Как правильно назвать должность в штатном расписании?

18 ответов на вопрос “Как правильно назвать должность в штатном расписании?”

  1. Faegami Ответить

    В соответствии с Постановлениями Минтруда в РФ сформирован Единый тарифно-квалификационный справочник. Он включает в себя множество выпусков, утвержденных те ми же Постановлениями Минтруда РФ с определением наименований должностей в разрезе каждой отрасли, с указанием квалификационных требований к вакансиям и примерным перечнем должностных обязанностей, необходимыми знаниями и характеристикой работ.
    Также в ст.195.2 ТК РФ сказано, что наименование должности в штатном расписании должно формироваться с учетом ЕТКС в связи с требованиями, установленными к Профессиональным стандартам.
    То есть руководитель компании при выборе наименования должности обязан учитываться несколько факторов, а именно:
    соответствие наименования вмененным обязанностям;
    соотношение требований к квалификации характеристикам работ.
    К примеру, допустимо секретаря именовать помощником руководителя, ведь обязанности тождественны. Но вот слесарь инспектором по коммуникациям вряд ли возможно назвать, так как наименование вакансии должно формироваться с учетом выполняемых обязанностей, а не престижного названия.

    Когда требуются справочники и профстандарты?

    В ст.195.3 ТК РФ сказано, что соблюдение Профессиональных стандартов является обязательным к соблюдению многими работодателями — теми, которые руководят компаниями с государственной формой собственности либо учреждениями, в которых половина уставного капитала принадлежит РФ.
    К примеру, в муниципалитетах, госуправлениях и иных госструктурах наименование должности должно соответствовать ЕТКС и оговоренным в указанном документе требованиям, в других же компаниях справочник может применяться в качестве рекомендаций.
    Также ЕТКС и профстандарты должны соблюдаться и в тех случаях, когда на рабочих местах тружеников присутствуют условия труда, отклоняющиеся от нормы и дающие право на определенный перечень льгот.
    Льготы гарантированы федеральным законодательством, соответственно в случае их предоставления применяются определенные требования. Например, то же соответствие наименования должности Профессиональных стандартам.
    Так, можно проработать 20 лет маляром и дышать испарениями краски, но при этом иметь наименование должности» строительный рабочий». Это не соответствует ЕТКС и не предусматривает вредные условия занятости, а значит, и права на досрочную пенсию.
    То есть в соответствии с нормами закона от наименования должности напрямую зависит перечень льгот, которые работнику будут предоставлены только в случае соответствия названия вакансии исполняемым обязанностям.
    Следует учитывать и еще несколько важных факторов:
    Если в компании присутствует тарифная система оплаты, то есть разряды, классность, то в соответствии со ст.143 ТК РФ наименование вакансии должно устанавливаться с учетом норм Квалификационных справочников. Связано это с тем, что перечень обязанностей к некоторым должностям приведен к каждому разряду отдельно, учитывая, что уровень квалификации и характеристика труда отличаются.
    В порядке ст.18 ФЗ №426 при проведении аттестации рабочих мест в аттестационном листе помимо общих данных указывается и код профессии. Это предполагает соответствие наименования должностям Квалификационному справочнику. А так как аттестация должна проводиться на всех предприятиях как минимум 1 раз в пять лет, различия между реальным наименованием должности и названием вакансии в ЕТКС может привести к нарушениям процедуры оценки.
    В остальных же случаях соблюдение профстандартов носит рекомендательный характер. Это подразумевает использование справочников только в качестве типовой формы, которую можно видоизменять с учетом специфики компании и вмененных обязанностей, но, тем не менее, не игнорировать полностью.

    Можно ли придумать наименование самостоятельно?

    Как правило, учреждениям, относящимся к государственным структурам, штатное расписание устанавливается вышестоящими органами, поэтому затруднений с подбором наименований у них не возникает, коль они его получают в готовом виде.
    А вот у компаний, являющихся коммерческими структурами, при подборе наименований возникает множество вопросов, ведь перечень должностных обязанности не всегда совпадает с ЕТКС в силу специфики труда и может быть гораздо шире установленных стандартов.
    В подобной ситуации руководство компании может придумать название самостоятельно, но с учетом и требований к профстандартам, и к разрядности по отдельным должностям. Если же вредные условия либо классность в компании отсутствуют, то наименование вакансии может быть произвольным, но в разумных пределах, учитывая, что от наименования должности иногда зависит и общий стаж труда в определенной отрасли.
    Допустим, в некоторых компаниях имеется 1 штатная единица юриста, а данным направлением занимаются несколько специалистов, в наименовании должности которых может быть указано, к примеру, специалист по правовой работе. Или тот же сторож может стать охранником хозяйственной части, коль в его ведении находиться только придомовая территория компании, да и то в ночное время.

  2. Drelagar Ответить


    Рабочий стол кадровика

    Кадровый университет

    Образцы документов

    Запись на вебинары

    Прошедшие вебинары

    Судебные решения

    Производств. календари

  3. Kamuchek Ответить

    Штатное расписание представляет собой местный нормативный документ, который формируется с целью регулировки организации труда на предприятии и фиксирования порядка заработной платы.
    Так, штатное расписание предполагает наличие следующей информации:
    названия должностей всех субъектов, трудоустроенных на предприятии (от управляющего аппарата до рядовых подчиненных);
    количество трудоустроенных граждан на каждой должности;
    объем заработной платы по окладу или тарифной ставке, а также размер надбавок и процент, положенный отдельным группам сотрудников.
    Указанные положения зачастую не вызывают сложностей, кроме наименования должностей. Так, объем и порядок оплаты труда, а также все сопутствующие нюансы, регламентируются ст. 133 ТК РФ. Руководителю необходимо быть информированным о финансовом положении предприятия, чтобы утвердить порядок оплаты труда. Однако с определением названий должностей часто возникают трудности. Помимо наличия множества различных названий, закрепленных в справочниках и профстандартах, существуют должности и отрасли деятельности, которые предполагают отдельные специальности.
    Впрочем, исходя из ст. 195 ТК РФ, ясно, что названия всех должностей на предприятии должны составляться на основании справочника или стандарта в связи с установленными в них требованиями к квалификации сотрудника.
    Также из положений профессионального норматива можно сделать вывод, что руководитель при приеме подчиненного на работу, должен обратить внимание на:
    соответствие названия должности в штатном расписании и действительных обязанностях, порученных субъекту;
    соответствие квалификационных требований из стандартов и требований к сотруднику по исполнению конкретных обязанностей.
    Например, работа секретаря может классифицироваться как должность «Помощник управленца», так как оба наименования подразумевают один и тот же набор обязанностей работника. Однако сантехника нельзя классифицировать как «Инспектор по коммуникациям», так как функционал профессий отличается друг от друга. Наименование должности формируется на основании фактически вмененных обязанностей, а не звучного названия профессии.

    Применение квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей в штатном расписании

    Исходя из ст. 195 ТК РФ, применение профессиональных стандартов в практической деятельности обязательно для государственных форм организаций или же в тех организациях, чей уставной капитал на 50% государственный.
    В частности, во всех муниципальных структурах название должности сотрудника должно основываться на перечне квалификационного справочника или положениях профессионального стандарта. В остальных коммерческих формированиях подобные нормативы носят рекомендательный характер.
    Помимо указанного, справочники и стандарты могут применяться в тех ситуациях, когда трудовые условия подчиненных подразумевают наличие определенных льгот от государства. Так, льготы являются гарантией законодательства, поэтому в условиях их обеспечения конкретной должности даже в коммерческой компании применяются особые требования. В частности, к подобным требованиям относится соответствие названия самой должности указанному списку специальностей в профстандартах.

  4. Graniwield Ответить

    Статья о структуре штатного расписания поможет вам не допускать ошибок в работе.
    Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.
    Это правило касается:
    1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;
    2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://vip.1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;
    3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
    Подробнее о должностях в штатном расписании мы писали здесь.
    Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для любой организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.
    Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” профстандарты будут обязательными лишь частично.
    Поправки касаются применения профессиональных стандартов.
    Уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
    С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями (в том числе, коммерческими организациями) профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
    Вам будет полезно узнать о образце штатного расписания в материале по ссылке.
    В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.
    Подробности в материалах Системы Кадры:
    1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания
    При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).
    Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
    Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
    Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367;
    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37;
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), утвержденный приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст;
    единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.
    Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:
    Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/п-22;
    Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
    Из ответа «Как составить штатное расписание»
    Нина Ковязина,
    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
    2. Ответ: Как применять профессиональные стандарты
    Назначение профстандартов
    Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
    Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.
    В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.
    Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.
    В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:
    формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
    организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
    тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
    Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
    Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
    При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:
    повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
    снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
    легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
    более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
    эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.
    Работникам же внедрение профстандартов позволит:
    определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
    более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
    планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
    получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.
    Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.
    Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.
    Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    Разработка стандартов
    Как происходит разработка профессиональных стандартов
    Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.
    Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.
    Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:
    план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
    план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.
    Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:
    проект профессионального стандарта;
    пояснительную записку к проекту;
    сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
    информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.
    Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
    При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:
    постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
    Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
    макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
    уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.
    На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.
    В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:
    информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
    размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте http://www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
    направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.
    Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.
    После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.
    В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.
    Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
    В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
    Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
    Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.
    Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов
    До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.
    В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.
    После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.
    Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.
    Вероника Шатрова,
    эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры
    10.12.2015
    С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
    эксперт Системы Кадры

  5. Mirann Ответить

    Как переименовать должность без изменения трудовой функции, если сотрудник не согласен

    Работодатель вправе изменить наименование должности в одностороннем порядке, если сотрудник не согласен. Провести такие изменения допускается только при изменении технологических или организационных условий. При таком варианте сотрудника нужно уведомить за два месяца до проведения изменений (на основании ст. 74 ТК РФ). В уведомлении работник должен поставить свою подпись. Отметим, что в таком порядке изменения проводятся, если в организации произошли реальные или организационные изменения.
    Работодатель вправе расторгнуть ТД, если сотрудник не согласен продолжить работать с новым названием должности, когда в организации нет подходящих вакансий для работника. Увольнение за отказ работать в новых условиях проводят по истечению двух месяцев после того момента, как сотрудник поставил свою подпись на уведомлении (ст. 74 ТК РФ).
    Ирина Павлова, юрист, руководитель сервиса «Кадровое дело: персональные консультации», член Национального союза кадровиков расскажет о переводе и переименовании должности: в чем отличия и какой алгоритм оформления

    Смотреть видео сейчас

    Приказ о переименовании должности: образец

    Изменение наименования должности, занимаемой сотрудником, относится к существенному изменению условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Чтобы приказ о переименовании должности (образец) имел законную силу, к согласованию и подписанию документа нужно тщательно подготовиться. Приказ издают на основании дополнительного соглашения, подписанного сотрудником.

    Как оформить приказ о переименовании должности

    Приказ должен содержать в себе следующие сведения:
    Полное наименование организации.
    Город, в котором будет подписано распоряжение. Эти сведения располагают в левой стороне документа.
    Дату издания распоряжения. Указывают в правой стороне листа.
    Присвоенный номер. В последующем он будет упомянут в книге, предназначенной для регистрации распоряжений по личному составу.
    Основания для переименования должности.
    Старое и новое название должности.
    ФИО и должности лиц, отвечающих за процесс проведения изменений, которые внесут соответствующие поправки в штатное расписание. Это может быть как кадровик, так и бухгалтер.
    Кто из ответственных лиц будет контролировать процесс. Часто руководитель организации берет такую ответственность на себя.
    Ссылка на допсоглашение (распоряжений может быть и несколько, если они касаются нескольких сотрудников).
    Ссылка на уведомления, если допсоглашений нет, либо на акт об отказе сотрудника подписать уведомления.
    Подпись руководителя организации.
    Подсказки экспертов: как составлять и отменять кадровые приказы
    Наиболее актуально составление такого документа в том случае, если на рабочем месте присутствуют какие-либо факторы вредности. Часто в таких ситуациях сотрудник по трудовому законодательству вправе выйти на досрочную пенсию. Пенсионный фонд проводит сверку с квалификационным справочником или профстандартом. Поэтому при переименовании должности сотрудников, работающих во вредных, опасных условиях, нужно руководствоваться квалификационным справочником или профстандартом.

    Смотреть 800 профстандартов
    Изменения, которые носят организационный или технологический характер, можно проводить по односторонней инициативе работодателя. При этом потребуется за два месяца уведомить работника. В таком документе нужно указать, какое наименование должности будет у сотрудника после проведенных изменений, на каком основании это производится. Уведомление вручают сотруднику под расписку за два месяца до вступления изменений в законную силу.

    Приказ о переименовании должности в штатном расписании

    При переименовании должности нужно внести изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами:
    издать распоряжение об изменении штатного расписания;
    утвердить распоряжением штатку в новой редакции.
    В компетенции работодателя находится выбор того или иного варианта. Если изменения носят единичный характер, например, изменено наименование должности одного сотрудника, рационально издать распоряжение об изменении штатки. Если же изменения затронули ряд сотрудников, нужно оформить и утвердить новую штатку.
    Приказ о переименовании должности в штатном расписании должен содержать следующие сведения:
    Наименование организации должно полностью соответствовать наименованию юридического лица, которое закрепили в учредительных документах (в уставе или в положении).
    Под наименованием организации в скобках указывают сокращенное наименование организации, если оно предусмотрено действующим уставом (п. 5.5 ГОСТ Р 7.0.97-2016.)
    Место составления документа прописывают по центру после соответствующей строки «дата документа» (ГОСТ Р 7.0.97-2016).
    Заголовок к тексту оформляют слева от границы левого поля (п. 5.17 ГОСТ Р 7.0.97-2016).
    Вывод

  6. ОдИнОкИй_Волк Ответить


    В соответствии со ст. 57 ТК РФ наименование должности в соответствии со штатным расписанием организации относится к обязательным условиям трудового договора. Поэтому его изменение влечет за собой внесение изменений не только в штатное расписание, но и в трудовой договор.
    По смыслу ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ наименование должности работника является одной из характеристик его трудовой функции. В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ постоянное или временное изменение трудовой функции работника является переводом на другую работу.
    Порядок перевода должен быть следующим:
    1. По смыслу ст. 72 ТК РФ стороны вправе своим соглашением изменить любые определенные ими условия трудового договора. Следовательно, необходимо оформить соглашение об изменении названия должности в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором оговорить все вносимые в него изменения, в том числе и дату перевода.
    Подписанное сторонами дополнительное соглашение будет являться неотъемлемой частью трудового договора и одновременно документом, подтверждающим согласие работника на перевод.
    Новый трудовой договор заключать не следует.
    Изменение наименования должности нужно отразить и в должностной инструкции (при ее наличии). Причем, если должностная инструкция оформлена как приложение к трудовому договору, данное изменение достаточно закрепить в упомянутом дополнительном соглашении, не подписывая инструкцию в измененном варианте.
    Должностную инструкцию, утвержденную в качестве локального нормативного акта, работодатель изменяет своим приказом. С изменениями работника необходимо ознакомить под роспись (ст. 22 ТК РФ).
    2. Изменение наименования должности влечет за собой внесение изменений в штатное расписание, унифицированная форма которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Постановление N 1).
    Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением N 1, штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся также в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.
    3. На основании дополнительного соглашения работодатель издает приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу по унифицированной форме N Т-5, утвержденной Постановлением N 1. Отметим, что по заявлению работника работодатель обязан предоставить ему заверенную копию этого приказа (распоряжения) (ст. 62 ТК РФ). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (форма N Т-2, утвержденная Постановлением N 1), а также на его лицевом счете (форма N Т-54 или N Т-54а, утвержденная Постановлением N 1).
    4. Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
    В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.
    Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела “Сведения о работе” трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
    Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:
    в графу 1 раздела “Сведения о работе” вносится порядковый номер записи;
    в графу 2 – дата перевода;
    в графе 3 пишется: “Переведена на должность секретаря-оператора”;
    в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Барсегян Артем
    26 мая 2011 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  7. Zolobar Ответить


    Рабочий стол кадровика

    Кадровый университет

    Образцы документов

    Запись на вебинары

    Прошедшие вебинары

    Судебные решения

    Производств. календари

  8. ИДИ ЛЕСОМ Ответить


    Рабочий стол кадровика

    Кадровый университет

    Образцы документов

    Запись на вебинары

    Прошедшие вебинары

    Судебные решения

    Производств. календари

  9. Двойник Дьявола Ответить

    Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам.
    Также отметим, что законодательство не запрещает работодателю водить сотруднику двойную должность (например, секретарь-кадровик).
    Следовательно, если сотрудник выполняет работы разных профессий (на разных должностях), то наименование профессии (должности) устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ (т.е. секретарь-кадровик или кадровик-секретарь). В противном случае (в случае установления двойной должности) имеет место выполнение сотрудником по договору двух трудовых функций, и это должно быть оформлено либо совмещением, либо совместительством.
    В сложившихся обстоятельствах каждая организация принимает решение самостоятельно: оформлять двойную должность или вводить две должности, которые сотрудник будет совмещать или занимать по совместительству. Исключение составляют сотрудники, чья работа связана с наличием льгот либо ограничений. Их должность (профессию) следует указывать в точном соответствии со справочником.
    Таким образом, Вы можете поступить следующим образом:
    Установить сотруднику двойную должность (например, секретарь-кадровик).
    В данном случае в должностной инструкции необходимо учесть обязанности и по должности секретаря и по должности кадровика.
    Ввести в штатное расписание 2 должности: секретарь и кадровик
    В данном случае работника можно принять на одну из указанных вакансий по основному месту, а вторую должность можно оформить как совмещение или совместительство.
    При этом, если работник будет выполнять работу по двум должностям в рамках своего рабочего времени, то в данном случае целесообразно все таки оформить совмещение. Так как продолжительность рабочего времени для совместителей не может превышать четыре часа в день.
    Следовательно, в данном случае, у работника будет 2 должностные инструкции (т.е. по должности секретаря и по должности кадровика).
    При этом, отметим, что в случае оформления совместительства по желанию сотрудника можно будет внести данную запись в трудовую книжку. В свою очередь, при совмещении должностей запись в трудовую книжку не вносится.
    Порядок оформления совмещения и совместительства указан ниже по тексту.
    Таким образом, можно сказать, что оформив работника одним из вариантов указанных выше, Вы сможете избежать различных недоразумений со стороны проверяющих органов. Так как повторимся, что выполнение работником работы, не обусловленной трудовым договором, можно рассматривать как принудительный труд, а. следовательно. нарушение трудового законодательства.
    Подробности в материалах Системы:
    Ответ: Как составить штатное расписание?
    Назначение штатного расписания
    Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
    Обязанность составлять штатное расписание
    В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:
    штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
    штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).
    Форма штатного расписания
    Форма штатного расписания № Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
    С 1 января 2013 года в связи с принятием Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ применение унифицированных форм не является обязательным для большинства организаций. Исключение составляют организации государственного сектора. Они по-прежнему должны использовать в работе унифицированные формы в обязательном порядке.
    Все остальные организации при составлении организационных и распорядительных документов вправе как продолжать использовать унифицированные формы, так и разработать их самостоятельно.
    Такие выводы следуют из совокупности положений статей 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждаются письмом Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
    Исходя из указанного организациям рекомендуется составлять штатное расписание на основе этой формы, но в зависимости от своих потребностей можно вносить туда необходимые изменения.
    Составление штатного расписания
    Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указываются не конкретные сотрудники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.
    Изменение штатного расписания
    Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, сокращение численности или штата сотрудников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 74 ТК РФ) и т. д.
    Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатное расписание нужно издать приказ о переименовании должности или об изменении размера зарплаты сотрудника, а затем заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае переименования должности работодателю необходимо внести соответствующую запись в трудовую книжку сотрудника (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).
    Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы – предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
    Такой порядок предусмотрен в статье 74 Трудового кодекса РФ.
    В завершение процедуры внесите соответствующие изменения в утвержденное в организации штатное расписание (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Внести изменения можно двумя способами:
    издать приказ о внесении изменений в штатное расписание;
    оформить штатное расписание в новой редакции и утвердить его соответствующим приказом.
    Выбор того или иного варианта относится к компетенции работодателя. В случаях, когда изменения носят единичный характер, например изменилось наименование должности сотрудника, удобнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Тогда все вносимые изменения работодатель отразит в самом приказе, а в штатном расписании в разделе «Примечание» укажет номер и дату приказа о внесении изменений. Если же изменения носят массовый характер или затрагивают не только названия должностей, но и структурных подразделений, то в этом случае внести изменения будет удобнее путем оформления и утверждения штатного расписания в новой редакции.
    Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания
    При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).
    Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
    Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
    Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367;
    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37;
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298;
    единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.
    Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:
    Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/п-22;
    Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
    Ситуация: Можно ли установить сотруднику двойную должность (например, бухгалтер-кассир, водитель-механик)
    Трудовой договор – это соглашение между работодателем и сотрудником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции (ст. 56 ТК РФ). При этом под трудовой функцией подразумевается «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы» (ст. 15 и 57 ТК РФ).
    Наименования профессий (должностей) должны устанавливаться в строгом соответствии с квалификационными справочниками с учетом фактически выполняемой работы. Если сотрудник выполняет работы разных профессий (на разных должностях), то наименование профессии (должности) устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ. Об этом говорится в пункте 19 приложения к постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30. В противном случае (в случае установления двойной должности) имеет место выполнение сотрудником по договору двух трудовых функций, и это должно быть оформлено либо совмещением, либо совместительством.
    В то же время указанными справочниками нужно пользоваться только:
    когда в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот или ограничений (ст. 57 ТК РФ);
    при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов сотрудникам (ст. 143 ТК РФ).
    Во всех остальных случаях организации вправе вводить в свои штатные расписания должности, названия которых отсутствуют в квалификационных справочниках. Причем устанавливать название должности и обязанности по должности работодатель вправе в таких случаях самостоятельно. Более того, в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298, и Квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, все же присутствует ряд двойных должностей (например, слесарь-инструментальщик, слесарь-сборщик, слесарь-механик, секретарь-машинистка, инструктор-ревизор, машинист-инструктор, инженер-химик, инженер-физик и т. п.).
    В сложившихся обстоятельствах каждая организация принимает решение самостоятельно: оформлять двойную должность или вводить две должности, которые сотрудник будет совмещать или занимать по совместительству. Исключение составляют сотрудники, чья работа связана с наличием льгот либо ограничений. Их должность (профессию) следует указывать в точном соответствии со справочником.
    Нина Ковязина
    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
    Ответ: Как оформить совмещение профессий (должностей)?
    Условия для совмещения
    Совмещение профессий (должностей) характеризуется следующим:
    сотрудник должен быть согласен на совмещение;
    срок, в течение которого сотрудник будет совмещать другую работу, устанавливается по соглашению сторон (например, до того как будет найден сотрудник на вакантную должность);
    совмещать разные должности (профессии) сотрудник должен в одной и той же организации (иначе это будет уже внешнее совместительство);
    выполнять и основную, и свою дополнительную работу сотрудник будет в пределах установленной продолжительности рабочего дня (как правило, восемь часов в день) (иначе это будет внутреннее совместительство).
    Об этом сказано в статьях 151 и 60.2 Трудового кодекса РФ.
    Ограничение по должностям при совмещении
    Совмещать одноименные должности (профессии) сотрудник не может. Совмещение означает дополнительную работу по другой профессии или должности. Этим совмещение профессий (должностей) отличается от временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника. При временном исполнении обязанностей сотрудник может исполнять обязанности как по одноименным, так и по разным должностям (профессиям). Это следует из положений части 2 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.
    Оформление совмещения новичку
    Отдельный трудовой договор на совмещение с сотрудником оформлять не нужно.
    Если совмещение устанавливается новому сотруднику при приеме на работу, то в трудовом договоре с ним отразите как условия выполнения основной работы, так и условия выполнения работы по совмещению. На основе договора издайте приказ о приеме на работу по форме № Т-1 и укажите в нем на совмещение профессий (должностей).
    Оформление совмещения уже работающему сотруднику
    Если совмещение устанавливается уже работающему в организации сотруднику, обязательно получите его согласие на совмещение (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ). Согласие сторон на совмещение оформите в виде дополнительного соглашения к трудовому договору (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ). В нем укажите:
    работу (должность), которую сотрудник будет выполнять дополнительно, ее содержание и объем;
    срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу;
    размер доплаты за совмещение профессий (должностей).
    Такие требования к оформлению совмещения предусмотрены в части 3 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.
    На основе заключенного дополнительного соглашения издайте приказ о совмещении профессий (должностей). Типовая форма такого документа законодательством не предусмотрена, поэтому приказ составьте в произвольной форме.
    Договор о полной материальной ответственности
    Если должность (профессия), которую будет совмещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание или использование денег, товаров, а также иного имущества работодателя, то дополнительно с сотрудником заключите договор о полной материальной ответственности (ст. 241–243 ТК РФ).
    Доплата за совмещение
    При совмещении профессий (должностей) сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата.
    Досрочное прекращение совмещения
    Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении работы в режиме совмещения профессий (должностей) сотрудника нужно уведомить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен письменно предупредить об этом работодателя за три рабочих дня. Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.
    Иван Шкловец
    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
    Ответ: Как оформить прием на работу совместителя?
    Порядок работы при совместительстве
    При совместительстве сотрудник в свободное от основной работы время выполняет другую регулярную оплачиваемую работу по отдельному трудовому договору (ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Совместительством можно заниматься как по месту основной работы (внутренний совместитель), так и в других организациях (внешний совместитель) (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).
    Количество мест работы по совместительству
    Число мест работы по совместительству законодательство не ограничивает. То есть сотруднику разрешено заключать трудовые договоры о совместительстве с любым количеством организаций (с учетом ограничения по рабочему времени совместителя). Об этом сказано в части 2 статьи 282 Трудового кодекса РФ.
    Продолжительность рабочего дня совместителя
    Как правило, продолжительность рабочего времени для совместителей не может превышать четыре часа в день (ст. 284 ТК РФ). Но если сотрудник свободен от основной работы (в какой-либо день), то он может работать по совместительству в этот день полный рабочий день. Однако в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность работы совместителя не должна превышать половину нормы рабочего времени за месяц (другой учетный период), установленной для соответствующей категории сотрудников. Такие ограничения установлены частью 1 статьи 284 Трудового кодекса РФ.
    Ограничения продолжительности рабочего времени по совместительству не нужно соблюдать, если по основному месту работы сотрудник:
    приостановил работу из-за задержки выплаты ему зарплаты (ч. 2 ст. 142 ТК РФ);
    отстранен от работы по состоянию здоровья с сохранением должности на срок до четырех месяцев в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Трудового кодекса РФ;
    является руководителем, его заместителем, главным бухгалтером организации (обособленного подразделения) и отстранен по состоянию здоровья с сохранением должности в случае, предусмотренном частью 4 статьи 73 Трудового кодекса РФ.
    Об этом говорится в части 2 статьи 284 Трудового кодекса РФ.
    Истребование документов у внутреннего совместителя
    При приеме на работу у внутреннего совместителя не нужно требовать какие-либо документы. Все необходимые документы он уже предъявил, когда оформлялся на основную должность (ст. 65 ТК РФ). Исключение составляет случай, когда работа по совместительству требует наличия определенных знаний. Тогда сотрудник должен представить документ, подтверждающий наличие у него таких знаний (например, диплом, сертификат или свидетельство).
    Истребование документов у внешнего совместителя
    У внешнего совместителя при приеме на работу потребуйте:
    паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
    документ об образовании (его копию) (при приеме на работу, требующую специальных знаний);
    справку о характере и условиях труда по основному месту работы (при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда).
    Такой перечень документов установлен в статье 283 Трудового кодекса РФ.
    Трудовую книжку внешний совместитель предоставлять не должен (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). По желанию сотрудника сведения о работе по совместительству могут быть внесены в трудовую книжку по месту основной работы (ч. 5 ст. 66 ТК РФ). Для этого предоставьте сотруднику документ, подтверждающий работу по совместительству. Какой это документ, Трудовой кодекс РФ не определяет. Следовательно, он может быть любым (трудовой договор, справка, копия или выписка из приказа о приеме на работу и т. п.) при условии, что в нем содержатся все сведения, необходимые для внесения записи в трудовую книжку.
    Документальное оформление приема на работу совместителя
    При приеме на работу:
    совместитель (как внутренний, так и внешний), как правило, пишет заявление;
    совместитель и организация заключают трудовой договор;
    руководитель организации издает приказ о приеме на работу совместителя;
    лицо, ответственное за кадровый учет в организации, заводит личную карточку на совместителя (в т. ч и на внутреннего).
    Трудовой договор с совместителем
    При оформлении на работу совместителя (как внутреннего, так и внешнего) заключите с ним отдельный трудовой договор. В нем обязательно укажите, что выполняемая им работа является совместительством. Об этом говорится в статье 282 Трудового кодекса РФ. В остальном к трудовому договору с совместителем применяются те же требования, что и к договорам, заключаемым по основному месту работы (гл. 10 ТК РФ).
    Приказ о приеме совместителя
    После того как будет заключен трудовой договор, оформите приказ о приеме на работу совместителя по унифицированной форме № Т-1 или № Т-1а (ст. 68 ТК РФ). Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
    Личная карточка совместителя
    В завершение процедуры приема на работу оформите на совместителя (как внутреннего, так и внешнего) личную карточку по форме № Т-2 (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
    Нина Ковязина
    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
    Нормативно-правовая база: Трудовой кодекс РФ
    Статья 60_2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
    С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *