Как сделать гномон по географии 5 класс?

8 ответов на вопрос “Как сделать гномон по географии 5 класс?”

  1. Marius Ответить

    Пункты 1 и 2 посвящены нахождению точного направления на Север. Да, для этого можно использовать и компас, но надо помнить, что магнитное склонение (то есть отклонение показаний компаса от реального направления на географический Север) в нашей стране может достигать 10, 20 и более градусов. Кроме того, вы можете словить локальную магнитную аномалию. Поэтому метод определения Севера по солнцу – точнее и надёжнее.
    1. К моменту истинного полудня (солнечной кульминации, еще ее ошибочно называют “зенитом”) готовим отвес (например подвешиваем на веревке камешек/железяку и следим, чтобы все это не болталось на ветру) и горизонтальную площадку, на которой видна тень от веревки. Методы вычисления времени истинного полудня для вашей местности я опишу ниже.
    2. В момент истинного полудня (предварительно время неплохо бы синхронизировать с интернетом, например по сервису time.is, ну или по андроид-приложению ClockSync) отмечаем направление солнечной тени отвеса, например, с помощью нескольких камешков, которые выкладываем вдоль тени. Это точное направление север-юг (направление меридиана).
    3. Вычисляем тангенс угла к горизонтали, под которым должен стоять гномон (то есть наша палка). Для этого выясняем широту места, вбиваем ее в калькулятор и жмем tan. Например, если широта 56 градусов, то tan(56) = 1.483.
    Умножаем это число например на полметра (50 см), получаем 74 см. Втыкаем палку в землю, в направлении строго на север (мы его выяснили в прошлом пункте по отвесу) от этого места кладем камешек в 50 см от места, где воткнута палка, и наклоняем палку таким образом, чтобы она проходила над камешком на высоте 74 см. На рисунке 3 (и 3а для пущей наглядности) я показал отвес, который спускается от гномона и попадает на линию меридиана (длина этого отвеса в нашем примере = 74 см). Вместо отвеса можно “стрелять” глазом, но получится не так точно. И в таком положении начинаем вбивать палку, время от времени проверяя/корректируя, чтобы она проходила над нашим “полуметровым” камешком на заданной высоте. Как только палка будет крепко держаться, можем себя поздравить – самая ответственная часть работы сделана: мы сориентировали наш гномон параллельно земной оси. И, кстати, он заодно с хорошей точностью указывает на Полярную звезду (можете проверить ночью, “стрельнуть” глазом вдоль палки).
    4 и 5. Следующие положения часовых меток, сделанные по таймеру. Надо отметить, что хоть на рисунке и отмечено 12 часов для полуденной метки, на самом деле гражданское время для неё будет иным. Чтобы об этом не думать, проще всего разметить циферблат, подходя к гномону в 13:00, 14:00 и так далее, и просто отмечать направление тени. А на следующий день с утра до полудня отметить остальные часовые метки.
    Сами часовые метки могут быть какими угодно: можно вбить таблички с цифрами, можно выложить камнями.
    Вычисление времени истинного полудня
    Перечислю, какие именно вещи случаются в момент истинного полудня:
    * солнце находится точно на Юге (для наших северных широт);
    * горизонтальные тени от вертикальных предметов падают точно на Север;
    * солнце находится в наивысшей точке своего дневного хода;
    * это момент – с хорошей точностью середина между восходом и заходом солнца в этот день.
    Для каждого меридиана – свой момент истинного полудня. Так, скажем, в сравнении с центром Москвы истинный полдень на востоке города случается примерно на 1 минуту раньше, а на западе – на минуту позже. Ниже приведён годовой график времени полудня для центра Москвы (для часового пояса UTC+3, в котором Москва постоянно находится с октября 2014 года):

  2. TheBrainBit Ответить


    Рабочая тетрадь по географии «Дневник географа – следопыта. 5 класс» А. А. Летягина. Издательство: Вентана – Граф, серия: География, Роза ветров (Алгоритм успеха). Тетрадь состоит из одной части и 104 страниц.
    Изучая материал данного курса, учащиеся познакомятся с географией как наукой о планете Земля, подробно изучат движение и вращение Земли, строение земной коры, рельеф, что такое атмосфера, литосфера и гидросфера, погода и метеорологические наблюдения. Будет затронута и тема Мирового океана, который покрывает 70,8 % поверхности Земли и включает в себя Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Рабочая тетрадь состоит из 32 уроков различного уровня сложности. Выполняя данные задания, учащимся необходимо не только отвечать на конкретные вопросы учебника и выполнять тестовые задания, но и рисовать схемы, таблицы, проводить сравнительные характеристики, строить диаграммы, использовать дополнительную литературу при подготовке докладов к уроку. Такой подход к решению обеспечивает формирование у учеников навыков самостоятельной работы и анализа.
    Наш сайт ЯГДЗ станет лучшим помощником в выполнении домашнего задания и подготовке к уроку. Учащиеся всегда могут воспользоваться нашим решением (ГДЗ) в случае возникновения затруднений, что позволит не «запустить» пройденный материал и получить положительную оценку.

  3. Fed boa Ответить

    7
    Гномическое расширение очерчивает сонический процесс, который лежит в основе роста. С перспективы вибрации каждая замкнутая система в природе определяется резонансной частотой стоячих волн её модели. Этот сонический уровень лежит в основе явления. Как уже было сказано выше, явления начинают существовать тогда, когда стоячие волны настраиваются на основные ноты природы. Это позволяет им при помощи симпатических вибраций получать энергию от постоянно движущихся по спирали космических сил. [2][2] Гномическое расширение в природе

    8
    Можно представить себе последовательные циклы дня, луны и солнечного года как спиральный процесс, который концентрирует космические силы, движет их сверху вниз, приводит извне внутрь, к состоянию зерна. Процесс роста на Земле это спиральное переплетение центробежного и центростремительного резонансов. [2][2] Гномическое расширение в природе

    9
    Гномон – что это? Как отмечал в 1790 году сам великий Гёте: “Теперь мы можем в точности определить всю последовательность формирования листьев, ведь все действия Природы проходят шаг за шагом перед нашими глазами.” Такое изобилие спиралей и самоподобных фигур в природе не осталось незамеченным с древнейших времен человек использует спиральные мотивы в архитектуре и декоративных искусствах. Открытые не так давно швейцарским математиком Бенуа Мандельбротом фракталы великолепно иллюстрируют концепцию самоподобия. Олицетворением же самоподобия является логарифмическая спираль: если начертить такую спираль и затем фотографически увеличить ее, то полученная фигура окажется абсолютно идентична исходной с точностью до поворота на угол, величина которого зависит от степени увеличения. Мидхат Газале описывает и объясняет свойства гномонов (самоповторяющихся форм), повествует об их долгой и живописной истории, исследует математические и геометрические чудеса, возможные с их помощью. [3][3]

    10
    Витые фигуры

    11
    Что такое гномон? Древнейшими солнечными часами был гномон – вертикальный стержень на ровной площадке, служивший циферблатом. На циферблате имелось только одна отметка – прямая линия к северу от столба, куда тень падает в полдень. Экран гномона можно разбить на часы, но все часы дня будут иметь разную продолжительность, и, кроме того, день ото дня длительность такого «часа» тоже будет меняться. Чтобы гномон показывал всегда время правильно, его надо наклонить в направлении земной оси, т. е. на Полярную звезду. Такое усовершенствование гномона предпринял грек Анаксимен Милетский, около 530 г. до н. э. построивший в спартанской столицы Лакедемоне солнечные часы. С той поры более 2 тысячелетий этот прибор оставался главным измерителям времен. Солнечные часы, сооруженные на площадях древних и средневековых городов, размеряли жизнь горожан, а в парках и садах служили забавным и поучительным украшением. Чаще всего их устанавливали либо на тумбе с горизонтальным циферблатом, либо на стене здания – это были вертикальные солнечные часы. Обычно на циферблате отмечали только часы. В средние века лишь астрономы для своих нужд делили часы на минуты. В повседневной жизни минуты значения не имели.

    12
    Что им можно определить? Полуденную линию и стороны света; Высоту Солнца над горизонтом и широту места, момент наступления истинного полдня, а по нему и долготу места. В полдень тень от всех предметов направлены вдоль линии, точно указывающей с юга на север. Она называется полуденной. Зная ее направление можно установить солнечные часы. Определить направление полуденной линии в любой точке Земли поможет древнейший астрономический прибор – гномон. Для того чтобы его изготовить, понадобиться прямой шест, который необходимо вертикально вбить в землю, пользуясь отвесом. За 1-2 часа до полудня отметим конец тени от шеста колышком. Возьмем шнур. Один конец его привяжем к основанию гномона. Используя свободную часть шнура как циркуль начертим на земле окружность, проходящую через вбитый колышек. Тень от шеста будет сначала сокращаться, а потом расти и при этом медленно поворачиваться. Когда она вновь коснется начерченной нами окружности, отметим конец тени другим колышком. Прямая, проходящая через середину линии, соединяющий первый и второй колышки, и основание гномона – полуденная линия. Теперь мы в любой точке сможем определить момент истинного полдня.

    13
    Описание эксперимента. Была взята гладкая доска с наклеенным на ней белым листом бумаги и карандаш. С помощью отвеса карандаш был установлен перпендикулярно дощечке. И доска была установлена горизонтально. Отмечали положение вершины и длину тени l и момент времени Тп по проверенным часам. Часы проверялись по сигналам точного времени в течение нескольких дней до и после наблюдений. 1) Определение момента истинного солнечного полдня. Отмечая точками положение конца тени от гномона и моменты времени по часам до и после полудня, находим момент времени tп=Тп, когда длина тени минимальна lmin. Истинное солнечное время Тo полдня равно 12 часам,а наши часы показывают время tп=Тп И так мы находим полуденное Тп время по графику. To = 12h Тп = 13h 47m50s -2m12s Тп = 13h45m38s – исправленное за ошибку часов время наступления полудня. Здесь -2m12s – поправка часов, выявленная при их проверке

    14
    2)Определение долготы места Из уравнения времени: Тl = То + h, Тl= 12h+05m21s=12h5m21s; Tп= Т0+ n + 2, n = 7, T0 = t – n – 2, T0= 12h00m= t T0 = 4h47m50s l = Тl – Т0 = То + h- Т0 l= 7h17m31s С учетом точности измерений ( 1о=4m, 1m®15?) l=7h17m,5 ±15? 3)Определим широту Ho=arctg H/lmin, H=13.5мм, В момент истинного полдня определяем lmin = Ho=49o, 96 Ho = 90o – j + d Из этой формулы находим широту j. j = 55o03? do = – берется из календаря на день измерений 4) о точности: Диаметр солнца примерно 30ў do ~ 30?ў Высота Солнца определяем с точностью ho ± do/2 = ±15ў Так как 1o соответствует примерно 111 км., то положение места наблюдения определяем с точностью: на местности ± 25 км и широта места j определяется с точностью ±15?. Так, что с учетом точности измерений j=55о03ў±15ў Наблюдения проводились на оз. Байкал, Бухта Песчаная.

    15
    Первое упоминание гномона в географии Метод, примененный Эратосфеном для определения окружности Земли, был подробно описан им в специальном сочинении; метод состоял в измерении длины тени, отбрасываемой гномоном в Александрии в тот самый момент, когда в Сиеие (Ассуане), находившейся приблизительно на том же меридиане, Солнце стоит прямо над головой. Угол между вертикалью и направлением на Солнце оказался (в Александрии) равным 1/50 полного круга. [4][4]

    16
    Считая расстояние между Александрией и Сиеной равным 5000 стадиев (немного менее 800 км), Эратосфен получил для окружности земного шара приближенное значение стадиев. Более точные вычисления дали значение стадиев, или км, что всего лишь на 310 км отличается от истинной величины. Этот результат Эрастофена оставался непревзойденным вплоть до XVII в. [4][4] Первое упоминание гномона в географии

    17

    18
    Практическое использование гномона в географии

    19

    20
    Определение угла нахождения Солнца над горизонтом Гномон следует поставить на подоконник или на стол так, чтобы луч солнца упал на гномон. Конец тени от гномона отметить крестиком. Натянуть нить от заостренного конца гномона к концу тени, отмеченной крестиком. Теперь с помощью транспортира измеряется угол падения тени. Он будет соответствовать углу нахождения Солнца над горизонтом. Проверить правильность вычисления можно в двадцатых числах сентября, марта (то есть в дни осеннего и весеннего равноденствия). Высота Солнца над горизонтом в полдень в двадцатых числах сентября (от 21 до 23) будет равняться 90° минус широта местности. Так, например, широта Ленинграда 60° с. ш., следовательно, высота полуденного Солнца над горизонтом в Ленинграде в указанный период равняется 90° – 60°= = 30°; а для Москвы она будет 90° – 56° = 34°.[5][5]

    21
    Порядок использования «гномона – солнечных часов» на географической площадке школьного двора На географической площадке будут находиться: Гномон с канавками с юга на север и с востока на запад, усыпанными песком разной окраски. Окружность, изображающая горизонт с шестом посредине и с колышками на окружности, которыми обозначены пункты восхода и захода солнца каждого месяца. Две рейки на полуденной линии. На большой рейке сделаны отметки высоты солнца в полдень в каждый месяц, если смотреть на солнце с уровня меньшей рейки. «Солнечные часы». На столбе прикрепляют доску в 40 X 40 см. На ней укрепляют металлический (из жести) или деревянный прямоугольный треугольник в таком положении, чтобы он стоял на катете, а гипотенуза его была направлена вдоль полуденной линии на Полярную звезду; наклон гипотенузы (т. е. острый угол при основании) должен быть равен широте данного места, например, в Москве 56°, в Ленинграде 60°, в Киеве 51°. В полдень треугольник бросает от себя тонкую тень по направлению полуденной линии. В остальные часы до полудня и после полудня тень имеет форму треугольника, причём с утра к полудню она будет суживаться, а к вечеру расширяться. Можно по точным часам разметить положение тени в разные часы местного времени и нанести часовую нумерацию. В результате доска будет служить циферблатом, по которому в ясные дни можно определять время’. [6][6]

    22
    Гномоническая или гномическая проекция в картографии В этой азимутальной проекции центр Земли используется как точка перспективы. Все большие окружности представляют собой прямые линии, независимо от ориентировки проекции. Эту проекцию полезно использовать при разработке маршрутов навигации, поскольку большие окружности представляют маршруты с кратчайшим расстоянием. Искажение возрастает по мере удаления от центра; умеренное искажение наблюдается в пределах 30° от центральной точки.[7][7]

    23
    Использованная литература Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь [1][1] Рост посредством гномического расширения [2][2] Cайт профессиональных трейдеров [3][3] faraonov-do-fraktalovhttp:// faraonov-do-fraktalov Газале Гномон От фракталов до фараонов Античная наука [4][4] Профессия физической географии [5][5] Географическая площадка и занятия на ней[6] Картографические проекции[7] e%e3%f0%e0%f4%e8%f7%e5%f1%ea%e8%e5%20%ef%f0%ee%e5%ea%f6%e8%e 8.pdf[7] e%e3%f0%e0%f4%e8%f7%e5%f1%ea%e8%e5%20%ef%f0%ee%e5%ea%f6%e8%e 8.pdf D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:Cite&page=Chimair a&id= D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:Cite&page=Chimair a&id=

  4. karantin Ответить

    Ольга Шатеева
    Мастер-класс «Солнечные часы своими руками»
    Мы определяем время по часам. Все знают, что часы – это прибор для измерения времени. Первые часы, которые придумал человек – солнечные, и это была всего лишь палка, воткнутая в землю, а их основной принцип действия – тень от стрелки. В солнечных часах заложены знания и наблюдения наших древних предков.

    Постройка солнечных часов своими руками – увлекательнейшее занятие, а для детей – ещё и познавательная, это отличное развивающее пособие для детей по изучению времени и движения солнца.

    Модель солнечных часов, которую мы сделали – самая что ни на есть действующая.
    А, сделать их совсем несложно.
    При изготовлении солнечных часов надо знать некоторые моменты и особенности их конструкции.
    Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.
    Существует несколько видов солнечных часов.
    Мы сделали самые простейшие горизонтальные, практически не производя никаких расчетов.
    Нам потребовались материалы:
    1. Цемент
    2. Песок
    3. Щебенка
    4. Черенок от граблей
    5. Несколько штук гранитно – мраморной фасадной плитки
    6. Плиточный клей
    7. Натуральный камень
    8. Краска «Пинотекс»
    9. Баллончик золотой краски
    10. Корабельный лак
    11. Кусочек линолеума для цифр
    12. Клей «Момент»
    Сначала выбрали по возможности хорошо освещенную площадку, чтобы на часы не падала тень от деревьев или каких-нибудь других сооружений.
    Затем выкопали в земле небольшой котлован для фундамента будущих часов.

    Низ котлована засыпали песком и выровняли.

    Отметили центр и установили гномон. В качестве гномона использовали черенок от граблей, немного подрезав ему длину. Песок сверху полили из лейки водой, для того чтобы он стал более плотным.

    Затем равномерно рассыпали щебенку.

    На следующем этапе изготовления часов, залили котлован цементным раствором. Сделали стяжку.

    Когда стяжка застыла, положили гранитно – мраморную плитку на специальный плиточный клей. Так как специалиста по резке плитки у нас не нашлось, выложили плитку квадратом. Гномон покрасили «Пинотексом»

    Через сутки площадка для циферблата была готова. С помощью карандаша и линейки, отмеряя равные отрезки от центра к краю, начертили круг на плитке. Затем нанося плиточный клей по контуру круга в два ряда выложили щебенку, как мозаику.

    В солнечный день через каждый полный час, подходили к часам и делали пометки на плитке и на земле в том месте, куда указывала тень от гномона.
    В качестве оформления циферблата использовали натуральный камень.

    Для большей надежности, камень положили на цементный раствор.

    Прежде чем нанести деления и цифры на циферблат, решили сделать часы яркими и красивыми. Вокруг часов выровняли площадку и посыпали ее песком. Из баллончика покрасили щебенку золотой краской, а гномон украсили полосками, используя ту же золотую краску.

    Камни и гномон покрыли корабельным лаком. Они стали яркими и блестящими.

    Из линолеума вырезали цифры и полоски. И в соответствии нанесенной разметки приклеили их на циферблат клеем «Момент».

    Вот так выглядят наши готовые солнечные часы. И показывают они настоящее время!
    А, мы теперь с детьми во время прогулки узнаем по солнечным часам, не пора ли нам заходить в детский сад.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *