Как проверить жесткий диск на работоспособность на ноутбуке?

11 ответов на вопрос “Как проверить жесткий диск на работоспособность на ноутбуке?”

  1. unm1xed Ответить

    Стандартные программы совместимы как с жёсткими дисками (HDD), так и с твердотельными накопителями (SSD). Они также подходят не только для внутренних, но и для внешних дисков. Тип своего накопителя и другую информацию о нём вы можете найти в документации к устройству.

    Windows

    Проверить диск в Windows можно посредством утилиты, доступной в меню накопителя. Чтобы запустить её, откройте проводник и кликните правой кнопкой мыши по диску, диагностику которого вы хотите провести. Выберите «Свойства» → «Сервис» → «Проверить».

    Если увидите опцию «Проверять и восстанавливать повреждённые сектора», отметьте её. Следуйте инструкциям на экране до завершения проверки. Иногда процесс занимает несколько часов: общее время зависит от скорости диска и мощности компьютера. Если проверяете накопитель ноутбука, подключите устройство к электросети.
    На некоторых компьютерах инструменты для проверки жёсткого диска встроены прямо в BIOS. К примеру, на ноутбуках бренда HP доступна опция Primary Hard Disk Self Test («Автотест основного жёсткого диска»), которой можно воспользоваться, даже когда жёсткий диск отказывается загружать Windows.
    Возможно, аналогичная функция есть и на вашем устройстве. Вы можете зайти в BIOS, нажав F2, F8 или другую клавишу, которая высвечивается сразу после включения компьютера, и поискать средство проверки. Обнаружив его, запустите диагностику и следуйте подсказкам на экране.

    macOS

    Для проверки накопителей на компьютерах Mac служит «Дисковая утилита». Найдите и запустите её в разделе Finder → «Программы» → «Утилиты». Затем выберите диск на боковой панели, кликните «Первая помощь» и следуйте подсказкам системы. Утилита выполнит поиск проблем и в случае обнаружения попытается их исправить. В редких случаях процесс может затянуться на несколько часов.

    2. Сторонние программы для проверки жёсткого диска

    Стандартного средства диагностики достаточно для большинства ситуаций. Но всё же некоторые ошибки оно может пропустить.
    Производители жёстких дисков предлагают бесплатные программы для более тщательной проверки своих устройств. В качестве примера можно привести SeaTools для накопителей Seagate и Data Lifeguard Diagnostic для дисков Western Digital. Такие утилиты просты в использовании и часто содержат подробные инструкции на русском языке. Программу для своего жёсткого диска вы можете найти на сайте производителя.

    Среди пользователей Windows с определённым багажом технических знаний очень популярна утилита Victoria, совместимая с дисками разных брендов. Она выполняет глубокий анализ накопителя и восстанавливает его. Но разработчик давно прекратил её поддержку, так что нет гарантии, что Victoria подойдёт для всех современных устройств. Кроме того, она сложная и в руках неопытного пользователя может повредить жёсткий диск. Так что рекомендовать её новичкам вряд ли стоит.
    Поддерживает ли конкретная программа SSD-накопители или только HDD, вы можете узнать из её официального описания. Это также касается поддержки внешних дисков.
    Если выбранное вами средство диагностики найдёт ошибки, которые не сможет исправить, значит, есть риск потерять личные данные. В таком случае желательно скопировать важные файлы на другой носитель и попробовать восстановить Windows или macOS. Если жёсткий диск продолжит работать со сбоями, лучше его заменить.

    Читайте также

    Как восстановить данные на компьютере, смартфоне, планшете и карте памяти →
    Как проверить температуру процессора, видеокарты и других частей компьютера →
    Как почистить компьютер от рекламы, удалить мусор и ускорить работу Windows →

  2. zirmanik Ответить

    Жесткий диск компьютера — очень чувствительный компонент. Появившиеся ошибки в его файловой системе, битые сектора на поверхности, механические неполадки иногда становятся причиной полного отказа компьютерной системы.
    Те же проблемы характерны для флеш-накопителей, которые по своей сути практически ничем не отличаются от винчестера. Как же определить наличие ошибок и бэд-секторов и как по возможности их исправить?

    Совсем чуть-чуть теории

    Многие просто путают ошибки файловой системы и плохие сектора. Поэтому попытаемся разъяснить разницу между этими явлениями и причину их появления. Также, определим, какой может оказаться симптоматика проявлений, появившихся ошибок на поверхности винчестера.

    Ошибки файловой системы

    Когда говорят об ошибках жесткого диска и попытке их исправить с помощью встроенной в Windows утилиты chkdsk, то чаще всего имеют в виду именно ошибки файловой системы. Такие ошибки связаны с проблемами метаданных, описывающих саму файловую систему: ошибки файлов $Bitmap, $BadClus, главной файловой таблицы, различных индексов.
    Например, ошибки в файле $Bitmap файловой системы NTFS могут стать причиной неверного распознавания системой объема свободного пространства тома. А проблемы с файлом $BadClus могут привести к неверному определению бэд-секторов и попытке записи данных в такие сектора, что станет причиной полного зависания компьютера.

    Битые сектора

    Природа битых секторов несколько иная. Жесткий диск «нарезается» на сектора еще на заводе при производстве. Именно тогда создается его логическая структура, тогда он получает магнитные свойства для записи данных. Эти структуры становятся сбойными в результате постепенной деградации областей поверхности жесткого, которые становятся таковыми из-за неосторожного обращения с винчестером, который нечаянно когда-то упал на пол или подвергся удару по корпусу даже обыкновенной отверткой.
    Тестирующие программы, попадающие на части деградирующей поверхности, обнаруживают так называемые сбойные или поврежденные сектора — бэд-сектора. Потерявшие магнитные свойства сектора не позволяют считывать и записывать в них данные. Устранить сбойные структуры винчестера возможно. Для этого производители создают специальные резервные области секторов. При появлении бэд-сектора, диагностируемого по определенному адресу, его адрес переназначается сектору из этой резервной области.

    Симптомы проявления ошибок и битых секторов

    О симптоматике проявления ошибок файловой системы мы уже немного поведали выше. Однако симптомы иногда очень разнообразны. Приведем некоторые проявления возникших в винчестере ошибок и битых секторов.
    Заметное подвисание операционной системы при выполнении операций считывания и записи.
    Отказ при загрузке операционной системы. Например, загрузка продолжается только до появления уведомления о загрузке и эмблемы Windows.
    Внезапная перезагрузка компьютера.
    Частое возникновение ошибок в работе операционной среды.
    Чрезвычайно медленная и непроизводительная работа операционной системы.
    Здесь приведен далеко неполный список проявлений ошибок, связанных с неполадками файловой системы и наличием деградирующих областей жесткого диска. Что же делать в таких случаях?

    Проверяем ошибки средствами Windows

    Проверка и исправление ошибок файловой системы в Windows осуществляется штатной утилитой этой операционной среды под названием chkdsk. Она также может быть полезна при устранении программно возникших сбойных секторов в результате действия вирусов.Ее можно запустить как в графической среде, так и из командной строки. Рассмотрим наиболее доступный вариант ее выполнения в графической среде.

    Проверка неактивного тома

    Проверка неактивного тома наиболее простая. Выполнить ее можно полностью в графическом режиме. Под неактивным томом подразумеваем раздел, на котором не установлена действующая в данный момент операционная система. Это может быть подключенный другой винчестер или, например, диск D.

    Нажмем кнопку “Выполнить проверку”.
    Запуск утилиты осуществляется из вкладки «Сервис» свойств тома. В данной вкладке находится кнопочка «Выполнить проверку». Если нажать ее, то откроется окошко утилиты chkdsk. Для проверки битых секторов, которые появились в результате программных ошибок нужно установить флажок напротив соответствующей опции. Далее, достаточно нажать кнопочку «Запуск» — утилита произведет проверку и исправление ошибок.

    Утилита chkdsk проверяет том D, диагностируя также сбойные сектора.

    Проверка системного тома

    Проверка и исправление ошибок системного тома, где находится действующая на момент проверки операционная среда, осуществляется немного по-другому. Утилита определяет такой том как подключенный, а поэтому предупреждает, что выполнить проверку она не может, но предлагает произвести ее при последующей перезагрузке.

  3. Bardzakkkk Ответить

    Полезные вспомогательные утилиты для проверки состояния диска и устранения неполадок:
    HDDLife – Одно из однозначных «Must Have» приложений для пользователя, заботящегося о здоровье системы и тех кто не хочет внезапно потерять важные файлы на компьютере. Имеет несколько весьма полезных фич, одна из которых — активный индикатор состояния жесткого диска. Измеряет производительность и определяет изношенность компонентов, отображая данные в виде полосок. Зеленая означает, что все в порядке и особых поводов для беспокойства не имеется, желтая указывает на то, что диск отработал часть своего ресурса и следует обратить внимание на его состояние, красная — сигнал тревоги и посыл к немедленным действиям по замене комплектующих и резервному копированию наиболее важных данных. Кроме того, отображает значение температуры диска, которая не должна быть слишком высокой, иначе неминуема гибель устройства, т.к любой физический носитель весьма капризен к термальным кондициям. Можно воспользоваться как бесплатной версией для десктопа, так и платной с расширенным функционалом.
    Seagate Seatools – не менее полезная утилита, которая, однако, не обладает универсальностью предыдущей, и совместима только в случае с винчестерами Seagate, для остальных моделей анализ будет фрагментарным либо вообще ошибочным. Пользоваться Stools достаточно просто — выбираете пункты для диагностики, и программа производит автоматическое тестирование. Если анализ завершен успешно, высветится PASS, в других же случаях вы увидите надпись FAIL. Выявляются такие проблемы, как:
    Ошибки файловой системы HDD;
    Неполадки в загрузчике Windows MBR диска;
    Конфликт оборудования и несовместимость драйверов Windows;
    Наличие Bad Sectors;
    Наличие троянов, вирусов и иных нарушающих работу диска приложений.

    Во многих случаях Seagate Tools автоматически исправляет найденные проблемы, в редких требует участия пользователя. Стоит отметить, что перед проверкой и исправлением ошибок понадобится запастись терпением. Кропотливый анализ жесткого диска — дело не сиюминутное, и продолжительность процесса увеличивается пропорционально объемам записываемой памяти.

    Анализ диска с помощью командной строки


    Запускаем командную строку одним из следующих методов: Выполнить → cmd, или открываем меню «Пуск->Все программы->Стандартные->Командная строка».
    В командной строке прописываем chkdsk C: /f
    Для проведения полной проверки необходимо происать chkdsk C: /f /r
    После стандартные шаги: перезапуск компьютера — ждем пока проверится диск на битые сектора — завершаем.
    Для получения справки о возможных параметрах проверки диска вводим chkdsk /?.

  4. asyan4ik Ответить

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста, возникла проблема с внешним жестким диском фирмы WD, не новый, ему уже несколько лет, на протяжении всего использования были проблемы только с проводом, постоянно отключался от любого компьютера. А сейчас решила навести в нем порядок, разобрать файлы, и при удалении одного фильма вдруг все зависло (и если мне не изменяет память этого фильма вообще не должно было там быть, так как при переносе фильма с ноутбука на WD, тоже все зависло, и я прервала загрузку, нажав на отмену, отмена не сработала и я вынужденно выдернула провод) и сейчас при удалении этого же фильма сперва все зависло, потом написали, что удаление невозможно (что-то типа того), я обновила папку, и фильм исчез. Зашла в следующую папку, и диск уже совсем отказывался работать, ноутбук завис, и я снова вынужденно выдернула провод с WB. На следующий день я воткнула WD в ноутбук, звук подключения был воспроизведен, но сам диск так и не открылся. Раньше в «мой компьютер» он отображался названием, которое я ему и дала и показывалось кол-во занятого места, теперь показывается просто «локальный диск J» и «мой компьютер» постоянно пытается его загрузить (выше видно зеленую полоску загрузки) но ему это не удается. Там, где диск нужно вынимать с помощью безопасного извлечения WD отображается, но если нажать «извлечь», то пишут, что это невозможно. В диспетчере устройств>дисковые устройства WD отображается и в свойствах написано, что устройство работает нормально, но там же в >переносные устройства диск под названием J (тот самый локальный) отображается с желтым значком, в свойствах написано «запуск невозможен (код 10)» обновление драйвером не требуется (пробовала). Зашла в управление дисками, как писали здесь ранее, без WD очень все быстро открылось, с WD же ждала минут 15, отобразился диск J (состояние исправен) размер совпадает с моим WD. Вылезала ошибка в данных (СRC) нет доступа к J. Проверяла диск на другом ноутбуке и тв, не читает. Форматирование исключено, файлы очень нужные! Помогите пожалуйста! Надеюсь, достаточно подробно описала проблему… Буду благодарна за ответ!

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *