Как правильно писать адрес в письме делопроизводство?

23 ответов на вопрос “Как правильно писать адрес в письме делопроизводство?”

  1. SCORPIO84 Ответить

    Новый национальный стандарт по оформлению документов – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016) принят Росстандартом от 08.12.2016 № 2004-ст . Стандарт вводится в действие с 1 июля 2018 г. и заменяет ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003).
    В статье рассмотрим вопрос правильности оформления  адресования документа: в организацию, физическому лицо и что нового  в этом реквизите.
    Знание порядка адресования документа  важно, так как от точности написания этого реквизита зависит его доставка исполнителю, минуя  лишние инстанции и быстрота принятия решения, по проблемам изложенным в документе.
    Реквизит «адресат» используется при оформлении деловых (служебных) писем, внутренних информационно-справочных документов таких, как докладные, служебные записки, объяснительные, заявления  и др.).
    Адресатом документа может быть:
    организация,
    структурное подразделение организации,
    должностное лицо,
    физическое лицо.
    Изменения в реквизите « адресат»  минимальны, поскольку основная задача в новой редакции стандарта – сохранить преемственность с предыдущим стандартом, ввести в новую версию только те изменения, которые действительно актуальны в практике документирования.

    Наиболее значимые изменения в реквизите «адресат»

    1.Инициалы пишем после фамилии в реквизите «адресат». Приведено к единообразию проставление инициалов лица, которому адресован документ: независимо от того, кому адресован документ, должностному лицу или физическому лицу (гражданину), инициалы ставятся после фамилии. Например, если получатель – должностное лицо:
    Ректору Сибирского федерального университета
    Иванову Е.А.
    Если документ адресован физическому лицу:
    Петровой М.Н.
    пр. Мира  д.4 кв.22
    г. Красноярск, 660011
    2. Указываем адрес электронной почты. Новым элементом оформления реквизита «адресат» является указание адреса электронной почты или номера телефона (факса), если письмо отправляется только по электронной почте или по факсимильной связи (без досылки по почте), например:
    Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
    mail.ru@kspu.ru
    3.Перед фамилией должностного лица допускается употреблять сокращение «г-ну» (господину), если адресат мужчина, или «г-же» (госпоже), если адресат женщина.
    Примеры
    г-ну Фамилия И.О.
    г-же Фамилия И.О.

    Составные части реквизита «адресат»

    Максимально реквизит «адресат» может состоять из следующих составных частей:
    наименование учреждения, организации (в именительном падеже);
    наименование структурного подразделения (в именительном падеже);
    указание должности получателя (в дательном падеже);
    фамилия и инициалы (в дательном падеже, инициалы указываются после фамилии, например: Иванову С.П.);
    почтовый адрес.
    Каждая из указанных составных частей адресата печатается с новой строки. Расстояние между ними  1-1,5 межстрочных интервала. Длина максимальной строки не должна превышать 12 см и ограничивается правой границей текстового поля. Знаки препинания — точки и запятые — не ставятся. Допускается центрировать каждую строку адресата по отношению к самой длинной строке.

    Что сохранилось в реквизите «адресат»?

    1.Реквизит «адресат» проставляется в верхней правой части документа (на бланке с угловым расположением реквизитов) или справа под реквизитами бланка (при продольном расположении реквизитов бланка). Строки реквизита «адресат» выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки.
    При адресовании документа руководителю (заместителю руководителя) организации указываются в дательном падеже наименование должности руководителя (заместителя руководителя), включающее наименование организации, и фамилия, инициалы должностного лица.
    Пример —
    Губернатору Красноярского края
    Усс А.В.
    2.При адресовании письма в организацию указывается ее полное или сокращенное наименование в именительном падеже.
    Примеры
    Федеральное архивное агентство
    Росархив
    При адресовании документа в структурное подразделение организации в реквизите «адресат» указывается в именительном падеже наименование организации, ниже — наименование структурного подразделения.
    Пример —
    Федеральное архивное агентство
    Отдел государственной службы, кадров и наград
    При адресовании письма руководителю структурного подразделения указывается в именительном падеже наименование организации, ниже — в дательном падеже наименование должности руководителя, включающее наименование структурного подразделения, фамилию, инициалы.
    Пример —
    АО «Профиль»
    Руководителю договорно- правового отдела
    Иванову А.О.
    3.При рассылке документа группе организаций одного типа или в структурные подразделения одной организации, адресат указывается обобщенно.
    Примеры
    Руководителям дочерних  обществ АО «Профиль»
    Руководителям управлений Росархива
    При рассылке документа не всем организациям или структурным подразделениям под реквизитом «Адресат» в скобках указывается: «(по списку)».
    Пример
    Руководителям дочерних обществ АО «Профиль» (по списку)
    В одном документе не должно быть более четырех адресатов. Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывается. При большем количестве адресатов составляется список (лист, указатель) рассылки документа, на каждом документе указывается один адресат или адресат оформляется обобщенно.
    4.В состав реквизита «адресат» может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указываются в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234.
    Пример —
    Сибирский федеральный университет
    Профсоюзная ул., д. 82,
    Красноярск, 660093
    Почтовый адрес может не указываться в документах, направляемых в высшие органы власти, вышестоящие организации, подведомственные организации и постоянным корреспондентам (за исключением направления писем указанным адресатам в конвертах с прозрачными окнами).
    При адресовании документа физическому лицу указываются: фамилия инициалы, почтовый адрес.
    Пример
    Ивановой М.И.
    Садовая ул., д. 5, кв. 12,
    г. Красноярск, 660077
    Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

    Еще статьи:

    Вузы могут разделить на четыре группы
    Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов: разъяснения Ростехнадзора
    Хранение документов по охране труда
    Типовые инструкции по охране труда

  2. SergeyOd Ответить

    При подготовке и оформлении делового письма используются следующие реквизиты:
    10 – дата документа;
    11 – регистрационный номер документа;
    12 – ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;
    14 – гриф ограничения доступа к документу (если письмо содержит информацию конфиденциального характера);
    15 – адресат;
    17 – заголовок к тексту;
    18 – текст документа2;
    19 – отметка о приложении;
    21 – виза;
    22 – подпись;
    24 – печать;
    25 – отметка об исполнителе.
    Дата документа (см. реквизит 10 в Примере 9) записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:
    арабскими цифрами, разделенными точкой: 18.03.2019 либо
    словесно-цифровым способом: 18 марта 2019 г.
    При оформлении даты цифровым способом слово «год» полностью или в сокращении («г.») не пишется. При оформлении даты словесно-цифровым способом слово «год» записывается сокращенно – «г.».
    Порядок регистрации документов и структура регистрационных номеров (см. реквизит 11 в Примере 9) устанавливаются в Инструкции по делопроизводству организации или иных локальных нормативных актах (ЛНА). Регистрация писем проводится после их подписания должностным лицом. В регистрационном номере:
    в обязательном порядке фиксируется порядковый исходящий номер письма в пределах календарного года;
    как правило, он дополняется индексом дела по номенклатуре и (или) кодами по используемым при регистрации классификаторам.
    В Примере 9 регистрационный номер делового письма 02-01/98 включает:
    02-01 – индекс дела по номенклатуре дел;
    98 – порядковый номер.
    Что из этих двух составляющих ставить на первое место, а что на второе, какими знаками отделять числа друг от друга, использовать ли буквенные обозначения – это «личное дело» каждой организации. Только следите, чтобы знаки, которыми вы разделяете «зоны» регистрационного номера отличались от используемых внутри этих «зон». Иначе будет трудно догадаться, что чем является, например, в таком номере: 02-01-98. Даже если разъяснения будут содержаться в ЛНА, надо стремиться к тому, чтобы открытая информация в документе была интуитивно понятной сотрудникам вашей и сторонних организаций.
    В статье «Устанавливаем режим коммерческой тайны» журнала № 6′ 2015
    Ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа (см. реквизит 12 в Примере 9) включает регистрационный номер и дату входящего письма, на который дается ответ. Она оформляется только в письмах-ответах. Наличие этого реквизита позволяет исключить из текстов ответных писем выражения типа «На ваше письмо от… №… сообщаем…», «Рассмотрев ваше обращение от… №…» и т.п.
    Гриф ограничения доступа к документу (реквизит 14 в Примерах 9 и 10) проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен.
    Виды используемых в организации грифов ограничения доступа должны соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам РФ и должны быть закреплены в ЛНА организации. В состав грифа ограничения доступа к документу входит:
    ограничительная надпись («Для служебного пользования», «Конфиденциально», «Коммерческая тайна» или др.),
    которая может дополняться номером экземпляра документа и другими сведениями в соответствии с законодательством РФ и ЛНА.
    Например, на документы, содержащие коммерческую тайну, наносится:
    фраза «Коммерческая тайна»
    с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество и место жительства человека)3.
    Из статьи «Реквизит ограничения доступа к документу» журнала № 9′ 2017 узнаете о существующих видах тайн, опубликованы примеры Перечня конфиденциальной информации, оформления грифа ограничения доступа,
    его изменения и снятия; специфика сообщений о конфиденциальности электронных писем и нанесения грифа на документы с персональными данными

    См. статью «Конфиденциальные документы в номенклатуре дел» журнала № 11′ 2014
    Адресат письма (см. реквизит 15 в Примерах 9 и 10) проставляется справа от границы верхнего поля (на бланке с угловым расположением реквизитов4) или справа под реквизитами бланка (при продольном расположении реквизитов бланка).
    Как правило, реквизит «адресат» занимает несколько строк. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 (пункт 3.4), многострочные реквизиты5 печатаются через 1 межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом («!» там же). Строки реквизита «адресат» выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки (сравните Примеры 9 и 10).

  3. ilnar97 Ответить

    ГОСТ 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» закрепил основные значения понятий, которые мы далее будем использовать:
    адресат – реквизит, содержащий информацию о получателе документа;
    реквизит документа – элемент оформления документа.
    Дополнительно необходимо обратить внимание на новый термин атрибут, который активно применяется при работе с электронной научно-технической документацией и рассматривается как обязательная составная часть реквизита документа. Правила оформления реквизита «адресат», установленные ГОСТ Р 6.30-2003, предусматривают различные варианты его оформления – в них по-разному оформляются или не оформляются основные атрибуты реквизита «адресат».
    И, наконец, термин адресат необходимо отличать от устаревшего понятия адресант, которое тем не менее упоминается в приложении к Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477) в значении автор, т.е. отправитель документа (и прежде всего письма).
    Поскольку переписка занимает обычно более 80% в объеме документо­оборота организаций, правила оформления реквизита «адресат» рассмотрим на примере официальных служебных писем, которые составляются в бумажной форме и направляются получателю в основном по почте.
    В процессе ведения переписки руководители, сотрудники и служба делопроизводства организации должны учитывать следующие факторы:
    технологический, который означает, что организация будет направлять свое письмо через отделения почтовой связи или прибегая к услугам компаний, которые занимаются доставкой корреспонденции. Эти компании и Почта России в процессе доставки действуют как независимые третьи лица. Составляя письмо, нужно учитывать, как оно будет пересылаться, упаковываться, что порядок и последовательность оформления атрибутов почтового адреса устанавливаются Правилами оказания услуг почтовой связи, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ и периодически обновляются;
    управленческий, т.к. в письме может фиксироваться:
    конкретное управленческое решение, предложение, отчет или претензия – оно может быть адресовано в вышестоящую организацию или равностоящему партнеру, клиенту;
    обязательное для исполнения поручение или нормативный правовой акт, который рассылается в подведомственные организации для исполнения или для сведения.
    То есть цель создания и содержание документа, место организации-автора в системе управления и отношения с получателем письма влияют на оформление реквизита «адресат». Кроме того, письмо должно направляться в ту точку (организация, должностное лицо, специалист, структурное подразделение), где имеются полномочия решить вопрос, изложенный в документе, окончательно и по существу. Если у вас есть несколько вопросов / предложений к данной организации, не увязанных между собой и решение которых находится в компетенции разных лиц, то лучше написать каждому «конечному получателю» отдельное письмо. А если вы не знаете, кому «распишут» отработку ваших вопросов, то можете изложить их в письме на имя генерального директора или адресовать его в целом к организации;
    фактор этикета – необходимость соблюдения принятых правил вежливости с учетом конкретной ситуации делового общения, статуса и положения адресата (юридическое или физическое лицо, вышестоящая или подведомственная организация, письмо направляется в первый раз или постоянному корреспонденту и т.п.).

    Бланк письма организации

    Для ведения переписки практически каждая организация разрабатывает и утверждает свой бланк письма. Состав его реквизитов и примеры оформления можно найти:
    в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (рисунки Б.2 – Б.4) и
    Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (п. 3.3.1 с приложениями).
    Организации уделяют большое внимание разработке бланка письма и даже включают его в книгу «фирменного» стиля, что совершенно справедливо, т.к. он является «лицом» юридического лица, формирует образ автора письма и впечатление о нем. Но дело не только в качестве бумаги и цветах краски, использованных для изготовления бланка. На бланке указываются полное и сокращенное наименования организации, организационно-правовая форма и подчиненность. Самое главное – проследить за правильным оформлением сведений об авторе, которые указываются на нем, перечислив все способы связи с автором. Во внешнюю среду это передает признаки устойчивости, готовности к контактам, открытость и «доброжелательность» организации.
    Расположение реквизитов в бланке может быть:
    продольным (как в Примере 1) либо
    угловым:
    центрированным (как в Примере 2) или
    флаговым (атрибуты располагаются в той же боковой зоне, но текст каждой строки начинается от границы левого поля).
    У продольного и углового бланков разное местоположение реквизита «адресат», оно обозначено оранжевой заливкой (сравните Примеры 1 и 2).

    Атрибуты реквизита «адресат»

    ГОСТ Р 6.30-2003 рекомендует формулировать реквизит «адресат» как ответ на вопросы: «Кому?» и «Куда?» направляется письмо.
    Причем ответ на вопрос «Куда?», т.е. оформление атрибута «почтовый адрес», ГОСТ считает факультативным. Если же он вписывается, то его элементы пишутся в последовательности, предусмотренной Правилами оказания услуг почтовой связи (это установлено Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, Приложение № 11). Указание почтового адреса на самом письме становится удобным при использовании конверта с окошком, в котором и будут видны все данные об адресате (кому и куда нужно доставить письмо), тогда эту информацию не придется дублировать на конверте вручную или путем наклейки «этикетки». При больших объемах переписки такой подход существенно экономит время и деньги.
    Если объединить рекомендации ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.15) и «лучшие практики», то можно дать следующие советы по оформлению реквизита «адресат» для конкретных ситуаций.
    Если письмо адресуется государственному органу, органу местного самоуправления, высшему органу власти, вышестоящей организации, то атрибут «почтовый адрес» все-таки не оформляется (он указывается только на конверте). См. Примеры 3 и 4.
    Если письмо направляется первому руководителю этой «вышестоящей организации», то наименование организации включается в должность, см. Примеры 5 и 6. И должность, и Ф. И. О. пишутся в дательном падеже.

  4. sahasv Ответить

    Порядок расположения и состав реквизитов почтового адреса на почтовых отправлениях определен Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221).
    На почтовых отправлениях, сопроводительных бланках к посылкам, а также на бланках почтовых переводов адреса отправителя и адресата пишутся отправителем. В адресе не должно быть сокращенных названий , не относящихся к адресу знаков.
    Реквизиты адреса пишутся в следующем порядке:
    наименование адресата (для граждан — фамилия, имя, отчество, для юридического лица — полное или краткое наименование);
    название улицы, номер дома, номер квартиры;
    название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
    название района;
    название республики, края, области, автономного округа (области);
    название страны (для международных почтовых отправлений);
    почтовый индекс.
    Севастьянову Сергею Сергеевичу
    Народная ул., дом 16, кв. 3
    пос. Выхино Красносельского р-на
    Ярославской обл.,
    123543
    Почтовое отправление на абонементный ящик:
    Иванову Виктору Григорьевичу
    а/ я 54,
    г. Москва, 117246
    Почтовое отправление “до востребования”:
    Васильевой Ольге Степановне
    до востребования
    г. Воронеж, 323117
    Двойные номера домов в адресе принято писать через косую черту: ул. Пушкина, 15/18 . При литерных номерах литеру принято писать слитно с последней цифрой номера: Пушкинский пер., д. 7а .
    Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта, почтового пакета, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес отправителя — в левом верхнем углу.
    Все адресные данные на почтовых отправлениях, сопроводительных бланках к посылкам и прямым контейнерам, а также на бланках почтовых переводов пишутся разборчиво чернилами или печатаются типографским способом, на пишущей машинке либо с использованием другой печатающей техники.
    Почтовый индекс адресата на письмах и почтовых карточках с кодовыми штампами пишется стилизованными цифрами чернилами любого цвета, за исключением красного, желтого и зеленого.

  5. Sergey345 Ответить

    Письмо – обобщённое название различных по содержанию документов, служащих средством общения между организациями, пересылаемых по почте.
    Служебные письма оформляются на бланке организации и имеют следующие реквизиты: адресат, заголовок к тексту, текст, отметка о наличии приложения (при необходимости), подпись, отметка об исполнителе, печать (при необходимости).
    Эксперты единодушны в том, что официальное письмо должно занимать не более страницы. Письмо должно быть посвящено одному вопросу, это ускоряет его исполнение.
    К тексту письма предъявляются следующие требования:
    ясность, чёткость, краткость изложения;
    обоснованные аргументы, полнота информации;
    доброжелательный, вежливый тон;
    последовательность изложения материала;
    нейтральный тон письма;
    использование языковых формулировок, сложившихся в управленческой практике.
    Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой излагаются факты и события (мотивы, аргументы), послужившие основанием для составления письма, во второй – выводы, просьбы, предложения.
    При составлении любого письма необходимо намечать логическую схему его содержания. Датой письма является дата его отправления.

    Формы изложения текста

    В переписке используются следующие формы изложения текста:
    от первого лица единственного числа (прошу);
    от первого лица множественного числа (просим);
    от третьего лица единственного числа (организация просит);
    от третьего лица множественного числа (трудовой коллектив просит).
    К составлению писем предъявляются те же требования, что к составлению организационно-распорядительных документов, на основе ГОСТ Р.6-30 2003.

    Виды писем

    Служебная переписка включает множество видов и разновидностей писем:
    письма-просьбы;
    письма-запросы;
    письма-предложения;
    сопроводительные письма;
    письма-подтверждения;
    письма-извещения;
    письма-напоминания;
    письма-рекламации;
    письма-приглашения.
    Служебное письмо является носителем определённой информации и правовым документом.
    Письмо-просьба. Излагая просьбу, необходимо подчеркнуть заинтересованность в её исполнении. Такое письмо, как правило, начинается со слов:
    Просим оказать содействие…
    Просим принять участие…
    Прошу довести до сведения…
    Просим выслать в наш адрес…
    Письмо-запрос. Такое письмо представляет собой обращение с просьбой дать подробную информацию о каких- либо данных или услугах. В письме используются такие выражения:
    Просим представить…
    Просим отразить следующие вопросы…
    В пояснительной записке необходимо отразить следующие вопросы…
    Письмо-предложение представляет собой заявление о желании сотрудничать или заключить договор с указанием его конкретных условий. Используются такие выражения:
    Прошу высказать Ваше мнение об участии…
    Прошу Вас дать поручение разработать соглашение…
    На Ваше рассмотрение предлагается соглашение…
    Просим Вас выразить письменную поддержку…
    Надеемся на плодотворное сотрудничество…
    Сопроводительное письмо. В сопроводительном письме адресату сообщается факт отправки ему прилагаемых к этому письму документов (или материальных ценностей). Сопроводительные письма обычно начинаются со слов:
    Направляем информацию…
    Представляем на утверждение…
    Посылаем литературу…
    Высылаем план…
    Гарантийное письмо. Гарантийное письмо составляется с целью подтверждения определённых обещаний или условий и может начинаться с обращения по имени и отчеству к лицу, которому оно адресовано. Гарантийное письмо, как правило, заверяется печатью. Гарантийное письмо может содержать следующие фразы:
    Оплату гарантируем…
    Качество услуг гарантируем…
    Профсоюзная организация гарантирует…
    Письмо-подтверждение. Такие письма направляются для подтверждения получения документов и материалов. Например: писем, факсов и т.д. Ключевым словом в таком письме является слово: «Подтверждаем», и может заканчиваться просьбой, предложением, замечанием или указанием.
    Письма-подтверждения начинают так:
    Подтверждаем…
    Профсоюзная организация подтверждает…
    С благодарностью подтверждаем…
    Письмо-извещение. В таком письме что-либо сообщается или подтверждается. Обычно письма-извещения являются ответом на запрос и начинается со слов: «Сообщаем», «Доводим до Вашего сведения», «Ставим Вас в известность» и др.
    Письмо-напоминание следует направлять когда не удаётся с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый ответ. Такое письмо состоит из двух логических элементов: напоминание о выполнении действий и мерах, которые будут приняты в случае их невыполнения. Ключевым словом в таком письме является слово: «Напомнить».
    В письмах-напоминаниях используются такие модели:
    Напоминаем, что…
    Напоминаем Вам, что…
    Письмо-рекламация – это документ, представляющий собой предъявление претензий к стороне, нарушившей принятые на себя по договору обязательства и требования возмещения убытков.
    Рекламация должна содержать следующие данные:
    основания для предъявления претензий;
    доказательства – ссылки на какие-либо акты или документы;
    конкретные требования стороны, предъявляющей претензию.
    Рекламации предъявляются в письменном виде, заказным письмом с приложением всех документов, подтверждающих рекламацию и имеющих полную доказательную силу обеих сторон и в определённый срок.
    Письмо-приглашение может адресоваться конкретному лицу или нескольким лицам. Оно может начинаться словами:
    Просим принять участие…
    Профсоюзный комитет приглашает…
    Приглашаем…
    Просим направить представителя…
    Приглашаем Вас на семинар…
    Наиболее часто встречаемые ошибки в текстах деловых писем следующие:
    дублирование другого, уже стандартизированного документа;
    указание наименования организации рядом с должностью лица, подписавшего письмо;
    не следует текст письма начинать с повторения того, что уже отражено в индексах, дате отправления и теме предыдущего письма.
    Пример письма с изложением от первого лица единственного числа:
    Т.П. Морозовой
    Уважаемая Татьяна Петровна!
    Искренне поздравляю Вас с избранием председателем профсоюзной организации Свердловского района.
    Надеюсь, что Ваш опыт и высокая профессиональная подготовка послужит дальнейшему укреплению вашей профсоюзной организации.
    Рассчитываю на дальнейшее сотрудничество.
    Председатель                                                        О.Г. Софронова
    Пример письма с изложением от первого лица множественного числа.
    Е.М. Ивановой
    Уважаемая Елена Михайловна!
    Сообщаем Вам, что во исполнение постановления Президиума крайкома профсоюза от 05.03.2014 «Об усилении работы по мотивации профсоюзного членства» профсоюзным комитетом разработаны и осуществлены меры по усилению мотивации профсоюзного членства.
    1.Выпускается для членов профсоюзной организации настольная книга председателя первичной профсоюзной организации.
    2.Постановления профсоюзного комитета рассылаются по электронной почте в институты и на факультеты.
    3.Информация о работе профсоюзной организации помещается в газете «Реальное будущее».
    Просим извинить за задержку информации.
    Председатель                                                                            Н.А. Налимова
    Пример письма с изложением от третьего лица единственного числа
    Председателям профбюро факультетов
    Профсоюзный комитет информирует, что во исполнение решения к5онференции трудового коллектива от 15.12.2014 « О выполнении коллективного договора за 2014 год» доклад председателя первичной профсоюзной организации опубликован в виде брошюры.
    Профсоюзный комитет просить довести до сведения членов профсоюзной организации содержание данного доклада.
    Председатель                                                                       Е.Н. Белова
    Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

    Еще статьи:

    Правила оформления документов
    Правила внутреннего трудового распорядка организации
    Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
    Программа вводного инструктажа. Изменения с 01.03.2017
    Работающие за персональным компьютером не менее половины рабочего времени должны проходить мед осмотр

  6. z.i.k.o Ответить

    Пример 7
    Документ адресуется руководителю организации (его заместителю). Указывайте наименование организации в составе наименования должности адресата:
    Начальнику Главного статистического
    управления г. Минска
    Мелешкину Д.В.
    или
    Заместителю главы Администрации
    Заводского района г. Минска
    Гуриненко Д.В.
    Пример 8
    Если письмо адресуется лицу, имеющему воинское звание, ученую степень или ученое звание (в т.ч. академическое), то в «Адресате» можно указать соответствующее звание или степень. Они приводятся в сокращенном виде непосредственно перед фамилией:
    Белорусский государственный
    университет
    Исторический факультет
    Зав. кафедрой источниковедения
    Проф. Ходину С.Н.
    Пример 9
    При направлении документа в несколько однородных организаций их наименования указываются обобщенно в именительном падеже:
    Республиканские органы
    государственного управления
    Пример 10
    При направлении документа руководителям нескольких однородных организаций наименования их должностей указываются обобщенно в дательном падеже:
    Руководителям республиканских органов
    государственного управления
    Почтовый адрес
    Почтовый адрес, как правило, указывается только на конверте. При адресовании документа разовому корреспонденту почтовый адрес может входить в состав реквизита «Адресат». Его следует оформлять в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2004 № 1111 (с изменениями и дополнениями).
    Пример 11
    При адресовании документа гражданину, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, вначале указывают фамилию и инициалы (собственное имя, отчество (если таковое имеется)) получателя, затем – почтовый адрес:
    Удовиченко Г.А.
    ул. Ленина, д. 70, кв. 26
    225209, г. Береза
    Брестской обл.
    Пример 12
    При адресовании корреспонденции за пределы Беларуси (в страны СНГ) дополнительно указывают название страны:
    Степанову Р.Б.
    ул. Мархлевского, 7а,
    113161, Москва
    Россия
    Предельное количество адресатов на документе
    Документ, предназначенный для отправки, не должен содержать более 4 адресов. Слово «копия» перед вторым и последующими адресатами не пишется.
    При направлении документа более чем в 4 адреса составляется список на рассылку, в котором перечисляются адреса, наименования организаций и фамилии должностных лиц. Форма списка определена в приложении 2 к Инструкции по делопроизводству в государственных органах в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4. На основании этого списка оформляется адресат в каждом конкретном документе – на каждом экземпляре указывают только одного адресата или обобщенное наименование адресатов.
    После отправки экземпляров документа список на рассылку помещают в дело вместе с экземпляром, оставшимся в организации-отправителе, что избавляет организацию-отправителя от необходимости оформлять и сохранять копию каждого отправленного экземпляра с указанием конкретного адресата на ней.
    Обращаем внимание, если документ является ответом, первым адресатом на документе указывается автор инициативного письма независимо от значимости остальных адресатов.

  7. michail73 Ответить

    ГОСТ Р 7.0.97-2016, как и любой другой национальный стандарт, введенный в действие после 2002 года, применяется добровольно4. Добровольность применения национальных стандартов – один из важнейших принципов стандартизации. На практике он означает, что:
    организация самостоятельно решает, применять национальный стандарт или нет. Если она принимает решение применять национальный стандарт, он приобретает для нее характер нормативного документа;
    никакой административной ответственности за неприменение стандарта не может быть в принципе.
    Конечно, при этом следует учитывать, что применение стандарта дает определенные преимущества:
    применение стандарта оправдано экономически;
    позволяет исключить возможные проблемы при взаимодействии посредством документов различных организаций между собой;
    применение стандарта повышает культуру работы с документами.
    Любой стандарт всегда основывается на лучшей практике, в стандарте всегда закрепляются наиболее оптимальные для определенного периода времени решения (правила, нормы, требования) в отношении объекта стандартизации. Кроме того, оформление документов в соответствии с ГОСТ гарантирует юридическую значимость документа как судебного доказательства. Суды при рассмотрении документа в процессе оценивают его с точки зрения оформления, опираясь на положения стандарта.
    Стандарт предназначен всем, кто в той или иной степени участвует в подготовке организационно-распорядительных документов, при этом:
    исполнитель получает простые и понятные правила оформления документов;
    руководитель получает инструмент для оценки правильности оформления документов исполнителями;
    служба делопроизводства получает инструмент для оценки качества подготовки документа.
    По сложившейся практике применение стандарта на оформление документов осуществляется в организациях через включение его положений в локальные нормативные акты (далее – ЛНА), устанавливающие требования к документам, прежде всего в Инструкцию по делопроизводству. В связи с введением стандарта в действие основной задачей, стоящей перед организацией (работниками, ответственными за организацию работы с документами), становится приведение ЛНА, содержащих правила оформления документов, в соответствие с положениями ГОСТ Р 7.0.97-2016.
    По сравнению с ГОСТ Р 6.30-2003, взамен которого принят ГОСТ Р 7.0.97-2016, у нового стандарта несколько изменились название и номер.
    Изменения в названии стандарта обусловлены тем, что новый стандарт не имеет жесткой привязки к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД). В новом стандарте эта система не упоминается ни в названии, ни в разделе 1 «Область применения». В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 требования стандарта распространялись только на документы, включенные в раздел 02 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД). В связи с тем, что УСОРД с 1993 г. не ведется и раздел 02 ОКУД включает лишь очень незначительную часть унифицированных форм организационно-распорядительных документов, ГОСТ Р 7.0.97-2016 не связан с УСОРД и распространяется на все организационно-распорядительные документы, в т.ч. включенные в ОКУД. Перечень организационно-распорядительных документов, которые приведены в разделе 1 «Область применения» и на которые распространяется действие стандарта, не является закрытым и имеет, скорее, иллюстративный характер.
    Изменение номера стандарта вызвано тем, что Технический комитет (ТК) Госстандарта, через который в свое время проходил ГОСТ Р 6.30-2003, был ликвидирован. Поэтому было принято решение вести пересмотр стандарта в ТК 191 Росстандарта, который ответственен за систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). По этой причине новый ГОСТ имеет иной номер и входит в иной класс стандартов.

    Содержание стандарта

    ГОСТ Р 7.0.97-2016 включает разделы:
    1. Область применения;
    2. Нормативные ссылки;
    3. Общие требования к созданию документов;
    4. Реквизиты документа;
    5. Оформление реквизитов документов;
    6. Бланки документов;
    Приложения (справочные):
    А «Расположение реквизитов на титульном листе документа»;
    Б «Схемы расположения реквизитов документов»;
    В «Образцы бланков документов».
    В ГОСТ Р 7.0.97-2016 появилось два новых раздела: 2 «Нормативные ссылки» и 3 «Общие требования к созданию документов» и одно новое приложение – с формой титульного листа документа.
    В разделе 2 «Нормативные ссылки» приводятся сведения о так называемых ссылочных стандартах5:
    ГОСТ Р 7.0.8 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
    ГОСТ Р ИСО 15489-1 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
    Совершенно новым разделом стандарта является раздел 3 «Общие требования к созданию документов», в котором изложены положения, относящиеся к изготовлению документов (шрифты, интервалы, элементы форматирования, нумерация страниц и др.). Основными положениями этого раздела являются следующие:
    документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов;
    вторую и последующие страницы документа нумеруют (номер страницы проставляется посредине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа);
    допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа;
    абзацный отступ текста документа составляет 1,25 см;
    текст документа печатается через 1–1,5 межстрочных интервала, многострочные реквизиты печатаются через 1 межстрочный интервал;
    текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа);
    допускается выделение реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.
    Новое приложение к стандарту (приложение А) определяет состав реквизитов титульного листа документа и порядок их расположения. Титульный лист, как правило, используется при оформлении многостраничных документов, относящихся к системе организационно-правовой документации (правила, положения, инструкции, регламенты, стандарты и др.), а также при подготовке таких документов, как программы, планы, отчеты и т.п.

    Состав реквизитов документов и правила их оформления

    По количеству реквизитов старый и новый ГОСТ не различаются, но изменения в их составе есть: отдельные реквизиты не включены в новый стандарт, есть новые и есть такие, которые претерпели редакционные изменения.

  8. Andrey140478 Ответить

    Мне совершенно непонятна выгода от удобного интерфейса.
    Да, он красивый, с ним проще работать. Но как посчитать материальную пользу?
    Пять лет назад в аэропортах звучал синтезированный голос, объявляя прилёты и вылеты с разорванной интонацией после каждого слова. Иногда даже отличалась скорость речи для разных слов.
    И вот пару недель назад я заслушивался новыми объявлениями о вылетах. Было чувство, что их целиком записал профессиональный диктор, который всю жизнь учился на эту роль. Интерфейс стал лучше, он стал более натуральным.
    Стал ли я от этого больше летать? Вряд ли.
    Может, у меня появилось предпочтение между аэропортами? Не думаю, что это настолько важный момент.
    Тем не менее, зачем-то люди потратили время и деньги на приведение объявлений к естественному виду. И это очень круто!
    Мне нравится естественное представление информации автоматизированными системами, как будто с вами общается живой человек. Мне кажется, что это мелкие детали, которые формируют отношение к вашему продукту в целом.
    И если это отношение положительное, то вас будут выбирать в дальнейшем и рекомендовать друзьям.
    В статье я расскажу, как показывать адрес одной строкой так, будто его написал человек. Я не могу с уверенностью сказать, что, прочитав статью, вы увеличите прибыль.
    Но мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше систем писали адреса красиво.
    Все правила, описанные ниже, мы выработали сами. Большинство из них используем или скоро подключим на dadata.ru.
    Полтора года назад мы задумались, как писать адреса по-человечески. Гугл не дал ответа, как упростить адрес, поэтому мы стали общаться с лингвистами, проводить тесты и экспериментировать.
    Мы стремились выработать правила формирования понятного адреса с минимальной длиной, написанного так, как его пишут люди.
    Матчасть
    Чтобы автоматически формировать адреса, нам нужен источник адресов. Если знаете о КЛАДР или ФИАС, пропустите этот пункт. Для остальных расскажу, что в России адреса формируются иерархически:
    У каждого адреса есть субъект. В России 85 субъектов. Например: Московская область, Республика Коми, Москва.
    
По административному делению Москва находится не в Московской области, это самостоятельный город-регион.
    Химки находятся в Московской области, а не в Москве. А вот Зеленоград, наоборот, — в Москве.
    В субъектах есть районы и города.
    Город без района в субъекте является городским округом. Например, Новосибирск подчинён непосредственно субъекту “Новосибирская область”.
    В ФИАС есть признак статуса центра для городов и населённых пунктов. Эта информация нам пригодится в дальшейшем при формировании адреса одной сторокой.
    В районах есть города и населённые пункты.
    В городах есть улицы и населённые пункты. Согласно ФИАС, там ещё бывают дополнительные территории: обычно это гаражно-строительные кооперативы, садово-некоммерческие товарищества и т.п.
    Часто в адресе указывают район города, например, “Москва, Алексеевский р-н”, или “Новосибирск, Щ”. К сожалению, внутригородские районы отсутствуют в ФИАС и КЛАДР, поэтому мы не будем использовать их при автоматическом построении адреса.
    В населённых пунктах есть улицы, дополнительные территории (такие же, как и в пункте 4) и дома. Бывают дома, которые не на улице, а просто в населенном пункте.
    Используем привычный порядок слов
    Для начала рассмотрим строку целиком. В России привыкли писать адреса от наиболее верхнего уровня административного деления к нижнему. Привычный порядок элементов таков:
    субъект;
    район;
    город;
    населенный пункт;
    улица;
    дом;
    расширение дома (корпус, строение, подъезд, этаж, квартира, офис,..).
    Например, “Московская Область, Мытищинский Район, Мытищи Город, Ульяновская Улица, Дом 3”
    Кроме этого, важен порядок слов внутри каждого уровня. Например, правильно писать “Город Санкт-Петербург” вместо “Санкт-Петербург Город”, или “Алтайский Край” вместо “Край Алтайский”. Порядок определяется по-своему для каждого типа:
    Регион, область, край, автономный округ: сначала название, потом тип.
    Республика, город: сначала тип, затем название.
    Элементы в городах: районы, улицы, площади и т.п. Порядок элементов может быть как “наименование тип”, так и “тип наименование”. Мы используем свой порядок для каждого типа в зависимости от окончания наименования и частоты встречаемости. Например, мы пишем “Москва, Авиационный переулок” и “Москва, переулок Александра Невского”.
    Не забываем и про исключения:
    “Ханты-Мансийский автономный округ — Югра” пишем без типа, так как “автономный округ” есть в названии по ФИАС/КЛАДР. Пример: “Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г Ханты-Мансийск, ул Анны Коньковой, д 1”
    Чувашская Республика имеет замечательный тип Чувашия (то есть наименование региона “Чувашская Республика -”, а тип — “Чувашия”), его пишем после наименования: “Чувашская Республика — Чувашия, г Чебоксары, ул Адмирала Ушакова, д 2”, или опускаем вовсе и удаляем тире в конце наименования: “Чувашская Республика, г Чебоксары, ул Адмирала Ушакова, д 2”
    Адрес из ФИАС:

    Россия, Татарстан Республика, Казань Город, Братьев Касимовых Улица, дом 64
    после перестановки элементов в правильном порядке превращается в
    Россия, Республика Татарстан, Город Казань, Улица Братьев Касимовых, дом 64
    Читать стало проще. Но можно сделать еще лучше и короче.
    Разделяем типы и наименования при помощи форматирования
    Простая вещь, которая поможет сделать адрес более читаемым, — визуальное разделение наименований и типов при помощи заглавных литер.
    Все типы пишем с маленькой буквы, все наименования — с большой. Посмотрите сами, второй вариант читается быстрее:
    До:
    Камчатский Край, Город Петропавловск-Камчатский, Улица Беринга, Дом 90, Квартира 61
    После:
    Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Беринга, дом 90, квартира 61
    Сокращаем типы и наименования
    Сокращения типов есть в ФИАС. Мы используем их, добавляем свои правила, основанные на комментариях заказчиков, а часть оставляем как есть:

  9. mozart-1 Ответить

    3.20 Текст документа составляют на государственном языке Российской Федерации или на государственных языках субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Тексты документов оформляют в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.
    При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени (“имеете”, “владеете” или “были”, “находились” и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны быть согласованы с наименованиями признаков.
    Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблицу печатают более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах должны быть напечатаны только номера этих граф.
    Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) – решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы – распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления – просьбу без пояснения).
    В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации – автора документа, дату документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту.
    Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., то его можно разбивать на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.
    В документах (приказ, распоряжение и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, текст излагают от первого лица единственного числа (“приказываю”, “предлагаю”, “прошу”).
    В документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа (“постановляет”, “решил”).
    В совместных документах текст излагают от первого лица множественного числа (“приказываем”, “решили”).
    Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа (“слушали”, “выступили”, “постановили”, “решили”).
    В документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений (положение, инструкция), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (акт, справка), используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа (“отдел осуществляет функции”, “в состав объединения входят”, “комиссия установила”).
    В письмах используют следующие формы изложения:
    – от первого лица множественного числа (“просим направить”, “направляем на рассмотрение”);
    – от первого лица единственного числа (“считаю необходимым”, “прошу выделить”);
    – от третьего лица единственного числа (“министерство не возражает”, “ВНИИДАД считает возможным”).

  10. MaGmaSky Ответить

    • эффективное информационное взаимодействие:
    – рассылка объявлений/извещений для работников организации;
    – обмен оперативной информацией между структурными/самостоятельными подразделениями и филиалами;
    – запрос справочной информации;
    – проведение инструктажа;
    – сопровождение другого сообщения (сопроводительная записка);
    • решение текущих вопросов административно-хозяйственного, материально-технического, информационного и иного обеспечения;
    • разрешение спорных и конфликтных ситуаций.

    Умение грамотно составлять внутренние документы, в том числе служебные записки, выручает в крайне сложных и запутанных ситуациях.
    В первую очередь служебная записка – основной помощник для работников службы документационного обеспечения управления (далее – ДОУ) в спорных ситуациях.
    К сожалению, руководители основных структурных подразделений нередко пытаются списать недочеты подразделения при работе с документами на сотрудников вспомогательных подразделений. Например, руководство структурного подразделения не выполнило поручение вышестоящего руководителя в срок, но ответственность за это перекладывает на службу ДОУ, которая якобы задержала отправку исходящего письма.
    Опровергнуть беспочвенные обвинения поможет служебная записка. Записка, которая содержит факты, срок исполнения, Ф.И.О. работников ДОУ, качественно и своевременно выполнивших работу, с приложениями-подтверждениями (копии регистрационных карточек, выдержки из журналов регистрации и т.п.), нередко помогает сохранить объективность, признать претензию необоснованной, восстановить деловую репутацию конкретного работника и службы ДОУ в целом (Пример 1).

    В тексте служебной записки необходимо четко изложить цель сообщения в доступной и лаконичной форме. Неполная или избыточная информация затрудняет понимание адресатом сути проблемы и может привести к неоднозначному толкованию и, как следствие, отсутствию желаемого результата. Эффективность служебной записки зависит от того, насколько правильно выстроена структура документа и логичны ли приведенные доводы.

    ОФОРМЛЯЕМ СЛУЖЕБНУЮ ЗАПИСКУ

    ЕСЛИ НА БЛАНКЕ, ТО КАКОМ?

    Служебные записки, как правило, составляют на чистом листе бумаги формата А4. Однако коммерческие организации для этой цели часто используют бланк письма, который согласно п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» содержит:
    • эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания);
    • наименование организации;
    • код организации;
    • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
    • идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
    • справочные данные об организации;
    • место составления или издания документа.
    Кроме того, некоторые специалисты на страницах журналов и в сети Интернет приводят в качестве примера образцы служебных записок, оформленных на бланке письма.
    Бесспорно, проще оформлять все документы без разбора на одном и том же бланке. Однако писать служебную записку руководителю соседнего отдела на бланке, который содержит справочные данные, ИНН, ОГРН и т.д., смысла не имеет. Кроме того, бланк письма организации занимает как минимум 20 процентов от общего объема первой страницы, и часто необходимая информация не умещается на одном листе. Вроде мелочь, но в рамках крупной организации подобные мелочи приводят к непродуктивному расходованию, а не к экономии средств.

    Выясним, на каком бланке можно оформлять служебную записку (при желании).
    Виды бланков документов установлены в п. 4.6 ГОСТ Р 6.30-2003.

    Между тем ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который вступает в силу 1 июля 2018 года, уже содержит разъяснения по оформлению бланков организации (п. 5.8 и 6.6).

    Из этого следует, что оформлять служебную записку на бланке письма стандарты не рекомендуют. Но если желание вести внутреннюю переписку непременно на бланке велико, можно разработать и закрепить в ЛНА бланк конкретного вида документа – служебной записки.

    БЛАНК СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ: РЕКВИЗИТЫ

    В бланк конкретного вида документа (в нашем случае служебной записки) в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 необходимо включить следующие реквизиты (Пример 2):
    03 – «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)»;
    08 – «Наименование организации»;
    10 – «Наименование вида документа»;
    11 – «Дата документа»;
    12 – «Регистрационный номер документа»;
    13 – «Ссылка на регистрационный номер и дату документа» (при ответе);
    14 – «Место составления или издания документа»;
    15 – «Адресат» (наименование структурного подразделения и должности работника, которому направляется служебная записка);
    18 – «Заголовок к тексту»;
    20 – «Текст документа»;
    21 – «Отметка о наличии приложения»;
    22 – «Подпись»;
    27 – «Отметка об исполнителе».

    НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ

    «Адресат». Если записка направляется в несколько структурных подразделений, реквизит «Адресат» оформляется в правом верхнем углу следующим образом:

    Если общее количество адресатов более четырех, необходимо составить список рассылки.
    «Текст документа». Служебная записка, как и деловое письмо, должна быть четко структурирована. Текст служебной записки излагается от первого лица единственного числа («прошу перечислить», «считаю необходимым» и т.п.).
    Текст, разбитый на логически законченные абзацы, облегчает чтение и понимание, придает каждой мысли логическую завершенность, позволяет адресату лучше ориентироваться в тексте документа.
    Текст служебной записки, как правило, состоит:
    • из преамбулы (вводной части);
    • основной части;
    • заключительной части (выводы, предложения, просьбы и т.п.).
    Преамбула раскрывает цель написания служебной записки, содержит ссылки на даты, документы и факты, послужившие поводом для ее составления. Информация, изложенная в преамбуле, может быть краткой или развернутой. Преамбула плавно подводит к основной части.
    Размер основной части варьируется в зависимости от целей, излагаемых в служебной записке, и может представлять собой несколько строк или несколько страниц печатного текста.
    Главная цель основной части – разъяснить, убедить, побудить к действию, то есть добиться результата. Именно эта часть текста наиболее полно раскрывает содержание служебной записки. Основная часть включает наибольшее количество фактического материала, который должен не только информировать, но и убеждать. Там же необходимо упомянуть приложения, если таковые имеются.
    Заключительная, или резюмирующая, часть служебной записки – своеобразный итог, который подтверждает вышеизложенное, содержит выводы, просьбы, конкретные предложения по решению вопроса. Чем четче и яснее будут звучать формулировки резюме, тем выше вероятность того, что решения по вопросам будут приняты своевременно.

    РЕГИСТРАЦИЯ И МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ ЗАПИСОК В ОРГАНИЗАЦИИ


    Вопросы регистрации и последующей передачи адресату служебных записок нередко вызывают споры. Кто должен регистрировать служебные записки? Служба ДОУ? Структурные подразделения? Секретари? И нужно ли их регистрировать в принципе? Кто и каким образом должен передавать служебные записки, чтобы они своевременно доходили до заинтересованных должностных лиц?
    Бесспорно, решение этих вопросов – прерогатива самой организации, в инструкции по делопроизводству которой должен присутствовать раздел, посвященный работе с внутренними документами. Установленные в ЛНА правила и порядок их действий помогут избежать разногласий.
    Что делать, если подобного документа нет? Конечно же, создать его, формализовав порядок составления, оформления, передвижения внутренних служебных документов. Формализация помогает упорядочить многие бизнес-процессы, что весьма положительно сказывается на общем порядке в организации.
    Начать работу необходимо с анализа потока служебных записок: определить его объемы и маршруты, исключив заведомо лишние отрезки на пути следования документа. Чтобы определить максимально эффективный маршрут документа, не бойтесь ломать старые, неудобные конструкции, исправлять и корректировать ошибки в логистике.
    Вариантов маршрутизации служебных записок может быть несколько – с участием службы ДОУ (Схема 1) и без нее (Схема 2). Выясним, какая из этих схем наиболее эффективная.

    НЕЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

    Регистрация в службе ДОУ крупной организации. Передача служебных записок в службу ДОУ для регистрации и последующего перенаправления адресату замедляет процесс доведения информации и принятия решений. Это особенно заметно в организациях с большим объемом документооборота внешнего и внутреннего. Учитывая общую нагрузку, не каждая служба ДОУ может выделить отдельного сотрудника для регистрации служебных, докладных и прочих записок. Так или иначе, в первую очередь всегда будут регистрироваться срочные исходящие письма, приказы, распоряжения, входящая корреспонденция от вышестоящих органов, а служебные записки – безропотно ждать своего часа.
    Регистрация секретарем в небольшой организации. В организациях с небольшим документооборотом служебные записки регистрирует секретарь руководителя. Служебная записка является внутренним документом горизонтальной направленности и не может предназначаться вышестоящему должностному лицу.
    Для предоставления информации руководству в деловой переписке используют докладные, аналитические и пояснительные записки. Следовательно, секретарь в цепочке приема-передачи служебных записок между равными по статусу должностными лицами – лишнее звено.
    Без регистрации, но с отметкой службы ДОУ о передаче. Если в организации не принято регистрировать служебные записки, передавать их адресату через службу ДОУ без регистрации не имеет смысла. Передать службе ДОУ записку и получить отметку о передаче с последующей передачей документа службой ДОУ подразделению-адресату и проставлением еще одной отметки о передаче – все это усложняет процесс, отнимает время, увеличивает срок исполнения поручений.

    Если в организации все-таки действует порядок передачи служебных записок с получением отметки о приеме, получатель расписывается в получении, указывает свою должность, дату и время получения документа (при необходимости). Отметка о получении фиксируется на копии служебной записки, которая возвращается в подразделение-адресант.
    Отметку о получении может заменить штамп «Получено», который содержит поля для указания даты получения, Ф.И.О. и подписи должностного лица (рис.).

    Рис. Отметку о получении может заменить штамп «Получено»

    ЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

    Регистрация в структурном подразделении, передача записок напрямую между подразделениями. Регистрация служебных записок в структурном подразделении, как и передача их из одного структурного подразделения в другое, минуя посредников (службу ДОУ или секретаря), сокращает путь документа до адресата.
    Если в структурном подразделении отсутствует должность делопроизводителя (секретаря управления/департамента/отдела), для регистрации документов, в том числе и внутренних, необходимо назначить должностное лицо, ответственное за делопроизводство. Ответственного за делопроизводство определяют руководители структурных подразделений. Как правило, назначают работника, не обремененного должностными обязанностями. Возложение дополнительных функций утверждается приказом или распоряжением и фиксируется в должностных инструкциях.
    Регистрация исходящих записок. Должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, регистрирует исходящую служебную записку.

    Исходящие служебные записки регистрируются в журнале внутренней (исходящей) корреспонденции подразделения (Пример 3). При регистрации исходящих служебных записок указывается:
    • регистрационный номер документа;
    • дата документа;
    • ссылка на исходящий номер и дату документа (при ответе);
    • адресат (подразделение, в которое направляется служебная записка);
    • краткое содержание документа;
    • количество страниц;
    • наличие приложений;
    • дата исполнения;
    • Ф.И.О. работника, подготовившего служебную записку.

    Служебную записку можно отсканировать и отправить по электронной почте.
    Если необходимо передать оригинал, должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, может составить график передачи служебных записок адресатам – 1 раз в день, 2 раза в день и т.п.
    Срочные служебные записки (с четко указанным контрольным сроком) необходимо передавать незамедлительно. Передавать служебные записки в подразделение-адресат можно напрямую или через специально оборудованные в службе ДОУ ячейки с номерами и/или наименованием структурных подразделений. При этом служба ДОУ в процессе передачи документов не участвует.
    Регистрация входящих записок. При поступлении служебной записки в подразделение-получатель должностное лицо, ответственное за делопроизводство в подразделении-получателе, регистрирует ее как внутренний входящий документ в журнале учета внутренней (входящей) корреспонденции подразделения (Пример 4) с указанием следующих реквизитов:
    • входящий регистрационный номер;
    • дата получения (регистрации);
    • ссылка на исходящий номер и дату;
    • автор служебной записки;
    • краткое содержание;
    • количество страниц;
    • приложения;
    • дата исполнения;
    • исполнитель (должностное лицо, которому направляется служебная записка).
    Ответственность за соблюдение контрольных сроков, указанных в служебной записке, ложится на должностное лицо, которому она адресована. Изменять сроки исполнения документа может инициатор служебной записки и/или вышестоящее должностное лицо.
    Регистрация всеми сотрудниками. Если в организации или в ее структурных подразделениях нет работника, ответственного за делопроизводство, можно найти иные механизмы регистрации служебных записок. Например, разместить журнал регистрации служебных записок в формате Word или Excel на сервере для общего пользования. В этом случае регистрация служебной записки сотрудником структурного подразделения займет не больше времени, чем личная передача документа секретарю.
    Однако специалисты профильных структурных подразделений нередко саботируют такие предложения. Попытки возложить на них даже незначительные делопроизводственные операции встречают активный отпор. В чем-то специалисты правы. Помните, у И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад»?
    Избежать открытого конфликта со специалистами профильных подразделений можно, если издать соответствующее распоряжение или указание, подписанное руководителем организации. В этом случае инициатором должен выступить руководитель службы ДОУ или иное лицо, ответственное за делопроизводство. Именно в его интересах снять с себя часть архаичных функций, упорядочить работу с документопотоками, выстроить эффективные маршруты их движения, исключить утерю внутренних документов.
    Как только подобная схема вводится в действие, недовольство работников идет на спад, поскольку значительно сокращаются сроки регистрации, а сама регистрация становится прозрачной.

    СРОКИ ХРАНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК

    Сроки хранения записок содержатся в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016, далее – Перечень 2010) (Таблица).

    Любая успешно действующая организация представляет собой живой, непрерывно меняющийся организм, а делопроизводство – зеркальное отражение системы управления этого организма. Желаете идти в ногу со временем, быть в авангарде? Попробуйте начать со служебных записок – это будет первым шагом на пути к грамотно организованному документообороту, а выверенная логистика маршрутов внутренних документов – первым этапом в борьбе с управленческим хаосом. Примеры служебных записок приведены ниже (Примеры 5–10).

    ПРИМЕРЫ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК





  11. meys Ответить

    Правила составления делового письма

    1. Письмо печатается на белой бумаге или бумаге светлых тонов формата А4 (210 x 297 мм) или А5 (148 x 210 мм).
    2. Лист должен иметь поля не менее:
    20 мм – левое;
    10 мм – правое;
    20 мм – верхнее;
    20 мм – нижнее.
    3. Дата.
    Датой письма является дата его подписания. Дату оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами.
    Например, дату 5 июня 2007 г. следует оформлять “05.06.2007”.
    Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например “05 июня 2003 г.”
    4. Исходящий номер.
    Регистрационный (исходящий) номер письма состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению индексом (например, инициалами руководителя направления). Регистрационный номер письма, составленного совместно двумя и более отделами, состоит из регистрационных номеров письма каждого из этих отделов, проставляемых через косую черту.
    5. Ссылка на входящее письмо
    Ссылка на регистрационный (исходящий) номер и дату письма включает в себя исходящий номер и дату письма, на который дается ответ.
    6. Адресат
    В качестве адресата могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица. При адресовании письма должностному лицу инициалы указывают ПЕРЕД фамилией. Наименование организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже.
    Например:
    ООО “Компания “Название”
    Плановый отдел

    Должность лица, которому адресовано письмо, указывают в дательном падеже, например:
    Генеральному директору
    ООО “Компания “Название”
    А.А. Иванову

    или
    ООО “Компания “Название”
    Плановый отдел
    Б.Б. Петрову

    Письмо не должно содержать более четырех адресатов. Слово “Копия” перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При большем числе адресатов составляют список рассылки письма.
    В состав реквизита “Адресат” может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи.
    При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:
    ООО “Компания “Название”
    Ярославский пр-кт, д. 12, г. Ярославль, 150001

    При адресовании письма физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:
    Сидорову В.В.
    ул. Свободы, д. 5, кв. 12,
    г. Ярославль, 150000

    7. Текст письма
    Текст письма оформляют в виде таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.
    Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблица печатается более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах должны быть напечатаны только номера этих граф.
    Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления письма, во второй (заключительной) – решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, просьбу без пояснения).
    В тексте письма, подготовленного на основании документов других организаций, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации – автора документа, дату документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту.
    В письме используют следующие формы изложения:
    – от первого лица множественного числа (“просим направить”, “направляем на рассмотрение”);
    – от первого лица единственного числа (“считаю необходимым”, “прошу выделить”);
    – от третьего лица единственного числа (“общество не возражает”, “ООО “Название” считает возможным”).
    8. Приложение
    Отметку о наличии приложения, названного в тексте письма, оформляют следующим образом:
    Приложение: на 5 л. в 2 экз.
    Если письмо имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, число листов и число экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют, например:
    Приложение: 1. Договор аренды на 5 л. в 2 экз.
    2. Акт приемки-передачи на 1 л. в 2 экз.

    Если приложения сброшюрованы, то число листов не указывают.
    Если к письму прилагают другой документ, также имеющий приложение, отметку о наличии приложения оформляют следующим образом:
    Приложение: письмо МВД РФ от 05.05.2007 N 02-6/172 и приложение к нему, всего на 3 л.
    Если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, то отметку о его наличии оформляют следующим образом:
    Приложение: на 3 л. в 5 экз. только в первый адрес.
    9. Подпись
    В состав реквизита “Подпись” входят: наименование должности лица, подписавшего письмо (полное, если письмо оформлено не на бланке, и сокращенное – на письме, оформленном на бланке) и расшифровка подписи (инициалы, фамилия), например:
    Директор ООО “Компания “Название”
    А.А. Иванов
    или на бланке:
    Директор
    А.А. Иванов
    При подписании письма несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности, например:
    Директор ООО “Компания “Название”
    А.А. Иванов
    Главный бухгалтер
    М.В. Петров
    При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне, например:
    Заместитель директора
    по продажам

    Заместитель директора
    по покупкам

    А.А. Иванов
    М.В. Петров
    10. Печать
    Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с ФИНАНСОВЫМИ средствами, а также на иных документах, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ заверение подлинной подписи.
    11. Исполнитель
    Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу, например:
    А.А. Иванов
    (4852) 46-04-00

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *