Как поменять вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году?

13 ответов на вопрос “Как поменять вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году?”

  1. FixxxPlayTv Ответить

    Прежде чем начинать процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка (далее — ВРИ), проверьте, точно ли это необходимо. Дело в том, что в рамках вида разрешенного использования могут допускаться разные варианты застройки, разные виды деятельности.
    Все возможные ВРИ перечислены в Классификаторе, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540 (далее — Классификатор). Они привязаны к категории земли, а также зависят от особенностей территориального зонирования.
    В Классификаторе подробно описан каждый ВРИ, поэтому следует внимательно изучить расшифровку вида своего земельного участка. Возможно, он уже допускает ту деятельность, которую вы собираетесь на нем вести.
    Например, ваш участок имеет ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» и вы планируете построить на нем дом. Если посмотреть расшифровку в Классификаторе (код 2.2), то мы увидим, что данный вид подразумевает в том числе постройку жилого дома до трех этажей, то есть менять ВРИ в данном случае не нужно.
    Кроме того, следует учесть, что разрешенное использование, установленное до утверждения Классификатора, является действительным независимо от того, соответствует ли оно Классификатору (ч. 11–13 ст. 34 закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…» от 23.06.2014 № 171-ФЗ). До 01.01.2020 органы местного самоуправления должны привести действующие правила землепользования и застройки в соответствие с Классификатором. По заявлению владельца участка органы власти должны принять решение об установлении такого соответствия без проведения дополнительных процедур.

    Когда ВРИ можно изменить

    Если вы все же пришли к выводу о необходимости смены ВРИ, следует проанализировать, допускается ли это характеристиками данного земельного участка, прежде всего его категорией (см. пп. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, далее — ЗК РФ).
    Изменение видов разрешенного использования участков, относящихся к землям населенных пунктов, осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), а также правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, градостроительного регламента и технических регламентов, то есть имеет вполне определенную установленную процедуру.
    Что же касается иных категорий земель, то изменение ВРИ земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном специальным законодательством (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), которое, однако, на сегодняшний день соответствующих норм не содержит.
    Так, в отношении земель сельхозназначения порядок изменения ВРИ должен быть установлен законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Однако этот закон не содержит таких норм, что является пробелом в законодательстве. Изменить ВРИ земельного участка из сельскохозяйственных угодий не получится без перевода участка в другую категорию, что возможно, например, при изменении границ населенного пункта (постановление 18-го ААС от 25.01.2019 по делу № А07-1720/2018). Для иных земель сельхозназначения ВРИ может быть изменен в соответствии с градостроительным регламентом (см. письмо Минэкономразвития РФ от 08.07.2008 № Д08-1995).
    Далее подробно рассмотрим только порядок изменения разрешенного использования земельных участков, принадлежащих к категории земель населенных пунктов.

    Какой пакет документов надо изучить, прежде чем менять ВРИ

    Перед изменением вида разрешенного использования земельного участка изучите градостроительный регламент и правила землепользования и застройки муниципального образования. Дело в том, что в рамках населенного пункта определены территориальные зоны. Каждый участок, соответственно, имеет подходящие для него ВРИ (п. 2.1 ст. 37 ГрК РФ).
    Их делят:
    на основные, то есть максимально подходящие для данного участка с учетом особенностей застройки;
    вспомогательные, которые не имеют самостоятельного значения, а используются только совместно с основными;
    условно разрешенные, которые допустимы (п. 1 ст. 37 ГрК РФ).
    Обратите внимание! Изменение ВРИ возможно только в тех пределах, которые установлены правилами землепользования и застройки муниципального образования.
    Чтобы иметь полную информацию об установленных для вашего участка видах разрешенного использования, полезно будет получить сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Сведения содержат полную информацию о развитии территорий, об их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства, в том числе видах разрешенного использования.
    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, расскажем далее.

    Порядок изменения ВРИ на другой основной или добавления вспомогательного

    Для того чтобы изменить ВРИ на другой, предусмотренный для данной территориальной зоны в качестве основного или вспомогательного, владельцу не нужно проходить сложные процедуры (п. 4 ст. 37 ГрК РФ). Достаточно подать заявление об этом в орган регистрации прав (п. 3 ст. 13 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 № ОГ-Д23-1752 и).
    Отказ регистрирующего органа по мотивам отсутствия разрешения уполномоченного органа на изменение ВРИ является незаконным (см. п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018, далее — Обзор).

    Куда обращаться, чтобы поменять ВРИ на условно разрешенный

    Если вы хотите изменить ВРИ на условно разрешенный, что значительно расширяет возможности использования участка, то приготовьтесь к серьезной и длительной процедуре.
    В общих чертах порядок определения такого вида установлен ст. 39 ГрК РФ, но может дополняться местными правилами землепользования и застройки.
    Процедуру можно разделить на несколько этапов:
    В первую очередь заинтересованному лицу необходимо направить соответствующее заявление о смене ВРИ в комиссию.
    Следующим обязательным этапом порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка являются общественные обсуждения или публичные слушания. Подробнее о них читайте в самостоятельном разделе ниже.
    Получив заключение от организатора обсуждений, комиссия составляет письменные рекомендации о целесообразности/нецелесообразности смены ВРИ и направляет их в местную администрацию.
    Местная администрация в течение 3 дней выносит решение об изменении ВРИ или отказе в изменении ВРИ с обязательной мотивировкой. Оно также подлежит публикации.

    Общественные обсуждения или публичные слушания как обязательный этап изменения ВРИ

    Смена вида разрешенного использования земельного участка невозможна без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (п. 4 ст. 39 ГрК РФ).
    Их назначает комиссия после приема заявления землевладельца и составления проекта решения. При обсуждениях обязательно должно быть учтено мнение владельцев соседних участков, для чего их заранее уведомляют о проведении обсуждений. Кроме того, должны быть привлечены также любые владельцы участков, которым может быть причинен вред в связи с изменением ВРИ. Все участники вправе высказывать свои замечания, предложения по обсуждаемому вопросу.
    Обсуждения должны длиться не больше 1 месяца (точный срок устанавливается в местных нормативных актах, п. 7 ст. 39 ГрК РФ). По их результатам выносится заключение, которое подлежит обязательной публикации в официальных источниках (на сайте).
    Если местной администрацией принимается решение о смене ВРИ на условно разрешенный без обсуждений или слушаний, то оно является незаконным (см. п. 4 Обзора).
    В то же время, несмотря на важность общественных обсуждений, их результаты носят для местной администрации только рекомендательный характер. В каждом случае администрация должна принимать самостоятельное независимое решение, учитывая заключение, но не основываясь на нем.
    Ситуация
    Общество — владелец земельного участка обратилось в комиссию с заявлением об установлении условно разрешенного ВРИ «для строительства комбината бытового обслуживания». Местная администрация вынесла постановление об отказе, основываясь на отрицательном заключении общественных обсуждений. Общество обжаловало этот отказ в арбитражный суд.
    Суд поддержал истца, указав, что все возражения жителей близлежащих домов были связаны со строительством химчистки и прачечной, а не приемных пунктов для этих целей, как предполагает проект строительства истца. Кроме того, администрация не должна основываться на результатах слушаний, которые носят только рекомендательный характер. Апелляционная инстанция поддержала такое решение (см. постановление 1-го ААС от 19.06.2018 по делу № А43-34438/2017).

    Когда могут отказать в смене ВРИ

    Отказ в смене разрешенного использования земельного участка — нередкая ситуация, что подтверждается сложившейся богатой судебной практикой по оспариванию решений местных администраций. В изменении вида точно откажут в следующих случаях:
    Выбранный заявителем новый ВРИ не может быть установлен из-за несоблюдения требований к минимальному/максимальному размеру земельного участка
    Так, предпринимателю отказали в изменении вида с «индивидуальное жилищное строительство» на «магазины товаров первой необходимости площадью до 150 м» в связи с тем, что согласно градостроительному регламенту площадь участка для таких объектов должна быть не менее 1000 кв. м, в то время как его участок был всего 625 кв. м (см. п. 9 Обзора).
    Заявителем является лицо, не имеющее права менять ВРИ
    Исходя из толкования норм, безусловным правом обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка обладает собственник, а также любой иной законный владелец земельного участка, например арендатор. Однако арендатор может быть лишен такого права, если изначально участок был предоставлен ему на праве аренды с условием определенного целевого использования (см., например, п. 3 Обзора).
    Выбранный ВРИ противоречит имеющимся установленным ограничениям в пользовании земельным участком
    Так, предпринимателю было отказано в установлении вида «обслуживание автотранспорта — мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки» в связи с тем, что участок находится в водоохранной зоне реки Иж, что само по себе уже исключает подобную деятельность на участке (см. постановление 17-го ААС от 04.12.2017 № 17АП-13866/2017-АК).
    В любом случае отказ органа местного самоуправления в изменении ВРИ можно обжаловать в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).
    ***
    Итак, мы подробно рассмотрели, как поменять вид разрешенного использования земельного участка. Ответ на этот вопрос зависит от категории земли, а также местных правил землепользования и застройки и градостроительного регламента.

  2. Рената Ответить

    Каждый участок на территории Москвы и Московской области, в отношении которого распространяется градостроительный регламент, имеет свой вид разрешенного использования (ВРИ). Это одна из ключевых характеристик недвижимости, которая описывает, каким именно образом можно использовать землю. Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году регулируется статьями Градостроительного кодекса РФ, Земельным кодексом РФ, № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г., Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» и другими законодательными актами.
    АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE
    Главный фактор успеха процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году — предварительный анализ документации. Специалист должен проанализировать бумаги на участок и градостроительную документацию, чтобы определить возможность смены ВРИ. В некоторых случаях новое целевое использование участка просто невозможно — например, если владелец захочет построить многоквартирный дом на участке СНГ. В других вместо смены ВРИ нужно изменить территориальную зону и внести изменения в ПЗЗ. Чтобы не терять время и силы, пытаясь осуществить запрещенную по закону процедуру, лучше сразу обратиться к опытным юристам. У нас в Smart Choice анализ всей документации производится уже на первой консультации. Сразу же юрист описывает клиенту и перспективы смены ВРИ и альтернативные способы сменить целевое назначение.

    Что будет, если земля используется не по назначению?

    Для людей, которые используют землю не в соответствии с ее назначением, предусмотрена административная ответственность. Так, может быть назначен штраф — до 1,5% кадастровой стоимости. Притом минимальная сумма 10 тыс. р. для физических лиц и 100 тыс. р. для предпринимателей.
    Важно отметить, что наказание предусмотрено даже в том случае, если земля не используется в соответствии с прописанными в документах требованиями. Например, если у вас земля сельскохозяйственного назначения, и вы выращиваете на ней с/х культуры в течение 3 лет, то на вас также могут наложить штраф. Причем минимум тут еще больше: 20 тыс. р. для физических лиц и 400 тыс. р. для юридических.
    Кстати, если на земле возведены незаконные постройки (самострои), не соответствующие целевому использованию, то за них тоже придется заплатить штраф, а при невозможности узаконить — снести за свой счет. Крайняя мера наказания граждан за нецелевое использование земли — отчуждение участка.

    Как определить доступные для участка варианты?

    Чтобы понять, возможна ли процедура изменения вида разрешенного использования вашего земельного участка в 2019 году, для начала нужно определить, какие ВРИ присвоены ему в настоящий момент. Для этого можно:
    Запросить выписку из ЕГРН онлайн или в МФЦ.
    Обратиться за справкой в Росреестр.
    Загрузить Публичную кадастровую карту, найти на ней надел по кадастровому номеру и получить информацию.

    Чтобы разобраться, какие опции для смены ВРИ у вас есть, также нужно проанализировать градостроительную документацию. Для этого подвергаются анализу правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и определяется территориальная зона, к которой относится надел.
    Для определения территориальной зоны есть несколько способов. Можно подать официальный запрос в Росреест или найти ее самостоятельно. Чтобы выяснить номер зоны и сопутствующую информацию, потребуется:
    Найти номер зоны на той же публичной кадастровой карте (для этого сбоку в меню выбираем «Территориальные зоны»).

    Найти градостроительный план города. На нем разными цветами отмечены территориальные зоны. Вот пример для Бабушкинского района Северо-Восточного административного округа Москвы: можно щелкнуть на цифру, обозначающую зону, и узнать ее номер, наименование, индекс.

    После того, как определили номер, находим в ПЗЗ, какие виды разрешенного использования есть для этой зоны.

    В ПЗЗ виды разрешенного использования также могут быть приведены без расшифровки — только кодами. В этом случае нужно расшифровать коды самостоятельно, обратившись к классификатору ВРИ.

    Какие бывают виды разрешенного использования?

    Если для получения нужного назначения для земли вам все же требуется изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году, то для начала стоит разобраться с тем, какие ВРИ бывают у участков. Дело в том, что процедура смены или получения нового вида разрешенного использования напрямую зависит от того, какой из них вам нужен: основной, вспомогательный или условно разрешенный.
    Вид разрешенного использования земли
    Основной
    Вспомогательный
    Условно разрешенный
    Характеристика
    Устанавливаются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, принятым Минэкономразвития 1.09.2014 (приказ №540). Всего выделяют 113 основных ВРИ, разделенных на 13 категорий.
    Являются дополнительными к основным ВРИ и осуществляются только совместно с ними. Они необходимы для успешного функционирования основных ВРИ. Сюда относят автостоянки, гаражи, общественные туалеты, объекты коммунального хозяйства и др.
    Они совпадают с основными, но являются нецелевыми для конкретной территориальной области, поэтому их применение требует получения дополнительных согласований.
    Как выполнить изменение ВРИ земельного участка в 2019 году?
    Обратиться в МФЦ или воспользоваться порталом мэра Москвы для подачи документов в электронном виде.
    Обратиться в МФЦ или воспользоваться порталом мэра Москвы для подачи документов в электронном виде.
    Обратиться в комиссию по земельным вопросам, которая функционирует при администрации города. Обязательная часть изменения ВРИ земельного участка в 2019 году — проведение публичных слушаний.
    Сколько времени займет процедура?
    До 45 дней.
    До 45 дней.
    До 60 дней.
    АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE
    Важно помнить, что на территории Москвы и Московской области изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году — платная услуга. Расчет осуществляется исходя из разницы в кадастровой стоимости земли до и после изменения. После одобрения процедуры владельцу земли отправляется счет. Если он не будет оплачен, то решение ДГИ будет аннулировано, изменения снимутся с кадастрового учета, при этом земельному наделу вернут прежний ВРИ.

    Когда может потребоваться изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году?

    Основная цель — изменить целевое назначение земли и получить возможность более эффективно использовать участок. Например, если в собственности у компании есть большой участок под ИЖС, а необходимо возвести многоэтажный дом, то самым очевидным решением будет сменить ВРИ. Также владелец земли может захотеть вести на ней деятельность, не предусмотренную текущим целевым назначением. Так, чтобы производить хозпродукцию в черте города для продажи, нужно иметь участок, выделенный под ЛПХ.
    Еще одна причина для смены вида разрешенного использования в 2019 — повышение стоимости участка. Наделы с ВРИ ИЖС будут стоить дороже, чем СНТ, поскольку позволят построить и зарегистрировать для постоянного проживания дом, взять кредит, использовать для строительства материнский капитал и т.д.
    АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE
    Смена вида разрешенного использования в 2019 году может стать способом снизить земельный налог. Дело в том, что кадастровая стоимость земли (по которой и рассчитывается ставка) определяется на основе нескольких составляющих, в том числе территориальной зоны и ВРИ. Также в зависимости от назначения участка определяется максимальная налоговая ставка. В Москве для земель под ЛПХ или СНТ она составляет 0,025%, для ИЖС — 0,1%, для размещения коммерческих объектов — 1,5%.
    Приведу случай из практики. При проведении государственной кадастровой оценки участок был отнесен к ВРИ «земли под индивидуальное жилое строительство». Смена ВРИ на «земли для личного подсобного хозяйства» позволила сэкономить на налогах значительную сумму, существенно снизив кадастровую стоимость.

    Пошаговая инструкция по изменению вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

    Последовательность действий для смены ВРИ напрямую зависит от того, нужно ли вам получить основной, вспомогательный или условно разрешенный вид использования. В целом схема выглядит так:

    Основной и вспомогательный ВРИ.
    По закону, выбрать основной и вспомогательный виды разрешенного использования из доступных для участка собственник может самостоятельно. Для этого достаточно обратиться с заявлением (в Москве вопрос решается в электронном формате через сайт мэра города, а за процедуру отвечает Департамент городского имущества). В Московской области нужно будет прийти в МФЦ или зайти на региональный портал госуслуг.
    Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году, потребуется приложить:
    копию паспорта, выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
    правоустанавливающие документы на землю.
    Также нужно будет заполнить заявление. В нем указывается текущий, желаемый ВРИ, причины для смены, все данные об участке.
    В Москве остальные документы получаются методом межведомственного взаимодействия. В других муниципальных образованиях может потребоваться предоставить выписку из ЕГРН и заключение управления архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка.
    Срок рассмотрения заявлений — от 15 до 45 дней. В результате оказания услуги заявитель получит распоряжение о смене ВРИ или отказ. В дальнейшем собственнику нужно будет обратиться в Росреестр, чтобы подтвердить изменение видов разрешенного использования и получить новые документы на землю.
    Условно разрешенный ВРИ.
    Поскольку он некоторым образом нарушает правила землепользования и застройки, для получения условно разрешенного ВРИ необходимо проведение слушаний (ст. 39 ГрК РФ). Первым шагом станет обращение с заявлением в администрацию. Нужно четко и аргументированно изложить свою позицию — зачем требуется смена ВРИ. Далее документы передаются комиссии, которая составляет проект и выносит его на публичные слушания. Информация о них публикуется в СМИ, в том числе на интернет-ресурсах. Все заинтересованные стороны могут высказаться о проекте. Если разрешение на условно разрешенный вид использования может как-то повлиять на окружающую среду, приглашаются все стороны, которые могут пострадать от негативного воздействия.
    По итогам публичных слушаний комиссия составляет заключение и рекомендации, которые передаются главе местной администрации. В течение 3 дней должностные лица принимают решение о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.

    Почему могут отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году?

    Самые распространенные причины отказа связаны с неправильной подготовкой документов — например, ошибками в заполнении заявления, отсутствием прав на смену ВРИ и т.д. Кроме того, администрация может отказать, если:
    недвижимость является объектом судебных разбирательств;
    выбранный собственником ВРИ не соответствует ПЗЗ;
    границы участка не установлены в соответствии с законодательством;
    на земле расположен самострой, и об этом факте есть сведения у государственной инспекции по контролю за использованием недвижимости;
    земельный участок используется не по назначению и внесен в перечень соответствующих объектов (№819-ПП Правительства Москвы).

    Как избежать отказа в смене ВРИ?

    Чтобы не тратить время на то, чтобы несколько раз собирать документы и обращаться в инстанции, лучше всего будет заручиться поддержкой опытных юристов — например, обратиться в нашу компанию. Если вы все же решите сменить вид разрешенного использования самостоятельно, то вот советы, которые помогут избежать ошибок.
    Проанализируйте ПЗЗ, чтобы определиться, есть ли для территориальной зоны, на которой расположен участок, возможность присвоения нужного вам основного, вспомогательного или условно разрешенного ВРИ. Если нет, то придется вносить изменения в ПЗЗ или отказаться от идеи нужного вам целевого использования земли.
    Определитесь, получится ли у вас сменить ВРИ по упрощенной схеме (для основного и вспомогательного ВРИ) или потребуется проведение общественных слушаний.
    Подготовьте пакет документов. Уточните, какие требуются для процедуры, на сайте муниципального образования. При заполнении заявления убедитесь, что вы точно сформулировали причины для смены ВРИ.
    Подайте документы и дожидайтесь решения.
    Если это требуется, оплатите пошлину за изменение ВРИ. Помните, что сделать это нужно в течение 30 дней после внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, иначе решение будет отменено.
    Если у вас остались вопросы по изменению вида разрешенного использования, на них с удовольствием ответят наши юристы. Запишитесь на консультацию через форму обратной связи или по телефону +7 (495) 999-03-93!    

  3. Gulivanchik Ответить

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, сообщает.
    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
    Порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 “Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке” (далее – Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
    В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
    градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
    разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);
    акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
    вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
    проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.
    Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Например, частью 8 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлено, что внесение в государственный кадастр недвижимости (после 1 января 2017 года – ЕГРН) сведений о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, осуществляется одновременно с учетом вновь образуемых земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков.
    При этом в случае отсутствия вида разрешенного использования у исходного земельного участка или в случае образования земельного участка из земель сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка могут быть указаны в межевом плане на основании одного из перечисленных в пункте 51 Требований документа.
    Дополнительно сообщаем, что проектом федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)”, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года, предусматривается в том числе определение случаев, при которых вид разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
    Также отмечаем, что позиция Департамента недвижимости относительно вида разрешенного использования образуемого земельного участка изложена в письме от 26 октября 2018 г. N Д23и-5764 (размещено в информационно-справочных системах в сети “Интернет”).

  4. Mejar Ответить

    Общественное использование объектов капитального строительства
    Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека.
    Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1-3.10.2
    3.0
    Коммунальное обслуживание
    Размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1-3.1.2
    3.1
    Предоставление коммунальных услуг
    Размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега)
    3.1.1
    Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг
    Размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг
    3.1.2
    Социальное обслуживание
    Размещение зданий, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.2.1 – 3.2.4
    3.2
    Дома социального обслуживания
    Размещение зданий, предназначенных для размещения домов престарелых, домов ребенка, детских домов, пунктов ночлега для бездомных граждан;
    размещение объектов капитального строительства для временного размещения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами
    3.2.1
    Оказание социальной помощи населению
    Размещение зданий, предназначенных для служб психологической и бесплатной юридической помощи, социальных, пенсионных и иных служб (службы занятости населения, пункты питания малоимущих граждан), в которых осуществляется прием граждан по вопросам оказания социальной помощи и назначения социальных или пенсионных выплат, а также для размещения общественных некоммерческих организаций: некоммерческих фондов, благотворительных организаций, клубов по интересам
    3.2.2
    Оказание услуг связи
    Размещение зданий, предназначенных для размещения пунктов оказания услуг почтовой, телеграфной, междугородней и международной телефонной связи
    3.2.3
    Общежития
    Размещение зданий, предназначенных для размещения общежитий, предназначенных для проживания граждан на время их работы, службы или обучения, за исключением зданий, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.7
    3.2.4
    Бытовое обслуживание
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)
    3.3
    Здравоохранение
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.4.1 – 3.4.2
    3.4
    Амбулаторно-поликлиническое обслуживание
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории)
    3.4.1
    Стационарное медицинское обслуживание
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, диспансеры, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре);
    размещение станций скорой помощи;
    размещение площадок санитарной авиации
    3.4.2
    Медицинские организации особого назначения
    Размещение объектов капитального строительства для размещения медицинских организаций, осуществляющих проведение судебно-медицинской и патолого-анатомической экспертизы (морги)
    3.4.3
    Образование и просвещение
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для воспитания, образования и просвещения. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.5.1 – 3.5.2
    3.5
    Дошкольное, начальное и среднее общее образование
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению, в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом)
    3.5.1
    Среднее и высшее профессиональное образование
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для профессионального образования и просвещения (профессиональные технические училища, колледжи, художественные, музыкальные училища, общества знаний, институты, университеты, организации по переподготовке и повышению квалификации специалистов и иные организации, осуществляющие деятельность по образованию и просвещению, в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом)
    3.5.2
    Культурное развитие
    Размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения объектов культуры. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.6.1-3.6.3
    3.6
    Объекты культурно-досуговой деятельности
    Размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев
    3.6.1
    Парки культуры и отдыха
    Размещение парков культуры и отдыха
    3.6.2
    Цирки и зверинцы
    Размещение зданий и сооружений для размещения цирков, зверинцев, зоопарков, зоосадов, океанариумов и осуществления сопутствующих видов деятельности по содержанию диких животных в неволе
    3.6.3
    Религиозное использование
    Размещение зданий и сооружений религиозного использования. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.7.1-3.7.2
    3.7
    Осуществление религиозных обрядов
    Размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги)
    3.7.1
    Религиозное управление и образование
    Размещение зданий, предназначенных для постоянного местонахождения духовных лиц, паломников и послушников в связи с осуществлением ими религиозной службы, а также для осуществления благотворительной и религиозной образовательной деятельности (монастыри, скиты, дома священнослужителей, воскресные и религиозные школы, семинарии, духовные училища)
    3.7.2
    Общественное управление
    Размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.8.1-3.8.2
    3.8
    Государственное управление
    Размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги
    3.8.1
    Представительская деятельность
    Размещение зданий, предназначенных для дипломатических представительств иностранных государств и субъектов Российской Федерации, консульских учреждений в Российской Федерации
    3.8.2
    Обеспечение научной деятельности
    Размещение зданий и сооружений для обеспечения научной деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.9.1 – 3.9.3
    3.9
    Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного – космического пространства, зданий и сооружений, используемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты и другие)
    3.9.1
    Проведение научных исследований
    Размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые)
    3.9.2
    Проведение научных испытаний
    Размещение зданий и сооружений для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки, научные и селекционные работы, ведение сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира
    3.9.3
    Ветеринарное обслуживание
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг, содержания или разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.10.1 – 3.10.2
    3.10
    Амбулаторное ветеринарное обслуживание
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг без содержания животных
    3.10.1
    Приюты для животных
    Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг в стационаре;
    размещение объектов капитального строительства, предназначенных для содержания, разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека, оказания услуг по содержанию и лечению бездомных животных;
    размещение объектов капитального строительства, предназначенных для организации гостиниц для животных
    3.10.2

  5. Взаимная Ответить

    Действующее градостроительное законодательство выделяет следующие виды разрешенного использования: основные виды использования, условно разрешенные и вспомогательные. Вспомогательные виды разрешенного использования возможны только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.
    Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
    Изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменить один вид разрешенного использования на другой допускается в случае, если Правилами землепользования и застройки муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению вид разрешенного использования предусмотрен.
    Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
    Для получения информации о возможных основных и вспомогательных видах разрешенного использования конкретного земельного участка правообладателю рекомендуется обратиться в орган местного самоуправления (в г. Барнауле – Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула).
    Обращаем внимание, что правообладатель не может самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка, если он расположен на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения. Это возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Например, установление или изменение черты населенных пунктов.
    Условно разрешенный вид использования не может быть выбран правообладателем самостоятельно. Законодательством предусмотрена процедура проведения публичных слушаний. При положительном результате публичных слушаний органом местного самоуправления издается акт о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В дальнейшем на основании данного акта в порядке межведомственного взаимодействия органом регистрации прав вносятся соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
    Начальник отдела регистрации объектов
    недвижимости жилого назначения,
    регистрации земельных участков
    Людмила Геннадьевна Докукина 

  6. spell_of me Ответить

    С 1 января 2019 года правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства стали регулироваться Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    Указанным законом, в частности дается определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, регулируются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства.
    Виды разрешенного использования земельных участков такие, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
    Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками, на них разрешено размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
    Данные положения не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
    Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами.
    Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «нежилое», сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.
    При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
    Кроме того, данным законом вносятся изменения в ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
    Запрет на строительство на земельных участках, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, не зависит от вида разрешенного использования таких земельных участков, что находит свое отражение в судебной практике.
    Таким образом, если земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для садоводства», «для ведения садоводства», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства», но относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, то право на строительство на данном земельном участке у правообладателя отсутствует.

  7. CTaJIbHble_TanKu Ответить

    Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.
    Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:
    Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
    Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
    Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.
    Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.

    Куда обращаться?

    Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.
    Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.
    Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.

    Какие документы нужны?

    Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.
    Какие документы нужны:
    Паспорт (оригинал, копия).
    Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).
    Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.
    После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.

    Стоимость перевода

    Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.
    Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.

    Сроки

    Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:
    Регистрация ходатайства – один день.
    Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
    Отправка уведомления заявителю – две недели.
    Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

    Могут отказать в изменении статуса?

    Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).
    Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.
    Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:
    Нет всей необходимой документации.
    Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
    Субъект не получил все нужные согласования.
    В документации допущена ошибка.
    Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.
    Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.
    Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *