Как понять совершенный или несовершенный вид глагола?

8 ответов на вопрос “Как понять совершенный или несовершенный вид глагола?”

  1. Артистан Ответить

    Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:
    (что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.
    Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:
    1. суф­фик­са­ми
    бросить — бросать;
    кончить — кончать;
    встретить — встречать;
    обидеть — обижать;
    сосре­до­точить — сосре­до­точивать;
    при­урочить — при­урочивать;
    упол­но­мочить — упол­но­мочивать;
    достигнуть — достигать;
    2. при­став­ка­ми
    гото­вить — пригото­вить;
    брать — собрать;
    гнать — выгнать;
    звать — назвать;
    рабо­тать — перерабо­тать;
    моро­зить — подморо­зить.

    Таблица

    НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИДслу­шатьпослу­шатьчитатьпро­чи­татьписатьнапи­сатьпитьвыпитьгото­витьпри­го­то­витьОтдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:
    разре?зать — разреза?ть;
    засы?пать — засыпа?ть;
    отре?зать — отреза?ть.
    При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:
    опоздать — опазды­вать;
    стереть — стирать:
    вздохнуть — вздыхать;
    изложить — излагать;
    утомить — утомлять;
    защитить — защищать;
    упросить — упрашивать.
    Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):
    (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать (невер­но: спой­мать);
    поло­жить — класть;
    вкла­ды­вать — вло­жить;
    накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
    брать — взять;
    искать — най­ти.
    Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:
    (что сде­лать?) гря­нуть,
    очу­тить­ся;
    (что делать?) при­сут­ство­вать,
    сожа­леть.
    Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:
    ранить;
    мол­вить;
    кре­стить;
    обе­щать;
    воз­дей­ство­вать;
    исполь­зо­вать;
    ата­ко­вать и пр.

    Видеоурок

  2. Ariugda Ответить

    В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:

    Несовершенный вид (НВ). К ним можно отнести все глаголы, которые обозначают незаконченное, невыполненное до конца действие, процесс или состояние. Определить несовершенность довольно просто. Достаточно задать вопрос к глаголу и посмотреть, есть ли в вопросе приставка «с». У глаголов несовершенного вида вопросы будут без приставок: «что делать?», «что делаю?», «что делал?» Например: рисовать, рисую, рисовал.
    Совершенный вид (СВ). Это глаголы, которые обозначают до конца завершённое дело или процесс. Совершенный вид глагола отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделаю?», «что сделал?». Например: нарисовать, нарисую, нарисовал. Из приведённых примеров видно, что в данной видовой категории в словах также появляется приставка.
    Также несовершенность или совершенность можно определить следующим образом: подставить слово «буду». У глаголов несовершенного вида оно легко подставляется. Например, «рисовать» — «буду рисовать». А вот глаголы совершенного вида такое сочетание не приемлют. Например, к слову «нарисовать» нельзя подставить «буду». В этом случае теряется смысловое и грамматическое значение.
    Исключение — «купить!» Без приставки глагол относится к СВ, а с приставкой к НВ. Что делать? Покупать.
    Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.

    Способы образования

    Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.
    Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:

    Суффиксы
    Примеры
    1.
    -ива-, -ыва-
    опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю
    2.
    -ва-
    напеть — напеваю; созреть — созреваю
    3.
    -а-, -я-
    спасти — спасать; сообщить — сообщать.
    В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.

    Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
    Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
    Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
    С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
    А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:
    с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
    с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.
    В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.
    Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
    Несовершенный
    Совершенный
    отрезать
    отрезать
    засыпать
    засыпать
    отрезать
    отрезать
    выходить
    выходить
    Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:
    положить — класть;
    накладывать — наложить;
    брать — взять;
    поймать — ловить;
    искать — найти.

    Временные формы

    Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.

  3. Pethis Ответить

    Вид глагола – это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.
    Вид – это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

    Совершенный вид

    Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

  4. landscape Ответить

    Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.
    Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:
    При помощи приставок, сравните:
    Несовершенный вид
    Совершенный вид
    Читать [Chitat’] To read
    Прочитать [Prachitat’] Has red
    Писать [Pisat’] To write
    Написать [Napisat’] Has written
    Готовить [Gatovit’]
    Приготовить [Prigatovit’] Has cooked
    Покупать [Pakupat’] To buy
    Купить [Kupit’] Has bought
    Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки – это глагол “Купить”. В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.
    При помощи разных суффиксов:
    Несовершенный вид
    Совершенный вид
    Решать [Rishat’] To solve/to decide
    Решить [Rishit’] Has solved/Decided
    Показывать [Pakazyvat’] To show
    Показать [Pakazat’] Has shown
    Забывать [Zabyvat’] To forget
    Забыть [Zabyt’] Has forgotten
    При помощи совершенного иного слова:
    Несовершенный вид
    Совершенный вид
    Говорить [Gavarit’] To speak
    Сказать [Skazat’] Has spoken
    Брать [Brat’] To take
    Взять [Vzyat’] Has taken
    Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос “что сделать?”
    Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос “что делать?”, но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,
    Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit’, ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.
    Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat’e, ano mne ochin’ idyot] I bought a new dress, it suits me much.
    Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:
    Несовершенный вид
    Что делают? Когда? Как часто?
    Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
    Виталий покупает газеты
    Мы играем в волейбол
    Совершенный вид
    Что они сделали? Когда?
    Никита посмотрел фильм “Титаник” Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
    Виталий купил газету “Известия”
    Мы сыграли в волейбол очень хорошо
    Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:
    Я доел кашу и шел гулять.
    Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
    Она очень долго переделала доклад.
    Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
    Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.
    Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:
    Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat’] Red, is reading, will read
    Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую
    Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch
    Форма прошедшего времени изменяется по числам:
    Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *