Как относился первобытный человек к самому себе?

14 ответов на вопрос “Как относился первобытный человек к самому себе?”

  1. Shalilace Ответить


    Содержание:
    История первобытных людей
    Изобретения первобытных людей
    Культура первобытного человека
    Жизнь первобытных людей
    Где жили первобытные люди?
    Чем питались первобытные люди?
    Одежда первобытных людей
    Орудия труда первобытного человека
    Продолжительность жизни первобытного человека
    Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили). Какая была история первобытного общества, какая культура и быт первобытных людей, обо всем этом читайте в нашей статье.

    История первобытных людей

    Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.
    Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

    Примерно так могли выглядеть австралопитеки.
    Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.
    Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

    Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

    Похороны первобытного человека.
    Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.
    И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.
    Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

    Кроманьонцы против неандертальцев.
    Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

    Изобретения первобытных людей

    Умные кроманьонцы сделали множество важных изобретений, например, они, познали тайны металлов, и на смену каменным орудиям труда пришли металлические (сначала бронзовые, потом железные), изобрели колесо (важность его появления трудно переоценить), научились обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рис, кукурузу), изобрели деньги, как основу экономических отношений между племенами, а со временем и членами общины. Наконец они изобрели письменность и многие другие полезные вещи, с появления которых и выросла человеческая цивилизация.

    Культура первобытного человека

    Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.

    Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.
    О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная статья.

    Жизнь первобытных людей

    Какой был быт первобытных людей, где они жили, чем питались, какую одежду носили? Давайте ответим на эти вопросы.

    Где жили первобытные люди?

    Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

    Пещера первобытного человека.
    Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

    Чем питались первобытные люди?

    Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

    Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

    Охота первобытных людей.
    Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

    Одежда первобытных людей

    В теплых местах первобытные люди зачастую ходили в «костюме Адама и Евы», то бишь нагишом. Впрочем, и в наше время некоторые племена экваториальной Африки и Южной Америки, которые, по сути, остались на первобытном уровне, ходят без одежды.
    А жителям Евразии или Северной Америки в холодное время года нагишом не очень походишь, поэтому одежда первобытных людей имела в основном сугубо практический смысл – она должна была согревать человека и защищать его «причинные места». Для этого древние люди шили себе одежды из шкур убитых животных.

    Орудия труда первобытного человека

    И для охоты и для строительства жилья первобытным людям, впрочем, и людям современным необходимы были определенные инструменты. Первобытные люди делали их из подручных материалов, обычно из камней, костей животных, деревянных палок. От первобытного человека в наш мир пришли такие популярные и ныне инструменты как молоток, топор, зубило. Одним словом, когда вы берете в руки молоток, чтобы прибить гвоздь, помните, что вы держите в руках древнейшее орудие труда, которым пользовались еще неандертальцы.

    Продолжительность жизни первобытного человека

    Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…

  2. АпельсинкА Ответить


    Естественно, в каждом временном пространстве есть свои загадки и не раскрытые секреты. Первобытные люди вызывают много интереса и любопытства и у научных исследователей, и у обычных земных представителей человечества.
    Где жили первобытные люди.
    Чем питались первобытные.
    Какие одежды носили.
    Орудия труда первобытных людей.
    Чем рисовали первобытные.
    Продолжительность жизни.
    Какие обязанности были у мужчин и женщин.

    Где жили первобытные люди

    Вопрос о том, как укрывались от непогоды и опасных животных той эры первобытные люди, очень интересный. Несмотря на свою, казалось бы, невысокую умственную развитость, первобытные люди отлично осознавали, что нужно организовать собственное гнездышко. Это говорит о многом и о том, что уже в то время у человечества был развит инстинкт самосохранения, и желание уюта имело свое место.
    Хижины из костей и шкур животных. Если везло, и удавалось победить в охоте на мамонта, то из остатков зверя, после разделывания, люди прошлой эпохи выстраивали себе хижины. Они устанавливали мощные и прочные кости животного глубоко в землю, чтобы они держались и не выпали при неблагоприятных погодных условиях. После постройки основания, они натягивали достаточно тяжелую и крепкую шкуру зверей на эти кости, словно на фундамент, после чего закрепляли различными палками, веревками, чтобы сделать свой дом непоколебимым.

    Пещеры и ущелья. Некоторым счастливилось разместиться в дарах природных, например, в ущелье гор или в пещерах, образованных самой природой. В таких сооружениях порой было намного безопаснее, нежели в самодельных хижинах. Проживало и в хижинах, и в пещерах порядка двадцати человек, так как жили первобытные люди племенами.

    Чем питались первобытные люди

    Первобытным людям были чужды такие продукты, которыми на сегодняшний день привыкли питаться мы. Они знали, что должны добыть и приготовить пищу собственными силами, поэтому всегда делали все возможное для получения добычи. В минуты удачи им удавалось полакомиться мясом мамонта. Как правило, за такой добычей шли мужчины, со всеми возможными для их времени орудиями для охоты. Часто бывало такое, что во время охоты погибало много представителей племени, все-таки мамонт не слабое животное, которое также способно себя защитить. Но если забить добычу удавалось, то вкусный и питательный рацион был обеспечен на длительный период времени. Первобытные люди готовили мясо на костре, который также раздобывали сами, ведь ни спичек, ни, тем более, зажигалок, в те времена и подавно не было.

    Поход на мамонта опасен и не всегда увенчан успехом, поэтому не каждый раз мужчины рисковали и шли на столь непредсказуемый шаг. Основным рационом питания у людей первобытного времени было сыроедение. Они добывали различные плоды фруктов, овощей, коренья и зелень, которыми и насыщались.

    Одежда первобытных людей

  3. ЖИВУ ТОБОЙ Ответить


    У этого тела была своя душа — божество или пантеон богов. В богах первобытный человек видел источник, движущую силу своих поступков. Он не просто служил свои богам, но ощущал себя частичкой тела — общины, которая, в свою очередь, без души-божества не существует. Однако божество (боги) представляли собой душу первобытной общины в не совсем привычном смысле. Эта душа обыкновенно пребывала вне своего тела. Она остава­лась его жизненным центром, без своих богов первобытные люди шагу не могли ступить. И все-таки в любой первобытной мифологической системе существовало представление об изначальной близости богов к людям, их соседстве и соединенности, каковая была наруше­на неподобающими и запретными действиями людей. Возникла разорванность мира на две неравные сферы: сферу божественного, сакрального (священного) и сферу человеческого, профанного бытия. Первая сфера всецело определяет вторую, наполняет ее своей энергией и вместе с тем далеко отстоит от нее. Профанно-человеческое существование оторвано от своих истоков, эту свою оторванность оно непрерывно преодолевает и до конца не может преодолеть в культе.
    6. Как проявлялась индивидуальность в первобытном человеке?
    Индивиду­альное проявлялось преимущественно на животном уровне, на уровне инстинкта, вожделе­ния, неконтролируемого импульса и аффекта, несущих угрозу устойчивому существованию общины. «Отдай, это мое, я этого хочу» — вот та индивидуальность и та самость, которая сполна присутствовала в первобытном человеке и которая не была собственно человеческой.
    7. Как в общине воспринимали проявление индивидуальности и почему?
    Всякая инициатива и импровизация рассматривалась первобытной общиной как нечто опасное и пагубное. Всякий индивид, выходящий за рамки общепринятого, вызывал к себе неприязнь. Проще всего отнести подобное неприятие на счет ограниченности и забитости первобытных людей, но это будет какой-то ничем не оправданной модернизацией и нечутко­стью к тому, что человек первоначально был человеком как раз за счет подавления и вытесне­ния своей индивидуальности.
    8. Как можно назвать первобытного и современного человека, исходя из местоположения центра, к которому человек прикреплял мысли, поступки, действия?
    Размышления, действия, поступки прикрепляются первобытным человеком не к себе самому, а к внепребывающему источнику и центру. Современный человек поэтому может быть назван эгоцентриком (эго — я), тогда как первобытный — эксцентриком. Реак­ции одного из них центростремительны, другого — центробежны.
    9. Какова фундаментальная особенность самоощущения и мировосприятия первобытного человека?
    На самого себя он смотрит не как на Я, а как на гораздо более внешнюю самому себе реальность. Он действует, как бы постоянно воспринимая некоторый внутренний голос: «нужно сделать то-то и то-то», «этого делать не положено», «так не поступают» — приблизительно такими фразами можно выразить его самоощущение.

  4. Shalirus Ответить

    План – конспект НОД Познавательно-исследовательская деятельность
    Формирование представлений о себе.
    Тема: «Какими были первобытные люди?»
    Программное содержание: Дать детям представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни, жилищах и занятиях первобытных людей; развивать любознательность, наблюдательность.
    Предшествующая работа: беседы с детьми « Кто такой первобытный человек, чтение и рассматривание энциклопедии
    Материалы : Презентация «Древний человек».
    Предметно – развивающая среда:
    Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.
    Ход занятия.
    – Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился ? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.
    Слайд №1.(человек первобытный)
    – Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.
    – У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю .  Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.
    – Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
    – Посмотрите,  во что был одет древний человек?  ( в шкуру )
    – Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.
    – А кто догадается, зачем ему шкура ?  ( защита от холода )
    – Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.
    – Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.
    – Где он мог жить? (в пещере)
    – Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо )
    -Где водится рыба? ( в реке, озере )
    -Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку )
    -А как раздобыть мясо? (идти на охоту )
    – В те далёкие времена на земле жили мамонты.
    Слайд № 2.(мамонт)
    -На какого зверя похож мамонт? (на слона )
    Слайд № 3.(слон)
    -Чем мамонт отличается от слона? ( у мамонта шерсть и огромные бивни )
    Слайд № 4 (слон и мамонт)
    – Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?
    – Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.
    Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.
    Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.
    – А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.
    -Слайд № 5.(саблезубый тигр)
    – У них огромные и  острые, как сабли клыки.
    – Ещё люди охотились на пещерного медведя.
    Слайд № 6.(пещерный медведь)
    – Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями ?   ( оружие )
    – Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.
    Слайд № 7.(оружие)
    – Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.
    Слайд № 8.(племя)
    – А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.
    – Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.
    – Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?
    – Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)
    – Можно позвать мимикой. (подмигивание)
    – А можно голосом .(Эй! У- у-у)
    – Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.
    Физ. минутка.
    Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.
    –  Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.
    -На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)
    – Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.
    Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)
    – А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?
    – Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии .(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло .(жёлтые)
    -А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.
    Итоги : Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

  5. Anahuginn Ответить

    В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличает­ся от структуры потребностей животных.
    Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания сво­его существования человек научился воздействовать на природу не только своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с по­мощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на при­роду. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку че­ловек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью об­щества.Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.Если потребность в ка­ких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является мате­риальной потребностью,то потребность в познании — это уже ду­ховная потребность.
    В первобытном обществе возникает сложное взаимодействие ме­жду индивидуальными (личными) и общественными потребностями.
    В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения тео­рию разумного эгоизма.Позже она была заимствована Н. Г. Черны­шевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивиду­альные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанали­зировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаружива­ем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя толь­ко правильно понятую личную выгоду, автоматически будет дейст­вовать в интересах всего человеческого сообщества.
    В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами лич­ности и сообщества (для первобытного человека это было свое пле­мя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают крупные конфликты ин­тересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов воз­ник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.
    Этнографам известны племена, у которых даже к XIX-XX вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религи­озные представления. Но нет ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех мораль­ных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллек­тива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизне­способным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих по­требностей, управляющим распределением жизненных благ.
    Моральные нормы предписывали распределять материальные бла­га в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключе­ния первобытных племен действуют строгие правила раздела охот­ничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а рас­пределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного пу­тешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, по­лучив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые ку­сочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охот­ники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способно­сти вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но украв­ший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения обществен­ных потребностей,которые не всегда совпадали с личными потреб­ностямикаждого индивида.
    Несколько позже морали в первобытном обществе возникают ми­фология, религия и искусство.Их появление — это крупнейший ска­чок в развитии потребности в познании.Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствует­ся только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребно­стей. Крупнейший специалист по теории потребностей Абрахам Мас-лоу (1908—1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опе­реться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными по­следствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы моби­лизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания»1. Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобыт­ных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формирова­нии системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и ска­заний, осмысливавших устройство природы и общества в фантасти­ческой художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестест­венных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, то­темизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформирова­лось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в про- исходящие события с помощью могущественных таинственных, фан­тастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (XVI-XVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибоч­ным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой дея­тельности.
    Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарож­дении художественного творчества, создании произведений искусст­ва. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозмож­ные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают че­ловеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных ду­ховных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оцен­ке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный спе­циалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное форми­рование требовали создания таких предметов, в которых закрепля­лась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поко­ления к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека. Даже в самых простых произведениях первобытного ис­кусства выражено отношениехудожника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явле­ниям.
    Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнару­живается ряд закономерностей.
    1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первич­ные, преимущественно биологические потребности.
    2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имев­ших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.
    3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворе­ния общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — преж­де всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуаль­ных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступа­ли в конфликт с общественными.
    4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл че­ловеческой жизни, создать систему ценностей, выработать страте­гию жизненного поведения отдельного человека и племени в це­лом.
    Всю историю первобытного общества можно представить как по­иск новых способов удовлетворения развивающейся системы мате­риальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попы­тался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материаль­ных нужд.
    2.2. Первые цивилизации и «осевое время»
    Экономической основой первых цивилизаций стали так называемые раннеземледельческие культуры. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) око­ло восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Бла­гоприятные природные условия и строительство оросительных сис­тем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильный высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели гарантированный ис­точник белковой пищи.
    Более полное удовлетворение потребностей в продовольствии про­исходило параллельно с другой революцией в мире потребностей. Переход от кочевого образа жизни скотоводов к оседлому, без кото­рого земледелие невозможно, вызвал взрывной рост мира вещей, ок­ружавших человека в повседневной жизни. Охотник эпохи палеолита имел крайне скудный набор предметов для удовлетворения своих потребностей, так как должен был носить все имущество с собой. При оседлом образе жизни появляется возможность почти неогра­ниченного создания и накопления вещей, удовлетворяющих все бо­лее изысканные потребности. «Богатство вещного мира культуры, которое уже начинает тяготить психологию человека XX в., начало стремительную эскалацию именно в эпоху первых земледельцев. Лег­ко можно представить, насколько загроможденным различными пред­метами представился бы дом оседлого земледельца палеолитическо­му охотнику, только что покинувшему свое пещерное обиталище». Одновременно в раннеземледельческом обществе усиливается соци­альная дифференциация, означавшая различия в возможностях удов­летворения потребностей. Позже, с появлением общественных клас­сов, эта дифференциация достигает огромных масштабов: рабы и свободные крестьяне часто оказываются на грани выживания из-за неудовлетворенности даже простых насущных потребностей, а рабо­владельцы и жрецы приобретают возможность удовлетворять их в максимальном объеме. Удовлетворение потребностей все сильнее за­висит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе. В зависимости от при­надлежности к той или иной социальной группе люди имеют теперь разные возможности реализации потребностей. Более того, у людей из разных социальных слоев в процессе воспитания потребности фор­мируются несколько по-разному.
    К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Еги­пет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпо­хе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: воз­никновением письменности, монументальной архитектуры и горо­дов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хо­зяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потреб­ностей. Земледелец и ремесленник теперь обмениваются продукта­ми своего труда, в том числе посредством торговли и формирующе­гося в эту эпоху денежного обращения. Возникновение письменно­сти резко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслу­живаются теперь путем создания письменных текстов. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к пись­менной культуре начала формироваться экранная культура.
    Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших ци­вилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200 г. до н. э. Этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем». «Тогда произошел самый резкий поворот в истории, — писал он об осевом времени. — Появился человек такого типа, который сохранился по сей день». Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифоло­гического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает форми­роваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действитель­ность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоя­тельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, со­стоящее из многообразия личностей, обладающих разными потреб­ностями. Во многих греческих полисах человек получает право само­стоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролиро­вать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже — только в эпоху капитализма.
    У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться систе­ма норм, позволяющих согласовывать потребности общества и лич­ности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регули­руют и нормы права.Правовые нормы устанавливаются государст­венной властью, которая следит за их исполнением, при необходи­мости используя принуждение.
    В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднород­ного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп — прежде всего класса рабов — становится мощным сти­мулом социальных конфликтов.
    Развитие и удовлетворение потребностей человека остается про­тиворечивым процессом. В нем одновременно действовало несколь­ко тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных сис­тем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимы­ми вещами. Производство, сохранившееся с первобытной эпохи, носило натуральный, нетоварный характер. Теперь развиваются про­стые формы обмена. Появление классовой структуры общества — возникновение рабов, рабовладельцев, ремесленников и свободных крестьян — привело к формированию значительного слоя людей, как мы бы сейчас сказали, профессионально занимавшихся сервисной деятельностью. Первым крупным социальным слоем, занятым фак­тически в сфере услуг, была домашняя прислуга (как правило — ра­бы). Его главной задачей было личное домашнее обслуживание зна­ти и всех состоятельных слоев общества.
    С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка по­нять окружающий мир в целом привела, как уже отмечалось, к фор­мированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших ду­ховные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами ми­ровоззрения. В эпоху ранних цивилизаций мировоззренческие пред­ставления о жизни и смерти, загробном мире, последующем воскре­шении умерших стали определять многие направления деятельности общества. Так, существует точка зрения, что главная причина ослаб­ления цивилизации Египта в период древнего царства (298 – 475 гг. до н. э.) — строительство пирамид и гигантских храмов, колоссаль­ных сооружений, которые с современной точки зрения не имеют ни­какого практического значения. Тем не менее, общество испытывало потребность в таком строительстве, поскольку это соответствовало мировоззрению древних египтян (а не их сиюминутным материаль­ным интересам). Согласно религиозным представлениям египтян, все умершие в далеком будущем смогут физически воскреснуть. Од­нако воскресить любого человека сможет только его фараон — наме­стник богов на земле. Поэтому каждый египтянин глубоко чувство­вал личную связь с фараоном, а сохранение его мумии и будущее воскрешение ощущались жителем Древнего Египта как насущная личная потребность. Это совершенно особая вера в связь между жи­телями страны и правителем, создававшая потребность заботиться о его погребении. Как видим, идеология Древнего мира могла поро­ждать потребности, которые современному человеку кажутся стран­ными и непонятными — подобно потребности в строительстве пи­рамид.

  6. Mr.Guardian Ответить

    В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами лич­ности и сообщества (для первобытного человека это было свое пле­мя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают крупные конфликты ин­тересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов воз­ник уже в первобытную эпоху. Этот механизм — мораль.
    Этнографам известны племена, у которых даже к XIX-XX вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религи­озные представления. Но нет ни одного племени, у которого бы не было развитой И эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех мораль­ных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллек­тива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизне­способным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальнымрегулятором человеческих по­требностей, управляющим распределением жизненных благ.
    Моральные нормы предписывали распределять материальные бла­га в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключе­ния первобытных племен действуют строгие правила раздела охот­ничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а рас­пределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного пу­тешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, по­лучив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые ку­сочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охот­ники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способно­сти вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но украв­ший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения обществен­ных потребностей,которые не всегда совпадали с личными потреб­ностямикаждого индивида.
    Несколько позже морали в первобытном обществе возникают ми­фология, религияи искусство.Их появление — это крупнейший ска­чок в развитии потребности в познании.Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствует­ся только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребно­стей. Крупнейший специалист по теории потребностей Абрахам Мас­лоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опе­реться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными по­следствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы моби­лизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобыт­ных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формирова­нии системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и ска­заний, осмысливавших устройство природы и общества в фантасти­ческой художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестест­венных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, то­темизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформирова­лось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фан­тастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (XVI-XVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибоч­ным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой дея­тельности.
    Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарож­дении художественного творчества, создании произведений искусст­ва. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозмож­ные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают че­ловеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство — результат развития сложных ду­ховных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оцен­ке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, — отмечает известный спе­циалист по эстетике М. С. Каган, — рождалось как способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное форми­рование требовали создания таких предметов, в которых закрепля­лась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поко­ления к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация — информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного ис­кусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явле­ниям.
    Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнару­живается ряд закономерностей.
    1. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первич­ные, преимущественно биологические потребности.
    2. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имев­ших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.
    3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворе­ния общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения — преж­де всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуаль­ных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступа­ли в конфликт с общественными.
    4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потреб­ность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл че­ловеческой жизни, создать систему ценностей, выработать страте­гию жизненного поведения отдельного человека и племени в це­лом.
    Всю историю первобытного общества можно представить как по­иск новых способов удовлетворения развивающейся системы мате­риальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попы­тался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материаль­ных нужд.

  7. *** К@пRизЮ/ьk@ *** Ответить

    Как же относился к смерти первобытный человек? Фрейд считает, по-особому. Это отношение было далеко не последовательным, крайне противоречивым. С одной стороны, он принимал смерть всерьез, рассматривал ее как завершение жизни и соответственно относился к ней. С другой стороны, он также отрицал смерть, сводил ее в ничто. Это противоречие образовывалось из того, что к смерти другого, чужого человека или врага и к своей собственной смерти вырабатывалось совершенно разное отношение.
    Против смерти другого первобытный человек не имел возражений. Ведь это означало полное уничтожение ненавистного создания — и первобытный человек не испытывал никаких угрызений совести на этот счет. Он был, по Фрейду, действительно очень неистовым существом, более жестоким и злобным, чем иные животные. Он любил убивать. И убийство была в порядке вещей. Инстинкт, который, как полагают, сдерживал других животных от убийства и попирания себе подобных, нет нужды относить к первобытному человеку.
    Итак, история первобытного человека хранит множество убийств. Даже сейчас история мира, которую изучают дети в школах, в значительной степени является серией убийств одного народа другим. Неосознанное чувство вины, знакомое человеку с доисторических времен, во многих религиях было сжато изложено в учениях о первородном грехе. Это, считает Фрейд, возможно, было результатом участия первобытных людей в многочисленных убийствах.
    Напомним, что в книге “Тотем и табу” Фрейд, опираясь на У. Робертсона Смита, Аткинсона и Дарвина, попытался высказать предположение о природе этой первоначальной вины. Если Сын Божий должен был принести свою жизнь в жертву, чтобы избавить человечество от первородного греха, тогда по закону возмездия, т.е. расплаты той же монетой, этот грех должен быть убийством, умертвлением. Ничто более не могло требовать такую жертву, как жизнь во искупление. И если первобытный грех был преступлением против Бога Отца, то самым первым преступлением человечества должно быть, считает Фрейд, отцеубийство — убийство старейшины первобытной человеческой орды, чем образ был преобразован позже в божество.
    По мнению Фрейда, собственная смерть для первобытного человека была так же невообразима и нереальна, как в наши дни для любого из нас. Но он встретился со случаем, при котором эти противоположные отношения к смерти сталкивались и объединялись, — и этот случай был важным, влекущим за собой далеко идущие выводы. Это имело место тогда, когда первобытный человек терял кого-нибудь из близких — жену, ребенка, друга, кого, наверняка, любил, как мы любим своих близких, так как чувство любви не может появиться намного позже страсти убивать.
    Именно тогда, в собственном горе, считает Фрейд, он постиг, что действительно может умереть сам, признал то, против чего восставало все его существо, так как каждый из любимых им людей на самом деле был частью его собственного любимого Я (эго). Но даже если бы и так, с другой стороны, эти смерти оправданы для него, так как в каждом любимом им человеке обитал враждебный незнакомец. Закон противоположности чувств — Фрейд имеет в виду “амбивалентность чувств”, — до сих пор управляющий нашими эмоциональными связями с теми, кого мы любим больше всего, имел, несомненно, гораздо большую действенность в первобытном обществе. Таким образом, эти дорогие для первобытного человека умершие были врагами незнакомцами, вызывавшими в нем чувство неприязни в той или иной мере.
    З. Фрейд показал, что предположение о наличии первичного позыва смерти или разрушения натолкнулось на сопротивление даже в психоаналитических кругах. По словам психиатра, понятие либидо может быть применено к проявлениям сил Эроса, чтобы отличить их от инстинкта смерти. Борьба между индивидом и обществом не является производной от, вероятно, непримиримого антагонизма между исконными первичными позывами — Эросом и смертью. Она означает, как считал З. Фрейд, раздор в самом психоэнергетическом хозяйстве либидо.

  8. Gazelist Ответить

    Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
    Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

    Рис. 2. Родовая община.
    Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

    Культура первобытного общества

    Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.
    Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.
    Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.
    Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

    Рис. 3. Петроглифы.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *