Как определить к какому спряжению относится глагол с безударными личными?

7 ответов на вопрос “Как определить к какому спряжению относится глагол с безударными личными?”

  1. Настроен на 8.1 Ответить

    Единственное
    1 – я
    2 – ты
    3 – он, она, оно
    -у, -ю
    -еш
    -ет
    брмочУ
    бормочЕшь
    бормочЕт
    -у, -ю
    -ишь
    -ит
    клею
    клеИшь
    клеИт
    Множественное
    1 – мы
    2 – вы
    3 – они
    -ем
    -ете
    -ут, -ют
    бомочЕм
    бормочЕте
    бормочУт
    -им
    -ите
    -ат, -ят
    клеИм
    клеИте
    клеЯт
    Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:
    ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
    7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
    4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).
    А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:
    Ко второму же спряженью
    Отнесем мы без сомненья
    Все глаголы, что на –ить,
    Исключая брить, стелить,
    А еще: смотреть, обидеть,
    слышать, видеть, ненавидеть,
    гнать, дышать, держать, терпеть,
    и зависеть, и вертеть.
    К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» – тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.
    Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.
    Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:
    поставить глагол в неопределённую форму (гуляет – гулять);
    определить, какая гласная стоит перед -ть.

  2. Simon Ответить

    Спряжение глагола с безударным окончанием
    Если глагол имеет безударное личное окончание, то его спряжение можно определить исходя из неопределённой формы (инфинитива).
    Спряжение будет зависеть от гласной, которая находится перед “ТЬ”.
    I спряжение
    Глаголы на -ать, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ять.
    II спряжение
    Глаголы на -ить.
    При этом могут возникнуть затруднения, какую гласную нужно писать в неопределённой форме перед “ть”. Например, глагол “сеять” некоторые люди могут написать неправильно – “сеить”. Чтобы избежать ошибки стоит обратиться к орфографическому словарю и оттуда узнать, как правильно пишется та или иная неопределенная форма глагола.
    При этом нужно помнить, что существуют глаголы-исключения. Их нужно запомнить.
    11 глаголов имеют окончания -еть и -ать, но относятся ко II спряжению.

    4 глагола имеют окончание -ить, но относятся к I спряжению.

    К исключениям также будут относится глаголы, образованные от исходных глаголов приставочным способом.
    Например, рассмотреть, увидеть, услышать, расстелить и т.п.
    Теперь рассмотрим несколько примеров.
    1) глагол “резать”.
    У него ударение падает на 1 слог (на гласную “е”), а окончание безударное.
    Так как данный глагол оканчивается на “ать” и не является исключением, то он будет относиться к I спряжению.
    Значит, при изменении глагола по лицам и числам будут использоваться окончания, которые соответствуют именно 1 спряжению.
    Глагол спрягается следующим образом (настоящее время, изъявительное наклонение):
    режу, режем, режешь, режете, режет, режут.
    2) глагол “повесил”.
    Здесь ударение падает на гласную “е” в корне.
    Неопределенная форма будет “повесить”, глагол не является исключением.
    Смотрим на гласную перед “ть” – это буква “и”.
    Значит, это глагол II спряжения.
    Спрягается он следующим образом (будущее время, изъявительное наклонение):
    повешу, повесим, повесишь, повесите, повесит, повесят.

  3. Qwidi Ответить

    Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.
    Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.
    Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.
    Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы «Спряжение глагола» вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.
    Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:
    выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.
    К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:
    в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегу?т, хотят, даду?т, едя?т).
    Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещё 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем. или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч. (светает, вечереет, спится).
    В школе определение спряжения используется в 2-ух направлениях:
    1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;
    2) спряжение как орфографическая необходимость.
    Лёгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.
    Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребёнку “2” только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?
    Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:
    «Как определить спряжение глагола»?
    Многие ответят:

    Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания.
    Кроме этого, существует ещё 1 сложность – определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений. Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж. глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.
    Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:
    1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чётко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.
    2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.
    Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:
    глаголы-исключения;
    разноспрягаемые глаголы;
    глаголы с архаичным спряжением.
    Но необходимо ещё обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.
    При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:
    Вы?сидеть – вы?сидят; ср. сидя?т
    Вы?бежать – вы?бегут; ср. бегу?т
    Вы?дать – вы?дадут; ср. даду?т
    Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:
    Определить, в какой форме глагол.
    Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).
    Опред-ть спряжение.
    Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидя?т) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..
    Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.
    У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.
    Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.
    Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
    Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.
    Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой приём:
    найти, на что оканчивается глагол.
    Но этот приём менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:
    аффикс инфинитива (-ть);
    то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.
    Примеры:
    Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки весёлой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.
    Определяем спряж. гл..
    Перебежали – гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
    Перебегу?т – 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегу?т.
    Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
    Вывод: перебежали – форма разноспрягаемого глагола.
    Брат задержался на работе.
    Определ. спряж. гл..
    Задержался – гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
    Заде?ржатся – 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
    Ставим гл. в начал. форму – задержаться.
    Отделяем приставку и постфикс – держать.
    Глагол держать – глагол-исключение 2-го спр..
    Вывод: задержался – форма гл. 2-го спр. (исключение).
    Заучите этот отрывок наизусть.
    Определяем спр. гл..
    Заучите – глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
    Зау?чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
    Начал. форма – заучить.
    Отделяем приставку – учить. Гл. учить исключением не является.
    Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..
    Вывод: заучите – форма гл. 2-го спряжения.
    Итак, как Вы заметили, предлагается:
    1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложнёнными приставками и постфиксами;
    2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *