Как правильно писать прямую речь в тексте?

20 ответов на вопрос “Как правильно писать прямую речь в тексте?”

  1. karma59 Ответить

    Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
    Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!
    В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
    Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
    Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
    Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
    Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

    4. Диалог

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

  2. mauler92 Ответить

    А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
    А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

    Прямая речь перед словами автора

    «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
    «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

    Прямая речь внутри слов автора

    А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
    А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
    А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
    Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
    Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
    Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
    В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
    тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

    Слова автора внутри прямой речи

    «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
    «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
    «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

    Схемы оформления цитат

    Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.
    Читайте по теме:
    — Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
    — Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
    — Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
    — Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

  3. Viktoriy_a Ответить

    ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
    1. Прямая речь (чужая речь) выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор):
    Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: “Поди узнай, кто это” (И.С. Тургенев).
    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:
    …Никита, поклонясь в землю, сказал:
    Прости, батюшка (М.Горький).
    Примечание. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают:
    Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен.
    Почему же это происходит? — спрашивает газета.
    2. Независимо от места, занимаемого по отношению к слова автора, кавычками выделяется внутренняя речь — невысказанные мысли:
    Смотрю вслед ему и думаю: “Зачем живут такие люди?” (М.Горький); “Что-то в ней есть жалкое всё-таки”, подумал я (А.П. Чехов).
    3. Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эхо):
    “Ау, где вы?” громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчётливо: “Передаём последние известия”.
    Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация — тире между репликами.
    ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПОСЛЕ СЛОВ АВТОРА
    1. Перед прямой речью, следующей после слов автора, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы:
    Наконец, дворецкий провозгласил: “Кушание поставлено”.
    Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них.
    Наконец я ей сказал: “Хочешь, пойдём прогуляться на вал?” (М.Ю. Лермонтов); Лёжа на тюке и плача, он дёргал руками и ногами и шептал “Мама! Мама!” (А.П. Чехов); Закричали: “Двоих… Санитары… Гляди, гляди ещё летит… Лезь под вагоны…” (А.Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли” (Н.В. Гоголь).
    2. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих слов автора ставится не всегда:
    1) двоеточие ставится, если слова автора содержат глагол со значением речи-мысль (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т.п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т.п).
    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т.п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т.п.). И те и другие глаголы допускают добавление к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т.д.),поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
    а) Он глянул с усмешкой:
    Ничего, до свадьбы заживет.
    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
    Кто такие?
    в) Мать нахмурилась:
    Опять двойку получил?
    Перед прямой речью двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в словах автора нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится чужая речь:
    …А тот ему: “Этот дом наш общий” (А.П. Чехов); …А он: “Пошёл прочь, пьяная рожа!” (М.Горький).
    2) двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т.п. невозможна или затруднительна:
    а) Никому не хотелось уходить.
    Расскажите еще что-нибудь о своих путешествиях.
    б) Мои слова его явно смутили.
    Я принимаю ваши условия.
    в) Брови матери нахмурились.
    Я не разрешаю этого делать.
    Не ставится также двоеточие перед прямой речью, если она заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
    Запишите подробно мои замечания, сказал он спокойным голосом.
    ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА
    Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; причем слова автора пишутся со строчной буквы:
    “Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь”, думал Павка (Н. Островский); “Дедушку знаешь, мамаша?” матери сын говорит (Н.); “Не шуми, тише иди, солдат!” сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Н. Толстой.); “Я хотел бы купить крестьян…” сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н.В. Гоголь).
    То же при оформлении прямой речи с абзаца:
    Лесть и трусость — самые дурные пороки, — громко промолвила Ася (И.С. Тургенев);
    Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? — перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);
    Скорей, скорей в город за лекарем! — кричал Владимир (А.С. Пушкин);
    Спи, внучёк, спи… — вздохнула старуха (А.П. Чехов).
    Примечания:
    1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих словах автора содержится характеристика прямой речи, её оценка и т.д. (авторская ремарка обычно начинается словами: так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.):
    “Ничего не случилось” так говорил ум; “Случилось” так говорило сердце; “Нет ничего прекраснее этих снежных вершин” так описывает эту местность один путешественник.
    То же, если следует присоединительная конструкция:
    “Каждому овощу свое время” — эта народная мудрость передаётся из века в век.
    2. Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы:
    — Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.
    В следующем посте будут освещены темы:
    – Слова автора внутри прямой речи;
    – Прямая речь внутри слов автора;
    – Знаки препинания при диалоге;
    – Абзацы при прямой речи.
    Источник: Классический справочник по русскому языку. Д.Э. Розенталь

  4. klonden Ответить

    Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.
    – Я зайду завтра вечером, – пообещала она. – Принесу тебе книгу.
    Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика – слова автора» и «слова автора – реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.
    — Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?
    — Здравствуй, Михаил Прославович! – скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: – Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!
    В литературе встречаются и другие, еще более сложные конструкции, но нам они, я думаю, ни к чему.
    Прямая речь, которую мы используем, как правило, для передачи мысли персонажа, оформляется так же, только реплика выделяется кавычками, а тире перед ней не ставится. Если вы решили облечь в такую форму диалог, что допустимо, начинать каждую реплику с нового абзаца не нужно, весь разговор можно оформить в одном абзаце.
    Рассмотрим несколько вариантов на примерах: так короче и нагляднее.
    «Хоть бы эта пытка уже закончилась», — вздохнул про себя мальчик.
    «Когда эта пытка уже закончится?» — вздохнул про себя мальчик.
    Мальчик вздохнул про себя: «Хоть бы эта пытка уже закончилась».
    Мальчик вздохнул про себя: «Когда эта пытка уже закончится?»
    Мальчик выпрямился и подумал: «Когда эта пытка уже закончится?» — как вдруг всё стихло.
    Обратите внимание, запятая и точка ставятся ЗА кавычками, а вопросительный (и восклицательный тоже) знак – ПЕРЕД кавычками.
    Вот, пожалуй, и все, что нужно знать о пунктуационном оформлении. Обычно приводят схемы наподобие — П! — а. или А: «П», — а. Но я сама в них путаюсь, поэтому не стала этого делать. На примерах проще понять, мне кажется. Если надо, сами найдите в сети, но они, в основном, к прямой речи относятся.
    Теперь по поводу самих диалогов. Опытные писатели советуют минимизировать слова автора, а также сами реплики. Убирать ненужные описания, удалять лишние неинформативные реплики, ненужные «украшательства» (это касается не только диалогов). Но это, конечно, дело автора. Лишь бы чувство меры не отказало.
    Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, это замедляет развитие сюжета. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, в целом же сюжет должен развиваться гораздо быстрее. Если продолжительный диалог так уж необходим, то его следует немного разбавить описаниями действий, эмоций героя и так далее.
    Важно не засорять диалог фразами, которые не несут полезной для развития сюжета информации. Диалог должен звучать максимально естественно, нельзя использовать длинные многоэтажные предложения или выражения, не употребляемые в разговорной речи. Конечно, если этого не требует замысел автора. Самый простой способ контроля естественности – чтение вслух. Вычурные слова и длинноты будут резать слух, а глазом их можно и не заметить (это тоже касается не только диалогов).
    Еще одна ошибка – излишнее или однообразное употребление атрибутивных глаголов. По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и так далее. Если и так понятно, кто что говорит, убираем, не раздумывая!
    Не стоит повторять одинаковые атрибутивные глаголы (он сказал, она сказала, он спросил, она ответила), можно вместо атрибутивного глагола найти фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику. Синонимов к слову «сказал», несущих различные эмоциональные оттенки, существует великое множество. О том, где их брать, я писала в теме «Стилистика».
    Нужно отличать атрибуцию от основного текста. Если атрибутивного глагола или заменяющего его слова нет, это просто текст, и оформляется он отдельной от реплики строкой.
    – Ну я пошел, – мальчик отвернулся и побрел прочь.
    Это неправильно, так как фраза, стоящая после реплики НЕ является атрибутивной. Правильно сделать так:
    – Ну я пошел.
    Мальчик отвернулся и побрел прочь.
    А теперь о том, откуда же брать красивенькие длинненькие тире, которых нет на клавиатуре.
    Я как-то проводила опрос на эту тему; из 16 человек, которые добросовестно используют в своих работах тире, 11 просто копируют его из какого-либо текста и вставляют в нужное место. Я тоже так делала, это быстрее, чем использовать схему буква-пробел-дефис-пробел-буква-пробел, при которой в Ворде автоматически дефис преобразуется в тире. Но теперь у меня есть компьютерная клава с цифровым блоком. На нем обычное тире получается сочетанием Ctrl и минуса в верхнем правом углу, а длинное, именно его мы применяем в прямой речи – сочетанием Ctrl-Alt-минус. Есть и другие способы, но они сложнее, на мой взгляд.
    источник: ww.fan-fantasy.com/forum|11-466-1

  5. Click777 Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  6. AlNDelev Ответить

    Знаки препинания при прямой речи Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.
    Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.
    Прямая речь после слов автора Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.
    А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев) А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов) А: «П…» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок…» (А. Ахматова) А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин) Прямая речь перед словами автора Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
    «П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин). «П?» — а.
    «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин). «П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь) «П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин). Слова автора внутри прямой речи Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:
    1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.
    «П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов) «П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин) «П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров) «П, — а, п…» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать… Ну, шучу, шучу…» (М. Булгаков) 2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.
    «П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин) 2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)
    «П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров) «П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин) «П… — а. — П». < .П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди… — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький) 3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.
    «П, — а : — П».
    1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)
    Прямая речь внутри слов автора Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.
    Тире после прямой речи ставится, если:
    а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;
    б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.
    Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.
    А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак). А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь). А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь). А: «П…» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь). А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно). Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.
    Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:
    1) — Боже мой, Надя приехала! сказал он и весело рассмеялся. Родная моя, голубушка! (А. Чехов)
    2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:
    Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

  7. masebu Ответить

    § 47.6

    Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
    1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).
    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
    а) Он глянул с усмешкой:
    — Ничего, до свадьбы заживёт.
    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
    — Кто такие?
    в) Мать нахмурилась:
    — Опять двойку получил?
    г) Все ужаснулись:
    — Неужели это правда?
    д) Старик рассердился:
    — Немедленно уходи отсюда!
    е) Дети побежали навстречу матери: — М а м а !
    ж) На этот раз он обозлился:
    — Больше ни грамма не получите!
    з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:
    — Подъём! Вставайте!
    Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский:  «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)
    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий»(Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).
    2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
    а) Никому не хотелось уходить.
    — Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.
    б) Мои слова его явно смутили.
    — Значит, ты мне не доверяешь?
    в) Другого выхода у него не было.
    — Я принимаю ваши условия.
    г) Брови матери нахмурились.
    — Я не разрешаю этого делать.
    д) Глаза маленького машиниста заблестели.
    е) — Замечательная! Отремонтировано на славу!
    Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила.  «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
    — Запишите подробно мои замечания,  — сказал он спокойным голосом.

  8. laviani Ответить

    ПОМНИТЕ! Прямая речь заключается в кавычки. “П.Р”
    Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: “П.р”.)
    После прямой речи перед словами автора ставится тире. (“П.р.”, – а.)
    Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П – прямая речь, а – слова автора):
    Прямая речь после слов автора:
    А: “П”. А: “П?” А:”П!”
    Прямая речь перед словами автора:
    “П”, – а. “П?” – а. “П!” – а.
    Слова автора внутри прямой речи:
    “П, – а, – п”. “П, – а. – П”. “П? – а. – П”. “П! – а. – П”.
    Прямая речь внутри слов автора:
    А: “П!” – а. А: “П?” – а.
    Цитирование
    Цитата – это дословная выдержка из текста.
    Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь: А.П.Чехов писал: “Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность”. “Праздная жизнь, – писал А. П. Чехов, – не может быть чистою”.
    Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: “Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа…” – писал А. П. Чехов.
    При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:
    Условий света свергнув бремя,
    Как он, отстав от суеты,
    С ним подружился я в то время.

    Эпиграф также обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник дается на следующей строчке. Например, к первой главе романа в стихах “Евгений Онегин” А. С.Пушкин предпослал следующий эпиграф:
    И жить торопится, и чувствовать спешит. ( Кн. Вяземский)
    Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части, то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об “Онегине” Белинский написал две большие статьи; он говорит, что “эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение” (Д. Писарев).
    Кавычками выделяются и “маленькие цитаты”, а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер” (И. Гончаров). Почтенные “собратья по перу”, на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих “я”. (М. Горький)

  9. recens Ответить

    Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

    — П, — а.
    – Привет, – улыбнулась Елена.
    — П? — а.
    – Кофе будешь? – спросил Деймон.
    — П! — а.
    – Привет! – улыбнулась Елена.
    — П… — а.
    – Не знаю… – ответила девушка.
    — П, — а, — п.
    – Привет, – улыбнулась Елена, – рада тебя видеть.
    — П, — а. — П.
    – Привет, – улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.
    — П? — а. — П.
    – Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.
    — П! — а. — П.
    – Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.
    — П… — а, — п.
    – Он… – замялась девушка, – он признался мне в любви.
    — П… — а. — П.
    – Я… – девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.
    — П, — а. А: — П.
    – Согласна, – кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.
    — П, — а. А. — П.
    – Согласна, – кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.
    — П? — а. А: — П.
    – Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.
    — П? — а. А. — П.
    – Согласна? – удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.
    — П! — а. А: — П.
    – Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.
    — П! — а. А. — П.
    – Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.
    — П… — а. А: — П.
    – Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.
    — П… — а. А? — П.
    – Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.
    На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
    Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

    Пунктуация. Пробелы

    Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.
    Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).
    Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

    Пунктуация. Запятая

    С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..
    Запятая при обращении.
    Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.
    – Елена, все хорошо.
    – Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
    – Конечно, друг, о чем речь.
    – Ну что, красотка, прогуляемся?
    Запятая при оборотах.
    Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:
    Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
    Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.
    Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово.
    Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:
    Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.
    Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:
    Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.
    Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:
    Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.
    Запятая в сложных предложениях.
    Очень просто и доступно все сказано здесь: http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm. От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
    В большинстве случаев запятой бывает достаточно:
    Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.
    Кому интересно – почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap.

  10. Hayes1607 Ответить

    Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою – авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями – размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК – какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.
    Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание – запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ – и В СТИХАХ ТОЖЕ!
    Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.
    ВНИМАНИЕ:
    Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами – каждую строку завершать концевой рифмой.
    Для начала разберемся с правилами пунктуации.
    ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ
    В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.
    В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».
    1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
    Условные обозначения:
    П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
    п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
    Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
    Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
    Схема 1
    “П”, – а.
    “П!” – а.
    “П?” – а.
    Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
    «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
    Схема 2
    А: “П”.
    А: “П!”
    А: “П?”
    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.
    Например:
    Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
    Схема 3
    “П, – а, – п”.
    “П, – а. – П”.
    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.
    Например:
    «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
    Схема 4
    А: “П,” – а.
    А: “П!” – а.
    А: “П?” – а.
    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.
    Например:
    Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.
    Например:
    «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
    В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.
    Сравните:
    «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
    Рассмотрите схемы этих предложений.
    “П, – а, – п. П”.
    “П, – а. – П”.
    2. Диалог
    Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
    Доктор подошёл к мальчику и сказал:
    – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
    – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)
    В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
    – Куда идешь?
    – А так иду, куда ноги идут.
    – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)
    Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
    Условные обозначения:
    Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
    р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
    1). Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
    А:
    – Р.
    А:
    – Р!
    А:
    – Р?
    Чичиков обратился к нему с такими словами:
    – Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
    Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
    2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
    – Р, – а.
    – Р! – а.
    – Р? – а.
    – Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
    «Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
    3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора
    – Р, – а, – р.
    – Р, – а. – Р.
    – Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
    «Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
    4. Слова автора разрываются репликой
    А:
    – Р, – а.
    А:
    – Р! – а.
    А:
    – Р? – а.
    Он сказал:
    – Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
    Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
    *************************************
    Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!

  11. kalchenko.boris Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  12. basicm Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  13. avia427 Ответить

    Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

    Знаки препинания при диалогах
    Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:
    — Мама! А у солнца есть дети?
    — Есть.
    — А где же они?
    — Где? А на небе… те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца…
    В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:
    М а л ь ч и к. У меня уши замерзли…
    Д е в о ч к а. Надвинь шапку!
    Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

    Передача прямой речи косвенной

    В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы “чтоб” или “а”, также местоимения и наречия:
    “Вы поедете на теплоходе в Канев?” — спросил старшеклассников учитель.
    Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

    Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.
    Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

    Правила оформления цитат

    Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

    Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
    Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
    Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
    Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *