Как правильно установить бордюры при укладке тротуарной плитки?

15 ответов на вопрос “Как правильно установить бордюры при укладке тротуарной плитки?”

  1. Memi Ответить

    Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.
    Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.
    В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.

    Установка камней на подготовленное основание

    Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.
    Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.
    Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.
    Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.
    После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

    В заключение

    Как видно из содержания статьи, установка тротуарных и дорожных бордюров своими руками технически не сложный, но физически достаточно затруднительный процесс, который, тем не менее, позволит вам значительно украсить свой двор или сад.

  2. Ledi Medi Ответить

    Траншея и подстилающий слой

    Поскольку бетонные изделия запрещено устанавливать на плодородный слой, который может просесть после перегнивания содержащейся в нем органики, его снимают с зоны мощения целиком. Глубина получившегося котлована обычно больше, чем толщина брусчатки, но меньше, чем вертикальный размер поребрика. Поэтому необходимо выполнить несколько действий:
    отсыпать дно котлована песком при низком УГВ или щебнем на влажном грунте, оставив до уровня земли 8 – 10 см (5 см контактный слой песка или гранотсева, на который укладывается плитка, плюс толщина самой плитки);
    углубить котлован по периметру траншеями под размер поребрика, 2 см слоя пескобетона, на который он устанавливается, и подстилающего слоя под ним (15 – 20 см).
    Нерудный материал нужно уплотнить площадным вибратором (виброплита) или ручной трамбовкой. Не рекомендуется проливать песок ведром/шлангом, лучше обильно смочить его перед укладкой в грунт.

    Совет! Чтобы мастеру было удобно выставлять бордюрный камень и фиксировать его бетоном по наружному или внутреннему краю, траншеи должны быть вдвое шире бордюра (4 см в каждую сторону).
    При незначительном увеличении бюджета строительства можно резко повысить ресурс конструкции, если выстелить дно котлована нетканым материалом (дорнит, геотекстиль), исключающим взаимное перемешивание нерудного материала с почвой, прорастание корней сорной травы.

    Установка садового бордюра

    Классическая технология монтажа бетонных бордюров выглядит следующим образом:
    изготовление постели – пластичный пескобетон укладывается на подстилающий слой, выравнивается кельмой для 2 – 3 элементов максимум;
    монтаж поребрика – выставленный камень осаживается на бетоне резиновой киянкой;
    боковая фиксация – на уложенный бордюр наносится кельмой бетон снаружи и изнутри для образования небольшого уширения в нижней его трети по высоте.
    Поребрики устанавливаются по шнуру вплотную друг к другу. Крой осуществляется специальным инструментом – гильотиной либо УШМ с оснасткой по бетону (алмаз, абразив).
    Гильотина для раскалывания поребрика.

    Нюансы технологии

    В отличие от большинства железобетонных конструкций, эксплуатируемых в грунте или на его поверхности, бордюры не гидроизолируются. Особенностями технологии монтажа являются:
    на прямых участках укладка осуществляется впритык;
    при большом радиусе изгиба тропинки бордюры устанавливаются без подрезки торцов;
    на крутых дугообразных поворотах торцы подрезаются у обоих соседних камней для точного совпадения ответных мест примыкания;
    в отличие от классической схемы облицовки ступеней, когда материал проступи укладывается поверх подступенка, бордюры нужно монтировать вровень с тротуарной плиткой, так как они являются массивными элементами, сдерживают оползание более легких ФЭМ в сторону уклона конструкции.

  3. Nilalas Ответить

    Читать далее +
    10.06.2017 Автор Евгений Муравьев в Тротуарная

    Как класть тротуарную плитку своими руками: способы и порядок укладки

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Тротуарная

    Изготовление тротуарной плитки в домашних условиях, помощь в выборе методики

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Общие вопросы

    Чем отмыть плитку в ванной: 8 домашних методов

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Общие вопросы

    Варианты укладки плитки в ванной — дизайн интерьера

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Общие вопросы

    Как правильно класть плитку на стену на века

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Общие вопросы

    Как выровнять пол под плитку и стоит ли?

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Керамическая

    Как клеить плитку на гипсокартон: 3 основных этапа

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Общие вопросы

    Подготовка стен под плитку в ванной: основные этапы

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Керамическая

    Как выложить фартук из плитки на кухне, его особенности и размеры

    Читать далее +
    Автор Евгений Муравьев в Тротуарная

    Как убрать высолы на тротуарной плитке и причины их возникновения

  4. The_Game Ответить

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    1.1. Типовая
    технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексный
    организационно-технологический документ, разработанный на основе
    методов научной организации труда для выполнения технологического
    процесса и определяющий состав производственных операций с
    применением наиболее современных средств механизации и способов
    выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК
    предназначена для использования при разработке Проектов
    производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС)
    и другой организационно-технологической документации строительными
    подразделениями. ТТК является составной частью Проектов
    производства работ (далее по тексту – ППР) и используется в составе
    ППР согласно МДС 12-81.2007.
    1.2. В настоящей ТТК
    приведены указания по организации и технологии производства работ
    по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное
    основание из готовой смеси.
    Определён состав
    производственных операций, требования к контролю качества и приемке
    работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и
    материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и
    охране труда.
    1.3. Нормативной базой
    для разработки технологической карты являются:

    типовые чертежи;

    строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

    заводские инструкции и технические условия (ТУ);

    нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001
    ЕНиР);

    производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

    местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы
    расхода материально-технических ресурсов.
    1.4. Цель создания ТТК –
    дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического
    процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на
    бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их
    высокого качества, а также:

    снижение себестоимости работ;

    сокращение продолжительности строительства;

    обеспечение безопасности выполняемых работ;

    организации ритмичной работы;

    рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

    унификации технологических решений.
    1.5. На базе ТТК
    разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение
    отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85*
    “Организация строительного производства”) по установке бетонных
    бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой
    смеси.
    Конструктивные
    особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае
    Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,
    разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной
    строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых
    работ.
    РТК рассматриваются и
    утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной
    строительной организации.
    1.6. ТТК можно привязать
    к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс
    состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности
    в трудовых и материально-технических ресурсах.
    Порядок привязки ТТК к
    местным условиям:

    рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

    проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,
    марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,
    состава звена рабочих) принятому варианту;

    корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом
    производства работ и конкретным проектным решением;

    пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,
    потребности в машинах, механизмах, инструментах и
    материально-технических ресурсах применительно к избранному
    варианту;

    оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,
    оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими
    габаритами.
    1.7. Типовая
    технологическая карта разработана для инженерно-технических
    работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,
    выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью
    ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по
    установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание
    из готовой смеси, с применением наиболее современных средств
    механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения
    работ.
    Технологическая
    карта рассчитана на следующие объемы:


    установка бетонных бортовых камней
    100 м.

    II.
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Технологическая
    карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых
    камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
    2.2. Работы по установке
    бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из
    готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену,
    продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
    час.
    2.3. В состав работ,
    последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней
    (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие
    технологические операции:

    геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта)
    бортовых камней;

    подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение
    грунта основания;

    устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

    устройство основания h=0,10 м из бетона;

    установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до
    проектной отметки;

    дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части
    борта;

    обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

    заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.
    2.4. Технологической
    картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным
    звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111
    (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX
    m
    (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка
    TSS-HCR60K
    (вес Р=60 кг); специальное оборудование
    ЭД-3М
    для монтажа бортовых камней; бетономешалка
    Al-Ko TOP 1402 GT
    (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л);
    электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная
    380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

    Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

    Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

    Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

    Рис.4. Электростанция Honda ET12000

    Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

    Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111
    2.5. Для установки
    бетонных бортовых камней применяются следующие строительные
    материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий
    требованиям ГОСТ 8267-93;
    бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям
    ГОСТ 7473-2010; камни
    бетонные
    бортовые БР 100.30.15, отвечающие
    требованиям ГОСТ 6665-91;
    пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные
    бруски 40х40 мм,
    отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М
    50,
    отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.
    2.6. Работы по установке
    бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из
    готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями
    следующих нормативных документов:

    СП 48.13330.2011. “Организация
    строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004”;

    СП 126.13330.2012. “Геодезические
    работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП
    3.01.03-84”;

    Пособие к СНиП 3.01.03-84.
    “Производство геодезических работ в строительстве”;

    СП 78.13330.2012. “Автомобильные
    дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП
    3.06.03-85”;

    СНиП III-10-75. “Благоустройство
    территорий”;

    СНиП 2-07.01-89*. “Градостроительство.
    Планировка и застройка городских и сельских поселений”;

    ГОСТ 8267-93. “Щебень и гравий из
    плотных горных пород для строительных работ”;

    ГОСТ 28013-98. “Растворы
    строительные. Общие технические условия”;

    ГОСТ 7473-2010. “Смеси бетонные.
    Технические условия”;

    ГОСТ 6665-91. “Камни бетонные и
    железобетонные бортовые”;

    СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011.
    “Организация строительного производства. Общие положения”;

    СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.
    “Организация строительного производства. Подготовка и производство
    строительно-монтажных работ”;

    СНиП 12-03-2001. “Безопасность труда
    в строительстве. Часть 1. Общие требования”;

    СНиП 12-04-2002. “Безопасность труда
    в строительстве. Часть 2. Строительное производство”;

    НПО РОСДОРНИИ-1993 г. “Правила
    охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных
    дорог”;

    РОСАВТОДОР-2002. “Сборник форм
    исполнительной производственно-технической документации при
    строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных
    сооружений на них”;

    РД 11-02-2006. “Требования к составу
    и порядку ведения исполнительной документации при строительстве,
    реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
    строительства и требования, предъявляемые к актам
    освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
    инженерно-технического обеспечения”;

    РД 11-05-2007. “Порядок ведения
    общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при
    строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
    капитального строительства”;

    МДС 12-29.2006. “Методические
    рекомендации по разработке и оформлению технологической
    карты”.

    III.
    ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    3.1. В соответствии с
    СП 48.13330.2001 “Организация
    строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004” до
    начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик
    обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную
    документацию и разрешение (ордер) на выполнение
    строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения
    (ордера) запрещается.
    3.2. До начала
    производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров)
    на бетонное основание из готовой смеси необходимо провести комплекс
    организационно-технических мероприятий, в том числе:

    разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его
    Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

    решить основные вопросы, связанные с материально-техническим
    обеспечением строительства;

    назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а
    также их контроль и качество выполнения;

    обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей
    документацией;

    укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и
    технологией производства работ;

    провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

    установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения
    строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих,
    приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

    подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и
    доставить их на объект;

    обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами
    индивидуальной защиты;

    обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и
    средствами сигнализации;

    оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки,
    освещенные в ночное время;

    обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления
    производством работ;

    доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления,
    инвентарь;

    установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства
    механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные
    РТК или ППР;

    составить акт готовности объекта к производству работ;

    получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало
    производства работ.
    3.3. Общие
    положения

    3.3.1. Бордюрный камень
    выполняет, как эстетическую, так и практическую функции. Он придает
    мощеному участку аккуратный и законченный вид. Его можно подобрать
    по цветовой гамме, соответствующей тротуарной плитке.
    С
    точки зрения функциональности, бордюрный камень:

    помогает укрепить края мощеного участка, предотвращая обламывания
    плитки или асфальтобетонного покрытия, при проезде автомобиля или
    проходе пешехода по краю покрытия;

    не дает расходиться швам, при обильной влажности и сильных
    морозах.
    3.3.2. Бордюрный камень
    устанавливают в местах перехода тротуара в проезжую часть,
    ограждает газон от садовых дорожек и т.д.
    Бетонные бортовые камни
    БР 100.30.15 предназначены для отделения проезжей части
    внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.
    3.3.3. Установка бортовых
    камней является началом работ при устройстве дорожной одежды
    внутриквартальных проездов и тротуаров. Установка бортовых камней
    должна производиться в соответствии с требованиями Рабочего
    проекта, РТК, ППР и другой технологической документации,
    утвержденной в установленном порядке.
    3.3.4. К установке
    бортовых камней следует приступать после проверки соответствия
    проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания
    должны быть не переувлажненными и не деформированными.

    Рис.7. Схема благоустройства с установкой бортового камня
    3.4.
    Подготовительные работы

    3.4.1. До начала
    производства работ по установке бортовых камней должны быть
    выполнены предусмотренные ТК
    подготовительные работы, в т.ч.:

    принята от заказчика строительная площадка;

    проведен контрольный осмотр рабочей площадки на предмет проверки
    всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств
    (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо-
    и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов,
    которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет
    предусмотренные проектом охранные мероприятия;

    выполнена геодезическая разбивка мест установки бортовых
    камней;

    на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.
    3.4.2. Строительная
    площадка передается лицу, осуществляющему строительство,
    представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи
    земельного участка под строительную площадку, в соответствии с
    Приложением
    Б, СТО НОСТРОЙ
    2.33.51-2011.
    3.4.3. Геодезическую
    разбивку линии бортов можно производить от оси проезжей части,
    красных линий, существующей застройки и других постоянных
    сооружений. Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с
    помощью нивелира от близлежащего репера.
    Для переноса
    запроектированного и представленного на чертежах плана установки
    бортовых камней на местность, необходимо иметь, как на плане, так и
    на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами
    могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными
    дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним
    привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от
    них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс,
    который заключается в следующем:

    по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных
    предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе
    определяют фактическое расстояние;

    полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками
    (выносками);

    переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.
    Вдоль края проезжей
    части, тротуара или пешеходной дорожки в створе с будущей линией
    бортовых камней по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков,
    верх которых соответствует верхней плоскости бортового камня по
    проекту. По лицевой стороне, обращенной к проезжей части,
    натягивают шнур (причалку). На колышках в точках перелома
    продольного профиля по нивелиру отмечают краской высотные отметки
    грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.
    По лицевой стороне,
    обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). Разбивку
    делают на сменный объем работ.
    Для более точной
    установки бортового камня применяют обноску из досок и стоек,
    забиваемых в грунт на глубину 0,6-0,7 м по обе стороны траншеи и
    прибитых к ним с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на
    ребро), под углом 90° к лицевой линии бортового камня (см. рис.8).
    Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что
    контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами
    обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м. На верхнем
    ребре доски забивкой гвоздей обозначают точное положение бортового
    камня на месте его установки в плане по линии лицевой стороны.

    Рис.8. Деревянная обноска
    Обноски устанавливают по
    теодолиту параллельно продольной линии проезжей части через 20-30 м
    (см. рис.9).
    В
    местах крепления разбивочных осей (проволока или леска) для лучшей
    их фиксации в досках обноски делают не глубокие пропилы.
    Все данные из
    разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют гвоздями.
    Величину требуемой
    толщины подушки из щебня с учетом коэффициента запаса материала на
    уплотнение равного 1,25 и толщину бетонного основания закрепляют на
    кольях.
    В
    точках перелома продольного профиля на обносках по нивелиру
    отмечают высотные отметки грунтового основания, бетонного основания
    и бортовых камней.

    Рис.9. Схема разбивки установки бортовых камней при помощи
    обноски
    1 – обноска из досок; 2 – визирка; 3 – шнур; 4 – бортовой
    камень
    Закрепительные знаки
    (колышки, обноски) сохраняются до сдачи установленных бортовых
    камней представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в
    процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.
    Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям
    СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.
    Выполненные работы
    необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика
    для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта
    разбивки осей объекта капитального строительства на местности в
    соответствии с Приложением
    2, РД 11-02-2006 и получить
    разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.
    3.4.4. Фракционный щебень
    грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB
    3CX m
    в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111, а
    бортовые камни на поддонах (18 шт. на поддоне) грузят
    автомобильным стреловым краном КС-45717 в
    седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом
    СЗАП-93271
    и доставляются на объект строительства.
    Доставленные на объект
    фракционный щебень и бортовые камни следует раскладывать в зоне
    действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса,
    который должен постоянно пополняться. Камни раскладывают вдоль
    траншеи в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех
    метров.
    3.4.5. Не позже чем за
    смену до установки бортовых камней рабочую зону закрывают для
    движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают
    съезды и объезды.
    3.4.6. Завершение
    подготовительных работ фиксируют в Общем
    журнале работ (Рекомендуемая форма
    приведена в РД 11-05-2007) и
    должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по
    безопасности труда, оформленного согласно Приложению
    И, СНиП 12-03-2001.
    3.5. Организация
    работ по установке бортовых камней

    3.5.1. Технологическая
    последовательность установки бортового камня (бордюра) приведена на
    рис.10.

    Рис.10. Технологическая последовательность установки бортового
    камня
    1 – отрывка траншеи; 2 – устройство подушки из щебня; 3 – укладка
    бетонного основания; 4 – установка бортового камня; 5 – заделка
    стыков цементным раствором; 6 – засыпка грунта с обратной стороны
    борта
    3.5.2. Работы по
    установке бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по
    40-50 м. В процессе работы бригада делится на два звена.
    3.5.3. Бригада при
    выполнении работ по установке бортовых камней делится на два звена.
    Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится
    следующим образом.
    3.5.4. Первое звено в
    составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста
    экскаватора выполняет установку камней. Монтажник 2 разряда
    (такелажник) стропит камни и подбивает бетон под установленные.
    Монтажники 4 и 3 разрядов устанавливают камни и окончательно
    выправляют их, заделывают и расшивают швы.
    3.5.5. Второе звено в
    составе дорожного рабочего 3 разряда и двух землекопов 2 разряда
    занимается подготовкой земляного ящика и щебеночного слоя. В начале
    смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют
    разбивочные работы.
    3.5.6. Выгрузку и
    раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как
    задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими
    силами.
    Для выгрузки выделяются
    машинист экскаватора, дорожный рабочий 3 разряда и монтажник
    конструкций 2 разряда.
    3.5.7. Работы по монтажу
    бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м.
    3.6. Первая
    захватка

    3.6.1. На первой захватке
    выполняются следующие технологические операции:

    вырезание корыта по заданному профилю с уплотнением дна корыта до
    К0,95;

    устройство из щебня выравнивающего слоя толщиной h=0,10 м;

    установка опалубки.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *