Как правильно поставить диск сцепления на мтз 82?

11 ответов на вопрос “Как правильно поставить диск сцепления на мтз 82?”

  1. bezik66 Ответить

    Полную регулировку сцепления производят при проведении ремонта или замены механизма, а также при сборке после ремонта двигателя или механизмов промежутки трансмиссии трактора. Правильная регулировка сцепления обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии без потери созданной мощности, а также создаёт условия для осуществления переключения передач КПП трактора и механизмов ВОМ. Свидетельством правильной работы сцепления и привода управления — есть отсутствие буксования диска при включённом сцеплении, и полном разъединении трансмиссии от двигателя при выжиме педали муфты.
    Регулировка может осуществляться только на исправном механизме, учитывая техническое состояние деталей и допуски в сочленениях.

    Правильную регулировку муфты сцепления трактора МТЗ 82(80) делают в два этапа:
    Установка отжимных рычагов-лапок относительно ступицы корзины
    Регулировка свободного хода педали управления муфтой сцепления

    Регулировка положения отжимных рычагов-лапок сцепления МТЗ 80(82)

    Наладку проводят при сборке с установленной корзиной на двигатель и отсоединённом корпусе трансмиссии. Регулировка положения отжимных рычагов ведомого фрикционного диска сцепления заключается в установке зазора между фланцем шлицевой ступицы опорного диска корзины сцепления до рабочей поверхности рычагов-лапок. Установка зазора осуществляется затяжкой регулировочных винтов лапок и должен составлять 12 мм. Для равномерного выжима всех лапок разница зазоров не должна превышать 0,3 мм. Данная регулировка обеспечивает положение рабочих поверхностей отжимных лапок в одной плоскости, что даёт фрикционному диску равномерный контакт его рабочей поверхности с маховиком двигателя, исключает перекос и неравномерный износ дисков при включении-выключении.
    Проверить регулировку можно с помощью ровной пластины или куска стекла. Прикладывая плоскость к лапкам, проверяют, что все точки контакта с лапками находятся в одной параллельной маховику плоскости. Опытные ремонтники для облегчения установки механизма сцепления на маховик двигателя и последующей регулировки используют центровочный фальшвал имитирующий диаметром шлицы валов КПП и рабочую плоскость 2 выжимного подшипника (на рисунке). Такое приспособление обеспечивает соосность положения маховика и дисков сцепления при установке, а имитирующая плоскость выжимного подшипника упрощает регулировку лапок. Приспособление можно изготовить из соответствующих б.у. валов промежуточной коробки трансмиссии трактора.

    Регулировка свободного хода педали управления сцеплением.

    Привод педали регулируется, изменением длинны тяги привода 9 (на рисунке) управления сцеплением, за счёт её резьбовых концов, обеспечивая зазор между рабочей плоскостью выжимного подшипника и рычагами-лапками. Правильная регулировка даёт свободный ход педали муфты сцепления 40-45 мм при этом зазор между лапками и выжимным подшипником должен быть 3 мм. Фиксация регулировки осуществляется контрольными гайками на регулируемой тяге привода. Замер зазора производят через нижний люк сухого картера сцепления соответствующего размера щупом.
    Текущую наладку проводят при уменьшении свободного хода педали, компенсируя естественный износ накладок фрикционного ведомого диска механизма.

    Часто механизаторы регулируют положение лапок через нижний люк корпуса, избегая трудоёмкой процедуры отсоединения трансмиссии от двигателя или в народе — раскатки трактора. Регулировку положения лапок через нижний люк картера производят при замене, вышедшей из строя лапки или её возвратной пружины. Такой вынужденный ремонт достаточно неудобен в связи с плохой доступностью к механизму корзины, но оправдан экономией времени и трудозатрат. Недостатком такой регулировки является сложность проверки её точности. Часто наладку проводят «на глаз», что приводит к перекосу плоскостей дисков муфты, неравномерному износу, снижению КПД передачи мощности и как следствие уменьшению рабочего ресурса механизма муфты.

    Неисправности сцепления трактора МТЗ 82

    1 Плохое переключение скорости со скрежетом или невозможность включения передачи. Выжимая педаль управления, муфта полностью не не отсоединяется.
    Читайте также: Классический стул для письменного стола
    Причина: Увеличенный свободный ход педали управления сцеплением в результате неправильной регулировки.
    2 При плавном включении сцепления трактор начинает движения рывком.
    Причина: Выпадение демпферных пружин или резинок с ведомого фрикционного диска механизма.
    3 Пробуксовка сцепления при увеличении тяговой нагрузки на трактор или увеличении оборотов двигателя.
    Причина: Неправильная регулировка — отсутствие свободного хода педали; износ фрикционных накладок ведомого диска; попадание масла на диски сцепления в результате течи сальника коренного подшипника коленчатого вала двигателя, или сальников промежутки трансмиссии трактора.
    4 Гул, скрежет, буксование, неполное выключение при полном выжиме педали, передаваемое вращение от двигателя сопровождается рывками и вибрацией.
    Причина; износ выжимного подшипника, износ рабочих поверхностей или поломка выжимных рычагов-лапок, поломка пружин выжимных рычагов-лапок, выработка отверстий под палец крепления рычагов- лапок , поломка или выпадение демпферных пружин и резинок фрикционного диска, износ накладок ведомого диска, износ поверхности нажимного диска корзины (толщина меньше 21мм), неравномерный износ поверхности маховика двигателя, износ шлицов и люфт ступиц корзины и диска сцепления, выработка оси и рычагов привода нажимных вилок выжимного подшипника.
    5 Если, после проведения регулировки механизм не выполняет своих функций, а также при невозможности его регулировки производят демонтаж узла и последующую полную разборку с дефектацией деталей.
    В дополнение нужно отметить, что ресурс работы муфты зависит от технического состояния опорных подшипников силового вала промежутки. При повышенном люфте в опоре валов нарушается баланс при вращении, происходит биение в ступицах механизма муфты, и как следствие приводит поломке.

    Диагностика деталей механизма

    Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.

    Состояние выжимного подшипника

    Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.
    Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.
    При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.

    Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность

    При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.
    При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали. В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.

    Состояние пружин лапок

    При выявлении сломанных пружин производят замену всех трёх пружин.

    Состояние шлицов ступицы корзины

    При достаточном износе шлицов или появившемся люфте ступицы – производят замену корзины.

    Состояние фрикционного диска

    При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.

    Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок

    При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.

    Состояние контактной плоскости маховика

    При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.
    После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.

    Правильная установка диска сцепления на МТЗ 80(82)

    Ведомый фрикционный диск устанавливается стороной с удлинённой частью ступицы к маховику двигателя, в противном случае демпферные пружины будут касаться головок крепёжных болтов маховика.
    Корзина муфты в сборе устанавливается на шесть крепёжных шпилек маховика со втулками.
    Производят центровку механизма муфты подготовленным фальшвалом или б.у. валом промежутки.
    Затягиваются шесть гаек крепления корзины к маховику и регулируют положения рычагов лапок.
    Соединяют трансмиссию и двигатель с механизмом сцепления, попадая шлицами валов в шлицы ступиц сцепления.
    Производят обтяжку соединения корпуса промежутки с картером двигателя.
    В случае установки нового механизма муфты нужно не забыть вывернуть три технологических, монтажных болта из корпуса корзины.
    В общении с механизаторами профессионалами часто обсуждается, что успех ремонта зависит от качества запасных частей, приобретаемых для замены. На рынке представлена масса продукции сомнительного качества. При подборе и покупке нужно обращать внимание на соответствие линейных размеров деталей, посадочных мест, и соответствие материала изготовления, его закалку или цементацию, шлифовку при необходимости наличие балансировки.
    Читайте также: Как склеить наждачную бумагу для ленточной шлифмашинки
    Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?
    Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:
    Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно — рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)
    Корзина с обратной стороны надавила на диск, что привело к тому, что диск зажало между корзиной и маховиком. Даже при выжиме сцепления, выжимной подшипник не справлялся со своей работой, и диск сцепления оставался зажатым, но передача крутящего момента происходила от двигателя через зажатую ступицу и корпус демпферных пружин.
    Что же делать, чтобы не ошибаться при установке диска сцепления. Есть три способа:
    1) Некоторые производители маркируют стороны диска, куда какая должна смотреть, надписями на корпусе демпферных пружин. В зависимости от страны предназначения или производства, слова будут на разных языках.
    Сторона КПП маркируется такими словами — GEARBOX SIDE, PP, Getriebeseite, GB SIDE, TRANS SIDE, T/M SIDE
    Сторона ДВС маркируется такими словами — COTE VOLANT, FLYWHEEL SIDE, ENGINE SIDE, MOTOR SIDE, FW SIDE, SCHWUNGRAD-SEITE
    2) Опытным путём, т.е. приложите диск разными сторонами к маховику и посмотрите, какая сторона лучше ляжет по всей поверхности, и ничем цепляться не будет. Но этот вариант может повести по ложному пути, так как некоторые диски сцепления имеют практически одинаковый вынос ступицы и не зависимо от стороны прилегания, цепляться не будет.
    3) Самый хороший способ определить сторону, когда нет маркировки, это осмотреть сам диск сцепления, лучше всего использую мерительный инструмент (штангенциркуль — колумбик)
    Вот сторона со стороны КПП, должна плотно лечь на корзину, как видите, с этой стороны ступица выпирает.

    А в корзине есть специальный проём под корпус демпферных пружин, да и сами пружины процентов на 75 вынесены именно в сторону корзины (КПП)

    А вот со стороны ДВС ,пружины выпирают меньше, процентов на 25, корпус посажен почти заподлицо с рабочей частью (фередо), ступица практически не выпирает.

    Кстати вот она надпись “FLYWHEEL SIDE”, означающая, что сторона направлена к маховику (двигателю)
    На маховике 1 двигателя Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск (корзина) 3.
    К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 (с безасбестовыми накладками) с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6.
    На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 20.
    Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с
    педалью сцепления.
    Читайте также: Коллекция элегия керама марацци
    Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.
    Рис.44. Муфта сцепления тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1
    1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – выжимной подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – шайба изолирующая.
    Демонтаж и установка муфты сцепления
    Рис.45. Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
    1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – втулка плавающая; 5 – рычаг отжимной; 6 – диск опорный; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочная гайка; 9 – вилка; 10 – втулка.
    Демонтаж муфты сцепления Беларус МТЗ-82-1, 80-1 выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:
    — установите три технологических болта (М12х40), завернув их в корзину 3 через технологические отверстия опорного диска 6;
    — отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);
    — снимите ведомый диск 2.
    Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
    — установите ведомый диск 2 длинным концом ступицы к маховику 1;
    — установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с корзиной 3) на пальцы маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Нм);
    — установите технологическую оправку и выверните технологические болты.
    — отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.
    Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
    Регулировку отжимных рычагов муфты сцепления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо выполнять следующим образом:
    — вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 8 отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 13±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;
    — после регулировки рычагов установите стопорные пластины 7 и зафиксируйте их болтами;
    Управление сцеплением Беларус МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется следующим образом:
    — При нажатии на подушку педали 6 перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 18 с отводкой муфты сцепления.
    — Сцепление при этом выключается.
    — При отпускании педали 6 сцепление включается.
    Рис.46. Управление сцеплением
    1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 9 – кронштейн; 10 – крышка; 11 – шайба; 12 – ходоуменьшитель.
    Регулировка свободного хода педали муфты сцепления
    Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, выполните регулировку свободного хода педали сцепления.
    Для регулировки свободного хода сцепления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 выполните следующее:
    — ослабьте контргайку 4 вилки 3, расшплинтуйте и извлеките палец 2, отсоединив тягу 5 от рычага 1;
    — отверните регулировочный болт 8 пока педаль 6 не коснется пола кабины;
    — поверните рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным подшипников отжимных рычагов МС;
    — отрегулируйте длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем вверните вилку 3 на пять оборотов (укоротите тягу).
    — затяните контргайку 4, соедините вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2.
    Если на Вашем тракторе установлен ходоуменьшитель, то для исключения зависания педали 6 необходимо установить до четырех шайб 11. Допускается уменьшение свободного хода педали сцепления до 35 мм.

  2. ilhom.smoke Ответить

    Часто механизаторы регулируют положение лапок через нижний люк корпуса, избегая трудоёмкой процедуры отсоединения трансмиссии от двигателя или в народе — раскатки трактора. Регулировку положения лапок через нижний люк картера производят при замене, вышедшей из строя лапки или её возвратной пружины. Такой вынужденный ремонт достаточно неудобен в связи с плохой доступностью к механизму корзины, но оправдан экономией времени и трудозатрат. Недостатком такой регулировки является сложность проверки её точности. Часто наладку проводят «на глаз», что приводит к перекосу плоскостей дисков муфты, неравномерному износу, снижению КПД передачи мощности и как следствие уменьшению рабочего ресурса механизма муфты.

    Неисправности сцепления трактора МТЗ 82

    1 Плохое переключение скорости со скрежетом или невозможность включения передачи. Выжимая педаль управления, муфта полностью не не отсоединяется.
    Причина: Увеличенный свободный ход педали управления сцеплением в результате неправильной регулировки.
    2 При плавном включении сцепления трактор начинает движения рывком.
    Причина: Выпадение демпферных пружин или резинок с ведомого фрикционного диска механизма.
    3 Пробуксовка сцепления при увеличении тяговой нагрузки на трактор или увеличении оборотов двигателя.
    Причина: Неправильная регулировка — отсутствие свободного хода педали; износ фрикционных  накладок ведомого диска; попадание масла на диски сцепления в результате течи сальника коренного подшипника коленчатого вала двигателя, или сальников промежутки трансмиссии трактора.
    4 Гул, скрежет, буксование, неполное выключение при полном выжиме педали, передаваемое вращение от двигателя сопровождается рывками и вибрацией.
    Причина; износ выжимного подшипника, износ рабочих поверхностей или поломка выжимных рычагов-лапок, поломка пружин выжимных рычагов-лапок, выработка отверстий под палец крепления рычагов- лапок , поломка или выпадение демпферных пружин и резинок фрикционного диска, износ накладок ведомого диска, износ поверхности нажимного диска корзины (толщина меньше 21мм), неравномерный износ поверхности маховика двигателя, износ шлицов и люфт ступиц корзины и диска сцепления, выработка оси и рычагов привода нажимных вилок выжимного подшипника.
    5 Если, после проведения регулировки механизм не выполняет своих функций, а также при невозможности его регулировки производят демонтаж узла и последующую полную разборку с дефектацией деталей.
    В дополнение нужно отметить, что ресурс работы муфты зависит от технического состояния опорных подшипников силового вала промежутки. При повышенном люфте в опоре валов нарушается баланс при вращении, происходит биение в ступицах  механизма муфты, и как следствие приводит поломке.

    Диагностика деталей механизма

    Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.

     Состояние выжимного подшипника

    Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.
    Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.
    При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.

    Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность

    При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.
    При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали. В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.

     Состояние пружин лапок

    При выявлении сломанных пружин производят замену всех трёх пружин.

     Состояние шлицов ступицы корзины

    При достаточном износе шлицов или появившемся люфте ступицы – производят замену корзины.

     Состояние фрикционного диска

    При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.

      Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок

    При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.

    Состояние контактной плоскости маховика

    При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.
    После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.

     Правильная установка диска сцепления на МТЗ 80(82)

    Ведомый фрикционный диск устанавливается стороной с удлинённой частью ступицы к маховику двигателя, в противном случае демпферные пружины будут касаться головок крепёжных болтов маховика.
    Корзина муфты в сборе устанавливается на шесть крепёжных  шпилек маховика со втулками.
    Производят центровку механизма муфты подготовленным фальшвалом или б.у. валом промежутки.
    Затягиваются шесть гаек крепления корзины к маховику и регулируют положения рычагов лапок.
    Соединяют трансмиссию и двигатель с механизмом сцепления, попадая шлицами валов в шлицы ступиц сцепления.
    Производят обтяжку соединения корпуса промежутки с картером двигателя.
    В случае установки нового механизма муфты нужно не забыть вывернуть три технологических, монтажных болта из корпуса корзины.
    В общении с механизаторами профессионалами часто обсуждается, что успех ремонта зависит от качества запасных частей, приобретаемых для замены. На рынке представлена масса продукции сомнительного качества. При подборе и покупке нужно обращать внимание на соответствие линейных размеров деталей,  посадочных мест, и соответствие материала изготовления, его закалку или цементацию, шлифовку при необходимости наличие балансировки.

  3. Virus08 Ответить

    Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:
    Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно – рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)
    Корзина с обратной стороны надавила на диск, что привело к тому, что диск зажало между корзиной и маховиком. Даже при выжиме сцепления, выжимной подшипник не справлялся со своей работой, и диск сцепления оставался зажатым, но передача крутящего момента происходила от двигателя через зажатую ступицу и корпус демпферных пружин.
    Что же делать, чтобы не ошибаться при установке диска сцепления. Есть три способа:
    1) Некоторые производители маркируют стороны диска, куда какая должна смотреть, надписями на корпусе демпферных пружин. В зависимости от страны предназначения или производства, слова будут на разных языках.
    Сторона КПП маркируется такими словами – GEARBOX SIDE, PP, Getriebeseite, GB SIDE, TRANS SIDE, T/M SIDE
    Сторона ДВС маркируется такими словами – COTE VOLANT, FLYWHEEL SIDE, ENGINE SIDE, MOTOR SIDE, FW SIDE, SCHWUNGRAD-SEITE
    2) Опытным путём, т.е. приложите диск разными сторонами к маховику и посмотрите, какая сторона лучше ляжет по всей поверхности, и ничем цепляться не будет. Но этот вариант может повести по ложному пути, так как некоторые диски сцепления имеют практически одинаковый вынос ступицы и не зависимо от стороны прилегания, цепляться не будет.
    3) Самый хороший способ определить сторону, когда нет маркировки, это осмотреть сам диск сцепления, лучше всего использую мерительный инструмент (штангенциркуль – колумбик)
    Вот сторона со стороны КПП, должна плотно лечь на корзину, как видите, с этой стороны ступица выпирает.

    А в корзине есть специальный проём под корпус демпферных пружин, да и сами пружины процентов на 75 вынесены именно в сторону корзины (КПП)

    А вот со стороны ДВС ,пружины выпирают меньше, процентов на 25, корпус посажен почти заподлицо с рабочей частью (фередо), ступица практически не выпирает.

    Кстати вот она надпись “FLYWHEEL SIDE”, означающая, что сторона направлена к маховику (двигателю)

  4. ovkrasin Ответить

    28.05.2019

    Рекомендации по установке комплектов сцепления LuK арт. № 633308709 / 633308710 на тракторы МТЗ-80/82.
    Для исключения рисков, рекомендуется использовать рельсовую систему для «раскатывания» двигателя и трансмиссии трактора при замене системы сцепления, чтобы исключить повреждение ведомого диска. Кран-балка с большим шагом при управлении высотой подъема для этих целей не подходит!
    Перед установкой новых деталей системы сцепления необходимо выполнить следующие действия:
    Очистив первичный вал КПП, убедиться в отсутствии критического износа шлицевой части. Методика проверки: установленный на первичный вал для проверки новый ведомый диск сцепления не должен иметь затруднений при перемещении на шлицах и при этом исключать чрезмерный люфт.
    Рекомендуется замена сальника первичного вала КПП со снятием направляющей втулки и одновременным контролем износа опорного подшипника первичного вала. В случае обнаружения явных признаков износа направляющей втулки и подшипника – заменить детали!
    При снятии вала с вилками привода выжимного подшипника, обратить внимание на износ точек механического контакта деталей. При наличии износа необходима замена приводного вала с вилками. Обязательно нанести на все пары трения “металл – металл” системы выключения сцепления и шлицевое соединение первичного вала высокотемпературную консистентную смазку удалив излишки.
    Внимание! Слишком большое количество смазки на шлицах первичного вала КПП и ведомого диска сцепления ведет к ее попаданию на фрикционные накладки во время работы трактора и их повреждению!
    Перед установкой нового сцепления, маховик проверить на глубину износа, отсутствие следов перегрева и микротрещин. Если техническое состояние маховика позволяет продолжить его эксплуатацию, зачистить поверхность трения наждачной бумагой средней зернистости, тем самым избавившись от так называемой “заполированности” поверхности.
    Очистить «колокол» трансмиссии от загрязнений и устранить причины их появления.
    Очистить от загрязнений или консервационной смазки поверхности трения маховика и нажимного диска сцепления.
    Установку ведомого диска сцепления необходимо проводить в соответствии с обозначением на ступице (FW/side– Flywheel side – сторона маховика), используя центровочную оправку.
    Протяжку корпуса нажимного диска производить строго по схеме «звезда», соблюдая момент затяжки, указанный в инструкции по ремонту трактора. Транспортировочные скобки (3 шт.) не снимать до прикручивания корпуса сцепления на маховик. Данные элементы отделятся самостоятельно при полном прикручивании гаек сцепления на шпильки.
    Оригинальный выжимной подшипник МТЗ перед установкой необходимо через штуцер прошприцевать смазкой, указанной производителем трактора. Выжимной подшипник производства LuK необслуживаемый и предварительно смазан.
    При «скатывании» трактора обеспечить максимальную соосность КПП и ДВС и исключить ударные нагрузки на шлицы ведомого диска при стыковке трансмиссии.
    После сборки трактора обеспечить свободный ход педали сцепления в диапазоне 40 – 45 мм, а также зазор между выжимным подшипником и пальцами диафрагменной пружины 3 мм.
    Максимальный ресурс при эксплуатации достигается только при единовременной замене всех изнашиваемых элементов как системы сцепления, так и системы выключения сцепления.
    Читайте так же: Преимущества сцепления LUK

  5. Rmk555 Ответить

    1 Плохое переключение скорости со скрежетом или невозможность включения передачи. Выжимая педаль управления, муфта полностью не не отсоединяется.
    Причина: Увеличенный свободный ход педали управления сцеплением в результате неправильной регулировки.
    2 При плавном включении сцепления трактор начинает движения рывком.
    Причина: Выпадение демпферных пружин или резинок с ведомого фрикционного диска механизма.
    3 Пробуксовка сцепления при увеличении тяговой нагрузки на трактор или увеличении оборотов двигателя.
    Причина: Неправильная регулировка — отсутствие свободного хода педали; износ фрикционных накладок ведомого диска; попадание масла на диски сцепления в результате течи сальника коренного подшипника коленчатого вала двигателя, или сальников промежутки трансмиссии трактора.
    4 Гул, скрежет, буксование, неполное выключение при полном выжиме педали, передаваемое вращение от двигателя сопровождается рывками и вибрацией.
    Причина; износ выжимного подшипника, износ рабочих поверхностей или поломка выжимных рычагов-лапок, поломка пружин выжимных рычагов-лапок, выработка отверстий под палец крепления рычагов- лапок , поломка или выпадение демпферных пружин и резинок фрикционного диска, износ накладок ведомого диска, износ поверхности нажимного диска корзины (толщина меньше 21мм), неравномерный износ поверхности маховика двигателя, износ шлицов и люфт ступиц корзины и диска сцепления, выработка оси и рычагов привода нажимных вилок выжимного подшипника.
    5 Если, после проведения регулировки механизм не выполняет своих функций, а также при невозможности его регулировки производят демонтаж узла и последующую полную разборку с дефектацией деталей.
    В дополнение нужно отметить, что ресурс работы муфты зависит от технического состояния опорных подшипников силового вала промежутки. При повышенном люфте в опоре валов нарушается баланс при вращении, происходит биение в ступицах механизма муфты, и как следствие приводит поломке.

    Диагностика деталей механизма

    Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.

    Состояние выжимного подшипника

    Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.
    Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.
    При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.

    Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность

    При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.
    При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали. В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.

    Состояние пружин лапок

    При выявлении сломанных пружин производят замену всех трёх пружин.

    Состояние шлицов ступицы корзины

    При достаточном износе шлицов или появившемся люфте ступицы – производят замену корзины.

    Состояние фрикционного диска

    При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.

    Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок

    При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.

    Состояние контактной плоскости маховика

    При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.
    После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.

  6. metalik19 Ответить

    На маховике 1 дизеля установлена сухая
    однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа (см. рис 1).
    Ведущей частью муфты сцепления являются маховик
    1 и нажимной диск 3.
    К ведомой части сцепления МТЗ-82,80 относится ведомый
    диск 2 с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом
    валу 6.
    Необходимое усилие прижатия трущихся
    поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью
    основными пружинами 21 и шестью дополнительными пружинами 20, если
    по заказу в муфте сцепления установлен ведомый диск 2 с
    металлокерамическими накладками, то в этом случае дополнительные
    пружины 20 не устанавливаются.

    Рис.1. Сцепление трактора
    МТЗ-80, 82

    1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск
    нажимной (корзина); 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 –
    втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг
    отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная
    пластина; 14 – подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 –
    вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина
    нажимная; 21 – пружина нажимная; 22 – шайба изолирующая.
    Между плавающей втулкой 7 (рис 1), связанной с валом привода ВОМ 4,
    и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и
    выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником
    14, перемещающейся по кронштейну 15.
    Вилка 17 отводки с валиком 18
    связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14
    осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.
    Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ-82,
    80 и длины блокировочной тяги тормозка
    – Проверяйте свободный ход педали через каждые 500 ч работы
    трактора.
    – При работе трактора свободный ход педали вследствие износа
    фрикционных накладок постепенно уменьшается.
    – Допустимое уменьшение – до 30 мм, после этого требуется
    регулировка.
    Регулировку
    управления муфтой сцепления МТЗ-80,82 и тормозка производите
    одновременно и выполняйте в следующей последовательности:
    – Перед проверкой свободного хода педали освободите ее от
    воздействии пружины сервоустройства, для чего заверните болт 6 до
    упора в кронштейн 8 (рис.2).
    – При правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14
    тяги 13 при включении сцепления должна дополнительно сжиматься на
    3-4 мм.

    Рис. 2. Управление муфтой сцепления МТЗ-82, 80
    1 – стержень подушки; 2,7, 17 – болт; 3 – педаль сцепления; 4 – ось;
    5, 14 – пружина; б – болт упорный; 8 – кронштейн; 9, 13, 19 – тяга;
    10, 12, 20 – вилка; 11, 16, 18 – рычаг; 15 – контргайка.
    Регулировка положения отжимных рычагов
    корзины сцепления МТЗ-80, 82
    После установки муфты сцепления на маховик и снятия
    технологических болтов произведите регулировку положения отжимных
    рычагов корзины сцепления при помощи специальной оправки, которая базируется по
    внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска с упором в
    торец ступицы.
    На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов.
    Размеры оправки указаны.
    При помощи регулировочных винтов подведите
    отжимные рычаги корзины до упора в торец
    оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками.
    При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта
    рычагов с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска.
    Разность этого размера для рычагов одной
    муфты не должна превышать 0,3 мм.
    Технические регулировки деталей сцепления МТЗ-82, 80
    Техническое обслуживание сцепления МТЗ-80,
    82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке
    резьбовых соединений и проведении регулировок.
    При ТО-1 (125
    моточасов работы) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой через
    масленку, которая находится или на кожухе сцепления и
    связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.
    При ТО-2 (500 моточасов работы)
    производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления:
    Проверяют свободный ход педали сцепления – это
    основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка.
    Свободный ход педали должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору
    3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами.
    Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не
    должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.
    Порядок снятия муфты сцепления МТЗ-80, 82 с двигателя
    Для снятия муфты
    выполните следующее:
    – установите три технологических болта (М12х40), завернув их в
    нажимной диск (корзину) сцепления МТЗ-80,82 через
    технологические отверстия опорного диска 6;
    – отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите
    диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);
    – снимите ведомый диск сцепления2.

    Рис.1 – Монтаж и демонтаж муфты
    сцепления

    1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – нажимной диск; 4 – ступица; 5 –
    отжимной рычаг; 6 – опорный диск; 7 – стопорная пластина; 8 –
    регулировочные гайки; 9 – вилка; 10 – втулка.
    Порядок установки муфты сцепления МТЗ-82, 80 на
    двигатель

    Для установки муфты
    выполните следующее:
    – установите ведомый диск сцепления 2 (рис.1) длинным концом ступицы
    к маховику 1.
    – установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с
    нажимным 3) на пальцы маховика с втулками 10, закрепите гайками
    (момент затяжки от 70 до 90 Нм);
    – установите технологическую оправку и выверните технологические
    болты;
    – отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.

    Рис.2 Управление сцеплением МТЗ-80, 82 и тормозком
    сблокировано

    Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9.
    Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего
    ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для
    возможности перемещения кронштейна 6.
    Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм.
    Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его
    вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления
    кронштейна.
    Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в
    ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина
    должна возвратить ее в первоначальное положение.
    Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от
    рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора.
    В этом
    положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем
    укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом,
    зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
    Если сцепление подвергалось разборке, то положение
    отжимных рычагов 3 нарушается.
    Поэтому их необходимо отрегулировать
    при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места
    контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного
    диска составляло 12+0,5 мм.
    Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3
    мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *