Как называются росписи стен в христианских храмах фрески?

10 ответов на вопрос “Как называются росписи стен в христианских храмах фрески?”

  1. Вопрос интимного характера Ответить


    Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме
    ФОТОРЕПОРТАЖ

    Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Сретенского монастыря
    ФОТОРЕПОРТАЖ
    Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
    28 мая в новом храме Сретенского монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.

    Выше страдальцев за веру — только Христос

    Выше страдальцев за веру — только Христос
    Алексей Реутский
    Руками художников Дарьи Шебалиной и Михаила Леонтьев а украшены более пятнадцати храмов по всей России. Но в новом храме Сртенского монастыря нет композиций, которые когда-либо использовались в других храмах, все сделано супругами впервые.

    Строительство нового храма: как это было
    ФИЛЬМ ТК «Россия»

    Строительство нового храма: как это было
    ФИЛЬМ телеканала «Россия»
    О том, как возводился храм, рассказывают строители, архитекторы, дизайнеры, инженеры, художники, иконописцы и многие другие.

    В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
    Академик Игорь Воскресенский

    В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
    Беседа с академиком Игорем Николаевичем Воскресенским
    Иеромонах Игнатий (Шестаков)
    Сохраняя ноту торжественности и скорби, одновременно храм Новомучеников является очень жизнеутверждающим. Внутри это торжество превращается в праздник победы духа, выраженный в красках, форме, убранстве.

    Великое освящение нового храма
    ФОТОРЕПОРТАЖ

    Великое освящение нового храма
    ФОТОРЕПОРТАЖ
    Гурий Балаянц, Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
    Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом, перенесение мощей священномученика Илариона, Божественная литургия.

    «Здесь душа переполняется радостью»

    «Здесь душа переполняется радостью»
    Гости и прихожане Сретенского монастыря – о новом храме обители
    Храм такой благолепный, величественный, светлый, в нем ощущается радость. Когда в него входишь, хочется сказать именно «Христос воскресе!»

    Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку

    Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку
    Десятилетие восстановления единства Русской Православной Церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

    Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции

    Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции
    Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
    В Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение нового храма Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской.

    Освящение нового храма в Сретенском монастыре
    ВИДЕО

    Освящение храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре
    ВИДЕО
    25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре

  2. Warlock Ответить

    В церкви Хора византийский канон церковной росписи предстает в сложившемся виде, таким, каким мы привыкли его видеть в наших церквях. В церкви Хора есть и мозаики и фрески одновременно. К этому времени сложилась общая система церковного богослужения и каноны изображения святых : их облик и четкое расположение на стенах храма. Всё это стало стройной системой, в которой одно дополняло и насыщало другое: евангельский текст, музыкальное и живописное сопровождение и архитектурное обрамление действа.

    На протяжении 8 и 9 веков окончательно оформилась последовательность службы. Сформировалось её звуковое оформление – антифонное хоровое пение, построенное на попеременном звучании двух хоров, двух клиросов с двух сторон храма.
    Из евангельских эпизодов были избраны главные, составившие Додекаэртон – систему двунадесятых праздников.
    “Успение богоматери”.


    Закрепился в качестве основной формы крестово-купольный храм.
    Сложились основные принципы декорации храма: движение по кругу и парность , риторическая антитеза, также, как и в пении. Антитеза заложена в идее симметрии семи христианских добродетелей и грехов, каждому греху противопоставлена добродетель: -сребролюбию – нестяжание, гневу-кротость , гордыне –смирение, , унынию и лени – усердие , чревоугодию –воздержание, блуду – целомудрие, зависти –любовь к ближнему.

    Восточной стене храма с иконостасом и образами святых противопоставлена западная стена, на которой изображали Апокалипсис, Страшный суд и муки грешников.
    Идея круга – важная в храме, верующий попадает словно бы в «круг единомышленников», он не один, он чувствует поддержку. Деисусный чин иконостаса написан так, что Иисус изображен фронтально, Богоматерь и Иоанн Креститель вполоборота, чем дальше, тем больше заметен разворот фигур. Таким образом – иконостас это некая чаша, которая втягивает смотрящего , он оказывается окруженным теми, кто заботится о его душе.

    Круг – это и символ вечного движения, вечной жизни.

    Архангел Гавриил держит прозрачный глобус – символ мирового пространства. Отсюда появилась “держава”. Образ отчасти эллинистический, напоминающий о царе Олимпа и невозможно не вспомнить булгаковский глобус, на котором Маргарите показали весь мир.

    Любопытные аналогии проводит Сергей Аверинцев в своей книге:» Поэтика ранневизантийской литературы» : «…Во главе эллинского Олимпа, как известно, стояли верховные «двенадцать богов»; но число двенадцать в общечеловеческой символике мифа, ритуала и таинства означает зодиакальный круг, описанный около некоего трансцедентирующего этот круг центра : двенадцать не сами по себе, но всегда вокруг Единственного ( домы Зодиака вокруг Солнца, сыновья Иакова вокруг своего отца, апостолы вокруг Христа, наконец паладины вокруг короля Артура или Карла и.т.п. )»

    Таким образом, двенадцать праздников, располагавшихся в росписи церкви по кругу поддерживали идею, известную с античных времен, а, может быть, и ранее. Магия числа 12 привела к тому, что мы меряем время в сутках и в году отрезками в одну двенадцатую часть, прав был Пифагор, утверждавший, что 12 – число гармонии и завершенности.
    Вознесение праотца Адама и праматери Евы.


    В храме сложилась четкая связь между частями интерьера храма и его декором на основе определенной иерархии изображений. Нижняя часть стен и столбов была отведена под цоколь из мрамора. Там, где была применена фресковая роспись внизу выполняли фриз в виде имитации мраморной рамы.
    Купол закрепляется за Христом, чаще всего в образе Пантократора. Он царит над всем и над всеми. Вокруг архангелы.


    В барабане меж окон пророки, возвестившие пришествие Христа. Если окон 8 или апостолы, если окон 12. В конхе апсиды стояла Богоматерь Оранта, поднявшая руки за всех христиан. В церкви Хора, посвященной Богоматери, она на месте Пантократора .

    Паруса под куполом отданы четырем евангелистам, тем, кто, как корабль , нес евангельское учение дальше.

    В сводах, люнетах, тромпах храма размещался цикл двунадесятых праздников, он обегал церковь по кругу.
    В росписи основного пространства храма нижний ярус отдавался святым воинам, мученикам, женам – лучшим людям.



    Строгая иерархия верха и низа предполагала, чем выше, тем святее. А расположение сюжетов Евангелия по кругу демонстрировало цикличность времени, круговорот года. Учитывалась освещенность храма в изображении праздничных сцен. Свет из окон падал так, что в день литургического праздника именно этот сюжет оказывался хорошо освещенным.
    Брак в Кане Галилейской. Иисус превращает воду в вино.

    Царь Ирод посылает воинов.

    Сам облик изображенных в храме святых приобрел законченный канонический вид. Пережив период иконоборчества, византийское искусство вернулось к изображению святых в человеческом облике уже на иной основе.

    Большую роль в теории вопроса сыграл Иоанн Дамаскин из Дамаска. Иоанн Дамаскин предложил изображать святых в символическом и аллегорическом виде. По его мнению можно было изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. Изображения святых необходимы – они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона – не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено (“первообразу”), а не мастерству художника – иконы должны быть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

    Византийский иконографический канон регламентировал в росписи :круг композиций и сюжетов священного писания , пропорции фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов, технику живописи. Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

    Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими (нос – с горбинкой), глаза – большими, миндалевидными. Взгляд – строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

    Линейная перспектива античности (“прямая” перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н. “обратная” перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).
    Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.

    В таком виде византийский канон дошел до нас и сохранялся до 17 века, когда под влиянием западноевропейской светской живописи стали проникать несколько иные трактовки, появился больший реализм и русские приметы в изображениях, что хорошо видно по росписям костромской школы мастеров, которые расписали храмы и наши и ярославские и ростовские и многие другие. А вот традиция изображать “спонсоров” у нас не очень прижилась, в отличие от западноевропейской живописи, где часто изображали Богоматерь, Христа и других святых с донаторами, к примеру, как на очень известном полотне Ван Эйка. В церкви Хора изображен Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу.

    И еще Исаак Комнин, примостившийся к Богоматери, который царствовал всего два года 1057-59, а запечатлел себя на тысячу лет вперед.

    Может быть, наши считали, что Бог итак видит их дары.

  3. Оч.ЗаБаВнАя.Я Ответить

    Древнерусская живописи играла в жизни общество очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ее высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала, что задача живописи «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Прежде всего это священное писание, затем многочисленные жития святых. Русские иконописцы разрешили эту задачу, создав невиданную ранее и никогда больше не повторявшуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ярко воплотить христианскую веру в живописный образ. И поэтому во всех линиях и красках фресок мы видим красоту преимущественно смысловую-«Умозрение в красках». Все они полны размышления о смысле жизни о вечных ценностях и полны подлинно духовного смысла. Фрески волнуют, увлекают. Они обращены к человеку и только в ответном духовном труде возможно их постижение. С бесконечной глубиной передавали иконописцы соединение истинно человеческого и божественного в воплотившемся ради людей Сыне Божием, представляли свободной от греха человеческую природу его земной Матери. В нашем храме сохранились жемчужины древнерусской живописи. Остановимся на некоторых из них.
    Грандиозен спасительный смысл Тайной вечери для всех, кто следовал и следует по пути Господнему.
    Во время этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свой Завет, предрекает свои страдания и скорую погибель, открывает искупительный смысл заключенной в них жертвы: в ней отдаст он плоть, изольет кровь и за них, и за многих во искупление грехов. Любовь друг к другу, любовь к людям, служение заповедал Иисус Христос ученикам на своей последней вечери. И как высшее проявление этой любви раскрыл им смысл своей скорой предназначенной смерти. Перед нами предстает полуовальный стол плоскостью развернутый на зрителя, и на нем чаша-знак свершившейся на ней трапезы. За столом по овальной стороне восседает, возглавляя ее благословляющий Учитель и отмеченные торжественным покоем, сидят его ученики. И эту гармонию не разрушает даже изображение Иуды. Глубина, с которой древнерусские художники раскрывали то светоносное спасительное начало , которое, согласно христианству действует в мире, глубина с которой могли они изобразить добро, позволяла им ясно и просто противопоставить ему зло, не наделяя его носителей чертами уродства и безобразия.
    Замечательную свободу давала русским мастерам унаследованная древняя традиция. Стремясь передать, постичь столь важное для них содержание, художники не только сохраняли саму художественную систему в целом, но тщательно берегли все сделанное их предшественниками. И этот древний, используемый как незыблемая основа опыт позволял художникам легко и свободно идти дальше, обогащать образы новыми, невиданными ранее, тончайшими оттенками. Но может быть наиболее заметен результат развития собственно художественной системы в русской иконописи в том, как необычайно ясно дает она понять , что все изображаемое в ней столь велико и значительно, что предстает не свершившимся в какой-то момент времени, а живущим в вечной людской памяти. Об этом пребывании в вечности свидетельствуют на русских иконах и фресках и нимбы вокруг голов изображенных и окружающие их золотые, алые, серебряные фоны -символ негасимого вечного света. Об этом свидетельствуют и сами, выражающие небывалое духовное сосредоточение лики, не извне освещенные, а наполненные идущим изнутри светом. Это ощущение подтверждается и тем, что место действия не изображено, а как бы обозначено предельно емко и кратко, Чтобы добиться всего этого древнерусские мастера научились соединять воедино разделенные во времени движения и повороты людей, свободно использовать пропорции фигур, далекие от присущих им в обычной жизни, строить пространство по законам особой обратной перспективы. Они добились виртуозного владения линией, оттачивали умение использовать яркие, чистые цвета и предельно точно гармонировать их оттенки. И что может быть всего важнее -подчинить гармонии все элементы, все изображение в целом. Те успехи, которых добились древнерусские мастера в разрешении задач, стоящих перед православной иконописью, безусловно рождались в напряженном духовном труде, в глубоком проникновении в христианское слово- и в тексты священного писания. Питала художников та общая духовная высота, которую знала средневековая Русь, давшая миру столь много знаменитых подвижников.
    Словно изваянная, наполненная блистающим светом, непостижимая в своей совершенной красоте предстает Богородица. Величава ее стройная фигура. Но в лике с прекрасными печальными глазами и сомкнутым ртом молитвенное напряжение соединено с выражением почти мучительного сострадания к раскрывшейся бездне людского горя. И этим состраданием даруется надежда даже самым истерзанным душам. Прижимая к себе правой рукой младенца сына, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике таинственно слились детская мягкость и глубокая неизреченная мудрость. И утверждая радостный смысл этого воплощения, делая зримой действенную силу молитвы Богородицы, младенец обеими широко распахнутыми руками будто благословляет весь этот мир.
    Ангелы представлены на фресках посланниками Божиими, носителями ее воли и исполнителями ее на земле. Изображение их на фресках создает неповторимое чувство соприсутствия, небесного служения, возгревая в сердцах христиан чувства таинственной радости и близости к Горнему миру.
    Но пожалуй самым непостижимым для людей является образ Троицы. Три ангела располагаются как бы полукругом. Ощущение их особой таинственной природы сразу же рождает их облик, так необыкновенно мягки, нежны и вместе с тем недоступны их окруженные нимбами лики. И, умножая ощущение таинственной сути ангелов, при взгляде на фреску возникает и постепенно укрепляется представление об их глубинном единении, о соединяющей их безмолвной , а потому чудесной беседе. Смысл этой беседы постепенно раскрывается в фреске, захватывает им, погружая в его глубину. Художественное совершенство фрески по-своему тоже таинственное, позволяет каждому находить в ней нечто свое, по-своему приобщаться к заключенной в ней гармонии.
    Заключения специалистов о фресках и живописи в нашем храмеОтносительно живописных росписей в интерьере храма Заключением Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры установлено что: «Первоначально храм расписывался вскоре после постройки, но уже в 1813 году живопись подновлялась. Значительные работы по росписям проводились в середине и в конце ХIХ века. Констатировано наличие в храме росписей, выполненных на высоком профессиональном уровне и представляющих художест­венную ценность. Представление о достоинстве храмовой живописи подтвердили зондажные раскрытия, выполненные по заказу храма художником-реставратором В.Панкратовым, а также экспертное заключение кандидата искусствоведения, художника-реставратора С. Филатова. Настенная живопись каждого объема храма отражает эволюцию стиля церковных росписей на протяжении ХIХ века. Фрагменты наиболее ранней живописи, датируемые первой половиной ХIХ века, сохранились в Троицкой церкви, включающей в себя композицию «Ветхозаветная Троица «/Гостеприимство Авраама/, изображения Св. Елены и других мучениц, полотенца и разгранки в нижних частях, а также фрагменты орнамента на своде. Наиболее интересной представляется живопись трапезной Екатерининской церкви — композиция «Тайная вечеря» на западном склоне свода. Роспись выполнена маслом на золоченом фоне в палехской манере, имитирующей древнерусскую живопись. С ориентацией на «академическую манеру» росписи по образцам храма Христа Спасителя выполнена наиболее поздняя живопись в алтаре церкви св. Ирины. Принимая во внимание художественные достоинства раскрываемой живописи, следует отметить, что значение росписи не ограничивается декоративно-художественной функцией, но заключает духовно-символическую программу в сюжетах и сценах священной истории, воплощая идею храма, как образа мироздания. Проведенные раскрытия подтвердили то, что в храме сохра­нился живописный ансамбль, который должен быть восстановлен.». Предположительно авторство части живописи храма может принадлежать В.М. Васнецову и М. В. Нестерову.

  4. Лёха робаченко Ответить

    Низкий уровень современной церковной архитектуры зачастую становится препятствием в работе современного монументального художника, покрывающего фресками или мозаиками внутренние пространства строящихся храмов. Этот неутешительный тезис стал лейтмотивом большинства выступлений, прозвучавших в рамках прошедшего круглого стола.
    Архитектурные объемы храма, перекрытия и своды  являются не просто “холстом” для церковного художника монументалиста, их пропорции, формы и взаимное положение сами диктуют художнику композиционные решения, определяют параметры будущей росписи. Зачастую ошибки архитектора приходится исправлять иконописцу: «Мы вынуждены вмешиваться в работу архитектора или строителей, иногда приходится даже заставлять их изменить неудачную форму свода, убрать какой-то элемент, — рассказывает руководитель иконописной школы при Московской духовной академии игумен Лука (Головков). — И всех своих коллег мы призываем следовать нашему примеру».
    В целом нашей Церкви не хватает профессионального учебного заведения или отделения церковной архитектуры, которое могло бы готовить квалифицированных церковных специалистов в этой специфической области, так же как сегодня Факультет церковных художеств ПСТГУ или школа МДА готовит профессиональных иконописцев, мозаичистов, прикладников – согласилось большинство экспертов.
    Одновременно с круглым столом в стенах академического художественного лицея открылась выставка работ выпускников, студентов и преподавателей Факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета.
    «С момента открытия выставки чаще всего журналисты нам задавали один и тот же вопрос: ограничивает ли канон свободу художника, не слишком ли мы консервативны, что нового в церковной живописи?» — признался ведущий круглого стола художник-монументалист, проректор и профессор Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, заведующий кафедрой монументальной живописи факультета церковных художеств в ПСТГУ Евгений Максимов. «Искусство невозможно без канонов, ни античное, ни возрожденческое, ни церковное», — ответил  журналистам заочно протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, он  не готов противопоставлять свободу творчества правилам канонической иконописи. Канон не свод правил, а художественный язык тесно связанный с богословием и богослужебной жизнью Православной Церкви. В то же время, как согласились участники круглого стола, в свою очередь это не исключает возможности появления в будущем и “современного”  иконописного стиля, просто стиль этот невозможно изобрести, такой стиль может появиться только самостоятельно, из опыта творческого развития и переосмысления иконописцем  церковной традиции, классического византийского, восточного и даже западного иконописного наследия.
    Дмитрий РЕБРОВ 

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *