Как пишется прямая речь после слов автора?

16 ответов на вопрос “Как пишется прямая речь после слов автора?”

  1. Mokus Ответить

    ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
    1. Прямая речь (чужая речь) выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор):
    Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: “Поди узнай, кто это” (И.С. Тургенев).
    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:
    …Никита, поклонясь в землю, сказал:
    Прости, батюшка (М.Горький).
    Примечание. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают:
    Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен.
    Почему же это происходит? — спрашивает газета.
    2. Независимо от места, занимаемого по отношению к слова автора, кавычками выделяется внутренняя речь — невысказанные мысли:
    Смотрю вслед ему и думаю: “Зачем живут такие люди?” (М.Горький); “Что-то в ней есть жалкое всё-таки”, подумал я (А.П. Чехов).
    3. Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эхо):
    “Ау, где вы?” громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчётливо: “Передаём последние известия”.
    Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация — тире между репликами.
    ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПОСЛЕ СЛОВ АВТОРА
    1. Перед прямой речью, следующей после слов автора, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы:
    Наконец, дворецкий провозгласил: “Кушание поставлено”.
    Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них.
    Наконец я ей сказал: “Хочешь, пойдём прогуляться на вал?” (М.Ю. Лермонтов); Лёжа на тюке и плача, он дёргал руками и ногами и шептал “Мама! Мама!” (А.П. Чехов); Закричали: “Двоих… Санитары… Гляди, гляди ещё летит… Лезь под вагоны…” (А.Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли” (Н.В. Гоголь).
    2. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих слов автора ставится не всегда:
    1) двоеточие ставится, если слова автора содержат глагол со значением речи-мысль (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т.п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т.п).
    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т.п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т.п.). И те и другие глаголы допускают добавление к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т.д.),поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
    а) Он глянул с усмешкой:
    Ничего, до свадьбы заживет.
    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
    Кто такие?
    в) Мать нахмурилась:
    Опять двойку получил?
    Перед прямой речью двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в словах автора нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится чужая речь:
    …А тот ему: “Этот дом наш общий” (А.П. Чехов); …А он: “Пошёл прочь, пьяная рожа!” (М.Горький).
    2) двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т.п. невозможна или затруднительна:
    а) Никому не хотелось уходить.
    Расскажите еще что-нибудь о своих путешествиях.
    б) Мои слова его явно смутили.
    Я принимаю ваши условия.
    в) Брови матери нахмурились.
    Я не разрешаю этого делать.
    Не ставится также двоеточие перед прямой речью, если она заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
    Запишите подробно мои замечания, сказал он спокойным голосом.
    ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА
    Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; причем слова автора пишутся со строчной буквы:
    “Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь”, думал Павка (Н. Островский); “Дедушку знаешь, мамаша?” матери сын говорит (Н.); “Не шуми, тише иди, солдат!” сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Н. Толстой.); “Я хотел бы купить крестьян…” сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н.В. Гоголь).
    То же при оформлении прямой речи с абзаца:
    Лесть и трусость — самые дурные пороки, — громко промолвила Ася (И.С. Тургенев);
    Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? — перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);
    Скорей, скорей в город за лекарем! — кричал Владимир (А.С. Пушкин);
    Спи, внучёк, спи… — вздохнула старуха (А.П. Чехов).
    Примечания:
    1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих словах автора содержится характеристика прямой речи, её оценка и т.д. (авторская ремарка обычно начинается словами: так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.):
    “Ничего не случилось” так говорил ум; “Случилось” так говорило сердце; “Нет ничего прекраснее этих снежных вершин” так описывает эту местность один путешественник.
    То же, если следует присоединительная конструкция:
    “Каждому овощу свое время” — эта народная мудрость передаётся из века в век.
    2. Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы:
    — Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.
    В следующем посте будут освещены темы:
    – Слова автора внутри прямой речи;
    – Прямая речь внутри слов автора;
    – Знаки препинания при диалоге;
    – Абзацы при прямой речи.
    Источник: Классический справочник по русскому языку. Д.Э. Розенталь

  2. bla bla bla Ответить

    Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
    Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!
    В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
    Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
    Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
    Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
    Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

    4. Диалог

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

  3. JoJorg Ответить

    А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
    А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

    Прямая речь перед словами автора

    «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
    «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

    Прямая речь внутри слов автора

    А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
    А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
    А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
    Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
    Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
    Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
    В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
    тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

    Слова автора внутри прямой речи

    «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
    «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
    «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

    Схемы оформления цитат

    Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ^.
    Читайте по теме:
    — Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
    — Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
    — Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
    — Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

  4. Samull Ответить

    Знаки препинания при прямой речи Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.
    Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.
    Прямая речь после слов автора Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.
    А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев) А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов) А: «П…» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок…» (А. Ахматова) А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин) Прямая речь перед словами автора Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
    «П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин). «П?» — а.
    «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин). «П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь) «П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин). Слова автора внутри прямой речи Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:
    1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.
    «П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов) «П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин) «П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров) «П, — а, п…» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать… Ну, шучу, шучу…» (М. Булгаков) 2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.
    «П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин) 2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)
    «П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров) «П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин) «П… — а. — П». < .П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди… — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький) 3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.
    «П, — а : — П».
    1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)
    Прямая речь внутри слов автора Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.
    Тире после прямой речи ставится, если:
    а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;
    б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.
    Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.
    А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак). А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь). А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь). А: «П…» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь). А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно). Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.
    Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:
    1) — Боже мой, Надя приехала! сказал он и весело рассмеялся. Родная моя, голубушка! (А. Чехов)
    2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:
    Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

  5. IXELE Ответить

    § 47.6

    Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
    1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).
    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
    а) Он глянул с усмешкой:
    — Ничего, до свадьбы заживёт.
    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
    — Кто такие?
    в) Мать нахмурилась:
    — Опять двойку получил?
    г) Все ужаснулись:
    — Неужели это правда?
    д) Старик рассердился:
    — Немедленно уходи отсюда!
    е) Дети побежали навстречу матери: — М а м а !
    ж) На этот раз он обозлился:
    — Больше ни грамма не получите!
    з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:
    — Подъём! Вставайте!
    Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский:  «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)
    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий»(Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).
    2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
    а) Никому не хотелось уходить.
    — Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.
    б) Мои слова его явно смутили.
    — Значит, ты мне не доверяешь?
    в) Другого выхода у него не было.
    — Я принимаю ваши условия.
    г) Брови матери нахмурились.
    — Я не разрешаю этого делать.
    д) Глаза маленького машиниста заблестели.
    е) — Замечательная! Отремонтировано на славу!
    Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила.  «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
    — Запишите подробно мои замечания,  — сказал он спокойным голосом.

  6. SHOHA Ответить


    Предисловие
    Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
    § 1. Точка
    § 2. Вопросительный знак
    § 3. Восклицательный знак
    § 4. Многоточие
    Раздел 2. Тире между членами предложения
    § 5. Тире между подлежащим и сказуемым
    § 6. Тире в неполном предложении
    § 7. Интонационное тире
    § 8. Соединительное тире
    Раздел 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
    § 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами
    § 10. Однородные и неоднородные определения
    § 11. Однородные и неоднородные приложения
    § 12. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами
    § 13. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами
    § 14. Однородные члены предложения, соединенные двойными или парными союзами
    § 15. Обобщающие слова при однородных членах предложения
    Раздел 4. Знаки препинания при повторяющихся словах
    § 16. Запятая при повторяющихся словах
    § 17. Дефисное написание повторяющихся слов
    Раздел 5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
    § 18. Обособленные определения
    Согласованные определения
    Несогласованные определения
    § 19. Обособленные приложения
    § 20. Обособленные обстоятельства
    Деепричастные конструкции
    Обстоятельства, выраженные существительными
    Обстоятельства, выраженные наречиями
    § 21. Обособленные дополнения
    Раздел 6. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
    § 22. Уточняющие члены предложения
    § 23. Пояснительные конструкции
    § 24. Присоединительные конструкции
    Раздел 7. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
    § 25. Вводные слова и словосочетания
    § 26. Вводные и вставные конструкции
    Вводные предложения
    Вставные предложения и словосочетания
    § 27. Обращения
    Раздел 8. Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
    § 28. Междометия и частицы
    § 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
    Утвердительные и отрицательные слова
    Вопросительно-восклицательные слова
    Раздел 9. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    § 30. Запятая в сложносочиненном предложении
    § 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении
    § 32. Тире в сложносочиненном предложении
    Раздел 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    § 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения
    § 34. Запятая при сложных подчинительных союзах
    § 35. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
    § 36. Запятая на стыке двух союзов
    § 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
    § 38. Тире в сложноподчиненном предложении
    § 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
    § 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
    Раздел 11. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного предложения
    § 41. Цельные по смыслу выражения
    § 42. Сравнительный оборот
    Раздел 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
    § 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
    § 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
    § 45. Тире в бессоюзном сложном предложении
    § 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении
    Раздел 13. Знаки препинания в периоде
    Раздел 14. Знаки препинания при прямой речи
    § 47. Оформление прямой речи
    § 48. Прямая речь после слов автора
    § 49. Црямая речь перед словами автора
    § 50. Слова автора внутри прямой речи
    § 51. Прямая речь внутри слов автора
    § 52. Знаки препинания при диалоге
    § 53. Абзацы при прямой речи
    § 54. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
    Раздел 15. Знаки препинания при цитатах
    § 55. Кавычки при цитатах
    § 56. Многоточие при цитатах
    § 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
    § 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
    Раздел 16. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках
    Раздел 17. Употребление кавычек
    § 59. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
    § 60. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
    § 61. Названия орденов и медалей
    § 62. Названия марок машин, производственных изделий и т. д.
    § 63. Названия сортов растений и пород животных
    Раздел 18. Сочетания знаков препинания
    § 64. Запятая и тире
    § 65. Вопросительный и восклицательный знаки
    § 66. Кавычки и другие знаки
    § 67. Скобки и другие знаки
    § 68. Многоточие и другие знаки
    § 69. Расположение знаков препинания при сноске
    Раздел 19. Факультативные знаки препинания
    § 70. Собственно факультативные знаки препинания
    § 71. Альтернативные знаки препинания
    § 72. Вариативные знаки препинания
    Точка — запятая
    Запятая — точка с запятой
    Точка — точка с запятой
    Двоеточие — тире
    Запятая — тире
    Скобки — тире
    Кавычки —тире
    Вопросительный знак — тире
    Вопросительный знак — восклицательный знак
    Многоточие — тире
    Многоточие — запятая и тире
    Раздел 20. Авторская пунктуация
    Раздел 21. Знаки препинания в текстах разговорной речи
    Раздел 14. Знаки препинания при прямой речи »»
    § 50. Слова автора внутри прямой речи
    Эти правила в справочнике РАН:
    § 50 — § 135

    § 50. Слова автора внутри прямой речи

    1. Если слова автора стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи (и не ставятся между прямой речью и словами автора: такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX в.):
    «Я командовать приехал, — заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).
    Примечания: 1. Особый случай пунктуационного оформления при «разрыве» заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
    2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:
    1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если приводится общеизвестная пословица, поговорка:
    Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);
    2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом:
    Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);
    3) если в середину прямой речи вставлен глагол говорит, играющий роль вводного слова, указывающего на источник сообщения:
    Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);
    4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется запятыми):
    Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
    То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.
    2. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы:
    «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте «разрыва» не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте «разрыва» стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте «разрыва» стояло бы двоеточие.
    3. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед этими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире, причем вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:
    «Я ни с кем и ни с чем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М. Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, — покачал головой Воропаев. — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)
    4. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед словами автора и после него ставится тире. При этом слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:
    «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. О.); «Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Аж.)
    5. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — пишется со строчной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, — не надо, парень!» (Вс. Ив.); или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — пишется с прописной буквы): «Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.)
    6. Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы:
    «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай?» (М. Г.); «Покорно благодарю, — отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: — Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

  7. real man Ответить

    Если прямая речь оказывается внутри слов автора , то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:
    а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;
    б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);
    в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» – и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» – но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» – и держу ее долго на стойке (Пришв.);
    г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

  8. ты моя я твой Ответить

    Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

    Знаки препинания при диалогах
    Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:
    — Мама! А у солнца есть дети?
    — Есть.
    — А где же они?
    — Где? А на небе… те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца…
    В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:
    М а л ь ч и к. У меня уши замерзли…
    Д е в о ч к а. Надвинь шапку!
    Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

    Передача прямой речи косвенной

    В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы “чтоб” или “а”, также местоимения и наречия:
    “Вы поедете на теплоходе в Канев?” — спросил старшеклассников учитель.
    Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

    Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.
    Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

    Правила оформления цитат

    Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

    Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
    Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
    Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
    Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.

  9. Не верь Монике Ответить

    ПУНКТУАЦИЯ
    XXXI.
    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

    §119. Прямая речь после
    авторских слов

    §120. Прямая речь впереди авторских
    слов

    §121. Авторские слова внутри прямой
    речи

    §122. Прямая речь внутри авторских
    слов

    §123. Знаки
    препинания при диалоге

    §119. Прямая речь после авторских слов
    1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в
    строку (в подбор), например: Почаще
    вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть
    только обязанности»
    .

    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед
    началом ее ставится тире, например:
    …Никита,
    поклонясь в землю, сказал:

    Прости, батюшка (Горький).
    Независимо
    от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед
    ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»

    (Горький); «Что-то в ней есть жалкое все-таки»,
    – подумал он (Чехов).
    Кавычками также выделяются передаваемые на письме
    звуки эха и слова из радио- или телепередачи, например: «Ау, где вы?» – громко повторило эхо; Голос диктора
    звучал отчетливо: «Передаем последние известия».
    Для передачи разговора по телефону
    используется более обычная для оформления диалога пунктуация – тире
    между репликами (см. §123).
    2. Перед прямой речью, следующей за авторскими
    словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с
    прописной буквы. Вопросительный
    и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками,
    а точка после них. Например: Наконец,
    я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он
    дергал руками и ногами и шептал:
    «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали: «Двоих…
    Санитары… Гляди, гляди
    – еще летит… Лезь
    под вагоны…»
    (А.Н. Толстой); Хозяйка
    очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы
    очень мало взяли»
    (Гоголь).
    3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов
    ставится не всегда.
    Двоеточие ставится,
    помимо обычных случаев, когда авторские
    слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать,
    продолжать, прервать, подумать, вспомнить
    и др.) либо же близкое по значению имя существительное
    (вопрос, ответ, слова, восклицание,
    голос, звук, шепот, крик, мысль
    и т.п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих
    прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее
    состояние (обрадоваться, огорчиться,
    обидеться, ужаснуться
    и др.), а
    также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться,
    усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать
    и т.п.). Подобные глаголы
    допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и
    ответил, подбежал и воскликнул
    ), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь.
    Например:
    Он
    глянул с усмешкой:

    Ничего, до свадьбы заживет.
    Пока
    откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер:


    Кто такие?
    Мать
    нахмурилась:

    Опять двойку получил?
    Все
    ужаснулись:

    Неужели это правда?
    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи
    или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает,
    что вводится прямая речь, например: …А тот ему:
    «Этот дом наш общий»
    (Чехов).
    Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и
    т.п. после авторских слов невозможна
    или затруднительна, то двоеточие не ставится,
    например:
    Ему
    все стало ясно.


    Говорить нам больше не о чем.
    Никому
    не хотелось уходить.


    Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.
    Мои
    слова его явно смутили.


    Значит, ты мне не доверяешь?
    Другого
    выхода у него не было.


    Я принимаю ваши условия.
    Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от
    автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь,
    например:
    Он
    вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их.


    Запишите подробно свои замечания, – сказал он спокойным голосом.
    в начало
    §120. Прямая речь впереди авторских слов
    Если прямая речь стоит перед авторскими словами,
    то после нее ставятся запятая (вопросительный
    или восклицательный знак, многоточие)
    и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов);
    «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь);
    «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич»,
    – съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку
    (Шукшин).
    Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой
    (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится
    характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так
    указывает, вот что сказал, вот как описывает
    и т.п.), например: «Ничего не случилось» так говорил
    ум.

    «Случилось»
    так говорило сердце.
    в начало
    §121. Авторские слова внутри прямой речи
    1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи,
    выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой
    речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать,
    первый опять заговорил Петрусъ,
    и скоро выучусь писать пером» (Короленко).
    Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных
    в кавычки слов (названия литературного
    произведения, промышленного предприятия и т.д.) находим в таком примере:
    «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на
    утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
    Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
    а) если нет точного указания,
    кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо
    поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром
    говорится: дома стены помогают
    (Чехов); Про Ивашку
    Бровкина говорили: крепкий
    (А.Н. Толстой);
    б) если она приводится в таком
    виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом,
    например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь?
    (Тургенев);
    в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного
    слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из
    пистолета убить хочу
    (Вершигора);
    г)
    если в середину предложения, представляющего собой сообщение из
    периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире),
    например: Речь оратора, продолжает
    корреспондент,
    вызвала горячую поддержку у большинства
    присутствующих.

    2. Если на месте разрыва прямой речи
    авторскими словами не должно было быть
    никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или
    тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых
    первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал
    заседатель,
    с вашего дозволения остаться здесь ночевать»
    (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, не от лимонов ли этот ящик?»
    (Гончаров).
    3. Если на месте разрыва прямой речи должна была
    стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них
    – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
    Например: «Их распустили до приговора, сказал дворник. Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов).
    4. Если на месте разрыва прямой речи должен был
    стоять вопросительный или восклицательный
    знак, то этот знак сохраняется перед
    авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора
    начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть
    прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? прервала молчание Тоня.
    А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел»
    (Н.
    Островский); «Вот он, край света! воскликнул Мохов. – Здорово!
    Никогда еще так далеко не ездил!»
    (Ажаев).
    5. Если на месте разрыва прямой речи должно было
    стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него
    ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если
    вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть
    представляет собой новое предложение); в
    первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с
    прописной. Например: «Не надо… сказал Вершинин, не
    надо, парень!»
    (Вс. Иванов); «Обожди… – сказал Морозно
    угрюмо.

    Давай письмо…»
    (Фадеев).
    6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются
    два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части
    прямой речи, а другой – ко второй, то после слов
    автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной
    буквы. Например: «Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но
    сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо:
    – Спасибо вам большое, товарищи»
    (Федин).
    в начало
    §122. Прямая речь внутри авторских слов
    Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то
    перед ней ставится двоеточие, а после нее –
    запятая или тире (по условиям контекста). Например:
    1)
    Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из
    носа, потом сказал: «Да, так вот как»,
    вздохнул, помолчал и ушел
    (А.Н. Толстой) (запятая разделяет
    однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая
    речь); …Софья Карловна еще раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка»,
    сама поплелась за свои ширмы
    (Лесков) (запятая закрывает деепричастный
    оборот, в состав которого включена прямая речь); Приехав на дачу в большой
    компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на
    биллиард»,
    и они, запершись, играли по три часа на биллиарде

    (Симонов) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные
    союзом и).
    2)
    На вопрос мой:
    «Жив ли старый смотритель?»
    – никто не мог дать мне
    удовлетворительного ответа
    (Пушкин) (тире поставлено в связи с
    тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И
    только когда он шептал: «Мама! Мама!»
    ему становилось как будто легче…
    (Чехов) (прямая речь
    заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче говорят, в университете уже мало занимаются науками»
    – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при
    однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);
    3)
    запятая и тире
    ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов,
    например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да,
    недурно»,
    – отвечал он обыкновенно…
    (Гоголь).
    Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов
    предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится,
    например: Это «не хочу» поразило
    Антона Прокофьевича
    (Гоголь); Предположение
    дневального, что «взводный нажрался
    и дрыхнет где-то в избе»
    , все больше собирало сторонников

    (Фадеев); Он вспомнил пословицу «Не плюй в
    колодец…»
    и отошел в сторону; С криком «Спасайте
    детей!»
    юноша бросился в горящее здание.

    Но если
    перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и
    т.п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над
    воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым
    факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются
    и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются
    старые»
    (Пушкин).
    в начало
    §123. Знаки препинания при диалоге
    1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то
    перед ними ставится тире, например:
    – Значит, немец спокоен?
    – Тишина.
    – Ракеты!
    – Да, но не очень часто
    (Казакевич).
    2. Если реплики следуют в подбор
    без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и
    отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около
    двух лет».
    – «На ком?» – «На
    Лариной».
    – «Татьяне?» – «Ты
    ей знаком?»
    – «Я им сосед»
    (Пушкин).
    3. Если после реплики идут авторские слова; то перед
    следующей репликой тире опускается: «Как
    же вы поживаете?»
    – спросила Екатерина Ивановна.
    «Ничего, живем понемножечку»
    , ответил Старцев (Чехов).
    в начало
    в оглавление <> на следующую
    страницу

  10. Амазонка Ответить

    Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.
    1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
    Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

    А: «П».

    2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
    «Это лошадь отца моего», — сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» — спросила Таня.

    «П», — а.                  «П?» — а.

    3. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие варианты:
    3.1. Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
    «Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

    «П, — а, — п».

    3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
    «Суда на пристани есть, — подумал я. — Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

    «П, — а. — П».

    3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
    «Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! — засмеялась Валя. — Я никому не скажу». (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

    «П? — а. — П».     «П! — а. — П».

    3.4. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире:
    «Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». «Полтысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» 

    «П, — а: — П».     «П? — а: — П?»

    4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
    «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?» — «Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? — «Сторона мне знакомая», — отвечал дорожный… 
    5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.
    Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.
    — Изволь, а куда?
    — В Тугилово, к Берестовым.
    Схема «Знаки препинания при прямой речи».

    Таблица «Знаки препинания при прямой речи».

    Конспект урока «Знаки препинания при прямой речи».
    Следующая тема: «Пунктуация при цитировании».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *