Как определить диаметр молекулы по фотографии способом рядов?

7 ответов на вопрос “Как определить диаметр молекулы по фотографии способом рядов?”

  1. Doomconjuror Ответить

    Источник:

    Решебник
    по
    физике
    за 7 класс (А.В.Перышкин, Н.А.Родина, 1998 год),
    задача №2
    к главе «Лабораторные работы».
    Все задачи >
    Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.
    Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки – 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.
    Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль
    или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.
    Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.
    27 мм : 25 шт = 1,08 мм
    На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм
    При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.
    Пример выполнения работы:
    Вычисления:
    где d – диаметр
    l – длина ряда
    n – число частиц в ряду
    1) пшено
    2) дробь
    3) молекула
    (фотография)
    Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

    ← Лабораторная работа № 1. Определение цены деления измерительного прибора.
    Лабораторная работа №3. Измерение массы тела на рычажных весах. >
    Вконтакте
    Facebook

  2. ps1h1ator Ответить

    Лабораторная работа №2.
    Измерение размеров малых тел.
    Цель работы:            – познакомиться со способом измерения размеров малых тел,
    – по фотографии молекул вещества вычислить их размер.
    Оборудование:          – линейка измерительная; горох; фотография расположения
    молекул, сделанная при помощи электронного микроскопа с
    увеличением в 70 000 раз.
    ?Для дополнительного задания:           проволока (или учебник).
    Ход работы.
    1.Определим диаметр горошин.
    а) Определим длину ряда горошин – L
    Для этого уложите несколько (20 – 30) горошин вплотную к измерительной линейке и измерьте длину ряда – L.

    ?       ?       ?       ?       ?       ?        ?       ?       ?       ?       ?       ?       ?       ?       ?       
    0         1         2          3         4          5          6          7         8         9         10       11        12       13        14

    L
    Запишите значение L c учетом абсолютной погрешности:
    L = ( . . . ? . . . )см (вместо точек запишите значения измеренной величины и абсолютной погрешности)
    б)Количество горошин в ряду обозначим – n.
    n = …(вместо точек запишите это значение),
    в)Тогда диаметр одной горошины d, можно определить по формуле:  d = L : n
    Рассчитайте и запишите значение диаметра одной горошины.
    d = …
    Способ, которым вы определили размер горошины, называется
    С П О С О Б О М       Р Я Д О В.
    2.Определим диаметр молекулы вещества, пользуясь фотографией в учебнике.
    Возьмём длину ряда L = (30 ? 1)мм
    Число кружков в ряду n1 = …(вместо точек посчитайте и запишите это количество).
    Число промежутков между кружками в ряду n2 = …(посчитайте и запишите это значение).
    Увеличение фотографии ? = 70 000.
    Диаметр кружка (молекулы) рассчитаем по формуле:
    L                           30мм
    d = ????? = ????????? = … мм
    (n1 + n2) ?         ( … + …) 70 000
    Выводы по работе:
    1.Сформулируйте правило применения способа рядов для вычисления размеров малых тел.
    2.Объясните преимущества этого способа.
    3.Что вы можете сказать о размере молекулы?
    4.Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Как вы думаете, что нужно сделать, пользуясь способом рядов, чтобы определение диаметра молекулы было более точным?
    ?Дополнительные задания.
    1.Определите диаметр проволоки. Для этого плотно намотайте проволоку на карандаш, сосчитайте количество витков проволоки и измерьте длину ряда витков.
    2.Определите толщину листа бумаги вашего учебника. Для этого плотно сожмите учебник, измерьте толщину учебника и сосчитайте количество листов в учебнике (листов, а не страниц).
    САМОСТОЯТЕЛЬНО оформите дополнительное задание, выбрав необходимые обозначения всех используемых величин.
    НЕ ЗАБУДТЕ правильно записать значения измеренных длины ряда витков и толщины учебника с учетом абсолютной погрешности.

  3. Wydi Ответить

    Тема
    Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
    Тип урока:
    Урок формирования первоначальных предметных умений.
    Цель
    обеспечение отработки навыков измерения размеров малых тел с помощью метода рядов.
    Задачи
    Образовательные:
    1. в ходе урока выяснить какие существуют способы определения размеров малых тел;
    2. научиться на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества ;
    3. углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Строение веществ. Молекулы».
    Развивающие:
    1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;
    2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.
    3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
    Воспитательные:
    1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
    2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.
    Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении веществ;
    2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;
    3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
    Предметные результаты.
    1.уметь использовать линейку для измерения физических величин.
    2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.
    3.использовать метод рядов для измерения малых тел.
    УУД
    Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
    Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.
    Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать.
    Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
    Основные понятия темы
    Молекула, погрешность измерения, цена деления, метод рядов.
    Организация пространства
    Основные виды учебной деятельности обучающихся.
    Основные технологии.
    Основные методы.
    Формы работы.
    Ресурсы. Оборудование.
    1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.
    3. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 4.Работа с раздаточным материалом.
    5.Измерение величин.
    Технология сотрудничества.
    1.словесные;
    2.наглядные;
    3.практические.
    Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.
    Физическое оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка, штангенциркуль или микрометр.
    Ресурсы: тесты, бланки для л/р.№2, презентация.

  4. =>>Эк$т@зИ= Ответить

    Лабораторная работа № 2
    Измерение размеров малых тел
    Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.
    Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, тонкая проволока.(нить)
    Правила техники безопасности.
    Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
    Тренировочные задания и вопросы
    1.Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки,
    нити, волоса? Почему?
    2.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему?
    3.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его
    молекул?
    4.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в
    составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде)
    Порядок выполнения работы
    1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.
    2. Определите способом рядов диаметр горошины.
    а) Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины. 
    б)  Измерения  проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с
    разным количеством частиц (10,20)
    в)  Полученные значения запишите в таблицу
    г)  Вычислите среднее значение измеряемой величины. Запишите в
    таблицу с учетом погрешности.
    3. Аналогичным способом определите диаметр пшена.
     – диаметр крупинки пшена, мм
     – длина ряда крупинок пшена, мм
     – количество крупинок в ряду
    Полученные значения запишите в таблицу
    4. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.
    а) Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.
    Лабораторная работа № 2
    Измерение размеров малых тел
    Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.
    Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, тонкая проволока.(нить)
    Правила техники безопасности.
    Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
    Тренировочные задания и вопросы
    1.Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки,
    нити, волоса? Почему?
    2.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему?
    3.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его
    молекул?
    4.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в
    составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде)
    Порядок выполнения работы
    1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.
    2. Определите способом рядов диаметр горошины.
    а) Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины. 
    б)  Измерения  проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с
    разным количеством частиц (10,20)
    в)  Полученные значения запишите в таблицу
    г)  Вычислите среднее значение измеряемой величины. Запишите в
    таблицу с учетом погрешности.
    3. Аналогичным способом определите диаметр пшена.
     – диаметр крупинки пшена, мм
     – длина ряда крупинок пшена, мм
     – количество крупинок в ряду
    Полученные значения запишите в таблицу
    4. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.
    а) Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

    – диаметр молекулы на фотографии, мм
     – длина ряда молекул, мм , – количество молекул в ряду
    б)  Определите истинный размер молекулы  
    – истинный размер молекулы, мм
    – диаметр молекулы на фотографии, мм
     – увеличение фотографии
    Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.
    Тело
    № опыта
    Кол-во частиц в ряду
    Длина ряда, мм
    размер частицы,
    мм
    среднее значение размера частицы
    мм
    м
    горох
    1
    2
    3
    пшено
    1
    2
    3
    молекула
    На фото
    Истин. размер
    1
    2
    3
    Дополнительное  задание.
    Предложите способ измерения диаметра нити  и опишите его. Измерьте диаметр нити в катушке..
    5. Сделайте соответствующий вывод. Сегодня на лабораторной работе я научился …  (см. цель  работы)

    – диаметр молекулы на фотографии, мм
     – длина ряда молекул, мм , – количество молекул в ряду
    б)  Определите истинный размер молекулы  
    – истинный размер молекулы, мм
    – диаметр молекулы на фотографии, мм
     – увеличение фотографии
    Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.
    Тело
    № опыта
    Кол-во частиц в ряду
    Длина ряда, мм
    размер частицы,
    мм
    среднее значение размера частицы
    мм
    м
    горох
    1
    2
    3
    пшено
    1
    2
    3
    молекула
    На фото
    Истин. размер
    1
    2
    3
    Дополнительное  задание.
    Предложите способ измерения диаметра нити  и опишите его. Измерьте диаметр нити в катушке..
    5. Сделайте соответствующий вывод. Сегодня на лабораторной работе я научился …  (см. цель  работы)

  5. Aragor Ответить

    Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.
    Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки – 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.
    Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль
    или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек в ряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.
    Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.
    27 мм : 25 шт= 1,08 мм
    На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда:
    27,5 мм : 25 шт= 1,1 мм
    При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.
    Пример выполнения работы:
    № опыта Название предмета Длина ряда (мм) Число частиц в ряду (шт) Размер одной частицы (мм)
    1 пшено 27,5 25 1,08
    2 дробь 62,5 25 1,5
    3 молекула 25 14 1,79

    Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *