Как сделать разбор слова как часть речи?

6 ответов на вопрос “Как сделать разбор слова как часть речи?”

  1. Gadi Ответить

    Разбор слова как части речи называется морфологическим разбором. Каждое слово русского языка можно отнести к определенной части речи, самостоятельной или служебной.
    В связи с этим по смысловым признакам и вопросу, на который отвечает данное слово, можно определить его принадлежность к одной из шести самостоятельных частей речи:
    существительное,
    прилагательное,
    местоимение,
    числительное,
    глагол,
    наречие.
    Слова могут являться служебными частями речи, к которым принадлежат
    частицы, союзы и предлоги. Особняком выделяют междометие.
    У каждой части речи имеются свои грамматические признаки, изучением которых занимается лингвистическая наука – морфология.
    Одной из значимых частей речи является глагол. Чтобы выполнить его морфологический разбор, укажем часть речи и общее значение, затем выделим постоянные признаки:
    начальную форму – инфинитив;
    вид (совершенный или несовершенный);
    переходность/непереходность;
    возвратность/невозвратность;
    спряжение.
    Непостоянные грамматические признаки:
    наклонение;
    время (если есть);
    лицо (если есть);
    число;
    род (если есть).
    Синтаксическая роль.
    Сегодня разгулялась зимняя непогода.
    Разгулялась – глагол, обозначает действие;
    н.ф. – разгуляться;
    совершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.;
    изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
    Сказуемое простое глагольное.

  2. Crocus Ответить


    Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения,
    которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог,
    союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на
    определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к
    тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики
    этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
    Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой
    план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению)
    материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям
    существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является
    понятие наклонения глагола.
    Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются
    более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
    Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода
    материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой
    экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки
    виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или
    убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких
    карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и
    звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные
    части речи.

    1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

    I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на
    вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
    Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

    II. Постоянные признаки:

    собственное или нарицательное,
    одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п.
    мн.ч. = И.п. мн.ч.
    ),
    род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к
    ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.:
    ножницы)),
    склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е);
    3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

    адъективное
    (как прилагательные), несклоняемые (не
    изменяются по падежам и числам),

    вне категории склонения
    (не имеющие формы ед.ч.)).
    Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
    в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
    в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О
    ком? О чем?

    III. Синтаксическая роль
    (задать смысловой
    вопрос и подчеркнуть как член предложения).

    2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
    I. Часть речи
    – прил., т.к. отвечает на вопрос
    КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

    Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

    II. Постоянные признаки:

    Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может
    быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность
    кому-либо).

    Непостоянные признаки:

    в степени сравнения (для качественных);
    в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
    в … падеже (для полной формы),
    в …числе (ед., мн.),
    в … роде (для единственного числа).

    III. Синтаксическая роль
    (задать вопрос и
    подчеркнуть как член предложения).

    3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
    I. Часть речи
    – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО
    ДЕЛАТЬ?
    ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
    Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

    II. Постоянные признаки:

    вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
    спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им,
    ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
    возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
    переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/
    непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без
    предлога
    ).

    Непостоянные признаки:

    в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что
    сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал
    бы
    ? что сделал бы?),
    в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?),
    настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
    в … числе (ед., мн.),
    в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы),
    3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

    !!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков
    нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
    III. Синтаксическая роль
    (задать вопрос и
    подчеркнуть как член предложения).

    4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
    I. Часть речи
    – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?
    (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК
    предметов ПРИ СЧЕТЕ).

    Н
    .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

    II. Постоянные признаки:

    разряд по структуре (простое/сложное/составное),
    разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/
    порядковое),
    особенности склонения:
    1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
    5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
    40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
    тысяча скл., как сущ.1 скл.
    миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
    сложные и составные количественные скл-ся с изменением
    каждой части
    слова.
    сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только
    последнего слова.
    Непостоянные признаки:
    падеж,
    число (если есть),
    род (в ед.ч., если есть).

    III. Синтаксическая роль
    (вместе с сущ., к которому относится) с
    указанием главного слова.
    5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
    I. Часть речи –
    мест., т.к. отвечает на вопрос
    “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на
    ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

    Н.Ф. –
    …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

    II. Постоянные признаки:

    разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест
    .-прил., мест. -числ
    .)
    разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе
    сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн.,
    кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
    лицо (для личных).

    Непостоянные признаки:

    падеж,
    число (если есть),
    род (если есть).

    III. Синтаксическая роль
    (задать вопрос от
    главного слова и подчеркнуть как член предложения).

    6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
    I. Часть речи –
    нар., т.к. отв.на вопрос
    “КАК?”
    (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК
    ПРИЗНАКА.
    Н.ф. –
    указывать только если наречие в степени сравнения.

    II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.
    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и
    степени
    (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
    (Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное,
    личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное,
    отрицательное.
    )

    Непостоянные признаки:
    в … форме … степени сравнения (если есть).

    III. Синтаксическая роль.
    7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
    I. Часть речи –
    СКС, т.к. обозначает
    СОСТОЯНИЕ
    человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два
    вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

    Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у
    СКС не выделяют.

    8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
    I. Часть речи –
    прич., т.к. отв. на вопр.
    “КАКОЙ?”
    и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК
    ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
    Н.ф. – … (И., ед., м.).
    II. Постоянные признаки:

    действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное
    (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
    вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
    возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
    время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-,
    -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

    Непостоянные признаки:

    полная или краткая форма (только для страдательных).
    падеж (только для причастий в полной форме).
    число (ед., мн).
    род (только для прич в ед.ч.).

    III. Синтаксическая роль
    (обычно бывают определением или сказуемым).

    9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
    I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и
    “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
    II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.
    Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
    Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

    III. Синтаксическая роль
    (чаще бывает обстоятельством).

    10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
    I. Часть речи –
    предлог, т.к. служит для
    связи главного слова … с зависимым …
    II. Признаки:

    Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов:
    в течение, в связи с ).
    Производный (перешел из другой части речи: вокруг) /
    непроизводный (из, к, об…).
    Неизменяемая часть речи.

    III. Не является членом предложения, но может
    входить в его состав.
    11. Морфологический разбор СОЮЗА.
    I, Часть речи –
    союз, т.к. служит для соединения однородных членов
    предложения
    или простых частей в составе сложного предложения.
    II. Признаки:

    Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких
    слов: потому что…).
    Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо,
    однако…
    ) + группа по значению (соединительные: и; противительные:
    но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в
    составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по
    значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные:
    если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные:
    так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные:
    как будто)
    Неизменяемая часть речи.

    III. Не является членом предложения.


    12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
    I. Часть речи –
    частица, т.к. придает
    доп.оттенки
    (какие именно: вопросительные, восклицательные,
    указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или
    служит для образования форм слов
    (каких именно: наклонения, степени
    сравнения).
    II. Признаки:

    Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые:
    неужели, вот, именно…).
    Неизменяемая часть речи.

    III. Не является членом предложения, но может
    входить в его состав.
    13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
    I. Часть речи –
    межд. или зв/п.слово, т.к.
    выражает различные чувства
    или побуждение к действию/передают звуки живой
    или неживой природы.
    II. Признаки:
    неизменяемая часть речи;
    производное/непроизводное.

    III. Не является членом предложения.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *