Как поставить звук л в домашних условиях?

12 ответов на вопрос “Как поставить звук л в домашних условиях?”

  1. Ariuwield Ответить

    В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.
    Причины, при которых не удается произнести «л»:
    неправильное расположение губ;
    язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
    неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

    Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.
    Задания на развитие речевого дыхания.
    Упражнения по автоматизации произношения.

    Тренировка артикуляционной гимнастики

    Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.
    «Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

    «Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.
    «Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.
    «Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

    Твердый «л»

    Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.
    Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.
    «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
    Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
    После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.
    Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

    Автоматизация

    Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.
    Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
    После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.
    Далее произносить следует целые упражнения, желательно, чтобы в каждом слове присутствовал «л»: лес надел листву, лиса любит лето.
    Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

    Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

    Помощь логопеда

    Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.
    Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:
    если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
    при неврологических заболеваниях;
    при психических заболеваниях.

    В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

    Заключение

    Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.
    В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

  2. Lightwood Ответить

    Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
    Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
    Виды нарушений произношения
    Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
    Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
    «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
    Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
    Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
    Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

    Правильная артикуляция звука Л

    Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
    Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
    Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
    Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.
    В таком порядке надо проводить занятия
    Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

    Постановка произношения твердого звука Л

    Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.
    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
    Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
    Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
    Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
    Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.
    Упражнения на произношение звука Л
    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

  3. Mulhala Ответить

    Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.
    В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».
    В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».
    Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

    Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

    Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.
    Отрабатываем произношение «Л» в слогах:
    Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;
    Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.
    Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:
    Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:
    ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.
    Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:
    Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.
    Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.
    Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.
    Две буквы «Л» в одном слове:
    лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.
    Стечение «Л» и другого согласного звука:
    Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.
    Учим стихи и скороговорки:
    Ой, на речке, на Волжанке
    Соловей плывёт на палке
    Сел на доску тонкую,
    Завёл он песню звонкую.
    Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».
    Петя мал, взял мяту смял
    Увидела мать, не велела мяту мять.
    Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

    Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей


    Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
    Набор из 500 карточек + методические рекомендации, – предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
    Очередной замечательный набор от «Умница» – «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

    Произношение «Л» и возраст ребёнка

    Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.
    Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена
    Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

  4. Dagdawield Ответить

    Прежде чем начать речевое занятие, необходимо пронаблюдать за речевыми особенностями вашего ребёнка и определить, по какому типу происходят нарушения.
    В ряде случаев речевые нарушения свойственны не всем речевым позициям, кое-где прослушивается более правильный звук, который может стать отправной точкой для постановки звука в остальных словах, произносимых с нарушениями.
    Распространены случаи, когда звук в мягкой позиции произносится правильно, а в твёрдой – с нарушениями, и – наоборот.
    Очень характерны случаи нарушений звучания «Л» в мягкой позиции, когда звук пропускается – этот дефект обычно сопровождает все формы неправильного произношения, которые рассматривались выше.

    Причины неправильного произнесения

    Речевые нарушения, которые наблюдаются у ребёнка в возрасте до 5 лет, называются физиологическим косноязычием. К 5 годам эти проблемы должны постепенно исчезать.
    В противном случае, нарушения могут носить следующий характер:
    Отклонения в развитии артикуляционного аппарата. Они основаны на вялости, слабости и малоподвижности органов речи: губ, языка, нижней челюсти, горла.
    Отклонения фонематического восприятия – нарушение или недоразвитие речевого слуха. В данном случае ребёнок не распознаёт на слух звук «Л» или путает его с другим звуком.
    Нарушение речевого дыхания.
    В данном перечне обозначены только те виды нарушений, при которых возможна коррекция речи в домашних условиях. Все они поддаются исправлению при кропотливой и грамотной работе с ребёнком.
    Также обратите внимание на наличие у ребёнка зубов, правильность прикуса и на длину уздечки. Иногда приходится вначале справиться с этими проблемами.

    Выявление дефектов звучания

    Самым распространённым способом проверки правильности произнесения того или иного звука, является произношение слов, в которых находится искомый звук.
    Единственная сложность этого метода заключается в том, что обычно детям не доставляет интереса просто называть слова, повторяя их за взрослым. Дети быстро начинают отвлекаться, их внимание рассеивается.
    Поэтому удобнее предложить им соответствующие картинки, которые они будут называть или составлять по ним рассказ, сказку.

  5. Shathris Ответить

    Как научить выговаривать Звук Л и Ль детей и взрослых
    Правильная артикуляция звуков «Л» и «Ль»
    ЗВУК «Л»
    • положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
    • верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
    • язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
    • боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
    • корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
    • мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
    • голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
    Профиль правильной артикуляции при звуках Л и Ль
    Звук «Ль»
    Артикуляция мягкого звука [Л’] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л’] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).
    Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.
    Варианты нарушений
    Звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.).
    Звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.).
    Звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.).
    Звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.).
    Подготовительные упражнения для звука «Л»
    Артикуляционные упражнения для языка для звука «Л»
    (Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)
    Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
    Улыбка: улыбаемся, растягивая губы широко, потом снова возвращаем их в прежнее положение.
    Окошко: рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
    Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
    Качели: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
    Ленточка: просунуть широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.
    Зарядка: оскалить зубы попеременно смыкать и размыкать губы.
    Индюк: рот открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад: БЛ-БЛ-БЛ.
    Пароход гудит: улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук «Ы».
    Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. В этой позиции начинаются круговые движения языком по губам, как будто слизывается вкусное варенье. Как вариант – можно назвать упражнение любимым лакомством ребёнка (1 минута).
    Маляр: кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.
    Упражнения для губ и челюстей
    Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.
    Упражнение для языка
    Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
    Болтушка на нёбе. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
    Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
    Произнесение длительного звука [Л]. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук «Л», если язык оторвать от альвеол. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

  6. E_n_I_g_M_a Ответить

    -Здравствуйте, уважаемые родители!
    Рада приветствовать Вас на своём мастер-классе.
    Тема мастер-класса:  «Постановка и автоматизация звука [Л] в домашних условиях».
    Цель:  познакомить родителей со способами постановки и автоматизации звука  [Л] в домашних условиях.
    План проведения мастер-класса:
    Причины нарушений звукопроизношения звука [Л].
    Правильная артикуляция звука [Л]
    Подготовительный этап постановки данного звука.
    Способы постановки звука [Л].
    Автоматизация звука.
    Дифференциация звука [Л].
    Причины нарушений звукопроизношения звука [Л].
    Нарушение звукопроизношения – не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью.
    Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.
    Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука [Л], которое   носит название – лабмдацизм: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук» (лук). Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи дети. Речевые нарушения, которые наблюдаются у ребёнка в возрасте до 5 лет, называются физиологическим косноязычием. К 5 годам эти проблемы должны постепенно исчезать.
    Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его произношения встречается чаще.
    Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
    укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
    слабость мышц языка;
    нарушения фонематического слуха.
    Поставить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях, – задача трудная, но выполнимая.
    Для правильного произношения звука л надо выработать:
    подъем кончика языка вверх;
    подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o, у, ы;
    умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
    Так как, если рассмотреть артикуляцию звука – звук Л произноситься так, посмотрите в зеркала  Слайд  5
    Слайд  6 Этому могут помочь специальные упражнения – артикуляционная гимнастика. Занимательная артикуляционная гимнастика в стихах и рисунках будет интересна любому ребёнку.
    Если причина в недоразвитии фонематического слуха, то рекомендуется для его развития играть в следующие игры. Слайд 7
    Способы постановки звука [Л].
    Проще всего поставить звуки, если они вообще отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не придётся убирать ложный стереотип звукопроизношения.
    Звуки [Л], [Л’] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л] Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
    Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:
    «Как маленький пароходик научился гудеть»
    «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».
    (Автор сказки: Е. Г. Карельская)
    Важное уточнение: этот способ постановки звука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм!
    Все остальные дети с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма могут взять на вооружение опыт маленького пароходика. Они прикусывают кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы_______]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. Ведь это только в сказке всё получается быстро, – как по волшебству! Когда гудок (звук [Л]), наконец, приобретёт нужное звучание, любой ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя маленьким пароходиком. Проведите с ребёнком игру «Пароходы здороваются». Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким пароходиком, – решать вам!
    Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. мы говорили, что звук [Л] – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.
    Спасибо за внимание!!!

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *