Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

7 ответов на вопрос “Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?”

  1. dvladd Ответить

    Разделы:
    Начальная школа
    Цели:
    Учить учащихся определять спряжение глагола с безударным окончанием через решение проблемной ситуации на основе исследования;
    Развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов;
    Воспитание умения прислушиваться к мнению других; самостоятельности в принятии решения.
    Оборудование: сигнальные карточки «Да – Нет», рисунки с изображением Почемучки (3шт.), карточки для схемы – вывода.
    Ход урока:
    I.Организационный момент:
    Приветствие.
    Запись числа, классной работы.
    II. Объяснение темы урока.
    – На этом уроке, ребята, мы научимся определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и откроем новые знания.
    III. Повторение изученного о глаголе.
    Работа с сигнальными карточками. Игра «Внимание».
    – Если высказывание верное, то вы показываете карточку с зелёным кругом, если оно ложное, то вы показываете карточку с красным кругом и исправляете ошибку.
    Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
    (нет).
    Глаголы изменяются по временам (да).
    В предложении глагол чаще всего является сказуемым (да).
    Мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа обозначает мягкость предыдущего согласного (нет).
    Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (да).
    Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам (да).
    Изменение глаголов по лицам и числам называется склонением (нет).
    Глаголы имеют 3 спряжения (нет).
    IV. Задания на развитие:
    1. Образуйте неопределённую форму от данных глаголов. Докажите:
    решит –
    решает –
    2. У какого из этих глаголов формы настоящего времени образуются не совсем так, как у остальных:
    (А) клеветать
    (Б) бормотать
    (В) стрекотать
    (Г) щебетать
    (Д) хлопотать
    V.  Актуализация  новых  знаний.
    – А теперь вопрос от Почемучки. Вспомните, какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
    Запись на доске: I спр. -у, -ю, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
    II спр.-у, -ю, -ишь, – ит, -им, -ите, -ат, -ят.
    – Я называю окончание, а вы определяете лицо и число глагола с таким окончанием.
    (-ите – 2л., мн.ч., -ет – 3л., ед.ч., -ишь – 2л., ед.ч., -ут, -ют – 3л., мн.ч., -ат, -ят – 3л., мн.ч.)
    – А теперь обратимся к глагольным словосочетаниям, записанным на доске. Я прочитаю, а вы скажите, что вы заметили? (Окончания безударные).
    кол…те дрова
    подход…шь к школе
    среж…м цветы
    VI. Работа над темой урока:
    – Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
    Это вопрос Почемучки. Сможем ли мы ответить на него? (Нет).
    – Значит, какая цель нашего урока?
    (Правильно писать безударные личные окончания глаголов).
    – Почему это так важно? (Не зная, как правильно писать эти окончания, будем допускать ошибки).
    – А как доказывать написание безударного окончания, как вы думаете? Может быть, для проверки использовать другой глагол с ударным окончанием? (Например: иду, молчу).
    (Нет, так как спряжение первого глагола нам неизвестно).
    – Значит, главное – узнать спряжение глагола, а затем мы легко определим, какое окончание пишется в нужном лице и числе. Это и есть ответ на второй вопрос Почемучки.
    – Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?  (Дети высказываются).
    –  Вспомните, по начальной или по косвенной форме можно было определить тип окончаний существительного?
    (По начальной форме).
    – Давайте и с глаголами попробуем поступить таким же образом.
    – Прочитайте про себя следующие глаголы.
    (На доске: светлеют, подкормят, мечтают, сия  ют,
    полют,  лечат,посадя т, потянут, роют, строят ).
    – В какой форме даны эти глаголы? (3лицо, мн.ч., настоящее и будущее время,I и  II спр.)
    – Почему среди них нет глаголов прошедшего времени?
    (Не спрягаются).
    – Уточняется лексическое значение незнакомых слов.
    – Поставим глаголы в их начальную форму и запишем в 2 столбика по спряжениям:
    I спряжение
    светлеть
    мечтать
    сиять
    полоть
    потянуть
    рыть
    II спряжение
    подкормить
    лечить
    посадить
    строить
    – Что заметили?  (Во 2 столбике глаголы в неопределённой форме имеют суффикс -и-, оканчиваются на -ить).
    (Учащиеся выделяют суффиксы -и-, -ть-, подчёркивают  -ить). Далее делается вывод, что в 1 столбике глаголы в неопределённой форме оканчиваются на       -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть. Суффиксы выделяют и подчёркивают.
    VII.   Составление схемы-вывода по теме.
    Дети у магнитной доски  с использованием карточек составляют схему-вывод.
    Схема имеет следующий вид:

    – Вы, наверное, догадались с какой буквой в окончании будут спрягаться глаголы на -ить? (С буквой и).
    – Почему? (Потому что они относятся ко II спряжению).
    Аналогично делается вывод о том, что глаголы I спряжения спрягаются с буквой е).
    Схема дополняется карточками    е, и.
    Вывод:  по третьему вопросу Почемучки с опорой на схему-вывод.
    На следующих уроках мы будем дополнять эту схему новыми сведениями.
    А теперь давайте вернёмся к нашим примерам. Воспользуемся полученными знаниями. Объясним написание безударных окончаний глаголов.
    колете дрова (колоть)
    срежем цветы (срезать)
    подходишь к школе (подходить)
    Дети объясняют написание окончаний глаголов. Составление алгоритма рассуждения.
    Алгоритм:
    Ставлю в начальную форму.
    Определяю спряжение.
    Пишу букву.
    Физкультминутка.
    А теперь, ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.
    VIII. Закрепление изученного.
    Выполнение упр. 455 (Рамзаева Т.Г. «Русский язык», 4 класс, ч.2) – проверка выполненного.
    IX. Подведение итогов урока.
    – Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?  (Спряжение).
    – Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?  (По неопределённой форме).
    – Какие глаголы неопределённой формы относятся ко II спряжению?  (Оканчивающиеся на -ить).
    – К I спряжению?  (Все остальные).
    X. Выставление оценок.
    4.02.2009

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *