. Ленину.
    Дата открытия и автор не известны. Находится на территории парка им. Ленина, недалеко от Торговой площади. Ранее на месте памятника находилась церковь Георгия Победоносца, которая была разрушена в середине XX в.

    Когда-то за памятником находился Дом Культуры, который сгорел во время пожара.

    Памятник Ленину в Тотьме можно назвать самым необычным из всех, что я видела. Верхняя часть обыкновенная, а нижняя как-будто не закончена, или Ильич выходит из пены морской:)) Долго я рассматривала сие чудо.

    Идём дальше по улицам города. Домики один краше другого)))

    На домах таблички с описанием, кто дом построил. Дома жилые, или используются для нужд города.


    Была в городе когда-то и крепость. В 1539-1541 годах город был разорен казанскими татарами, после чего на левом берегу реки Сухоны, на самом высоком холме начали строить крепость, под защитой которой возникло поселение. Благодаря ей тотьмичи сумели отразить атаку поляков в Смутное время. В XVIII веке Тотемская крепость была разобрана ввиду ветхости. В советское время стоящая здесь церковь Богоявления Господня (между 1863 и 1872) была перестроена под клуб, а Казанскую церковь в стиле «тотемского барокко» (1764) снесли. На территории городища сохранились крепостные рвы.
    Церковь, перестроенная под клуб.

    Когда-то у входа в клуб толпилась молодёжь)))

    Виды с холма открываются чудесные)))


    Жаль нет зелени.

    Памятный знак «Шестидесятая параллель».
    Памятный знак, отмечающий, что именно в этом месте через город проходит шестидесятая параллель. Тотьма находится точнёхонько в том месте, где эта воображаемая ось пересекается с Сухоной. Географическое подтверждение равноширотности Санкт-Петербургу, Осло и Магадану находится неподалеку от центра Тотьмы.

    Хотела уместить всё в один пост, но решила всё таки разделить. Слишком много всего интересного собрал в себе этот замечательный городок, который обойти можно за несколько часов вдоль и поперёк. Так что хотите, или нет, продолжение следует:))

  5. evil_around Ответить


    Тотьма. Входоиерусалимский храм
    Адрес: Вологодская область, Тотьма, улица Урицкого (Малая Предтеченская), 1
    Строительство: 1774-1791 годы
    Стиль: Тотемское барокко
    Входоиерусалимская церковь является последним, самым значимым и эффектным памятником тотемского барокко в городе. Это монументальное здание впечатляет устремлённостью всех форм вверх и декоративностью оформления. Безупречные пропорции, отсутствие горизонтальных тяг, ярусность завершения делают церковь лёгкой и стройной. Динамичная устремлённость вверх особенно заметна с восточной стороны, откуда храм представляется стройным многомачтовым кораблём с надутыми ветром парусами.
    Входоиерусалимская церковь находится в северо-западной части Тотьмы, которую в старину называли Саблиным концом. Первоначально здесь находился деревянный храм Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, сгоревший в 1743 году. Новую церковь возводили 17 лет (1774-1791) на средства богатых прихожан Григория Алексеевича и Петра Алексеевича Пановых. Второй из них, Пётр Алексеевич (1719-1786) торговал мехами с Камчатки в пределах Российской империи и за границей, был личным поставщиком пушнины графа Орлова и князя Потёмкина.
    Нижний, зимний храм, где ныне находится Музей мореходов, освятили во имя праздника Входа Господня в Иерусалим. Верхняя, двусветная летняя церковь, была посвящена популярному на Русском Севере (в Поморье) Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешественников, паломников и проплывающих по водам. В начале прошлого века богатый иконостас верхнего храма привлекал широкое внимание и вызывал восхищение прихожан.
    Клейма на стенах церкви очень разнообразны и даже вычурны. Именно эти узорочья представляют собой высшую стадию развития барочных картушей в тотемской культовой архитектуре. Всего на стенах Входоиерусалимского храма можно насчитать не менее семи различных по композиции картушей. Пожалуй, признание этой церкви вершиной тотемского барокко полностью оправдано; конкуренцию Входоиерусалимскому храму может составить лишь Троицкий Зашугомский, впечатление от которого снижают отсутствие реставрации и колокольня в ином стиле.
    Входоиерусалимский храм, как видно из церковных документов, не раз подновлялся и не раз переделывался. По описи 1808 года, на колокольне были купол и глава, а по описи 1848 года — уже купол и шпиль. Во время городского пожара (1843) на Входоиерусалимском храме обгорели крыша, купол, одна из глав, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
    В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено. Долгое время в помещениях самого великолепного памятника тотемского стиля находились цех завода по производству алкогольных и безалкогольных напитков. Реставрационные работы, позволившие восстановить облик храма практически в первозданном виде, были произведены в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы; в 1996 году к 300-летию российского флота, в помещениях церкви открылся Музей мореходов. 7 августа 2010 года на звоннице вновь зазвучали колокола, средства на которые были собраны всем миром в рамках акции «Колокольный звон Тотьмы». Самые большие колокола были подарены городу меценатом, потомком тотемской купеческой династии Арсаковых — Владимиром Глазачевым, ныне проживающем в Калининграде (впоследствии он профинансировал также воссоздание звонниц в Спасо-Суморином монастыре и на Успенском храме).
    Музей мореходов и смотровая площадка колокольни продолжают свою работу, хотя сам памятник уже готовится к передаче в пользование Русской православной церкви. Адресация храма встречается даже тройная; однако, по какой бы улице он ни числился — Ленина, Кирова или Урицкого — никаких положительных эмоций наименования этих улиц не вызывают. Выдвигались идеи назвать «кольцо» перед храмом площадью Станислава Зайцева и установить посредине памятник выдающемуся краеведу.
    Входоиерусалимская церковь так и осталась вершиной тотемского барокко. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль у нас не получил. Все остальные храмы были лишь вариациями на тему предыдущих, созданных ранее, без какого-либо продолжения в «украшательстве» стен картушами. Есть версия, что с воцарением императора Павла I — религиозного фанатика и мистика — закончилась эпоха свободного (если можно так выразиться) церковного зодчества. На смену подлинному творчеству народа пришёл строго регламентированный стиль классицизма, а планы и фасады православных храмов стали выходить из кабинетов столичных чиновников-архитекторов и под строгим надзором внедряться в жизнь. Таким образом, можно сказать, что удачное совпадение относительно веротерпимых «женских» императорских правлений в России с наличием богатого купеческого капитала в Тотьме в конечном итоге и привело к созданию местной школы барокко.
    Александр Кузнецов, Алексей Новосёлов: По следам тотемского барокко. Альбом-путеводитель. Вологда, Древности Севера, 2016. Стр. 62-64

  6. ShootingStar Ответить

    Если Троицкий храм доминирует в западной части нынешней панорамы Тотьмы, вытянутой вдоль Сухоны, то в восточной ту же роль играют две стоящие рядом церкви — Воскресенская и Успенская. Первая из них относится к 1744—1749 годам. Это единственный сохранившийся тотемский храм середины XVIII века, который позволяет наглядно представить местный тип культового здания раннего этапа (утрачен лишь завершающий восьмерик с главой) Широкий и приземистый основной четверик в два света имеет сильно пониженный алтарь и короткую трапезную палату типа паперти, равные по высоте его нижнему ярусу.
    Почти ничто не напоминает здесь о будущей устремленности архитектурных форм вверх и эффектной живописности декора. Убранство нижнего яруса Воскресенской церкви еще полностью выдержано в ранних традициях архитектуры местных церквей (пилястры на консолях и рамочные оконные наличники), а более нарядный декор верхнего этажа подражает нарышкинскому барокко (разрезные фронтоны окон, карниз с зубчиками). Лишь тонкие пилястры на углах и между окнами как бы предвосхищают детали памятников конца 1770-х годов.
    Успенская церковь была сооружена сразу же после окончания Воскресенской, в 1749—1755 годах. В 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм. От первоначальной постройки сохранилась только западная стена трапезной палаты с двумя перспективными порталами и небольшая кладовая палатка, расположенная с северной стороны колокольни. По характеру своего архитектурного убранства эти части церкви очень близки Воскресенскому храму, лишь обрамления их окон имеют более вычурные завершения барочного типа.
    Строительство новой Успенской церкви так и не было полностью завершено: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие. Вновь сооруженное здание вместе с высокой колокольней, монументальной и тяжеловесной, было выполнено в духе классицизма. Парадная величавость колокольни особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. Ее крупный четверик в три света несет высокий восьмерик с открытым звоном, увенчанный яйцевидным куполом на очень низком восьмиграннике с люкарнами. Убранство колокольни очень своеобразно. Классические детали в виде рустованных углов, простых карнизов и сильно уплощенных наличников верхних рядов окон четверика контрастируют с вычурным местным барочным декором конца XVIII века его нижней части — парными пилястрами, рамочными наличниками окон, живописными картушами и овалами над ними. Частично сохранился также и перспективный западный портал колокольни. Как уже сказано, ее нижняя часть была сооружена в 1790-х годах.
    По сравнению с колокольней Успенский храм с выступами-ризалитами по сторонам основного объема, завершенными фронтонами, и с пологой полусферой деревянного купола выглядит приземистым и неказистым. Его декор — рустовка стен, плоские выступы по бокам трапезной, прямоугольные «щиты» и полуциркульные ниши над окнами — прост и довольно зауряден.
    Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983.
    Церковь Успения выполнена в духе провинциального классицизма и откровенно проигрывает другим тотемским храмам. Спасает комплекс великолепная колокольня, которая служит доминантой всей восточной части города. Её начали строить рядом со старой Успенской церковью в 1790-е годы, а завершили одновременно с новым скромным храмом. В основе колокольни – мощный четверик в три света, на четверике стоит высокий восьмерик с открытым звоном. Над восьмериком зодчие возвели промежуточный низкий восьмигранник с люкарнами (круглыми окнами) и восьмигранный купол. Нижний ярус четверика украшают типичные тотемские лопатки и прихотливые картуши, выше чувствуется влияние классицизма с его рустованными углами, плоскими наличниками и прямыми карнизами.Успенскую церковь построили в 1749-55 годах. Но в самом начале XIX века её разобрали и начали строить новый двухэтажный храм. Нижнюю церковь завершили к 1808 году, а верхнюю так и не построили.
    Успенская церковь отреставрирована, в ней находится музей церковного искусства, также используется тотемским музеем.
    http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *