Как сделать дымковскую игрушку из пластилина лошадь?

20 ответов на вопрос “Как сделать дымковскую игрушку из пластилина лошадь?”

  1. Mansur Ответить

    У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.
    И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.
    Это 1 часть — лепка.
    2 часть — роспись здесь>>
    Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.
    Материалы и инструменты:
    – глина натуральная;
    – стеки;
    – коврик для лепки;
    – досочка для лепки;
    – банка с водой;
    – влажная тряпочка;
    – влажное полотенце;
    – полиэтиленовый пакет;
    – кисть.
    Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.
    Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.
    В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.
    Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.
    Итак, начнем лепить!
    Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.


    Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.

    Далее голова петушка — это шарик около 2 см.

    Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).

    И приглаживаем.

    Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.


    Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.



    Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.

    Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.


    Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.


    Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.


    Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.
    Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.


    Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.


    Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.


    Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.


    Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.

    И закрутим их вот так.


    Согнем так.


    И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.



    Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).


    Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.

    И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.

    Мой волан получился с 5 складками.

    Готовый воланчик немного сгибаем.

    Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.

    Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.

    Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.

    С другой стороны делаем точно такое же крыло.

    Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.
    Вот и готов наш петушок.





    Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.
    А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.

    Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.
    Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!
    Это была 1 часть — лепка.
    2 часть — роспись здесь>>
    С уважением Ольга Каримова

  2. Micage Ответить

    Елена Никитаева
    Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс
    Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России.


    При изучении фольклорных игрушек из глины мы использовали разные формы работы- лепили хлудневскую игрушку из полимерной глины, рисовали филимоновскую и дымковскую, читали сказку про каргопольскую, защищали детские проекты. А вот при изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин., имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько- дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.
    Условно разделим работу на два этапа: 1- изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную и 2- ее роспись.
    Материалы, которые потребуются на 1 этапе:
    пластиковая 1,5 л бутылка, ножницы, бумага для заполнения бутылки -основы,стеки, крахмал, круглый карандаш для сглаживания поверхности изделия и придания формы оборкам, клей ПВА и белая гуашь,баночка для смешивания красок с ПВА, иллюстрации дымковских игрушек для образца, подкладной лист.

    1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.

    2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.




    3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.

    4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника
    5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту

    6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки



    7 заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках


    8. Стекой формируем кисти рук



    9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами



    10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо



    11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком



    12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап зхакончен.


    Для второго этапа (росписи) нам понадобятся:
    ватные палочки, гуашь, клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались,подкладной лист, баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки, круглые поролоновые штампы.
    1. Штампом наносим большие голубые круги

    2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки

    3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом



    4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу

    5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке

    6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.


    7. Высушиваем. Поделка готова.

  3. Ipofiner Ответить

    Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

    В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

    Когда игрушка уже высохла…

    О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

    Барыня или барышня?

    Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

  4. Nuadandis Ответить

    Виктория Ветлужских
    Конспект занятия по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки»

    Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи):
    – учить детей применять основные приемы пластилиновой живописи в декоративной росписи («расплющивание», простой и сложный «налепы»);
    – учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;
    – развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.
    Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:
    – расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;
    – познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;
    – приобщать детей к истокам русской народной культуры;
    – закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;
    – учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;
    – активизировать употребление в речи названия элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    Воспитательные задачи:
    – воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;
    – воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества;
    – воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
    – вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой; прививать эстетический вкус.
    Материал и оборудование:
    Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; нарисованные трафареты игрушек – лошадок для росписи; набор пластилина, стека, доска, салфетка для рук для каждого ребёнка.

    Ход занятия.

    Пальчиковая игра «В детский сад идти пора»
    Этот пальчик хочет спать
    Этот пальчик – прыг в кровать!
    Этот пальчик прикорнул.
    Этот пальчик уж заснул.
    Тише, пальчик, не шуми,
    Братиков не разбуди….
    Встали пальчики. Ура!
    В детский сад идти пора.
    (Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)
    Воспитатель: Вот и собрались мы все в нашем детском садике. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками
    В любой порядочной избушке,
    Есть место дымковской игрушке!
    Какие чудные зверюшки!
    Лошадки, курочки, индюшки!
    Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки.
    Было это очень давно. В одном селе жили себе, поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да, так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки: барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам.
    Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
    Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим игрушки, и я вам прочту про них стихи.
    Воспитатель: Вот перед нами дымковские игрушки.
    Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного что серости серей.
    В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
    В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
    А это девица краса…
    Посмотри, как хороша эта девица-душа.
    Щечки алые горят, удивительный наряд,
    Сидит кокошник горделиво,
    Барышня так красива.
    Воспитатель: Очень любят дымковские мастера птиц расписывать. И такие они у них красивые получаются! Посмотрите на игрушку – индюка.
    Вот Индюк нарядный!
    Весь такой он ладный!
    Всех нарядом удивил,
    Крылья важно распустил!
    Воспитатель: Да и животные все у них получаются сказочными, яркими.
    Заплелись густые травы,
    Закудрявились луга,
    Да и сам я весь кудрявый,
    Даже завитком рога.
    Поглядите, каковы!
    И нарядны, и новы:
    Расписные сани,
    Медведь с гармошкой,
    Солдат с усами.
    Козёл – золотые рожки,
    Да, куколка в серёжках!
    Воспитатель: Вы, наверно, устали немножко? Нам поможет физкультминутка.
    Физкультминутка.
    Раз, два, три, четыре,
    Круг по уже, круг по шире.
    На носочек и на пятку,
    А потом пляши присядку!
    Влево, вправо повернись,
    Веселее улыбнись!
    Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на узоры дымковской игрушки. Какие элементы применяют в росписи мастера? (ответы детей) Правильно, это – кружки, кольца, полоски, змейки.
    Для яркости и красоты в дымковской игрушке используют красный цвет, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и совсем немножко коричневый и черный.
    Ребята, а вы знаете, что круг у славян – это Солнце, волнистые и ломаные линии – вода, волны, а клетка – это богатые поля нашей Родины – России. Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы, окружающая человека.
    У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
    А вы, ребята, хотите стать мастерами – волшебниками? Давайте мы с вами раскрасим наших чудо – коней. Нам не нужны краски и кисти потому, что расписывать мы будем пластилином. Какие приемы пластилиновой живописи нам известны? Давайте вспомним, потому что они нам помогут передать красивый узор на наши игрушки.
    Жгутики. Как нам получить жгутики? (ответы детей). Правильно, раскатываем из небольшого кусочка пластилина тонкие «колбаски» – жгутики. Посмотрите внимательно на элементы дымковской росписи, ребята. Где мы можем использовать этот прием? (ответы детей) Правильно, при рисовании прямых и волнистых линий и «сетки». Для этого немного прижимая жгутик к основе, выкладываем его по контуру силуэта или по намеченным линиям.
    «Расплющивание» (простой налеп). Ребята, кто сможет рассказать, как выполняется этот прием? (ответы детей) Молодцы, правильно. Отщипываем от пластилина небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикладываем на основу и, прижимая пальцем, немного расплющиваем.
    Так же мы можем использовать в своей работе приемы: «точки», «капельки».
    – Дети, в росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный и, поэтому, мы будем брать именно такие цвета пластилина.
    Вот мы с вами рассмотрели элементы дымковской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.
    Пальчиковая игра «Семья»
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папенька,
    Этот пальчик – маменька,
    Этот пальчик наш малыш
    Зовут его – Ванюша!
    Воспитатель: Я предлагаю вам продумать узор, который будет на вашей игрушке. При выполнении работы не забывайте, чем тоньше жгутик, тем красивее получатся линии и «сетки», что можно чередовать узкие и широкие полоски.
    (Дети садятся за столы и выполняют задание).
    – А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Вот какие красивые яркие получились они у вас.
    Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту.











  5. Bakora Ответить

    Детям проще сделать дымковскую игрушку из пластилина. Но настоящие мастера берут для работы местную красную глину, смешивая ее с речным песком. Все части фигурок лепятся отдельно, а потом соединяются. Стыки сглаживаются, при этом используется жидкая глина.

    Полученные игрушки сперва подсушиваются на воздухе, а затем обжигаются в горячей печи. Поверхность белят. В старину для этого брали мел и разводили в молоке. Краски делались из куриных яиц, смешанных с квасом. Узоры наносили пером. Они были просты: круги, точки, волнистые линии, зигзаги. Причем каждый элемент имел свое значение. Круг символизировал солнце. Точками изображались человеческие следы. Волнистая линия напоминала о воде, перекрещенные полоски обозначали колодец.
    Цвета использовались яркие, праздничные. Чтобы придать готовым игрушкам блеск, их покрывали взбитым яичным белком.

    Сказочный конь

    Научимся делать дымковскую игрушку из пластилина поэтапно. Изготовим вместе с ребенком коня. Для работы можно использовать остатки пластилина любых цветов. Действуйте по инструкции:
    Мысленно разделите будущую игрушку на отдельные детали: туловище, ноги, голову, уши, хвост, гриву.
    Туловище лепим из самого большого куска пластилина, придавая ему овальную форму.
    Ноги можно сделать отдельно в виде конусов, расширяющихся кверху. А можно слепить их из того же куска пластилина. Для этого его с обоих сторон стеком разрезаем пополам, чтобы вышли четыре конечности. Округляем их, примазываем и загибаем вниз.
    Голову с шеей лепим из загнутой колбаски. Примазываем к туловищу, утончаем мордочку.
    Делаем ушки конической формы.
    Для гривы нужны два переплетенных жгутика, которые крепят по шее между ушками.
    Хвост делается из таких же заплетенных в косичку жгутиков. Их соединяют в замкнутое кольцо и прикрепляют к туловищу.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *