Как правильно расположить иконы в домашнем иконостасе?

30 ответов на вопрос “Как правильно расположить иконы в домашнем иконостасе?”

  1. Zulukora Ответить

    Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков.  Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.
    Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.
    Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
    Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
    И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками.  Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
    Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
    Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
    Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

    Иконы для домашнего иконостаса

    Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти.  Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.

  2. Baramar Ответить

    В свободном и доступном месте.
    Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
    Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
    И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт.?2,8).
    Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар.?4,?36).
    И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез.?11,?1).
    …ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.?24,?27).
    Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
    Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
    Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
    Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
    Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.
    Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
    Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
    О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:
    «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.
    После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7–8).
    …воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар.?16,?29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
    Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.
    Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
    Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.
    День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.
    Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.
    После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
    В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
    Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.
    Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

  3. Vutilar Ответить

    Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?

    Красный угол в старину
    Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.
    Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.
    Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.

    Как же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой.
    Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.
    В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.
    Домашний иконостас сегодня
    Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.
    Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать?

    Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.
    Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.
    Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.
    Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.
    Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.

    Даже репродукции картин на религиозные сюжеты лучше разместить подальше от красного угла, картины и иконы — разные вещи.
    Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.
    Какие иконы должны быть в доме обязательно?
    Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.
    Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.

    Традиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю.
    Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением православных христиан.
    Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.
    На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.
    Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.

    На почетном месте домашнего иконостаса можно расположить ту икону, которая особо почитается в семье или святой образ, передаваемый из поколения в поколение (если в вашей семье есть такая реликвия).
    В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.
    На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.
    Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери, преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами члены семьи.
    Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.
    В детской комнате для общения ребенка с Богом обязательно иметь святой образ.
    Чем украсить домашний иконостас?
    Украсить божницу лучше всего живыми цветами. Веточки освященной вербы ставят возле икон в день празднования Входа Господня в Иерусалим, сохраняя их до следующего Вербного Воскресения.
    Дом и иконы украшают березовыми веточками в День Святой Троицы (Пятидесятницы), что символизирует благодать силы Святого Духа, которую несет Православная Церковь.
    Перед иконами в красном углу подвешивают или ставят на подставке лампаду. Лампадок может быть несколько, их зажигают во время молитвы, у многих они горят все время, когда кто-то из членов семьи дома. Весь день лампада должна гореть в воскресные и праздничные дни.

    Зажженная лампада очищает дом от негатива и всякой скверны. Спичкой зажигать ее не принято. Это делают церковной свечой.
    Во время постов используют зеленые и синие лампадки, а в праздники — красные.
    У верующих существует обычай мазать крестообразно лампадным маслом детей и близких в случае болезни либо каких-то неблагополучных событий.
    Божницу следует увенчать крестом, на всех дверных косяках тоже должны быть кресты.
    Можно ли использовать иконы-репродукции?
    Святые образа, написанные вручную художниками-иконописцами, предпочтительнее икон-репродукций. Но писаные изображения намного дороже и не каждый верующий может себе позволить их приобрести.
    Поэтому репродукции вполне уместны в домашнем иконостасе.
    Главное — покупать иконы, свечи, лампады, молитвенные книги, кресты в церковных лавках.

    По стилю иконы могут быть древнего образца (древнерусского, греческого, византийского) и западного (академического). Верующий может выбирать стиль икон по своему вкусу, но в иконостасе лучше не смешивать изображения разных техник написания.
    Фотографии или репродукции праведных людей, старцев, священников иметь дома нужно, но располагать их следует в стороне от икон.
    Отношение к иконам
    Подобно тому, как в храме мы ведем себя благочестиво, так и перед изображениями святых недопустимо ругаться, ссориться, обижать друг друга.
    Бережное и уважительное отношение к иконам у православных не может перерастать в поклонение. Икона — священное, но все же изображение. За образом всегда нужно видеть суть.

    С икон на нас смотрят лики Господа, Богородицы, святых, мы обращаемся к ним со своими молитвами и просьбами о помощи, заступничестве, прощении.
    Божественные лики напоминают нам, жителям мира материального, о духовной, вечной жизни, о нашем Спасителе. И, глядя на святые образа, каждый верующий должен стремиться к совершенствованию своей души.

  4. Бетель Ответить

    Сегодня мне хотелось бы поговорить о том,как устроить домашний иконостас или “красный угол”, как говорили наши предки.
    В каждой русской избе раньше имелся красный угол (красивый,святой,большой ,передний ) -так называли наиболее просматриваемое при входе в дом почетное место , где у домочадцев стоял стол за которым собиралась не только вся семья ,но и гости пришедшие в дом. Иконы в красном углу отождествлялись с алтарной частью храма,а сам стол с престолом. При входе в дом, глядя на иконы вошедший крестился ,как бы производя дальнейшие действия перед лицом Бога.
    Все дурное и скверное как бы оставалось за порогом – ведь никто не смел гневить Господа. Также перед иконами совершались молитвенные правила. Молитва обязательна перед вкушением пищи – старший в доме после молитвы благословляет еду .
    В красном углу , как раньше так и сейчас , помещаются предметы с православных праздников – веточки березы с праздника Святой Троицы , веточки вербы с прощеного воскресения , освященное яичко с Пасхи которое по обычаю съедается на следующую Пасху и его заменяют на новое и т.д.

    Ныне до нас дошла традиция иметь в доме иконный уголок или домашний иконостас и многие хотят постоянно видеть пред собою образ Божий , но просто не знают как это правильно сделать и с чего начать.Этой статьёй я поробую помочь вам разобраться в этом .
    Считается что иконы не должны висеть , поэтому обычно они ставятся на специальную угловую полочку в один или несколько ярусов – все зависит от желания и ваших возможностей .В современной квартире бывает не так просто это сделать из за планировки. Иконы помещаются вкиот общий или несколько разных.Если киота нет они покрываются рушником – вышитым специально для этого белым покровом . На этой полочке не должно храниться никаких посторонних предметов кроме икон.Святое писание , молитвослов , святая вода могут храниться рядом -например на полочке под иконами,но не рядом с ними.
    Домашний иконостас устраивается по тому же принципу что и иконостас в церкви.Главные в нем иконы Спасителя и Богородицы. Икона Господа как и в церкви располагается по правую руку (со стороны зрителя) , Богородица слева от него.
    Это могут быть венчальные иконы с которыми молодые венчались в церкви – теперь они основа домашнего иконостаса .
    Может это иконы или икона которыми благословляли родители, или икона доставшаяся по наследству .
    Рядом с ними (справа от иконы Господа) , можно расположить 3-ю икону это икона Иоанна Предтечи ( его обычно пишут в деисусном ряду иконостаса с иконами Божией матери и Спасителя ) или ,как у нас уже вошло в традицию на Руси, икону Николая Чудотворца .
    Вверху над этими иконами мы можем разместить икону святой Троицы – символ триединства Бога или распятие.
    Не рекомендуется размещать над иконами Господа и Богородицы икон бОльших по размеру или икон святых – они размещаются по краям или на ярусе ниже. Святые обычно выбираются патрональные ,т.е покровительствующие семье живущей в доме. Именные иконы каждого члена семьи желательно иметь в доме любому верующему человеку, либо же это одна икона где такие святые объединены в одном иконописном образе -такая икона называется семейной.
    Семейная икона относится к иконам домовым и написание такой иконы является древней традицией. Кроме этого иногда на таких иконах пишут образы Господа, Богородичной иконы ,например если какое либо семейное событие выпадает на её праздник, или образ Ангела Хранителя для всей семьи. Семейные иконы по другому называют родовые, так как они предназначены для укрепления родовых связей и передаются из поколения в поколение. Семейная икона всегда особо почиталась на Руси, так как являлась не только объединяющим духовным символом семьи, но и всех предков этого рода. Перед ней молились всей семьёй и просили Божьей милости не только себе, но и детям, родителям.

    Если же в семье нет такого единства как должно быть в идеале Христианской жизни, можно ограничиться именными иконами святых покровителей более верующих членов семьи. Им они смогут молиться не только о своих житейских нуждах,но и об остальных членах семьи ,чтобы они встали на путь истинныйи пришли к вере. Остальные иконы святых подбираются по выбору человека ,может в семье есть наиболее почитаемые святые которые неоднократно помогали им в различных ситуациях,или же это иконы доставшиеся по наследству – главное не нарушать иерархии иконостаса. Иконный угол следует содержать в чистоте и относится к святым иконам с благоговением.В святые праздники , посты или при вознесении молитв перед иконами хорошо зажигать лампаду. Дети видящие отношение родителей к святыне навсегда сохранят эту память в своем сердце и передадут традицию следующему поколению.
    Так как мы живем не в русской избе в одну комнату, а в осонвном это квартиры , желательно иметь иконы в каждой комнате, чтобы непрестанно памятовать о Боге не только во время молитвы, но и постоянно в повседневной жизни.
    От души надеюсь моя публикация будет вам полезна . Чтобы читать мои статьи и быть в курсе обновлений в моём магазине добавляйтесь ко мне в круг- буду рада новым подписчикам !

  5. OSYCYKU Ответить

    У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.
    Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вешать вместе со светскими картинами – место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.
    Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

    Как расположить иконы в доме

    Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы – ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.
    Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что для иконы Господа желательно центральное место).
    Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.
    Иногда в доме иконы расположены на одной небольшой полочке. Тогда в центре можно поставить иконы Господа и Богородицы, а уже по краям располагать иконы ангела хранителя и святых.

  6. ROFI Ответить

    Согласно церковным традициям, верующим следует молиться, обращаясь к востоку. Поэтому иконы советуют размещать на восточной стороне квартиры. Если у вас есть такая возможность – разместите иконостас на востоке.
    Однако во многих случаях на востоке в современных постройках размещены двери или окна и, соответственно, тогда поместить образа там не получится. Но как правильно повесить иконы в квартире в таком случае? Выберите любую другую стену, ведь изменить расположение постройки в современных условиях невозможно.
    Важно не только расположение стены относительно сторон света, но и её свободность и доступность. Встать перед иконами должно быть удобно всем членам семьи, особенно если в семействе практикуется совместная молитва.

    Куда нужно ставить иконы в доме

    Разрешается размещать образа на стены (в том числе и у изголовья кровати), на полки, на стол. Идеально, когда святыни размещены в киотах. Соседствовать с иконами могут свечи, лампады, молитвослов, церковная литература: словом, всё, что помогает в молитве.
    В то же время нежелательно, когда рядом с иконами находятся светские картины, статуэтки, плакаты с изображениями спортсменов, политиков, музыкантов и так далее.



    Добавим, что рядом с иконами нельзя размещать картины даже с библейскими сюжетами. Дело в том, что икона – это средство, через которое верующие общаются с Богом, Богородицей и святыми; молиться же перед картинами нельзя.

    Куда поставить иконы в квартире

    Можно ли им соседствовать с домашней техникой? Это нежелательно и по возможности такому соседству стоит препятствовать. Однако, если, например, компьютер в конкретной семье является средством работы, то поставить образа рядом – вполне нормальное явление, ведь до, после и даже во время труда можно и нужно помолиться, попросив Божьего благословения на свои деяния.



    По старинной традиции, нередко Красный угол в доме украшался доступными в то время средствами: живыми цветами и искусно вышитыми полотенцами. Эту традицию не грех поддержать и сегодня. Поэтому если есть такое желание – смело украшайте свой иконостас и одиночно размещенные иконы.
    Итак, куда вешать иконы в доме? Подведем итог:
    Желательно поместить их на восточную стену дома.
    Доступность.
    Иконы можно вешать на стену, ставить на стол и полки, помещать в киоты.
    Нельзя размещать рядом иконы и декоративные предметы.
    Иконы можно украсить цветами и полотенцами.

    Последовательность размещения икон

    Теперь вы знаете, куда правильно вешать иконы в доме. Однако в каком порядке стоит их поместить?
    При размещении икон в храме церковные служители учитывают множество требований Устава. Однако правила размещения святынь на домашнем иконостасе отнюдь не такие строгие. К основным из них относят:
    Продуманность композиции и системность размещения.
    Выше всего следует размещать образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы. Под ними могут быть размещены иконы апостолов (если есть). Затем уже необходимо помещать образа святых.
    Образ Спасителя стоит помещать справа от молящегося, а икону Богородицы – слева.
    Единообразность стилей.
    Желательно, но не строго обязательно, чтобы образа были выполнены приблизительно в одной манере: иначе многообразие стилей может отвлекать от молитвенного делания. Впрочем, это не касается образов – семейных реликвий. Их стоит помещать на домашний иконостас обязательно, независимо от того, вписываются ли они в общий стиль образов или нет.



    Итак, теперь вы знайте, как правильно разместить иконы в доме, фото и текст помогут вам в этом благом деле. Надеемся, что наша статья поможет вам создать канонически правильный и эстетически приятный глазу иконостас!

  7. Lara Ответить

    В детской, как правило, помещают икону Ангела-Хранителя и небесного Покровителя, того святого, имя которого ребенок носит.
    В спальне должен быть уголок для молитвы, дабы исполнять утренние и вечерние правила.
    В прихожей, над входом в дом, место для образа Матери Божией – защитницы нашего очага.
    Подразумевается, что православные готовят завтраки, обеды и ужины только с молитвой: тогда трапеза становится не только вкусной, но и полезной для здоровья. Можно повесить или поставить в кухне икону Божией Матери «Спорительница хлебов», Великомученицы Параскевы Пятницы и другие.
    Рабочий день, как и любое дело, у христианина начинается с обращения к Господу. «Без Бога не дойдешь до порога», «Без воли Божией и волос с головы человеческой не падает», гласят христианские пословицы. Тем паче и занятие, которое мы начинаем или завершаем. Поэтому в кабинете нужна настольная икона Спасителя.
    Зал или гостиная – место, где собирается вся семья, куда приглашают гостей. Там может размещаться маленький иконостас или так называемый «красный угол». В нем домочадцы размещают иконы, особо почитаемые в семье, переданные по наследству и те, которым в доме придают особое значение.

  8. SHOHA Ответить

    Человек, мало разбирающийся в тонкостях религии, вряд ли увидит различия во внутреннем убранстве современных старообрядческого и новообрядческого храмов. Зато убранство домашней старообрядческой моленной разительным образом отличается от того, что можно увидеть в красном углу прихожанина Московской Патриархии.
    Домашний иконостас члена РПЦКак правильно подметил однажды новообрядный миссионер о. Андрей Кураев, домашние иконостасы чад господствующего исповедания перестали быть Христоцентричными. В них почти нельзя встретить икону Христа, зато почетное место занимают внушительных размеров иконы Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадского и иных почитаемых старцев.

    Особенности расположения домашнего иконостаса у старообрядцев

    Староверие даже во всех своих народных проявлениях всегда оставалось Христоцентричным. В центре православного, старообрядческого иконостаса всегда находится икона Спасителя либо крест с распятием. Расположение прочих икон в домашнем иконостасе, как правило, произвольное, поскольку в домашних условиях не всегда есть возможность собрать полный церковный иконостас.
    Домашний иконостас старообрядцаВпрочем, большинство христиан соблюдают правило расположения икон по их статусу. Рядом с центральной иконой Христа обычно располагают иконы Пресвятыя Богородицы, Св. пророка и Предотечи Господня Иоанна, затем идут святители, преподобные и т. д.

    Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу

    Сегодня не сложно заказать или приобрести иконы канонического письма. Конечно, стоят они недешево, но надо помнить, что такое священное изображение приобретается на всю жизнь и будет передано потомкам. Заказывая иконы новообрядческим иконописцам, не следует забывать, что даже лучшие из них, умеющие писать в необходимой канонической манере, крайне невнимательны к частностям и часто допускают досадные ошибки в перстоложении, символике деталей, одежде и облачениях и т. п. Особенно следует быть внимательным к надписям. Нередко доводится видеть работы современных новообрядческих иконописцев, включая «точные» списки с древних икон с надписаниями «Иисус» (надо — «Исус»), «Давид» (надо — «Давыд»), «Николай» (надо — «Никола»), которых, разумеется, не было на оригиналах.
    Старообрядческое и новообрядческое письмо (слева и справа, соответственно)
    Если средства пока не позволяют заказать или купить писаную икону, то лучшим выходом из положения станет приобретение медных, литых икон. Тем более, что выбор литья сегодня очень богат, а самые дорогие и качественные литые иконы дешевле самых дешевых писаных. Существует также рынок старинных икон. Однако цены на них ограничивают их использование в домашних моленных.
    Складень трехстворчатый «Малый Деисус». Медный сплав, литье

    Как лучше разместить иконы дома

    Что касается самого домашнего размещения икон, то они ставятся на специально для этого сделанные полки, реже — «тябла» (карнизы с вырезами для основания икон). Обычай вешать иконы «на гвоздик» считается не вполне благочестивым инославным веянием. В конце XIX века большое распространение получили так называемые «уголки», шкафы с тремя иконами: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого (пророка и предотечи Иоанна, святителя Николы и пр.), располагающиеся одна над другой.
    Варианты шкафов для икон (киотов)
    Несмотря на изящный внешний вид таких уголков, их устройство нельзя назвать удовлетворительными для использования в домашней моленной. Перед таким уголком неудобно возжигать свечи и нет никакой возможности добавить новые иконы.

  9. Shkan Ответить

    Normal
    false
    false
    false
    MicrosoftInternetExplorer4
    http://blogs.mail.ru/mail/volga31051949/616422951CBE3DBF.html?reply=1
    http://blogs.mail.ru/mail/volga31051949/616422951CBE3DBF.html?reply=1
    Normal
    false
    false
    false
    MicrosoftInternetExplorer4
    Иконописец, завершая икону,
    надписывает имя Того,
    чей Лик явлен на иконной доске.
    Происходит соединение слова и изображения,
    имени и образа —
    рождается Икона.
    Количество и качество — категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. систематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
    Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
    Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
    » Дом мой домом молитвы наречется» (Мф.21,13) — это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.
    Дом же является продолжением храма, не более; дом — это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная.
    Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточных количествах, но в разумных пределах.
    Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
    Главное предназначение иконы — молитвенное. Икона — это окно из мира горнего в наш мир — мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
    В настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор — своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
    ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
    В свободном и доступном месте.
    Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
    Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
    «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».(Быт.2,8).
    Оглянись,Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар.4,36).
    И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез.11,1).
    …ибо, как молний исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.24,27).
    Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
    Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
    Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические предметы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
    Правда здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
    Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т.п.
    Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
    Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего — рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
    О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры » Иконы в нашем доме»:
    «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.
    После молебна, за чаем я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же».
    …воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыне Его (1 Пар.16,29) — так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
    Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.
    Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
    Согласно Преданию, пожизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос умыв лицо,отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик. и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу.Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворный Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими вратами.
     КАКИЕ ИКОНЫ ИМЕТЬ ДОМА?
    Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.
    Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя (Пантократа по- гречески).
    Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.
    Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».
    Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.
    Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.
    Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
    Владимирская икона Божией Матери.
    Донская икона Божией Матери,
    икона «Взыграние младенца»,
    икона «Взыскание погибших»,
    икона «Достойно есть»,
    Игоревская икона Божией Матери,
    Касперовская икона Божией Матери,
    Корсунская икона Божией Матери,
    Почаевская икона Божией Матери,
    Толгская икона Божией Матери,
    Феодоровская икона Божией Матери,
    Ярославская икона Божией Матери.
    «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».
    Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.
    Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
    Влахернская икона Божией Матери,
    Грузинская икона Божией Матери,
    Иверская икона Божией Матери,
    икона «Троеручица»,
    икона «Скоропослушница»,
    Казанская икона Божией Матери,
    Козельщанская икона Божией Матери,
    Смоленская икона Божией Матери,
    Тихвинская икона Божией Матери,
    Ченстоховская икона Божией Матери.
    Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например, Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, так же и образы святых, имена которых носят члены семьи.
    Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.
    В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимает центральное место в доме православного христианина. В народе Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
    Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов — первоверховных Петра и Павла.
    Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона.
    Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
    Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник — духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.
    По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную., но плохого качества.
    К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.
    А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.
    КАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ, В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ? ЕСТЬ ЛИ НА ЭТОТ СЧЕТ СТРОГИЕ УСТАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?
    В церкви — да.  Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
    Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
    Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону месточтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
    Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери — слева ( как в классическом иконостасе).
    При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
    Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.
    Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.
    В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.
    Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная  молитва после еды обращена к Нему:»Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…»
    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ИКОНА ПРИШЛА В СОСТОЯНИЕ НЕГОДНОСТИ И НЕ ПОДЛЕЖИТ РЕСТАВРАЦИИ?
    Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.
    Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
    В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.
    Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения — это грех, который нужно исповедовать.
    Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы — жители мира дольнего — всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.
    Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.
    ИКОНОСТАС В ХРАМЕ
    Если алтарь — часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным — в линиях и красках — выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к ХУ1 веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров -небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.
    Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.
    Первый- праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона » Троица Ветхозаветная» — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или » Явление Аврааму у дуба Мамврикийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл — это договор, заключенный Богом с человеком.
    Второй ряд — пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон  и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно потому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
    Третий — праздничный — ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
    Четвертый, деисусный ( или по-другому деисисный) чин — это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре — икона » Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
    В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богородицы ( по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах — изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона — икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя ( для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону » Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах — «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста — создателей Божественной Литургии.
    С.Алексеев. Как устроить домашний иконостас. По благословению Епископа Тихвинского Константина.Санкт Петербург,2000г.
    Назад к списку

  10. Anadi Ответить

    Икона.
    Мы поклоняемся Иконам и благоговеем перед ними (так же как перед Крестом и Евангелием), веруя, что поклонение, оказанное этим символам, становится реальным, то есть передается действительным лицам, изображенным на Иконах.
    Мы поклоняемся Создателю, но не создаваемому. Созданное мы лишь используем для того, чтобы почитать Создателя. Как говорится в Ветхом Завете, идолопоклонники верили, что их боги живут внутри идолов или сами являются идолами и поэтому в идолах заключена сила. У нас нет такой веры относительно красок, древесины и других материалов, употребляемых при создании Икон, Креста или книг Евангелия; сами по себе они не имеют никакой силы, они безжизненны.
    Иконы пишутся в особом иконописном стиле, потому что их авторы хотят передать природу личности, которая была преображена милостью Божией. Именно поэтому иконы несколько формализованы и стилизованы. Несущественные мирские детали, такие как морщины или родинки, на иконных ликах не изображаются. Иконы стараются показать силу Божию, когда Он становится видимым нам, либо изображают небесные силы и святых, отражающих величие Господа. Символизм Икон служит для того, чтобы выразить новое творение, преображенный мир; как говорит Святой Апостол Павел: «…все (мы) изменимся…» (1Кор. 15,51).
    Икона.
    Цикл православных фильмов «Человек перед Богом. (HD)
    Студия «Неофит»
    Как устроить домашний иконостас
    В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…
    Инок Спиридон (Сильвестр)
    ДОМОСТРОЙ
    XVI в.
    Иконописец, завершая икону, надписывает
    имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
    Происходит соединение слова и изображения,
    имени и образа – рождается Икона.
    Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
    Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
    Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
    «Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.
    Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.
    Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
    В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
    Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
    Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.
    Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
    Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?
    На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
    Где разместить иконы?
    В свободном и доступном месте.
    Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
    Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
    И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8).
    Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4:36).
    И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11:1).
    …ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27).
    Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
    Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
    Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
    Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
    Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.
    Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
    Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
    О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:
    «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.
    После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).
    …воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар. 16:29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
    Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.
    Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
    Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.
    День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.
    Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.
    После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
    В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
    Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.
    Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.
    В чем же разница между православной иконой и картиной?
    Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
    Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
    Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
    Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
    Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.
    Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
    Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.
    Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
    Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.
    Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
    Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.
    Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.
    В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.
    А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.
    Какие иконы иметь дома?
    Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.
    Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.
    Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.
    Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.
    Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.
    Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».
    Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.
    Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
    Владимирская икона Божией Матери,
    Донская икона Божией Матери,
    икона «Взыграние младенца»,
    икона «Взыскание погибших»,
    икона «Достойно есть»,
    Игоревская икона Божией Матери,
    Касперовская икона Божией Матери,
    Корсунская икона Божией Матери,
    Почаевская икона Божией Матери,
    Толгская икона Божией Матери,
    Феодоровская икона Божией Матери,
    Ярославская икона Божией Матери.
    «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
    Влахернская икона Божией Матери,
    Грузинская икона Божией Матери,
    Иверская икона Божией Матери,
    икона «Троеручица»,
    икона «Скоропослушница»,
    Казанская икона Божией Матери,
    Козельщинская икона Божией Матери,
    Смоленская икона Божией Матери,
    Тихвинская икона Божией Матери,
    Ченстоховская икона Божией Матери.
    Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.
    Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.
    В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
    Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.
    Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.
    Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
    Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.
    По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.
    Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.
    А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.
    Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
    Здесь можно дать несколько полезных советов.
    Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.
    Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.
    После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.
    Как разместить иконы, в какой последовательности?
    Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

    В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
    Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
    Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
    Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).
    При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

    Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
    Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.
    Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.
    Каким должно быть отношение к святыне?
    Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.
    Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20:26)
    По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.
    Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.
    Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
    Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.
    К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?
    К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.
    Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.
    Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.
    Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.
    Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.
    Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).
    Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.
    Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).
    Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.
    В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.
    Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».
    И последнее.
    Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
    Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.
    Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
    В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.
    Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.
    Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.
    Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.
    Иконостас в Храме.

    Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.
    Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.
    Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
    Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
    Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
    Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
    В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.
    Схема высокого иконостаса

    1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
    2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
    5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
    8 – храмовая икона;
    I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
    IV – деисусный чин.
    По благословению Епископа Тихвинского Константина
    Алексеев Сергей Владимирович
    САТИСЪ. Санкт-Петербург. 2000 г.
    Что следует знать Христианину
    О священнослужителях
    Как правильно креститься
    Церковные записки
    О постах. Великий Пост
    Свеча
    Святая вода (Агиасма)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *