Как развивалась русская проза в начале века какие направления?

13 ответов на вопрос “Как развивалась русская проза в начале века какие направления?”

  1. lexin177 Ответить

    Период конца девятнадцатого — начала двадцатого века смело можно назвать «переломным». Назревали социальные потрясения, менялось общественное сознание, происходила переоценка ценностей. Менялась и литература. Появилось множество новых направлений, в область литературного рассмотрения входили новые темы и проблемы.
    Русская проза этой эпохи очень разнообразна. Тогда писало множество талантливых авторов, и каждый вносил в литературу что-то новое. Прежде всего следует сказать о смене жанров. Если в шестидесятых годах девятнадцатого века в литературе господствовала форма большого романа, то теперь его место занял короткий рассказ (хотя романы тоже писались). Малая форма предполагает гораздо большую концентрацию информации, чем большая, отсюда такое внимание авторов к художественной детали. Бытописание с помощью таких деталей, которые создают комический эффект — основа творчества Лейкина и раннего Чехова — Антоши Чехонте. Деталь несет огромную информационную нагрузку во всем творчестве Чехова, так «слабые руки» Мисюсь в «Доме с мезонином» говорят нам о её душевной слабости, а запах жареного лука в «Ионыче» еще более подчеркивает пошлость существования семьи Туркиных.
    У Бунина художественная деталь имеет прежде всего эстетическое значение. Его проза — проза поэта, об этом нельзя забывать. Он перечисляет детали, которые могут и не нести в себе конкретной информации, но являются совершенно необходимыми для создания настроения, для передачи авторской интонации.
    В романах Мережковского деталь всегда имеет символическое значение. Он — теоретик символизма и чуть ли не глава школы — ничего не пишет зря, и каждая деталь является символом. Когда Петр в «Петре и Алексее» случайно наступает ногой на икону и раскалывает её пополам, то это в контексте романа приобретает философское значение. Вообще, символистская проза очень многозначительна. Для нее характерен интерес к философским вопросам, к проблемам христианства. Отсюда такой их интерес к античности («Юлиан Отсупник» Мережковского, «Алтарь победы» Брюсова), к средневековью («Огненный ангел» Брюсова), к мистике и вообще всему таинственному.
    Рассказы Л.Андреева нельзя отнести к определенному направлению. Сам он себя называл «неореалистом», и стремился показать «ирреальное в реальном». Отсюда и вполне символистская тематика его рассказов, по форме чисто реалистических. Его любимая тема — это отношения человека и судьбы, и весь пафос его творчества пессимистичен. Наряду с «неореализмом» был еще и «неоромантизм». Ранние рассказы М.Горького, такие как «Челкаш», «Старуха Изергиль» пропитаны романтическим мироощущением.
    Мы видим, что русская проза конца девятнадцатого — начала двадцатого века развивалась по нескольким направлениям, нащупывала разные пути, словом, жила полнокровной и творческой жизнью.

  2. hathory Ответить

    В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

    Реализм в начале 20 века

    Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
    Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

    Символизм в начале 20 века

    Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”. В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
    Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как “постижение мира иными, не рассудочными путями”. В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

    Акмеизм в начале 20 века

    Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

    Футуризм в начале 20 века

    Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

    Вывод

    Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.
    Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.
    Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2011

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *